Домой / Привороты / Типы раннехристианских храмов христианская символика. Презентация на тему "происхождение христианских храмов"

Типы раннехристианских храмов христианская символика. Презентация на тему "происхождение христианских храмов"

Храм (дом) - это сооружение, что имеет культовое предназначение, в нем свершаются служения Богу, а также проводятся религиозные обряды. Помимо основных религиозных функций, храм несет некое представление людей о мироздании. Также храмы имели и другое предназначение (до христианства), они служили убежищем, или местом для решения важных вопросов и торговли.
Христианским храмом считается только строение, имеющее алтарь, в котором совершается евхаристия (благодарение) – великое таинство.

Христианские храмы имеют большую историю. Еще со времен, когда христианство не было одной из основных религий, и поддавалось гонению со стороны власти и других религий. Христиане собирались для служения лишь в катакомбах (подземелья где проводились захоронение), там согласно законам того времени, не запрещались собрания людей, что исповедовали свою религию.
Так, подземные церкви, их называют «крипты» уже имели алтарь (чаще всего гробница) на нем совершалось таинство евхаристия. Еще с тех времен осталась традиция помещения святых мощей именно на алтарь, и украшение стен храмов изображениями из святой книги.
Только в 4 столетье начали строиться надземные христианские храмы, когда религия была признана господствующей (Миланский эдикт 313 г). Случилось это благодаря императору Константину.

Основными типами храмов считаются базилика и крестово-купольный храм.
Базилика – строение, имеющее прямоугольную и вытянутую форму, изнутри разделенное несколькими рядами (от 2-х) столбов или колонн, что создают нефы (архитектурное пространство продольной формы). Зачастую центральный неф был выше, нежели боковые. Также он имел выступ – апсиду (выступающая часть, где находится алтарь), там был размещен пресвитерий (место для духовенства).
Особенностью базилика, также является то, что вход находится с западной стороны храма, а алтарь – с восточной. Такое размещение символизирует приход христиан к Богу (покаяние). В христианстве запад – ассоциируется с греховностью, а восток с божественностью. Возле той части, где расположен алтарь, храм пересекается поперечными нефами, что придавало ему форму креста.
Наиболее распространенными являются трехнефные базилики. Они создаются с помощью двух внутренних рядов колонн, в боковых нефах часто располагаются хоры (помещение продолговатой формы, для духовенства или церковного хора), а также «матронеумы» (специальные галереи для женщин, ведь было перенято у иудеев, раздельное нахождение мужчин и женщин в храме).
Часто, в особенно больших храмах перед основным помещением, находились незакрытые дворы с размещенными по всему периметру колоннами, их называют атриумы.

Большое значение уделялось украшению интерьера базилики. Храм украшался преимущественно изнутри. Для этого использовали мрамор, красивейшие настенные фрески, и мозаики что выкладывались как и на стены, так и на пол. Но особое внимание уделялось украшению основной и священной части храма – алтарю. Фасад базилики зачастую не украшали.
Такая модель храма оставалась неизменной долгое время.

Начиная с 12-13 века, появились другие типы храмов – готический собор. Они отличались от раннехристианских тем, что их перекрывали каменными сводами.

Готический храм стал подниматься высоко вверх, благодаря тому, что в строительстве использовали новые технологии и архитектурные элементы, среди них аркбутан. Вес свода переносился на стены, это разгружало храм от внутренних колон и позволяло создавать большие окна, что делало его просторным и светлым.

Также был отделен алтарь, от основного объема храма, перегородкой. В храмах исчезло ограничение для совместного пребывания мужчин и женщин.

Декорировали теперь не только внутренние стены храма, но и его фасад. Таким образом, пытались донести «слово Божье» за стены храма.
После разделения Единой христианской церкви, восточная (православная) церковь развивала Крестово-купольный Византийский тип храма.

Крестово-купольный

Характерными особенностями его является то, что храм имел крестообразную форму (приближенную к квадрату), и высокий купол, что вмещал в себе окна.

Нефы (как продольные, так и поперечные) имеют теперь равную длину, и при пересеченье создают греческий (равноконечный) крест. Отсюда и само название - Крестово-купольный. В это же время появились ротонды (круглые храмы).

