Домой / Приметы / Томша е.ю. ценности вечные и преходящие (по материалам психологического исследования)

Томша е.ю. ценности вечные и преходящие (по материалам психологического исследования)

ЖИЗНЬ ПРЕХОДЯЩАЯ И ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

Жил некогда еврей – человек богатый и ученый. Прожил он отпущенный ему срок в довольстве, в почете, а потом Б-г призвал к себе его душу. Поднялась душа на небо, встретил ее ангел и повел показать место нового обиталища. Видит душа красивый дом, как две капли воды похожий на тот, где жил богач на земле. «Это мне?» – «Нет, твой дом дальше», – отвечает ангел. Идут, видят роскошную виллу. «Это мне?» – снова спрашивает душа. «Нет, твой дом дальше». Подходят к великолепному дворцу. «Неужто это для меня?» – радуется душа. «Нет, тебе вон туда», – Ангел повел головой куда-то в сторону. Смотрит душа – а там стоит крохотная избушка под соломенной крышей. «Да как же так, да за какие грехи мне такая немилость?!» Ангел только руками разводит: «Что попишешь, нам лишь на этот дом деньги доставлены». «А, значит, дело в деньгах! Дайте мне пять минут, – засуетился богач, – спущусь на землю, притащу вам целый сундук золота, у меня его много!» «Извини, – говорит ангел, – ничего не выйдет. Здесь только те деньги в цене, что ты другим давал. А что при жизни накопил да по сундукам распихал, – у нас это в зачет не идет. Поздно…»

Евреи верят в бессмертие человека. В бессмертие дела и бессмертие души.

Что есть бессмертие дела? В Талмуде сказано: Яаков, праотец нашего народа, не умер: раз его потомство живо, стало быть, жив и он. Наши мудрецы толкуют эту мысль следующим образом: если человек учит своих детей всегда поступать по законам праведности, это его великое дело продолжится в детях. И сам человек останется жив в праведных деяниях потомков.

Что есть бессмертие души? Мы верим, что душа спускается в наш мир, дабы, пребывая в человеческом облике, в теле, дарованном ей Б-гом, вершить благородные дела. Когда срок жизни тела заканчивается, душа возвращается туда, откуда явилась. Но коль скоро во время телесной жизни человек с радостью выполнял заповеди Б-жьи, был праведником, – душа его вернется к Создателю, возвысившись еще больше.

Есть люди, срок телесного бытия которых долог, а есть и такие, чье тело умирает молодым. Случается, умирают и дети. Многие поэтому спрашивают: отчего Всевышний одному дал долголетие, а другого обрек на «безвременную кончину»? Этот вопрос, при всей его кажущейся логичности, основан на непонимании смысла телесной жизни и смысла бессмертия души. Что такое «безвременная кончина»? Для кого она «безвременна»? И когда вообще «своевременна» смерть? В шестьдесят лет? В восемьдесят? Может быть, в сто двадцать?

Суть в том, что, отпуская душу на землю, Б-г поручает ей определенную миссию; каждой – свою. Соответственно Он отмеряет каждой душе и срок пребывания в теле – тот срок, что необходим для выполнения миссии. Кому-то дается три дня, кому-то – три месяца, кому-то – десятилетия. Потом каждый посланец возвращается домой, к семье – к своему небесному Отцу. Главное, таким образом, не в том, сколько прожил человек в своей телесной ипостаси, а в том, сумел ли он за время земного существования исполнить все, ради чего Б-г отрядил его в этот мир.

Конечно, наше общее желание – чтобы человек жил долго. Это естественно: мы ведь не знаем, какое «задание» дал ему Б-г, так пусть же будет у него побольше времени, чтобы как следует справиться со своим делом. Важно, чтобы жизнь человека была наполненной, чтобы он выполнял заповеди, чтобы был счастлив. Но всего важнее, чтобы отпущенная ему Г­сподом земная жизнь стала залогом достойного существования его в жизни вечной. Разумеется, для людей смерть близкого человека всегда невыразимо тяжела, однако понимание того, что смерть тела не есть смерть души, должно облегчить их страдания.

