Домой / Порча и сглаз / Синтоистский храм в японии. Синтоизм в Японии – национальная религия, ритуалы

Синтоистский храм в японии. Синтоизм в Японии – национальная религия, ритуалы

В Японии традиционные места религиозного поклонения можно подразделить на две категории — синтоистские святилища (дзиндзя ) и буддийские храмы . Подробно поговорим сегодня о первых.

В синтоизме святилища — это места для поклонения ками , или «богам». Сами священные объекты поклонения находятся во внутренней палате святилища и скрыты от чьих-либо глаз.

Люди посещают святилища, чтобы выразить своё почтение ками, а также, чтобы помолиться об удаче.

Святилища становятся объектами паломничества во время праздников и фестивалей, таких, как , сэцубун , и др.. В святилище по традиции приносят младенцев в возрасте нескольких недель. Там же, многие пары проводят свадебные церемонии.

Рассмотрим, что из себя представляют традиционные достопримечательности синтоистских святилищ:

Тории

Великие тории или о-тории святилища Ицукусима, построенны в 1168 г. на расстоянии 200 метров от берега. Вид на них традиционно считается одним из трех красивейших видов Японии.

Одни или несколько врат тории располагают у входа в святилище. Они могут быть различных цветов и сделаны из различных материалов. Большинство, однако, сделаны из дерева и имеют оранжево-черную окраску. Тории символизируют переход между миром людей и миром духов.


Тории у святилища Фусими Инари в Кёто

Комаину

Комаину — это пара охранных статуй собак или львов, которых часто можно встретить установленными по обеим сторонам от входа в святилище. Однако, если речь идет о святилищах Инари , то вместо собак, и тем более львов, выступают лисы.

Источник с очистительной водой

Его располагают недалеко от входа в святилище. Перед тем как войти в главный зал надлежит очиститься — помыв руки и прополоскав рот.

Главный зал и зал подношений

В зависимости от архитектурного стиля святилища, главный зал (хондэн ) и зал подношений (хайдэн ) — это либо два отдельных здания, либо одно совмещенное. Внутренняя палата главного зала хранит святыню святилища, в зале же подношений посетители возносят свои молитвы и делают подношения.

Сцена

В некоторых синтоистских храмах имеется сцена для постановок театра но или танцев бугаку .

Посетители святилища пишут свои желания на этих деревянных дощечках и оставляют их в святилище, в надежде, что их желания исполнятся. Большинство желают крепкого здоровья, успеха в бизнесе, удачи на вступительных экзаменах, любви и богатства.

Омикудзи

Омикудзи — это листочки, с написанными на них предсказаниями, их можно встретить во многих святилищах и храмах. Листочки содержат случайным образом написанные предсказания, значения которых рознятся от дайкити («огромной удачи») до дайкё («огромного несчастья»). Повязывая такой листочек вокруг ветки священного дерева или специальной рисовой веревки (см. фото), можно заставить «хорошее» предсказание сбыться и предотвратить исполнение «плохого».

Симэнава

Симэнава — это соломенная веревка, с подвязанными к ней зигзагообразными полосками бумаги (сидэ ).

Ею отмечают границу чего-то священного, например, её можно увидеть на ториях, повязанной вокруг священных деревьев, камней и т.д..

Похожую веревку, носят ёкодзуна , борцы сумо самого высокого ранга, во время проведения ритуальных церемоний.

В некоторых святилищах могут быть и дополнительные здания, например, домик жреца, офис, склад для микоси и другие вспомогательные здания.


Микоси, это как раз то, что на носилках — хранилище священного предмета (синтай), в котором и обитает ками

С другой стороны, то чего практически невозможно найти на территории синтоистского святилища — это кладбище. По той причине, что смерть в синтоизме противопоставляется чистоте и относится к компетенции буддизма.

За века произошло смешение архитектурных стилей синтоистских святилищ и буддийских храмов Японии. Большинство стилей отражает влияние архитектуры буддийских храмов материковой Азии. Лишь несколько святилищ, сохранившихся до наших дней, можно считать построенными в чисто японском стиле, наиболее ярким примером могут служить синтоистские святилища провинции Исэ.

В Японии десятки тысяч синтоистских святилищ, условно их можно подразделить на следующие группы:

Имперские святилища

Это святилища, которые были построены и управлялись непосредственно японским правительством. Наиболее примечательные из них это святилища провинции Исэ, святилище Идзумо и святилище Ацута, а также несколько новых святилищ, построенных в эпоху Мэйдзи, такие, как Токийское святилище Мэйдзи


Святилище Мэйдзи в Токио

и святилище Хэйан в Кёто . Имперские святилища легко отличить по наличию герба императорской семьи – хризантемы
, к тому же, их чаще называют дзингу , чем дзиндзя.