Православный храм

Начиная с 15-16 века в Православных храмах стали появляться иконостасы, ими отделялась алтарная часть храма от ее средней части. Иконостас представляет собой стену с рядами икон.
Нартекс (место для людей, которые не могли входить в средину храма) стал называться притвором, а внешняя его часть – паперть (площадка с лестницей для входа в храм).
Для того чтобы можно было проводить одновременную службу несколькими священниками (по большим праздникам и событиям), были введены пристройки к храму.

Баптистерий

Отдельное здание, часто круглой формы, возле храма, оно предназначено для проведения обряда крещения. В его центре находится купель, в которую может поместиться взрослый человек. Сейчас баптистерий строится редко.

Начало строительства храмов После Миланского эдикта 313 года христианство было официально признано и вскоре стало государственной религией империи. Новый статус Церкви потребовал создания больших храмов, приспособленных для усложнившейся литургии и вмещающих много посетителей. Уже во времена императора Константина началось строительство церквей – Латеранской базилики Сан Джованни и церкви св.Петра в Риме, церкви Рождества в Вифлееме, церкви Гроба Господня в Иерусалиме, храмов св.Софии и св.Апостолов в Константинополе.




Базилика Форма античного храма не подходила для строительства христианской церкви, в силу глубоких религиозных противоречий. В отличие от языческого храма, считавшегося жилищем божества, церковь – молитвенный дом, где собирается много людей. Базилика – старинное название общественных зданий. В Древних Афинах так называли стоявший на рыночной площади дом базилевса. Римляне перенесли это наименование на помещавшиеся на форумах большие строения, где происходили общественные собрания, судебные разбирательства и совершались торговые сделки. Базилика оказалась удобной для христиан благодаря вместительности.






Структура христианской базилики Вытянутое прямоугольное здание, разделенное в продольном направлении на три или пять частей, называемых нефами или кораблями. Средний неф шире и выше боковых. Верхний его ярус прорезан окнами для освещения. Нефы разделялись не глухой стеной, а аркадой. Центральный неф заканчивается полукруглым выступом – апсидой, где размещается алтарь. Апсиду ориентировали на восток, на Гроб Господен.




В отличие от базилик на римских форумах, здесь не применяли сводчатых перекрытий. Они увенчаны двускатной кровлей, опиравшейся на деревянные балки и стропила. Сводом перекрывалась лишь апсида (ее свод назывался конхой). Апсида была невелика, поэтому между нею и продольными нефами возводили поперечный неф (трансепт), равный по высоте центральному. Он придавал зданию символическую форму креста.


Перед входом в базилику находился двор, обнесенный стеной с открытой галереей (атриум).В центре находился водоем, дающим воду для святого очищения (омовения перед входом в храм). При отсутствии двора преддверием храма служило отгороженное от нефов с запада помещение (нартекс), предназначенное для кающихся или оглашенных. Наружный облик помещения нарочито скромен. Внутри – ослепительная роскошь.




Базилика св.Петра в Риме Согласно преданию, апостол Петр был казнен во времена императора Нерона между 64 и 67 годами. Его могила стала местом паломничества. Петр в глазах христиан был главой Католической церкви благодаря словам Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мат. 16,18) Петр считался первым римским епископом, основателем престола, который позднее стали называть папским.








Базилика св.Петра гг. Пятинефная базилика. Апсида была поставлена над могилой апостола, которая, как полагали, находилась близ цирка Нерона у Ватиканского холма. Над алтарем была сень, опиравшаяся на 4 витые колонны, привезенные из Греции по приказу Константина. Длина храма с атриумом – 220 метров, высота центрального нефа – 25 метров. Стены были расписаны фресками, на триумфальной арке и конхе апсиды сверкали мозаики.








