Домой / На успех и деньги / Святые отцы о семье и браке. Святые отцы о семье Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святые отцы о семье и браке. Святые отцы о семье Святой праведный Иоанн Кронштадтский

О. Иоанн (Крестьянкин)

за советом к которому ездили в Псково-Печерский монастырь православные со всего мира, о воспитании детей говорит так: "Вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время с его духом разорения, а не созидания. И не зададим ли себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край гибели?

Не мы ли - разорители домашней церкви, не мы ли - нарушители старинных правил семейного порядка, не мы ли - отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.

Жизнь - трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира - воспитание потомства.

И надо нам с вами это понимать, ибо это - наше настоящее и наше будущее.
И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!..

А сколько слез и сердечной боли стоило материнскому сердцу видеть, как то немногое, что удавалось сделать дома, в семье, вытаптывалось в душе ребенка в школе.

И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не замечены и не услышаны. Могут не услышать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не просто слезы, это - крестный путь матери-христианки, воюющей за чадо свое против целого мира, против самого дьявола.

Это даже не просто крест. Это мученичество. Мученичество за Христа. А благодать Божия всегда укрепляла мучеников, укрепляла она и вас в вашей неравной борьбе за детей, укрепит она вас и теперь. Только бы не ослабела христианская убежденность и устремленность - вера наша...

Но страшно и разрушительно, если у нас-то, взрослых, вера в Бога остается только на словах, а не преображает нашу повседневную жизнь и сопровождается в нас духовным бесплодием, не имеющим живой жизненной силы Духа Божия. Но и этого чуда просите, и дастся вам.

Всем нам необходимо понять сейчас, что надо срочно спасать от тлетворного духа времени и возвращать Богу нашу малую церковь, нашу семью. Надо именно в ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом - спасение мира, наше спасение.

Мы не преуспеем сразу, нам будет крайне трудно, но делать надо, ради жизни в вечности.

Ведь отцы и матери, Богом благословенные творцы и покровители детей своих, ответственны за них и за себя. И не наше ли дело теперь, в пустыне мира, где царят одиночество, суета и равнодушие, тревожная неуверенность в себе и злоба, создать очаг молитвы. Надо помнить, что где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них - тогда оживет дом! И один, и другой, и третий. Устроятся расстроенные безбожием порядки внутренней жизни семьи и каждого человека. И Царство Божие, вернувшееся в душу, снова начнет преображать мир. И вернутся дети к Богу, и вернутся к родителям своим из непогоды окружающего мира...

Отцы и матери! Одни, без детей своих, вы спастись не можете - и это надо помнить!..

А закончу я словами святого учителя Церкви Иоанна Златоуста: "Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди".

Так, чтобы не плакать нам ныне от чад своих, чтобы не оплакивать их и себя, когда они вырастут, и чтобы нынешние слезы не стали началом будущих, не будем делать дело Божие - воспитание детей - с небрежением.

Други наши, если мы и теперь не восчувствуем грозящей нам опасности духовного одичания человечества, теряющего постепенно образ и подобие Божие, если не приостановим процесс богоотступничества и утери веры в семьях своих, в себе, то близок срок, когда осуществятся слова Христа Спасителя: "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, _8) Аминь".

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

«Отцы и матери! , а слово и пример отца дают чаду силу и энергию к воплощению…»

Старец Иоанн Крестьянкин


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
(1910-2006) о воспитании детей в наших современных условиях в одной из своих проповедей говорит: «В чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящий его на край гибели? Не мы ли – разорители домашней церкви, не мы ли – нарушители старинных правил семейного порядка, не мы ли – отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.

Жизнь – трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира – воспитание потомства. И надо нам с вами это понимать, ибо это – наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!..

За семьдесят лет пленения Церкви сколько поколений выросло порабощенными мраком безбожия и зараженными материалистическим духом стяжательства и накопления . Люди выросли без Бога . И теперь мы с вами должны входить в реальную обстановку жизни нашей, терпеливостью своей в трудах и молитве пытаться исправить то, что было нарушено…

Всем нам необходимо понять сейчас, что надо срочно спасать от тлетворного духа времени и возвращать Богу нашу малую церковь, нашу семью . Надо именно в ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом – спасение мира, наше спасение. Мы не преуспеем сразу, нам будет крайне трудно, но делать надо ради жизни в вечности. Ведь отцы и матери, Богом благословенные творцы и покровители детей своих, ответственны за них и за себя. И не наше ли дело теперь, в пустыне мира, где царят одиночество, суета и равнодушие, тревожная неуверенность и злоба , создать очаг молитвы . Надо помнить, что где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них.

Тогда оживет дом! И один, и другой, и третий. Устроятся расстроенные безбожием порядки внутренней жизни семьи и каждого человека. И Царство Божие, вернувшееся в душу, снова начнет преображать мир . И вернутся дети к Богу, и вернутся к родителям своим из непогоды окружающего мира… Много, много слез проливается теперь матерью над детьми и от детей. Какую невыносимую тугу и боль несет ее сердце, видя чад, отвергающих благое и сознательно избирающих злое .

Мать начинает молиться, она просит Бога о помощи, но не получает ее. Почему же? Да потому, дорогие мои, что нельзя возлагать на Бога то, что обязаны были сделать мы сами. Ведь именно родители, в первую очередь, должны заботиться о детях, засевать землю их сердечек добрыми семенами веры и страха Божия. А посеяв, кропотливо взращивать посеянное и охранять от непогоды дурных влияний. И для этого нужен труд, нужно духовное напряжение, надо всегда
помнить о детях и о своей ответственности за них пред Богом. Отцы и матери! Одни без детей своих вы спастись не можете – и это надо помнить! Что можем мы ждать от детей, если наша забота о них будет ограничиваться только стремлением накормить и одеть их? А кто сделает остальное? Улица? Школа? Да и нельзя, дорогие мои, забывать еще одно. Слова чужого человека, даже благонамеренного, действуют на ум ребенка, слово же матери касается непосредственно его сердечка , а слово и пример отца дают чаду силу и энергию к воплощению. Так не ограничивайте своего влияния на детей только заботой раз в неделю привести их в церковь и оставить в ней на их же произвол. Нет, это не возродит живой веры. Ваша забота должна состоять в воспитании в детях страха Божия , во внушении им православных понятий, в научении их своим примером, всей жизнью своей. Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Разговаривайте с ним обо всем. Благословляйте детей ежедневно утром и вечером, даже и тогда, когда их нет дома В старину того почитали несчастным, кто знает все, но не знает Бога. И того считали блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого. Это не значит, что осуждали образованность, нет, просто мудрость Божия не шла ни в какое сравнение с мудростью человеческой. Ибо мудрость Божия снабдевает людей высшей правдой и истиной. И постоянное благочестие, обретенное знанием законов Божиих и заповедей Христа на пути Христовом, ограждает от заблуждений на пути мудрости человеческой.

Так надлежит нам учить детей наших сейчас, воспитывая в них высшую нравственность христианскую, чтобы жили они, чтобы живы были мы, и не захлебнулся бы мир злом окончательно. Так примером нашим и трудом нашим должно нам воспитывать чад своих. Жить по совести. Жить по правде

Если мы и теперь не восчувствуем грозящей нам опасности духовного одичания человечества, теряющего постепенно образ и подобие Божие, если не приостановим процесс богоотступничества и утери веры в семьях своих, в себе, то близок срок, когда осуществятся слова Христа Спасителя: «…Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» (Лк.18, 8)».

