Домой / Астрология / Владимир Легойда «неотделим от общества. Владимир Легойда «неотделим от общества Легойда статьи

Владимир Легойда «неотделим от общества. Владимир Легойда «неотделим от общества Легойда статьи

Владимир Романович Легойда

Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ

Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси

АЛЕКСИЯ II


ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА:

Интернет-портал «Православная книга России»

www.pravkniga.ru

Предисловие


Книга, которую вы держите в руках, не совсем обычна для православной апологетической литературы. Автор составил ее на основе своих статей за последние десять лет. Это были статьи разного рода – и написанные для конкретных изданий, и научно-популярные работы, и тексты многочисленных выступлений.

Построение сборника отнюдь не случайно. Открывает его тематический блок материалов, которые на протяжении нескольких лет были опубликованы в рубрике «Пролог» журнала «Фома». Это относительно короткие тексты, фактически – небольшие эссе, задача которых – показать неверующему человеку красоту Православия, его многогранность. Там, где воспитанные на расхожих атеистических штампах люди видят нечто тесное, скучно-серое, – открыть огромное, исполненное светом пространство…

Однако что будет дальше? Даже если неверующий читатель и уловит отблеск этой красоты, у него в сознании тотчас же возникнет «рубеж обороны» – многочисленные (и, как правило, достаточно стандартные) вопросы. И на эти вопросы отвечает вторая часть книги, так и озаглавленная: «Часто задаваемые вопросы». Сюда в основном тоже вошли публикации из «Фомы», но уже из более серьезных, «теоретических» рубрик – «Заблуждения и парадоксы», «Хронос», «Ортодоксия». Тут речь пойдет об истории Церкви, о взаимоотношениях науки и религии, т. е. о «вопросах ума».

Но кроме «вопросов ума», есть еще и «вопросы сердца» – иначе говоря, те проблемы, недоумения, порой даже и обиды, которые возникают у человека, начинающего свое вхождение в жизнь Церкви. Именно этому посвящена третья часть книги – «Диалоги с сомневающимися». Это действительно диалоги – Владимир Легойда не ведет, подобно тренирующемуся боксеру, «бой с тенью», а беседует со вполне реальными оппонентами – с авторами адресованных в «Фому» писем, с людьми, которые вступили с ним в переписку по электронной почте. Надо сказать, что редактура здесь была минимальна – при подготовке книги важно было сохранить живой дух общения, показать эти споры «как есть», без купюр и стилистических приглаживаний.

Но, допустим, человек согласился с аргументами православного апологета, получил ответы на скребущиеся в голове вопросы – а что же дальше? А дальше начинается жизнь, которая для всех нас происходит не в космическом вакууме, не в диких джунглях, а в пространстве, пускай и нефизическом, но оттого не менее значимом. В пространстве культуры. Именно так названа завершающая часть книги. Православие и культура. Как они соотносятся? Как совместить веру и занятие творчеством, искусством? А общество, социальная жизнь (которая тоже ведь входит в пространство культуры)? Как должна (и как не должна) в этих формах воплощаться религиозная вера? Автор (в отличие от некоторых православных публицистов) не стремится здесь дать чеканные формулы, окончательные и не подлежащие критике ответы. Скорее, он пытается очертить общие принципы подхода, делится своими соображениями. Да и может ли быть иначе? Ведь христианство – это не «четкий алгоритм», не сборник «политически-кулинарных рецептов», а Сам Христос. Путь, Истина и Жизнь. И на этом пути длиною во всю нашу жизнь нам приходится то и дело искать решения. Да, нам есть на что опереться, но никто и ничто не освобождает нас от работы ума и сердца.

И вот именно такое построение книги отличает ее от большинства апологетических сочинений. Как правило, те адресованы тому или иному, но вполне определенному типу читателей. А сборник «Мешают ли джинсы спасению» охватывает самый широкий круг. Вряд ли найдется человек, которого ничего в книге не затронет, которому ничто не покажется интересным. Конечно, верно и обратное – какие-то материалы тот или иной читатель непременно пропустит. Просто потому, что не его. Может, еще недорос. Или, напротив, перерос. Но в любом случае каждый найдет что-то для себя.

Поэтому я готов смело рекомендовать сборник всем, кто интересуется историко-культурной проблематикой, кто ищет ответы на нравственные и духовные вопросы, которые ставит перед нами чреватое опасностями, насыщенное трудностями начало XXI века.

Владимир ГУРБОЛИКОВ


Показать красоту православия

Моим учителям -

Вячеславу Дьякову,

Юрию Вяземскому,

игумену Герману -

с благодарностью

и любовью.


«Здесь вам не равнина, здесь климат иной, идут лавины одна за одной, и здесь за камнепадом ревет камнепад. И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь, опасный, как военная тропа…» Эти слова Высоцкого, если верить тем, кто занимается альпинизмом, довольно точно передают ощущение восходящего на вершину.

Но и песни русского барда, и рассказы самих альпинистов чрезвычайно скупы на какие-либо восторженные описания. Речь почти всегда идет о преодолении страха, трудностей и невзгод. И если не осознавать, что тяжелое восхождение есть лишь путь к вершине, а не цель, вряд ли можно понять, почему этих «больных» людей тянет в горы. Ведь опасно же. И страшно. И неудобно. Но почему-то радостно. Хотя вряд ли посторонний способен осознать эту радость. Чтобы ее почувствовать, надо ее пережить. Попробовать…

«Что скажет Легойда?» - всерьез или в шутку, но все же нередко думают журналисты, пишущие о религии и Церкви.

Профессор МГИМО, член Общественной палаты и главред самого известного православного журнала «Фома» уже несколько лет совмещает две противоречащие друг другу работы: редактора и публициста, которому надо написать понеожиданнее, и церковного «министра печати», которому надо проследить, чтобы неожиданностей и неправильных трактовок церковной жизни в СМИ не было.