Центрические постройки этого периода представляют собой сооружения мемориального характера, или мартирии. Они возникают из распространенного в Древнем Риме типа мавзолея – усыпальницы. Кроме того за образец свода и замкнутого статичного пространство берется Пантеон. Разные плановые решения: круглые сооружения, восьмигранники или шестигранники, любые многогранники, вписанные в квадраты, равноконечный крест.
23





>> Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме

ТИПЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ: РОТОНДА И БАЗИЛИКА. МОЗАИЧНЫЙ ДЕКОР. ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА

Мавзолей Констанции 14 в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии 15 в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме

Период в истории искусства от момента признания императором Константином прав христианской религии в 313 г. до формирования византийского стиля при Юстиниане Великом в УI в. носит название раннехристианского. В целом оно представляет собой европейское искусство, развивающееся под влиянием христианства.

Христианство – одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа 16 – Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo. Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет.

Образование духовного пространства, ocнoвaннoгo на христианской вере , и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях. В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкам Древнего Рима , – ротонде и базилике.

В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Копстапции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение (см. цв. вкл., рис. 21). Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферических треугольников – парусов.

Христианская базилика, к примеру Сапта-Мария Маджоре в Риме (IV в.), уподобляется кораблю, который доставляет христиан в Царство Небесное, и предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Санта-Мария Маджоре, как любая базилика, представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное изнутри колоннадой на три части. Благодаря сводам – плоским деревянным перекрытиям со стропилами, напоминающими киль корабля, проход стали именовать нефом (лат. navis – корабль), причем средний неф всегда выше и шире боковых.




Освещается базилика через окна, прорубленные в верхней части стен над колоннадой центрального нефа и на боковых стенах. Вход расположен на одной из коротких сторон. Он ведет в нартекс – помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению. Противоположная короткая cтeна завершается апсидой – полукруглым выступом с большими окнами. Ее внутреннее пространство , перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарем. Граница между центральным нефом и алтарем, куда прихожане не допускаются, напоминает очертанием триумфальную арку. Перед фасадом высится башня и простирается обширный открытый двор, окруженный колоннадой наподобие римского атриума.

Предельно простые по форме, лишенные какого-либо дeкора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато yкрашались мозаиками. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке. Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка.

В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному. В центрально-купольных coopyжениях, таких, как мавзолей Галлы Плацидии, стены покрыты мраморными плитами, а арочные торцы, своды, паруса и купола – мозаикой .

В центре купола мавзолея светится золотой крест как символ мучений и победы Христа над смертью и рассыпаны золотые звезды. Словно из их кружения на парусах,контур которых обозначен сине-зеленым cepпантином на винно-красном фоне, вырисовываются золотые ангел, телец, лев и орел – символические обозначения евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна 17 . Стены и cвoды выстилает темно-синяя смальта, ее фон усеян золотыми побегами аканфа, голубыми васильками, белыми ромашками. Как фантом среди этого разноцветья возникают золотистые лани, пьющие из источника, белоснежные фигуры апостолов, юный Добрый Пастырь в окружении белорунных овец на изумрудно-зеленом лугу (см. цв. вкл., рис. 22). В магическом пространстве мавзолея краски горят неземным блеском, и неслучайно об их сиянии в одном из древних гекзаметров сказано: «Либо свет родился здесь, либо здесь пойман и теперь правит свободно».

В базиликах декоративные композиции помещались над колоннадой центрального нефа и в апсиде, способствуя движению зрителя по прямой линии. Причем значимость изображения нарастала по мере приближения к алтарю. В церкви Caнта-Мария Маджоре в Риме над аркадой центрального нефа pacположены ветхозаветные сцены, в частности рассказ о первом явлении Бога человеку – праотцу Аврааму.


Крест и символы евангелистов. Купол.

V в. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна


Вопросы и задания

1. Какие типы храмов получили распространение в эпоху paннeгo христианства?
2. Что общегo в декоре раннехристианских храмов любого типа? Какие места особенно выделяются при украшении интерьера мозаикой в центральнокупольных храмах, в базиликах?
3. Какое истолкование получили образы древнеримских мозаик в христианском искусстве? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 10 в рабочей тетради.

