Домой / Привороты / Фундаментальные исследования. Духовно-нравственное возрождение Всем ли близки эти идеи

Фундаментальные исследования. Духовно-нравственное возрождение Всем ли близки эти идеи

Основные составляющие понятия «духовность»

Огромным достижением начального этапа процесса обновления общества и реформирования экономики, бесспорно, следует считать те конкретные завоевания, которые нашли своё воплощение в духовной сфере. Возрождение духовности и культуры народа, возвращение ему его подлинной истории и самобытности приобретают решающее, определяющее значение для успешного продвижения вперёд на пути обновления и прогресса нашего общества.

Возвращение к своим истокам, осознание глубины и величия культурного и духовного наследия наших великих предков, внёсших огромный вклад в достижения мировой культуры, воспитания в каждом поколении бережного отношения к своему прошлому, благородным национальным и религиозным традициям; одновременно с этим ясное понимание необходимости освоения и приобщения к ценностям современной мировой цивилизации и духовности - вот конкретная почва, на которой строится наша политика обновления и повышения национального самосознания, политической зрелости и активности населения.

Сегодня, когда мы живём и трудимся над построением демократического справедливого общества, государства с мощным экономическим потенциалом, нам небезразлично, на какой духовно-нравственной основе мы переходим к рынку. Благополучие многих зависит прежде всего от них самих, от их подготовленности к новым условиям, к новым отношениям. Судьба каждого во многом определяется его профессиональным мастерством, моральными устоями, способностью адаптироваться к новой динамично меняющейся среде. Переход к рынку - это своеобразный экзамен на жизненную зрелость и стойкость. Здесь абсолютно недопустимы духовная пустота или культ вседозволенности. Поэтому мы особое значение придаём проблемам духовно-нравственного возрождения и очищения. В противном случае воцарится как это, к сожалению имеет место в ряде регионов бывшего Союза хаос и беспредел.

Какие главные и необходимые уроки нравственности мы внесли из прожитого и сделанного на первом этапе реформ.

Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народов Востока. Несмотря на жёсткий идеологический прессинг на протяжении длительного периода, народу Узбекистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции, которые бережно передавались от поколения к поколению.

В произведении «Узбекистан на пороге XXI века» Каримов И.А. подчеркнул, что «Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства».

История становится подлинным воспитателем нации. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание, становятся источником нравственного воспитания и подражания. В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность.

Великие наши предки: Имам Бухари, Ат-Термези, Накшбанд, Ходжа Ахмад Яссави, Аль Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Амир Темур, Улугбек, Бабур и многие другие внесли огромный вклад в развитие нашей национальной культуры, стали поистине предметом гордости нашего народа. Эти имена, их выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации известны сегодня всему миру.

Исторический опыт, преемственность традиций - всё это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения. Не случайно наша культура стала центром притяжения для всего человечества: Самарканд, Бухара, Хива - места паломничества не только учёных и ценителей искусства, но и всех людей земли, которых интересует история и исторические ценности.

Этническая, культурная и религиозная терпимость нашего народ - ещё один неиссякаемый источник духовного Возрождения. На протяжении тысячелетия Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Даже те, кто завоёвывал эти территории, не только приклонялись перед культурой народов Центральной Азии, но и бережно перенимали традиции, элементы существовавшей на этой территории государственности.

Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира. Это первый признак мощи Духа народа, который настолько ярок и самобытен, что не только не страшиться интеграции, а напротив, стремится быть органической частицей мирового сообщества.

Возрождение духовно-национальных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления нашего народа, явилось важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства. Реконструируются старые мечети и строятся новые; расширяется сеть учебных заведений; публикуется религиозная литература.

Ещё одним мощным источником духовных ценностей является традиционная этика семьи и родственных отношений, основными принципами которой всегда было почитание старших, взаимовыручка, забота о детях.

Возрождение ценностей семьи и родственных отношений должно означать не увековечивание отживавших семейно-родовых отношений, а возможность экономического, культурного и профессионального раскрепощения каждой семьи.

Мы должны научиться бережно относиться к тем культурным истокам, которые всегда давали возможность самым широким слоям населения приобщиться к лучшим образцам национальной классической и современной культуры. Не случайны значительные успехи в области музыкального, изобразительного, монументального и прикладного искусства Узбекистана, получившие широкое признание за рубежом. Широкая пропаганда и популяризация лучших образцов национальной и мировой культуры должны стать основой духовного воспитания подрастающего поколения, современной молодёжи.

Обретение государственного суверенитета и рождение 1 сентября 1991 года независимой Республики Узбекистан явилось важнейшей датой в истории узбекского народа, всех народов узбекской земли.

Духовность связана с утвердившимися в качестве ведущих идеями, а также мировоззрением и убеждениями людей. Действительно, духовность не может быть чем-то случайным, второстепенным и временным в сознании. Она, превратившись в стойкие убеждения, поднявшись до уровня ценностей, играет решающую роль в определении божественных отношений и человеческого поведения. Без убеждения не бывает духовности.

