Домой / На отношения / Церковь свв флора и лавра на зацепе. Храм, получивший второе рождение благодаря его настоятелю

Церковь свв флора и лавра на зацепе. Храм, получивший второе рождение благодаря его настоятелю

За годы советской власти в Москве было снесено более трёхсот тридцати церквей. В Интернете их перечислено триста тридцать четыре. Тринадцать из них - только в Кремле.
В их числе - древнейший храм Москвы - 1300 года постройки - Спаса на Бору.

Я сегодня расскажу вам только о трёх из этих снесённых храмов. Кстати, есть надежда, что два из них восстановят - поскольку место, на котором они стояли, осталось незастроенным.

Один из этих храмов стоял вот на этом месте, на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка. Переулок назван так в честь купца семнадцатого века по прозвищу Бобр. На месте дома №21 по Мясницкой располагались в семнадцатом веке его палаты.

Потом этот участок приобрёл Иван Ильич Дмитриев-Мамонов, видный деятель Петровского времени, генерал, участник Полтавской битвы. Он был женат морганатическим браком на дочери царя Иоанна Алексеевича - Прасковье Иоанновне.

Иван Ильич Дмитриев Мамонов был похоронен возле церкви Флора и Лавра.

Вот как об этой церкви писал историк Москвы Алексей Фёдорович Малиновский:

"Фрола и Лавра с приделом св. апостолов Петра и Павла у Мясницких ворот, которые указом 1658-го апреля 16-го повелено было называть Фроловскими, а улицу - Фроловскою, но прежнее привычное название как ворот, так и улицы доныне удержалось. Церковь низменная, грубой готической архитектуры, о пяти круглых главах, а колокольня пирамидальная, в описи 1620 года значится деревянною, а через [авт. пропуск] лет построена боярином конюшим [авт. пропуск] каменная".

Как видим, Малиновский описал эту церковку довольно пренебрежительно. Однако, это был единственный храм Флора и Лавра в Москве - и уже этим он был уникален. Был ещё храм этих святых в слободе ямщиков на Зацепе (ныне - район Павелецкого вокзала), - но в 1628 году главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и Павла, а позднее он был переосвящён во имя иконы Богородицы "Всех скорбящих радость". В этой церкви остался только престол во имя Флора и Лавра, - он есть в этой церкви и сейчас.

Святые Флор и Лавр на Руси считались покровителями лошадей. Интересно то, что именно Малиновский пишет (и больше я ни у кого этой информации не нашла), что на Мясницкой подле церкви Флора и Лавра были государевы конюшни. А Конюшенный двор в Кремле - пишет Малиновский - был построен при царе Феодоре II (сыне Бориса Годунова), - и назывался тогда Аргамачьим двором.

Фроловской называлась раньше Спасская башня Кремля. Малиновский пишет, что Фроловской эта башня Кремля называлась со времён Дмитрия Донского. Видимо, при Донском была построена первая церковь Флора и Лавра в Кремле - возле ворот. Там же - вероятно, - была тогда княжецкая конюшенная слобода. (Спасской башня стала после того, как царь Алексей Михайлович поместил на ней образ Спаса Нерукотворного и дал Указ от 16 апреля 1658 года, где повелел называть Фроловскую башню - Спасской).

Из Кремля к Мясницким воротам - видимо - перенёс слободу царь Иван Грозный. По крайней мере, есть свидетельства о том, что именно Грозный перенёс к Мясницким воротам церковь Флора и Лавра - тогда ещё, - конечно, деревянную. Но - поскольку Малиновский - словам которого мы не можем не доверять - пишет, что у церкви Флора и Лавра были государевы конюшни, - то логично предположить, что они и были перенесены сюда вместе с храмом - по указу царя Иоанна Первого (Четвёртого). А потом перенесены обратно в Кремль - по указу Феодора Второго; но храм уже не переносился, - а так и стоял на этом месте - до самого 1935 года. В 1935 году прокладывали первую линию Московского метро - и при строительстве станции "Чистые Пруды" - снесли церковь Флора и Лавра. Валентин Катаев в своей книге "Алмазный мой венец" , писал:«Церковка эта вдруг как бы… исчезла, превратилась в дощатый барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли».

Рабочие-метростроевцы, жившие в этом бараке, обнаружили в полу подземный ход. Поползли слухи о найденном московском кладе. Но ход быстро засыпали, а слухи прекратили. Так до сих пор о нём ничего и неизвестно.