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Планы конспектов уроков по исскуству 10 класса скачать , учебники и книги бесплатно, разработки уроков по исскуству онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Ранняя христианская архитектура включает большинство европейских сооружений, которые были построены между 350 и 525 годами нашей эры, хотя некоторые историки полагают, что строительство ранних христианских церквей началось даже раньше, в 100 годах нашей эры. Среди элементов украшения, используемых древними христианами в конструкциях зданий того периода, были фрески, мозаики и скульптуры. Ранняя христианская Архитектура почти подобна романской, но отличается более импрессионистским представлением пространства. В этом списке собраны 25 невероятных примеров этого типа архитектуры.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе находится в Италии и является одной из ключевых достопримечательностей Равенны, Италия, построенной в 538 году. Широко признанная, как один из самых выдающихся примеров самых ранних христианских базилик, эта структура известна простотой и чистотой ее дизайна. Уникальная базилика имеет неф и всего два прохода.

Сан Марко в Риме

Базилика Сан-Марко находится в столице Италии и была построена в 336 году. Эта небольшая базилика в Риме была построена для св. Марка Евангелиста, чьи останки расположены под ее главным алтарем. Святилище являет собой древний формат базилики, а интерьер имеет элементы ранней христианской архитектуры, с деревянным потолком и мозаиками.

Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово также находится в Равенне и была построена в 504 году. Установленная в 5-м веке королем остроготов Теодором Великим, эта базилика была посвящена Спасителю. Апсида и атриум этой структуры подверглись нескольким реконструкциям, но мозаики ее боковых стен и 24 колонны хорошо сохранены по сей день.


Санта-Констанца

Санта-Констанца находится в Риме и была построена в 350 году. Эта церковь 4-го века в Риме была построена во время господства Константина I, как мавзолей для его дочери. Церковь имеет круглую форму и амбулаторий, который окружает центральный купол. Оригинальная структура украшена узорами из камня на своих стенах. Это сооружение считают главным примером ранней христианской архитектуры.


Базилика Ульпия

Базилика Ульпия находится в Риме и была построена в 98-117 годах. Это старое римское гражданское сооружение, которое является одной из самых важных древних базилик в Риме. В отличие от большинства христианских церквей, Ульпия не служила никаким религиозным функциям, а была администрацией торговли и юстиции в течение древних времен. Она выделяется большим центральным нефом, с четырьмя проходами по сторонам, а также рядами колонн и полукруглых апсид.


Храм Св. Марии Сионской

Этот храм был основан в Эфиопии в 4 столетии. Считающийся самой важной церковью в Эфиопии, Храм Св. Марии Сионской, по легенде, хранит Ковчег Завета. Оригинальная структура была построена во время господства первого христианского императора Эфиопии, Изана. Сегодня храм служит центром паломничества для эфиопских христиан.


Базилика Апарана

Базилика находится в Армении и была основана в 390 году. Расположенная в провинции Арагацотн, Базилика Святого Креста - одна из самых ранних армянских церквей в Апаране. Оригинальная структура была разрушена, но частично восстановлена в ее оригинальной форме в 1877.


Эль Джубайль

Эль-Джубайль был основан в Саудовской Аравии в 4 столетии. Это старая несторианская церковь, которая была обнаружена только в 1986. Правительство Саудовской Аравии скрывает это здание от туристов и даже местных жителей, чтобы минимизировать повреждения и максимально сохранить такое важное историческое наследие.


Ротонда Святого Георгия

Построенная римлянами в 4 столетии, ротонда Св. Георгия в Софии, Болгария - Ранняя христианская ротонда из красного кирпича. Она является самым древним зданием в городе. Ротонда расположена в центре древнего города Сердика, имеет цилиндрическую куполообразную структуру с квадратным фундаментом и знаменита своими фресками 12 - 14-го века.


Базилика Сант-Эусторджо

Сант-Эусторджо - базилика 4 столетия в Милане. Она является популярной остановкой для паломников, путешествующих к Святой земле, местом могилы Трех Волхвов. У базилики выдающийся интерьер с нефом и двумя проходами с крестовыми сводами. Восстановленная базилика построена в романском стиле, но первоначально это было раннехристианское здание.


Базилика Сан-Назаро

Полное название сооружения - Сан-Назаро в Броло, сооружение было построено в 382 году в Милане. Известная, как самая старая церковь латинского креста во всей Европе, Сан Назаро была первоначально построена, как подарок апостолам. План этой церкви являет собой греческий крест, с апсидами на руках. Под его алтарем находятся реликвии апостолов, а потолок нефа сделан из деревянных секций.


