Домой / На защиту / Есть ли у красоты свои законы — Гипермаркет знаний. Есть ли у красоты свои законы Есть ли у красоты свои законы задание

Есть ли у красоты свои законы — Гипермаркет знаний. Есть ли у красоты свои законы Есть ли у красоты свои законы задание

Есть ли у красоты свои законы

8 класс


У красоты свои законы. Внезапно душу обожгла! И я шепчу: «Сошла с иконы» О той, что с поезда сошла. Она цены себе не знает: Идёт – как будто бы светя, В её глазах любовь сияет, И на руках её – дитя! Качнувшись, тронулись вагоны. И вслед шепчу я из окна: «О, нет! Не ты сошла с иконы – С тебя написана она!»

Владимир Сапронов

Художник Александр Рекуненко



Формула красоты

КРАСОТА


«Вера в себя и поиски истины образуют …»

Н. Рерих

«Все хорошо и прекрасно в …, в соответствии с самим собой»

В.Белинский

«Из разнообразия возникает совершенная...»

Гераклит

Какое слово пропущено?


Формула красоты

ГАРМОНИЯ

КРАСОТА


  • Гармония была открыта греками
  • Они связывали ее с понятием «мера»
  • Лад, слаженность, у древних «согласие разногласного»
  • Принцип организации музыкальных звуков
  • Дочь Ареса и Афродиты




Формула красоты

ГАРМОНИЯ

КРАСОТА

СИММЕТРИЯ


Симметрия в широком смысле - соответствие, неизменность.

Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.





Палиндром (греч. palindromos – бегущий обратно) - это текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу. Русское название палиндрома - перевертень (реже - перевёртыш) .

А роза упала на лапу Азора. (Афанасий Фет)

Аргентина манит негра (Михаил Булгаков)

«Madam, I’m Adam» («Мадам, я - Адам», - представился первый человек первой женщине)

«Eve» («Ева», - скромно палиндромом ответила она)


Магический квадрат с фразой SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS (лат. Сеятель Арепо с трудом держит колеса ), читаемой во всех направлениях



Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии

Этот приём появился ещё в античном искусстве и ярче всего проявила себя в орнаменте.

Асимметрия - внезапное нарушение или отклонение от принципа совершенной симметрии.



Формула красоты

ГАРМОНИЯ

КРАСОТА

СИММЕТРИЯ

ПРОПОРЦИИ


Композиция (от лат. composito)

- сочинение, составление, соединение, примирение)

в искусстве - построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей.

Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры


Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция - пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства - архитектуры, музыки, живописи, литературы - построены по правилам золотого сечения.

Эрехтейон

Парфенон









Формула красоты

ГАРМОНИЯ

КРАСОТА

СИММЕТРИЯ

РИТМ

ПРОПОРЦИИ





Психологический тест

Кто вы: Сова? Жаворонок? Голубь?


ТЕСТ

1. Трудно ли вам вставать рано утром:

а) да, почти всегда;

б) иногда;

в) редко;

г) крайне редко.

2. Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать:

а) после 1 часа ночи;

б) с 23 часов 30 минут до 1 часа ночи;

в) с 22 часов до 23 часов 30 минут;

г) до 22 часов.

3. Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения:

а) плотный;

б) менее плотный;

в) можно ограничиться вареным яйцом или бутербродом;

г) достаточно чашки чая или кофе.


4. Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, то преимущественно в какое время они происходили:

а) в первой половине дня;

б) во второй половине дня.

5. От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью:

а) от утреннего чая или кофе;

б) от вечернего чая

6. Насколько легко рушатся ваши привычки, связанные с принятием пищи во время каникул или отпуска:

а) очень легко;

б) достаточно легко;

в) трудно;

г) остаются без изменения


7. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком:

а) более чем на 2 часа;

б) на 1-2 часа;

в) меньше чем на час;

г) как обычно

8. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании:.

а) меньше минуты;

б) больше минуты.


Если в сумме вы набрали:

от 1 до 7 баллов, вы - "ЖАВОРОНОК".

От 8 до 13 баллов - "ГОЛУБЬ"

От 14 до 20 баллов - "СОВА".




Домашнее задание

1. Создайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Одиночество», «Времена года» и др.