Загадочный Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви располагается в Андреевском монастыре - минут 15 от метро «Воробьевы горы» по набережной. Дойти непросто, зимой - страшновато. Зато много места - это не редакция «Фомы», где не повернуться.

В ожидании интервью расспрашиваю секретаря о графике Легойды: вчера освободился часам к десяти, до 23:00 - звонки, часам к 5 утра наконец досмотрел фильм, по которому утром будут звонить за комментарием, днем принимал экзамены, оттуда сам на прием - к Святейшему Патриарху, вот сейчас только ушли аспиранты-практиканты, сделает пару звонков - и будет готов давать интервью. «Только вы пооперативнее, потому что уже на 20:00 следующее интервью запланировано».

Как я и догадывалась, во время интервью дел не убавилось - Легойда в ходе беседы одновременно просматривал эфир «Союза» - получилось ли у них снять что-то совместно задуманное или нет. Кстати, кажется, не очень получилось.

Владимир Романович Легойда

Кандидат политических наук, профессор МГИМО.

Главный редактор журнала «ФОМА» . Председатель правления Фонда содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр». Член общественного экспертного совета при Комиссии МГД по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Председатель Комиссии по вопросам образования Общественного Совета Центрального федерального округа. Постоянный член жюри гуманитарной телевикторины для старшеклассников «Умники и умницы» («1-й канал»). Член редакционной коллегии журнала «Альфа и Омега».

Блиц

- В чем состоит Ваша основная задача в должности главы Синодального информационного отдела?

Моя основная задача - чтобы Отдел работал, причем работал эффективно. А вот если говорить про задачи самого Отдела, то здесь несколько условно можно выделить два направления: взаимодействие со светскими СМИ и с православными СМИ и епархиальными пресс-службами и иными информационными подразделениями.

Что касается светских СМИ, здесь мы ставим перед собой также две основные задачи: первая - позиция Церкви должна присутствовать в медийном поле, вторая - она должна быть выражена адекватно: и по форме, и по содержанию. Вкратце так. Немного, но и непросто, уверяю Вас.

Что касается «своих», церковных, медиаресурсов, то здесь основная задача Отдела - построение единого информационного пространства всей Церкви. Конечно, в первую очередь в смысловом плане, а не в технологическом. Технологиями мы занимаемся в меньшей степени, в отличие от нашего светского vis-a-vis - Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. С этой целью мы пытаемся развивать собственные информационные, медийные ресурсы.

В октябре 2010 года на фестивале православных СМИ «Вера и слово» состоялась презентация официального видеоканала Русской Православной Церкви на «YouTube» - для тех, кто все меньше читает на бумажных носителях и больше смотрит. Мы даем людям возможность получать информацию о Церкви в том числе и в формате коротких привычных роликов, ведь именно такой формат считается наиболее «ходовым», удобным для интернет-пользователей.

- Ситуация в области современной религиозной журналистики далека от удовлетворительной…

Действительно, перед сообществом православных СМИ стоит еще целый ряд важных и амбициозных задач. У нас до сих пор нет православной газеты - общественной, массовой, значимой для широкого читателя. Нет еженедельного концептуального журнала, такого, который можно было бы встроить в один ряд с теми же «Итогами», «Коммерсант-Властью», «Экспертом». Вместе с тем, я не уверен, что это сегодня - главные проблемы в нашей информационной работе.

- А что Вам кажется более важным?

Назову несколько вещей. Во-первых, это жизнестойкость в СМИ ряда ложных стереотипов о Церкви («Церковь богатая, а никому не помогает»; «Церковь срослась с властью» и проч.).

Во-вторых, нежелание (неумение?) многих авторов писать о том, что в Церкви действительно главное, а не о второстепенных вещах. Я сейчас говорю даже не про скандалы (или псевдоскандалы), но именно про второстепенные вещи для Церкви. Второстепенные с точки зрения церковной самоидентичности, конечно - если вы мне позволите так выразиться.

- Но разве наличие своей газеты или популярного еженедельного журнала не помогли бы решить эти проблемы?

Думаю, лишь отчасти. Они помогли бы решить проблему наличия канала адекватного донесения до аудитории мнения Церкви. Но я говорю обо всей картине церковной жизни, которая сегодня рисуется светскими СМИ и доходит до читателя или зрителя по другим каналам.

- Самая большая проблема православной журналистики сегодня?

Я говорил об этом уже много раз. Православная журналистика, коль скоро она претендует на это звание, должна быть христоцентричной. Без этого в ее существовании нет смысла.

Если говорить о более технических проблемах - многим православным СМИ не хватает оперативности в реагировании на важные общественные события. По идее, именно православная журналистика должна давать церковную, нравственную оценку тому, что происходит в нашем обществе. А удается это далеко не всегда и не всем. Но кое-кому удается. Вот Правмиру, например. Я бы даже сказал, что вы иногда слишком оперативно реагируете. Можно и подольше подумать: вдруг что-то не стоит публиковать. Это, конечно, можете вырезать, если захотите.

Добрались до неразрешимого: низкая оперативность плоха, высокая оперативность тоже плоха – «Зачем вы перевели эту новость» и «почему взяли комментарий у N ». Трудно. И что же Вас в МГИМО тогда толкнуло на этот сложный путь православной журналистики?

А что, в МГИМО нечистые животные учатся, что ли?

Если же говорить серьезно, я перед собой никогда не ставил задачу заниматься религиозной журналистикой. Вообще, преподавание мне всегда нравилось больше. И сейчас, пожалуй, по-прежнему больше всего нравится. Но годы учебы в институте стали для меня временем знакомства с жизнью Церкви. А потом появилось и желание, и благословение делать журнал. Собственно, это была наша своеобразная попытка таким образом ответить на вопрос: что такое вера, что значит «жить по Евангелию»? Мы вели много разговоров с однокурсниками о вере, о жизни и смерти, о чести и достоинстве. Такие кухонные «советские» разговоры, только не про власть (точнее, против власти), а про главное: зачем жить и зачем умирать.