Сен-Пьер-о-Нонен

Базилика Сен-Пьер-о-Нонен была построена в 380 году в Метце, Франция. Эта структура была первоначально построена, как часть римского банного комплекса, но была позже преобразована в часовню. Известная, как самая старая церковь во Франции, она теперь является одной из самых популярных часовен бенедиктинского монастыря в Европе.


Сан-Симплисиано

Базилика 374 года в Милане, Сан-Симплисиано расположена в самом центре города и является второй старейшей базиликой Италии, построенной в форме латинского креста. У фасадов есть галереи, представляющие из себя порталы с окнами и арками в верхней части. Колокольня также украшена характерными окнами со средниками.


Сан-Лоренцо

Сан-Лоренцо в Милане - базилика 364 года. Крупнейшая церковь с ротондой для своего времени, Базилика Сан-Лоренцо - один из самых важных храмов в городе. Она расположена около парка Базилик на искусственном холме вдоль Виа Тичинезе, окружена каналами с водой и состоит из квадратного зала с четырьмя апсидами.


Монастырь Святого Антония

Монастырь Святого Антония расположен в западной пустыне Египта и был построен в 356 году. Коптский православный монастырь находится в египетском оазисе, скрытый глубоко в Горах Красного моря. Его считают одним из самых старых монастырей в мире. Монастырь также является одним из самых видных в Египте из-за его структуры, с отдельными садами, мельницей и картинами рыцарей в ярких цветах.


Трирский собор

Трирский собор был построен в 340 году в городе Трир, Германия. Это самая старая Римско-католическая церковь в Трире, известная своей богатой историей и продолжительностью жизни. Центр главной часовни собора сделан из римского кирпича и имеет пять симметричных секций. Он также имеет апсидальный полуцилиндр на своем внешнем фасаде.


Церковь Петра и Павла, Сербия

Церковь святых апостолов Петра и Павла была построена в 4 столетии в городе Нови-Пазар, Сербия. Это сербская Православная церковь - самая старая церковь в Сербии. Основанная во время римского правления, она является самым духовным местом сербской церкви. Сооружение имеет крупные колонны и восьмиугольную башню, скрывающую внутренний купол.


Санта-Мария-ин-Трастевере

Римская церковь Санта-Мария-ин-Трастевере была построена в 340 году. Базилика является одной из самых старых церквей во всем Риме. В архитектурном облике сооружения сразу же выделяются 22 гранитные колонны, посвященные коринфским и ионическим столицам. Интерьер базилики заполнен мозаиками Пьетро Каваллини.


Собор Святого Петра

Собор Святого Петра - легендарное сооружение в Ватикане, датирующееся 333 годом. Известный, как крупнейшая церковь в мире, собор Святого Петра - самая популярная христианская церковь на сегодня. Это одно из самых главных мест паломничества, особенно среди католиков, одно из самых святых католических мест. Церковь также считается величайшим строением ее возраста с точки зрения архитектуры.


Панагия Экатонтапулиани

Панагия Экатонтапулиани расположена в Парикии, Греция. Сооружение было построено в 326 году и также известно, как церковь 100 Дверей - историческая церковь на острове Парос. Главную часовню окружают две другие часовни, которые в общей сложности имеют сто дверей - отсюда и название.


Базилика Сант-Амборджо

Базилика Сант-Амборджо находится в Милане и ведет свою историю с 313 года. Самая старая базилика в Милане, с фасадом в форме хижины и лоджиями на нескольких уровнях. У самой низкой лоджии есть три галереи, в то время как верхняя лоджия раньше была местом, где епископы благословляли граждан. Галереи поддерживаются столбами и полуколонками.


Церковь в Антиохии

Церковь Святого Петра находится в Антиохии, Турция. Она была построена в период между 3 и 4 столетиями. Считается одной из самых старых церквей христианского мира, с пещерой, вырезанной в склоне горы Горы Стариус. У церкви есть напольные мозаики и фрески на правой стороне алтаря. Каменный алтарь расположен в самом центре, с каменной платформой на вершине.


