Домой / Заговоры / Какими волшебными свойствами была наделена медуза горгона. Происхождение медузы горгоны

Какими волшебными свойствами была наделена медуза горгона. Происхождение медузы горгоны

Медуза Горгона – существо из греческих мифов, о происхождении которого сохранилось несколько сказаний. Гомер называет ее хранителем царства Аида, а Гесиод упоминает сразу трех сестер-горгон. Легенда гласит, что красавицу настигла месть богини Афины, превратив в чудовище. Есть и предположения, якобы Медуза Горгона и Геракл породили скифский народ.

Горгона - кто это?

Мифы древних греков донесли до нас описания многих удивительных существ, самыми яркими из которых считаются горгоны. По одной из гипотез, горгона это драконоподобное существо, по другой – представитель доолимпийских богов, которых вытеснил Зевс. Самым популярным остается миф о победе Персея, существует 2 версии, объясняющие происхождение Медузы Горгоны:

  1. Титаническая . Матерью Медузы была прародительница титанов, богиня Гея.
  2. Посейдоническая . У бога бурного моря Форкиса и его сестры Кето родились три красавицы, которых позднее изуродовало заклятие.

Как выглядит Медуза Горгона?

Одни мифы описывают Горгону, как женщину удивительной красоты, которая очаровывала каждого, кто на нее посмотрит. В зависимости от настроения Медузы, человек мог потерять речь или превратиться в камень. Тело ее было покрыто чешуей, разрубить которую мог лишь меч богов. голова горгоны обладала особой силой даже после смерти. По другим сказаниям, Медуза уже родилась уродливым чудовищем, а не стала таким после проклятия.


Горгона Медуза - символ

Легенда о Медузе Горгоне настолько очаровала людей из разных стран, что ее изображения сохранились в искусстве Греции, Рима, Востока, Византии и Скифии. Древние греки были уверены, что голова Медузы Горгоны оберегает от зла, и стали изготовлять амулеты-горгонейоны – символ защиты от сглаза. Лицо и волосы горгоны чеканили на щитах и монетах, фасадах зданий, в средние века даже появились охранники замков – горгульи – женщины-драконы. Люди верили, что в случае опасности они оживают и помогают одолеть врагов.

Образ Горгоны использовали многие писатели, художники и скульпторы разных стран. Это существо исследователи называют олицетворением ужаса и очарования, символом хаоса и порядка в самом человеке, борьбы сознания и подсознания. С древних времен сохранилось два варианта ликов Медузы Горгоны:

  1. Красивая женщина с ужасным взглядом и змеями на голове.
  2. Уродливая женщина-полудракон, в обрамлении волос-гадюк.

Медуза Горгона - мифология

По одной версии, дочери богов моря Сфено, Эвриада и Медуза родились красавицами, и только позже превратились в уродин, со змеями вместо волос. По другой версии, волосы-змеи были только у младшей, Медузы, чье имя переводилось, как «стражница». И она одна из сестер была смертной и умела превращать людей в камень. В изложении других сказателей Эллады выходило, якобы такой дар имели все три сестры. Овидий же рассказывал, что две старшие сестры родились старыми и уродливыми, с одним глазом и одним зубом на двоих, а младшая горгона - красавицей, за что и вызвала гнев богини Паллады.

Афина и Медуза Горгона

По одной из легенд Медуза Горгона до превращения была очень красивой морской девой, которую возжелал бог моря Посейдон. Он заманил ее в храм Афины и обесчестил, за что страшно разгневалась на них богиня Паллада. За осквернение своего храма она превратила красавицу в жуткое существо, с телом-чешуей и гидрами вместо волос. От пережитых страданий взгляд Медузы окаменел и стал превращать других в камень. Сестры морской девы решили разделить судьбу сестры и тоже превратились в чудовищ.

Персей и Горгона

Мифы Древней Греции сохранили имя того, кто победил Медузу Горгону. После проклятия Афины бывшая морская дева стала мстить людям и уничтожать взглядом все живое. Тогда Паллада поручила молодому герою Персею убить чудовище и дала в помощь свой щит. Благодаря тому, что поверхность была отполирована до зеркального блеска, Персей смог сражаться, глядя на Медузу в отражении и не попадая под влияние смертельного взгляда.

Спрятав голову чудовища в сумку Афины, победитель Медузы Горгоны благополучно донес ее до места, где была прикована к скале красавица Андромеда. Даже после смерти тела голова Горгоны сохранила силу взгляда, с ее помощью Персей прошел пустыню, и смог отомстить царю Ливии Атласу, который не поверил его рассказу. Превратив в камень морское чудовище, которое посягало на Андромеду, герой опустил страшную голову в море, и взгляд Медузы стал превращать водоросли в кораллы.