Церковь же Флора И Лавра знаменита была тем, что к ней свозили лошадей со всей России - в лошадиный праздник - 18 (30) августа - День святых Флора и Лавра. В этот день лошадок окропляли святой водой и служили молебен во здравие их. "Умолил Флора и Лавра - жди лошадям добра!" - говорили в народе. Флор и Лавр - это братья-христиане II века, жившие в Иллирике. Они были каменотёсами. Как каменотёсы, братья были привлечены к строительству языческого храма в Константинополе. Флор и Лавр подговорили других рабочих разрушить языческих идолов и водружить вместо них Крест. Братьев бросили живыми в колодец и засыпали землёй. Через некоторое время в Константинополе начался падёж скота. А из забытого колодца забил источник. Вода этого источника оказалась целебной для заболевших животных. Колодец разрыли, и мощи братьев обрели нетленными. Флора и Лавра причислили к лику христианских святых, и они стали покровителями домашнего скота. А в России их почитали прежде всего как покровителей лошадей.

В этом храме - Флора и Лавра, - каменном с 1657 года - были изображения античных мудрецов - Платона, Аристотеля и Солона. Подобные изображения есть только в Благовещенском соборе Московского Кремля - домовой церкви русских царей и ещё - в Преображенском соборе Новоспасского монастыря.

Вообще, в этом скромном по московским меркам храме - Флора и Лавра на Мясницкой - была какая-то загадка. И подземный ход, и изображения, которые свойственны царским храмам. (Новоспасский монастырь - место захоронения бояр Романовых, Романовская усыпальница. Там захоронена, в частности, монахиня Досифея - княжна Тараканова).

Очень жаль, что Москва утратила этот уникальный храм. Хорошо бы, чтобы его восстановили. Но - конечно, - это будет всего лишь "новодел"... Но всё же - лучше и правильнее, чтобы на этом месте - как много веков подряд - стоял храм Флора и Лавра, - чем чтобы засчёт территории бывшего храма разросталось вширь неуклюжее и некрасивое здание театра Александра Калягина с претенциозным - на мой взгляд - названием: "Et cetera...".

*Паперть Преображенского собора, подобно как и всего храма, сплошь расписана изображениями. Из них наиболее замечательны - при входе на паперть с восточной стороны по обе стороны изображения 10-ти древних греческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными каким-либо изречением. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птоломей, по левой Ермий, Анахарис, Аристотель, Плутарх и Иродион. /История Новоспасского монастыря и ее связь с Романовыми. М. Маркабов, кандидат физико-математических наук.

Нет, увы! Победил Калягин! На месте Храма строится второе здание театра Et cetera.

В своём обращении - ещё к Ю.М. Лужкову - артист писал - как, мол, может согласоваться то, что в храме будут отпевать покойника, а в театре - играть комедию?

А теперь комедию будут играть прямо над кладбищенским захоронением, над героем Полтавской битвы И.И. Дмитриевым-Мамоновым, который был захоронен при храме Флора и Лавра, - и над многими другими покойниками. Это - ничего. Это- согласуется!..

Судя по всему, храм этот уже не будет восстановлен. Театральные хапуги победили.

Фиг я буду теперь слушать и смотреть лучший номер артиста Калягина - песенку "тётки Чарлея" на слова Роберта Бёрнса! Я теперь ему - не верю. "Любовь и бедность навсегда (его) поймали в сети?.." Не смешите! Мы с Робертом Бёрнсом теперь - отдельно, а театральные дельцы, не уважающие русскую (и - значит - никакую) культуру - отдельно.

Ил.: А.М. Васнецов. Мясницкая улица. Возле Мясницких ворот. (Слева - храм Флора и Лавра.)

Есть в минуте ходьбы от Павелецкого вокзала (лучше ехать с радиальной «Павелецкой») отреставрированный храм Флора и Лавра на Зацепе. Он не бросается сразу в глаза. Мало ли храмов в стиле ампир в столице! Тем не менее, я рекомендую заглянуть внутрь.

Я не религиовед и не богослов, описание исключительно любительское.

Всего в храме три престола: мучеников Флора и Лавра, апостолов Петра и Павла, иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость».


Название «Флор и Лавр на Зацепе» народное, потому что в честь этих великомучеников осветили один из пределов храма. Правильное именование объекта - Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Зацепе. В храме есть т.н. «список» этой одной из самых почитаемых икон в православии, т.е. очень грубо говоря - копия особенно почитаемой иконы.