Эчмиадзинский собор

Эчмиадзинский собор находится в городе Вагаршапат в Армении и был основан в период с 301 по 303 года. Главный собор армянской Апостольской церкви, Эчмиадзин - один из самых старых соборов в мире. Здание было построено после принятия Арменией христианства в течение третьего века. У него деревянные двери и фрески сцен из Ветхого Завета, а также крестообразный план с центральным куполом, пирсами и четырьмя апсидами.


Церковь Мегиддо

Мегиддо - церковь в Израиле, построенная в 300 году на одноименном холме. Это одна из самых старых церквей на Святой земле, а ныне археологический памятник. Сооружение было построено в период, когда христиане преследовались Римской империей. Среди наиболее достойных внимания особенностей этой церкви ее большая мозаика, которая содержит греческую надпись и несколько геометрических фигур и христианских символов.


Дура-Европос

Церковь Дура-Европос была построена в Сирии в период между 233 и 256 годами. Она известна, как самая ранняя идентифицированная христианская церковь в Сирии. Дура-Европос была преобразована в храм после завоевания персов. Она представляет из себя дом с отдельной залоподобной комнатой и фресками, которые служат ее баптистерием. Интерьер также заполнен древними христианскими картинами. В продолжение, читайте о самых необычных церквях и соборах мира.













































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный материал открывают серию уроков, посвященных изучению христианского искусства на уроках МХК в 10 (профильный уровень). При изучении данной темы учащиеся должны осознать особенности перехода от образности искусства Древнего Рима к символике средневекового искусства /рассчитан на 2 урока/.

Урок подготовлен по материалам:

  • Учебника “Мировая художественная культура: учебник (+DVD приложение) для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень); автор Емохонова Л.Г.. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008-2010. Урок 17.
  • Книги для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. Мировая художественная культура: 10 класс (базовый уровень); авторы Емохонова Л.Г., Малахова Н.Н. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. Урок 17.

Цель урока: пробуждение глубокого, искреннего интереса учащихся к изучению художественной культуры, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне.

  • сформировать у учащихся целостное представление о связи внешнего вида и внутреннего пространства церквей с христианским ритуалом;
  • дать представление о внешнем и внутреннем устройстве христианского храма и о символике раннехристианских изображений;
  • развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства.

Зрительный ряд: презентация PowerPoint

Тип урока: урок-постижение с элементами беседы-размышления (с использованием мультимедийных средств (проектор, интерактивная доска SMART Board)).

Для учащихся: рабочая тетрадь, письменные принадлежности.

Ход урока

1. Организационный момент (фронтальная форма, словесный метод).

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь.

2. Формулирование темы урока (фронтальная форма, словесный метод, прием мотивации: создание проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный метод)

Учитель: Тема нашего урока “Раннехристианское искусство” .

На уроке мы рассмотрим такие понятия как “христианство” и “раннехристианское искусство”, рассмотрим архитектуру этого периода и зарождение христианской символики.

Откройте тетради и запишите тему урока слайд 1.

3. Освоение нового материала.

Знакомство с понятиями “христианство” и “раннехристианское искусство” (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Учитель: Что такое христианство? Пожалуйста, дайте определение.

Следуют ответы учащихся (как правило, верные, однако несколько разобщенные).

Учитель: Подведем итог слайд 2.

Учитель: Итак, какой период в истории искусств называется “Раннехристианским искусством”? слайд 3.

Учащиеся записывают определения.

Знакомство с архитектурными сооружениями раннехристианского периода (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод, работа с планами и схемами).

Учитель: После принятия христианства в качестве официальной религии в Римской империи возникла необходимость постройки новых культовых сооружений. Перед архитекторами встала задача создания большого пространства, способного вместить в себя огромное количество верующих. Храмы на территории Римской империи имелись в достаточном количестве, однако власть не стала их использовать. Почему?

Учащиеся: Потому что они были языческими. Потому что они были посвящены языческим богам.

Учитель: Правильно. Необходимо было либо создать абсолютно новую архитектурную форму, либо воспользоваться теми сооружениями, которые имелись в архитектуре Древнего Рима, но не имели отношения к культовым постройкам. Власть выбрала второй вариант слайд 4.