Мудрецы еврейского народа говорили: «Мир земной подобен прихожей перед тронным залом». Смысл их метафоры в том, что телесная жизнь – всего лишь подготовка к вечной жизни души в чертогах Б­жьих. Известно: многие наши праведники обращались к Б-гу с особой молитвой – чтобы за их поступки воздалось им не в здешнем мире, а в будущем. Ибо пребывание бессмертной души на земле преходяще, а жизнь ее в мире грядущем, пред лицом Отца небесного, вечна. Зачем же менять награду временную на ту, что будет с тобой всегда?!

В Торе, в книге «Дворим», приводится одна необычная заповедь – «отсылание от гнезда». Если человек видит птицу, сидящую на яйцах, и хочет взять яйцо, он должен сначала отогнать птицу подальше, чтобы она не видела и не страдала. Про того, кто выполнит эту заповедь, в Торе сказано: «…Продлятся дни его». На первый взгляд тут звучит обещание долгой жизни. Однако Талмуд трактует эту фразу по-иному. В нем рассказано о человеке, который, решив выполнить заповедь «отсылания от гнезда», полез на дерево, но сорвался, разбился и умер. Где ж тут долгая жизнь? Согласно Талмуду, слова «…Продлятся дни его» означают, что за исполнение заповеди человек получит награду не здесь, а «там, где дни длятся без конца» – в вечной жизни. Стало быть, награда тоже станет вечной.

И еще одно. Мы все ждем прихода Мошиаха. В Талмуде говорится, что в дни Мошиаха усопшие восстанут из могил. Наши мудрецы объясняют: речь идет о возрождении души. Душа вновь возродится в теле, и уже навсегда. В области затылка у каждого из нас есть кость под названием «луз»: когда придет Мошиах, Б-г «нарастит» вокруг нее прежнее тело. И тело это будет здоровым, сильным, и больше уже не постареет.

Маловеры долго насмехались над предсказанием Талмуда, называя его «выдумкой темных людей». Еврейские мудрецы отвечали им: Всевышний смог сотворить человека из ничего, из праха; неужели же ему не под силу воссоздать его из его собственных останков?

Маловеры, мнившие себя некогда «передовыми людьми», ныне оказались невеждами, а наши мудрецы были абсолютно правы. Посмотрите – ученые выращивают человеческие органы из стволовых клеток, клонируют животных! Если даже людям под силу «нарастить» тело из одной клетки, – что же тогда говорить о Творце всего живого…

Итак, наша нынешняя жизнь – всего лишь краткий промежуток времени в преддверии жизни вечной. Но это безмерно важный промежуток. Именно свершения в преходящей жизни определяют наше вечное будущее. Праведные дела в мире смертных не останутся без воздаяния от Б-га в мире грядущем. Однако тот, кто не использует данный ему Отцом шанс здесь и сейчас, кто гонится за мимолетными «радостями», больше берет, чем дает, – тот рискует на веки вечные остаться в избушке, крытой соломой. Как тот недальновидный богач…

Главный раввин России Берл Лазар

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Разделы: Литература

Владимир Семенович Высоцкий. С его творчеством традиционная программа предлагает познакомиться только в старших классах. В учебном комплексе «Школа-2100» с именем поэта мы встречаемся уже в 7 классе: для чтения и обсуждения даны статья отца поэта С.В.Высоцкого «Жил и пел для нас» и стихотворение В.С.Высоцкого «Я не люблю».

Учащимся была предложена следующая тема урока: «Владимир Высоцкий: «вечное» и «преходящее».
В начале урока я обратила внимание учащихся на значения слов «вечное» и «преходящее», данные в словаре С.И.Ожегова: «вечное – не перестающий существовать, сохраняющийся на многие века», «преходящий – временный, недолговечный». Прошу ребят высказать свое мнение: что является преходящим, а что по-настоящему вечным. Тринадцатилетние подростки, используя свой небольшой жизненный опыт, к вечным ценностям относят дружбу, любовь родителей, любовь к родному дому, родине, понимание между людьми, природу, человеческую жизнь. «Временным, недолговечным» они называют то, что делает человека счастливым на одно мгновение: купить какую-либо вещь, гордиться превосходством над другим человеком, доказать свою правоту во что бы то ни стало. Я как учитель рада слышать эти слова, потому что они еще раз подтверждают, что наши уроки литературы не проходят даром, наши беседы, порой откровения, помогают образовать единое душевное пространство. Задаю следующий вопрос: «Можно ли искусство, литературу отнести к вечным ценностям?». Ребята отвечают положительно, называя имена великих людей: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Васнецов, П.И.Чайковский, Рафаэль и Микеланджело, чьи произведения известны людям многих поколений.