Смерть миру!

- Расскажете об атмосфере того времени?

Звучит как вопрос ветерану Отечественной войны 1812 года. Это вообще не так давно было… Хотя, наверное, вы правы - атмосфера с тех пор поменялась. Я бы сказал, перефразируя Ясперса, что это было мини -осевое время. По крайней мере, для журналистики.

Появились основные печатные православные издания последних двадцати лет. В 1994 году вышел журнал «Альфа и Омега», в 1995 году - газета «Татьянин день» и журнал «Встреча», а в 1996 - журнал «Фома». С тех пор, кстати, новых журнальных форматов не создано.

Конечно, и мы не Христофоры Колумбы, журналы придумали до нас, но, как мне кажется, все последующие издания так или иначе отрабатывали уже существующие форматы. Разве что журнал «Виноград» - нет. А еще относительно недавно появился журнал «Фамилия», выходит в Киеве.

- А как появился «Фома»?

- В начале 90-х я год провел в США, в одном из университетов Северной Калифорнии.

Там познакомился с людьми из общины, которую основали в свое время отец Серафим (Роуз) и отец Герман (Подмошенский). В городе, где я учился, был даже… Богоявленский скит. Обычный с виду дом, в котором жили два молодых послушника, один из них - бывший рок-музыкант. Они стали выпускать журнал для панков - Death to the World - Смерть миру . Я им немножко помогал.

Когда я уезжал, отец Герман мне сказал, что теперь надо выпускать журнал в России. Я говорю: «Отче, я же не панковал никогда, какой из меня панк!». Ответ был таким: «Тебе Бог дал голову, теперь научись ею пользоваться. Придумай так, чтобы получился интересный православный журнал».

Так я и уехал из Штатов с этим благословением. Не знаю, научился ли я пользоваться головой, но поломал ее здорово.

Сначала мы с (ныне - иеромонах Симеон - прим. ред. ) хотели вместе делать журнал. Помню, он даже написал какую-то сказку - в качестве первой публикации. Тогда это на меня не произвело большого впечатления.

Мы с Владом очень дружили и до сих пор относимся друг к другу тепло. И, знаете, я очень рад, что у нас не получилось совместного издания. Потому что в результате вместо одного плохого СМИ - в случае, если бы мы продолжали совместный творческий поиск, который явно не клеился - получилось два далеко не самых плохих. и был, на мой взгляд, его лучшим главными редактором, да не обидятся на меня все последующие и достойные главреды этого прекрасного издания (говорю, в первую очередь, об эпохе бумажного «ТД»). А мы спустя непродолжительное время сделали «Фому».

- Как «искали людей»?

Первый номер журнала «Фома»

Мой близкий друг и крестник Алексей Захаров, знавший о мучительных поисках братьев по несчастью, однажды пришел ко мне с экземпляром центральной газеты профсоюзов «Солидарность» и со словами: «Ты ищешь человека? Вот кто тебе нужен». И протянул номер газеты, где была опубликована статья Владимира Гурболикова.

Оба текста были на церковную тему. Точнее, первый — с вопросами, сомнениями и даже претензиями, а второй - с попыткой ответа. Очень хорошего, надо сказать, ответа. Я даже название Володиной статьи помню: «Место встречи изменить нельзя». Это про Церковь. Мы потом переработанный вариант этого текста опубликовали в «Фоме» с заголовком «Эра недоверия, или Место встречи изменить нельзя». Программная была статья. Ну вот, я тогда Володю прочел и понял: место встречи изменить нельзя. Таким местом оказался храм Иоанна Богослова возле Пушкинской площади. Володя с Лешей оба были его прихожанами. Так мы встретились, и все вопросы о поиске партнера отпали. Мы поняли, что сможем работать вместе. Так и работаем уже 15 лет. Это большое счастье и милость Божия.

- С места в карьер?

Я, конечно, многого тогда не понимал и не умел в профессии, хотя и заканчивал журналистский факультет. Кроме того… Как стандартно рисуется (или мне тогда рисовался) путь журналиста: сначала бегаешь с диктофоном, блокнотом, еще с чем-то, а потом растешь, растешь… Может, станешь редактором. Знаете, как говорят: прошел путь от сантехника до министра… У меня было совсем не так. В, так сказать, фомовской трудовой книжке у меня всего две записи: редактор, точнее - соредактор, потом - главный редактор.

…«Фома» не задумывался как профессиональный проект. В том смысле, что мы не писали бизнес-планов, да и вообще почти никаких планов не писали. Длительное время не получали за свою работу деньги… Переход к «Фоме» как к профессиональному изданию - это был очень серьезный и важный этап. Просто в какой-то момент мы поняли: нельзя издеваться над читателями и выпускать журнал три раза в год, когда тебе захочется. А ведь бывало, что хочется, а средств на выпуск нет…

- Есть история про три рождения журнала…

Да. Это, кажется, я придумал рассказ про три рождения. Ну, или мне хочется думать, что я. Первое - когда мы с Володей встретились. Второе - когда придумали название. Оно приснилось Володиной жене Кате. Мне, кстати, тогда один мой православный друг и издатель сказал строго: «Женщине? Приснилось? Ни за что нельзя так называть!». Ну, и я поступил строго по классике. Точнее, по киноклассике.

— Помните, в «Служебном романе» героиня Ахеджаковой спрашивает у своей начальницы-«мымры», что та думает про сапоги, которые ей предложили купить. И после ответа начальницы, что та бы никогда не взяла, однозначно резюмирует: «Значит, хорошие сапоги, надо брать».