Святилища Инари


У входа в святилище Фусими Инари

Они посвящены ками (божеству) риса Инари . Их можно легко узнать по статуям лисиц, т.к. эти животные считаются посланниками Инари. В Японии тысячи святилищ Инари, одним из самых известных является святилище Фусими Инари в Кёто.

Святилища Хатимана


Святилище Цуругаока Хатимангу

Посвящены Хатиману, ками войны , который в прошлом был особенно популярен у кланов воинов. По сути, Хатиман — это покровитель воинов, синтоистское божество, при жизни же он был императором по имени Одзин (390-415).

В Японии тысячи святилищ Хатимана, но, наверное, самое известное – это святилище Цуругаока Хатимангу в Камакуре.

Святилища Тэндзина


Святилище Дадзайфу Тэнмангу

Посвящены ками Сугавары-Митидзанэ (который человек и пароход божество), ученому и политику эпохи Хэйан .

Сугавара Митидзанэ работы мастера Хидэтоси Тэрады (1880)

Эти святилища особенно популярны у студентов, готовящихся к вступительным экзаменам. Их легко узнать по статуям быков и сливовым деревьям (любимым деревьям Митидзанэ).

Самое первое и наиболее известное святилище Митидзанэ — Дадзайфу Тэнмангу близ Фукуоки.

Святилища Сэнгэн

Посвящены принцессе по имени Конохана Cакуя, которая является божеством горы Фудзи .

Конохана Cакуя работы великого мастера Кацусики Хокусая

В Японии больше тысячи таких святилищ, главные из них расположены непосредственно у подножия Фудзи.

Святилища, посвященные основателям могущественных кланов


Святилище Тосёгу
Святилище Канадзава Ояма

Некоторые могущественные кланы, оставившие значительный след в истории Японии, успели также построить святилища своим основателям. Наиболее ярким примером могут служить несколько десятков святилищ Тосёгу, посвященных знаменитому даймё и сёгуну , в том числе, святилище Тосёгу в Никко. Другим примером может служить святилище Канадзава Ояма , посвященное Маэде Тосииэ , основателю, могущественного местного клана Маэда.

Местные святилища

Огромное множество местных святилищ, посвященных местным же синтоистским божествам.

Основной религией Японии является синтоизм, где в качестве объектов поклонения используются различные мифические духи и божества. Главным храмом синтоизма является Храм Исэ, найти который можно в префектуре Миэ. Храм посвящён Аматэрасу - богине солнца и прародительнице императорского рода. Этот храм имеет особое значение в культуре японцев, потому они предпочитают называть его просто Дзингу.

Храм Исэ делится на два полноценных комплекса. Первый из них представляет из себя святилище Найку, который полностью посвящён Аматэрасу. Второй комплекс является святилищем Гэку, где главным объектом поклонения является мифическая кухарка Аматэрасу и по совместительству Богиня Еды - Тоёукэ.

Помимо исторических памятников, Храм Исэ может похвастаться садами, огородами, соляными мельницами и даже собственным производством сакэ.

Координаты : 34.45501400,136.72579500

Храм Асакуса Каннон

Храм Асакуса Каннон, известный также как Сэнсо-дзи, - древнейших храм, который находится в оживленном районе Асакуса и ведет свою историю с 7 века.

Согласно легенде, 5-сантиметровая статуя богини Каннон, хранящаяся в алтаре храма, была выловлена рыбаками в водах реки Сумида в 628 году. Деревенский староста принес ее в свой дом, который позже объявил храмом богини.

После пожаров, уничтожавших постройки, но не саму статую, на этом месте в 645 году был построен величественный храм, получивший признание даже со стороны сёгунов, военных правителей страны.

К сожалению, основной зал Каннон-до, существовавший с 1651 года, знаменитая пятиярусная пагода и массивные ворота были разрушены во время Второй мировой войны. Нынешние строения храма являются железобетонной копией своих предшественников.

Координаты : 35.71480100,139.79683900

Храм молодой" бледной травы

Сэнсо-дзи является самым старым буддийским храмом на территории Токио. Согласно преданиям, храм был основан в 628 году на месте обнаружения статуи бодхисаттвы Каннон. В XVII-XIX веках храм был местом официальных молебнов сёгуната Токугава. До Второй мировой войны Сэнсо-дзи принадлежал школе Тэндай.