Говоря об имени Высоцкого, я рассказываю о том, что первоначальное мое впечатление о поэте и его творчестве было далеко не правильным, так как общепринятое мнение было подчас навязанным и соответственно искаженным. Уже взрослым человеком, в другом времени, читая его стихотворения, книги о нем, я открыла для себя великого поэта, настоящего гражданина.
Среди прочитанного особое место занимает статья отца Владимира Высоцкого, которую авторы учебника литературы включили в программу, - это «Жил и пел для нас». Читая статью, мы рисуем образ поэта, его характер, прослеживаем то, что оказало влияние на становление будущего поэта, на формирование его взглядов. Наша беседа проходит оживленно: семиклассники, может быть, впервые столкнулись с такой ситуацией – отец рассказывает о своем сыне, человеке, известном многим людям. Рассказывает по-доброму, искренне, доверительно, поэтому чтение статьи я беру на себя: необходимо передать ученикам трогательность и искренность интонации, они должны почувствовать ее, ощутить образ поэта, приблизиться к нему.
Обращаем внимание на помещенную рядом со статьей фотографию: Высоцкий исполняет песню. Мы размышляем, о чем он мог петь, какие чувства наполняли его в ту минуту. Может быть, речь идет о песне «Я не люблю» (со стихотворением учащиеся познакомились дома)? Предлагаю ребятам посмотреть фрагмент из кинофильма о Высоцком – исполнение именно этой песни.

Стихотворение «Я не люблю» послужило нам основанием для определения «системы жизненных ценностей» Владимира Семеновича Высоцкого. Просматривая еще раз стихотворение вместе, мы отмечаем, чего не любит лирический герой поэта. Параллельно (очень осторожно) акцентируем внимание на том, что же он тогда любит, принимает. Честь и достоинство, смелость и бесстрашие, искренность и порядочность, тактичность и милосердие. Подростки назвали и умение противостоять жизненным трудностям и, несмотря на ошибки, умение идти дальше. Что дорого для меня, они говорили о человеческом достоинстве, о важности богатства внутреннего мира и о признании другого человеческого пути, о месте творчества в жизни человека. Вот они, вечные ценности, о которых мы говорили в начале урока. Я всматриваюсь в детские глаза: поняли, осознали?..

Продолжаем нашу встречу с поэтом. Класс делю на группы и предлагаю каждой одно из стихотворений Владимира Высоцкого: «Песня о новом времени», «Песня о друге», «Кони привередливые», «Баллада о любви». Задание одно: определить главную мысль стихотворения и образ лирического героя. Семиклассники приходят выводу, что образ главного героя близок герою стихотворения «Я не люблю», что созвучны интонации стихотворений, та же решительность и непоколебимость.
Внимательные ученики отмечают (заметили!), что во всех рассмотренных на уроке стихотворениях встречается частица не. Мы находим слова с данной частицей, думаем об их значении, их роли. Предполагаем, что данная стилистическая фигура (антитеза), может говорить о резком противопоставлении лирического героя В.Высоцкого окружающему миру. «А может быть, мир того времени противопоставил себя поэту?» - этот вопрос задаю я ученикам. Ответа не жду, только предположения.
А пока решаем следующее: при каком условии творчество поэта не стареет со временем, нашли ли мы критерии «вечного» в рассмотренных на уроке стихотворениях.

Я рассказываю семиклассникам, что в 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали новую планету, открытую между орбитами Марса и Юпитера, Влад Высоцкий. Значится она под номером 2374. Марина Влади, жена Высоцкого, как-то сказала: «Я часто смотрю на звезды и улыбаюсь при мысли, что среди всего этого сонма блестящая точка парит в бесконечности… Так хорошо». Что можно добавить? Проникновение, уважение, признание.
В 9 классе мы вновь на уроке литературы встречаемся с именем Владимира Высоцкого: сопоставляем стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» со стихотворением В.С.Высоцкого «Памятник». Мы находим разное: интонация, композиция и т.д.. И открываем общее – жизнь во имя свободы и правды. Уроки 7 класса не забылись.
Вновь и вновь урок русской литературы учит нас общечеловеческим ценностям, пониманию вечного.

