Домой / На здоровье / Самые интересные мифы. Древний миф читать

Самые интересные мифы. Древний миф читать

Если собрать воедино все древние хронологические системы и посмотреть на сотворение мира, то мы обнаружим две общие закономерности.

Первая. Согласно большинству древних традиций или легенд миротворение произошло после того, как верховное божество принесло в жертву какое-то другое существо, заколов его, предав огню или разрубив на части. При этом из частей тела этой жертвы образовался мир.

Вторая. У многих народов сотворение мира начинается приблизительно 5500 лет до Рождества Христова:

  • византийская система летоисчисления начинается с 1 сентября 5509 г. до н.э.,
  • древнерусская — с 1 марта 5508 г. до н.э.,
  • александрийская — с 29 августа 5493 г. до н.э.,
  • антиохийская эра от сотворения мира — 1 сентября 5969 г. до н.э.,
  • еврейская, или летоисчисление от Адама — с 7 октября 3761 г. до н.э.

Всего более ста различных дат сотворения мира и промежуток времени от сотворения мира до Рождества Христова составляет от 3483 до 6984 лет.
Отличительная особенность традиционной индийской культуры – она не знает хронологии. В ней господствует цикличность всего сущего, «круг вечного возвращения». В индийской мифологии эта «вневременность» проявилась в том, что в ней отсутствует единый миф о миротворении.

Веды о создании мира

Уже в Ведах присутствует несколько равноправных версий космогонического мифа, а Брахманы, Упанишады и Пураны добавляют к ним свои собственные версии, не менее равноправные. При тщательном изучении и сопоставлении этих версий у них обнаруживается общая черта - представление о предначальном хаосе, из которого в результате действий различных божественных «агентов» возник упорядоченный мир.

Поэтому, согласно «временной иерархии» первыми являются версии космогонического мифа, встречающиеся в Ведах, далее - версии Брахман, Упанишад и Пуран и затем версии, «канонизированные» вишнуитами и шиваитами.

В Ригведе, как и в других древних текстах, крайне редко встречаются мифы, изложенные целиком. Чаще всего мы сталкиваемся с фрагментами мифов и даже с отдельными разрозненными мифологическими мотивами, вследствие чего мифы приходится восстанавливать, реконструировать. К реконструируемым ведийским мифам относятся:

  • миф об убийстве Индрой демонического змея Вритры;
  • о похищении орлом с неба чудесного напитка сомы,
  • о бегстве бога Агни; не желавшего быть жрецом;
  • о трех смертных братьях-ремесленниках Рибху, получивших бессмертие;
  • о мудреце Агастье, примирившем Индру и богов Марутов, а также космогонические мифы с участием Индры и Вишну.

(Древнеиндийская литература, начиная с Вед, содержит множество версий мифа о творении. Обычно даже в пределах одного памятника, такого, как "Ригведа" или "Махабхарата", отсутствует единая космогоническая концепция и излагаются самые разноречивые представления о происхождении вселенной. Версия о происхождении мира из Золотого Зародыша (Хираньягарбха), возникшего в первозданных водах, является наиболее распространенной, начиная с литературы Брахман и на протяжении всего эпического периода. В нашем изложении использованы космогонические тексты двенадцатой книги "Махабхараты", а также "Шатапатха-брахманы" (кн. XI), где основные представления совпадают. В "Шатапатха-брахмане" бог-творец именуется Праджапати. Использован также космогонический текст первой книги "Брихадараньяка-упанишад", где творцом выступает Пуруша (Человек). (Другую, более раннюю версию мифа о творении, см. в № 13.) )

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, во всей вселенной; и ему стало страшно (Мотив страха перед одиночеством как побудительной причины для порождения потомства находим в космогоническом мифе "Брихадараньяка-упанишад". В этой версии, однако, Пуруша создает женщину, распадаясь на две половины. Мы следуем далее эпической версии с характерным для мифологии патриархата устранением женщины из акта рождения (ср. рождение Афины из головы Зевса в греческой мифологии и т. п.). ). С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но он помыслил: "Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?". И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