Геракл и Медуза Горгона

Миф про взгляд горгоны является одним из самых распространенных, его связывают еще с именем богини Табити, которую скифы чтили больше, чем прочих богов. В легендах эллинов исследователи еще отыскали сказание о том, как с Горгона, встретившись с другим героем мифов Гераклом, породила скифский народ. Современные режиссеры выдали свою версию в фильме «Геракл и Медуза Горгона», в котором герой древности сражается с Горгоной и другими сторонниками Зла.

Медуза Горгона - легенда

Миф о Медузе Горгоне сохранил не только версию об ее уничтожающем взгляде, который стал символическим на века. Согласно легенде, после смерти Горгоны из ее тела вышел волшебный конь Пегас, крылатое создание, которого стали связывать с Музой творческие личности. Головой Медузы украсила свой щит воительница Паллада, что еще больше устрашило ее врагов. О волшебных свойствах крови жестокой Горгоны сохранилось 2 версии:

  1. Когда Персей отрубил голову Медузе, кровь, падая на землю, превращалась в ядовитых змей и была губительна для всего живого.
  2. Кровь Горгоны сказатели наделили особыми свойствами: взятая из правой части тела оживляла людей, из левой – убивала. Поэтому Афина собрала кровь в два сосуда и подарила врачу Асклепию, что сделало его великим целителем. Асклепия даже изображают с посохом, который обвивает змея – порождение крови Горгоны. Сегодня этого святого почитают, как основателя медицины.

Если тщательно изучить мифы и сказания древних греков, то становится ясно, что существовало несколько горгон, но, спустя тысячелетия, по памяти мы можем воспроизвести имя только одой из них - Медузы.

Медуза горгона. Миф о происхождении

Самые первые упоминания в литературе о змееголовых существах относятся к восьмому веку до нашей эры. В «Одиссее» Гомер пишет о Медузе - чудовище из подземного царства, а в «Теогонии» Гесиод рассказывает уже о трех горгонах-сестрах. Вообще, существует несколько вариантов того, как появились горгоны и кем они были изначально.

Первая версия появления, которой придерживался Еврипид, - титаническая. В ней говорится о том, что матерью горгон была Гея - богиня земли и прародительница титанов. Если это так, то горгона Медуза и ее сестры могли изначально быть чудищами.

Вторую версию можно назвать «посейдонической». Ее излагает в своих «Метаморфозах» Овидий.

Давным-давно, в незапамятные времена, у Форкиса, который в был богом бурного моря, и его сестры Кето, морского чудовища, похожего на дракона, родились три дочери - прекрасные водные девы. Они получили такие имена: Сфено (переводится с древне-греческого как «могучая»), Эвриала («далеко прыгающая») и Медуза («стражница», «повелительница»).

Самой красивой из сестер была Медуза горгона. Она настолько очаровала своей красотой бога Посейдона, что он насильно овладел Медузой в храме, посвященном рассвирепела, узнав об осквернении своего святилища, и превратила морскую деву в горгону - чудовище, покрытое толстой чешуей, с развевающимися на голове вместо волос гидрами и змеями, с торчащими из пасти Сфено и Эвриала решили разделить судьбу сестры и тоже стали чудовищами. А возможно, дело вовсе и не в храме, просто могущественная Афина завидовала прекрасной внешности Медузы и приревновала к ней морского бога.

Медуза горгона - единственная из сестер была смертной, и только она могла своим взглядом превращать людей в каменные статуи. Согласно некоторым другим мифам все три горгоны обладали жутким даром обращать в камень людей и животных, а также замораживать воду. Когда молодой Персей случайно обронил фразу, что он может убить горгону Медузу, Афина поймала его на слове. Она научила героя, как победить горгону и не превратиться в камень, и вручила юноше свой щит, отполированный как зеркало. Герой выполнил свое обещание и принес богине а также вернул щит, на котором отпечаталось изображение горгоны.

Считали, что Медуза горгона, а точнее ее отрубленная голова - это отличный охранный артефакт, оберегающий от зла и «дурного глаза». Так появились и распространились амулеты-горгонейоны.

Изображения Медузы наносили на оружие, доспехи, медальоны, монеты и не только в Греции, но и в Древнем Риме, Византии и Скифии. Сперва горгону рисовали жутко страшной, как настоящее чудовище, но со временем Медузу стали изображать как красивую, хотя и наводящую ужас женщину с извивающимися змеями на голове.