Хотя, наверное, это я сейчас для Вас придумал. А первая моя реакция на Катин сон была отрицательной. Но потом мы поняли, что обречены на это название. А третье рождение – это когда отец Аркадий Шатов (ныне епископ Пантелеимон (Шатов) - прим. ред ) дал нам денег на первый выпуск журнала. Не от финансового изобилия отдал - думаю, эти средства были предназначены на какие-то другие важные дела, на жизнь прихода. Но без его помощи ничего бы не было. Мы ему показали макет. Он спросил, почему не издан журнал до сих пор. Денег нет, говорим. Сколько надо? Столько-то. Берите. Отдадите потом, если сможете.

- Смогли?

Да, насколько я помню. Так отец Аркадий стал нашим крестным отцом. И долгое время был негласным духовником издания, прочитывал все тексты. Очень нам помогал. Бывали случаи, когда мы спорили о возможности публикации того или иного материала. Может быть, поэтому в какой-то момент и появился «Нескучный сад» и отец Аркадий стал его «гласным» духовником.

- А какие были еще варианты названий?

Я хотел назвать «Преображение», чтобы было все просто и понятно - прочитал журнал и преобразился. Открыл сомневающимся, закрыл верующим! А потом выяснилось, что так назывался журнал московских феминисток. Володя хотел назвать журнал «Двери», «Ковчег»… А много лет спустя приятель-маркетолог сказал мне, что лучшим названием для журнала является существительное мужского рода из двух слогов. Что тут скажешь? Только: промыслительно, как говорят православные.

- И никаких казусов с названием не было?

Казусов не помню. Но вот вспоминаю, что когда я показал первый номер заведующему кафедрой философии МГИМО Алексею Викторовичу Шестопалу, он спросил: «Фома? Это какой Фома? Аквинский?». Я сказал, что апостол. И Алексей Викторович стал членом нашего редакционного совета.

- Большую роль в развитии журнала сыграла Марина Андреевна Журинская, редактор «Альфы и Омеги», правильно?

Сыграла и играет. И в жизни журнала, и в моей жизни. Я счастлив, что знаком с Мариной Андреевной и имею возможность с ней общаться. Именно МАЖ (как мы ее иногда называем во внутриредакционной переписке) железно сформулировала, что православный журнал должен быть христоцентричным. Если он таковым не является, то не имеет права на существование. Я был сегодня утром у нее, ехал и мучительно пытался вспомнить, как мы с ней познакомились. Честно говоря, первую встречу так и не вспомнил в деталях. Марина Андреевна - великая женщина. Повторяю, я счастлив, что имею возможность с ней общаться. Хотя, признаюсь, это общение не всегда бывает простым.

Марина Журинская в редакции «Фомы»

Она принадлежит к тому кругу людей, которых уже почти нет. И по уровню культуры, знаний, и по владению словом, и по полету мысли, так сказать. Это люди, после общения с которыми хочется что-то делать. Поговорив с Мариной Андреевной, всегда хочется узнать больше, прочитать книжку, как-то себя подтянуть под ее уровень.

- Что значит - «христоцентричность» журнала?

Христоцентричность - это всегда разговор о главном в христианстве. Как-то у нас в Питере были псевдодебаты с популярным питерским писателем-католиком. Он сказал что-то вроде того, что в православных журналах встречает много материалов о величии России, о ценности монархии, о вкладе православия в культуру и других подобных вещах, но очень мало - об Основателе христианства. Полагаю, здесь есть над чем задуматься.

Это не значит, конечно, что на каждой странице должно быть слово «Христос». Для нас всегда важной была личная тональность. Наш девиз - показать красоту Православия - как писал протоиерей Валентин Свенцицкий . Поэтому мы сразу сказали, что не пишем про секты, ни с кем не воюем.

- А что плохого в предостережении, полемике?

Человек может из бездны греха воззвать к Богу, а может тянуться к красоте и любви. У нас в основном виден второй путь, хотя, конечно, если посмотреть личные признания, которыми «Фома» был всегда богат, там есть и бездна греха, из которой человек пытается вырваться.

- Кого еще вы бы отнесли к числу своих учителей?

Безусловно, Юрия Павловича Вяземского, сыгравшего в моей жизни огромную роль. У него я многому учился и до сих пор учусь - не только как у преподавателя или научного руководителя, но и как у мыслителя и художника. В школьные годы у меня был старший друг и учитель, Вячеслав Николаевич Дьяков. К сожалению, мы сейчас живем в разных странах (я вырос в Северном Казахстане) и очень редко видимся и общаемся.

Я всегда очень внимательно слушал Володю Гурболикова, потому что он формулировал, создавал и создает творческую и личностную составляющую журнала. Мы постоянно все обсуждали и одновременно с этим оба учились жить церковной жизнью. Сейчас, к сожалению, мы общаемся намного меньше, но всегда хорошо друг друга чувствуем и понимаем. Владимир Александрович помог мне сломать стереотип, что друзья не могут вместе работать.

- Чему научились, что восприняли друг у друга?

В самом начале «славных дел» Володя мне всегда говорил, что надо писать проще: «Почему ты не пишешь так, как ты рассказываешь? Ты рассказываешь всегда очень интересно. А когда пишешь, то хочется сразу умереть».

Ну, он как-то нежнее это говорил, но смысл был такой. Помню, что я переписывал тексты по семь раз. Володя всегда говорил, что в тексте должна быть не нарочитая мораль, а «картинки» - рассказы, в которых человек сам эту мораль увидит и ее для себя выведет.

- А сами о чем больше любите писать?

- В современных СМИ есть ли хорошие, радующие примеры правильной тональности и разговора?

Да, безусловно. Постепенно идет отход от музейного рассказа о православии.

За последний год мне часто приходилось общаться с руководством ведущих телеканалов, у них много заявок на православные фильмы.

На Первом канале в этом году вышла трилогия «Рождество - Великий пост - Пасха». Помню, на совещании с создателями этой трилогии я сидел и не верил своим глазам: где я: На Первом канале или на планерке Фомы? Так это близко по подходам. Конечно, этот фильм можно и покритиковать, но попытка, как мне кажется, очень удачная. И правильная. Очень важна сама интенция сделать такой фильм.