Духовным фундаментом независимости явились стремление народов Узбекистана к свободе, социальной справедливости и росту национального самосознания. Сегодня независимость должна иметь новые мировоззренческие и духовные основы.

Духовные основы - это, прежде всего отношения личности и общества к действительности: природе, человеку, общественным явлениям. Эти отношения должны основываться на рациональной продуктивной вере, убеждении, высокой духовности.

В систему духовных основ современности входят 3 большие группы понятий:

  • 1. Следует особо выделить философские сознание, веру, убеждение, мораль, эстетическое сознание, правовое сознание, религиозное сознание, новое мировоззрение, идеологию национальной независимости.
  • 2. Различные формы духовной культуры, в т.ч. конкретные виды искусства- художественная литература, театр, музыка, живопись и т.д.
  • 3. Народное образование, система научных исследований, творческие союзы, печать, полиграфия, средства массовой информации, различные учреждения и организации, занимающиеся идеологической и воспитательной работой.

Культурное наследие, будучи мощнейшим средством формирования национального самосознания, национальной гордости, является и универсальной духовной основой укрепления независимости. В нём сосредоточены и мораль, и право, и обычаи, и традиции, и литература, и уроки истории-всё и вся.

Всё вышесказанные духовные основы, формирующие новое мышление, являются важнейшими условиями воспитания нового человека и его воли, направленной на защиту, укрепление независимости и суверенитета своей страны.

Анализ концепции Президента РУз Каримовым И. о национально-духовном возрождении общества

Среди наиболее важных приоритетов развития Узбекистана на ближайшую перспективу Каримов И. особо выделил проблему дальнейшего духовного обновления общества. «Мы все, - подчеркнул президент, - должны чётко осознавать, что от духовного возрождения народа, сохранения традиций, развития культуры и искусства зависит положение дел в других сферах, зависит насколько результативными будут проводимые реформы».

Поэтому проблема духовности, проблема духовного и нравственного воспитания приобретает сегодня особенно важное значение.

Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей. В произведении «Узбекистан на пороге XXI века» условия безопасности и гарантии прогресса Каримов И.А. подчёркивает, что «исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания и национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства. Этническая, культурная и религиозная терпимость нашего народа - ещё один неиссякаемый источник духовного возрождения».

Духовное возрождение - это появление нового поколения творческой интеллигенции, мышление которой определяет дух независимости. Отказ от старых застывших догм не есть, в нашем понимании отказ от своего исторического прошлого. Это отказ от однобокости и узости мышления.

Без духовного возрождения народа невозможно преодолеть последствия господства административно- командной системы во всех сферах жизни общества, невозможно осуществлять курс на демократизацию общества, на установление гармоничных отношений между обществом и природой, между людьми в данном обществе, между обществами, регионами, в масштабах всего человеческого сообщества; невозможно видеть принципиальное единство национальных и общечеловеческих ценностей, перспективы развития данного общества, его место и роль во всей мировой цивилизации.

Возрождение духовно-религиозных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления нашего народа, и явилась важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства. Реконструируются старые мечети и строятся новые; расширяется сеть учебных заведений; публикуется религиозная литература.

Говоря о дальнейшем духовном обновления общества Каримов И.А. отметил, что перед ним стоит задача сформировать духовность свободного гражданина, личности, иначе говоря, воспитать свободных, всесторонне развитых людей, которые хорошо знают свои права, опираются на свои силы и способности, имеют самостоятельный взгляд на происходящее вокруг них и вместе с тем, сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа.

Благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашей общественной жизни, открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира.

Когда мы говорим о духовности, то, прежде всего, представляем себе ту внутреннюю силу, которая пробуждает человека к духовному очищению и росту, обогащению внутреннего мира, укрепления воли, целостности убеждений, побуждению совести.

В работе “Узбекистан на пороге XXI века» Каримов И.А. считает, что признание независимого Узбекистана мировым сообществом, широкая внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность нашего государства стали дополнительным импульсом к возрождению духовных ценностей и потенциала узбекского народа, осознанию себя в качестве полноправной нации в семье других народов. Широкие международные контакты создали благоприятную почву не только для более глубокого познания мировой культуры, приобщения к общечеловеческим ценностям, но и позволили развиться таланту узбекского народа в различных сферах деятельности, дали возможность в полной мере проявить такие исключительные качества, как предприимчивость и коммуникабельность, быстрое овладение несколькими иностранными языками. Благодаря этим контактам новый импульс к развитию получили и традиции национального гостеприимства и хлебосольства.

Будущее нашего народа, прежде всего, зависит то него самого, от духовной энергии и творческой силы его национального сознания. Естественное стремление к материальному благополучию не должно заслонить необходимость духовного и интеллектуального роста нации. Духовность и просвещённость всегда были самыми сильными отличительными чертами нашего народа на всём протяжении его многовековой истории.

Именно в сочетании наших традиционных ценностей с ценностями современного демократического общества - залог нашего будущего процветания, залог интеграции нашего общества в новое сообщество.