Миф о Горгоне Медузе. «Вместо волос у горгоны - шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень» - так описывает горгону древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э), в поэме «Теогония» («Происхождение богов»). Действительно, облик ее был ужасен, и слово «gorgos» в переводе означает «страшный, грозный». Горгона Медуза была дочерью морских божеств Форкия и Кето, и внучкой Геи, отождествляемой с землей и Понта, отождествляемого с морем. Но родилась она вовсе не страшным чудовищем, а прекрасной морской девой. Настолько привлекательной, что колебатель земли Посейдон решил возлечь с ней. Но место для этого выбрал не совсем удачное – храм Афины. Девственная воительница была вне себя, и мало того, что превратила красавицу в крылатое чудовище, еще и наделила ее ужасающей силой – превращать в камень все живое своим взглядом. Бедная Медуза, имя которой переводится как «покровительница, хранительница» была вынуждена скрывать от всех свой безобразный облик, и перебралась «на край земли», на затерянный отдаленный остров. Шли годы, но Афина все не могла успокоится, пока, наконец, не появился герой Персей, сын Зевса и Данаи, обронивший случайно обещание принести голову Медузы. Афина сопроводила его на этот подвиг, предупредив, чтобы он не глядел на Медузу, а лишь на ее отражение, и подарила ему для этого отполированный до блеска щит. Персею помог и Гермес, вручив ему серп, которым можно было отрезать голову Медузы. Затем Персей раздобыл крылатые сандалии, черную шапку-невидимку и волшебную сумку, для хранения отрезанной головы жертвы. Экипировавшись таким образом, Персей полетел в страну гипербореев, где среди окаменевших изваяний людей и животных увидел спящую горгону. Глядя в зеркальный щит на отражение Медузы, Персей одним взмахом руки, направляемым Афиной, отрезал серпом голову несчастной девы. Персей положил голову Медузы в сумку, надел шапку, сделавшую его невидимым и полетел на юг. Древние мифы рассказывают о том, что когда Персей пролетал над морем, то на месте, где капли крови горгоны упали в воду, выросли красные кораллы, называемые горгонарии. По преданиям античной Греции красные кораллы применялись в качестве амулета, защищающего от «дурного глаза», от отравлений и даже от подагры. Кровь горгоны Медузы, обладающая губительными и живительными свойствами, была собрана Афиной в два сосуда, и подарена прославленному врачевателю Асклепию, которому поклонялись как основателю медицины. Асклепий с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить. Интересно то, что Асклепий изображается всегда с посохом, обвитым змеей - порождением крови горгоны Медузы. Древнегреческий путешественник и писатель Павсаний упоминает о том, что в храме Асклепия в Эпидавре жили несколько прирученных змей. А изображение змеи, обвивающей чашу появилось в XVI веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу (1493-1541), и сегодня стало символом медицины. Голова Медузы, сохранила и после смерти способность превращать в камень все живое. И когда победитель Медузы приземлился рядом с дворцом титана Атланта, не оказавшим герою гостеприимства, Персей превратил его в гору, показав голову горгоны. Вскоре отрубленная голова Медузы была передана Афине, и та прикрепила ее к своему легендарному щиту – эгиде – получившему эпитет «горгонеон», а сама Афина стала называться Горгопа - богиня со страшным взглядом. Немного позднее, в Древнем Риме, изображение змеевласой головы Медузы стало одним из наиболее популярных на металлических украшениях, служивших воинскими знаками отличия. Чаще всего горгона изображалась на военных медалях, а затем и на украшениях конской сбруи, иногда на доспехах и щитах – дабы устрашать и повергать в ужас противника. Образ Медузы на воинских надгробных памятниках, возможно, играл охранительную функцию, призванную защищать могилу от разорителей. Персей же, женился на спасенной им Андромеде, родившей ему дочь. Малышке дали имя Горгофона – убийца Горгоны. Надо сказать, что имена Горгий, Горгоний и Горгодиан были распространены не только в Древней Греции, но и дожили вплоть до христианских времен. Отголосок древней легенды имеется и в названии озера в Мегариде – Горгопида, и в древнем названии города Анапы – Горгиппия. В средние века на стенах замков, храмов и соборов появились каменные изображения странных фантастических существ, называемых «горгулы». Считалось, что в случае опасности статуи оживают и расправляются с врагом. А жанр фэнтези превратил горгул в крылатые создания, которые умеют обращаться в камень, и в этом состоянии чрезвычайно быстро заживляют все раны.

«Mиф есть познанная тайна бытия и нечто предугаданное в нем» —
определение Якова Эммануиловича Голосовкера точно и созидательно.

Миф о горгоне,
в котором запечатлены нравственно-эстетические проблемы
в полноте Триединства — Истины, Добра, Красоты,
неисчерпаем по своему содержанию.

Наверху — «Голова Медузы». Музей в Сусе (античный Гадрумет). Тунис.
Внизу — «Голова Медузы». Мраморный рельеф из Греческого святилища
в Сиракузах (Сицилия). Музей Сиракуз.

Работа над вторым альбомом завершена 05.12.2010

«Горгоны» известны эллинам с глубокой древности. Свидетельство тому таково: задолго до Гомера они называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружии, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.

На горгонейонах изображалось круглое женское лицо, улыбающееся и с высунутым языком. В геральдике высунутый язык — непременный атрибут активных (по большей части хищных) животных. Иная окраска языка в сравнении с цветом фигуры служит указанием на яростный характер животного. Отсутствие высунутого языка означает немотность изображенного существа, лишенность «права голоса».

