Домой / На успех и деньги / Влияние собора спасо андроникова на историю. Спасский собор

Влияние собора спасо андроникова на историю. Спасский собор

План собора не имеет аналогий во Владимиро-Суздальском княжестве. Собор (рис.77) имеет развитую систему килевидных кокошников и прекрасный перспективный портал. Закомары разделяются полукруглыми колоннами на стенах. Впервые в соборе применяется высокий цоколь. Стремление к декоративности внешнего облика здания сказалось в обострении силуэта, что достигалось завершением храма несколькими рядами декоративных килевидных арок и понижением боковых закомар.

В целом, декор храма очень сдержанный и применен только на барабане. Собор знаменит росписями А.Рублева.

Характерные черты архитектуры Московского княжества

    Более позднее развитие архитектурного стиля, чем во Владимиро-Суздальском и Новгородском княжествах – в конце XIV – начале XVвв.

    Сочетание различных архитектурных стилей разных княжеств.

    Появление новых архитектурных элементов - килевидность форм, кокошников, применение высокого цоколя.

    Силуэтность застройки.

Преимущественное внимание в архитектуре ранней средневековой Москвы уделялось решению внутреннего пространства. Дальнейшая дифференциация внешней формы и внутреннего пространства привели к возрастанию декоративного начала в архитектуре - качеству, которое со временем станет национальной чертой русского зодчества.

Русская архитектура XIII-XV вв., как и последующего времени, вплоть до XVII века, не сложилась в едином стилистическом направлении. Однако творческие находки зодчих разных русских городов этого времени стали тем источником, из которого в дальнейшем архитектура Русского государства черпала конструктивные приемы и художественную образность сооружений.

Годы феодальной раздробленности подходили к концу, в недрах художественных школ удельных княжеств закладывались основы общенациональной архитектуры. Обособленность русских княжеств, трагедия их разорения в период монголо-татарского порабощения задержали поступательное развитие национальной архитектуры. Оборвалась блестящая нить владимиро-суздальского зодчества, угасла черниговская школа, замерла художественная жизнь Киева и Смоленска, но достигнутые их безвест­ными строителями успехи не пропали даром. Они преломлялись в творчестве Новгородских и псковских каменных дел мастеров и во многом были возрождены строителями Москвы.

Сохраняя типологическую схему постройки и принципы ее объемно-пространственного построения, зодчий мог изменять в определенной мере про­порциональные отношения, придавая ей черты индивидуальности. Многообразие архитектурных форм, различия художе­ственных образов характерны для зод­чества Руси периода феодальной раз­дробленности.

14 Архитектура периода создания централизованного Русского государства XV - начала XVIII вв.

Объединение русских земель, вызванное необходимостью самообороны, и последующее освобождение от татаро-монгольского ига способствовали политическому, экономическому и культурному росту русского государства. В это время развернулось строительство крепостей, кремлей и укрепленных монастырей в центральной части русского государства, а также на западных границах (Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри) и со стороны Казанского и Сибирского ханств. Вокруг Москвы образовалось кольцо монастырей-крепостей - Новодевичий, Донской, Андроников, Новоспасский, Симонов и др. Вторая укрепленная линия монастырей и кремлей была сооружена на стратегических подступах к Москве: Троице-Сергиев, Звенигородский монастыри, Коломенский, Серпуховской кремли и др.

Ведущая роль в архитектуре той эпохи принадлежала Москве. Хотя правители Москвы все еще носили титул великих князей, но по своему положению они сделались крупнейшими государями Восточной Европы, деятельно стремившимися завершить процесс объединения страны и придать Москве столичное величие, построив "Третий" Рим. В конце XV - начале XVI века начинается бурная строительная деятельность. Укрепленное Московское государство стремится собрать все лучшие черты русских архитектурных школ различных княжеств. Необходимо было позаботиться о новых военно-оборонительных сооружениях Москвы, возведении новых грандиозных по масштабу соборов и великокняжеского дворца. В Москве и се округе не было достаточного количества зодчих и инженеров-архитекторов. Поэтому московские дипломаты в поисках архитекторов обратились в страны Западной Европы, в основном в Италию, где в это время царит стиль Высокого Ренессанса. Итальянские мастера, проработавшие в Москве с конца 70-х годов XV и до 30-х годов XVI века стремятся привнести в архитектуру Москвы свои и применить местные архитектурные традиции.

