Домой / Порча и сглаз / Открыть левое меню хеврон. Хеврон - город, где зарождается ненависть Где находится хеврон

Открыть левое меню хеврон. Хеврон - город, где зарождается ненависть Где находится хеврон

(Я)

Глава Высота центра Население Часовой пояс Официальный сайт

(англ.)

В городе расположены Хевронский университет и Палестинский политехнический Университет.

История

После завоевания евреями Ханаана вошел в надел колена Иуды и был передан семье Халева, сына Иефоннии (Калева бен Иефуне) - Нав. , .

Еврейское население непрерывно жило в Хевроне в течение более 3 тысячелетий - с 13 в. до н. э. и по 1929 год.

Хеврон стал первой столицей царя Давида в 950 г. до н. э. В Хевроне сын Давида Авессалом провозгласил себя царем и поднял восстание против своего отца (2Цар. ). При Ровоаме Хеврон, как один из важнейших городов на юге Иудеи , был сильно укреплен.

Английские власти не обращали внимание на призывы арабских лидеров к уничтожению еврейской общины в Хевроне. В 1929 году это привело к массовому еврейскому погрому в городе. Было убито 67 евреев, сотни евреев были искалечены. Еврейская больница Бейт-Хадасса , в которой лечились все жители города, была разграблена и разрушена. В 1936 году еврейское население Хеврона было эвакуировано из города.

В 1948-67 гг. Хеврон был оккупирован Иорданией . В ходе Шестидневной войны 1967 года оказался под контролем Израиля .

В 1968 году инициативная группа во главе с раввином Моше Левингером решила возобновить еврейское присутствие в Хевроне. Со временем были созданы 3 еврейских квартала: Авраам-Авину, Бейт-Хадасса и Тель-Румейда. На сегодняшний день там проживают порядка 650 человек.

В возрождении еврейского Хеврона важную роль сыграл репатриант из СССР , профессор физики Бенцион Тавгер . Его усилиями были восстановлены из руин синагога, носящая имя Авраама , и старое еврейское кладбище.

Современное положение

Сегодня здание открыто таким образом, что в нём проводятся как еврейские, так и мусульманские богослужения. Сведения о само́й пещере, над которой построено здание, очень незначительны. Известно лишь о нескольких ходах и подземных гротах - научные исследования на месте практически невозможны в силу религиозного противодействия мусульманского вакфа .

См. также

Напишите отзыв о статье "Хеврон"

Примечания

Ссылки

  • - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • pbase.com

Отрывок, характеризующий Хеврон

Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и поехали в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа.
Он говорил ему, указывая на поля, о своих хозяйственных усовершенствованиях.
Пьер мрачно молчал, отвечая односложно, и казался погруженным в свои мысли.
Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света и что Пьер должен притти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет говорить, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит всё в его ученьи, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню.
– Нет, отчего же вы думаете, – вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, отчего вы так думаете? Вы не должны так думать.
– Про что я думаю? – спросил князь Андрей с удивлением.
– Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство – это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. – И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его.
Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви.
– Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; всё остальное есть сон, – говорил Пьер. – Вы поймите, мой друг, что вне этого союза всё исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал частью этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, – говорил Пьер.
Князь Андрей, молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами.
Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они прошли на паром.
Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу.
– Ну, что же вы думаете об этом? – спросил Пьер, – что же вы молчите?
– Что я думаю? я слушал тебя. Всё это так, – сказал князь Андрей. – Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека, и законы, управляющие миром. Да кто же мы – люди? Отчего же вы всё знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу.
Пьер перебил его. – Верите вы в будущую жизнь? – спросил он.
– В будущую жизнь? – повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более, что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея.
– Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – всё ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого. Разве я не чувствую, что я в этом огромном бесчисленном количестве существ, в которых проявляется Божество, – высшая сила, как хотите, – что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда.
– Да, это учение Гердера, – сказал князь Андрей, – но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся) и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть… Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть…. Вот что убеждает, вот что убедило меня, – сказал князь Андрей.
– Ну да, ну да, – говорил Пьер, – разве не то же самое и я говорю!
– Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул…
– Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог.
Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили.
– Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».
Князь Андрей вздохнул, и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера.
– Да, коли бы это так было! – сказал он. – Однако пойдем садиться, – прибавил князь Андрей, и выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз, после Аустерлица, он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел лежа на Аустерлицком поле, и что то давно заснувшее, что то лучшее что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.