Значительно позднее горгонейоны переплелись с мифом о Медузе горгоне и взаимно повлияли друг на друга. Горгонейоны украсились змеями и кабаньими клыками. Медуза горгона унаследовала от древнейших амулетов эпитеты «Защитница», «Охранница», «Повелительница».

Предположение сомнительно: вряд ли чудовище, смертельно опасное для людей, может носить такие эпитеты? Погружаемся в Первый акт трагедии…


Античная ваза. «Олимпийский бег».

Публий Овидий Назон (43 год до н.э. – 18 год н.э.) — римский поэт, занимавшийся систематизацией древнегреческих мифов, в своем труде «Метаморфозы» пишет о Медузе Горгоне следующее..

«Дела причину тебе изложу. Красотою блистая,
Многих она женихов завидным была упованьем.
В ней же всего остального стократ прекраснее были
Волосы. Знал я людей, утверждавших, что видели сами».

Вот, что интересно: красота Медузы в ее девичьем возрасте не губительна — ни для женихов, которые уповали на счастье разделить с ней жизнь, ни для прохожих, оборачивавшихся ей вслед, чтобы подольше полюбоваться ее прекрасными волосами.

Беда Медузы заключалась не в отношении к ней людей,
а в нежелании Богов олимпийских допускать соперничество
со стороны Богов — предшественников…


Одеяния древнегреческих цариц (с античной вазы). Знаменитая работа Джулио Феррарио, изданная в Милане в 1816 году

— племянница «беззлобного правдолюбца» Нерея — не могла не унаследовать прекрасный характер, силу духа и прочие достоинства. Значит, все обещало ей прекрасное будущее. Она могла стать царицей, наделенной несказанной внешней и внутренней красотой. Причем, царицей просвещенной — устремленной к душевной чистоте, наделенной высокими духовными свойствами, способной на великие свершения во имя Света, Добра и Правды.

Возможно, в дальнейшем так оно и было бы,
не случись того, что случилось…


Новый Эрмитаж. Двадцатиколонный зал греко-этрусских ваз.
Проект Лео фон Кленце. 1836

Медуза могла бы жить, и жила, в царских хоромах, полных изысканных вещей, что дарят чувство наслаждения и самым высоким, и самым малым. То, что такая жизнь не будет вечной, вряд ли бы ее особенно смущало. Кто думает о невзгодах, когда он счастлив?

Но беда уже в двери стучалась.
Богиня Афина родилась…
Родилась та, которую назовут «горгоноубийцей».


Античная ваза. «Рождение Афины из головы Зевса»

Не могу не напомнить еще один миф…

Богиня Афина рождена была самим Зевсом. Мойры — Богини судьбы — открыли Зевсу тайну, что сын, рожденный его супругой Метис — Богиней разума, свергнет его с престола и отнимет власть над миром. Испугался великий Зевс, и, чтобы избежать грозной судьбы, усыпил Метис ласковыми речами и проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь Афина.

Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Он призвал своего сына Гефеста и приказал, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума, разрубить себе голову. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, и вышла из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп.

Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мощной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.

Почему Зевс держит в руке ликторский пучок с лабрисом?
Ведь это — средство расправы над… Сыновьями тоже,
проявившими неучтивость по отношению к отцу?

Другое важнее понять. И что же, Богиня Афина стала воплощением чистого разума, без примеси чувств — женских? Никоим образом: она украсила свою божественную мудрость женскими страстями, как коня жемчугами…

Афина не терпела тех, кто мог соперничать с нею,
особенно в красоте, а тут — Медуза..

О красоте Медузы Богиня Афина узнала
и начала думать, как соперницу погубить…


Античная ваза. Сюжет — «Геракл и Лернейская гидра

Возможно, мысль, как отмстить своей сопернице, подал Богине Афине Второй подвиг Геракла, уничтожившего Лернейскую гидру. Ввожу дополнительные сведения…

Недалеко от Аргоса находилось обширное Лернейское болото. Яркая зелень, всегда покрывавшая болото, манила к себе усталого путника, но едва он ступал на зелёную лужайку, с шипением и свистом выползало из трясины девятиголовое чудовище — гидра, обвивалась своим змеиным хвостом вокруг человека, затягивала его в болото и пожирала.

Царь Еврисфей приказал Гераклу уничтожить Лернейскую гидру. Геракл отправился в Лерну на колеснице, которой правил его друг Иолай. Доехав до болота, Геракл зажёг факел и отважно зашагал вперед — к чудовищу.

Гидра была сыта и дремала. Геракл стал пускать в неё горящие стрелы. Раздразнив гидру, он заставил её выползти из болота. Холодным, скользким хвостом она обвила левую ногу Геракла, и все девять голов зашипели вокруг него. Геракл поплотней завернулся в львиную шкуру, надёжную защитницу и от звериных зубов и от змеиного жала, вынул меч и стал рубить одну за другой страшные головы гидры.