Икона Божьей Матери "Всех скорбящих радость"

А название «Зацепа» идёт с давних времён, когда у вокзала проходила граница Москвы, а специальные сторожа, выходили из своих будок, снимали цепь и пропускали телеги, прошедшие осмотр. Вот так Зацепа и стала Зацепой.


Как и у всех старинных храмов, история этого богата на события. Отстроенный в конце XVI века он горел во время пожара 1738, когда вся Москва была деревянной и вспыхивал от любой уроненной свечки. Потом храм отстроили в камне и он получил привычный облик. Тип постройки «корабль» совмещает в себе сам храм, колокольню и трапезную, расположенную на одной линии. Алтарь традиционно «смотрит» на восток (в сторону предполагаемого рая), а вход находится с запада (там, где находится ад). Именно на западной стене расположена сцена страшного суда. Можно надолго задержаться только у неё.


На самом деле, храм настолько интересно и любовно расписан, что больше напоминает музей. Можно смотреть и чувствовать мастерство художников. Кстати, реставрация этого храма получила гос. премию совсем недавно, если мне не изменяет память. Потому что, конечно же, всё, что мы видим – это новодел. После революции здесь хранили ценности из взорванных московских храмов, в том числе и из уничтоженного Храма Христа Спасителя. В 30-х годах настоятеля храма Флора и Лавра расстреляли, а в помещении устроили художественную мастерскую по граверным работам, сливая отходы под фундамент. От оригинальной росписи не осталось ничего. Поэтому восстановление шло с нуля. И сейчас это место с совершенно чистой энергетикой, без духоты и запаха ладана, с обилием света и простора. Внутри комфортно. Есть лавочки для тех, кто долго стоять не может. Ну а энергетику творят прихожане, как всегда, не только прося о чём-либо и каясь, но и благодаря за всё, что можно считать хорошим.


Несмотря на общую новизну храма, здесь есть редкие иконы, созданные до того момента, как утвердилась привычная для нас система иконописи.

Например, икона великомучеников Флора и Лавра. Эти римские братья-каменщики во II веке н.э. работали над созданием языческого храма, хоть и сами являлись скрытыми христианами.


Обратив своих коллег в христианство, Флор и Лавр сожгли приготовленных для перенесения в храм идолов. За что и были наказаны – их закопали живьём. Когда спустя много лет мощи нашлись – они оказались нетронутыми. И после обретения мощей на Руси закончили поголовный мор скота. С тех пор Флор и Лавр являются покровителями животных, особенно лошадей.


В храме совершаются традиционные таинства. Среди которых – крещение. Здесь (один из немногих в Москве), слева от входа, в специальном помещении находится купель баптистерия, в которую могут полностью окунуться взрослые люди, сознательно принявшие христианство и решившие не ограничиваться трёхкратным окроплением.

Традиционно фотосъёмка не благославляется в храме. Я рада, что удалось получить разрешение. Надеюсь, так можно будет составить более полное представление об этом месте. Потому что оно точно заслуживает внимания. Богатая история, удобное месторасположение и уют делает храм Флора и Лавра тёплым и каким-то домашним. Здесь чисто, продаются свечки, всё как везде.



Я зашла в этот храм по пути к станции метро Павелецкая, возвращаясь по Дубининской улице из испанского визового центра. Мне хотелось побыстрее исполнить поручение моей соседки Лены по Дидиму, которая попросила перед моим отъездом в Москву подать в церкви записки о поминовении её близких: отца и бабушки. (В Турции такой возможности у нас нет).
В храме святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе было тихо и прихожан почти не было.
Я впервые оказалась в этом храме, хотя часто проходила мимо него в последние годы.
Выполнив просьбу моей знакомой, я решила поближе познакомиться с церковью, сделала несколько фотографий интерьера, а потом увидела памятный стенд, посвященный настоятелю церкви, умершему ровно год назад в феврале 2012 года.