Первый тип храмовых построек представлен в форме ротонды слайды 5-8.

В виде ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии (крестильни) для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Помимо круга, баптистерии или мавзолеи имели в плане квадрат или крест слайды 9-10. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Круглая форма мавзолея Констанции в Риме(IV в.) напоминает о вечности Церкви Христовой. Его внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Особую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равенне(V в.). На пересечении рукавов креста его венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение.

Вторым типом храмов стала древнеримская базилика слайды 11-14.

Формы древнеримской базилики были несколько видоизменены слайды 15-16.

Учитель (работая со слайдами, постепенно открывает части схемы): В восточной части храма появилась полукруглая апсида, в которой располагался алтарь (в некоторых храмах под алтарем находятся захоронения святых). Сама форма алтарной апсиды – полукруглая – напоминает пещеру. В христианстве известно две пещеры: одна Вифлеемская, где в загоне для скота родился Христос, другая Гроб Господень, куда положили снятое с креста тело Христа и откуда он встал, разрушив узы смерти.

Со временем в базилике появился поперечный неф – трансепт слайд 16.

Благодаря поперечному нефу, план храма приобрел форму креста.

Учащиеся зарисовывают схемы и планы слайды 15-16.

Знакомство с принципами декоративно-живописного оформления первых христианских сооружений (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Учитель: Своеобразие христианских храмов заключалось в резком контрасте между их внешним обликом и внутренним убранством. Предельно простые по форме, лишенные какого-либо декора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато украшались мозаиками. Как вы думаете, почему? слайды 17-19.

Учащиеся дают свои варианты ответа.

Учитель (дает ответ): Христианские священники сравнивали церковь с верующим человеком и считали, что, подобно смиренному христианину с его богатой духовной жизнью, храм внешне должен быть подчеркнуто строг, зато внутри богато декорирован слайд 20. Искусство “мерцающей живописи” (так называли мозаику) стало основным видом изобразительного искусства при оформлении интерьеров храмов. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке. Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка слайды 21-25.

В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному. В центрально-купольных сооружениях, таких, как мавзолеи Галлы Плацидии, стены покрыты мраморными плитами, а арочные торцы, своды, паруса и купола – мозаикой. Стены и своды выстилает темно-синяя смальта, ее фон усеян золотыми побегами аканфа, голубыми васильками, белыми ромашками. В магическом пространстве мавзолея краски горят неземным блеском, и неслучайно об их сиянии в одном из древних гекзаметров сказано: “Либо свет родился здесь, либо здесь пойман и теперь правит свободно” слайды 21-26.

В базиликах декоративные композиции помещались над колоннадой центрального нефа и в апсиде, способствуя движению зрителя по прямой линии. Причем значимость изображения нарастала по мере приближения к алтарю. В церкви Санта-Мария Маджоре в Риме над аркадой центрального нефа расположены ветхозаветные сцены, в частности рассказ о первом явлении Бога человеку – праотцу Аврааму слайд 27.

В книге Бытия говорится о явлении трех отроков бездетным Аврааму и Сарре, жившим в дубраве Мамре. По закону гостеприимства Авраам взял масла и молока, лучшего теленка из стада, велел Сарре сделать пресные хлебы и угостил пришедших. После трапезы один из путников сказал: “Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры”. Сарра, находясь в шатре, усмехнулась про себя, так как была в летах преклонных. Но путник, не видя ее, велел не смеяться, ибо нет ничего трудного для Бога. Тогда Авраам и Сарра поняли, что принимали у себя Бога.

Действующие лица расположены по двум уровням. Вверху, как бы на заднем плане, изображен Авраам, идущий навстречу трем отрокам. Внизу Авраам отдает распоряжение жене испечь пресные хлебы, а затем подносит гостям, сидящим за трапезой, блюдо с тельцом.