К храму от ворот Каминаримон ведёт старинная торговая улица Накамисэ-дори. Ещё в начале 18 века окрестным жителям было даровано разрешение торговать на подступах к храму. В многочисленных магазинчиках продаются сувениры и традиционные сладости.

Синтоистский храм Мэйдзи

Крупнейший синтоистский храм Японии располагается в Токио. Храм Мэйдзи Дзингу охватывает территорию в 700 тысяч квадратных метров и является центром паломничества всех верующих синтоистов. Пик посещений храма Мейдзи приходится на новогодние праздники.

Храм Мэйдзи Дзингу относительно молодой - его строительство началось в 1915 году, через три года после смерти императора Мэйдзи. Имя этого человека вписано золотыми буквами в истории Японии, именно благодаря ему Япония выбралась из глубокого Средневековья.

Открытие храма Мэйдзи состоялось в 1926 году. Впоследствии храм сильно пострадал под американскими бомбардировками во время Второй мировой войны. Реконструкция длилась несколько лет, свой нынешний вид храм приобрёл только в 1958 году.

Координаты : 35.67640200,139.69930200

Храмовый комплекс "Серебряный Бор"

Храмовый комплекс "Серебряный Бор" – храмовый комплекс, который включает в себя сто три здания, которые расположены среди великолепной природы.

Два из главных храмов относятся к синтоизму, а один – к буддизму. Девять построек комплекса входят в список национальных сокровищ Японии.

Находящийся в ста двадцати пяти километрах от Токио, храмовый комплекс изначально стал культурным и религиозным центром. Комплекс был построен в XVII веке как мавзолей Тогугавы, основателя сёгуната. Постройки выполнены в традиционном стиле эпохи Эдо.

Одними из самых знаменитых мировых достопримечательностей являются три фигуры обезьян – "ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу".

Комплекс занесен в мировое наследие ЮНЕСКО в 1999 году.

Координаты : 36.75814100,139.59913700

Храм Зойойи

Храм Зойойи (Zojoji Temple) - здесь ряды маленьких статуй Йизобосацу (хранитель душ мертворожденных детей), некоторые одеты в детскую одежду и держат вертушки. Одно из самых странных и трогательных зрелищ в городе.

Храм Ринно-дзи

Храм Ринно-дзи – самый большой и древний буддийский храм в Никко.

Изначально в нем определялись направления религиозной деятельности Никко. Главным настоятелем храма являлся принц императорской фамилии, о чем нам говорит изображение императорского герба на главных воротах.

Внутри храма находятся три большие статуи Будды, которые расположены в самом большом зале Самбуцудо (Зал трех будд). Этот зал – самая большая храмовая постройка в Никко. Высота его - двадцать пять метров, длина – тридцать два.

Первоначальный зал был разрушен в 1868 году после отделения синто от буддизма, но в 1887 году после продолжительных восстановительных работ он был возрожден.

Координаты : 36.75332700,139.60094000

Храм Дайюинбё

В нескольких минутах ходьбы от могилы Иэясу Токугавы в Никко расположен храм Дайюинбё (Daiyuinbyo) с мавзолеем его внука Иэмицу (Iemitsu).

В отличие от Иэясу, внука не обожествляли в синтоистском пантеоне, поэтому мавзолей не называют святилищем. Он несколько скромнее по масштабам, но выполнен в том же стиле гонгэн-дзукури, пышно декорирован золотом, резьбой по дереву, скульптурными изображениями. Хотя Дайюинбё - храм синтоистский, в нем легко можно обнаружить присутствие богов и символов буддийского пантеона. В декоре преобладают китайские мотивы - с киринами, львами, тиграми, драконами и цветами.

Координаты : 36.75649000,139.63190500

Храм Цуругаока Хатимангу

Из Токио в Камакуру можно попасть за полчаса. Именно здесь располагается знаменитый буддистский храм Цуругаока Хатимангу. Окружённый сакурой и азалией, Цуругаока Хатимангу хранит в себе древние традиции Японии и своим видом производит незабываемое впечатление (особенно ближе к концу весны, когда расцветают деревья и цветы).

Свою историю храм Цуругаока Хатимангу начинает в 1063 году. Инициатором строительства выступил легендарный японский военачальник Ёриёси Минамото. Храм посвящён Хатиману - божеству, олицетворяющему военное дело.

Возле храма над одним из прудов можно увидеть Барабанный мостик. Если верить легенде, то человек, который сумеет пройти по этому мосту, обретёт долголетие. Но сделать это отнюдь не просто.

