Домой / На отношения / Что такое просительный молебен. Молебен - что это такое? Молебен о здравии

Что такое просительный молебен. Молебен - что это такое? Молебен о здравии


Во многих житейских ситуациях: в болезнях и недугах; при устройстве на работу и в начале всякого дела; в недоумении, как поступить и в решении важных вопросов; о сохранении семьи и при поиске своей половинки мы просим Господа, Богородицу и святых спасти, благословить, сохранить, защитить и помочь нам.

В Русской Православной Церкви существуют краткая служба, которая называется МОЛЕБЕН. Молебны проводятся во всех православных храмах.

Православную церковь можно сравнить с живым многосложным организмом. Каждый день в ней проводятся богослужения и обряды, читаются молитвы и псалмы. Между тем церковные правила и каноны вырабатывались на протяжении многих веков, а их язык бывает трудно понять людям, которые только начинают свое приобщение к таинствам Веры.

Вот, например, церковный молебен - что это такое? Тем, кто не силен в этом вопросе, предлагаю обязательно прочитать данную статью до конца для того, чтобы восполнить пробел в своих знаниях.

Краткая справка
Молебен - богослужение, содержание которого составляет сугубое моление ко Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню. Основными частями молебна являются: тропари, канон, Евангелие, ектения, молитва.

Молебны бывают благодарственные и просительные. Последние совершаются по поводу событий и нужд общественно-церковной или частной жизни (путешествие, начало дела, болезнь, освящение воды, стихийные бедствия, нашествие иноплеменников, эпидемия, неурожай и проч.). Они могут совершаться в храме, дома, в общественных местах и на природе.

Чинопоследования содержатся в особой богослужебной книге, называемой «Книга молебных пений», а также в «Требнике».

Подавая записку, надо указать: вид молебна (благодарственный, о путешествующих и т.п.) и кому совершить моление (ко Господу Богу, Пресвятой Богородице). Если молебен заказывается святому (оному или нескольким), то надо указать его имя. Далее необходимо перечислить имена тех, за кого предстоит совершить молебен.

Когда и зачем читаются молебны в церкви
Каждое утро в православном храме начинается с совершения Божественной литургии, вслед за которой наступает время прошения Господа Иисуса Христа, пречистой девы Марии и Святых угодников о повседневных нуждах прихожан.
Такие просительные молитвенные песнопения могут совершаться по самым разным поводам.

Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский - «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне.

  • Болеем ли мы? - Будем служить молебен о недужных.
  • Начинаем ли важное дело? - На молебне попросим помощи Божией.
  • Отправляемся ли в путь? - Выслушаем чин благословения в путешествие.
  • Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен.
  • Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? - Совершим чин благословения на начало учения отроков.
  • Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? - Будем служить благодарственный молебен…

Кроме таких "частных" прошений, в православных храмах принято возносить к Господу еще и общие, от лица всех прихожан, молебны-песнопения. Они бывают:

  • водосвятные и новогодние;
  • читающиеся во время какого-нибудь природного бедствия (сильная засуха, наводнение и т.д.) для избавления от оного;
  • о страдающих от пьянства и от нечистых духов;
  • торжественные чины в Рождество Христово и в первое воскресение Великого Поста и т.д.

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, молитва единая, молитва Церкви. Церковная молитва - молебен - эта та молитва, о которой Господь сказал:
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
(Мф. 18, 19-20).

Молитвенные просьбы о здравии
Молебен о здравии читается в храмах ежедневно. Любой христианин может подать перед началом богослужения записочку, в которую будут вписаны имена людей, за здоровье которых он просит помолиться священников храма и всех присутствующих прихожан.

Церковные служащие подают записки священнику и сколько бы ни было в них имен, все они будут упомянуты в просительном молебне о здравии.

…еще молимся тебе, Господу Богу нашему, еже услышатися гласу моления нашего, и молитве и помиловати рабов Твоих (кто написан в записочках) благодатию и щедротами Твоими, и исполнити вся прошения их, и прости им вся согрешения вольная и невольная…и покрый их от враг видимых и невидимых, от всякия напасти, беды и скорби избавити, и подати здравие с долголетием…
из последования Молебна

Считается, что такая общая церковная молитва имеет огромную исцеляющую силу и человек через нее может получить реальную помощь со стороны небесных сил.
Причем молебен о здравии необязательно заказывается о больном человеке, обычно в записках упоминаются все близкие родственники и друзья, которым хочется пожелать здоровья и благополучия.

