Домой / Нумерология / Урок истории распространение реформации в европе контрреформация. Распространение Реформации в Европе

Урок истории распространение реформации в европе контрреформация. Распространение Реформации в Европе


Реформация - широкое движение за духовное обновление и реформу католической церкви. 18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира».




Реформации, 95 тезисов Лютер утверждает, что покаяние совершается не в акте таинства, но длится всю жизнь христианина Истинное отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог Лютер доказывает недействительность индульгенций, ибо лишь Бог ведает спасением Лютер утверждает, что у римского папы нет никаких особых прав отпускать грехи. В заключении он закладывает основы теологии креста, согласно которой на небо следует входить не деньгами, а скорбями





Жан Кальвин(гг.) : Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был послан отцом в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права. В Париже изучал диалектику. Владел церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста. Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был послан отцом в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права. В Париже изучал диалектику. Владел церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста.


Кальвинизм Главной особенностью его учения является учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других к погибели. Это учение легло в основу второй после лютеранства ветви протестантизма кальвинизма.


Кальвинистская (пресвитерианская) церковь. Его церковь признавала только два обряда: крещение и причастие. Церковная община пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей – пресвитеров (т.е. старейшин). Пасторы вмешивались в частную жизнь прихожан. Для обсуждения дел они собирались всей общиной и принимали нужные решения.

План-конспект урока на тему:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Цели урока:

    Образовательные цели:

1) Провести сравнительный анализ методов католической контрреформации, выявить ее причины, цели, влияние на дальнейшую судьбу европейских стран .

2) В ходе работы продолжить формирование научного мировоззрения с помощью научных понятий «контрреформация», Игнатий Лойола, орден иезуитов.

    Воспитательные цели:

1) Предоставить учащимся возможность оценить цели и средства руководителей Реформации и Контрреформации.

    Развивающие цели:

1) Продолжить развитие у учащихся умений выделять главное в тексте учебника и исторических источниках (выделить методы католической Контрреформации).

2) Продолжить формирование у учащихся исторического мышления (определять причины и следствия Реформации и Контрреформации).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта «Европа в XVI -первой половине XVII в.», учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800», 7 класс, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов, схема на доске, тесты.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы и целей.

Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.

Учитель обращается к ученикам:

    Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.

    Ребята, что такое Реформация?

    Каковы были причины Реформации в Германии?

    Каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне?

    Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?

    Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».

    Что получили от Реформации различные слои населения?

Изучение новой темы.

План изучения новой темы:

    Жан Кальвин - богослов, церкви, основатель .

    Кальвинистская церковь.

    Контрреформация.

    Орден иезуитов.

    Жан Кальвин - богослов, церкви, основатель .

Рассказ учителя:

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм .

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»

Кальвин утверждал, что…

    Судьбы людей предопределены Богом.

    Никто из верующих не знает собственного предопределения.

    Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.

    Именно труд был знаком спасения души.

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

    Кальвинистская церковь.

    Распространение кальвинизма по Европе.

    Контрреформация.

Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:

Учитель предлагает учащимся изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке.

Задание группам :

Группа 1: Расскажите об устройстве кальвинистской церкви. Информация на стр. 103 учебника.

Группа 2: Докажите, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы. Информация на стр. 104 учебника.

Группа 3: Расскажите о борьбе католического духовенства с протестантизмом. Информация на стр. 104 учебника.

Выступление групп с отчетом об изученном материале.

Учитель предваряет выступление:

В 40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

После выступления задаются вопросы всему классу:

Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?

Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Физкультминутка

    Орден иезуитов.

Рассказ учителя:

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.

1540 г. - Образование ордена иезуитов.

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.

убивали соперников, всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 104.

    Попытки реформ и Тридентский собор.

Рассказ учителя:

Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.

Тридентский собор:

    Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.

    Исключительное право церкви толкования Священного писания.

    Укрепление инквизиции.

    Запрет на продажу индульгенций.

    Открытие семинарий для католических священников.