Если бы сознание человечества могло сопоставить вечное с преходящим, то явились бы проблески понимания Космоса, ибо все ценности человечества зиждятся на вечном основании. Но человечество настолько прониклось уважением к преходящему, что оно забыло о Вечном. Между тем, как показательно, что форма меняется, исчезает и заменяется новой. Преходимость так очевидна, и каждая преходимость указывает на жизнь вечную. Дух – творец каждой формы, но отвергается человечеством. Когда поймут, что дух вечен, тогда и Беспредельность, и Бессмертие войдут в жизнь. Так нужно направлять дух народов к пониманию Высших Начал. Человечество поглощено следствиями, но корень и начало всего – творчество, но оно забыто. Когда дух будет почитаться, как священный Огонь, то подтвердится великое восхождение.

Грани Агни Йоги

1960 г. Авг. 28. Река жизни. Если бы дух входил в поток и становился его частью, поток уносил бы его с собою. Но поток приносится мимо, уходя в прошлое, и дух остается созерцать потока новые струи, тоже несущиеся мимо. Понять эту отдельность свою от идущего мимо потока будет уже достижением духа. Отождествлять себя с ним – значит с ним слиться и стать частью его. Безмолвно Смотрящий не может стать частью того, на что смотрит. Безмолвный Рекордер, подобно пленке киноаппарата, фиксирует в памяти ленту жизни, не становясь ею. Жизнь – это одно, Смотрящий Безмолвно – нечто совершенно другое. И чувства, и мысли, и все, что течет через сознание человека, не будет Смотрящим на них. Надо себя, Смотрящего в себе на поток, отделить от потока и с ним не сливаться. Я страдаю, я переживаю, я беспокоюсь – это вибрирует только астрал, но не Безмолвный Свидетель. Я думаю, я мыслю, я созидаю мыслеформы – это ментал в действии, но не Свидетель, мимо которого постоянно течет этот мысленный поток. Я двигаюсь, хожу, говорю, ем, пью – это действует тело, но не Он, пребывающий в теле на время. Надо Его отделить, Сущего вечно, от временности трех потоков в себе – физического, астрального и ментального. Надо приучить себя смотреть на все происходящее внутри и снаружи, как на нечто, находящееся вовне, как на временное и преходящее и не являющееся непреходящей сущностью духа. Вот нечто было, прошло и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного и снова смотрю на новые струи потока, которые проносятся мимо и так же пройдут, как прошло все, что было раньше, до них. Эту проходимость настоящего часа нужно в сознании утвердить, как основу, ибо не проходит лишь Смотрящий Безмолвно на жизни поток. Так утверждаются элементы бессмертия духа, которые не от временного, но от вечности. Временное служит лишь путем приближения к Вечному, и без него, без опыта и знания, им приносимого, к Вечному не подойти. Через временное и преходящее – к непреходящему и Вечному, Сущему в Беспредельности. Явления большей длительности ближе к нему, чем малой; цепь воплощений ближе, чем одна отдельная жизнь, или день, или час краткий, вырванный из сферы преходящего. Потому проведение более длинной линии будет решением жизни. И через краткость каждого часа можно вести эту длинную линию жизни, далеко за пределы этого часа, и дней, и годов жизни отдельной, и даже отрезка из нескольких жизней, ибо беспредельность вмещает их все, и даже больше того, что время вмещает в себя и обнимает собою. Ведь само понятие времени заключает в себе временное. Царство же Мое не от мира сего, не от временного и его элементы. Нечто в себе, стоящее посреди между несущимся потоком преходящего и безмолвным Свидетелем, можно приближать к любому полюсу жизни или отдалять от него. Когда сознание приближается к потоку, оно входит в него, сливается с ним и отождествляет себя с преходящим. Когда же оно устремляется в сферу Смотрящего вечно, выходит оно из потока и поднимается над ним, утверждает себя на камне вечного основания жизни. Ничто, происходящее с человеком в сфере трех его оболочек, не может затронуть Безмолвного Рекордера, хотя и кажется порой человеку, что потеряно все и он погибает. Не может погибнуть нерожденный от трех, ибо он есмь от начала времени и прежде начала. К чему устремится сознание – с тем и пребудет. Если к временному – с временным, если к вечному – с вечным. И если со Мною, то со Мною.