Одновременно продолжает развиваться раннемосковская архитектура, тесно связанная с Владимирской.

Ее характерными чертами являются:

    силуэтность застройки;

    простота планов 4-столпных. почти квадратных одноглавых храмов, обычно имевших 3 апсиды, килевидные очертания порталов и закомар.

Высокого расцвета достигает иконопись, народное декоративное искусство.

Значительный прогресс произошел в русской архитектуре при кардинальной перестройке Московского Кремля, предпринятой Иваном III и Василием III в период завершения процесса образования централизованного Русского государства.

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

ул. Казанская, 50

Спасский собор. 2015 г.

История Спасского собора начинается почти 400 лет назад, в начале XVII в., когда на месте храма стояла деревянная Троицкая церковь. На ее паперти над входом висела икона Спаса Нерукотворного, прославленная чудесами, которые начались 12 июля 1645 г. Это был день возведения на престол Алексея Михайловича, второго самодержца из дома Романовых. Именно в этот день житель города Хлынова (Вятки) Петр Палкин, будучи слепым уже три года, пошел в храм и стал молиться на паперти перед иконой Спасителя. Внезапно, по милости Божией, он прозрел. Весть о чуде быстро облетела город, к иконе Спасителя стало приходить множество людей, просящих помощи, и многие получали исцеление.


Вид на Спасский собор и южную часть города. Начало XX в.

Весть о чудесах, происходивших в Вятке в 1646 г., достигла Москвы. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира. Посланники царя с молитвой сняли образ и крестным ходом понесли в Москву. Встреча в столице происходила 14 января 1647 г. у Яузких ворот при огромном стечении народа. Навстречу вышли сам царь с семьей и патриарх Иосиф. Приложившись к святой иконе, Алексей Михайлович с приближенными внес ее в Кремль через Фроловские ворота и далее - в Успенский собор. В память об этом событии царь назвал Фроловскую башню Спасской. Спасская башня Кремля, получившая таким образом, «вятские корни», навсегда стала одним из символов России. Около 300 лет икона находилась в Преображенском соборе Новоспасского монастыря Москвы, однако после событий 1917 г. она бесследно исчезла.



Спасский собор и приказная изба (в центре снимка). Начало XX в.

В Вятке же на месте обветшавшей Троицкой церкви был построен каменный Спасский собор, но простоял он недолго, около шестидесяти лет. После пожара 1757 г. храм разобрали, и на его месте в 1764 – 1767 гг. был воздвигнут новый величественный собор, в верхнем храме которого находился чудотворный образ Христа Спасителя. Эта постройка и сохранилась в несколько измененном виде до наших дней.


Вид на Спасский собор с перекрестка Преображенской и Казанской улиц

Строительство собора пришлось на вторую половину XVIII в., на период раннего классицизма. Внутренняя отделка храма завершилась к 1818 г., когда освятили последний престол на втором этаже - святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, строительство храма продолжалось 54 года. Верхний храм собора не отапливался, службы в нем проходили лишь летом. Спасский собор поражал горожан своими масштабами: высота колокольни достигала 53 метров, в храме было два этажа и шесть престолов.


Бывшая Соборная площадь Вятки. В центре - обезглавленный Спасский собор. 1930-е гг.

В 1929 г. храм был закрыт, но в отличие от многих остальных соборов города уцелел. Долгие годы здесь находилось общежитие педагогического института, а с 1960-х годов - научно-проектный институт. В 1995 г. собор был возвращен церкви, начались работы по его реконструкции. В 2009 г. была восстановлена колокольня, на которой установлен девятиметровый золоченый шпиль с крестом. В настоящее время восстановление храма продолжается.

Фото: С. Суворов, ГАКО, pastvu.com

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь на картине Виктора Евгеньевича Лукьянова


История Спасо-Андроникова монастыря

Предоставлено настоятелем собора Спаса Нерукотворного

протоиереем Вячеславом (Савиных)

Спасо-Андроников монастырь - один из древнейших в Москве. Обитель, основанная около 1360 года великим русским святителем митрополитом Алексием при участии и по благословению преподобного Сергия Радонежского, уже к концу XIV-началу XV века стала одним из духовных и культурных центров Московского государства, сыграв исключительную роль в возвышении Москвы и превращении ее в «Третий Рим» и «второй Иерусалим».