Молебны об упокоении
Часто спрашивают: "Заупокойный молебен - что это такое?" Существуют еще молебны о упокоении усопших. В отдельных записках, которые тоже передаются священнику, проводящему церковную службу, указываются имена умерших людей.
В этом случае церковь и все прихожане усердно молятся за упокоение душ и дарования им Царствия небесного.

Во время совершения молебнов о здравии и упокоении служащий священник при произнесении каждого имени вынимает из святой просфоры небольшую частичку и кладет ее на дискос.
По завершении молебнов все вынутые частички погружаются в специальный сосуд со "святыми дарами", из которого верующие будут причащаться "кровью и телом Христовым".

Сорокоуст
Особый молебен о здравии или упокоении, читающийся на протяжении 40 дней, называется Сорокоуст. Это усиленная молитва о здоровье тяжело больного человека или упокоении умершего чада церкви Христовой.
Считается, что если Сорокоуст читается в трех церквях одновременно, то действие молебна еще больше усиливается.

Иногда этот молебен называют "церковной магией". Православные верят, что такой вид молитвы лучше всего помогает справиться с разными напастями.
В том числе помогает Сорокоуст от сглаза и порчи. Если имеется какой-либо человек, желающий вам зла, то если заказать 40-дневный молебен о его здравии, то зло обязательно вернется обратно к нему, ничуть не навредив вам.
Только священники предупреждают, что обязательно нужно простить этого человека.

Молебен, обращенный к Божией Матери
Во всех скорбях и горестях можно обращаться к великой заступнице всех православных христиан - пречистой Богородице Деве Марии.
Молебен Богородице может совершаться перед разными иконами. В некоторых церквях совершаются специальные молебны перед иконой "Неупиваемая чаша", на которой изображена дева Мария с младенцем Иисусом.
Считается, что молитва перед этой иконой за человека, страдающего пороком пьянства, способна излечить его от этой беды.

Женщины, ожидающие появления на свет ребенка, могут молиться перед "Федоровской" иконой Божией Матери. Такая молитва, произнесенная с верой и надеждой, помогает выносить беременность и легко родить на свет здорового младенца.

Лучше всего заказывать водосвятные молебны, после совершения которых можно взять домой святую воду.

Водосвятный молебен
Каждый верующий человек всегда может прийти в любой православный храм и взять там для своих нужд какое-то количество святой воды.
Говорят, ее сила так велика, что если добавить только одну ее капельку в сосуд с простой водой, то та мгновенно приобретет целебные свойства.
Для того чтобы в церквях всегда было достаточно святой воды, священники регулярно проводят специальные малые водосвятные молебны.
Большой водосвятный молебен читается раз в год, в праздник Крещения.

В храмах обычно бывают вывешены расписания богослужений, так что можно заранее узнать, когда будет проводится очередной обряд малого водоосвящения и заранее подать записочку с именами. Батюшка во время молебна помолится за тех, кто указан в ней.

Возможно заказывать так называемые именные молебны (в честь вашего святого в день именин или ангела хранителя в день рождения) с водосвятием.

Молебен, обращенный к святому угоднику
Церковь учит, что в определенных жизненных обстоятельствах лучше всего молиться разным святым. Например, молебен святому пророку Захарии и Елизавете нужно заказывать в случае если в семье долго не появляется ребенок.
С такой же просьбой о даровании ребенка можно обращаться к святым праведным Иоакиму и Анне.

Святая блаженная Ксения Петербургская помогает во многих житейских бедах: от неприятностей на работе до устройства личной жизни и избавления от болезней и бедности.
Эта почитаемая на Руси святая помогает девушкам найти жениха, устроить жизнь своих детей и близких и т.д.

Молебен святому преподобному Александру Свирскому помогает зачать супругам наследника - ребенка мужского пола.
А вот к святому великомученику Никите - покровителю младенцев, рекомендуется заказывать молебен, если занемог маленький ребенок.
Святой Пантелеймон помогает исцелиться от самых тяжелый и затяжных болезней.

Особо почитаемый святой - это Николай Угодник. К его помощи прибегают те, кто отправляется в далекое путешествие, особенно по воде или люди, отчаявшиеся и потерявшие всякую надежду на любую другую помощь.