Координаты : 35.32608500,139.55643400

ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

В 1871 году архимандрит Николай переселяется в Токио. В предместье Суругадай, в квартале, отведенном для иностранцев, он приобретает участок земли и начинает строительство здания миссии с маленьким домовым храмом при нем. Но, по мере возведения миссии, значительно увеличивается число прихожан храма, и к концу 70-х годов встает вопрос о необходимости строительства большого православного храма. На купленном участке земли на холме Суругадай, где находилась православная миссия, не хватило места для столь грандиозного собора. Пришлось делать искусственную насыпь достаточно большой высоты, укрепляя ее сосновыми сваями. Все работы выполнялись с особой тщательностью по причине сложных сейсмических условий и, как говорил сам владыка Николай, «не было ничего рассчитанного на роскошь». Собор заложили в марте 1884 году строительство его продолжалось 7 лет.

Храм Футарасан

Храм Футарасан входит в храмовый комплекс Тосёгу. Он был воздвигнут в честь божества горы Нан-тай. Это самое старое здание в Никко, построенное в 1617 году.

Долгие годы храм принадлежал секте Сюгэндо, искавшей пути спасения души в аскетизме горных отшельников. Со временем храм разросся, и его отдельные сооружения были разбросаны по окрестностям Никко. В дни праздника Яёи мацури (13-17 апреля) на территории Футарасан дзиндзя проводятся представления ритуальных танцев кагура. Но при желании любой паломник может заказать исполнение танца кагура и в другие дни за умеренную плату. Святилище Футарасан отражает идею синтоистского поклонения природе.

Координаты : 36.75851900,139.59648400

Храм Мэйдзи Дзингу

Храм Мэйдзи Дзингу – крупнейшее синтоистское святилище в Токио, которое посвящено императору Мэйдзи и его жене.

Построенное в 1920 году святилище было разрушено во время Второй мировой войны. Восстановление было завершено только в 1958 году.

Мэйдзи Дзингу расположен на территории парка Йойоги. Парк засажен высокими деревьями, которые создают постоянный полумрак, что придает ощущение заброшенности. При Мэдзи Дзингу находится музей-сокровищница, где хранятся различные предметы, посвященные правлению императорской семьи.

Каждый посетитель имеет возможность получить омикудзи – вытянуть из деревянного ящичка листочек с предсказанием на английском языке. Перед этим необходимо бросить монетку.

Координаты : 35.67661200,139.69935200

Храм Котоку-ин

Храм Котоку-ин знаменит благодаря статуи Большого Будды, находящейся во внутреннем дворе храма.

Сейчас эта огромная бронзовая статуя является главной достопримечательностью Камакуры. Большой Будда стал символом этого древнего города как для приезжающих сюда иностранных туристов, так и для любого японца. Японцы называют его «Дайбуцу» (Daibutsu). Большой Будда объявлен Национальным сокровищем и ежегодно привлекает 1,2 миллиона туристов.

Высота статуи с пьедесталом: 13,4 м

Высота Будды: 11,3 м

Храмовый комплекс Нарита-сан

Храмовый комплекс Нарита-сан – самый крупный буддийский комплекс в восточной Японии.

Нарита-сан был возведен в 940 году. В настоящее время в комплекс входят старый и новый холлы храма, трехуровневая Пагода Мира и другие постройки.

Центральный объект поклонения – статуя буддийского божества Фудо Мё.

При храме разбит живописный японский ландшафтный садик. Место очень посещаемо туристами. Это во многом объясняется близостью к международному аэропорту. Сюда часто приходят те туристы, которые ограничены во времени между пересадками, но при этом хотят познакомиться с культурой Японии.

Координаты : 35.78607000,140.31838400

Храм Якуоин

Храм Якуоин – храм на вершине горы Такао, куда паломники приходят помолиться горным синтоистским богам.

Храм был построен в 744 году и посвящен Будде – покровителю здоровья. К сожалению, за свою историю храм несколько раз полностью уничтожался пожаром – особо сильные были в 1504 и 1677 годах. Несмотря на многочисленные пожары, храму удалось сохранить более двух с половиной тысяч документов, которые сегодня могут рассказать нам об истории средних веков.

Посетив храм на горе Такао, вы насладитесь прекрасными пейзажами и познакомитесь с одним из самых почитаемых священных мест, которое более тысячи лет являлось центром горного вероисповедания.

Координаты : 35.62508800,139.24365900

Буддийский храм Богини Милосердия Канон

Одной из главных достопримечательностей токийского района Асакуса, безусловно, является храм богини Каннон. Удивительный храм ведёт свою историю с 628 года.