2. Подготовьте сообщение на тему: «Пропорции золотого сечения в искусстве и жизни»

3. Подготовьте краткую беседу для младших школьников на тему «Что есть красота?», снабдив ее примерами из разных видов искусства.

Предмет «Искусство», 8 класс.

Тема урока: «Есть ли у красоты свои законы»

Конспект урока:

Вступление (слово учителя, завязка сюжета)

Архитектурное сооружение (храм или просто дом, изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, церковное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам. И это законы красоты. Каковы же они?

Основная часть (развитие сюжета)

Первый закон попробуем найти в высказываниях различных людей.

    «Вера в себя и поиски истины образуют …» (Николай Рерих, художник, писатель, философ).

    «Все хорошо и прекрасно в …, в соответствии с самим собой» (В. Белинский, русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ).

    «Из разнообразия возникает совершенная...» (Гераклит, древнегреческий философ).

Предлагаю вам найти слово (понятие), встречающееся во всех высказываниях. (У детей это могут быть слова «порядок», «стройность», «сочетание», «согласие», «равновесие». Я выписываю эти слова на доске. Называем искомое слово - гармония. Следует отметить, что все авторы вкладывают несколько разный смысл в понятие “гармония”.)

Что же есть гармония? (ответы детей) Даю определение. Гармония (греч. harmonia) - это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого. В древнегреческой философии - организованность космоса, в противоположность хаосу. Итак, главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры . «Меру во всем соблюдай», - советовали мудрецы Эллады.

«Музыка ужасна, когда ни такта в ней, ни меры нет», - говорил Уильям Шекспир. Послушаем же одного из самых гармоничных композиторов. Как вы думаете, кто это будет? (Ответы детей) В. А. Моцарт!

Найдём ещё один закон красоты. Посмотрим несколько изображений.




Что интересного вы заметили? Симметрия! Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия (от греческого symmetria - "соразмерность") - противостоит хаосу, беспорядку. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, совершенство, красота. “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”, говорил немецкий математик и физик Герман Вейль.

Кто знает, что такое палиндром? Это перевертень, симметричное слово или фраза, одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. Например: Анна, казак и др. Попробуйте собрать фразу-палиндром из нескольких слов (слова на слайде по отдельности):

суток скоро сорок коту (коту скоро сорок суток)

молоко около Миши (около Миши молоко)

давно он в аду (он в аду давно)

Весь мир можно рассматривать как проявление единства симметрии и асимметрии, но даже асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию из симметричных элементов.

Попробуем найти ещё один закон красоты. Повторите за мной (прохлопываю несколько ритмов). Что мы делали? Отстукивали различные ритмы. Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма. Биоритмы - условие его существования. Ритм передает движение. Это своего рода мера времени. Назовите, что в природе подчинено ритму (смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д.) Типичный признак ритма - определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов. В музыке, например, пунктирный ритм характерен для марша, под него удобно шагать, а мерное чередование ровных длительностей удобно для пения колыбельной песни. А какие инструменты лучше всего передают ритм? Да, ударные.

    Послушаем мелодию. Как вы думаете, с какого континента она пришла, почему? (Африка)

Мы наш сегодняшний урок тоже строим в определённой последовательности: введение в тему, постановка проблемы, раскрытие основных понятий, подведение итогов и заключение. То есть, мы выстраиваем композицию урока. Что же такое – композиция и где она встречается? (Ответы детей)

- Композиция (от лат. composito - сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве - построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей.

Построение подчиняется опять же мере, пропорции. Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция - пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Кто из вас знает, в чём её смысл?

a: b = b: c

Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное. Считается, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик в VI веке до н. э. Леонардо да Винчи ввёл термин
«золотое сечение».

Раковина (спираль Архимеда)


Золотое сечение в природе


И тело человека подчинено этому закону!

И архитектура.

И живопись …

Согласно современным представлениям золотое деление – это асимметричная симметрия. Лучшие произведения искусства - архитектуры, музыки, живописи, литературы - построены по правилам золотого сечения. Просмотр видеофильма «Число Фибоначчи. Золотое сечение».