Святым принято заказывать водосвятные молебны, после которых домой приносится святая намоленная водица, ею можно окропить дом, добавить в пищу и давать пить понемногу всем своим домашним.

Молебны благодарственные
Благодарственный молебен всегда обращен к Господу Иисусу Христу. Церковь дает всем возможность поблагодарить Бога за оказанную им помощь от своего лица, а также от лица других людей, к примеру, своих детей и других родственников и близких.

В Евангелии рассказывается о том, как однажды Иисус Христов исцелил 10 прокаженных и из тех десяти лишь один вернулся для того, чтобы поблагодарить его. И только он и был оправдан перед Богом, а все остальные осуждены.
Вот для того, чтобы не уподобляться тем евангельским неблагодарным и дается людям возможность вознести слова благодарения к Господу.

Кроме личных благодарственных молебнов, в церкви ежегодно совершаются еще и большие общие благодарственные песнопения. Так, каждый год 9 мая совершается молебен за ниспослание России победы в Великой Отечественной войне.

Как заказать молебен
При каждом православном храме существует свечная лавка. Обычно заказы на молебны принимает свечница - женщина, служащая в этой лавке.
Если вы уже точно знаете, какой именно молебен хотите заказать, то можно написать записку заранее дома или же попросить готовый бланк в лавке.

Там же в свечной лавке можно получить подробную консультацию, как и что нужно делать, но не стоит задавать служащей такой обширный вопрос: "Молебен - что это такое?", это отвлечет ее от работы и создаст очередь.
Лучше попросите в той же лавке продать вам книгу или брошюру на эту тему.

Правила оформления заказного молебна обычно вывешиваются у свечного прилавка, туда же подаются записки, чтобы заказать молебен.

Нельзя вписывать в записки имена людей некрещеных, а также совершивших тяжелый грех самоубийства.
Также нельзя вписывать неправославные имена. К примеру, такое распространенное сейчас имя, как Алиса, не является православным, а при крещении ребенка с таким именем ему дается другое - православное, вот его и нужно указывать в подаваемой записке.

Записка начинается с указания святого, которому молебен возносится. Затем перечисляются имена людей, от лица которых он будет совершаться, а также своего имени, если это молебен благодарственный.
Имена пишутся в полной форме и ставятся в родительном падеже.

Заказать молебен может абсолютно любой человек, независимо от пола и возраста. Главное, чтобы он, при этом, сам был верующим. Однако совершать благодарственный ритуал можно отнюдь не всегда. Например, его нельзя совершать в подготовительные дни перед Великим постом, а также сразу после литургии, так как остается мало времени священнику на ознакомление с именами. Именно потому, лучше всего, записки подавать накануне или перед началом общей утренней службы.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвования на нужды храма, поэтому в данном контексте молебен- это ещё и выраженная поддержка церкви, либо помощь священнику (если это освящение дома, автомобиля). Суть не в том, что сумма за требы иной раз фиксирована, а в том, что другой системы субсидирования Церкви попросту не существует. Надо чётко осознавать, если не на пожертвование, то на какие средства существовать приходу...

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Как вести себя в церкви во время совершения молебна
Если человек заказал молебен, это вовсе не означает, что он может безучастно стоять во время церковной службы и ждать, когда священник выполнит возложенную на него миссию.
Необходимы его горячие молитвенные слова, произнесенные от всей души и с верой. Такая молитва всегда угодна Богу.

Не нужно опаздывать на службу, громко разговаривать, толкаться, мешать другим прихожанам. Вообще нужно вести себя в храме как можно более вежливо и смиренно.

Нужно креститься и кланяться вслед за священником, стараться вникнуть в молебен. Текст может быть непонятен и непривычен для слуха, но постепенно понимание придет.

Помните, что молебен это не волшебство. Каждый человек непременно должен и трудиться и молиться сам для спасения своей души и помощи ближним

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение - молитва о болящих и служение молебнов по обету).!

«По вере Вашей да будет Вам»!

Верующие люди обращаются за Божьей помощью перед началом любого дела. Особенные молитвы произносятся при важных событиях - венчании, рождении детей, похоронах близких.