По книге: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Слово из вечности. Пути спасения человека в современном мире». Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Издательство «Родное слово», 2009г.

1813 06.02.2006

Вчера, 05.02.06 отошел ко Господу почитаемый всей Россией насельник Псково-Печерской лавры архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Несколько десятков лет тысячи людей обращались к о.Иоанну за духовным советом и молитвенной поддержкой и неизменно получали просимое. Разумеется, личное общение со всеми желающими было невозможно, поэтому после почившего старца осталось огромное и бесценное эпистолярное наследие. Публикуем некоторые письма, сохраненные и изданные чадами отца Иоанна

Болезнь и лечение

***
Раба Божия Л.!
Причину болезни младенца Вы понимаете правильно. На пропаганду советскую нам ссылаться не приходится.
Дело беса — нас искушать на беззаконие, а наше дело — стоять в Истине. Родителям Н. надо осознать свои грехи и в них покаяться, после чего пособороваться и, конечно же, причащаться.
А когда Господь милостиво призрит на болящую малютку — это уж только в Его власти. Вот чудо исцеления от иконы состоялось, но мы этого не поняли и продолжаем жить, как жили, вместо того, чтобы благодарить Бога и начать исправление своего сердца.
И вновь девочка страдает, а с ней и её родители. Мы же о Н. будем молиться.

***
Дорогая о Господе К.!
Судя по Вашему письму, от Бога и Церкви вы отстоите очень и очень далеко.
И для Вас в желании помочь сыну все средства хороши.
А я вот должен Вам сказать, что обращение к биоэнергетику — есть обращение к врагу Божьему, а значит ничего хорошего от этого ждать не приходится.
Будет временное улучшение, а потом станет еще хуже, а самое худшее — это душевная болезнь. Вы спрашиваете, что же Вам делать,- надо Вам идти к Богу, идти в Церковь, Таинствами врачевать свои болезни, ведь сын-то — младенец, а значит в его беде повинны родители. Крещены ли Вы, венчан ли ваш брак? Причащаетесь ли Вы Христовых Таин, есть ли понятие о грехе и исповеди?
Все эти вопросы относятся к вам, к взрослым. Источник жизни — только Бог. Источник всякого блага — только Бог.
Вы, взрослые, просмотрите свою жизнь, и тогда, найдя причину скорби, будет возможность ее устранить.

***
Дорогая о Господе В.!
Без врачебной помощи, детка, тебе не обойтись. Легко сказать: «будь мученицей». А не будем ли мы этим отказом от медицинской помощи искушать Господа? Без Божией помощи нам жить невозможно никому, помощь придет, когда смиренно признаем свою немощь. Так помни, что «врачи и лекарства от Бога — врача почитай». Обет твой необдуманный и греховный, а Господь таких обетов не принимает. О монашестве пока не помышляй, надо воспитывать сына, надо лечиться. А когда сын станет взрослым и самостоятельным и выберет свой жизненный путь, тогда будет видно, куда и как направить свою жизнь. В теперешних строящихся монастырях с нашими болезнями считаться не будут. А потому и надо лечиться.

***
Дорогая о Господе А.!
Я Вам приведу в пример Святого епископа Игнатия Брянчанинова, который всю жизнь лечился гомеопатическими лекарствами, и это не помешало ему стать святым.
Купите лекарство, осените его крестным знамением, как и пищу осеняете, и лечитесь. Врачи и лекарства благословлены Богом на пользу людям.
Умудри Вас Господь и помоги.

***
Дорогая С. Т.!
Когда слово Господь пишется и в душе, и в сердце, и в жизни с маленькой буквы, то все методы лечения и все поступки в жизни будут хороши для достижения цели. Верующий же человек не преступит Божиих определений и не примет за лекарство то, что Господь определил на извержение.
Нельзя одновременно принимать в себя Кровь и Тело Господне и мочу. Благословения Церкви на лечение мочой нет. У нас один врач и целитель душ — Господь, и от Него нам благословение обращаться к врачам, а не к колдунам и неверам, для которых все хорошо, что враг нашепчет, попирая Божий Закон. Надо собороваться, исповедоваться и причащаться — единственное очищение души и тела.

Любовь к Богу и ближним

***
Дорогая И.!
Я стар и руководить Вами в жизни не могу, да и никто другой за Вас жить не будет. Вам хорошо бы не опираться на букву закона, но жить в духе его. Тогда, поверьте, Вы бы и дочь не оттолкнули от себя и сумели бы понять её, тем более это Вам не трудно, потому что сами Вы до недавнего времени жили теми же интересами, к которым теперь тянется и она.
А любовь и понимание дали бы и разумение той золотой середины, что нужна сейчас в отношении с дочерью. Ещё никто насилием не достиг ничего доброго. И если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле. А Господь-то есть любовь. И любовь всё живее понимает и чувствует. А теми методами, которые приняли Вы по отношению к дочери, Вы только надолго, если не навсегда, оттолкнете ее от Бога и Церкви. Умудряйтесь.

***
Дорогой о Господе Е.!
Письмо ваше получено, и молюсь я, чтобы Вы укоренились на пути самопознания.
Но добавлю к этому еще и то, чтобы не искали помощи ни в чём и ни в ком, кроме Спасителя. У него Сила реальная. И Сила эта приходит к нам только при осознании нами своей реальной и действительной немощи. И тогда Сила Божия в немощи совершается и действует.
А любовь к Богу и страх Божий уже теперь оградят Вас от смертных грехов. Дело же спасения длится всю жизнь.
Умудри Вас Бог!

***
Т., а вспомни-ка, как ты начинала учиться в школе грамоте, и примени этот метод обучения к себе в духовной жизни. Не спеши, не корежь и не сокрушай ни себя, ни семью свою, а поступай всегда вдумчиво в каждой житейской ситуации. Да еще не забудь сказать: «Господи, помоги! Господи, вразуми!» Вот и будешь учиться. Главное в этой науке — научиться владеть и управлять не другими, а собой. Бог есть любовь, и пребываяй в любви в Боге пребывает. Вот и вся наука. Учись любить других, учись жалеть других, и радость поселится в уме и сердце.

***
Дорогая матушка М.!
Божие благословение тебе. Вот и для нас с тобою пришло такое время, когда жить надо не как хочется, но как Бог велит. И это воля Божия о нас. И думай, дорогая матушка, о том, что земного пути нам осталось на полстопы, и терпеть нам совсем мало. И милость Божия покроет наши немощи. И Тот, Кому ты служила всю жизнь, и Кого любила, примет тебя в вечную радость и покой. А досаждающей тебе всё прости и пожалей ее, ведь она не ведает, что творит.
А Господь-то — любовь бесконечная, и только любящие могут соединиться с Ним.