Местные жители с удовольствием рассказывают легенду о появлении храма. Их истории повествуют о двух братьях-рыбаках, что однажды выловили из местной реки статуэтку богини Каннон. То ли испугавшись, то ли не зная как поступить, братья выбросили статуэтку обратно. Но не тут-то было - статуэтка вновь попалась на крючок. Узнав об этом, старейшина деревни забрал статуэтку у братьев и поставил её в своём доме, тем самым превратив его в храм. Впоследствии импровизированный храм ожидали большие изменения.

Сегодня огромная крыша храма Каннон видна из любого места в районе Асакуса. Благодаря изысканной архитектуре храм пользуется огромной популярностью среди туристов.

Сложный процесс культурного синтеза местных племен с пришлыми заложил основы собственно японской культуры, религиозно-культовый аспект которой получил наименование синтоизма. Синто («путь духов») – обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Истоки синтоизма восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей и т.п. Древние японцы, как и другие народы, одухотворяли окружавшие их явления природы, растения и животных, умерших предков, с благоговением относились к посредникам, осуществлявшим связь с миром духов, – к магам, колдунам, шаманам. Позже, уже испытав влияние буддизма и многое переняв от него, первобытные синтоистские шаманы превратились в жрецов, отправлявших обряды в честь различных божеств и духов в специально для этого сооружаемых храмах.

Древнеяпонские источники VII - VIII вв. – Кодзики, Фудоки, Нихонги – позволяют представить картину верований и культов раннего, добуддийского синтоизма. Видную роль в нем играл культ мертвых предков – духов во главе с клановым первопредком уд-зигами, символизировавшим единство и сплоченность членов рода. Объектами почитания были божества земли и полей, дождя и ветра, лесов и гор. Как и другие древние народы, земледельцы Японии торжественно, с обрядами и жертвоприношениями, отмечали осенний праздник урожая и весенний – пробуждение природы. К умиравшим своим соплеменникам они относились как к уходившим в какой-то иной мир, куда для сопровождения умерших должны были следовать окружавшие их люди и предметы.

Те и другие изготовлялись из глины и в обилии погребались в месте с покойными (эти керамические изделия называются ханива).

События, описываемые в большинстве мифов, происходят в так называемую «эру богов» - промежуток от возникновения мира до времени, непосредственно предшествующего созданию сборников. Продолжительность эры богов мифы никак не определяют. По окончании эры богов наступает эра правления императоров - потомков богов. Истории о событиях времён правления древних императоров заканчивают свод мифов. Оба сборника описывают одни и те же мифы, нередко в различной форме. В «Нихонги», кроме того, каждый миф сопровождается перечислением нескольких вариантов, в которых он встречается.

Первые истории рассказывают о возникновении мира. Согласно им, мир первоначально пребывал в состоянии хаоса, содержащего в себе все элементы в смешанном, бесформенном состоянии. В некий момент первозданный хаос разделился и образовались Такама-но хара (яп. 高天原?, Равнина Высокого неба) и острова Акицусима (яп. 蜻蛉島?, Острова Стрекоз). Тогда же возникли первые боги (в разных сборниках они называются по-разному), а следом за ними стали появляться божественные пары. В каждой такой паре были мужчина и женщина - брат и сестра, олицетворяющие различные природные явления.

Очень показательной для понимания мировоззрения синто является история Идзанаги и Идзанами - последней из появившихся божественных пар. Они создали остров Онногоро - Срединный столп всей земли, и заключили между собой брак, став мужем и женой. От этого брака появились японские острова и множество ками, заселивших эту землю. Идзанами, произведя на свет бога Огня, заболела и через некоторое время умерла и отправилась в Страну Мрака. В отчаянии Идзанаги отрубил голову богу Огня, и из его крови произошли новые поколения ками. Скорбящий Идзанаги последовал за женой, чтобы вернуть её в мир Высокого Неба, однако застал Идзанами в ужасном виде, разлагающейся, ужаснулся увиденному и бежал из Страны Мрака, завалив вход в неё скалой. Разгневанная его бегством Идзанами пообещала убивать тысячу человек в день, в ответ Идзанаги сказал, что будет ежедневно строить хижины для полутора тысяч рожениц. Эта история как нельзя лучше передаёт представления синто о жизни и смерти: смертно всё, даже боги, и нет смысла пытаться вернуть умерших, но жизнь побеждает смерть через перерождение всего живого.