    В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.

Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.

Итоги урока:

Закрепление:

Вопросы – стр. 107 учебника.

Домашнее задание:

Параграф 12, вопросы к параграфу, записи в тетради.

Оценки за урок.

В результате распространения Реформации (движения за обновление церкви, подробнее: ) в Европе, помимо лютеранства, возникли новые религиозные течения и церкви. В частности, кальвинизм (кальвинистская церковь). Ответом на Реформацию стала Контрреформация - церковно-политическое движение, целью которого было недопущение распространения протестантских идей и восстановление главенствующего положения католицизма в европейских странах.

Предыстория

Причины возникновения новых направлений в протестантизме

Отсутствие у протестантов единого контролирующего центра, подобного папству.

Предпосылки возникновения Контрреформации

  • Нежелание католиков мириться с Реформацией.
  • Потеря Римом источников дохода - церковной десятины и пр. на охваченных Реформацией территориях.

События

Жан Кальвин родился и провел юность во Франции, получил прекрасное образование, затем увлекся учением реформаторов. Гонения на протестантов во Франции вынудили Кальвина переселиться в Женеву. Здесь выходит его знаменитый труд «Наставление в христианской вере» . В основе учения Кальвина лежит теория божественного предопределения. Кальвин считал, что достичь вечного спасения удостоены лишь немногие. Человек может лишь надеяться, что верно исполняет свое призвание и предопределен к спасению. Бог дает человеку знак — успех в делах. Кальвин подчеркивал высокое достоинство труда, оправдывал накопительство, считал лень величайшим пороком, осуждал церковные праздники, предписывающие верующим не работать в эти дни. Под воздействие учения Кальвина возник новый тип делового человека — трудолюбивого , бережливого .

По указанию Кальвина в Женеве был составлен проект нового церковного устройства. Теперь община верующих сама выбирала старейшин-пресвитеров и проповедников-пасторов . Они руководили общиной и следили за нравственностью ее членов. Реформы превратили Женеву в унылый и скучный город. Из церковного обихода удалили последние украшения, символы, церемонии. Яркие одежды, театр, танцы, музыка были запрещены как богопротивные. Поощрялись размышления над Библией, распевания псалмов и упорный труд. Светская власть в Женеве стала простым исполнителем предписаний церкви.

По отношению к своим противникам, будь то католики или протестанты, Кальвин был непримирим. Прежде не свойственные протестантам фанатизм и нетерпимость принесли ему прозвище «женевский папа» . По приказанию Кальвина испанский врач и богослов Мигель Сервет был схвачен и приговорен к смерти. В 1553 г . Сервет погиб на костре и вошел в историю как первая жертва протестантского фанатизма.

Важную роль в истории сыграли политические идеи Кальвина. Отмечая божественное происхождение власти, Кальвин подчеркивал, что у правителей есть обязанности перед обществом. Если правитель не дает верующим выполнять их христианский долг, то он становится тираном, и община имеет право ему сопротивляться. Последователи Кальвина развили эту идею, тем самым оправдывая даже убийство тирана.

Учение Кальвина распространилось в Англии и Шотландии, в Нидерландах и во Франции, в Северной Америке. Кальвин развил идеи Лютера и объединил сторонников Реформации для дальнейшей борьбы. Между тем католицизм готовился к решительной схватке.

Реформация застала католическую церковь врасплох. Вначале папы налагали проклятия на протестантов, пытались приступить к реформам. Однако затем в Риме возобладали сторонники решительной борьбы с Реформацией — Контрреформации. Важнейшую роль сыграл новый орден иезуитов. Его организовал честолюбивый и энергичный испанский дворянин Игнатий Лойола (1491-1556 гг. ). В 1540 г. папа римский Павел III утвердил устав ордена. В «Обществе Иисуса» существовала жесткая иерархия его членов и железная дисциплина. Генерал ордена избирался пожизненно и обладал огромной властью. Помимо монашеских обетов бедности, безбрачия и послушания члены ордена давали особую клятву верности папе. Иезуиты должны были выполнять любые распоряжения начальства, не размышляя о моральной стороне своих действий. Своим внешним видом они скорее напоминали светских ученых. Их задачей было быть в гуще событий. Они поражали эрудицией, пышностью богослужений, нередко были духовниками государей. Ложь, интриги, убийства — все средства использовались ими к «вящей славе Божьей» . Иезуиты организовывали заговоры против протестантских лидеров и подготовили ряд покушений. Много внимания члены ордена уделяли молодежи, они создавали лучшие школы, из стен которых выходили убежденные католики.