Спасо-Андроников фотограф andreanto

Согласно преданию, во время возвращения из Константинополя в 1356 году святитель Алексий попал в сильный шторм на Черном море. Предстоятель Русской Церкви дал обет: в случае своего спасения основать в Москве монастырь, посвятив его тому святому, память которого придется на этот день. Божией милостью путники пристали к берегу 16 августа по старому стилю (29 августа по новому) - в день празднования Нерукотворному Образу Спасителя, тому самому, которым благословил владыку Алексия Константинопольский Патриарх, перед ним же святитель возносил молитвы во время бури. Вот почему, исполняя свой обет, митрополит Алексий посвятил монастырь образу Спаса Нерукотворного.

Место основания обители могло быть присмотрено святителем во время одного из его путешествий в Орду с ходатайствами за московских князей: на высоком холме, у крутого поворота Яузы перед впадением ее в Москву-реку. Ручей, впадающий в Яузу (заключен в трубу в 1935 году) в память о константинопольской бухте Золотой Рог был назван Золотым Рожком (память о нем сохраняется в названии вала, набережной и переулков). Здесь же сходились два пути: один шел через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и татарские улусы (Болванская дорога); другой путь уходил на восток - Владимир, Нижний Новгород. Это «святое» перепутье, как его называли в старину, отличалось и ландшафтными красотами, увенчанием которых и стал Спасский монастырь.


Именно по Владимирской дороге пришел из своей Троицкой обители игумен Сергий Радонежский благословить как сам Спасский монастырь, так и его настоятеля - своего любимого ученика Андроника. Богомудрый старец не раз посещал обитель своего ученика. По сей день в версте от Спасо-Андроникова монастыря стоит часовня-проща, построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника. В 1995 году она передана Православной Церкви и в настоящее время является действующей.

В 1371 году великий князь Димитрий Иоаннович, провожаемый митрополитом Алексием в Орду, останавливался здесь помолиться. В 1380 году мимо Андроникова монастыря шли русские полки на Куликово поле и здесь же останавливались перед торжественным въездом в Москву. В монастыре был отслужен благодарственный молебен и панихида об упокоении благоверных русских воинов, положивших «души своя за други своя». Сейчас на месте погребения воинов - героев Куликовской битвы - идет строительство поминального храма-часовни во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Эта часовня создана для сугубой молитвы об упокоении русских воинов, убиенных на поле брани.

Грандиозная перестройка Москвы на рубеже XV и XVI веков в соответствии с ее возросшим статусом отразилась и на монастыре: в 1504 году духовник Иоанна IIIСпасский архимандрит Митрофаний строит кирпичную трапезу (сегодня - самая древняя на территории Москвы). К XVI веку относится и возведение надвратной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Победа на Куликовом поле, совпавшая с этим праздником, стала очередным наглядным убеждением в заступничестве Богородицы, а посвящение Ей надвратных церквей - выражением представления о Матери Божией как Благой Вратарнице, «двери райские верным отверзающей», Покровительнице Святой Руси.


Трапезная, построена в начале 16 века.

XVI и XVII века проходят под знаком участия Спасо-Андрониковских архимандритов во всех крупнейших государственных делах.

В августе-сентябре 1653 года в монастыре четыре недели содержался знаменитый раскольник Аввакум Петров.

В конце XVII века обитель избирают в качестве фамильной усыпальницы Лопухины, породнившиеся с царствующим родом. Евдокия Лопухина - первая супруга Петра I.

Храм во имя Михаила Архангела, примкнувший к древней трапезной, в основном воздвигнут в 1694 году, но закончен лишь в 1739 году. Он стал новой архитектурной доминантой монастырского ансамбля. Это объясняется многообразными функциями храма. Он должен был служить усыпальницей рода Лопухиных (1-й ярус постройки), славить Архангела Михаила - покровителя русских государей (церковь во 2-м ярусе), а также отмечать память соименных сыну и мужу царицы Евдокии митрополита Алексия (церковь в 3-м ярусе) и апостола Петра (придел святых апостолов Петра и Павла, примыкающий к северной стене трапезной). Таким образом, постройка Лопухиных объединялась с постройкой Иоанна III в одну царственную линию. Получая готовую трапезную, Архангельская церковь выводилась на центральное место в ансамбле и одновременно связывала всю архитектуру монастыря с правобережьем Яузы - отсюда открывался вид на весь Андроников монастырь.