- А какие феномены вы бы отнесли к настоящим провалам в области религиозной журналистики?

Без комментариев. :) (смайлик вписан собственноручно Легойдой – прим. ред. )

- А если говорить о каких-то неотработанных больших сюжетах? Тему новомучеников наши СМИ смогли раскрыть?

Что значит: раскрыть? Это же не сочинение на заданную тему. Это постоянная работа. Пока она, с моей точки зрения, неудовлетворительна. Но что-то уже сделано. Что-то делается. Проблема в том, что, на мой взгляд, почитание новомучеников вообще не стало фундаментальной частью нашей церковной жизни. Очень много трудов понесла комиссия по канонизации. Но эти труды пока еще малоизвестны даже людям Церкви – если говорить о массовом масштабе. Поэтому очень важно, что последний Архиерейский собор дал ряд серьезных поручений Синодальным учреждениями в связи с почитанием новомучеников.

Отношение к памяти новомучеников - это косвенное указание на страшную черту, присутствующую в нашей церковной жизни - ее внешнюю формальность. Понятно, о чем можно молиться – о мореплавателях, путешествующих. Великомученику и целителю Пантелеимону – тоже понятно, о чем молиться. А чего просить у новомучеников? Укрепления в вере. Неужели не нужно?

Мы свели большинство очень важных и острых проблем человека и его духовной жизни к такому набору сентенций, которые не читают, заранее зная, что об этом скажут. Получается, что мы сами для себя очень многие темы закрыли. Есть какие-то перспективы? До этого мы говорили об экстенсивном развитии, в области экспертной журналистики. С интенсивным нам что делать?

Я думаю, прежде чем говорить о каком-то развитии, мы должны попытаться понять, почему так получилось. Изменения, которые происходят в мире, настолько быстрые, что мы не всегда за ними успеваем.

Та же самая проблема происходит в образовании, потому что сегодняшние студенты по-другому подготовлены, у тинейджеров иначе работает мозг. Они привыкли получать информацию по таким каналам, по которым им ее никто не дает, потому что поколение преподавателей не перестроилось.

В чем специфика именно современного этапа развития информационного общества? Объем и скорость циркулирования информации обрекают нас не на ее поиски, а на отсев. «Информационная модель» Шерлока Холмса, не желавшего забивать голову ненужными знаниями и лишней информацией, сегодня - удел практически каждого человека, который работает с потоком информации.

Модель телевидения, где десятки каналов, - это модель информационного общества будущего. Выход, который я вижу, - это создание нишевых профессиональных ресурсов, которые будут «цеплять» человека с разных сторон. Я могу взять и положить рядом отзывы на журнал «Фома», положительные и отрицательные. Я могу согласиться и с теми, и с другими. Просто пишут разные люди. Трюизм: для разных людей нужно создавать разные вещи. По исполнению, по способу донесения мысли. Но христоцентричные по сути.

Тогда мы можем спокойно делать такой журнал для панков, который издавали в маленьком городе в Калифорнии. Этот журнал был потрясающе популярен. Он не был интересен никому, кроме самих панков и специалистов, которые на это смотрели с позиции исследователей контркультуры. Но он достигал цели в этой конкретной аудитории.

Это как «дилемма преподавателя». Приходишь в аудиторию, там есть до тридцати процентов тех, кто хочет и может учиться, до тридцати процентов тех, кто не может и не хочет учиться, и болото, которое между ними колышется. И ты понимаешь, что ты читаешь высокоумную лекцию, и тебя слушают тридцать процентов, а если ты расскажешь анекдот, то тебя слушают все. Нам нужно эту аудиторию разбить и работать с разными людьми.

Я уверен, что в ближайшие пять лет можно наращивать тиражи «Фомы», «Нескучного сада», «Славянки», потому что есть люди, которые будут читать. И не только из-за качества изданий, но не в последнюю очередь оттого, что голод к этой теме есть. Но общемировую тенденцию падения печатных тиражей мы, конечно, не изменим.

Есть вещи, которые с помощью СМИ не меняются. Почему сейчас нужно построить минимум двести храмов в Москве? Элементарно: у священников нет возможности быть духовниками, когда к тебе на исповедь стоит сто человек…

- А что можно назвать среди достижений последних лет? Какие-то развеянные мифы?

Думаю, отчасти развеян стереотип о том, что Церковь - это собрание антиинтеллектуалов, которые якобы нигде не могут состояться и поэтому они пришли в храмы. Правда, остается проблема взаимодействия Церкви с академическим обществом - извечная проблема, о которой в свое время писал Киреевский. Язык святоотеческих интуиций не был переведен на язык, на котором говорит современная наука, и они друг для друга чужие.

Сложилась ли сегодня экспертная религиозная журналистика в России в области церковных и пишущих на религиозные темы СМИ?

Экспертов в западном понимании у нас немного. Конечно, мы должны работать с экспертным сообществом. Но скамейка людей, которые способны выступать в качестве аналитиков, очень небольшая. Отдельные публицисты разбираются в теме, но круг этих товарищей очень узок.

С министром культуры Александром Соколовым

Пристальнейшим образом наблюдая за трактовкой и анализом церковных событий в светских СМИ, могу сказать, что большинство из этих трактовок не выдерживают критики. А ведь эти объяснения могут быть очень правдоподобными. Но вообще псевдоэкспертность характерна сегодня для любой среды. Есть немало людей, гордо именующих себя политологами, а их объяснения политического процесса страшно далеки от реальности. Вот часто шутят, что политолог - это человек, который легко объясняет любые события, а потом, когда они не происходят, объясняет, почему они не произошли. Кажется, такая же шутка есть и про политика.

- Каковы перспективы у экспертной полемики в нише православных СМИ?

Я думаю, что в православных СМИ экспертная журналистика обязательно должна сложиться. Другое дело, что она будет иметь свои особенности. Мы не уйдем от специфики интерпретаций, здесь все равно будут играть свою роль ценностные установки. Есть еще вопрос: какие проблемы и в каком формате должны обсуждаться.