***
Дорогая о Господе Л.!
А жить Вам надо с мамой до тех пор, пока не вымолите ее для Бога, пока и она вместе с Вами не переступит порог Церкви. Умудряйтесь в тайниках своего сердца жить напряженной жизнью христианки, но только в тайниках, пока Ваша любовь к Господу и к маме не приведет и ее на путь спасения. До того времени речи о монастыре и дум о нем быть не может. Потрудитесь. Если Вы устремитесь опередить Богом определенный Вам путь развития духовного, и отметете то, что Господь дает Вам пережить, то Вы погубите маму! А ей надо помочь найти путь к Богу. И это делается только любовью.

***
Дорогая о Господе Е!
Духовная жизнь — это труд упорный, нескончаемый на всю жизнь. И в этой борьбе бывают победы и поражения. Но все превозможем о имени Иисусовом. И горе человеку, когда он вдруг по вражию наущению увидит себя вполне благополучным и довольным. Так и Вы хорошо, что вполне осознаете свою немощь,- отсутствие любви. Вот об этом и попекитесь и не называйте Ваши труды и усилия лицемерием. Нет, не лицемерие это, а искреннее желание иметь то, чего нет, но что крайне необходимо. Почитайте 1-ое Послание к Коринфянам, гл. 13 — о любви. Выпишите себе эту главу, чтобы иметь её пред глазами. А еще первая ступень к любви — жалость. Пожалейте детей, которых Вы учите, ведь они искалечены от младенчества взрослыми, которые ничему не научили их и не научат, не имея к этому ни желания, ни понятия. Несчастные дички, готовые на погибель, если Господь не призрит Своею милостью и не войдет в их жизнь когда-нибудь.
Вы испытываете нужду во внимании. Не гораздо ли острее её испытывают дети? Вот и замените страх пред детьми вниманием к каждому, не ко всем вообще, но к каждому. Любовь к человечеству — словесный блуд, любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному,- дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью. Так что, Л., не смущайтесь, трудитесь. Вам и Т. Божие благословение.

Семейная жизнь

***
Дорогая о Господе В.!
При Вашем заболевании кто же может Вам гарантировать благополучие. Семья сама по себе предполагает рождение детей, и при венчании об этом молятся и получают благословение Божие на деторождение, но родители-то предполагаются здравые.
А Вам что я могу сказать? Если бы Вы написали мне до замужества, то я бы не посоветовал Вам выходить замуж, но теперь я просто умолчу. Крест Ваш тяжел, и только. Всё входит в противоречие.
Брак — это полная семья с детьми, а в семьях христианских и не с одним ребенком, но сколько Бог даст. А детоубийство — смерти детей — обещает адские муки еще и на земле, а не только в будущем.
Молитесь Матери Божией Феодоровской и родителям Ее — святым праведным Иоакиму и Анне, и родителям Иоанна Предтечи — святым праведным Захарии и Елисавете. Молитесь Богу и предайте себя Его святой воле.

***
Дорогая о Господе А!
Вашу просьбу о молитве за семью Вашу я выполняю. Молитесь за супруга, он одержим тяжкой болезнью, и где бы он не обитал, он — Ваш супруг.
А если один член нашего тела болен, то болен и весь человек. Так и Вы. Будем молиться, чтобы Господь дал Вам крепость духа и веру несомненную, чтобы быть духовной опорой и мужу, и чадам. А уныние — вражье давление на Вас, и это надо знать, и молиться, и причащаться почаще.

***
Дорогие А. и Е!
Время Великого поста не очень подходящее для решения вашей проблемы. Но коль она возникла, будем молиться, чтобы на Красную Горку в вас обоих созрела решимость встать на избираемый в жизни путь.
Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное — любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете недалеко.
А благословение будете брать у родителей.

***
Дорогой о Господе о. В.!
Вот и пришло для Вас время дать качественный анализ Вашей веры и Вашего служения. В жизни кому не пришлось ошибаться. И сейчас и для Вашей матушки, и для Вас начался духовный экзамен, который, кстати, не без Ваших же усилий и возник. И Вы его не выдерживаете, на первом же этапе появилась утешительница. А ведь как по-Божьи-то надо — случился конфликт в семье, помолись, приложи все силы, чтобы сохранить семью. Ну а о монастыре речь уж только, когда супруга создаст свою другую семью. И ни о какой помощнице-утешительнице и помышлять нельзя. Грешно. Гибельно.
Дорогой батюшка, это ведь для Вас та самая печать, которой все боятся, и без устрашающих трех шестерок. А дети! Никому нет о них думы. Думы-то нет, а отвечать за них придется.

***
Дорогой о Господе М.!
Так жить нельзя. Любовь втроем — грех великий. А Вам надо приложить все усилия, чтобы сохранить семью. И самое важное в этих усилиях — молитва о супруге и частое причащение. Но пусть она делает выбор, всё хорошо обдумав. Вы с ней поговорите — ведь надежды, что она создаст семью новую, у нее нет совсем. Так что ей надо хорошо подумать, прежде чем зачеркивать всю свою земную жизнь и бросаться в омут погибели. Да и наказания за ее заблуждения от Бога последуют вскоре — это современные тяжкие болезни. Ведь когда это случится, ей некому будет воды подать. Покажите ей это письмо мое. А я буду о вас обоих молиться. Такое страшное помрачение в таком возрасте, ну, а смерть приступит. Куда пойдем? Ведь те муки, что сейчас нашли вас, есть уже преддверие ада. А что потом? Подумайте.

***
Дорогая о Господе Н.!
На Ваши вопросы Вам отвечает духовный отец. И другого пути выбраться из тупиков у Вас пока нет. Молитесь, просите милости Божией. Вот только об одном я бы Вам посоветовал подумать серьезно — это Ваши отношения с супругом бывшим.
Нет, дорогая моя, между мужем и женой отношений сестринских и быть не может. И Ваша близость — это ему совсем не помощь, а, наоборот, раздражитель, который толкает его на всякие беззаконные деяния.
А потому и надо Вам решить эту проблему в первую очередь: или Вы узакониваете с ним свои отношения и живете как положено супругам, или уходите и даете ему свободу устроить свою жизнь. Дорогая моя, это ведь проблема серьезная, и только о себе и своих хотениях здесь думать нельзя. А о маме, о детях молитесь. И благодарите Бога, что Он извел Вас из тьмы погибельной. А житейские невзгоды и бедность — ничего, по сравнению с духовным бедствием, в котором Вы пребывали.
Умудри Вас Бог и укрепи.

***
Дорогой И.!
По велению Божию первое и самое важное благословение на создание семьи вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением.
Поэтому вопрос Ваш должен быть адресован не ко мне. А второе и тоже важное — благословение ваших духовников.
А я только посоветовал бы приступить Вам к Таинству перед самым Вашим выпускным актом по окончании семинарии. И учеба К. будет под большим вопросом. Семейный долг в корне меняет у человека образ жизни. И эти семейные обязанности — первостепенные.