Со времён, описанных в мифе об Идзанаги и Идзанами, мифы начинают упоминать о людях. Таким образом, мифология синто относит появление людей к временам, когда только появились японские острова. Но сам по себе момент появления людей в мифах специально не отмечен, отдельного мифа о сотворении человека нет, поскольку представления синто вообще не проводят жёсткого различия между людьми и ками.

Вернувшийся из Страны Мрака Идзанаги очистился, омывшись в водах реки. Когда он совершал омовение, из его одежды, украшений, капель воды, стекающей с него, появилось множество ками. В числе прочих, из капель, омывших левый глаз Идзанаги, появилась богиня Солнца Аматэрасу, которой Идзанаги отдал Равнину Высокого Неба. Из капель воды, омывшей нос - бог бури и ветра Сусаноо, получивший под свою власть Равнину Моря. Получив под свою власть части Мира, боги начали враждовать. Первым был конфликт Сусаноо и Аматэрасу - брат, посетив сестру в её владениях, повёл себя буйно и несдержанно, и в конце концов Аматэрасу заперлась в небесном гроте, принеся в мир тьму. Боги (по другой версии мифа - люди) выманили Аматэрасу из грота с помощью пения птиц, танцев и громкого смеха. Сусаноо принёс искупительную жертву, но всё равно был изгнан с Равнины Высокого Неба, поселился в стране Идзумо - западной части острова Хонсю.

После истории о возвращении Аматэрасу мифы перестают быть последовательными и начинают описывать отдельные, не связанные друг с другом сюжеты. Все они рассказывают о борьбе ками друг с другом за владычество над той или иной территорией. В одном из мифов рассказывается о том, как внук Аматэрасу, Ниниги, сошёл на землю, чтобы править народами Японии. Вместе с ним на землю отправились ещё пять божеств, давших начало пяти наиболее влиятельным кланам Японии. Другой миф говорит, что потомок Ниниги Иварэхико (носивший при жизни имя Дзимму), предпринял поход с острова Кюсю на Хонсю (центральный остров Японии) и подчинил себе всю Японию, основав, таким образом империю и став первым императором. Этот миф - один из немногих, имеющих датировку, он относит поход Дзимму к 660 году до н. э., хотя современные исследователи полагают, что события, отразившиеся в нём, в действительности происходили не ранее III века нашей эры. Именно на этих мифах основан тезис о божественном происхождении императорской фамилии. Они же стали основанием для государственного праздника Японии - Кигэнсэцу, дня основания империи, отмечаемого 11 февраля.

Пантеон синтоизма огромен, причем его рост, как это было и в индуизме или даосизме, не контролировался и не ограничивался. Со временем на смену первобытным шаманам и главам родов, отправлявшим культы и обряды, пришли специальные жрецы, каннуси («ведающие духами», «хозяева ками»), должности которых были, как правило, наследственными. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались, возводились на новом месте чуть ли не каждые двадцать лет (считалось, что именно такой срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).

Синтоистский храм делится на две части : внутреннюю и закрытую (хондэн), где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений (хайдэн). Посещающие храм заходят в хайдэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произносят при этом слова молитвы (это можно и про себя) и уходят. Раз или два в году при храме бывает торжественный праздник с богатыми жертвоприношениями и пышными богослужениями, шествиями с паланкинами, в которые на это время из синтая переселяется дух божества. В эти дни жрецы синтоистских храмов в своих ритуальных облачениях выглядят весьма парадно. В остальные же дни они посвящают своим храмам и духам немного времени, занимаются будничными делами, сливаясь с простыми людьми.

В интеллектуальном отношении, с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстрактных конструкций, синтоизм, как и религиозный даосизм в Китае, был недостаточным для энергично развивающегося общества. Неудивительно поэтому, что проникший с материка в Японию буддизм довольно быстро занял ведущие позиции в духовной культуре страны.

Тории — один из негласных символов Японии. Два столба, соединенные вверху двумя перекладинами, покрытые ярко-красным лаком или демонстрирующие естественную красоту непокрытой древесины. Чаще всего тории установлены перед синтоистскими храмами, и порой можно увидеть настоящие коридоры, образованные ториями на протяжении всего пути к святилищу. Но нередко их можно увидеть стоящими отдельно на открытой местности или в воде. Куда ведут эти врата без створок и стен? В священный мир ками — божеств и духов синто, национальной религии японцев.

Синтоизм, или синто (Shinto — «путь богов») — древняя японская религия, основа которой в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё в окружающем мире одушевлено, обожествлено. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками: духи природы (гор, воды, камней, растений, животных), души усопших (предков, великих воинов, лидеров, учёных).