Уже смерклось, когда князь Андрей и Пьер подъехали к главному подъезду лысогорского дома. В то время как они подъезжали, князь Андрей с улыбкой обратил внимание Пьера на суматоху, происшедшую у заднего крыльца. Согнутая старушка с котомкой на спине, и невысокий мужчина в черном одеянии и с длинными волосами, увидав въезжавшую коляску, бросились бежать назад в ворота. Две женщины выбежали за ними, и все четверо, оглядываясь на коляску, испуганно вбежали на заднее крыльцо.
– Это Машины божьи люди, – сказал князь Андрей. – Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.
– Да что такое божьи люди? – спросил Пьер.
Князь Андрей не успел отвечать ему. Слуги вышли навстречу, и он расспрашивал о том, где был старый князь и скоро ли ждут его.
Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту.
Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.

Вконтакте

Хеврон - крупнейший город в южной части реки Иордан в , столица провинции Хеврон.

Расположен в 30 км южнее Иерусалима на высоте 927 м над уровнем моря.

Население около 229,3 тыс. палестинцев (2009) и 800 израильтян, проживающих в историческом еврейском квартале, который находится под контролем израильской армии.

Самое известное историческое место в Хевроне это (Патриархов), которая является святыней для иудеев, христиан и мусульман.

История

После завоевания евреями Ханаана вошел в надел и был передан семье Халева, сына Иефоннии (Калева бен Иефуне).

Еврейское население непрерывно жило в Хевроне в течение более 3 тысячелетий - с 13 в. до н.э. и по 1929 г.

Хеврон стал первой столицей в 950 г. до н. э.

До Первой мировой войны - под .

Английские власти не обращали внимание на призывы арабских лидеров к уничтожению еврейской общины в Хевроне.


В 1929 г. это привело к массовому в городе. Было убито 67 евреев, сотни евреев были искалечены. Еврейская больница Бейт-Хадасса, в которой лечились все жители города, была разграблена и разрушена.

В 1936 г. еврейское население Хеврона было эвакуировано из города.

В 1948-67 гг. Хеврон был оккупирован Иорданией. В ходе 1967 г. оказался под контролем Израиля.

В 1968 г. инициативная группа во главе с равом Моше Левингером решила возобновить еврейское присутствие в Хевроне.

Со временем были созданы 3 еврейских квартала: Авраам-Авину, Бейт-Хадасса и Тель-Румейда.

В возрождении еврейского Хеврона важную роль сыграл репатриант из СССР, профессор физики Бенцион Тавгер. Его усилиями были восстановлены из руин синагога, носящая имя Авраама, и старое еврейское кладбище.

Современное положение

В начале 1997 г., в соответствии с Хевронскими соглашениями город был разделен на два сектора: H1 и H2.

Сектор H1, в котором проживает 120 тыс. палестинцев, перешел под контроль .


Сектор H2, который населяют 30 тыс. палестинцев, остается под контролем израильской армии для защиты нескольких сотен жителей еврейского квартала.

Перейти из сектора в сектор можно через любой из 16 израильских контрольно-пропускных пунктов.

В Хевроне зачастую происходят вооружённые столкновения между израильской армией, еврейскими поселенцами и арабами.

Фотогалерея







Население: 229,3 тыс.

Телефонный код: +972 2

Время: UTC+2

Полезная информация

Хеврон
ивр. חֶבְרוֹן‎, «Хеврон»
араб. الخليل‎‎, «Аль-Халиль»
англ. Hebron

В Библии также упоминается как Кириаф-Арба (Быт.23:2, 35:27).

www.hebron-city.ps англ/араб

Теракт Гольштейна

В 1994 г. врач Барух Гольдштейн вошёл в Пещеру Патриархов с заряженным автоматом в то время, когда там молились мусульмане, и начал стрелять в молящихся.

В результате погибли 29 человек и десятки были ранены. Барух Гольдштейн был растерзан толпой, а созданная израильскими властями комиссия признала его поступок преднамеренным и необоснованным убийством.

После этого инцидента израильские власти разделили Пещеру Патриархов таким образом, чтобы евреи и арабы не молились в одном помещении и не имели контакта между собой.

Достопримечательности

Хеврон – столица одноименной провинции и округа Иудея. Является крупнейшим городом южной части Западного берега реки Иордан, крестившей в своих водах Христа. Еще издревле окрестности Хеврона прославили многочисленные виноградники, оставившие доныне этим библейским местам поздние сорта сладких ягод.

Стоящий в иудаизме по критерию святости непосредственно после Иерусалима, Хеврон причислен историками к сонму древнейших городов мира. Является объектом многовекового паломничества представителей основных земных религий, поскольку стал местом упокоения Авраама – основателя таких монотеистических верований, каковыми являются иудаизм, ислам, христианство.