Он помыслил: "Как мне сотворить потомство?". И силою мысли своей он породил шестерых сыновей (Число и имена сыновей Брахмы варьируются в различных эпических и пуранических текстах; нами избран наиболее распространенный вариант. В "Махабхарате" и пуранах сыновьями Брахмы кроме перечисленных шести и седьмого - Дакши именуются также Бхригу (см. № 2), Рудра-Шива (см. № 3), Нарада (см. № 29), Васиштха, Дхарма и др. ), шестерых великих Владык созданий (Праджапати. В литературе Брахман это имя принадлежит богу-творцу; в эпосе и пуранах это обычный эпитет, сыновей Брахмы, первых существ, рожденных в созданном им мире. ). Старшим из них был Маричи, рожденный из души Творца (Нередко все шестеро объявляются "духорожденными" ("манасоджа"), но в некоторых версиях пуран только Маричи рождается из души Брахмы, остальные же - чудесным образом из различных частей его тела, как в нашем тексте, хотя версии разнятся. Иногда и Маричи имеет иное происхождение: например, в мифе "Брахмавайварта-пураны" (кн. I) Маричи рождается из плеча Брахмы, Атри - из правой ноздри, Крату - из левой, и далее изложение отличается от принятой нами версии. См. также ниже о рождении других сыновей Брахмы - Бхригу (№ 2), Рудры (№ 3), Нарады (№ 29) - и о происхождении ракшасов и якшей (№ 34). ); из глаз его родился второй сын - Атри; третий - Ангирас - явился из уст Брахмы; четвертый - Пуластья - из правого уха; пятый - Пулаха - из левого уха; Крату, шестой - из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа (В некоторых текстах Кашьяпа именуется сыном самого Брахмы; в эпосе тоже часто носит эпитет Праджапати. ), от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму (Дхарма - бог справедливости, олицетворение понятия закона морального правопорядка - дхармы (см. № 75). В эпосе и позднее иногда идентифицируется с Ямой, богом смерти. ), ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов (Ангирасы - упоминаемый уже в "Ригведе" род мифических мудрецов и провидцев, посредников между богами и людьми; исследователи сближают санскритское An¯giras с греческим aggelos "вестник" (ангел). ), старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта.

Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге (Дакша (в Ведах - один из Адитьев). Имя это родственно латинскому dexter, славянскому "десница", что объясняет ассоциацию с правой стороной. В "Брахмавайварта-пуране" Дакша рождается из правого бока творца (из левого - Бхригу). ) Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее - Вирини (Вирини, отождествляемая с Ночью (Ратри), в некоторых текстах именуется Дакши. ), что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей (В некоторых источниках говорится о шестидесяти дочерях и о том, что десять из них были отданы в жены Ману, прародителю человечества. ), и тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь - Соме, богу луны, - эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов.

Старшая из дочерей Дакши (Часто перечень жен Кашьяпы начинается в эпических текстах с Адити, за которой следуют Дити и Дану, но представление об асурах-демонах как о старших братьях богов, отражающее древнейшее мировоззрение, отчетливо выражено в "Махабхарате". ), Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов - дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов - данавов. У третьей - Адити - родились двенадцать светлых сыновей - адитьев (В Ведах эта группа богов состоит из семи или восьми членов. В послеведийский период число их возрастает до двенадцати, в группу включаются боги Индра, Тваштар, Савитар и др., раньше к ней не принадлежавшие, вместе с тем из нее исключается Дакша. Имя Адитья чаще всего относится к богу Вивасвату (см. № 6) и становится синонимом Солнца. ), великих богов. Варуна, бог океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья, были могущественнейшими из них; но всех превзошел славой младший из сыновей Адити, Вишну (В Ведах Вишну второстепенное божество (как полагают, связанное с мифологией солнца) и не причисляется к Адитьям. Начиная с Брахман значение его стремительно возрастает, и в позднем эпосе он уже стоит особняком от Адитьев; сын Адити и Кашьяпы считается тогда лишь одним из его воплощений (см. № 75). В индуистской религии Вишну - одно из верховных божеств, хранитель мироздания. ), хранитель мироздания, владыка пространства.

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель . Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя — Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, во всей вселенной; и ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но он помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?» И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

Он помыслил: «Как мне сотворить потомство?», И силою мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык созданий. Старшим из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его родился второй сын — Атри; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвертый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму, ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта.

Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее — Вирини, что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей, и тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь — , богу луны, — эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов.

Старшая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов — дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов — данавов. У третьей — — родились двенадцать светлых сыновей — адитьев, великих богов.

Как, по мнению древних людей, произошёл мир? Что общего в представлениях древних о происхождении мира? Почему Зевс не любил людей и какую участь им уготовил? Кто спас человечество и чем поплатился за это? Символом чего являлось яйцо для народов Древней Индии? Почему в Древней Индии человек и корова – равные существа? Кто наградил людей разумом, согласно мифологии древних славян? Русские говорят: «Утро вечера мудренее», а как говорили в Древней Индии и почему? Вопросы, вопросы, вопросы… Но на них есть ответы, и они – в этом видеоуорке.