Планета несется в пространстве. Куда? В будущее. Оно неотвратимо, как судьба. Значит, в будущее и можно устремить дух. В настоящем недостижимо слияние сознания с Безмолвно Смотрящим. Но в будущем возможно оно. Если же считать настоящее ступенью приближения к будущему, то, зная, что хочет дух, можно начать утверждать в этот час настоящий в себе то, что в будущем, в котором возможно все, станет желаемой ступенью достижения. Утверждаются ныне, сейчас, возможности будущих достижений, невозможные в окружении ночи настоящей. Принцип семени универсален: не может быть всходов без семени. Посев в настоящем зерен будущих всходов необходим. И сеятель, который есть человек, и поле посева – сознание его, и зерна посева – мысли – являются теми условиями, которые, будучи применены мудро и со знанием закона, могут дать в будущем ряд сияющих достижений. Основа и двигатель – мысль. На ней и упор. И все достижимо. И пусть невозможное ныне не смущает дерзающий дух, ибо в будущем все достижимо, если семена возможностей, сейчас еще недостижимых, невозможных и достижимых в будущем, закладываются в сознании ныне, в час настоящий. Вот почему утверждается Мной дерзновение. Дерзающий смело, яро устремленный в будущее спело пожнет. Ручательство победе Даю. Не Магия, но действие непреложного закона. Как объяснить еще лучше, что утверждение и отрицание, принятое сознанием в настоящем, есть зерна посева гигантских всходов в будущем. Ибо все есть причина и следствие. Посеянное пожнем. Не лучше ли сеять сознательно, выбирая семена лучших возможностей и со знанием непреложности действия закона. Так Утверждаю идущих за Мной по победной тропе достижений и путь Указую к победе. Я Говорю, Я вам сказал, утверждайте.

Вечное и преходящее

Семь последующих глав Корана прочтены Мохаммедом в Мекке, в первой половине его проповеднической деятельности. Они разъясняют мусульманскую веру так, как она и была ниспослана на Землю Господом. Все эти суры начинаются с арабских букв «Ха - Мим».

Что проповедовал пророк Мохаммед своим первым последователям? Он говорил о всемогуществе Аллаха, о Его единственности, о необходимости покориться Ему без остатка. В 41-й суре мы читаем слова «Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, который сотворил их». Пророк говорил о приближении Божественного суда, о помощи ближним, о том, что неправедный человек попадет в геенну. Мохаммед рассказывает своим слушателям об истории фараона, который пленил евреев, о наказании Божьем, которое его постигло.В то же время Аллах обращается к самому Мохаммеду и призывает его терпеть лишения. Страстно читал пророк эти суры. Он рассказывал о сотворении Богом небес и земли, о народах, которые не слушали предостережения пророков, и поэтому исчезли с лица земли.

В той же суре мы видим такую мысль (передаем ее здесь в переводе Э.Кулиева):

«Если бы Мы сделали его Кораном не на арабском языке, то они непременно сказали бы: «Почему его аяты не разъяснены? Неарабская речь и араб?» Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это - те, к которым взывают издалека».

Саади в своем толковании Корана дает следующие разъяснения (приводим в сокращении, также в переводе Э.Кулиева):

« Всевышний ниспослал своему посланнику - арабу - Коран на его родном арабском языке, чтобы он мог разъяснить его своему народу. Ведь если бы Аллах ниспослал его на чужеземном языке, то многие неуверовавшие сказали бы: « Почему не разъяснены его а йа ты? О, если бы мы понимали его смысл и значение! Как же это - араб возвещает Коран не по-арабски? Почему Мухаммад - араб, а принесенн ый им Коран - иноземн ый ? »

Объяснение этого айата в толковании Института Аль-Азхар звучит так:

«Если бы Мы ниспослали Коран не на арабском, а на ином языке, как некоторые упорные неверные предлагали, отрицая его, они бы сказали: «Не можешь ли ты разъяснить его айаты на языке, который мы понимаем? Как же это Писание не на арабском языке, а обращено к арабам?!»