История еврейского анклава Хеврона насчитывает более трех тысячелетий. Бывший в царствование Давида столицей, город пережил восстание престолонаследника, после чего стараниями основателя Иудейского царства, Ровоама, был тщательно укреплен. Далее последовал захват Хеврона вавилонянами, присоединение его к хасмонейскому царству. Властвовал городом и Ирод Великий, поддержанный своими отпрысками. Итожит тернистый путь Хеврона включение его в римскую провинцию Иудею, по прошествии времени переименованную в Палестину.

В 614 году персидская армия ненадолго отбивает город у византийцев, уступившим все же Хеврон мусульманам 24 года спустя. Затем, пробыв почти 90 лет под властью крестоносцев, город отошел мамлюкам. Первая мировая война вывела Хеврон из четырехсотлетнего османского владычества, заменив его британским подмандатным управлением.

Хевронское соглашение, воплощавшееся с 1997 года, стабильного мира Хеврону не принесло – столкновения между арабами и израильскими вооруженными силами весьма часты. Но сообщение между враждующими секторами города отлажено. Для этого создано 16 охраняемых израильтянами контрольно-пропускных пункта.

При упоминании Хеврона в сознании вырисовывается пещера Махпела, являющаяся главной святыней города. Переводимая с иврита как «Двойная пещера» она, согласно преданию, дала вечный приют первым людям, коими, согласно монотеистическим воззрениям, была библейская чета Адам и Ева. Саму же пещеру приобрел Авраам, вознамерившийся похоронить в ней Сарру.

Монастырь Святой Троицы, на территории которого произрастает обнаруженный архимандритом Антоном Мамврийский дуб – другая достопримечательность Хеврона. Духовно окармливавшийся ранее Русской зарубежной церковью, в 1997 году монастырь перешел Московскому патриархату.

Безопасность посещения Хеврона обеспечивается израильской армией и полицейскими подразделениями. Специфику имеет только прокат автомобилей, на которых иностранец может непреднамеренно попасть в арабский сектор. Кроме того, водителю моложе 24 лет иногда предлагают дополнительную страховку.

Хеврон от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Хевроне.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Как добраться

Самый удобный способ добраться до Хеврона - на автобусе из Иерусалима, который отправляется с Центрального автовокзала. Времени в пути на автобусе № 160 - чуть более часа. Транспорт ходит регулярно, с раннего утра до позднего вечера, интервалы между рейсами от 40 минут до 1,5 часа.

Покупая билет, нужно быть внимательным и не отправиться в поездку до северо-западного поселения Кирьят-Арбы, который расположен рядом с Хевроном и фактически является его продолжением.

Из многих других городов, например из Тель-Авива, до Хеврона придется добираться с пересадками.

Автобусная остановка находится рядом с главной местной достопримечательностью - пещерой Махпела, местом захоронения библейских святых, и одним из контрольно-пропускных пунктов.

Поиск авиабилетов в город Тель-Авив (ближайший а/п к Хеврону)

Погода в Хевроне

Cреднемесячная температура, °C днем и ночью

    январь

    февраль

    март

    апрель

  • июнь

    июль

    август

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

Популярные отели Хеврона

Развлечения и достопримечательности Хеврона

Пещера Махпела , или Двойная пещера , также носит название пещера Патриархов - это место захоронения святых Авраама, Исаака, Иакова и их жен Сарры, Ревекки и Лии. Эта религиозная достопримечательность считается святыней сразу в трех мировых религиях - иудаизме, христианстве и мусульманстве. Пещера расположена под построенным сверху зданием, территория которого разделена две части - мусульманскую и иудейскую - и находится под охраной представителей сразу двух армий. Каждая из общин молится строго в пределах своей части, и заходить на чужую территорию запрещено, за исключением больших религиозных праздников, когда посещать другие залы все же разрешается.

Для верующих евреев пещера Махпела - вторая по степени святости религиозная святыня, после Храмовой горы в Иерусалиме.

Монастырь Святой Троицы находится в арабской части города. В 19 веке Русская Духовная Миссия купила участок земли с Мамврийским дубом и построила на территории вокруг него монастырь. Возраст дуба - около 5000 лет, и считается, что именно он свидетель ветхозаветной истории о том, как Аврааму явились три ангела. До 90-х годов 20 века дуб был покрыт листвой, однако сегодня он практически весь высох. Уничтожению дерева поспособствовали многочисленные желающие приобщиться к библейской истории: кора дерева среди верующих считается святыней.