***
Дорогие С. В. и Г. В.!
Моя память сохранила памятную дату Вашей жизни — день рождения С., и этот же день обещал стать благословенным днем Вашей семьи, когда Божие благословение почило на Ваших супружеских отношениях, и стал день этот и днем рождения христианской семьи, славой и честью венчая вас.
Очень хочу поздравить вас в этот день, так как нет для священника большей радости зреть, что свет Христовой любви и истины озаряет жизнь.
Многая, многая Вам лета в радости, любви и единодушии.
Р.S. Посылаю Вам к этому единственному в Вашей жизни знаменательному дню иконку-складенек. Она всегда с момента ее появления у меня была со мной, даже и в отъезды я брал ее с собой. Ну, а теперь да будет она при Вас — охраняя, освящая, вразумляя на всех путях жизни. Храните Господа, и Он сохранит Вас.
Дорогая о Господе В.!
Жизнь — это искусство. И нет общего рецепта на все случаи жизни. Одно только несомненно — взятые обеты надо выполнять. А Вы, приведя супруга к алтарю Господню и обещав ему пред Богом любовь, верность и послушание, нарушаете взятые на себя обязанности. Ведь надо терпеливо подождать, чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий.
А пока их нет, надо уступать ему. Когда Вы поженились, вы с ним одинаково воспринимали жизнь, не забегайте и теперь далеко вперед от него.
Карточки пока брать можно, ибо там не стоит вопрос о Вашем вероисповедании.
Учитесь сохранять семью. Любовью, сочувствием и пониманием верните себе расположение мужа.
Умудри Вас Господь!

***
Дорогая о Господе А.!
Решать вопрос о замужестве тебе придется со своей мамой и с духовником. Познакомь с С. и маму, и отца В., и обоим им Господь дарует ведение, надо ли вам с С. создавать семью. И еще скажу тебе: в любом случае, с кем бы человек не начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды искуса, ведь готового счастья не бывает, и зависит оно не только от мужа, но и от жены в той же мере.
А потому учитесь и присматривайтесь друг к другу. Дружите, не переходя границ дозволенного. Ведь, если в основание семьи положить грех, то ожидать благоденствия уже не приходится.
На последнем курсе института будет самое время явить решимость в выборе дальнейшего жизненного пути.

***
Дорогая о Господе О.!
А ведь и правда, глаза-то Ваши разбежались, и ум — в смятении. Если бы Вы были одна и не были ответственны за супруга и сына, то такое можно было бы как-то понять и объяснить. Ну а сейчас хочется призвать Вас к трезвому восприятию жизни и чувству ответственности. Ведь спасение наше зависит от выполнения воли Божией, а не от своеволия.
Вы человек семейный, и все должно в Вас быть подчинено выполнению обетов семейного человека. А потому никакого скитского жительства, которое окончательно разрушит семью, Вам допускать нельзя. И супруга своим рвением Вы от Церкви и веры отвратили, значит, и здесь надо менять свое устроение.
Умудри Вас Бог!

***
Дорогая О.!
Берегите ваши добрые отношения и не нарушайте их ни разрывом, ни недозволенными поступками. Берегите друг друга. Если в основу будущей семьи положен грех, то уже ничего хорошего ждать не приходится. А торопиться со свадьбой не надо.
Два года — это как раз тот испытательный срок, который сделает ваши чувства глубокими и проверенными.
Умудряйтесь.
Выбор жизненного пути и создание семьи очень серьезный шаг.

***
Дорогая С.!
А ты не беги далеко вперед от супруга-то. Когда вы создавали семью, вы с А. были единодушны в своем неведении, а теперь ты уходишь от супруга, и он не в состоянии пока понять, ради кого и чего такие изменения в его жене.
И вид С, не должен пока резко отличаться от того, к которому привык супруг. Внешнее не спешите менять. А вот во внутреннем упор должен быть на молитву. Ведь любит же тебя А., ведь пошел же он в церковь венчаться. А теперь твоя, С., главнейшая задача — сохранить семью. Сердцу твоему будет тяжело делать уступки супругу, но это надо.
Господь-то видит твои страдания, и Он прощает нас легче и проще, чем даже близкие люди.
Умудри тебя Бог!

***
Дорогой о Господе Ю.!
Желание создать семью благословлено Вам, а вот благословение конкретно на брак с А. первое и самое важное — родительское, второе взять надо у ваших духовников, которые вас исповедуют.
Помните только оба, чтобы в фундамент создания семьи не заложить грех сближения преждевременного, иначе трудно будет строить то, на что Вы простираетесь в своем желании. И еще помните, что счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон.
Только тогда, когда у обоих вас будет глубокое чувство ответственности пред Богом — будет созидаться семья.

***
Раба Божия Л.!
Всякое лечение должно предварять обращением к Врачу душ и телес, к Господу, в Таинствах соборования, исповеди и причастия. И с помощью Божией болезнь поддастся лечению. А семью Вам надо сохранять мудрым и терпеливым отношением к супругу. Это только сказать легко: «Разведусь!»
Сказать можно, когда думаешь и знаешь только себя, а если еще и о супруге подумать, да и о детях, тогда приложишь все силы, чтобы дети знали отца, а муж — свою семью.
Умудри Вас Бог!

***
Дорогая о Господе Н.!
Что я могу сказать Вам? Вера — это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. А когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает. Вот Вы пришли к вере, а супруг нет.
И Вы с легкостью необыкновенной по слову чужого человека отсекаете свою половину, муж и жена — плоть едина. Не подумали ни о нем, ни о детях.
А ведь когда Вы создавали семью, Вы с супругом были единомышленны. И надо было потрудиться, понести его немощь, вымаливая близкого человека.
Но этого не случилось. И вот Вам одной нести свой самодельный крест. А сыновьям необходим отец, и они Вам еще не раз об этом напомнят.
Помолиться о Вас обещаю. Ну, а от советов устранюсь, без меня начато дело и не мне его завершать.
Умудри Вас Господь.

***
Дорогой М.!
Не знаю, что хотите Вы услышать от меня в ответ? Могу только засвидетельствовать, что ни Вы, ни Ваша жена не думаете о своём будущем, о том, что жизнь коротка и что впереди — вечность.
Вы и она имели связи с другими, и говорите об этом так спокойно, без тени смущения и раскаяния. А я бы Вам сказал, что пора очнуться от греховного сна, пора задуматься о себе. Если жена не помышляет о восстановлении семьи, то не препятствуйте ей в разводе и расторгните и церковный брак у архиерея. Только тогда, когда Вы станете свободным, можно будет думать о создании новой семьи, но пока вы не разведены, не губите свою-то жизнь смертными грехами. По канонам Святых Отцов тот, кто является инициатором распада семьи, должен оставаться один, а тот, кто обижен, может вновь создать семью.
О дочери молитесь, её отдали учиться в такую школу, которой не пожелаю никому. После неё встать на путь спасения будет трудно, да и возможно ли?

***
Дорогая о Господе Н.!
Просьбу о молитве я выполню, и дай Вам Бог мудрости и терпения, чтобы сохранить свою семью и любовь в ней.
Не надо Вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Надо и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая.
И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нём тайно.
Одним словом — сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём. А А. узнает о своей родной маме, когда повзрослеет, иначе Вам трудно будет удержать в рамках своего сына. Он, как и Ваш В., вашей «религиозности», пока внешней, пережить должным образом не сможет.
Храни и помоги Вам Господь!