Но едва стекала из раны чёрная кровь, на месте отрубленной головы вырастали две другие, ещё злее, ещё страшнее. Скоро Геракл был окружён словно живым кустом шипящих голов, и все они тянулись к нему, разевая кровавые пасти.

И он позвал друга Иолая, дал ему факел и велел жечь огнём рану, чтобы уже не вырастали новые головы. Скоро последняя голова гидры скатилась в болото. Но она не хотела умирать и, лёжа на траве в крови, поводила злыми глазами, в немой ярости разевая пасть. Гераклу пришлось вынести её из болота и зарыть в землю, чтобы она не причинила кому-нибудь зла.

В чёрной крови Лернейской гидры Геракл смочил концы своих стрел, и они стали смертельными — никакая сила не могла исцелить того, кто был поражён такой стрелой.

Сколько поучительных сведений содержал миф,
буквально предлагающий ввести в игру змей —
подвластных Богине Афине существ…


Античная ваза. «Убегающая Медуза горгона»

В жизни Медузы события развивались следующим образом: красавицу несравненную увидел Бог морей Посейдон и начал преследовать ее своей любовью. Медуза убегала, пряталась, скрывалась, но… Пусть Овидий продолжит рассказ…

“Но говорят, что ее изнасиловал в храме Минервы
Царь зыбей. И Юпитера дщерь отвернулась, эгидой
Скрыв целомудренный лик. Чтоб грех не остался без кары,
В гидр ужасных она волосы обратила Горгоны».

Якобы разгневанная осквернением своего святилища Богиня направила на жертву Бога морей щит, отполированный до зеркального блеска. Превратив роскошные волосы в змей, изгнала Медузу из своего храма, и всех других храмов тоже, на вечные времена. Как вы думаете, Афина (Минерва) щепетильно целомудренна, либо завистлива и вероломна?!

Трагедия «Прометей прикованный» древнегреческого драматурга Эсхила, представленная в 443 году до н. э., негативный образ горгон закрепила. Говорит Прометей
сначала о граях, потом о горгонах…

Тебе открою, Ио, путь скитальческий,
Впиши его в дощечки горькой памяти,
Пройдя поток, материки разрезавший,
На солнечный, палящий поверни восток!
Прибой минуй бурлящий моря! Знойные
Поля Кисфены встретишь ты Горгонины,
И трех Форкид, седоволосых девушек,
На лебедей похожих. Глаз один у них
И зуб один. К ним луч не проникал еще
Дневного солнца и ночного месяца.
А по соседству три сестры крылатые
Живут. Горгоны, в косах — змеи, в сердце — яд.
Кто им в глаза заглянет, в том остынет жизнь!

Оговорила Афина и горгон, и грай! Оговорила, даже титаны в ее навет поверили. Грайи остались «седоволосыми девушками, на лебедей похожими». Все три горгоны в чудовищ превратились, злонамеренных и смертельно опасных.


Оборачивание прекрасного ужасным свершилось!

Афина за красоту наказала лишь Медузу. Старшие ее сестры — Сфенно и Эвриала — разделили ее участь по собственной воле, не подумав, что их удел будет пострашнее: им придется метаться в этом ужасном облике Вечность.

Все тело ужасных горгон покрывает чешуя. Рыбья!
Медные руки с когтями у трех сестер. Скрюченными!
Вместо волос двигаются, шипя, ядовитые змеи. Опасные!
Изо рта торчат острые, как кинжалы, клыки. Длинные!
Губы их красны, будто измазаны человечьей кровью!
Глаза горят яростью, налиты злобой чудовищной!

На крыльях золотых носятся горгоны по белу свету.
Горе, о горе ждет человека, встретившегося на их пути!
Разорвут на части медными руками!
Выпьют кровь жадными устами!

Особенно зла младшая из горгон — Медуза — Властительница.
Она умерщвляет людей взглядом. Посмотрит — и все:
живой человек окаменевает, становится холодным камнем.
У-у-ужас… Отвернитесь, не смотрите, не то…

Не пожалела Афина красок, чтобы уничтожить
ни в чем неповинную Медузу.
Скажете, это тоже титаномахия,
только на женском фронте разыгранная?
Богиня вступила в борьбу с титанидой — не честную?
Похоже…

В чем причина?


Причина, думаю я, кроется в СВАСТИКЕ…

Свастика в санскрите — наименование символа,
изображающего крюковой крест. То — «руки бога» Савитара, упорядочивающего Мир по осям и по сторонам света: Восток — Север — Запад — Юг. Упорядочил — и все: гармонизация Мира в Пространстве состоялась. Если еще и бежать по солнечному кругу, то Мир упорядочится и во Времени: Вчера — Сегодня — Завтра.

ВОСТОК — СЕВЕР — ЗАПАД — ЮГ. И СНОВА…
ВЧЕРА — СЕГОДНЯ — ЗАВТРА. И СНОВА…
ВРЕМЯ БЕЖИТ В ЗАСТЫВШЕМ, КАК ДОЛЖНО, ПРОСТРАНСТВЕ.
ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ДЕЯНИЕ БОГОВ СОХРАНЯЕТСЯ.