Хеврон город библейский Давид Генис Часть 1. Библейский период Хеврон, Хеврон... Один из древнейших городов мира. Библейский город. Место, где жили и захоронены патриархи еврейского народа Авраам, Ицхак, Яаков, и их жены, праматери еврейского народа... Город-столица царя Давида... Город, где со времен завоевания и до настоящего времени непрерывно жили и живут евреи, хозяева этой земли, создатели и хозяева этой страны, завещанной им Богом, судьбой и историей... Хеврон, город в Иудейских горах, в 36 км к югу от Иерусалима, один из четырех городов, священных в иудаизме наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом. Но сегодня мир перевернулся, сошел с ума. Захватчики-арабы, недавние пришельцы на этой земле, все здесь переименовали на свой лад и объявили, что это их Земля, что это их святыни, что евреям здесь не место. И антисемиты и враги Израиля, с Востока и с Запада, одурманенные нахальством, деньгами, нефтью арабов и своими личными интересами, кинулись тоже в атаку на Израиль, на евреев, решив, что за такое античеловеческое поведение арабы их будут любить и, возможно даже, по головке погладят... На сайте православной церкви нашел такой абзац из записей еще недавних времен: "Г лубочайшая древность означенной местности и удивительн ое богатство почвы, несмотря на продолжающееся с давних времен запущение и разрушение, поистине изумительны. Т ысяча восемьсот лет минуло с тех пор, как Израильтяне уже изгнаны из земли этой, но и теперь в опустошенной этой стране местность Хеврона изобилует и виноградом, и гранатами, и фигами . и если не самый тогдашний дуб Авраама, то потомок оного продолжает свой род на том самом месте, где было Богоявление Аврааму! " . Это к тому, как хозяйствовали арабы на этой, чужой для них, земле... Хеврон до прихода евреев Во времена ханаанеев, т.е. в древнейшие времена заселения евреями этой земли, город называли Кирьят-Арба (Бытие, 23:2 "И умерла Сара в Кирьят-Арбе, она же Хеврон, в стране Кнаан"). Иосиф Флавий указывает, что Хеврон -- самый древний город Эрец-Исраэль ("...древнее даже, чем Мемфис в Египте, ибо число его лет определяют в 2300"). Согласно археологическим данным, Хеврон возник и существовал в течение бронзового и железного веков на холме, расположенном к юго-западу от Меарат а-Махпела (Гробница Патриархов) и носящем ныне название Телль-Хеврон, или Телль-Румейда (Адмот-Ишай), рядом с источником воды. Этот источник действует и в настоящее время, ныне он носит имя Эйн-Джудейда или же Мааян-Сара. Хеврон - единственный город, точная дата основания которого приводится в Торе (Пятикнижие ) . В книге "Числа" (13: 2 2) указано : "Хеврон был построен за семь лет раньше Цоан а Египетск ого ". По современной датировке, Цоан - столица Египта периода гиксосов, был основан в 1720-м году до новой эры. Правда, считают, что город мог возникнуть даже раньше, а в древней записи , по-видимому, речь могла идти об укреплении Хеврона или о повышении его административн ого статуса. Это мнение связывают с тем, что, как показали раскопки , начало поселения на месте современного Хеврона, относится к раннему бронзовому периоду. По современной израильской археологической классификации это около 3 тысяч лет до н.э. Хеврон во времена Авраама У Аврама и его племянника Лота было много скота, и они разделились. "И двинул Аврам шатры, и пришел, и поселился в Элоней-Мамрэ, что при Хевроне, и построил там жертвенник Богу" (Брейшит, 3:18). Слово "Элоней" в разных переводах трактуется неодинаково: равнина, поле, дубрава. "В надписи египетского фараона Шишонка (945-924 г. до н.