В пантеоне синто более 8 миллионов ками, но основное божество — богиня Солнца Аматэрасу Омиками, которая считается прародительницей императорской фамилии, что, в свою очередь, является основой культа императора. Для синтоиста император всегда был культовой фигурой, главой нации-семьи. А непрерывность императорской династии, древнейшей из ныне царствующих домов — предмет гордости всех японцев.


Кроме этого, в синтоизме еще три культа: культ предков, культ природы и культ чистоты. Предков поминают и молятся перед табличками с их именами. Предполагается, что души ушедших предков витают в пределах обитания живых и помогают им жить. Что касается природы, то она воспринимается синтоистами как источник всей жизни. В природе нет некрасивого, все совершенно.



Чистота важна для японцев не только в физическом, но и в духовном смысле: будучи необычайно чистоплотным физически, японец старается не допустить «загрязнения» души так же настойчиво, прогоняя от себя неприятные эмоции и устраняя вызвавшие их причины. Поскольку грязь отождествляется синтоизмом со злом, очищение служит основой всех обрядов.

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с окружающим миром, где божества — ками, люди и души умерших живут рядом. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через который всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни. Особо набожные синтоисты мечтают после смерти стать одним из ками.


Имея древнее происхождение, синтоизм развивался под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма, отчасти смешиваясь с этими религиями. Именно благодаря буддизму возникли стационарные синтоистские храмы, которые до этого долгое время представляли собой временные конструкции для проведения того или иного ритуала. Да и приняв постоянные формы, храмы полностью перестраивались каждые двадцать лет.

Сегодня в Японии более 80 000 синтоистских храмов. Большинство из них посвящены одному определённому ками. Обычно святилище состоит из двух или более строений, расположенных в гармонии с природным ландшафтом. Главное здание — для божества. Изображений богов внутри храма обычно не делается, но могут присутствовать изображения животных, ассоциирующихся с ними.



На подступах к храму всегда есть небольшой бассейн или водоем для проведения очистительного ритуала. Непременный атрибут синтоистского храма — толстая веревка, сплетенная из рисовой соломы. Ритуал посещения храма очень прост. В месте для омовений верующий ополаскивает из ковша руки, затем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает рот, после чего наливает из ковша воду в ладонь и омывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего чистым.

Приблизившись к храму, верующий может позвонить в колокол, если таковой имеется — чистое звучание колокола отпугивает злых духов и умиротворяет душу. Далее, опустив в стоящий перед алтарём деревянный решётчатый ящик монету, два раза хлопает в ладоши, чтобы привлечь внимание божества, очень тихо либо вообще мысленно произносит короткую молитву произвольной формы и кланяется.



Прежде чем покинуть храмовую территорию, многие верующие размещают на специальном стенде свое желание, написанное на деревянной дощечке. Когда дощечек собирается много, их сжигают и богам становятся известны желания смертных. Особенно популярен этот ритуал среди молодежи.

Кроме того, многие покупают почтовые открытки, талисманы и принадлежности для домашних алтарей, а также получают божественные предсказания на длинной полоске белой бумаги. Хорошие предсказания уносятся из храма домой, а плохие привязываются к специальной решетке на территории храма или к веткам растущих по соседству деревьев.

Синтоистские храмы

Сегодня синтоизм является преимущественно религией одного храма. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались, возводились на новом месте чуть ли не каждые двадцать лет (считалось, что именно такой срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).

Существование каждого святилища имеет конкретное обоснование, будь то природное явление, историческое событие, имеющее важное значение для данной общины, акт персонального поклонения или покровительство властей. Богом или ками каждого святилища может быть природное явление, одно из божеств, упоминаемых в «Кодзики» или «Нихонги». Также им может быть какой-либо легендарный или исторический персонаж.

Томоэ Гозен, всадник

Синтоистский храм в Киото

У приверженцев синто существует три основных типа святилищ. Одни из них, в которых находятся ками данной местности (удзигами), чисто местного значения. К другому типу храмов относятся святилища целевого назначения. Их посещают, чтобы получить помощь в достижении определенной цели, например в успешной сдаче экзамена или заключении выгодной сделки.

Наконец, третью группу составляют общенациональные святилища. Примером такого храма может служить святилище Мэйдзи в Токио, воздвигнутое в честь Муцухито, императора-реформатора XIX в., пребывание которого при власти и получило название Мэйдзи – «просвещенное правление».