О, крылатые девы — горгоны!


Древнегреческая чаша с солярной свастикой, рыбами и осьминогом.
Ок. V в. до н.э. Сицилия.

В рисунке чаши в одно целое объединены два символа — свастика (по торцевому кругу чаши) и рыбы. Здесь рыбы, известные своей плодовитостью, увлекаются в глубину моря вихрем направленного на них осьминогом потока энергии.



Здесь свастика утверждает:
БЛАГО ВО ВСЕЛЕННОЙ НЕИСЧЕРПАЕМО ВО ВРЕМЕНИ…

О, крылатые девы — горгоны!
Исполнение вашей миссии — гарант Вселенского блага!


Здесь хорошо виден волнообразный свастичный орнамент, идущий по торцевому кругу чаши. В центре — тоже свастика, шестиволновая, и тоже направленная слева направо, то есть в знак благополучия “отворачивается от левой стороны”. И здесь рыбы, известные своей плодовитостью, вовлекаются в движение вихрем направленного на них потока энергии.

Главное в изображении — число ТРИ:
изначальное ПРАЧИСЛО ДЕЙСТВИЯ.
Здесь оно усилено числом ШЕСТЬ:
ПРАЧИСЛОМ СОЧЕТАНИЯ ДЕЙСТВИЯ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ.
Это сочетание утверждает:
ВСЕЛЕНСКОЕ БЛАГО ЗАЩИЩЕНО ОТ ВТОРЖЕНИЙ ВРАЖДЕБНЫХ.

О, крылатые девы — горгоны!
Исполнение вашей миссии — гарант Вселенского блага!


Архаические (этрусские) клыкастые и пучеглазые Горгоны в окружении
стоящих крылатых львиц или сфинксов. Гидрия из Вульчи. 540-530 до н.э.

Орнамент вазы в архаичном стиле представляет собой многоуровневую горизонтальную концентрическую композицию, выполненную с соблюдением строгой симметрии. Уровни кругов — уровни миров по вертикали, на которые распространяются Блага, или которыми они поддерживаются. Симметрия — неизменность обещаний, их данность, что определена сердечным бескорыстием древних Богов.

В центре, по-видимому, — уже Медуза с разверстыми глазами, не то широко улыбающаяся, не то ощерившася, с языком и даже клыками. Справа и слева от нее — Пантеры (Львы, Сфинксы?) и орлы, что-то пожирающие. Ниже — не то павы, не то фазаны. В любом случае, все эти существа символизируют обретение Благополучия и его утрату.

ИЗОБРАЖЕНИЕ УТВЕРЖДАЕТ :

Медуза —
защитница, охранница, повелительница времени,
отвечающая за круговращение благ в природе.

Перенос смыслов состоялся. Идея смертельной опасности чудовища не поддержана. Злокозненные намерения Афины не осуществились — пропали даром. Если не принимать во внимание чувства Медузы, не то оговоренной, не то на самом деле ставшей змееволосой.


Что охраняли горгонейоны?
УПОРЯДОЧЕННОСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ?..Известно, вся повседневная жизнь древнего эллина пронизана искусством. Не только в богатых, но и в бедных домах было немало вещей художественного уровня - живописные фрески на стенах, статуи, ковры, мебель, керамические сосуды, на которых представлен весь древний мир, от мифологических сцен до забот текущей жизни. Горгонейоны в этом ряду играли важную роль, так как в них видели не только изображение, украшающее предмет, но и амулет охранного смысла.Афинянин пробуждался с рассветом и приветствовал молитвой восходящее солнце. Затем, попотчевав себя кубком вина и куском хлеба, выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, и купцов, сидящих в лавках, каждый свободный гражданин находился на улице с утра.Вопрос — «Что слышно?», имел большой смысл, так как не было других средств массовой информации. Люди интересовались не только сплетнями о соседях и знакомых, но и политическими новостями, и случаями прошедшей ночи, и событиями в других странах, сообщаемых прибывшими путешественниками, купцами, моряками и пр. Общение происходило на улицах, на рынках, в мастерских ремесленников, чаще всего в парикмахерской, где при стрижке волос и бород целыми часами обсуждались все события.Все легко вступали в общение, обращались друг к другу на «ты»: различия в общественном положении как бы стирались при демократическом строе, когда все граждане участвовали в решении государственных дел.


Многие полдня проводили в Народном собрании, судах и других государственных учреждениях.

Слушать ораторов, играющих большую роль в политической жизни полиса, самому выйти на трибуну и выступить с речью против того, что не нравится, голосовать — все это позволяло ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных решений.