Но также необходимо обращаться к Господу и перед менее значительными начинаниями - поездкой, новым учебным годом, выполнением какой-либо работы. А чтобы на всё это были силы и здоровье, существует особое богослужение - молебен о здравии.

Что такое молебен

О здравии в церкви не молятся только в будние дни Великого поста, во всё остальное время можно заказывать молебны соответствующего содержания.

Молебен - это небольшое по продолжительности богослужение, в которое входят тропари, каноны, главы из Евангелия, молитвы, выражение благодарности Богу или просьбы, обращённые к Нему, Деве Марии или святым угодникам. Соответственно священник проводит его в церкви для того, чтобы верующие могли поблагодарить Господа за оказанные Им милости или попросить Высшие силы о здоровье для себя и близких.

Также молебны могут служиться и по другим житейским нуждам. Поскольку прошения занимают существенную часть богослужения, другими словами его называют требой, то есть обращением к Богу по какой-то потребности.

Виды треб

Богослужения могут совершаться в разных местах и с различными целями. Требу может заказать любой прихожанин, но после основной службы в расписании церкви есть общие молебны. Они проводятся разными способами и посвящены различным ситуациям, а потому делятся на виды.

По инициативе и месту проведения

Если молебен проводится по расписанию, во время праздников или важных событий, он называется общецерковным. Во всех остальных случаях богослужения проводятся по заказу отдельного человека, просящего о Божьей милости для себя или родственников.

Если первый вид традиционно совершается в храме, то заказной молебен в случае необходимости можно попросить провести и дома, и в любом другом удобном месте. Чаще всего богослужения, проводимые вне стен церкви, служатся для освящения следующих мест:

  • дома;
  • сада и огорода;
  • автомобиля;
  • фундамента строящегося жилища.

Но и общие молебны в особых случаях могут проходить вне стен храма. Например, перед строительством церкви или установлением её важных частей - креста и колоколов, они могут проходить на месте будущего здания или перед стенами дома Божьего.

По структуре богослужения

Требы различаются не только по тому, кто является их инициатором, но и по цели или способу проведения. Таких видов можно выделить четыре.

В таких коротких богослужениях используются разные молитвы и ектеньи, составляющие структуру всей требы.

По различным нуждам

Люди заказывают молебны «на потребу» по разным случаям. По этому признаку они делятся на следующие виды:

  • о здравии;
  • о путешествующих;
  • в благодарность за оказанную Господом милость;
  • перед началом важного и благочестивого дела.

Эти индивидуальные просьбы людей могут быть объединены в единое богослужение.

В особых случаях можно просить священника читать сугубую молитву о здравии. Что это такое, к сожалению, знают не все прихожане. А ведь это сильное оружие в борьбе со всякими болезнями. Во время сугубой молитвы к Богу обращаются с индивидуальной просьбой и молятся не за список людей, а неустанно просят за одного конкретного человека. Такое усердное моление способно совершить настоящее чудо.

Во время Литургии священник также зачитывает списки имён, однако они имеют отношение не к отдельной требе, а к обедне, сорокоусту или проскомидии.

Правила заказа

Молебен о здравии обычно читается в церкви, значит, там его и нужно заказывать. Обычно при храме или даже прямо в нём есть специальный киоск, называемый свечной лавкой. Помимо свеч, там можно приобрести много других предметов - просфоры, иконы, нательные крестики, молитвословы и даже православную художественную литературу.

Там же можно заказать молебен о здравии. Образец записки с именами, которые нужно помянуть, составляется по следующим правилам .

Готовый бланк передаётся в киоск или относится на место, где будет служиться треба. Поскольку правила в разных приходах и монастырях бывают различными, этот момент можно уточнить у работников церкви. Иногда может не понадобиться писать записку самостоятельно, нужно продиктовать имена свечнице, а дальше она всё сделает сама.

Чтобы получить максимальную пользу для души, стоит отстоять на богослужении, где будут зачитываться написанные имена. Но если такой возможности нет, можно подать записку и уйти из храма, попросив у Господа прощения за невозможность остаться. В любом случае обо всех людях, записанных на молебен, будет читаться молитва о здравии.

Православный Иерусалим вообще предлагает заказывать богослужения удалённо, через интернет. Чтобы о болящих помолились на Святой Земле, достаточно записать в форму имена поминаемых в родительном падеже, и произвести оплату по реквизитам, представленным на сайте. Заказать молебен можно не только о здравии живущих людей, но и за упокой душ умерших. Но в последнем случае богослужение будет называться панихидой.