э.) на стенах храма в г. Карнаке, перечисляются завоеванные им города, упоминается место под названием "Поле Авраама", по-видимому, это и есть Хеврон". (//Ij.rossia.org/users/avrom/20116.html?mode=reply). "Равнина Мамре" - это неправильный перевод. В исправленном стандартном переводе он дается как "дубрава Мамре". В любом случае речь, очевидно, идет о священной роще, расположенной согласно преданию приблизительно в двух милях севернее Хеврона. Множество древних дубов в его окрестностях указывают, что здесь когда-то была "дубрава Мамрэ", но вряд ли возраст какого-либо из этих дубов достигает сейчас четырех тысяч лет" (Азимов А., 2005). "Названию Мамре постоянно сопутствует упоминание дубравы или одного дуба, около которого Авраам встретился с тремя ангелами (Быт. 18:2). Дуб, согласно традиции, растущий здесь с момента сотворения мира, это так называемый мамрийский дуб" (КЕЭ, 9, 747-759). Переводчик Торы, которую я цитирую, решил просто оставить это ивритское слово в русской транскрипции (Элоней). Хеврон явился конечной точкой путешествия Авраама, начатого после его ухода из родного города Ур Касдим (халдейского) в Месопотамии, и первым постоянным местом пребывания в Эрец Исраэль. Авраам прожил в Хевроне 25 лет. Согласно Танаху, именно здесь Господь заключил с Авраамом союз, которым именно на Ицхака и его потомство распространяются все обещания, сделанные Б-гом Аврааму (Брейшит 17:19, 21) и о том, что Эрец Исраэль передается в вечное владение потомству Авраама (Брейшит 15:18). Согласно археологическим данным, Хеврон являлся культовым центром для окружающего населения. В городе раскопано святилище с многочисленными останками жертвенных животных. Согласно Танаху, местные жители (хетты) обращаются к Аврааму со словами: "Вождь Всесильного ты среди нас" (Брейшит 23:6). В Торе написано: "Кирьят-Арба она же Хеврон", т.е. это два названия одного древнего поселения. Традиция считает, что о днажды Авраам оказался в пещере (Махпела ) , расположенной рядом с Хевроном, и увидел пророческим видением, что в ней похоронены первый человек Адам и его жена Хава (Ева). Авраам ощутил и понял, что в этом месте наш физический м ир соединяется с духовным миром орень слова Хеврон на иврите означает соединение). В этой пещере Авраам и похоронил Сару. В этой же пещере Махпела похоронены четыре пары наших предков. Кирьят-Арба на иврите - Городок четырех, Махпела - от корня, означающего удвоение). О пещере Махпела (Гробнице патриархов еврейского народа) я писал в одном из предыдущих номеров газеты "Горизонт". В Хевроне произошли все основные события в жизни Авраама. Здесь он окончательно "оформил" договор с Всевышним, скрепив его обрядом обрезания, здесь его посетили три ангела, возвестившие столетнему старцу о рождении сына, здесь же впоследствии родился Исаак. Утверждается, что все эти события произошли в дубраве Мамре, где ныне расположен русский православный монастырь. Всё же интересна судьба древнейших святынь еврейского народа: оказались они во владении то христиан, то мусульман, считающих их своей собственностью... На этом месте, в роще Мамре, Авраам воздвиг алтарь. Когда в 20 в. здесь проводили раскопки, был обнаружен фундамент жертвенника, а возвышающиеся над ним стены из огромных квадратных плит оказались частями гигантского здания, разрушенного, вероятно, в 1 в. На его развалинах при императоре Адриане во 2 в. тоже было построено здание. Рядом находился один из крупнейших в Сирии и Палестине рынков, куда после восстания Бар-Кохбы император Адриан велел пригнать тысячи пленных евреев и продать их в рабство. В византийский период на месте здания, сооруженного Адрианом, была построена церковь.
При раскопках были обнаружены остатки корней, которые могли принадлежать только большому старому дереву. Верующие считают, что это был дуб Авраама.Паломники в средние века запасались веточками этого дуба, веря, что они помогают благополучно закончить путь. Давно погибшие остатки дуба, на котором в далекие уже времена обломали все возможные веточки и щепочки, до сих пор сохраняются за оградой. Был здесь библейский дуб, хочешь - верь, хочешь - проверь... Хеврон во времена патриархов
