Домой / На парня / Собор оптинских старцев. Достопримечательности оптиной пустыни

Собор оптинских старцев. Достопримечательности оптиной пустыни

08.01 — преподобномученика Исаакия II (Бобракова) Оптинского.

ФЕВРАЛЬ

07.02 — преподобного Анатолия Старшего (Зерцалова), старца Оптинского.

МАРТ

Второе воскресенье Великого поста — Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, престольный праздник храма Успения Пресвятой Богородицы (южный предел).

АПРЕЛЬ

14.04 — преподобного Варсонофия (Плиханкова), старца Оптинского.

19.04 — преподобноисповедника Севастиана (Фомина), Карагандинского.

МАЙ

12.05 — преподобного Нектария (Тихонова), старца Оптинского.

22.05 — преподобного Иосифа (Литовкина), старца Оптинского.

ИЮНЬ

19.06 — преподобноисповедника Рафаила (Шейченко) Оптинского.

29.06 — преподобного Моисея (Путилова), старца Оптинского.

ИЮЛЬ

08.07 — преподобноисповедника Никона (Беляева) Оптинского.

10.07 — обретение мощей преподобного Амвросия (Гренкова), старца Оптинского.

23.07 — преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов.

АВГУСТ

12.08 — преподобного Анатолия Младшего (Потапова), старца Оптинского.

20.08 — преподобного Антония (Путилова), старца Оптинского.

28.08 — Успение Пресвятой Богородицы, престольный праздник храма.

Памятная дата: 28 августа 1895 года состоялась торжественная закладка (основание) храма.

СЕНТЯБРЬ

04.09 — преподобного Исаакия I (Антимонова), старца Оптинского.

10.09 — Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преп. Феодосия) почивающих.

12.09 — перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, престольный праздник

15.09 — преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Памятная дата: 15 сентября 2013 года Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом храм Успения Пресвятой Богородицы (в том числе и придел в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских) был освящен Великим чином.

20.09 — преподобного Макария (Иванова), старца Оптинского.

ОКТЯБРЬ

01.10 — преподобного Илариона (Пономарева), старца Оптинского.

11.10 — Собор преподобных отцов Киево-Печерских, ближних пещерах (преп. Антония) почивающих.

23.10 — преподобного Амвросия (Гренкова), старца Оптинского.

Престольный праздник храма на Подсобном хозяйстве Подворья (Выборгский район, пос. Сосновый Бор).

24.10 — преподобного Льва (Наголкина), старца Оптинского. Собор преподобных Оптинских старцев: Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия I (1894), Исаакия I (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия II (1922), Нектария (1928), Никона исп. (1931), прмч. Исаакия II (1938).

28.10 — иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов» (XIX в.). Эта икона написана по благословению преподобного Амвросия, старец сам установил дату ее празднования.

НОЯБРЬ

22.11 — иконы Божьей Матери «Скоропослушница». На Подворье пребывает точный список с чудотворной иконы «Скоропослушница» монастыря Дохиар, древнейшей обители Афона.

28.11 — преподобного Паисия Величковского (1794).

ДЕКАБРЬ
04.12 — Введение во храм Пресвятой Богородицы, престольный праздник в монастыре Оптина Пустынь (г. Козельск).

06.12 — святого благоверного великого князя Александра Невского, престольный праздник храма на Подсобном хозяйстве Подворья (Выборгский район, пос. Сосновый Бор).

Памятная дата: 31 (18) декабря 1897 года освящен главный придел храма Успения Пресвятой Богородицы.

Собор Оптинских старцев - праздник, посвященный памяти 14 монахов, проживавших в в период XVIII-XX веков (Оптинских старцев). В этот день прославляются:

1. иеросхимонах (Наголкин), 1768-1841;
2. иеросхимонах (Иванов), 1788-1860;
3. схиархимандрит (Путилов), 1782-1862;
4. схиигумен (Путилов), 1795-1865;
5. иеросхимонах (Пономарёв), 1805-1873;
6. иеросхимонах (Гренков), 1812-1891;
7. схиархимандрит (Антимонов), 1810-1894;
8. иеросхимонах (Зерцалов), 1824-1894;
9. иеросхимонах (Литовкин), 1837-1872;
10. схиархимандрит (Плиханков), 1845-1913;
11. иеросхимонах (Потапов), 1855-1922;
12. иеросхимонах (Тихонов), 1853-1928;
13. иеромонах (Беляев), 1888-1931;
14. архимандрит (Бобраков), 1865-1938.