Протоирей Алексий Тихонович Зотов (10 марта 1930 г. - 12 февраля 2012 г.) zamos.ru/dossier/z/8571/ был старейшим священнослужителем нашего города. Он же был у истоков возрождения храма Флора и Лавра на Зацепе, приняв приход в декабре 1990 года и до последних дней своей жизни служил в этом храме.
Первые годы приходилось служить под грохот станков, но батюшка был благодарен фабрике за то, что сохранили стены.
"Если бы не фабрика, то храм бы разрушили", - постоянно говорил о. Алексий.
Под руководством батюшки храм оживал на глазах. Очень много было вывезено мусора,
храму старались вернуть первозданный облик. Вместо дверей прорубленных в алтаре появились окна. При о. Алексии была восстановлена разрушенная колокольня, появились новые иконостасы и мозаика на фасаде храма. Первая служба состоялась на Пасху 6 апреля 1991 года. Приехавший в этот день Святейший Патриарх Алексий II осмотрел церковь и территорию. А ровно через 6 лет, приехав, Святейший отметил: "И этот храм возрождён".

Протоиерей Алексий Зотов известен не только в г. Москве, но и по всей России.
Говорят, он был очень достойный человек, и даже после смерти помогает людям, попавшим в беду, если обратиться к нему с молитвой (при мне служительница церкви советовала прихожанке обратиться к нему с молитвой о помощи).
Мне захотелось узнать историю храма, поскольку я родилась в Замоскворечье в роддоме на улице Щипок и жила недалеко от Павелецкой площади на Пятницкой улице Пятницкая улица моего детства .

На сайте "Москва в церквах" я нашла такую информацию:
"Храм Флора и Лавра на Зацепе носит свое название по одному из приделов, посвященному святым братьям. Главный же престол этой церкви освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
На Зацепе (название связано с находившейся здесь в XVII – XVIII вв. таможней, «зацеплявшей» возы для взимания пошлины) в XVI в. располагалась Коломенская ямская слобода. Деревянная церковь в этом месте Москвы впервые упоминается в источниках от 1642 г. Главный ее престол тогда был освящен во имя св. ап. Петра и Павла, а придел – в честь св. Флора и Лавра, покровителей лошадей (вообще домашних животных). Ну, кому же и молиться о помощи ямщикам, как не этим святым? День их памяти 18 (31) августа даже называли иногда «лошадиным» праздником. Так что, в народе церковь так и называли: храм Флора и Лавра на Зацепе.
Пожар 1738 г. сильно повредил здание церкви, которое местная община решила перестроить в камне. Возведение церкви происходило по частям и окончательно завершилось лишь к 1778 г. Главный престол освятили в честь Богородичной иконы «Всех скорбящих Радость», а придел – как и раньше – в честь Флора и Лавра.

В 1835 – 1836 гг. храм был значительно перестроен в стиле ампир (мощная купольная ротонда на ионическом кубе с портиками) по проекту архитектора К. Орденова. Второй придел освятили в честь апостолов Петра и Павла. В 1861 – 1862 гг. здание обновляют, а в начале ХХ в. делают пристройку для ризницы, не нарушая основного стиля.

Храм оставался в неизменном виде до конца 30-х годов ХХ века.
После революции сюда начали свозить всевозможные ценности из церквей, назначенных к закрытию и сносу. В 1922 г. из храма Флора и Лавра было изъято 28 пудов церковных ценностей.
В 1938 г. здание передали обновленческой церкви, не пользовавшейся особой популярностью в народе. Так что, ввиду малой посещаемости, храм все же закрыли окончательно.
В 1950-х годах были разобраны глава над куполом и верхние ярусы колокольни, а само здание передано граверной фабрике, которая разместила в нем производственный цех, уничтожив часть росписи стен и закрасив уцелевшие.
1960-й год стал весьма благоприятным для храма, поскольку именно в этом году сооружение было признано исторически-архитектурным памятником, что ограждало его от дальнейшего разрушения, однако не избавляло от промышленного производства внутри стен. Металлографическая фабрика продолжала работать.
Верующие вернули себе храм лишь в 1991 г. Тогда на праздник Благовещения (7 апреля) была отслужена первая литургия и немедленно начались работы по подготовке к реставрации.
В 1997 г. были, наконец, восстановлены глава и колокольня. Главный престол освятили в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», северный придел – во имя вмч. Флора и Лавра, а южный – в честь св. ап. Петра и Павла. Несмотря на это, церковь, как и в старые времена продолжают называть храмом Флора и Лавра в Ямской Коломенской слободе на Зацепе."
Read more.

05:38 pm - Церковь святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе
м. Павелецкая, ул. Дубининская, 9/3, стр.1

На месте размещения данной церкви, с XVI в. находилась ямская слобода, а с 1685 по 1722 гг. пролегала таможенная граница Москвы: место сбора торговых пошлин с въезжающих в город. Возы с товарами и провиантом становились вдоль цепи и оставались там до уплаты налога. Есть другая версия, что около таможни происходила остановка или "зацепление" возов для осмотра. Таким образом, и появилось название Зацепа.