Ицхак некоторое время жил в Хевроне (Бре йшит 35:27 "И пришел Яаков к Ицхаку, отцу своему, в Мамрэ, в Кирьят-Арбу, она же Хеврон, где жили Авраам и Ицхак" ). Согласно археологическим данным, в поздний бронзовый период (1550-1200 гг. до н.э.) Хеврон значительно опустел, также сократилось и кочевое население в окрестностях города. В книге Брейшит (26:1) сказано: "И был голод в той стране. И пошел Ицхак к Авимелеху, царю Плиштим, в Грар". Яаков жил в Хевроне около 30 лет (Брейшит 37:1 "И поселился Яаков в стране, где жил отец его"), и отсюда же начались странствия Йосефа (Брейшит 37:28). В период патриархов в Хевроне жили эмореи (аммореи) и хетты (Брейшит 14:13; 23:3). Хеврон во времена завоевания Разведчики, посланные Моше в Кнаан (Эрец Исраэль), в первую очередь пришли в Хеврон: (Тора, Бемидбар, 13:22 "И пошли на юг страны, и дошли до Хеврона..."). Уже в те времена город был хорошо известен. Ко времени завоевания земли Кнаан евреями под руководством Йегошуа бин Нуна Хеврон был населен эмореями и являлся центром независимого царства. Царь Хеврона Хохам упоминается среди ханаанейских царей, которые под руководством царя Иерусалима Адни-Цедека воевали с жителями города Гивона и евреями. После завоевания страны Хеврон был передан в качестве надела Калеву бен Йефунэ. Калев был в числе разведчиков, и если все они навели на народ панику своими россказнями о неприступности местных городов и племен, то Калев, наоборот, заявил: "Непременно взойдем и овладеем ею, ибо в наших силах это!" (Бемидбар 13: 30). После завоевания город был передан во владение колену левитов и был назначен одним из трех городов-убежищ в западной части Эрец Исраэль, а род Калева (из колена Йегуды) контролировал его предместья и окрестности. В целом же Хеврон и его обширные окрестности достались колену Ие h уды. С тех пор горный район от Йерусалима до Негева, называется Ие h уда (Иудея). Хеврон во времена Давида В Хевроне есть старые пруды. Один из них, пруд Султана (брихат ха-Султан), находится в черте города. Некоторые источники отождествляют их с библейскими прудами, возле которых царь Давид повесил убийц сына царя Саула. Когда они пришли к Давиду, они надеялись на награду, потому что все знали, что Саул "искал души Давида, преследовал его и хотел убить". Но Давид возмутился: "...когда негодные люди убили человека невинного в его доме на постели его, неужели я не взыщу крови его от руки вашей и не истреблю вас с земли? И приказал Давид слугам, и убили их, и повесили их над прудом в Хевроне".
З десь он был помазан на царство над всем Израилем. Давид после смерти Саула переселился в Хеврон, провозгласил его столицей своего царства и пребывал там семь с половиной лет до переноса столицы в Иерусалим. Еще со времен изгнания Давид делился трофейной добычей своего отряда со старейшинами Хеврона. В Хевроне сын Давида Авессалом провозгласил себя царем и поднял восстание против своего отца. При царе Ровоаме Хеврон, как один из важнейших городов на юге Иудеи , был сильно укреплен. Со времен царя Давида и до первых веков новой эры Хеврон был одним из центральных еврейских городов Земли Израиля. Хеврон после Давида После раскола Объединенного царства Хеврон оставался важным центром Иудеи вплоть до разрушения Первого храма (586 до н. э.). После вавилонского пленения евреев, Хеврон был заселен преимущественно идумеями. Но позже вошел в хасмонейское царство при Александре Янае, затем стал частью Иудеи Ирода и римской провинции Палестина.
В эпоху возвращения из пленения вавилонского Хеврон опять стал важным центром Иудеи. Впоследствии город был захвачен эдомитянами, которые построили там башни и укрепления. В 162 г. до н. э. Иехуда Маккавей напал на Хеврон и разрушил укрепления города. Однако включение Хеврона в состав Иудеи произошло лишь после захвата Эдома Гирканом I в конце 2 в. до н. э. Хеврон снова стал еврейским городом (КЕЭ, 9, 747-759). От Иудейской войны до завоеваний арабами Во время Иудейской войны сначала Хеврон был освобожден отрядами Бар-Гиоры, а затем захвачен и сожжен римскими войсками под командованием Цереалиуса. Евреи, однако, продолжали жить в Хевроне, они не пострадали во время разгрома восстания Бар-Кохбы в 135 г. В римский период Хеврон назывался Аврамиус и был небольшим городом. В византийский период начался его подъем, поскольку город был важным пунктом на пересечении дорог из Иерусалима в Египет и через Петру в Иорданию. Часть 2. Хеврон п од властью мусульман Арабское нашествие Византийская империя, принявшая христианство, возненавидела евреев, ибо понимала, что украла чужую религию, и начала их преследовать и изгонять. И побежали изгоняемые со своих древних мест евреи в дальние страны. В 638-м году в эти места пришли арабские завоеватели. Палестина стала "арабской". И в