Закрепление (развязка сюжета)

Итак, назовите законы красоты. (Ответы детей) Да, это гармония, симметрия, ритм, пропорции, композиция. Они - базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

Древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса. И так думали не только древние. "Даже в ничтожнейших музыкальных элементах мы ощущаем проявление тех же сил, которые приводят в движение самые отдаленные звездные туманности», - говорил композитор Пауль Хиндемит. Композиция нашего урока завершается …

Заключением

Но всегда ли люди одинаково понимали красоту? (Ответы детей) Мы поговорим об этом на следующем уроке. Обязательно прочитайте статью в учебнике. И чтобы разобраться в этом вопросе, напишите дома мини-сочинение на тему «Красота для меня – это…».

Итог и рефлексия

Оценивание учителем работы каждой группы (принимают участие члены группы).

Карта урока

Урок искусства в 8 классе по программе «Искусство»

Тема урока: «Есть ли у красоты свои законы».

Цель: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как форме освоения мира

Задачи:

    расширять сферу познавательных интересов в области искусства и формировать у учащихся целостный взгляд на мир во всём его многообразии и единстве;

    дать общее представление о специфике выразительных средств различных искусств;

    формировать опыт эмоционально-образного восприятия;

    углубить понятия выразительности и изобразительности в музыке, живописи, архитектуре, литературе;

    выявить и закрепить у учеников понимание терминов «гармония», «симметрия», «ритм», «композиция», «золотая пропорция (золотое сечение)».

    создать условия для развития у учащихся культуры устной речи, расширение словарного запаса;

    активизация творческих способностей учащихся;

    воспитание уважительного отношения к товарищам по классу, умение работать в малой группе.

Тип урока: урок углубления знаний.

Используемые технологии: проблемно-поисковые, коммуникативные, информационные.

Оснащение урока:

УМК к программе «Искусство. 8 класс» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой;

1.Нелинейнаяпрезентация на ресурсе Prezzi «Есть ли у красоты свои законы»

Музыкальный центр, компьютер, телевизор, текст цитат

Организационные формы: фронтальная и групповая

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вступление (завязка сюжета)

Приветствует учащихся, говорит вступительное слово и приглашает их разделиться на группы по 3(4) человека.

Делятся на группы сообразно посадке в классе.

2. Основная часть (развитие сюжета)

Предлагает найти общее слово (понятие), объединяющее три цитаты.

Организует ответы учеников и, выслушивая их доводы, называет искомое слово. Предлагает учащимся найти определение «гармонии». Даёт определение из словаря. Предлагает послушать музыку В. А. Моцарта

Предлагает рассмотреть изображения и найти общее в них. Совместно с детьми находит определение симметрии.

Предлагает в группах составить палиндром.

Предлагает прохлопать в ладоши несколько ритмов. Организует беседу о ритме в искусстве и природе.

Предлагает послушать африканские ритмы.

Организует беседу о композиции, даёт определение и подводит разговор к «золотой пропорции».

Работают в группах и ищут общее слово (понятие).

Аргументированно называют найденное группой слово. Дают своё определение «гармонии».

Слушают музыку (релаксация + завершение раздела)

Рассматривают изображения и отыскивают общее – симметричность. Участвуют в создании определения симметрии.

Работают в группах, составляя палиндром.

Повторяют за учителем ритмы. Принимают активное участие в беседе.

Слушают музыку и высказываются о её принадлежности.

Принимают активное участие в беседе.

Смотрят видеофильм.

3. Закрепление (развязка сюжета)

Подводит итоги работы на уроке и с помощью учащихся называет базовые законы красоты.

Называют базовые законы красоты.

4. Заключение.

Домашнее задание

Задаёт проблемный вопрос для следующего урока. Даёт домашнее задание: прочитать статью в учебнике и написать дома мини-сочинение на тему «Красота для меня – это…».

Записывают домашнего задания.

5. Итог урока.

Подводит итоги, оценивает работу каждой команды, выставляет оценки группам.

Участвуют в выставлении оценок в своей группе.

У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты.

Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.

Гармония изначально свойственна Миру и всем его составляющим. Ее лишь надо уметь увидеть и извлечь, как это делают художник и ученый, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», - советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм - базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса.

Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.

Композиция - мощное средство выразительности в любом виде искусства.

Часто именно композиционное решение передает пафос художественного произведения.

Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры.

Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция - пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства - архитектуры, музыки, живописи, литературы - построены по правилам золотого сечения.

Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Если разделить отрезок пополам, он будет казаться слишком застывшим, безжизненным. Если место деления отрезка слишком сильно приближено к одному из его концов, то создастся впечатление неуравновешенности, беспокойства. Только золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное.