***
Дорогая Л.!
А я думаю, что вы всей семьей и в частности Вы мало или совсем забываете благодарить Господа. Надо учится и просить, и принимать, и благодарить.
Супруг пусть просит помощи святого мученика Трифона.
М. да не отчаивается и не спешит повторить ошибку. Она может создавать семью вторично по канонам Церкви, но делать надо всё с молитвой, чтобы найти не эфемерное счастье на год, но на всю здешнюю жизнь.
А Вам, Л., унывать нельзя. Во-первых, это грех и немалый, а во-вторых, от Вашего состояния во многом зависит климат в семье вашей. А потому почаще вспоминайте великопостную молитву Ефрема Сирина и не забывайте видеть те блага, что дарует Вам Господь.
Мне это очевидно. А Вам?

***
Дорогая о Господе В.!
Человек Вы семейный, а, следовательно, одна решать проблему свою не можете, но только с супругом вместе. И если на семейном совете голоса разделятся, то следует принять глас супруга во главу.
Ведь семья и ее сохранение — дело главное, ибо это исполнение обета, взятого на себя.
Вот этим и руководствуйтесь. А живут сейчас и все трудно, за исключением элиты, которой мы не позавидуем.
Ведь главное и основное в жизни — хождение пред Богом и жизнь в Боге, а этому скудость не только не мешает, но способствует развитию в нас упования только на Бога, и верующие не бывают посрамлены.

***
Дорогая О.!
А сколько же жён у твоего друга? И почему ты вдруг думаешь, что будешь лучше их. Недаром священник приостановил на время ваши намерения, ведь это было сделано, чтобы прояснилась ситуация в ваших отношениях.
И вот туман рассеялся вокруг, но только не в твоём сознании и чувствах. Подумай, О.! Какие уж тут сказки о любви? Одну любил, другую осчастливил ребёночком, третью убаюкал перспективой любви.
А в итоге: современное понятие о любви, никак не соответствующее любви-подвигу.

***
Дорогой о Господе Е.!
Подвиг жизни супруги окончен. И житейское море ею благополучно переплыто. Молимся о ней и благодарим Бога за милость к ней и к семейству Вашему, ибо ни она, ни Вы не измучились тяготами ее страданий. А причастие и соборование пред исходом ведь свидетельствуют о любви Божией к ней.
Молимся и о Вас, и о детях Ваших, чтобы дал Господь мужество пережить горечь утраты дорогого и такого нужного человека, и умножил силы на предстоящий жизненный подвиг.
Ведь Вам предстоит вместить в свое сердце и материнское тепло ушедшей супруги.
Благодарите Бога за все и почувствуете Его близость в этот скорбный момент своей жизни.

***
Дорогая о Господе Г.!
Просьбу Вашу о молитве за Вас и Ваших близких выполняю. А Вы молитесь Матери Божией «Всецарица».
И себя, и сына своего, действительно, предайте воле Божией. Две жизни мы жить не будем, а Господь знает, как и чем нас привести ко спасению. Вот и о сыне только молитесь. Работа у него нервная, и не всякий выдерживает.
А ещё старайтесь за всё благодарить Бога, и за скорби тоже, ведь только скорби ещё и ходатайствуют за нас о нашем спасении.
Жизнь коротка, всё перетерпим, и спасёт нас Спаситель наш Христос-Бог.

***
Раба Божия А.!
Для священника Вы в супруги не годитесь. Вы еще не осмыслили, чего хотите в жизни и от жизни. Вы еще играете и подыгрываете своим прихотям.
А крест быть матушкой — особый и по смыслу, и по тяжести. Для батюшки же он единственный на всю жизнь. И каково же будет ему, если он вместо матушки получит актрису. Умудри Вас Бог.
Прочитайте 1-е послание к Коринфянам, гл. 13. И в свете прочитанного рассмотрите себя.
Только это понятие любви обещает будущую семейную жизнь во спасение.

***
Дорогая о Господе Л.!
Ты, хорошо зная свое болезненное состояние, сама отвечаешь на вопрос, который задала мне. Семейная жизнь — это подвиг во всех отношениях. Надо много сил: и физических, и нравственных, и духовных, чтобы быть и женой, и матерью, и хозяйкой.
А если этих сил нет, то и думать о замужестве не стоит. Иначе и сама станешь страдать, и близкие будут мучаться.
Умудри тебя Бог. Молись Господу, чтобы дал Он тебе сил жить в Боге.

- Святые отцы и подвижники благочестия о семье и браке.

Святые отцы о семье и браке


Святитель Иоанн Златоуст

В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – всё пропало.

В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире.

Любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для дьявола.

Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела.

Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.

Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто.

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности [родителей] к житейскому.

Хотя бы у нас всё житейское было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если не заботимся о спасении детей.

Не сам ли ты причиняешь себе скорбь необузданностью твоего сына? Ты должен был тщательно обуздывать его, приучать его к порядку, к аккуратному исполнению своих обязанностей и врачевать болезни его души, когда он был ещё молод и когда это сделать было гораздо легче.

Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, ограждённым, как великой стеной, единодушием в Боге.

Если каждый будет исполнять свой долг, то всё будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию (1 Кор. 7, 5). Что это значит? Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и разлад семейной жизни. Хорошо сказал апостол: Не уклоняйтесь . Это делают многие жёны, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство.

Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесёт крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.

Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на неё с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.

Такова сила любви: она не задерживается дальностью расстояния, не слабеет от долговременности, не побеждается наведением искушений; но, побеждая всё это, становится выше всего и восходит на высоту недосягаемую.

Священномученик Киприан Карфагенский

Отними у любви терпение, и она, как разорённая, перестанет существовать.

Преподобный Исаак Сирин

Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любя ближнего ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире.

Преподобный Марк Подвижник

Невозможно иначе спастись, как только через ближнего, как заповедал Господь, сказав: Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37).

Преподобный Нил Синайский

Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за неё презирается любовь к Богу.

Святитель Василий Великий

Заботьтесь не на земле оставить детей, но возвести на небо; не прилепляйтесь к супружеству плотскому, но стремитесь к духовному; рождайте души и воспитывайте детей духовно.

Преподобный Геннадий Костромской

Чего между вами в семье бывает, не выноси из дома своего в люди, и если что увидишь или услышишь худое вне дома, того не вноси в свой дом.

Святитель Тихон Задонский

Многие родители обучают своих детей иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском учении и воспитании небрегут: таковые родители рождают детей к временной жизни, и к вечной жизни их не допускают. Горе им, ибо не тела́, но души человеческие убивают своим нерадением!

Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают её в своих юных душах, чем слушают их слова.

Святитель Феофан Затворник

Вы – жена, вы – мать, вы – хозяйка. Обязанности по всем этим частям изображены в писаниях апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием.

Не нужно смотреть, что дитя мало, – следует с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностью. Первая закваска очень дорога.

Любовь супружеская есть любовь, Богом благословенная.

Имей жену подругой и сильной любовью заставляй её быть себе покорной.

Преподобный Антоний Оптинский

Кротость и смирение сердца – такие добродетели, без которых не только Царства Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно.

Преподобный Амвросий Оптинский

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь к спасению.

Праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия чем детей ни занимай – не будет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

Преподобный Анатолий Оптинский Младший

Мы обязаны всех любить, но чтобы нас любили, мы не смеем требовать.

Мир семейный хранить – святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью. Вот как высок брак!