Тема: Мифы народов мира

Урок: Мифы Древней Индии. "Творение". "Сказание о создании ночи"

Цель урока – познакомиться с мифами Древней Индии о происхождении мира и посмотреть, что общего в представлениях древних людей о происхождении мира и человека.

Давайте вспомним, что такое миф .

Миф – древний жанр устного народного творчества, рассказ о происхождении мира и человека, о деяниях богов и героев. Миф объясняет различные явления природы.

В мифологии народов разных стран есть общие черты. В жизни разных народов происходят похожие события, они видят схожие явления природы. Это приводит к одинаковым обобщениям. Но в мифах разных народов есть и свои особенности. Это связано с природными и климатическими условиями, с традициями, со сложившимися общественными отношениями.

Познакомимся с древнеиндийским мифом «Творение».

Вначале не было ничего…ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне…

Что же напоминает нам первое предложение мифа? А напоминает начало греческой мифологии:

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос…

Вспомним Народный миф о Солнце:

Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже, мертва была, ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения.

Мы видим, что в представления разных народов весь мир произошёл из хаоса, беспорядочной, неорганизованной стихии.

…воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо…в безбрежном… океане. Через год из Золотого Яйца возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная.

Почему же именно из яйца появился бог Брахма, небо и земля? Древние, когда видели появление птенца из, как им казалось, неживого предмета, яйца, посчитали, что именно так могла появиться Вселенная. Потому что яйцо – символ зарождения жизни.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него…ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но Брахма помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?». И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

И Брахма решил сотворить потомство. От его сыновей произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной и демонической природы, населившие небеса, землю, и подземный, и подводный миры.

Миф объясняет, почему все живые существа – братья и в равной степени достойны божественной любви, почему одиночество порождает страх, а одинокий человек не знает радости.

В чём же разница мифов о Творении? Прежде всего, в отношении к человеку. В индийской мифологии человек – это существо равное среди других. В славянском мифе Ярило отличает человека, наделяя его разумом и «крылатой речью». А вот судьба человека в древнегреческой мифологии плачевна. Зевс хотел избавиться от неразумных людей и отправить их в царство мёртвых. Прометей пожалел несчастных, он украл для них божественный огонь, научил их ремёслам, земледелию и другим искусствам. Зевс жестоко наказал Прометея. Прочитав миф о Прометее, вы сможете узнать, что же было с ним дальше.

А теперь познакомимся со «Сказанием о создании ночи».

Сказание – рассказ, предание, облечённые в литературную форму, устную или письменную. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова).

Первых людей звали Яма и Ями. Когда Яма…умер, Ями, его сестра…, проливала безутешные слезы, и не было предела ее горю… На все их уговоры и увещевания она отвечала: «Но ведь он умер только сегодня!» А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги сказали: «Так она его никогда не забудет! Давайте сотворим ночь!» И они создали ночь. И ночь прошла, и настало утро, и Ями утешилась и забыла о своём горе. Потому говорят: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя».

Сказание заканчивается пословицей. Мудрость, заключённая в этой пословице перекликается с пословицами и поговорками других народов.

Пословица – жанр устного народного творчества, афористическое изречение, обычно состоящее из двух частей, ритмичное по форме.

Пословицы разных народов о дне и ночи.

а) Один час утром стоит двух часов вечером (английская пословица).

б) Вечером чего только ни наврал, да утром от всего откажется (турецкая пословица).

в) Планы на год составляй весной, планы на день – утром (китайская пословица).

г) Утром один час лучше, чем два вечером (таджикская пословица).

д) Утро вечера мудренее (русская пословица).

1. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.

2. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. - Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.

3. Энциклопедия «Мифы народов мира». – М., 1980-1981, 1987-1988.

1. Легенды и мифы народов мира ().

2. Легенды и мифы народов мира. Индийская мифология ().

3. Мифологическая энциклопедия ().

1. «Сказание о создании ночи» заканчивается пословицей: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя». Какая мудрость заключается в ней?

Вспомните русские пословицы, которые имеют схожий смысл.

2. Составьте вопросы для викторины по изученным мифам.

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерить время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в безбрежном и бездонном океане.

Через год из золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала небом, нижняя землей, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная.

Мифы Древней Греции Ночь, луна, заря и солнце

Медленно едет по небу в своей колеснице, запряженной чер­ными конями, богиня Ночь-Нюкта. Своим темным покровом за­крыла она землю. Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звёзды и льют на землю свой неверный, мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари - Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное небо. Вот как бы легкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно всё сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна-Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойно, величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны на головном уборе. Она мирно светит на спящую землю, заливая всё серебристым сиянием. Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий грот горы Латма в Карии...