В полдень, называемый «временем, когда рынок полон», гражданин, выбирал себе по вкусу что-нибудь на обед из многообразия рыб, сыров, зерновых и плодов. Купленное нес домой, если у него не было раба. На рынок ходили только мужчины, женщины редко встречались на улицах Афин, они в основном сидели дома на женской половине (гинекее).

Отдохнув после обеда, афиняне шли в гимназию или палестру, чтобы заняться спортом, подискутировать на философские темы, обсудить политические события и пр. Из гимназий выросли знаменитые Академии, где выступали Сократ, Платон, Аристотель.

Вечерами устраивались дружеские вечеринки - симпозиумы…


В переводе с греческого понятие «симпосиум» означает «питие возлежа». На симпозиумах присутствовали только мужчины, из женщин - лишь флейтистка, сопровождавшая пиршество музыкой. Гости пили, разбавляя вино водой, пели, иногда перед ними выступал мим или танцовщица. С симпозиума возвращались с началом темноты, когда запирались ворота Афин, а на улицах несли дозор лучники. На другой день все начиналось снова в том же — заведенном — порядке.

Может быть горгонейоны становились амулетами, подтверждая неизменность временного цикла: Утро — Полдень — Вечер — Ночь и снова, и снова?.. А горгон греки считали «защитницами», «охранницами», «повелительницами» Времени? Это вполне им под силу, ибо, по природе своей, они представляют собой воздушную стихию, что находится в непрерывном, непрекращающемся движении.


Воздушная стихия не имеет пространственных ограничений: она свободна. Поэтому, Медуза горгона защищала, охраняла не только мир греков, не только управляла их суточным временем, она была настоящей древней титанидой с огромным перечнем обязанностей и полномочий. Деятельность Медузы носила космогонический характер…

Медуза бежит по ободу чаши — Вселенскому кругу — и стоит неподвижно, судя по уравновешенности ее крыльев и композиции в целом относительно вертикали.

Медуза — вселенская константа,
утверждающая неизбывность движения времени
и происходящих в нем изменений.

Солярные знаки определение подтверждают и уточняют. В круг вращения входят концентрическое небо с девятью планетами и четырехчастная земля, скоординированные относительно друг друга по диагональному кресту. Птицы — дружеские воздушной стихии силы — придают и устойчивость фигуре, и не мешают движению. Свастика — древнейший символ вечного круговращения Вселенной, знак солнца, жизни, света. Здесь свастика — еще и знак благополучия, ибо движется слева направо, “отворачиваясь от левой стороны”.

Всему и вся — от Богов до людей — Медуза горгона помогала,
только самой себе противостоять навету не помогла.
Много было дел?.. Уставала?..


Античная ваза. «Афина вручает Ахиллу щит победителя»

У древних греков была и трехлучевая свастика, лучи которой завивались относительно центра в виде спиралей. Называлась она «трискеле». Любопытный вариант трискеля — трёхлучевой свастики — был изображён на щите, который подносился победителю Олимпийских игр в Афинах.

Здесь показан сюжет из Троянской войны. Богиня Афина, скрыв лицо под маской, появляется на поле боя, чтобы вручить щит победителя Ахиллу — герою, который находится под ее покровительством. Рядом с нею стоит Гермес, сопровождавший ее во многих сложных заданиях.

Внизу простерто тело погибшего Гектора, достойного во всех отношениях героя. Лучший из лучших убит, и все потому что Афина покровительствует эллинам, а не троянцам. И происходит эта резня по одной и той же, уже проявившей себя в истории с Медузей причине: троянский принц Парис не признал Афину первой красавицей. Самой первой! И все тут!

О, женщины!
Даже самые умные!


Античная ваза. «Афина-воительница со щитом»

Здесь у Афины другой щит — с шестилучевой свастикой. Три луча — львы: символы Высшей силы и власти. Три других луча — птица, крылатый конь Пегас и, по-видимому, осел, тоже крылатый. Все трое — символы сверхскоростного движения и выносливости. В центре — Медуза горгона с мертвящим взглядом.

Соответственно, изображение на щите утверждает:
Богиня Афина — Властительница, сопротивляться ей бесполезно.
И весть это разносится по всем пространствам-временам.

А Вселенские блага?
Подчинение Афине — гарант Блага!

Если просмотреть многие изображения, то выяснится, что не змеи-волосы, а именно высунутый язык является устойчивым признаком существ в центре горгонейонов. Высунутый язык — обозначение ярости, угроза нападения. В этом есть отголоски наидревнейших представлений, например, о Богине-Матери: воплощении смертоносного и жизненного начала. Отсутствие языка в изображении человеческих существ и зверей свидетельствует о немоте, бездействии, безразличии ко всему, кроме собственного существования. Миф о Медузе, в сравнении с подобными представлениями, очень молод, хотя и неотрывен от них.

А может быть, в зеркале с Горгоной высунутый язык показан, как насмешка над неудавшейся попыткой Афины полностью Медузу победить? Превращением чуда в чудовище, вид которого должен всех пугать, Богиня лишь удовлетворила свою зависть. Никто особо не испугался: чудо-чудовище в Мире людей продолжало исполнять изначально-высокую миссию Охранницы, Защитницы, Повелительницы.