Преподобный Нектарий Оптинский

Счастье в брачной жизни даётся только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к таинству христианской Церкви.

Преподобный Никон Оптинский

Нам недоступны дела тех, с которыми мы имеем различный образ жизни. Например, мать, имеющая грудных детей, не может ходить ежедневно в церковь ко всем службам и дома подолгу молиться. Из этого будет не только смущение, но и даже грех, если, например, в отсутствие матери ребёнок без призора искалечит себя или натворит шалостей, когда будет подрастать. Не может она совершенно отречься от имущества ради личного подвига, ибо она обязана содержать и кормить детей.

Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба – там гордыня.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью.

Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его.

Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей.

Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию благодать и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там всё доброе.

Подвижники благочестия о семье

Игумен Никон (Воробьёв)

«Сохраняйте мир в семье любою ценою!»

«Любовь вы­ше всего, всех подвигов…»

Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред Сергеем, сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты и была в чём-либо права), попроси прощения за всё прошлое; затем дай обет Богу всё делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без Сергея, а он без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого. Вы повенчаны, вы составляете одного человека. Если твоя рука заболеет, ты не отрезаешь её, а лечишь. Не можешь ты отрезать от себя Сергея, как и он тебя. Вам надо спасаться вместе или вместе погибнуть.

Скажу несколько слов о Вашем состоянии, которое Вы как будто склонны считать принадлежностью только Вашей, именно чувства одиночества, покинутости и проч.

Я не встречал ни одной девушки или одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это, очевидно, кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: И к мужу твоему влечение твое (Быт. 3, 16). Это влечение (не плот­ское только, а ещё в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое), очевидно, и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на своё место, чтобы создать одного целого человека.

Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир!

Вам обязательно нужно это время быть с семьёй, помочь устроиться, выполнять все поручения без ропота, оказать любовь своим в это трудное время. Любовь вы­ше всего, всех подвигов. Потом, когда всё устроится, можно будет думать о себе.

Любовь даже к человеку стремится выразить себя де­ланием приятного любимому, каких бы жертв это ни стоило. Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать её, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы как проявления любви.

Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8); не сказано, что Бог «имеет любовь», а – есть Любовь , Любовь Божественная, превосходящая вся­кое разумение человеческое. Если человеческая любовь жертвует жизнью ради любимого, то как всемогущий Господь, Которому не трудно одним Словом создать целые миры, Который есть Любовь, – как Он, столь возлюбив­ший грешного падшего человека, оставит его без Своего Промышления, без помощи в нужде, в скорби, в опас­ности?! Никогда этого не может быть!

Страсть [влюблённость] не видит недостатков другого, поэтому (и по многому другому) она и называется слепою – дружба и любовь видят всё, но покрывают недостатки и помогают другу избавляться от них, преодолевать, подниматься со ступени на ступень.

Схиигумен Иоанн (Алексеев), Валаамский старец

«Пламенная любовь без религии очень ненадёжна».

«Боже упаси тебя уходить от мужа…»

Не советую тебе мечтать о монастыр­ской жизни. Господь ведёт тебя в вечную жизнь мирской супружеской жизнью. Умудряйся жить ради Христа семейной жизнью, и Господь, видя твоё произволе­ние, поможет тебе спастись и в семейной жизни – в этом не сомневайся. Препо­добный Макарий Великий приводит в пример двух женщин, угодивших Богу, которые пришли в совершенство в духов­ной жизни, были даже выше отшельни­ков. У них было желание проводить жизнь в монастыре, но по некоторым причинам они имели мужей. Господь, ви­дя их произволение угождать Ему в монастыре, помог им спастись и в семейной жизни. В данное время жизнь в монасты­рях не такая, как вам рисуется, и вы, по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастыр­скою жизнью.

Христос посреди нас!

Хорошо иногда вспомнить прошлые свои грехи, ибо от этого рождается смире­ние, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, тут уж явно враг старается возмутить душу. Не слу­шай его, успокойся, не мятись, не уны­вай, старайся молитвой отогнать подоб­ные возмутительные мысли. Дух Святой говорит через пророка Иезекииля: «Если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его» (см. Иез. 33, 11). Господь не хочет смерти грешника. Так и живи для семьи, будь мудра, как змий, а кротка, как голубь, а о внутренней своей жизни умолчи, да они и не поймут тебя. Если когда споткнётся твой муж, потерпи, не смущайся, но усерднее молись. Вспомни: и ты ведь спо­тыкалась.

Вот что я заметил: под старость вре­мя летит быстрее, ибо чувствуется, что всё кончено, приближается время пере­хода в вечность; как-то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и увидишь, как у них фантазия-то игра­ет: побудут они и счастливы, получат хорошего жениха, будут богаты, и хо­рошо пойдёт семейная жизнь, и многое другое на эту тему, эти картины прой­дут у них в голове, и опять останутся одни.

Радует меня, что у тебя есть стремле­ние о едином на потребу. Старайся духа не угашать. Брачный союз не должен те­бя смущать, ибо он Богом благословлён. Однако старайтесь друг друга тяготы носить и так исполнять закон Христов. Умудри вас, Господи! Конечно, мир требует своего: труды, хлопоты и заботы, иначе и быть не может.

Когда вы приехали в Нью-Йорк, твой муж искал церковь православную, даже всю службу пасхальную простоял; а теперь очень изменился, даже не хочет, чтобы сына своего водила в церковь. К несчастью нашему, можно ждать, что не пожелает, чтобы и ты ходила в церковь. Хоть он и хороший человек, как ты пишешь, но под влиянием своих родных уже и изменился. А пламенная любовь без религии очень ненадёжна. Жалею я тебя, что ты попала в такую среду. Впрочем, не унывай и не малодушествуй, молись и надейся на помощь Божию и Царицы Небесной.

Христос посреди нас!

Вот мой совет тебе: отклони просьбу дамы, которая просила тебя поговорить с её мужем. Пусть они сами разбираются, тебе ведь неизвестны причины, да и не надо узнавать семейные неурядицы. Нам, духовникам, приходится выслушивать рассказы о разных семейных неприятнос­тях, мы, конечно, обязаны, поскольку сможем и посоветовать. Ты хорошо сдела­ла, что посоветовала ей молиться, и сама помолись, но просьбу поговорить с её му­жем и посоветовать ему что-либо отклони повтор­но. Умудри тебя, Господи.

Когда мы подвержены страстям – го­ворю о самомнении, тщеславии, гневе, лу­кавстве и бесовской гордости, – то под влиянием их думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любви и справедливости, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми…

Человечество изобрело вежливость вместо любви, и под этой вежливостью скрываются: тщеславие, лице­мерие, лукавство, гнев и прочие страсти душевные. Встретишь такого – на вид просто душа-человек, сразу и не поймёшь его. А так как фундамент основан не на любви, очень скоро обнаруживается его внутрен­нее состояние, ибо такой человек двойственен: на словах говорит так, а на деле иначе.

А у кого в корне любовь, такой чело­век уже не двойственен, ибо у него про­стота, откровенность и естественность. Эта черта бывает только у подвижников благочестия. Есть люди, которые от при­роды имеют такие дарования, но они уз­наются по плодам. Уксус и вода имеют один цвет, но вкус разный, ибо гортань пищу различает.