Есть позиция - нельзя выносить сор из избы. Это, между прочим, очень здравая позиция. Это про Хамов грех.

Но это не значит, что нельзя ничего критиковать или что сейчас нет критического отношения к церковной жизни. Возьмите выступления Святейшего Патриарха… Я не могу вспомнить ни одного руководителя крупной организации, корпорации, который был бы так же требователен к себе и так метко бы указывал на болевые точки церковной жизни. Вот выступление Патриарха о монашеском карьеризме, к примеру. Нам говорят: Церковь себя не критикует. Позвольте, у нас первое лицо так критикует недостатки церковной жизни, что мало никому не покажется.

Другое дело, что руководство Церкви настроено на конструктив, и это очень правильная и мудрая, на мой взгляд, позиция. Мы хотим конструктивного обсуждения проблемы? Хотим. Мы создали . Работает ли оно идеально? Пока нет. Но оно работает, и реальные плоды его трудов уже есть.

Легойда Владимир Романович

1973

Окончил: МГИМО

Организации: Комиссия по вопросам образования Общественного Совета Центрального федерального округа, рабочая группа по разработке документа Русской Православной Церкви «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», Синодальный информационный отдел , Синодальная Библейско-богословская комиссия , Межсоборное Присутствие Русской Православной Церкви , рабочая группа по подготовке современного Катехизиса Русской Православной Церкви , Патриарший совет по культуре , Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства , Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских , Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , Координационный комитет по поощрению инициатив под эгидой Русской Православной Церкви , КЦМД , Центр «Церковь и международные отношения» , Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского , Общественный экспертный совет при комиссии Московской Городской Думе по межнациональным и межконфессиональным отношениям, Молодая Гвардия Единой России , Совет при Президенте Российской Федерации по развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественный Совет при Министерстве юстиции Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Общественный Совет при Министерстве обороны Российской Федерации, Попечительский Совет Лиги безопасного интернета, Общественный Совет при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Совет по общественному телевидению, Попечительский Совет радио «Спорт», Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации , Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта

образование

церковные должности

экуменизм

Участник экуменического форума «Встреча в Римини » ( год) .

пресса

Публиковался в издательствах: Даръ , Никея , ПСТГУ , Фома-Центр .

организации

идеология

Владимир Легойда утверждает, что в обществе есть разные воззрения на политическое устройство, и он заведомо признает легитимность всех этих мнений:

Никакой политический режим, будь то демократия, авторитаризм и т. д., и никакая форма государственного правления (республика, монархия) не в силах помешать человеку спасти душу… Вопросы политики не входят в четко определенную „сферу интересов“ православной догматики, которая и формулирует препятствия на пути к основной (и в некотором смысле единственной) цели христианской жизни: спасению души в Боге .

Легойда признает общественную жизнь личным делом каждого:

Это не значит, что православный человек не может участвовать в политике, но предполагает, что какие бы политические споры мы ни вели, как бы мы ни расходились в политических мнениях, все мы можем соединиться во Христе у одной Чаши .

Никакая политика, по мнению В. Легойды, не мешает общению :

Никакая политика, никакие даже самые драматические, трагические вещи не могут быть препятствием для общения между людьми одной веры .

пропаганда

По словам Владимира Легойды, в работе православных средств массовой информации должно быть два основных момента – «устремленность в будущее и близость к человеческим проблемам» .

аморализм

Владимир Легойда ведет полемику против заповедей, считая нравственность возможной только в человеческом обществе: человек на необитаемом острове не может быть нравственным. Грех является также «не нравственным понятием»:

Представьте человека на необитаемом острове: ему не нужно быть нравственным, он в принципе не может совершать безнравственные поступки. Но отношения с Богом у него все равно могут быть… Заповеди никогда, по крайней мере в христианстве, не являлись целью. В том числе и потому, что грех - это категория не нравственная в христианстве, но онтологическая .

Владимир Легойда так оценивает аборт :

Аборт - это убийство, это однозначная, определенная позиция Церкви, но это не значит, что нам нужно расстреливать и подводить «под статью» тех, кто его сделал .

массовая культура

Владимир Легойда не видит никаких границ между светской культурой и Церковью:

Пара «Церковь» и «культура» - это ведь не два горизонтально находящихся одинаковых института, которые должны взаимодействовать, как одно министерство с другим. Нет, это все часть общества. Многие люди культуры - это верующие люди, они тоже церковь. Ведь, что такое церковь? Церковь - это собрание верующих людей. Поэтому любое произведение, созданное человеком, который себя считает христианином, оно тоже имеет отношение и к культуре, и к церкви .

С точки зрения Владимира Легойды «Церковь неотделима от общества» и именно от секуляризованного, светски религиозного общества:

В европейском культурном контексте спорт, как, впрочем, наука и государственное управление, с течением времени секуляризовались, и Церковь это может только приветствовать. Не приносим мы жертвы президентам (а императорам приносились), не колдуем над пробирками (философский камень остался в прошлом) и спорт посвящаем не Зевсу. Это прочное и незыблемое основание европейской цивилизации» .

рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда»

В 2012 году Владимир Легойда выступил против запрета кощунственной рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда»: «Я не поддерживаю инициативу анонимной ростовской православной общественности о запрете рок-оперы» .

После выступлений Владимира Легойды, рок-миссионеров и представителей Ростовской митрополии в Ростовской областной филармонии продажа билетов была возобновлена на кощунственную рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда» .

«Вангелия»

Согласно Легойде, «болгарская ясновидящая Ванга воспринимается в Болгарской и Русской православной церквях как жертва действия темных сил». Пропаганду этих действий темных сил Легойда считает простительными, поскольку «за последние годы Первый канал в разы чаще стал показывать репортажи с церковных праздников и иных церковных мероприятий, освещать визиты патриарха Кирилла и цитировать его проповеди» .