Спасо-Андроников Храм Михаила Архангела фотограф andreanto

Среди захороненных в Архангельской церкви - Устинья и Феодор, родители царицы Евдокии Лопухиной, племянник царицы генерал-аншеф В.А.Лопухин, убитый в сражении при Гросс-Егерсдорфе (1757), графиня Е.И.Головкина (урожденная кн. Ромодановская, 1702-1791) - двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны и другие.

Спасский собор Андроникова монастыря - шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. Как убедительно показали доктор исторических наук, профессор Н.Н.Воронин и доктор архитектуры, профессор С.В.Заграевский, он возведен в 1425-1427 годах. Это старейший из сохранившихся храмов Москвы.


Для творческого мышления создателей собора характерен смелый отказ от кубичности, превращение архитектурной композиции в своеобразную шатровую «сень». Ширина собора составляет примерно половину его высоты. Высота цоколя три раза укладывается в портале, пять раз в четверике (по центральной части) и двенадцать раз в общей высоте собора. Более дробные членения, в свою очередь, также подчиняются определенным взаимоотношениям. Искусство русских зодчих и заключалось в умении воплотить в камне гармонию тварного мира.

Размер Спасского собора был использован в качестве модуля для определения размеров позднейших построек. Например, внутренний размер трапезной палаты равен ширине Спасского собора по наружным стенам, ширина Святых ворот равна размеру подкупольного звена собора, протяженность южной монастырской стены соответствует шести длинам собора и т.д.

Собор был расписан преподобными Андреем Рублевым и Даниилом Черным, но в XVIII веке росписи были утрачены. Сохранились лишь фрагменты растительных орнаментов в откосах алтарных окон.

В 19 веке собор был перестроен и стал выглядеть так:

В 20 веке (1960 г.) он был реставрирован и реконструирован.

После реконструкции собор Спаса Нерукотворного приобрел привычный для нас вид.

Спасо-Андроников фотограф andreanto

Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря, преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем, а также святые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Все они своими мощами почивают на территории монастыря. Преподобные Андроник и Савва Московские, Андрей Рублев входят в сонм общероссийских святых.

В XVIII веке монастырь приобретает большую известность благодаря некрополю. С давних времен этот монастырь был традиционным местом погребения московской аристократической знати - и не только живших в районе Рогожской и Таганки купцов, промышленников, но и всей Москвы. Здесь были похоронены родители и родственники царицы Евдокии Лопухиной, (которая устроила в монастыре церковь св. Михаила Архангела с трапезной), Барятинские, Трубецкие, Над могилой последних надгробие выполнил известнейший московский скульптор И.Витали, автор московских фонтанов и храмовых скульптур.

Кроме этого в монастыре были захоронены Голицыны, Головины, Юсуповы, Толстые, Салтыковы, Нарышкины - цвет российского дворянства. Еще в 1714 году Петр I после битвы при Гангуте отпустил средства на строительство в монастыре именно потому, что на его погосте погребались воины, погибшие в Северной войне. Век спустя здесь найдут последнее пристанище герои Отечественной войны 1812 года. На территории некрополя были похоронены дед «чудо-богатыря» М.А.Милорадовича, П. Демидов - основатель Ярославского лицея, С. Васильев - крупнейший благотворитель Москвы, вложивший в строительство монастыря более 500000 рублей, В.П.Зубов - известный русский ученый-энциклопедист, археолог и нумизмат.

В Спасском соборе были захоронены родители Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в тайном постриге монахини Агнии) - выдающейся благотворительницы XIX века.

Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и долгое время был его монахом. Здесь же иконописцы были похоронены, по старым сведениям - в соборе на том месте, где стояла его колокольня. В настоящее время их могилы утеряны и существует миф о том, что это произошло после революции. Однако это не так.