Рис. 2. Игнатий Лойола ()

Орден иезуитов был важнейшим, но далеко не единственным орудием борьбы с Реформацией. В 1542 г. в Риме был создан инквизиционный трибунал. Особенно жестокими преследованиями прославилась испанская инквизиции. Король Филипп II , религиозный фанатик, однажды заявил: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков» . Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на Нидерланды. Была введена строжайшая книжная цензура. В 1559 г. в Риме издали индекс запрещенных книг. С самого начала Реформации говорили, что разногласия между католиками и протестантами следует обсудить на церковном соборе. В 1545 г. папа римский Павел III в итальянском городе Тренто (Тридент) созвал собор, обеспечив на нем преобладание своих сторонников. Собор заседал с большими перерывами в течение 18 лет. В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции. Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.

Рис. 3. Папа Павел III на Тридентском соборе ()

Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.

Реформация в Европе была подготовлена стремительным подъемом культуры в эпоху Возрождения , стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Реформация — это время кризиса католической церкви. Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, из-под ее власти вырвались Англия и Шотландия, скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции.

Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.

Список литературы

1. Булычев К. Тайны Нового времени. — М., 2005

2. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. — М., 2010

3. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. 1500-1789 гг. — М., 2006

4. Соловьев С. Курс Новой истории. — М., 2003

Домашнее задание

1. Каким образом Кальвин оправдывал деловую активность?

2. Какие идеи Кальвина легли в основу устройства кальвинистской церкви?

3. Чем устройство кальвинистской церкви отличалось от католической?

4. Какими способами католическая церковь боролась с Реформацией?

Разделы: История и обществознание , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Педагогические цели: показать процесс распространения Реформации в Европе; проследить ход борьбы католической церкви с Реформацией, подчеркнув причины и следствия этой борьбы. Сравнить процесс Реформации в Германии и Швейцарии, раскрыв роль Жана Кальвина. Рассмотреть методы борьбы католической церкви с Реформацией, выяснить значение Реформации для истории.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные ): владение знаниями по истории Европы XVI; умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты : готовность и способность к образованию и самообразованию, сформированность навыков в образовательной деятельности, проявление интереса к зарубежной истории и культуре; ориентация на выполнение моральных норм.

Универсальные учебные действия (метапредметные результаты): регулятивные - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов; познавательные - владение навыками разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности; коммуникативные - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами.

Основное содержание темы : причины, сущность борьбы за Реформацию в Щвейцарии, борьба католической церкви с Реформацией.

Основные понятия : Реформация, Контрреформация, кальвинизм, протестантская церковь, иезуит, пресвитеры.

Даты : 1509-1564 дата жизни Жана Кальвина, 1536 - приезд Кальвина в Женеву, 1540 - создание Ордена иезуитов.

Выдающиеся личности : Жан Кальвин, Филипп II, Игнатий Лойола.

Образовательные ресурсы:

  • А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Новая история 7 класс, Москва, "Просвещение" , 2010
  • авторская презентация
  • настенная карта "Европа в XV-XVI веках"
  • энциклопедия для детей. Всемирная история, Москва, Мир энциклопедий Аванта+, 2006

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

II. Стадия вызова.

Учитель в ходе небольшой беседы о Реформации в Германии подводит учащихся к пониманию и формулированию темы урока.