Не отчаивайся, не унывай, успокойся. «Грех и беда с кем не была», - говорит русская пословица. Фарисеи привели ко Христу взятую в прелюбодеянии женщину, и говорят ему: «Учитель, что повелишь сделать с ней» (прочти в Евангелии от Иоанна 8, 3–11).

Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись, Господь по своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность. Муж твой очень смирился, плачет и просит прощения, ты по заповеди Божьей прости его, и никогда не укоряй его, и не напоминай ему об этом искушении. Довольно ему стыда и позора, когда застала его на месте преступления, это очень тяжело переносить ему, помоги ему, Господи. Не печаль его, а старайся показывать ему весёлый вид, ты этим облегчишь его терзание душевное. Святой апостол говорит: «Друг друга тягость носите, и так исполните закон Христов» (см. Гал. 6, 2). Если так поступишь, тогда молитва у тебя чище пойдёт. Святые отцы пишут: «Покрой грехи ближнего, Господь и твои покроет». Конечно, это с ним случилось в пьяном виде...

На твои вопросы второго письма отвечаю так: своему мужу старайся быть верной, не изменяй ему и слушайся его во всём. Конечно, исключая требования православной веры. На религиозные темы беседовать не надо, а если сам заговорит, отвечай, что знаешь, но сперва мысленно помолись Богу. Учи его не словом, а добродетельной христианской жизнью. Не принуждай его ходить в церковь; если сам пожелает – это другое дело; будь довольна и благодарна, что тебе не препятствует ходить. Молись о нём просто, по-детски: «Спаси, Господи, и помилуй моего мужа Н., сохрани и вразуми его». И прочее всё предоставь Божию милосердию и будь спокойна.

О своём муже молись, но не докучай и не говори ему быть православным: своими советами можешь оскорбить и оттолкнуть его от Православия; молись и расположись на волю Божию и всё прочее предоставь Божию милосердию.

Не скорби и не осуждай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не без немощей и не без недостатков. Так вот, учитесь друг у друга тяготы носить и так исполните закон Христов.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Счастье надо выращивать терпеливо и многими трудами».

«Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними,

не исказите в них образ Божий…»

… А семью Вам нужно сохранять мудрым и терпеливым отношением к супругу. Это только ск­азать легко: «Разведусь!»

Не надо Вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Нужно и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая.

И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нём тайно. Одним словом – сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём.

С кем бы человек ни начинал строить семейную жизнь, он пройдёт периоды искуса. Ведь готового счастья не бывает... Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон.

Примите все скорби, какие переживаете через своё чадо, как очистительное наказание за своё прошлое, и научитесь благодарить Бога за всё, сознательно и ответственно принимая всё от Руки Божией.

Не оставляйте детей и их воспитание на самотёк, на телевизор и на улицу. Это грех, и немалый. Молитесь и, насколько возможно, влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного, навязываемого извне сознания.

Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них образ Божий своим невниманием и небрежением.


Сегодня,11 апреля, исполняется 100 лет со дня рождения старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина, † 5 февраля 2006 года)

Вот некоторые из его ответов на вопросы о семейной жизни:

Дорогая о Господе М.!
А ведь за семью-то надо побороться, это не просто ваши с супругом отношения. Это разбитая с ранней молодости жизнь ваших детей.

Первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге и молиться святым Гурию, Самону и Авиву о сохранении семьи. Второе, и не менее важное, заглянуть в свое сердце, повнимательнее присмотреться к себе - нет ли своей вины в том, что муж отбивается от дома.

А моя молитва только в помощь Вашей. Дети-то повторяют ошибки своих родителей!
_____

Дорогой о Господе А.!
Счастье человеческое не в чем ином, как в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей. Вот и решайте свои жизненно важные для Вас проблемы с этой позиции. Вы человек семейный, и брак Ваш благословлен, а значит наиважнейшее для Вас - спасение всей семьи, жизнь в Боге всей семьи. В этот же данный Вами Богу обет входит и материальное обеспечение семьи. Вот и думайте, и молитесь, как это осуществить наилучшим образом. А для этого, уж простите, даны нам Господом голова и ум свой. Духовник лишь немного корректирует Ваши выношенные лично решения или планы. Умудри Вас Бог!

Дорогие А. и Е.!
Вы оба только, только ощутили, что есть в мире действительные ценности, но оба вы к ним еще не прикоснулись, а только любуетесь и мните, что уже обладаете этими сокровищами. Нет, дорогие мои, впереди вам обоим предстоят такие тяжкие труды, что только время покажет, выдержите ли вы их и станете ли действительными обладателями сокровищ. Начинать же трудиться надо над тем, чтобы искоренять массу дурных привычек, с которыми вы сроднились. И я бы вам посоветовал не спешить связывать себя узами брака, пока вы не укоренитесь в христианском мировоззрении. Сейчас, в период духовной брани и становления, лучше не связывать себя житейским попечением о супружестве. Да попробуйте испытать себя в чистой дружбе - она должна лечь в фундамент чистой семьи.

Дорогая о Господе Н.!
Женщина-христианка по Божию повелению должна воспитать своих детей в вере и благочестии и детей от своих детей. Судя по Вашему письму, для своих детей Вы этого не сделали. Так что о внуках бы попеклись.

И муж у Вас жив, и принять постриг Вы могли бы только в том случае, если бы и он этого захотел, то есть по обоюдному согласию. Но этого у Вас нет. А потому оставайтесь женой своего мужа и помогайте детям своим воспитывать внуков. Я не могу благословить Вас на принятие монашества.
___________________________________________
Т.!
Человек Вы взрослый, и то немногое, что увидели Вы, недаром насторожило Вас. Немногое вырастет в большое, и дети Ваши получат еще меньше Вашего внимания, чем получают сейчас.

А за них-то Вам отвечать пред Богом!

Вот и решайте теперь сами.

Умудри Вас Бог!
__________________________________________

М.!
Счастья ждете Вы, положив в основу отношений смертный грех?!
Ведь Вам и к чаше жизни обоим подходить нельзя сейчас. И если бы Вы задали свой вопрос тогда, когда только помысел появился.

Теперь кто же будет соучастником Вашего греха?

Все думают о себе, а о детях, за которых лежит ответственность пред Богом, думы нет.

Умудри Вас Бог!
____________________________________________

Дорогая о Господе О.!
В жизни кому не пришлось ошибаться - молитесь Господу о своем супруге и всеми возможными силами стремитесь к воссоединению семьи. Это Ваш подвиг и жертва Богу. Ну, а если Д. окажется глух и слеп и закоснеет в падении, то Вашей вины в том не будет, и Господь Вас утешит как безвинно пострадавшую. Скорби же учат нас молиться и чувствовать близость милости Божией. А потому - слава Богу за все.

Будем молиться за Вас, предавая Вас воле Божиеи не как Вы хотите, но как Сам Господь!
___________________________________________

Дорогая о Господе Л.!
Ну чем могу я помочь Вам? Ком греха, начавшийся непослушанием родительскому слову, рос, рос, да и вырос. И как на слово матери никакого внимания не обратил сын, так и на скорбь детских сердечек никто, - ни мама, ни папа, - не посмотрит. И нет понятия, что жизнь - это подвиг крестный, где всегда надо приносить себя в жертву кому-то. И только для Бога и ради Бога и во славу Божию будет путь жизни во спасение. А у молодых всё - или личные похоти и амбиции, или жизнь не в жизнь.
Молитесь о сыне, и о невестке, и о внуках, ведь и наша родительская вина есть в том, что они такие, как есть.