Еще одним аргументом в пользу канала оказался благотворительный марафон «Всем миром», организованный недавно усилиями руководства Первого канала: «Почему мы забываем о добрых делах людей, когда нами овладевает страстное желание осуждения?» .

события

  • Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей (конференция) (3 мая 2006 )
  • Заседание ЦК ВСЦ, 2006 г. (30 августа 2006 )
  • XII Всемирный русский народный собор (20 февраля 2008 )
  • Глобализация, религия, традиционные ценности (саммит) (27 апреля 2010 )
  • IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (16 ноября 2010 )
  • XV Всемирный русский народный собор (25 мая 2011 )
  • IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий (28 мая 2012 )
  • XIX Всемирный русский народный собор (10 ноября 2015 )
  • Заседание рабочей группы представителей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии (21 февраля 2017 )
  • XXI Всемирный русский народный собор (1 ноября 2017 )
  • Православие: вчера, сегодня, завтра - 2018 (форум) (23 августа 2018 )
  • II Бакинский саммит религиозных лидеров мира (14 ноября 2019 )
  • Международная конференция «Христианские ценности в современном мире» (28 ноября 2019 )

патологическая речь →

награды

сочинения

книги

  • Легойда В. Р. Декларация зависимости. - М.: Никея , 2011. - 192 с.
  • Легойда В. Р. Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. - 3-е, испр. и доп.. - М.: Фома-Центр, Дар, 2007. - 384 с.
    • Легойда В. Р. Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. - 1-е. - М.: Фома-Центр, 2005.
    • Легойда В. Р. Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. - 2-е. - М.: Фома-Центр, 2006.
  • Легойда В. Р. Человек в шкуре дракона. - М.: Никея , 2015. - 208 с.
  • Легойда В. Р. Несколько слов к Рождеству Христову. - М.: Никея , 2016. - 48 с.
  • Легойда В. Р. Церковь, возвышающая голос. - М.: Эксмо, 2018. - 192 с. - (Православная библиотека). - ISBN 978-5-04-091178-3.

статьи и интервью

  • Легойда В. Р. О гражданстве земном и небесном. // Церковь и общество. - 1998. - № 3.
  • Легойда В. Р. Главная опасность нашего времени. // Pro et contra. - 1998.
  • Легойда В. Р. «Гражданская религия» в США: генезис и основные характеристики //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. - 1999. - № 4.
  • Легойда В. Р. «Американская мечта» и внешняя политика США. // Экспорт вооружений. - 1999. - № 6.
  • Легойда В. Р. Религиозность в безрелигиозном обществе. Статья 1-3. // Альфа и Омега . - 2000. - № 1, 2, 4.
  • Легойда В. Р. Образ президента в американской политической культуре. // Массовые коммуникации и массовое сознание. Сборник статей. М.: МГИМО, 2001 г.
  • Легойда В. Р. Религиозный дискурс в современных СМИ: можно ли говорить о христианстве в эпоху секуляризма. // Церковь и время . - 2006. - № 35.
  • Легойда В. Р. Политика и спасение души . // Фома . - 2008. - № 1 (57).
  • Легойда В. Р. Церковь и культура: традиция и консерватизм. // Альфа и Омега , 2009, № 54 (1);
  • Легойда В. Р. Новое о правах человека. // Альфа и Омега . - 2009. № 55 (2).
  • Легойда В. Р. Вера как культурная идентичность и вера как жизнь. // Фома . - 2008. - июнь.
  • Легойда В. Р. Что было, что есть. //Альфа и Омега . - 2010. - № 1 (57).
  • Легойда В. Р. Фрейду не снилось. // Известия. - 2011. - 14 апреля.
  • Легойда В. Р. ЕГЭ как масштабная моральная проблема. // Известия. - 2012. - 13 июня.
  • Легойда В. Р. Мир утопий, или еще раз о Церкви и государстве. // www.expert.ru. - 2012. - 8 октября.
  • Легойда В. Р. Про детей - без политики и эгоизма. // www.expert.ru. - 2012. - 21 декабря.
  • Легойда В. Р. Церковь не сращивается с государством, а отстаивает свои права. // Аргументы и Факты. - 2013. - 11 января.
  • Легойда В. Р. Важны люди, а не цифры. // Столичность. - 2013. - 12 февраля.
  • Легойда В. Р. Чувства верующих и неверующих, или Почему не стоит ходить со своим уставом в чужой монастырь. // Независимая газета. - 2013. - 14 мая.

выступления на радио и телевидении

  • «3 канал» // Программа «Треугольник». - 2011. - 6 января.
  • Радиостанция «Маяк» // Программа «Пропаганда». - 2012. - 15 февраля.
  • Т/к «Дождь» // «Церковь вмешалась в национальный вопрос». - 2011. - 25 августа.
  • Т/к Россия 1 // Программа «Специальный корреспондент» // «Провокаторы». - 2012. - 24 апреля.; «Провокаторы 2». - 2012. - 11 сентября.
  • Радиостанция «Эхо Москвы» // Программа «Родительское собрание» // «Церковь и школа: точки соприкосновения». - 2012. - 18 ноября.
  • Т/к «Дождь» // Собчак живьем. - 2013. - 7 февраля.
  • Т/к "Россия 24 // Программа «Сенат» // «Нужно ли защищать чувства верующих?». - 2013. - 17 апреля.
  • Общественное телевидение России // Программа «Без предисловий». - 2013. - 25 июня.
  • Мир Белогорья // Программа «Путь, истина и жизнь». - 2015. - 5 мая. [

Владимир Романович Легойда - церковный и общественный деятель, журналист, педагог, специалист в области культурологии, политологии и религиоведения, кандидат политических наук, профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ (первый в истории Русской Православной Церкви мирянин, назначенный на этот пост).