Записывается тема урока и проблемное задание "Каково значение Реформации?" (слайд 1 и 2)

III. Стадия осмысления.

План изучения нового материала:

1) Учение Жана Кальвина.

2) Женева - "Рим кальвинизма".

3) Контрреформация.

а) Орден иезуитов;

б)деятельность испанского короля Филиппа II;

в) деятельность инквизиции

4) Значение Реформации.

1) Учение Жана Кальвина.

Слово учителя:

События в Германии нанесли удар по могуществу католической церкви. Идеи Реформации начали распространяться и в других странах: Нидерландах, Франции, Дании, Норвегии, Швейцарии. Стали появляться новые протестантские течения. Одним из крупнейших центров Реформации стала Швейцария.(слайд 3)

Работа с учебником параграф 12. Задания для учащихся.

Прочитайте и выпишите основные идеи Жана Кальвина.

Главная идея кальвинизма – учение о предопределении:

Судьба человека заранее определена Богом

Единственная возможность узнать свою судьбу – успех в деле

Для спасения одной веры мало, надо упорно трудиться

Служение Богу состоит в том, что бы выполнять то, что тебе предначертано

Проверка записей (слайд 4, 5, 6).

2) Женева - "Рим - кальвинизма" (слайд 7,8)

Кальвинистская церковь также называется Пресвитерианской

Пресвитер – выборный глава Кальвинистской церкви

Пасторы – проповедники, которые выбирались из образованных горожан

Признавали только крещение и причащение

Кальвин придавал устройству своей церкви гораздо большее значение, чем германские реформаторы, Кальвинистская церковь должна, по замыслу своего создателя, вести сразу борьбу на два фронта: против папистов и против философов, т.е. светских мыслителей.

Вопрос классу: Как вы думаете, почему так было?

В 1553 в Женеве был сожжен на костре испанский ученый Мигель Сервет, не признававший догмат о Троице. Ушли в прошлое веселые праздники, карнавалы, музыка, танцы. Роскошь была запрещена.

Вопрос классу: Почему Женева стала "Римом кальвинизма"?

3) Контрреформация (слайд 9, 10, 11)

Контрреформация – католическое движение, которое своей целью ставило - восстановление авторитета католической церкви и Папы Римского.

Контрреформацию поддержали Испания, Италия, Франция

Папа Римский объявил протестантов еретиками

Работа в микрогруппах. (слайды 12, 13,)

  • 1 группа. Задание. Найти ответ на вопрос в учебнике: Каковы цели создания Ордена иезуитов?
  • 2 группа. Кто руководил Орденом иезуитов?
  • 3 группа. Какие методы использовали иезуиты7
  • 4 группа. Чем вошел в историю испанский король Филипп II?
  • 5 группа. Какова роль инквизиции в борьбе в Реформацией?

Обсуждение ответов на вопросы.

Слово учителя: рассказ о Тридентском соборе. (слайд 14)

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР - 1545

Заседал 18 лет

Был созван для разрешения разногласий между католиками.

Одна часть католиков была за реформы, другая – против.

По решению Собора, было решено отказаться от реформ, подтвердилось верховенство Папы Римского над Собором, церковь должна была строго выполнять его распоряжения.

Сторонники реформ добились отмены продаж индульгенций.

4) Значение Реформации. Обращение к проблемному вопросу. Обсуждение. Запись основных мыслей. Проверка записей с помощью слайда 15.

Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества

Реформация вызвала массовые народные движения, направленные также и против феодальных порядков

В результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создались условия для развития национальных государств

IV. Итоги урока. Стадия рефлексии.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вспоминаются главные понятия темы и проводится рефлексия.

1) Как я усвоил новый материал? (хорошо, надо немного доработать, ничего не понял)

2) Как я работал на уроке?(активно, не очень активно, не работал)

3) Как работала моя группа?(активно, не очень активно, не справилась с заданиями)

V. Информация о домашнем задании. Параграф 14. Уметь рассказать о Жане Кальвине.