Все знают такое существо из древнегреческой мифологии, как Горгона Медуза . Наиболее известна эта Горгона по истории с Персеем, который отправляется за её головой в царство мёртвых. Медуза известна тем, что является чудовищем, охраняющим подземное царство, на её голове вместо волос кишат змеи, а взгляд обращает любого в камень.

В дев-горгон было три: Эврила (далеко прыгающая), Сфено (могучая) и Медуза (стражница). Однако именно Медуза является самой известной из трёх сестёр. Согласно мифологии, Медуза некогда была прекрасной девушкой, однако после того, как бог Посейдон овладел Медузой в храме Афины, богиня Афина превратила девушку и её сестёр в чудовищ. Впоследствии появились и другие интерпретации и версии появления горгон и, в частности, самой главной из них — Медузы, и всё же, исследователи древних верований считают, что данный миф является позднейшим древнегреческим мифотворчеством. Поздние мифы, которые сегодня знает каждый школьник, немного отличаются от древнейших поверий, но именно более древние поверья в Медузу Горгону, со змеями вместо волос и взглядом, превращающим в камень, могут рассказать про общность древнегреческих мифов и мифологии других языческих стран, в частности мифологии древних славян.

Может показаться, что такого существа, как Горгона Медуза в нашей мифологии не наблюдается, однако если «копнуть» глубже, то становится понятно, что Медуза Горгона соответствует богиням подземного мира. На это указывает сразу несколько факторов:

1. Миф о путешествии Персея в подземный мир и битва с хозяйкой подземного царства Медузой. Данный сюжет, который имеет своё собственное название — « », наблюдается практически во всех языческих верованиях, что говорит об их общности. Данный сюжет повествует о том, как некий герой отправляется в подземное царство мёртвых, где встречается с хозяйкой или хозяином этого царства, в результате чего зачастую дело заканчивается битвой и победой героя. Впоследствии, в некоторых верованиях, претерпевших испытание временем и эпоху двоеверия, путешествие в мир мёртвых из подземелья было перенесено в тёмный лес. В славянских сказках, которые являются видоизменёнными мифами, герой отправляется в тёмный лес, чтобы сразиться с Бабой Ягой () или Бессмертным, то есть с хозяйкой или хозяином мира мёртвых.

2. Змеи на голове. Практически во всех языческих верованиях земли, змеи и ящерицы являются олицетворением подземного царства мёртвых, поэтому не удивительно, что царицу мира мёртвых Медузу наделили таким экзотическим атрибутом. В славянских мифах и сказках мы можем найти информацию о некой старой змеихе, которая охраняет подземный мир или о хозяйке медной горы в виде ящерицы, или о боге Ящере — властителе подводного и подземного миров. Волосы-змеи не просто так появились на голове у Медузы. По всей вероятности, это некое остаточное явление от изначальных поверий древних греков или их более ранних предков, в которых хозяйка подземного мира представлялась в виде огромной змеихи, существа со змеиными чертами или вовсе клубком змей. Таким же образом в скифской языческой культуре появилась змееногая богиня Табити.

3. Самый главный фактор, который указывает на то, что Горгона Медуза является той самой властительницей мира мёртвых и сравнима со славянской Мораной или даже со славянским Кощеем, — взгляд. Как известно, у Медузы взгляд мертвящий, превращающий всё живое в камень. Интересно, что именно мертвящий и насылающий беды взгляд приписывают богам подземного мира и в других традициях. У славян Кощею, а затем и его христианскому соответствию — святому Касьяну, приписывались беды, которые он может насылать, просто взглянув на человека или на животное. От взгляда бога мёртвых человек может умереть или заболеть. Вспомним того же , который также соответствует подземному богу Кощею, и который известен своим особенным взглядом.

Исследователи древних традиций считают, что такое поверие прошло сквозь тысячелетия со времён праиндоевропейцев и относится к зимнему времени года. Как известно, боги подземного мира покровительствуют не только смерти и мёртвым, но также зиме и холодам. В древности считали, что от взгляда подземного бога или богини вода превращается в лёд (каменеет), деревья и вся природа умирает, на землю опускается «белая смерть». Именно с этими поверьями и сравнивают взгляд Горгоны Медузы — царицы мира мёртвых, которая под воздействием времени, мифотворчества древнегреческих авторов и неверного истолкования древних мифов новыми поколениями греков, превратилась из могучей богини мира мёртвых в обычное чудовище.

Советский мультфильм «Персей»:

Климатическая техника для создания в своём доме комфортной обстановки. Качественный кондиционер для квартиры можно приобрести уже сейчас в интернет-магазине http://www.kievkomfort.com.ua/ . Большой ассортимент продукции, а также необходимые услуги по установке и обслуживанию.