Коран, Сунна, Сира в том виде, в котором они есть сегодня, и с теми толкованиями, которыми мы располагаем, обращены к арабам. И не только язык, но и многие заложенные в них сведения и суждения.

Сейчас всемирное общество мусульман состоит не только из арабов, но из представителей разных народов. Во время хаджа в Мекке можно увидеть и японцев, и американцев, и русских. Все они чтут арабский язык, на котором был создан Коран, изучают язык пророка Мохаммеда. В то же время быт и условия их жизни далеки от условий жизни Аравийского полуострова седьмого века. Вряд ли многиесовременные мусульмане одобрят, скажем, клитороэктомию,побивание камнями, они с пониманием отнесутся к желаниям людей, живущих рядом с мусульманами, не так громко призывать к утреннему намазу. Картина жертвоприношенийв праздник Курбан-Байрам или страданий шиитов в день Ашура тоже не вписываются в ландшафт современных европейских городов.

Когда в современных исламских обществах поднимаются вопросы деарабизации ислама - речь идет не только о наблюдающемся превалировании арабского языка над родными языками современных мусульман, но и привязке исламских принципов к современному мышлению. Принципы ислама, изложенные пророком в Мекке, незыблемы, а исторические аспекты должны оставаться в истории.

Итак, несколько мекканских сур Корана.

СУРА 40. ПРОЩАЮЩИЙ (Гафир). Мекканская, пророческий период.

Аллах принимает покаяния. Он прощает и наказывает по своему усмотрению. Разумный человек из рода фараона. Гибель фараона. Призыв к посланнику покаяться в грехах. Наставления.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Ха - мим. Коран ниспослан вам Аллахом - прощающим и принимающим покаяния, суровым в наказании, но милосердным. Нет божества, кроме Него, к Нему состоится ваше возвращение.

Ангелы рядом с троном Бога воздают Ему хвалу, они Его просят простить всех верующих: Господи, прости им грехи, они покаялись, защити их от огня, введи в райские сады.

И воззовут к неверующим: гнев Аллаха был велик, когда вас призвали к вере, а вы не шли. Этот гнев был больше ненависти вашей к самим себе.

Безбожник теперь скажет: Господь наш, по Твоей воле дважды были мы мертвы, и дважды Ты возвращал нам жизнь. Мы признались в своих грехах. Нет ли пути к прощению?

Гнев Божий пал на неверующих. Никто не смог защитить их от возмездия. Мои посланники предупреждали, но им не верили. Неверные были повержены за это.

Мусу Мы отправили к неверным - фирауну, Хаману и Каруну - с ясными знамениями. Но те назвали Моего посланника лжецом. Его народ был в рабстве, безбожники убивали мальчиков, оставляя в живых лишь девочек. За грехи наказал Аллах всех нечестивых.

Разумный человек из рода фирауна сказал ему: неужели ты убьёшь Мусу только за то, что он верит не в тебя, а в Бога? Если он - лжепророк, то Бог Сам его накажет. Если же он посланник - наказанными будем мы. Но фираун ответил: я веду вас правильным путем. И сказал Хаману: построй мне башню, чтобы я мог подняться к Богу, о котором говорит этот лжец - Муса.

Разумный из рода фирауна обратился к египтянам: о, народ мой, следуйте за мной, мирская жизнь - она скоротечна, важнее вечная. Быть вам в раю или в аду - решает каждый сам. Зову я к вере в единого Аллаха. А то, к чему стремится человек, лишённый разума - это ад.

Тех, кто пойдет за этим человеком, Бог защитит от ада. Фирауну его деяния представлялись верными. И Мы спасли Мусу с его собратьями, а род фирауна потопили.

Будь же терпелив, посланник, в выполнении установлений Бога, проси прощения за свои грехи, возноси Ему хвалу вечером и утром.