1. Современный вид

Деревянный храм на этом месте упоминается с 1642 г.

Постройка ныне существующего каменного храма велась по частям. Основная часть была выстроена в 1778 г. и перестроено в 1862 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир были выстроены в 1835 г по проекту К.С. Орденова. Около 1909 г. для ризницы построена западная пристройка.
2. Церковь в 1882 г.

Собственно храм представляет собой лаконично декорированный ионическими портиками массивный куб, завершённый мощной купольной ротондой. Главный (западный) вход в храм акцентирован портиком нижнего яруса колокольни, украшенным лепным фризом и сдвоенными коринфскими колоннами большого ордера.

В 1938 г. церковь закрыли, иконостас вывезли, росписи стен уничтожили.

Около 1950 г. были снесены верхние ярусы колокольни и глава над куполом.
3. Храм в 50-х годах XX в

4. 1979г

5. 1980г.

Храм занимала фабрика металлографических работ. Это вредное производство, использующее кислоты, много лет отравляло и воздух, и землю. Когда храм вернули верующим пришлось снять двухметровый слой земли внутри здания и засыпать чистым песком. Богослужения возобновлены 7 апреля 1991 г. Колокольня и глава купола полностью восстановлены.
6.

Престолы: главный - иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", приделы - апостолов Петра и Павла и святых мучеников Флора и Лавра.

Использовались архивные фотографии с сайта

Скорбященская церковь. 4 марта 2017 Московский храм во имя Флора и Лавра (в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость) на Зацепе, в Коломенской Ямской слободе (Московская епархия)

Деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе документально известна с года. Но также известно, что церковь существовала до Романовых, поскольку получала ругу, и издревле именовалась "Флора и Лавра в Ямской слободе".

С года главный престол храма был некоторое время посвящен святым апостолам Петру и Павлу. В году существовал придел во имя святителя Николая. Позже главным стал престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а Никольский придел был упразднен. По традиции храм продолжали называть Флоро-Лаврским.

В году церковь сгорела. 24 октября года священник Сергий Иванов с прихожанами получили разрешение «вместо згоревшей построить вновь церковь с приделом означенным». В сентябре года была построена церковь с приделом во имя святых апостолов Петра и Павла.

Современное церковное здание построили в году.

8 апреля 1829 года священник с прихожанами обратились в Московскую духовную консисторию с просьбой «дозволить Скорбященскую, в Ямской Коломенской слободе, церковь, по причине ея ветхости, соорудить вновь каменною, с прибавлением с северной стороны в трапезе придела во имя святых мучеников Флора и Лавра». Однако Комиссия для строений в Москве не одобрила тогда предоставленного плана и разрешение от Консистории получено не было.

31 июля года Скорбященской церкви, что в Ямской Коломенской слободе священник Алексей Иванов с причтом и прихожанами обратились к высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому с особым прошением. Они просили о дозволении соорудить вновь каменное церковное здание вместо настоящей, приходящей в ветхость приходской церкви. При прошении владыке был представлен план архитектора, академика Шестакова. На плане значилось предполагаемое церковное здание с прибавлением в трапезе, с северной стороны придела во имя святых мучеников Флора и Лавра. 12 ноября 1833 года было решено выдать просителям из Консистории храмозданную грамоту.

В году новое здание храма было построено. В нем были устроены, ныне существующие престолы: главный – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и приделы – во имя свв. апп. Петра и Павла и свв. мчч. Флора и Лавра.

В дальнейшем были предприняты частичные переделки и доработки, построенного в 1839 году здания храма. В году был разобран главный четверик храма, а в году – построена и освящена нынешняя главная церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

В году производился наружный ремонт храма. Внутри храма были отреставрированы иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены. После ремонта храм был вновь освящен.

В году к храму добавлены западные пристройки.

С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя.

В году был арестован настоятель храма и до середины года службы в храме проходят лишь эпизодически. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены. Разобрана главка над основным объемом церкви.

В году снесены верхние ярусы колокольни, измельченный красный кирпич колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

С года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели. В году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма. К году создан проект восстановления колокольни и главки, но работы произведены не были.

Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года из-за нарушения экологических и пожарных норм. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

К году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны. Фасады храма украсили мозаичными иконами.