Одним из последних плиту на могиле преподобного Андрея Рублева видел историк Миллер в конце XVIII века. А уже в начале XIX века появились записи о том, что великие иконописцы были погребены под старой колокольней, которая разобрана и место сровнено с землей. Есть версия, что тогда и были утрачены их могилы. Вероятно, что это произошло тогда, когда стали возводить традиционную положенную в то время огромную надвратную колокольню и сломали старую, на территории монастыря.

В 30-х годах архитектору П.Д. Барановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV века. Это произошло поздним вечером, и ученый не смог разглядеть ее как следует. Он отложил изучение находки до утра, сняв только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Это оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. В ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыря, чтобы уберечь их от осенней слякоти. Так была потеряна единственная ниточка, которая, возможно, вела в далекую древность к могиле Андрея Рублева.

С 1910 года и до закрытия монастыря его настоятелем был епископ (с 1921 года - архиепископ) Владимир (Соколовский, 1851-1931) - выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, ученый-миссионер, храмоздатель, патриот, сподвижник святителей Николая Японского и Тихона Московского.


Надвратная колокольня была одной из красивейших в Москве, построена по проекту московского архитектора Родиона Казакова, много строившего в том районе однофамильца и ученика Матвея Казакова. По его замыслу колокольня должна была быть выше Ивана Великого, но Павел I приказал уменьшить ее и не строить выше главной кремлевской колокольни по строгой старомосковской традиции. Тип такой надвратной колокольни, возводимых в московских монастырях в конце XVIII столетия можно увидеть в ближайшем Новоспасском монастыре.

После революции монастырь сильно пострадал. В 1919 году в нем были устроены пролетарские квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района. Весной 1922 года изъяли ценности и разместили здесь колонию для беспризорных детей. Для них на территории бывшего монастырского кладбища была устроена футбольная площадка. В 1930 году была взорвана колокольня.


Памятник великому русскому иконописцу Андрею Рублёву работы известного скульптора Олега Константиновича Комова (1932-1994 гг.) был установлен в 1985 году в сквере перед главными воротами Спасо-Андроникова монастыря. А в самом монастыре роаботает музей Музей древнерусскойживописи имени Андрея Рублева. Он был открыт в Спасо-Андрониковом монастыре деятелей культуры во главе с академиком И.Грабарем. В 1949 году разрешение было получено, и руководитель реставрационных работ Д.И.Арсенишвили ночевал в притворе собора и круглосуточно жил в монастыре, не покидая его ни на минуту, чтобы здание обманом не отобрали другие претенденты. Музей был открыт. В 1980-х годах был преобразован в Центральный Государственный Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В его коллекцию входит огромное иконописное собрание, более 5 тысяч икон, церковная утварь, старопечатные и рукописные книги.

Одна из экспозиций музея.

Сам Андрей Рублёв был причислен Русской Православной церковью к лику святых в 1988 году.

17 июля 1989 года, в первую годовщину причисления Андрея Рублева к лику святых, в соборе прошла литургия. Во вновь открытом храме на северной стене установили мраморную плиту в память о том, что здесь были похоронены преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный. Потом она была убрана. В настоящее время монастырь действует как приходской храм, и богослужения проводятся регулярно.

Спасский собор был закрыт вместе с упразднением монастыря в 1920-х годах. Он бездействовал до 1990 года, когда по согласованию с находящимся на территории монастыря Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева здесь были возобновлены богослужения. В 1991 году при храме был зарегистрирован приход, который возглавил и по сей день возглавляет протоиерей Вячеслав (Савиных).


Белокаменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е годы.). Его особенности связаны с влиянием традиций балканского зодчества.

В плане храм представляет собой квадрат, к которому с востока примыкают три абсиды. Внутри находятся четыре столба, поддерживающие одну высоко поднятую главу. Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них цилиндрических сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатостьобъемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму.

Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как и круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

При реставрации собора в его кладке были найдены каменные блоки с фигуративной и орнаментальной резьбой. Они происходят из другой, более ранней неизвестной постройки, после разборки которой камни были использованы вторично.

Что собор был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих;».

Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон. Это выполненные на темно-синем фоне орнаменты - круги, в которые вписаны пересекающиеся окружности, трилистники и травы. Близкие мотивы составлял узор майоликовых плиток, которыми был устлан пол собора.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII веке вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы и увенчали шатровой кровлей. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря: – Спасский собор, начало XV в.».