Музыкальная гамма разбита на пропорциональные части, она в буквальном смысле слова пронизана пропорциями, а пропорциональность - признак красоты.

В музыке кульминация произведения, как правило, находится в точке золотого сечения.

Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма.

Биоритмы - условие его существования. Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма - определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов.

Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение.

Музыкальный ритм имеет свои особенности. В музыке ритм в широком смысле слова определяет композицию - форму музыкального произведения. Отраженные в музыке эмоции способны к стремительным и даже мгновенным переходам. Например, при смене композиционных разделов композитор свободно переходит от одной эмоции к другой, подобно тому как писатель или кинорежиссер свободно переносит читателя, зрителя на несколько лет вперед или назад, от истории одного персонажа к приключениям другого.
Вместе с тем при постепенном, психологически мотивированном переходе композитор часто использует знания временных законов связи жизненных эмоций. Одни эмоции подвижны, изменчивы, другие отличаются постоянством. Эта глубина погружения в эмоциональное состояние и находит отражение в музыке. Логика эмоциональных переходов часто отражается в форме произведения, пропорциях его частей.



В узком смысле слово «ритм» подразумевает ритмический рисунок - последовательность звуков разной длительности, определяющую характер мелодии. Например, пунктирный ритм характерен для маршевой, энергичной музыки, а мерное чередование ровных длительностей - для колыбельной песни.

Каждая эпоха вносит свои музыкальные ритмы, связанные с деятельностью человека. Наряду с ритмами работающих машин, стука колес бегущих поездов, всевозможных сигналов музыка может передать и «застывшее время» космоса, Вселенной, стихию мерцающих звезд. В мировом эфире границ не существует. И часто именно ритмы становятся посланцами культур. Достоянием всего человечества стали ритмы народов Африки, коренных народов Америки. Под их влиянием богаче стали ритмы классической, современной музыки.

Рассмотрите произведения изобразительного искусства на страницах учебника. Какую роль в композиционном решении каждого из них играет гармония, пропорции, симметрия, ритм?

Послушайте несколько музыкальных произведений, проследите за развитием музыки, контрастностью ее частей, определите место кульминации, используя графические изображения (фразировочные лиги, обозначения динамики, ритмические рисунки).

Послушайте 1-ю часть Симфонии № 40 В.-А.Моцарта (или «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта). Проследите за изменениями эмоционального состояния, за логикой развития музыкальной мысли, выраженной композитором.


Создайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. Где можно будет использовать такую композицию?

Урок 31. Всегда ли люди одинаково понимали красоту

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Важной составляющей внешнего вида человека является одежда. Не случайно говорят: «По одежке встречают…». Действительно, костюм служит визитной карточкой эпохи. В нем, как в зеркале, отражаются представления людей о прекрасном человеке, его мировоззрении и вкусах.


Посмотрите на произведения искусства, расположенные на этих страницах.
Как менялось представление о красоте человека в разные эпохи? в разных слоях общества?
Охарактеризуйте идеал прекрасного человека в разные эпохи.
Послушайте фрагменты произведений инструментальной музыки. С образом человека какой эпохи они соотносятся? Как костюм передает мировоззрение людей?

Художественно-творческое задание
Идеалы какой эпохи в истории человечества вам особенно близки - нравятся архитектура и одежда, музыка и живопись, привлекателен образ жизни? Пофантазируйте и представьте, что вы живете в то время. Подумайте, кем бы вы хотели быть. Изобразите себя в образе идеального человека полюбившейся вам эпохи. (Материалы: перо, тушь; аппликация; акварель; линогравюра и др.) Подберите музыкальные произведения, соответствующие тому времени.

« Есть ли у красоты свои законы»

Задачи:

· Изучить предложенный материал.

· Дополнительные материалы (видео, аудио и презентацию к уроку) вы сможете просмотреть здесь http:///id24051581

· Ответить на вопросы письменно

· Выполнить художественно-творческое домашнее задание

Архитектурное сооружение (храм или просто дом, изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, церковное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам. И это законы красоты. Каковы же они?

Первый закон попробуем найти в высказываниях различных людей.

1. «Вера в себя и поиски истины образуют …» (Николай Рерих, художник, писатель, философ).

2. «Все хорошо и прекрасно в …, в соответствии с самим собой» (В. Белинский, русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ).