Возникновение традиции оптинского старчества связано с возрождением православной жизни в Российской империи в конце XVIII - первой половине XIX веков. Именно в этот период монастырь Оптина пустынь, ранее переживавший период упадка, фактически стал неформальным центром духовной жизни России. Этому способствовало то, что первые настоятели возрожденной обители, Моисей и Леонид (в схиме Лев), были последователями святого преподобного , возрождавшего традиции исихазма (православного аскетизма), ставшего основой Оптинского старчества. Оптинские старцы следовали принципам послушания, глубокого смирения перед Богом, их образ жизни соответствовал тому, что старцы проповедовали.

Большой авторитет в общественном сознании Оптинские старцы приобрели на фоне начавшихся в 60-е годы XIX века преобразований в России. Отмена крепостного права, зарождение интеллигенции, появление многочисленных революционных организаций - все это привело к том, что у старцев Оптиной пустыни стали искать ответы на духовные, мировоззренческие вопросы не только простые люди, но и известные представители творческих профессий. Для исповеди и бесед со старцами Оптину пустынь посещали Н.Гоголь, Л.Толстой, Ф.Достоевский, В.Соловьев и многие другие.

Сами старцы также оставили обширное литературное наследие, издающееся под названиями "Письма Оптинских старцев", "Поучения Оптинских старцев", "Беседы Оптинских старцев", "Молитвослов Оптинских старцев", "Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских" и являющееся одним из памятников православной мысли XIX века. Сохранились сведения о многочисленных предсказаниях Оптинскими старцами Первой мировой войны, гонений большевиков на православие, последующего возрождения церкви в России и других событий.

Один из старцев, Исаакий Оптинский младший, был расстрелян в годы Советской власти за "церковную деятельность" и прославлен как новомученик. Каноническое прославление Оптинских старцев началось на Поместном соборе Русской православной Церкви 1988 года. В этом году был канонизирован иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы были прославлены поначалу как местночтимые (26 июля 1996 года), а в 2000 году - общецерковно. 25 декабря 2009 года служба Собору преподобных Оптинских старцев была утверждена Священным Синодом.

Мощи старцев Льва (Наголкина), Макария (Иванова), Илариона (Пономарева), Анатолия (Зерцалова), Варсонофия (Плиханкова) и Анатолия (Потапова) были обретены в 1998 году в Оптиной пустыни.

В память об Оптинских старцах освящена в Минске (Белоруссия).

День празднования памяти Собора преподобных отцев и старцев в Оптиной Пустыни просиявших: Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия I (1894), Исаакия I (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия II (1922), Нектария (1928), Никона исп. (1931), прмч. Исаакия II (1938)

Оптина Пустынь была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек. «Если вы хотите основательно ознакомиться с христианством,- говорил И. В. Киреевский,- то необходимо познакомиться с монашеством, со старчеством, а в этом отношении лучше Оптиной Пустыни трудно найти». Без преувеличения можно сказать, что это самый яркий духовный светильник Православной Руси XIX–нач. XX веков, возжжённый русскими людьми пред Богом и оказавший огромное влияние на судьбы России. Конечно, и в других монастырях было немало святых, но трудно с уверенностью сказать, было ли когда-либо в России за всю её историю место, подобное Оптиной Пустыни, где родилось целое общество людей, обновлённых силой благодати Святаго Духа, которое так приблизилось бы к идеалу христианских отношений, к преддверию Царства Небесного уже здесь, на земле. Главной святыней обители были её прославленные боголюбивые старцы. Старчество - это особый духовный союз, который состоит в добровольном и полном послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божием содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нём, хотя бы сам был и очень умён, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира». Старцы - опытные подвижники и духовники - известны с самого начала монастырской жизни. Одними из первых старцев на Руси были преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Старцем был преподобный Сергий Радонежский. Спустя век после него - преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Нил Сорский.