К кому обращаться в молитвах

Наиболее распространены на богослужениях обращения напрямую к Господу. Благодарственные молебны служатся только Ему, поскольку лишь Бог может дать просимое. К святым же обращаются, чтобы они выступили посредниками между человеком и Господом, попросили Его о чуде.

Поскольку угодники заслужили своё высокое положение на небесах земными поступками, к ним обращаются с определёнными просьбами. Например:

  • святых князей Глеба и Бориса молят об исцелении больных суставов;
  • у пророка Захарии и его жены Елизаветы, бывших родителями Иоанна Крестителя, просят вылечить бесплодие;
  • к Серафиму Саровскому обращаются за выздоровлением от психических заболеваний.

Но чаще всего молебны о здравии проводятся перед иконой Целителя Пантелеймона. Если же они посвящены другим житейским нуждам, то о помощи путешествующим обычно просят Николая Чудотворца и апостола Луку, а об удаче в торговых делах - Иоанна Сочавского.

Однако самым сильным заступничеством славится Матерь Божия. Жалея всех людей: и праведников, и грешников, она неустанно молит Сына о сострадании и помощи страждущим. Верующие любят добрую и милосердную Деву Марию. Иконописцами создано множество её образов, перед каждым из которых можно служить молебен.

У Богоматери можно просить не только телесного, то есть физического здоровья, но и душевного равновесия, позволяющего чувствовать себя хорошо и спокойно. Известным образам Богородицы совершают молебны в самых различных случаях:

Если в храме нет какого-либо из образов или по каким-то причинам нельзя заказать молебен за здравие при конкретном заболевании, не нужно отчаиваться. Богослужение может проводиться абсолютно перед любой иконой, главное, искренне просить о помощи.

Обязательные молебны

Чтобы подать записку о здравии, необязательно заказывать частную требу. Можно дождаться богослужения, проводимого в церкви по расписанию. Кроме того, есть особые дни, в которые молебны проводятся в обязательном порядке:

Посещать все молебны подряд вряд ли у кого-нибудь получится, но на некоторых из них присутствовать нужно обязательно. Когда в жизни случается беда, у человека нет лучших помощников, чем Небесные жители. Когда случается что-то хорошее - выздоровление, неожиданный успех или просто в жизни всё ровно и благополучно, необходимо искренне благодарить Господа.

Во всём полагаясь на волю Божью, не стоит забывать о том, что нужно прилагать и собственные усилия к разрешению проблем. Так, одними молебнами о здравии вылечиться от серьёзных заболеваний не получится. Бог посылает людям врачей и больницы, так что ни в коем случае нельзя пренебрегать медицинской помощью.

Молебен - это молитва с благодарением или прошением к Богу. Может совершаться как в конце Литургии так и отдельным последованием, которое по сути является сокращенным вариантом утрени и состоит из тропарей, канона, Евангелия, ектении и молитвы.

Что представляет собой молебен по форме? Это общая или частная молитва в храме или на дому.

Многие люди, бывающие в храме, но не посвященные в церковную жизнь видят как подают записки или даже сами подают записки. Так что значит листок с надписью молебен? Это и есть сам молебен? - подумают простые люди. Нет, записки - это лишь атрибут, это форма, а сама молитва - это и будет сутью молебна.

Молебен - это горячая молитва к Богу о чем-то конкретном. Если учитывать это и обратится к Священному Писанию, то что же там говорится о молебнах? Апостол Иаков говорит нам в Соборном послании "Болен ли кто из вас , пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. " Иак 5:14. Молебен как правило совершается в Церкви. А Церковь - это "Тело Его, полнота наполняющего все во всем" Еф 1:23. Поэтому в любом богослужении и молебне мы как бы являемся частицей в теле. То есть важно для христианина должно быть участие в любом Богослужении, ведь через него мы приобщаемся телу Церкви, а через это приобщаемся и самому Христу. Церковная молитва она конечно имеет бОльшую благодать, бОльшую силу, чем молитва одного человека.