3. «Из разнообразия возникает совершенная...» (Гераклит, древнегреческий философ).

Предлагаю вам найти слово (понятие), встречающееся во всех высказываниях

Что же есть гармония? Гармония (греч. harmonia) - это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого. В древнегреческой философии - организованность космоса, в противоположность хаосу. Итак, главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры . «Меру во всем соблюдай», - советовали мудрецы Эллады.


https://pandia.ru/text/80/111/images/image002_18.jpg" alt="Описание: http://licey1matem.at.ua/_fr/0/0677044.jpg" width="223 height=167" height="167">

Что интересного вы заметили?

Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия (от греческого symmetria - "соразмерность") - противостоит хаосу, беспорядку. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, совершенство, красота. “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”, говорил немецкий математик и физик Герман Вейль.

Кто знает, что такое палиндром? Это перевертень, симметричное слово или фраза, одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. Например: Анна, казак и др. Попробуйте собрать фразу-палиндром из нескольких слов

суток скоро сорок коту

молоко около Миши

давно он в аду

Весь мир можно рассматривать как проявление единства симметрии и асимметрии, но даже асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию из симметричных элементов.

Попробуем найти ещё один закон красоты. Отстучите различные ритмы. Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма. Биоритмы - условие его существования. Ритм передает движение. Это своего рода мера времени. Назовите, что в природе подчинено ритму?

Типичный признак ритма - определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов. В музыке, например, пунктирный ритм характерен для марша, под него удобно шагать, а мерное чередование ровных длительностей удобно для пения колыбельной песни. А какие инструменты лучше всего передают ритм? Ударные.

https://pandia.ru/text/80/111/images/image010_1.png" alt="Описание: http://www.abc-people.com/data/leonardov/pic_z-2.gif" width="341 height=78" height="78">a: b = b: c

Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное. Считается, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик в VI веке до н. э. Леонардо да Винчи ввёл термин «золотое сечение».

Раковина (спираль Архимеда)

Золотое сечение в природе

И тело человека подчинено этому закону!

И архитектура.

И живопись …

Согласно современным представлениям золотое деление – это асимметричная симметрия. Лучшие произведения искусства - архитектуры, музыки, живописи, литературы - построены по правилам золотого сечения.

Просмотр видеофильма «Число Фибоначчи. Золотое сечение».

Закрепление (развязка сюжета)

- Итак, назовите законы красоты.

Они - базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

Древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса. И так думали не только древние. "Даже в ничтожнейших музыкальных элементах мы ощущаем проявление тех же сил, которые приводят в движение самые отдаленные звездные туманности», - говорил композитор Пауль Хиндемит. Композиция нашего урока завершается …

Заключение

Но всегда ли люди одинаково понимали красоту?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Напишите мини-сочинение на тему «Красота для меня – это…».

Урок искусства для 8-го класса на тему: «Есть ли у красоты свои законы».

Емельяненко Юлия Витальевна, учитель музыки

Тип урока: урок углубления знаний.

Цель: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как форме освоения мира

Задачи:

Расширять сферу познавательных интересов в области искусства и формировать у учащихся целостный взгляд на мир во всём его многообразии и единстве;

Дать общее представление о специфике выразительных средств различных искусств;

Формировать опыт эмоционально-образного восприятия;

Углубить понятия выразительности и изобразительности в музыке, живописи, архитектуре, литературе;

Выявить и закрепить у учеников понимание терминов «гармония», «симметрия», «ритм», «композиция», «золотая пропорция (золотое сечение)».

Создать условия для развития у учащихся культуры устной речи, расширение словарного запаса;

Активизация творческих способностей учащихся.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный центр, текст цитат.

Ход урока:

Архитектурное сооружение (храм или просто дом, изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, церковное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам. И это законы красоты. Каковы же они?

Основная часть

Первый закон попробуем найти в высказываниях различных людей.

Цитаты:

  1. «Вера в себя и поиски истины образуют …» (Николай Рерих, художник, писатель, философ).
  2. «Все хорошо и прекрасно в …, в соответствии с самим собой» (В. Белинский, русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ).
  3. «Из разнообразия возникает совершенная...» (Гераклит, древнегреческий философ).