Тот, кто спорит о знамениях Аллаха - высокомерен, а это путь к огню. Не равны слепой и зрячий, творящий зло и созидающий добро. В судный день их различие отметит Бог.

Будь же стоек и терпелив, посланник! Обещание Аллаха истинно: либо Мы накажем врагов твоих на твоих глазах, либо после твоей кончины.

И до тебя Бог избирал посланников. Ты знаешь лишь о некоторых, о многих Мы не рассказали. Все пророки показывали знамения людям только с дозволения Аллаха. Когда придет повеление от Него, люди, обвиняющие тебя во лжи, потерпят поражение.

СУРА 41. РАЗЪЯСНЕНЫ (Фуссилат). Мекканская, пророческий период.

Божественные знамения. Если бы Коран бы не на арабском языке...За сколько дней создан мир? Как и Библия, Коран говорит о прощении.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Ха - мим.

Это писание, ниспосланное Аллахом, разъяснено на ясном арабском языке в виде Корана. Он - это благая весть для верующих и предупреждение тем, кто ни во что не верит. Эти говорят: сердца наши заперты, слух поражён, между нами и тобой - завеса.

Скажи: я - такой же человек, как вы, но внушено мне, что должен объяснить: Бог - един, идите же к Нему и к покаянию. Горе тем, кто не идёт по пути Аллаха! А тем, кто уверовал - неиссякаемая награда.

Скажи им, посланник: неужели вы не верите в Того, кто создал землю всего в два дня, и можете с Ним сравнить других? Ведь это Он - Господь миров. Ведь это Он воздвиг незыблемые горы на земле, благословил её, и за четыре дня устроил пропитание для всех просящих.

Потом Он обратился к земле и к небу, которое было дымом: служите человеку по доброй воле или против воли. Они сказали: мы будем это делать по доброй воле.

Затем он сотворил семь ярусов небес в течение пары дней и каждому из ярусов дал поручение. А на нижнем разместил светильники и охрану от сатаны. Таково предопределение Аллаха.

В судный день, когда безбожников привлекут к огню, об их деяниях расскажет даже кожа на их телах. Они полагали, что Аллах не узнает всё, что они скрывали. Пусть теперь не просят милости: она им оказана не будет.

У них были отвратительные попутчики, которые говорили, что прекрасны их деяния. Но сбылось слово Аллаха - и оказались в числе поверженных те люди и те джинны, что заблуждались.

Неверующие говорят: не слушайте вы Коран, ведите о нём пустые разговоры, тогда вы победите. Но тогда, когда их настигнет наказание, они скажут: Господи, покажи нам джиннов и людей, которые ввели нас в заблуждение, мы растопчем их.

К верующим сами ангелы спускаются с небес и говорят: не бойтесь, не печальтесь, вам уготован рай. А мы - ваши помощники в миру и в вечной жизни. Вам уготовано всё, что пожелаете.

Добро и зло противоположны. Ответь на зло добром, и увидишь, как злейший враг стал другом. Это дано не всем, а только терпеливым, благочестивым людям. А если приходит с искушением сатана - прибегни к защите Бога. Он знает, как отвратить от темных сил.

Ночь и день, луна и солнце - Его знамения. Не падайте в поклонении перед солнцем и луной, поклоняйтесь Богу. А если вы вознесётесь, не станете Аллаху поклоняться - что ж, есть у Него рабы, которые днём и ночью поклоняются Ему, не зная устали.

Если бы Коран был ниспослан не на арабском языке, то люди бы засомневались: почему араб говорит не на арабском? Скажи: Коран - это руководство и исцеление для мусульман. А у отвернувшихся поражены сердца. Они не слышат священные айаты, будто тот, кто читает, вдалеке от них.

Мы даровали и Мусе писание, но возникли разногласия среди людей. Так и у тебя. Послание, отправленное тебе, тоже вызывает споры. Аллах их смог бы прекратить, но отложил до страшного суда.

Господь знает всё. Без Его ведома не образуется плод из завязи, самка не понесёт и не родит. И только Он имеет знание, когда состоится суд над людьми.

Спроси у них, посланник: что, если всё же писание это от Аллаха, а вы в него не верите? Как же вам жить в таком разладе с истиной?

Пока они в сомнении о встрече с Богом. Господь это знает.