Заказать молебен в Иерусалиме

Записки с именами в измерении истории Церкви стали входить совсем недавно, а раньше записок не было. Но был особый чин поминовения и молитв - это помянник. Сейчас тоже есть помянники, но в Церкви их не используют. Записка "Молебен" по сути это небольшой помянник, в котором указываются некоторые имена с пояснением(Раб Божий, болящий и т. д.).

О силе совместной молитвы говорит сам Господь: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них " Мф. 18: 19,20. то есть Господь говорит, что молитва общая действеннее, так как Сам Господь невидимо присутствует в такой молитве. Так молитва доходит быстрее до Бога, а результат не заставляет себя долго ждать. Благодать Господа нашего Иисуса Христа чувствуется сильнее в общей молитве, в храмовой, поэтому молебен общественный, храмовый обладает большей силой.

Молебны бывают двух типов: 1) молебен прошения 2) молебен благодарственный. Молебен прошения имеет своей целью попросить у Бога что-то конкретное:

Благословение в деле, в начинании

Что такое Церковная записка, и какие они бывают?

Дорогие братья и сестры!

Совершая церковное поминовение, мы самым лучшим образом заботимся о своих родных и близких. Живущим с нами просим у Господа телесное здравие, благополучие и душевное спасение, а усопшим блаженный и безмятежный Рай.

Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.

Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей)

и О упокоении, (в нее записываются имена усопших).

Записки делятся на две категории:

разовые (одноразовое поминание) – простая, заказная, особая, панихида, молебен,

и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.

Теперь я постараюсь как можно понятней описать значение и поминание каждой из них. (Есть один момент, который Вам лучше уяснить сейчас. Во все категории (кроме панихиды в которую вписываются имена только о упокоении и молебна – где пишут имена лишь о здравии ), можно подать записки как О здравии так и О упокоении.

Записки с разовым поминанием (на одну службу)

Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).

Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).

Особую записку также читает сам священник но четыре раза, присовокупляя к каждому имени особое прошение. (Если человек болящий, то прошение о болящем, если путешествующий, то прошение о благополучном путешествии, если у человека какая-то другая нужда, то прошение о благополучном исполнении дела). В первый раз во время проскомидии, второй раз на Литургии во время ектеньи, и два раза на молебне.

Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых. Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, прп. Сергию Радонежскому, блж. Матроне Московской, и другим святым).

Молебен может быть просительным (когда Вы просите о чем-либо, например перед началом важного дела, об исцелении больного, о путешествующих, на начало учения детей, молебен в день именин своему Небесному покровителю и т.д.), или благодарственным (когда Вы уже благодарите Господа, Богородицу и святых об исполнении Вашего прошения).

Молебны служатся в храме в основном после Литургии, но иногда и до Литургии, или в любое другое время.

Панихида – это особое Богослужение о усопших. Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь. Если душа усопшего в аду, то с каждой за нее молитвой, она чувствует облегчение в муках, пока Господь, по Вашим постоянным молитвам, совсем не простит ее и не примет в Рай. Если же душа усопшего в Раю, то в каждый раз, как только вы молитесь о ней, она молится за вас, и ее участь становиться более счастливой (так как в Раю нет предела блаженству!).

Поэтому святые отцы заповедают молиться о умерших даже в том случае, если их душа находится в Раю.

Записки с многоразовым поминанием

Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.

Полгода – эта когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.

Год – имя поминается на каждой службе в течении всего года с выниманием частицы из просфоры.

Я описал те записки, которые можно подать во всех храмах Русской Православной Церкви, и, конечно же, в наш Свято — Никольский храм.

С уважением, священник Фёдор Зинченко.

Как правильно подавать записки ",О здравии", или ",Об упокоении",

Что такое помянник и церковная записка?

Церковная записка, подаваемая ",О здравии", или ",Об упокоении", - это сравнительно недавнее явление.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.


Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме?

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.
Церковная молитва - эта та молитва, о которой Господь сказал: ",Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них", (Мф. 18, 19-20).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм - дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.
В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо ",Христос умер за грехи наши", (1 Кор. 15, 3). ",Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира", (1 Ин. 2,2).
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров - хлеба и вина, - Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.
Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва - святое Причастие.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу .

",Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы. чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам", (Ин. 15, 16).
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего. ",совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков", (1 Тим. 2,1).
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: ",Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним", (Иак. 5, 14).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.
- Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн.
- Помолитесь, - продолжала просить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
- Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.
Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
- Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Кого нужно и можно поминать в записках?