Предлагаю вам найти слово (понятие), встречающееся во всех высказываниях. (У детей это могут быть слова «порядок», «стройность», «сочетание», «согласие», «равновесие». Я выписываю эти слова на доске. Называем искомое слово - гармония. Следует отметить, что все авторы вкладывают несколько разный смысл в понятие “гармония”.)

Что же есть гармония? (ответы детей) Даю определение. Гармония (греч. harmonia) - это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого. В древнегреческой философии - организованность космоса, в противоположность хаосу. Итак, главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры . «Меру во всем соблюдай», - советовали древнегреческие мудрецы.

Найдём ещё один закон красоты. Посмотрим несколько изображений.

Что интересного вы заметили? Симметрия! Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия (от греческого symmetria - "соразмерность") - противостоит хаосу, беспорядку. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, совершенство, красота. “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”, говорил немецкий математик и физик Герман Вейль.

Кто знает, что такое палиндром? Это перевертень, симметричное число, слово или фраза, одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. Например: Анна, казак и др. Попробуйте собрать фразу-палиндром из нескольких слов (слова на слайде по отдельности):

суток скоро сорок коту (коту скоро сорок суток)

молоко около Миши (около Миши молоко)

давно он в аду (он в аду давно)

Весь мир можно рассматривать как проявление единства симметрии и асимметрии, но даже асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию из симметричных элементов.

Попробуем найти ещё один закон красоты. Повторите за мной (прохлопываю несколько ритмов). Что мы делали? Отстукивали различные ритмы. Ритм в искусстве определяет характер композиции.

Типичный признак ритма - определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов. В музыке, например, пунктирный ритм характерен для марша, под него удобно шагать, а мерное чередование ровных длительностей удобно для пения колыбельной песни. А какие инструменты лучше всего передают ритм? Да, ударные.

Послушаем мелодию.

Слушание Африка – Там-тамы

Как вы думаете, с какого континента она пришла, почему? (Африка)

Но ритм является и характерным свойством любого живого организма. Биоритмы - условие его существования. Ритм передает движение. Это своего рода мера времени. Напишите, что в природе подчинено ритму (смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д.)

Мы наш сегодняшний урок тоже строим в определённой последовательности: введение в тему, постановка проблемы, раскрытие основных понятий, подведение итогов и заключение. То есть, мы выстраиваем композицию урока. Что же такое – композиция и где она встречается? (Ответы детей)

Композиция (от лат. composito - сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве - построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей.

Построение подчиняется опять же мере, пропорции. Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция - пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Кто из вас знает, в чём её смысл?

a: b = b: c

Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное. Считается, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик в VI веке до н. э. Леонардо да Винчи ввёл термин «золотое сечение».

Золотое сечение в природе

И тело человека подчинено этому закону!


И архитектура.

И живопись …

Согласно современным представлениям золотое деление – это асимметричная симметрия. Лучшие произведения искусства - архитектуры, музыки, живописи, литературы - построены по правилам золотого сечения.

«Музыка ужасна, когда ни такта в ней, ни меры нет», - говорил Уильям Шекспир. Послушаем же одного из самых гармоничных композиторов. Как вы думаете, кто это будет? (Ответы детей) В. А. Моцарт!

Как вы думаете, а как проявляется золотое сечение в музыке? Мы на плоскости рисовали отрезок 8 см, а музыка звучит во времени и отрезок у нас будет временной. 8см = 8 минут. Мы услышим 1 часть Симфонии № 40 Моцарта, она звучит 8 минут. 1 часть – это две темы, два образа, 2 героя. Один из них взволнован (напеть главную партию), другой – изыскан, несколько отстранен (напеть). Между ними столкновение, развитие образов, но автор должен прийти к утверждению мысли одного какого – то героя. Вот этот возврат, он должен произойти на какой минуте? (на 5- ой).

Просмотр видеофильма «Число Фибоначчи. Золотое сечение».

Итак, назовите законы красоты. (Ответы детей) Да, это гармония, симметрия, ритм, пропорции, композиция. Они - базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

Древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса. И так думали не только древние. "Даже в ничтожнейших музыкальных элементах мы ощущаем проявление тех же сил, которые приводят в движение самые отдаленные звездные туманности», - говорил композитор Пауль Хиндемит. Композиция нашего урока завершается …

Д/З: напишите дома мини-сочинение на тему «Красота для меня – это…»