Начало Оптинскому старчеству положил святитель Филарет, митрополит Киевский, бывший в то время Калужским архипастырем, обретение мощей которого также празднуется в эти дни. Он устроил скит при Оптиной Пустыни и пригласил сюда из Рославльских лесов отцов Моисея и Антония, последователей молдавского старца преподобного Паисия Величковского. Немного позже к ним присоединился старец Лев, прибывший из Александро-Свирского монастыря. Мудрость преподобного Льва скоро сделала его известным и вне обители. Ради духовных советов начали приходить к дверям его келии из городов и сёл купцы, дворяне, мещане и простой народ обоего пола. При преподобном Макарии старчество ещё более расцвело и укрепилось, и продолжало процветать при последующих великих преемниках по старчеству вплоть до окончательного закрытия обители после революции. Старцы имели особый дар сострадательной, жертвенной любви. Полагая души свои за всех приходящих, они всеми силами старались наставить их на путь истинный. Чужие горести и падения они делали своими собственными. Умирали каждый день, до полного изнеможения принимая страждущих. Каждое слово старца было со властью, касалось сердца и орошало его неземной силой, устремляло к Небу, соединяло с Богом. Возвращался богомолец из Оптиной, летел как на крыльях, неся в себе отблески того неземного света, который согрел и осветил его душу в маленькой келии старца.

Люди стремились попасть в Оптину даже в годы богоборческого лихолетья, стремились побыть на святой земле монастыря, поклониться могилкам Оптинских святых. Невидимая великая святость Оптиной, хотя разрушенной и осквернённой, притягивала многих. Старцы продолжали помогать людям своими молитвами.

Они и ныне, предстоя престолу Божию, молятся о нас и готовы помочь и утешить каждого из нас.

Благочестивые святые из Оптиной пустыни - известные светила веры православной, жившие в 18-20-х столетиях. Они предрекали революцию, учили народ, как жить для Бога, а не для своей выгоды. Икона оптинских старцев показывает их всех вместе - как они предстоят сейчас перед Богом, молясь за свою Родину.


Великие подвижники

Всего известно 12 старцев, которые изображены на иконе, она называется «Собор», т.е. когда все собираются (также именуется и праздник в честь святых отцов):

  • Иеромонахи все проживали и служили в Оптиной пустыни, кто-то имел высокую должность, кто-то был наставником в молитвенном делании, стяжал дар прозорливости и чудотворения, но все были настоящими духовными лидерами;
  • на заднем плане видна Оптина пустынь (монастырь);
  • старцы все представлены в облачении (монахов в нем и хоронят), в руках держат либо книги, либо свитки, у некоторых в руках - крест;
  • над всей композицией возвышается образ Пречистой Девы (тип Оранта - молящаяся), она изображена на другом фоне, не на золотом, а на синем. Это знак того, что святые пребывают на Небесах в другой реальности, непохожей на земную.

Каждый подвижник имел собственные подвиги, которые подробно описаны в православной литературе. Особенно прославились некоторые своими краткими поучениями, богословскими трудами, предсказаниями. Многие принимали паломников, оптинские старцы написали очень известную молитву, состоящую из 12 стихов, которая сегодня есть практически в каждом молитвослове.


Молитвенники о народе Божием

Образ помогает сосредоточиться на молитве, которая является главным утешением для монахов, как и для мирян. Значение оптинских старцев для российской истории очень велико - они начали возрождение духовности, напомнили народу о том, что он имеет главное сокровище - свою веру.

Перед иконой надо просить, чтобы старцы молились к Господу о прощении ваших грехов, чтобы помогли стяжать дары Святого Духа - смирение, терпение - которые ведут к спасению души. Многие находят поучительным чтение духовной переписки, наставлений великих святых. Это духовное достояние нашего народа. Старцы, чей образ сохранился на иконах, очень любили не только своих братьев-монахов, но и для мирян оставили много поучений, пропитанных любовью и теплотой. Писали о разном:

  • о значении веры, основных истинах православия;
  • что является целью жизни христианина;
  • каким должен быть пост, угодный Богу;
  • как развивать таланты, данные Господом;
  • какие опасности встречаются на духовном пути.

На иконе оптинские старцы предстоят Матери Божией - в этом и вся суть монашеской жизни. Достойные мужи положили всю свою жизнь на алтарь веры, всем православным следует по возможности подражать им как делами во славу Божию, так и усердием в молитвах.


Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путём тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.

Икона оптинских старцев - значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0