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами,
- ",О здравии", .

Понятие ",здравие", включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: ",молитесь друг за друга", (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от ",здравия", которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним - Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: ",прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины", (1 Тим. 2, 1-4).
Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: ",Поминайте наставников ваших", (Евр. 13,7).
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи. ",Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного", (1 Тим. 5,8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: ",отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон", (Рим. 13,7-8).
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас", (Мф. 5, 44).
Молитва за врагов, за враждующих - великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем - и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, - ",Об упокоении", .

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: ",Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы", (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу - Господа Иисуса Христа. ",Живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми", (Рим. 14, 8-9).
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии?

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?
Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия - это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.
В переводе с греческого это слово означает ",принесение", - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.
Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.
Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба - этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, ",агничная", полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.
Из второй просфоры, ",богородичной", священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.
Из третьей просфоры, ",девятичинной", вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.
После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых - о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших - Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
На дискос укладываются и эти вынутые частицы - сначала за живых, ниже - за усопших
Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: ",Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя) ",.
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это - первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.
Это - великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.
",На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная. Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!",
Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.
Это - заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.
Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения ",Святая Святым", эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.
Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.
Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: ",Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде. Кровию Твоею Честною",.
Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии - ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.
Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу - и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Что такое заказная записка?

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.

Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.
Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке - после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой - и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Сорокоусты - это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
",Сорокоусты, - пишет св. Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу - ред. ). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом",.
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Молебен - это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д.
Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен - в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, - или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц . на полугодие . на год .
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения - общий вопль к Богу, троекратное ",Господи, помилуй!",
Диакон призывает: ",Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!",
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: ",Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. - Помилуй нас, Боже. ",
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей ",во Христе братии нашей", о властях и воинстве.
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости.
Плодоносящие и доброделающие - это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.
В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен - ",диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших",. Диптихи - это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой - усопших.

Почему надо молиться об усопших?

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.
Наши молитвы об усопших - это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.
Церковь - это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос.
К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере.
Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, - ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.
Наша обязанность - заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.
Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.
Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них - домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на божественной литургии.
",Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?", - пишет святитель Иоанн златоуст.
Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что ",милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех", (Тов. 12, 9).
Святитель Иоанн Златоуст советует: ",Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук",.
Преподобная Афанасия, сказав, что ",если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов", добавляет: ",если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям",.
Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва.
Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, пресуществляются в Плоть и Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

Как правильно поминать усопших?

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной.
С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой .
Таким образом, поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются . Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.
Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.
В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.
Молитвы возносятся о людях ",от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере",.

Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название ",радуница", или ",радоница",.

Троицкая родительская суббота - в этот день (в субботу перед днем Святой Троицы - А.Л. ) Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит ",упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших",.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю (8 ноября по новому стилю - А.Л. )). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа (11 сентября по новому стилю - А.Л. ), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи .

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин .
Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок ",Об упокоении", такие же, как и записок ",О здравии",.
",На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою, а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений", - писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

Как часто следует подавать записки для поминания?

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет ил святой долг .
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь - в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

ПАМЯТКА
для желающего подать записку
о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва .
3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос ",кого?",).
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан - например, ",о здравии", епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
5. То же относится и к запискам ",об упокоении", - например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец - младенца Иоанна.
9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть ",болящего", ",воина", ",путешествующего", ",заключенного",. Не пишут в записках - ",страждущего", ",озлобленного", ",нуждающегося", ",заблудшего",.
10. В записках ",Об упокоении", усопший в течение 40 дней по кончине именуется ",новопреставленный",. Допускается в записках ",Об упокоении", написание перед именем ",убиенный", ",воин", ",приснопамятный", (день смерти, день именин усопшего).
Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Записки ",О здравии",

Записки ",о здравии", подаются в церковный киоск на православных (Некрещёный - для Бога не рождённый!). Кроме имени, можно указать священный сан, воин (если это профессия или человек находится на действительной срочной службе), младенец (если ребёнку нет 7 лет), отрок (от 7 до 14 лет), болящий.
Все имена пишутся разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (кого?). Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти. Имена пишутся в канонической форме. Ваша записка должна выглядеть примерно так:

иерея Николая
иеромонаха Илии
инокини Александры
младенца Виктории
отрока Илии
Наталии
болящей Марии
воина Василия
болящей Варвары
и всех сродников.