Родился 8 августа 1973 г. в городе Кустанай (Казахстан).
В 1990 г. - окончил Кустанайскую среднюю школу № 10 с золотой медалью.
В 1996 г. - окончил с отличием Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России, факультет международной информации.
В 2000 г. - защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук.
В 2005 г. - ВАК присвоено ученое звание доцента.

Образовательная деятельность

С 1996 по 2007 гг. - преподаватель, затем старший преподаватель и доцент кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России.
С 2013 г. - профессор той же кафедры.
С 2007 по 2009 гг. - заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО (У) МИД России.
С 2009 г. - профессор той же кафедры.
С 2011 г. - член Ученого совета гимназии Святителя Василия Великого.

Церковная деятельность

С 2009 г. - председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви .
С 2009 г. - член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.
С 2010 г. - председатель комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ.
С 2010 г. - член Патриаршего Совета по культуре.
С 2011 г. - секретарь Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
С 2011 г. - член Патриаршего Совета по вопросам семьи и защиты материнства .
С 2015 г. – председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Культурно-просветительская деятельность

С 1998 г. - член судейской коллегии Всероссийской гуманитарной телевизионной Олимпиады «Умники и умницы».
С 2004 г. - председатель правления Фонда содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр».
С 2006 г. - член редакционного совета журнала «Альфа и Омега».

Общественная деятельность

С 2005 г. - член Попечительского совета Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского .
С 2006 по 2008 гг. - член Общественного экспертного совета при комиссии Московской Городской Думе по межнациональным и межконфессиональным отношениям.
С 2007 по 2009 гг. - председатель комиссии по вопросам образования Общественного Совета Центрального федерального округа.
С 2009 г. - член Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека.
С 2009 г. - член Общественного Совета при Министерстве юстиции РФ.
С 2009 по 2012 гг. - член Общественной палаты РФ (Комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации).
С 2010 по 2012 гг. - член Общественного Совета при Министерстве обороны РФ.
С 2011 г. - член Попечительского Совета Лиги безопасного интернета.
С 2012 г. -член Общественного Совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.
С 2012 г. - член Совета по Общественному телевидению.
С 2013 г. - член Попечительского Совета радио «Спорт».
С 2016 г. – член президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями.

Награды

  • Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени (Русская Православная Церковь).
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (Русская Православная Церковь).
  • Знак «Пастырь добрый» (Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви).
  • Золотой крест апостола Павла III степени (Элладская Православная Церковь).
  • Почетный знак памяти Алексея Афанасьевича Дмитриевского (Императорское Православное Палестинское Общество).

Семейное положение

Женат, воспитывает двух дочерей и сына.

Автор книг

  • Декларация зависимости. - М.: Никея, 2011. - 192 с.
  • Мешают ли джинсы спасению. Опыт современной апологетики. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Фома-Центр, Дар, 2007. - 384 с. (1-е изд. - М.: Фома-Центр, 2005; 2-е изд. - М.: Фома-Центр, 2006).

Основные публикации и интервью:

  • О гражданстве земном и небесном. // Церковь и общество. 1998 г., № 3.
  • Главная опасность нашего времени. // Pro et contra. 1998 г.
  • «Гражданская религия» в США: генезис и основные характеристики //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС. 1999 г., № 4.
  • «Американская мечта» и внешняя политика США. // Экспорт вооружений. 1999 г., № 6.
  • Религиозность в безрелигиозном обществе. Статья 1-3. //Альфа и Омега, 2000 г., № 1, 2, 4.
  • Образ президента в американской политической культуре. // Массовые коммуникации и массовое сознание. Сборник статей. М.: МГИМО, 2001 г.
  • Религиозный дискурс в современных СМИ: можно ли говорить о христианстве в эпоху секуляризма. // Церковь и время , 2006 г., № 35.
  • Церковь и культура: традиция и консерватизм. // Альфа и Омега , 2009, № 54 (1).
  • Новое о правах человека. // Альфа и Омега , 2009 г., № 55 (2).
  • Вера как культурная идентичность и вера как жизнь. // Фома, июнь 2008 г.
  • Что было, что есть. //Альфа и Омега , 2010 г., № 1 (57).
  • Победить страх. Взрывы в московском метро - год спустя. // Российская газета, 29 марта 2011 г.
  • Фрейду не снилось. // Известия, 14 апреля 2011 г.
  • ЕГЭ как масштабная моральная проблема. // Известия, 13 июня 2012 г.
  • Мир утопий, или ещё раз о Церкви и государстве. // www.expert.ru, 8 октября 2012 г.
  • Про детей - без политики и эгоизма. // www.expert.ru, 21 декабря 2012 г.
  • Церковь не сращивается с государством, а отстаивает свои права. // Аргументы и Факты, 11 января 2013 г.
  • Важны люди, а не цифры. // Столичность, 12 февраля 2013 г.
  • Чувства верующих и неверующих, или Почему не стоит ходить со своим уставом в чужой монастырь. // Независимая газета, 14 мая 2013 г.

Основные выступления на радио и телевидении

  • «3 канал» // Программа «Треугольник», 6 января 2011 г.
  • Радиостанция «Маяк» // Программа «Пропаганда», 15 февраля 2012 г.
  • т/к «Дождь» // «Церковь вмешалась в национальный вопрос», 25 августа 2011 г.
  • т/к Россия 1 // Программа «Специальный корреспондент» // «Провокаторы», 24 апреля 2012 г.;
  • «Провокаторы 2», 11 сентября 2012 г.
  • Радиостанция «Эхо Москвы» // Программа «Родительское собрание» // «Церковь и школа: точки соприкосновения», 18 ноября 2012 г.
  • т/к «Дождь» // Собчак живьём, 7 февраля 2013 г.
  • Общественное телевидение России // Программа «Без предисловий», 25 июня 2013 г.
  • т/к «Россия 24 // Программа «Сенат» // «Нужно ли защищать чувства верующих?», 17 апреля 2013 г.

Официальная страница В. Легойды в