Синтоистский храм делится на две части: внутреннюю и закрытую (хон-дэн), где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений (хайдэн). Передняя часть зала для молений часто украшена толстой веревкой (шименава) и сложенными во много раз белыми полосками бумаги. Так обозначаются границы священной территории или священного предмета. Иногда их просто развешивают вокруг скалы или дерева в знак того, что они тоже считаются святилищами и в них живет ками.

Посещающие храм заходят в хайдэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произносят при этом слова молитвы (это можно и про себя) и уходят. Раз или два в году при храме бывает торжественный праздник с богатыми жертвоприношениями и пышными богослужениями, шествиями с паланкинами, в которые на это время из синтая переселяется дух божества. В эти дни жрецы синтоистских храмов в своих ритуальных облачениях выглядят весьма парадно. В остальные же дни они посвящают своим храмам и духам немного времени, занимаются будничными делами, сливаясь с простыми людьми.

В интеллектуальном отношении, с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстрактных конструкций, синтоизм, как и религиозный даосизм в Китае, был недостаточным для энергично развивающегося общества. Неудивительно поэтому, что проникший с материка в Японию буддизм довольно быстро занял ведущие позиции в духовной культуре страны.

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

Храмы Существовали во дворцах и молельни для «партикулярных» культов - маленькие святилища или «часовенки» в удалении от мегарона. Берущие молились более чем двум десяткам богов, как общепочитаемым, так и сугубо местным, о которых мы узнаем из табличек и иконографии

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Храмы гастрономии Многочисленные рестораны были рассчитаны на содержимое разных кошельков и на любые вкусы. У каждого национального меньшинства были свои заведения, соответствовавшие их запросам. И несмотря на то, что французы в этой профессии первенствовали, китайцы,

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Брахманы и храмы Жрецами индуизма, носителями основ его религиозной культуры, ритуального обряда, этики, эстетики, форм социально-семейного уклада и быта были члены брахманских каст, потомки тех самых жрецов из варны брахманов, которые еще до нашей эры являлись

автора Бретон Жан-Франсуа

Из книги Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э. автора Бретон Жан-Франсуа

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Из книги Тайная миссия Третьего Рейха автора Первушин Антон Иванович

7.3. Храмы «Аненербе» В целом работа «Аненербе» как организации внутри СС могла вестись только в двух направлениях: идеология и обучение. Практические результаты можно было использовать при формировании мировоззренческого авангарда национал-социалистического режима.

Из книги Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры автора Шово Мишель

ЖРЕЦЫ И ХРАМЫ Самые религиозные людиЧувства, которые выражал Геродот{137} в V веке о религиозности египтян, мог бы разделить четыре века спустя любой из посетивших страну, будь то грек или римлянин. На самом деле, существует мало стран, где религия была бы настолько связана с

Из книги Друиды автора Кендрик Томас Даунинг

Глава V Храмы По всей видимости, можно считать общим правилом, что создание величественных сооружений для отправления культа не свойственно первобытным народам, исповедующим религию, находящуюся на такой же стадии развития, как друидизм. Для таких народов сам ритуал

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Храмы огня В 30-х гг. IV в. до н. э. держава Ахеменидов пала под ударами армий Александра Македонского. В конце IV в. до н. э. Иран вошел в состав греко-македонского государства Селевкидов, а затем царства новой иранской династии, Аршакидов, с центром в отпавшей от македонян в

Из книги Петр I. Начало преобразований. 1682–1699 гг. автора Коллектив авторов

Монастыри и храмы АЛЕКСА?НДРО-НЕ?ВСКАЯ ЛА?ВРА – мужской монастырь в Санкт-Петербурге, расположенный при впадении в Неву Черной речки (ныне р. Монастырка). Возведен в степень лавры в 1797 г. (Лавра – название самых крупных мужских православных монастырей.)Монастырь основан в

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Храмы Хеттские места богослужения были разнообразны, начиная со скального святилища под открытым небом в Язылы-кая и кончая сложными храмами циклопической кладки, найденными в Богазкее. В некоторых городах храм был одновременно центром гражданского управления и

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Храмы предков Алтари и храмы были обязательной принадлежностью каждой семьи. Даже самая бедная семья, не имевшая еще своего храма и бывшая, как правило, боковым ответвлением главной линии какого?либо родового культа, имела алтарь предков, располагавшийся на самом видном

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Синтоистские праздники Синтоистские праздники отличаются особой красочностью и пышностью. Как правило, они включают в себя торжественное шествие или ярмарку с лавками и балаганами. Праздники собирают большое количество людей, многие из них под этим предлогом любят