Прежде чем продолжить рассказ, сделаем небольшое отступление. Наверное, все посещающие Богослужения слышали, как батюшка на молебнах читает по листочкам имена. Но многие не знают, что есть службы, на которых имена вслух не оглашаются. Эти имена священник поминает во время молитвы в алтаре, совершая Таинство Проскомидии. Чтобы не было недоразумений, ниже по тексту мы будем уточнять, на каких службах имена оглашаются, а на каких нет.
Записки можно подать на обедню или Литургию (оглашаются), на Проскомидию (не оглашаются), на полгода (не оглашаются), на год и более (не оглашаются).
Записку о болящем лучше подать на Литургию (то же самое, что обедня) (оглашаются), написав только одно имя, например: болящего Кирилла.
Подавая записку в киоск, нужно сказать, на какую службу вы подаёте записку или на какой срок (сорокоуст - 40 дней).
Кроме перечисленных выше, можно заказать заздравный молебен (оглашаются) или акафист (оглашаются). Акафист можно заказать Святой Троице, Божией Матери, святым. (Акафист - название особенных хвалебных, благодарственных песнопений).
Молебны бывают не только ",О здравии", но и на начинание всякого доброго, Богоугодного дела и благодарственные - по завершении дела. Благодарственный молебен нужно заказывать Святой Троице.
Уезжая куда-либо, закажите молебен о путешествующих. Можно заказать молебен всем святым или кому-либо из святых лично.
Есть молебны ",по частным нуждам",. Это название чисто условное, собирательное. К архангелам, святым и иконам Божией Матери можно обратиться за помощью о врачевании недугов, о наставлении в учении, о избавлении от винного запойства, утешении в бедах и тому подобном.

Записки ",Об упокоении",

Записки ",об упокоении", подаются в церковный киоск на крещёных, православных, в праведном духе скончавшихся, т.е. умерших естественной или случайной смертью, но не оставивших жизнь по своему желанию (самоубийцы). Кроме имени, можно указать священный сан, отношение к армии на момент смерти, младенец (если ребёнок умер до семилетнего возраста), отрок (от 7 до 14 лет). Все имена нужно писать разборчиво, лучше печатными буквами, в родительном падеже (кого?).

инокини Ольги
воина Иоанна

Илии
Марии
Владимира
Екатерины
Гавриила
младенца Георгия и всех сродников.

Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти. Имена пишутся в канонической форме. Подавать записки нужно до начала службы, но лучше это сделать заблаговременно на определённое число или на какой-то определённый срок: на сорок дней (сорокоуст), на полгода, год. В этом случае ваши родные будут поминаться в течение указанного срока на каждой заупокойной службе, панихиде.
С подачей записки желательно сделать приношение в церковь или поддержать неимущих.
В киоске есть книжечки ",Поминовение",. Можно купить их, заполнить и подавать в киоск по надобности. В раздел ",о упокоении", вписываются имена на основаниях, указанных выше, но с условием: отпетые по кончине в церкви . Эти усопшие поминаются священником в алтаре во время совершения им Таинства Проскомидии. (В этом случае имена вслух не оглашаются).

В каждом храме есть свои нюансы. Где-то принимают просто ",заказные", и ",простые", и более не ломают головы. Уточните в киоске, где принимают записки, как Вам лучше поступить.

С.Ч. Почему в записках о здравии и упокоении Церковь требует указывать только православные имена?

Алексий Второй: Православная церковь по преимуществу молится о своих чадах, живых или усопших. Есть разные мнения о том, можно ли молиться о неправославных христианах. Наверное, большого греха в этом нет, особенно если человек принадлежит или принадлежал к одной из церквей, крещение в которых мы признаем за таинство. Однако о некрещеных живых молиться нужно частным образом, прося Господа привести их к вере, а усопшие нехристиане, даже если мы вверяем их загробную судьбу в руки Божии, не могут быть поминаемы за богослужением. Ведь человек, не бывший частью Церкви на земле, не может войти и в Церковь Небесную.

Нельзя подавать записки о самоубийцах. Если же это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Внесение имени живого человека в записку об упокоении никоим образом этому человеку не вредит.