Несмотря на уже сложившийся христианский канон изображать рядом одно и то же лицо, пребывающее по сюжету в разных местах в разное время, композиция еще сохраняет античный динамизм. Движение Авраама, устремившегося к гостям, подчеркнуто не только позой, но и направлением его правой руки, ветвями дуба, склонившимися навстречу пришельцам, бегущими облаками. В трактовке пространства сохранена иллюзия античной перспективы. Она ощущается благодаря постепенному переходу от буро-оливковых тонов переднего плана к золотисто-зеленым среднего и прозрачно-голубым с оранжевыми сполохами облаков заднего. Фигуры, согласно античной традиции, проработаны тенью, лица выразительны и эмоциональны, а общий тон рассказа лишен скованности канона.

Знакомство с раннехристианской символикой в изображениях (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Главной особенностью и главной прелестью раннехристианского искусства являлась его тесная связь с античным миром и с античными образами, но как бы пропущенными через чистую и радостную веру “души по естеству христианской”. О связи с еще не забытым языческим миром свидетельствовали не только перспектива, переливы густых и глубоких тонов синего, аметистового, зеленого и винно-красного цветов древнеримской палитры, но и художественные образы. Используя языческие мотивы еще в катакомбах – подземных христианских кладбищах, христиане придавали им новое звучание слайды 28-29.

В период гонений на христиан в Римской империи именно в римских катакомбах появляются первые христианские символические изображения. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга слайд 30.

Характеристика отдельных символов:

  • Крест слайды 31-32. В центре купола мавзолея Галлы Плацидии светится золотой крест как символ мучений и победы Христа над смертью и рассыпаны золотые звезды.
  • Животворящий крест слайды 33-35. Образ мирового древа жизни получил в раннехристианском искусстве новую трактовку как животворящий крест, на котором был распят Иисус, а также как образ самого Иисуса Христа. Отныне изображение стало символом и мирового древа, и Спасителя мира.
  • Ихтис слайды 36-40. Популярное в древнеримском искусстве изображение плавающих рыб и голубей, пьющих из чаши воду, также получило христианское истолкование. Греческое слово “ichthys” (рыба) расшифровывалось по буквам, составляя фразу “Иисус Христос, теу юйос, сотер”, что значит “Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель”. Это объясняет, почему рыба являлась символом Иисуса, а его самого называли “небесной рыбой”. В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью: бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет “ловцами человеков”; (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет “неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода”; (Мф 13:47). В первые века христианства люди носили на шее стеклянных, перламутровых или каменных рыбок – будущие нательные кресты. Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22). Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: “Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде”. Очевидно, символ Рыба был знаком, по которому ранние христиане находили и распознавали друг друга, – особенно во времена гонений. Нацарапанный на стене, на полу рыночной площади или возле фонтана, в местах скопления людей, он позволял странствующим христианам узнавать о том, где собираются их братья по вере.
  • Хризма слайды 41-43. Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат. Labarum) – древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мильвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. “Hoc vince” (слав. “Сим побеждай”, букв. “Этим побеждай”).
  • Альфа и Омега слайды 42-44.
  • Добрый пастырь слайды 45-49. Христос представал в образе пастуха, безбородого юноши с овцой у ног или на плечах. Христиане видели в этом намек на одну из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ, изображаемых в виде овец.
  • Оранта слайды 50-52.
  • Агнец слайды 53-54. Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы – апостолы или, шире, вообще христиане.
  • Ангел, телец, лев и орел слайды 55-59. Словно из их кружения на парусах, контур которых обозначен сине-зеленым серпантином на винно-красном фоне, вырисовываются золотые ангел, телец, лев и орел – символические обозначения евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна.
  • Дельфин и якорь слайды 60-61.
  • Корабль слайд 62
  • Виноградная лоза слайды 63-64. В мавзолее Констанции в Риме выложенные мозаикой стены и потолки увиты гирляндами виноградных лоз, на которых сидят разноперые птицы. Из-за лоз выглядывают прелестные девушки и юноши, тут же суетятся пухлые дети, собирающие виноград и давящие из него вино. Для посвященных ветвистые виноградные лозы с вырезными листьями и множеством гроздьев имели евхаристический смысл. Дети символизировали ангелов, собирающих плоды христианской веры.
  • Голубь слайды 65-66.
  • Феникс, павлин, петух, черепаха слайды 67-71.

С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в строго установленную систему изображения – иконографию, получившую законченное выражение в византийском искусстве слайд 72.