Всё ближе утро. Богиня Луна уже давно спустилась с небосклона. Чуть посветлел восток... Всё ярче разгорается восток. Вот открыла розопестрая богиня Заря-Эос ворота, из которых скоро выедет лучезарный бог Солнце-Гелиос. В ярко-шафрановой одежде, на розовых крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льет богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы сверкающими, как алмазы, каплями. Благоухает всё на земле, всюду курятся ароматы. Прос­нувшаяся земля радостно приветствует восходящего бога Солнце-Гелиос.

На четверке крылатых коней в золотой колеснице, которую выковал бог Гефест, выезжает на небо с берегов Океана лучезарный бог. Верхи гор озаряют лучи восходящего солнца, одна за другой скрываются они в лоне темной ночи. Всё выше поднимается колесница Гелиоса. В лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет свои живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь.

Совершив свой дневной путь, бог Солнце спускается к священ­ным водам Океана. Там ждет его золотой челн, в котором он поплывет назад к востоку, в страну солнца, где находится его чудесный дворец. Бог Солнце ночью там отдыхает, чтобы взойти в прежнем блеске на следующий день.

Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. М., 1982. С. 15.

Кун Н. А, Легенды и мифы Древней Греции. М., 1957, С. 68-69.

Л. Г. Морган Праздник благодарения клену

Культ ирокезов представлял собой своего рода систему. Он состоял из периодически повторяющихся празднеств, происхо­дивших в определенные времена года. Эти празднества обус­ловливались сменой времен года, созреванием плодов и сбором урожая. Они совершались ежегодно с одними и теми же уста­новившимися обрядами, которые передавались из века в век...

Ирокезы соблюдали шесть регулярных праздников или благо­дарственных служений. Первым по времени был праздник клена. Он представлял собой выражение благодарности самому клену, давшему людям свой сладкий сок. Следующим был праздник посева, целью которого было главным образом обращение к Великому духу с просьбой благословить семена. Третьим шел праздник земляники, установленный в благодарность за первые плоды земли. Четвертым был праздник зеленой кукурузы, предназ­наченный для выражения признательности за созревание кукурузы, бобов и тыкв. Следующим справлялся праздник жатвы, установ­ленный для общего благодарения "Нашим кормилицам" после сбора урожая. Последним в этом перечне был праздник Нового года, грандиозное празднество ирокезов, на котором приносилась в жертву белая собака...

В назначенное время из прилегающих округов собирался народ, одни предлагали религиозные наставления, другие готовились к пляске, третьи к играм, четвертые приходили ради удовольствия побыть на пиршестве. Это был один из нетерпеливо ожидаемых всеми праздничных дней. Утром пожилые женщины, выполняя возложенную на них обязанность, начинали готовить традиционное угощение в том изобилии, какое только допускалось временем года и условиями охотничьей жизни. Около полудня обычные в таких случаях развлечения и игры на открытом воздухе приоста­навливались, и народ собирался на совет. Затем один из хранителей веры произносил вступительную речь. Приведенная ниже речь, которая была произнесена при открытии одного из таких советов.., является типичным образцом подобных речей и иллюстрирует их главные особенности:

Друзья и сородичи! Солнце, правитель дня, высоко на своем пути, и мы должны спешить с выполнением нашего долга. Мы пришли сюда, чтобы соблюсти наш старинный обычай. Этот поря­док передан нам нашими отцами. Он был дарован им Великим духом. Великий дух всегда требовал от своего народа, чтобы он

воздавал ему благодарность за все оказанные благодеяния. Мы всегда старались жить, следуя этому мудрому поведению.

Друзья и сородичи, слушайте дальше. Выполнить этот долг мы собрались сегодня. Опять наступил сезон, когда кленовое дерево дает свой сладкий сок. Все благодарны ему за это, и потому мы ждем от вас, что все вы соединитесь в нашей общей благодарности клену. Мы тоже ожидаем, что вы присоединитесь к нам в воздаяние благодарности Великому духу, который мудро создал это дерево на благо человеку. Мы надеемся и ожидаем, что тот порядок и гармония сохранятся и в будущем.

Нередко за этой следовали и другие речи, носившие характер увещеваний, побуждающих народ к выполнению долга.

Когда кончались и эти речи и увещевания, объявлялось начало пляски, которая была важной особенностью их религиозных праз­днеств.

Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983. С. 101-102.