Помоги Вам, Господи. Молитесь, чтобы сын донес до конца свой жизненный крест ради своих детей.

Дорогая о Господе Г.!
Ваше христианское терпение, смирение и любовь хоть немного, в свое время, сделают свое дело, и Ваша половинка, Ваш муж, оживет духом.

Но для этого начните трудиться над собой: он срывается, не срывайтесь Вы. Поймите, ведь ему труднее, чем Вам, он не знает Бога, а враг ведет его «аможе не хощет».

Начинайте молиться о нем постоянно и с чувством жалости, вспомните, что и ему с детства было трудно, как и Вам. А остальное - дело Божие. Почитайте 1-ое послание к Коринфянам, гл. 7 и помните, что Вы болеете вместе с мужем, ведь Вы двое - плоть едина.
А то, что молитесь тайно от него, - хорошо. Это надо делать обязательно, чтобы не вызвать его на богохульство. Придет время, и тайное можно будет делать явно.

Божие благословение Вам!
_____________________________________________________

Дорогая о Господе И.!
Чтобы спасаться, надо жить не мечтанием, а в реальной жизни нести крест, который уже определил Вам Господь для спасения.

Если Богу будет угодно видеть Вас не семейным человеком, а монахиней, то для Него нет препятствий освободить Вас от семейного крестоношения.

Но этого нет, а потому и не надо обращать внимания на бесовские шутки - мечтания.

Молитесь о муже (он болен), о сыне - пред Богом Вы за них в ответе. Скорбите о них и молитесь - вот духовный труд Ваш во спасение всей семьи.

А о духовном отце надо молиться, и если Господь сочтет, что он Вам необходим, то Он и дарует его Вам.

Умудри Вас Бог!
______________________________________________________

Дорогая А.!
На словах Вы будто бы и благодарите Господа за все, а на деле с необыкновенной легкостью отсекли бы, отстранили бы от себя боль. А что отсекать-то - обеты, данные Богу.

Супруг Ваш болен, но ведь и Вы завтра можете впасть в болезнь. И тогда - прощай все обеты. То же самое и в отношении дщери.

При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино - радости совместной жизни, вода (и ее больше) - общие горести, беды и боли. Но мы чашу-то выпили, а жизнью не хотим подтвердить данный Богу обет. Вот за душу дочери Вы боретесь, а надо и за душу мужа бороться - тем более, что и сам он молится, но пока враг сильнее. А Фотиния что сделала, чтобы помочь мужу?

Вот дорогая моя А.! Только терпение и несение креста заповедано нам, а мы все бежим от креста, данного Богом, и тянемся к самовольному и с ним погибаем.

Умудри Вас Бог!
_________________________________________________

Дорогая о Господе Л.!
Быть с Господом - это значит исполнять волю Божию. Не без Промысла Божия стали Вы семейным человеком, матерью, супругой, теперь еще и бабушкой. Вот в этом чине и подобает Вам спасаться, неся этот нелегкий крест с помощью Божией.

Монашество, о котором смущают Вас помыслы, - это для Вас нарушение Божьего благословения и, значит, мысль вражья.

Ведь Вы как мать должны были воспитать своих чад по-христиански. Но раз этого Вы сделать не смогли, то хоть внучке-то бы помогли. А Вы опять только о себе печетесь.

Нет Вам дороги в монастырь. Молитесь дома, терпите от своих и молитесь о всех их. Да все делайте с рассуждением, чтобы не раздражать близких и не вызвать их к восстанию на Бога и хулу на Него.

Как Господь зовет: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". А Вы надумали свой крест бросить.

Умудри и помоги Вам Господь!
__________________________________________________

Дорогая Е.!
Божие благословение Вам на любовь и терпение. Было время, когда и наши немощи терпеливо врачевал Господь по предстательству за нас близких, и вызревала душа незримо для нас, пока однажды не откликнулась и сама на любовь и терпение других. А у Вас-то печаль о родном человеке, о супруге. И печаль эта призвана усилить молитву.

Но супругу не показывайте Ваших трудов и усилий, живите с ним в одной упряжке, не убегая далеко вперед в своем религиозном рвении, все время чувствуйте близко рядом своего С. А М. св. прп. Серафим Саровский приложил бы ручку к устам. Родители для чад неприкосновенны - даже если они и страждут. Если есть любовь, то она даст и понимание, и сочувствие к состоянию папы.

И поехать иногда за супругом надо, чтобы не было в его жизни вопиющего разделения на жизнь одинокого и семейного, и не опережайте события - к венчанию надо идти ответственно и сознательно, это Таинство, которое ко многому обязывает. А раз пока такого восприятия Таинств нет, то и идти не надо.

Надо потрудиться, умолить Господа даровать веру. У св. Григория Богослова мать была верующая, а отец - язычник. Думаю, что о венчании в тот период вопрос не стоял. Но конец венчает дело. Мать воспитала детей православными, и отец окончил жизнь православным архиереем. А плотская любовь - это одна из составных частей брака - и благословляется она в Таинстве брака, и грех тому, кто дерзнет ухудшать брак. Богом благословлено два пути ко спасению - брак и монашество, и оба пути крестные. Ваш выбор уже сделан, и надо с любовью и желанием донести свой крест до конца. И откуда знаете, не спасете ли супруга своего, освящающегося своей верующей женой? Прочитайте 1-ое Послание к Коринф., гл. 7. Там Вам ответ.

О С. молимся, дай Вам Бог крепости сил и деликатной мудрости, чтобы незримо для сына направлять его в сторону от вредящих ему влияний (особенно от современной музыки, расстраивающей психику у здоровых, а не только у больных).
Дорогая Е., благодарю Вас за все, и простите за смелость! Молимся о семье Вашей уже давно. Познакомились с М... А М. и пора уже быть, если не центром (это место папы), но все же опорой Вам. Она уже достаточно взрослая.

Дорогая о Господе В.!
Без обращения А. к Богу кто же может ему помочь? Молитесь о нем своей материнской молитвой. Ведь, наверно, и Ваша вина есть в том, что нет в душе сына истинных понятии о жизни и ее ценностях настоящих. Вкладываю молитовку, которой ежедневно просите Господа о сыне. То, что крещеные - это, с одной стороны, и хорошо, но причащались ли дети Ваши, имеют ли понятие о Боге и Таинствах Церкви? Наверно, нет.

Вот и вырастают из этого беды непоправимые. А моя молитовка о сыне только в помощь Вашей, материнской.

Умудри и укрепи Вас Господь в борьбе за душу сына!
_______________________________________

Дорогая о Господе В.!
Путь у Вас уже выбран и на Вашем попечении дочь, за которую Вы несете ответственность пред Богом.

М. привлекает мир - так и быть должно, Ваша же задача - привить ей вкус к добру и научить понимать, что есть добро, а что - грех и зло.

Приказом: «Шагом марш за мной спасаться», - ничего не сделаете.