этот период, до конца 11-го века, пока "хозяевами" были арабы, евреи получили некоторое послабление. В частности, в Хевроне остались жить евреи, которых привлекало святое место: Могилы праотцов. Переезжали сюда евреи и с других мест. Халиф Омар ибн ал-Хаттаб разрешил евреям построить синагогу возле пещеры Махпела. Имеются записи историков, документы и материалы, которые говорят о достаточно активной жизни еврейской общины этого древнего города. Активизировалась торговля с бедуинами в зоне пустыни Негев, с другими соседними народами. Так, араб, географ и путешественник, Мукаддаси (10-й век) отмечает в своих записях активную торговлю, которую вели еврейские купцы. Правда, арабы тут же всё переименовали на свой лад. Так, Хеврон назвали Халил ал-Рахман (по-арабски "друг Бога" --так в исламе именуют Авраама). Да и все остальные места переназвали. Не просто переназвали - объявили своими ценностями. Авраама назвали первым мусульманином Ибрахимом. Ну, и так далее. Местным жителям, евреям, благосклонно разрешили молиться где-то поблизости от могилы их праотцов. И за то спасибо, всё же "уважили...". Хеврон под властью крестоносцев В 1100 г. Хеврон был завоеван крестоносцами. Под флагом миротворца Иисуса Христа всех евреев и мусульман частью убили, частью изгнали из города, мечеть и синагогу переделали под церковь и монастырь, а город стали называть Кастеллум (на латинском "крепость"). Посещавшие Хеврон в этот период Яаков бен Натаниэль (середина 12 в.), Маймонид (в 1166 г.) и Птахия из Регенсбурга (1176) не отмечают еврейского присутствия в Хевроне; Биньямин из Туделы (2-я половина 12 в.) упоминает о проживании в Хевроне одного еврея. И после этого кто-то будет утверждать, что евреи здесь не жили - да, не жили, потому что их или убивали, или изгоняли (КЕЭ, 9, 747-759). Салах ад-Дин изгоняет крестоносцев В 1187 г. крестоносцы были изгнаны из Хеврона мусульманским правителем Салах ад-Дином . Хотя при нем евреям и разрешено было селиться в Хевроне, посетивший Эрец-Исраэль рабби Шмуэль бар Шимшон (1209) не упоминает о евреях в Хевроне. Но, "свято место пусто не бывает", и как только прекратились гонения, сюда вновь потянулись евреи. Власть мамлюков Мамлюки, завоевавшие Эрец-Исраэль в 1260 г., превратили Хеврон во временную столицу своей провинции. В это время в Хевроне стала возрождаться еврейская община. Правда, и они были не очень терпимыми. Так, указом было запрещено евреям входить в пещеру Махпела. Им разрешалось подниматься до седьмой ступени восточного входа в здание. Этот запрет действовал много веков. Должна была свершиться Шестидневная война, чтобы был отменен этот самовластный указ захватчиков. Однако, на протяжении всего этого многовекового запрета, евреи продолжали прибывать в Хеврон , чтобы молиться, стоя на седьмой ступени входа в пещеру Махпела. По многочисленным свидетельствам путешественников, еврейская община в Хевроне в мамлюкский период была мала, бедна и гонима. Старая история... Власть переходит к туркам Перелом в положении евреев Хеврона произошел в период османского владычества (1517-1917). В 16 в. в Хевроне поселились еврейские изгнанники из Испании . В 1540 г. рабби Малкиэль Ашкенази фактически создал заново еврейскую общину в Хевроне. Прежде всего, он купил обширный участок земли. Здесь и начал строиться квартал города, в котором селились евреи Хеврона, в том числе и вновь прибывшие. Дома еврейского квартала были построены в виде замкнутого круга с тремя радиально расположенными арками, а в центре его находилась сефардская синагога "Аврахам Авину" ("Авраам Авину ") . Она считалась одной из красивейших и важнейших в Израиле. Евреи многих стран жертвовали для нее Свитки Торы, украшения для Свитков, светильники , занавеси . Впечатления географа Адриани Риланди Адриани Риланди , географ , картограф , путешественник , в 1695 году посетил Палестин у . Свои впечатления он описал в книге " Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata " (http://community.livejournal.com/gaza2009/2009/02/04/). В поездке он осмотрел почти 2500 поселений , упомянутых в Библии. В конце он сделал перепись населения по поселениям. Вот некоторые его выводы и факты:

Страна в основном пуста, заброшена, малонаселённая, основное население в нескольких городах. Большинство - евреи, почти все остальные - христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины.
- Нет ни одного поселения в Палестине, у названия которого имеются арабские корни. Большинство поселений имеют еврейские оригиналы, а в некоторых случаях греческие или римские/латинские. Кроме города Рамла
нет ни одного арабского поселения, у которого оригинальное арабское название.
- Названи
я еврейские, греческие или латинские, которые были изменены на арабские, в которых нет никакого смысла в арабском языке. В 1696-м году Хеврон назывался Хевроном . - Р и ланди упоминает мусульман только как бедуинов-кочевников, которые приходили к городам как сезонные работники в сельском хозяйстве или на стройках.

Еврейский квартал в Хевроне В еврейском квартале Хеврона жили евреи на протяжении более 400 лет, до погрома 1929 года. Среди них были многочисленные раввины и мудрецы Торы, написавшие известные книги по иудаизму. Квартал жил активной общественной жизнью: в нем действовали синагоги, йешивы, школы, общественные учреждения, в том числе благотворительные, а также торговые лавки, ремесленные мастерские и т.д.
В конце 16 в. - начале 17 в. в Хеврон переселились из Цфата некоторые крупные каббалисты. Это оказало большое влияние на духовную жизнь местной общины. Каббала и аскетизм преобладали в жизни еврейской общины Хеврона триста лет, до поселения там в 19 в. хасидов Хабада . В 17-18 веках население еврейского квартала постоянно росло, теснота все более увеличивалась, однако евреи не могли строить дома за пределами стен квартала , т.к. это было опасно. Поэтому строительство шло, в основном, вверх . Н а существующие дома на д страивались дополнительные этажи. В итоге между дома ми, высотой до пяти-шести этажей, оставались узкие улочки. В нижних этажах было темно и душно, люди жили бедно, однако на улицах поддерживались чистота и порядок, все переулки мылись каждую неделю! Несмотря на стесненность в средствах, гость-еврей, прие зжавший в Хеврон, получал пансион в течени е нескольких дней за счет общины.
XIX век. Оживает древний Хеврон. В начале 19 века в Хевроне начали селиться хасиды Ха б а да. Жили здесь видные раввины и знатоки Торы. Среди старейших еврейских семейств, выходцев из Испании, члены которых были выдающимися лидерами и законоучителями своего времени, выделялись семьи Кастель, Биджао, Хасон, Франко, Мени, Абулафия, Гозлан и др. В середине 19 в. Элияху бен Сулейман Мани основал в Хевроне несколько общественных учреждений, в том числе две иешивы. Он добился, что многие жители Хеврона получили возможность работать, что улучшило экономическое положение еврейской общины. В конце 19 века в Хевроне проживало около 2500 евреев, что составляло почти четверть населения города, однако затем турецкие власти ужесточили свое отношение к евреям. Они не разрешали им, в отличие от арабов, покупать землю, денежные поборы постоянно росли. Во время Первой мировой войны евреи Хеврона, как и в других местах Земл и Израиля, терпели жестокие гонения от турок, голод, болезни и другие лишения. Еще в середине 19-го века теснота в квартале достигла максимума , евреи постепенно начали строить дома вне стен древнего квартала, они строились на свободной площади за пределами старого Хеврона. В 1879 году богач из Турции Авраам Романо построил роскошный и просторный дом - " Бейт Романо", где поселилась его семья, которая постоянно давала приют паломникам и старейшинам общины из Турции. В этом здании была основана синагога, называвшаяся "Стамбульской". В 1912 году "Бейт Романо" и прилегающие к нему дворы купил Любавический ребе Ш алом-Бер Шнеерсон. Он основал здесь йешиву "Торат Эмет", ставшую самой большой йешивой Ха б а д а в Израил е . С началом войны в 1914 году турецкие власти экспроприировали "Бейт Романо" и устроили в нем полицейский участок, а пришедшие им на смену в 1917 г. англичане разместили здесь городское управление и полицию.
Б ольница "Хадасса" для всех... В 1893 году, на пожертвования богатых евреев из Северной Африки, рядом с "Бейт Шнеерсон" было построено одноэтажное здание, названное "Хесед Авраам". Оно служило в качестве общинного дома благотворительности: в нем принимали паломников и гостей города, лечили больных и помогали нуждающимся. В 1909 году, на пожертвования евреев Индии и Багдада, был надстроен второй этаж к этому зданию. В 1917 году американская еврейская организация "Хадасса" направила сюда медицинский персонал для расширения лечебницы, и вскоре все здание стали называть "Бэйт Хадасса". В этой больнице бесплатно оказывалась медицинская помощь как евреям, так и арабам, и христианам . В связи с общим упадком Османской империи с 19 в. значение Хеврона как крупного регионального центра неуклонно снижалось, путешественники описывали его как "дикое арабское гнездо". Из-за возросших экономических трудностей к 1910 г. начался резкий упадок Хеврона и массовая миграция его жителей в Иерусалим. Еврейское население Хеврона снизилось до семисот человек. В 1914 г., с началом 1-й мировой войны, молодые жители Хеврона были призваны в армию. Была перекрыта финансовая помощь. Евреи, подданные России и других враждебных Османской империи государств, были насильственно выселены. К тому же, на Хеврон обрушились голод и чума. И вновь еврейская община почти перестала существовать. Я постарался не вдаваться в лирику и эмоции. Из достаточно сухого обзора "на бегу" мне хотелось подчеркнуть две вещи: евреи в Хевроне всегда жили, он был для них всегда святым городом и местом - ведь тут похоронены праотцы и праматери еврейского народа. Тут похоронены Авраам, Исаак и Яаков. Что еще надо доказывать? И, второе, на протяжении веков, с римлян и византийцев до турков и англичан - в Хевроне евреев убивали, изгоняли, третировали, притесняли, а то и просто запрещали здесь селиться и жить. И сколько же элементарного незнания истории и попросту хамства надо иметь, чтобы утверждать, что здесь родина арабов, здесь их "святые" места, что евреи здесь только "поселенцы", что святой город евреев Хеврон еще с библейских времен вдруг должен отойти к арабам, которые здесь были захватчиками и недавними пришлым и реально ими остаются... Продолжение следует Давид Генис