«С первых дней нашей независимости,- подчёркивает наш Президент в своём произведении «Узбекистан на пороге XXI века»,- важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течение многих веков создавалось нашими предками…Возрождение духовных ценностей мы рассматриваем как органический, естественный процесс роста национального самосознания, возрождения к духовным истокам народа, его корням».

Проблемы духовности отражены в таких работах Президента Республики Узбекистан.Каримова И.А, как «Узбекистан устремлённый в XXI век: Доклад на четырнадцатой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Идеология- это объединяющий флаг нации, общества, государства», «Узбекистан на пороге XXI века» и др.

историческая духовность каримов

1

Статья посвящена переосмыслению проблем духовности и нравственности, определяющих формирование личности в условиях социальных изменений. Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование и развитие общества, как единого социального организма. В такой системе духовные ценности обеспечиваются уникальной традиционностью, которая уже имеет в своей основе необходимые нравственные и этические принципы. Целевая функция ценностей должна состоять не только в достижении современной личностью разного рода материальных благ, но главное – в духовном личностном совершенствовании. В статье утверждается, что в социокультурном пространстве современного общества духовность и нравственность способствуют формированию сознания человека и определяют его поведение и деятельность. Они применимы в качестве оценочного основания ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, оказывают значительное влияние на процесс формирования личности на социокультурном уровне, становятся предметом культуры. По мнению авторов, духовно-нравственные ценности содержат в своей основе две группы социальных процессов: духовно-продуктивную деятельность, направленную на производство духовных ценностей, и деятельность по освоению социального опыта, духовных ценностей, накопленных человечеством в ходе своего развития.

духовность

нравственность

общество

культура

духовная культура

личность

общественное сознание

1. Бакланов И.С. Тенденции социальной динамики и когнитивные процессы: на пути к обществу ультрамодерна // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2008. – № 4. – С. 67–73.

2. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. – 2010. – Т. 4. – С. 396-408.

3. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2011. – № 2. – С. 152–154.

4. Ерохин А.М. Культурологический аспект формирования религиозного сознания // European Social Science Journal. – 2013. – № 11–1 (38). – С. 15–19.

5. Ерохин А.М., Ерохин Д.А. Проблема «профессиональная культура ученого» в контексте социологического знания // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2011. – № 5–1. – С. 167–176.

6. Говердовская Е.В. Культурно-образовательное пространство Северного Кавказа: ориентиры, проблемы, решения // Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 6. – С. 218–227.

7. Говердовская Е.В. О стратегии развития высшего профессионального образования в поликультурном регионе // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 12. – С. 29–31.

8. Камалова О.Н. Проблема интуитивного познания в иррациональной философии // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 4. – С. 68–71.

9. Колосова О.Ю. Духовная сфера: универсализм и самобытность // European Social Science Journal. – 2012. – № 11-2 (27). – С. 6–12.

10. Колосова О.Ю. Духовно-экологическая детерминация современного цивилизационного развития // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 14. – С. 104–109.

11. Колосова О.Ю. Эколого-гуманистические ценности в современной культуре // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 2. – С. 108–114.

12. Лобейко Ю.А. Паритет здоровьесберегающего профессионального образования будущих педагогов в контексте антропологического подхода // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 4. – С. 33–40.

13. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем обществе»? // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2012. – № 3. – С. 11–18.

14. Несмеянов Е.Е. Проблема преподавания религиоведения и духовно-нравственной культуры в поликонфессиональном регионе // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 3. – С. 94–95.

15. Редько Л.Л., Асадуллин Р.М., Галустов А.Р., Перязев Н.А. Педагогические вузы должны измениться // Аккредитация в образовании. – 2013. – № 6 (66). – С. 65–68.

16. Шефф Г.А., Камалова О.Н. Некоторые аспекты проблемы гносеологического статуса религии в русской религиозной философии: С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2013. – № 4. – С. 31–34.

Оказывая существенное влияние на духовное состояние общества, духовность и нравственность находят свое выражение в способах и целях духовной деятельности в социуме, в характере удовлетворения потребностей общества, в целостном проявлении мироощущения социального бытия . Они, распространяясь, утверждаются через социальные институты, в духовной сфере жизнедеятельности общества .

Особенно актуальным является вопрос сохранения и современного восприятия духовно-нравственных традиций, их влияния на ценностные ориентации личности в условиях смены парадигм в мировоззрении. События, происходящие в духовно-нравственном и социокультурном пространстве общества, позволяют говорить о том, что в социуме на данный момент весьма заметно ощущается недооценка духовно-нравственных традиционных ценностей, которые издавна являлись неотъемлемой частью жизни и развития нации.

Необходимость выработки новой духовной парадигмы требует концептуального прояснения самого феномена духовности, характеризующегося абстрактностью в обыденном сознании и отсутствием общепринятого понятия на теоретико-философском уровне . Традиционные духовные и нравственные ценности занимали и будут занимать главное место среди категорий философии. Именно вокруг явлений духовно-нравственной жизни человека в основном осуществлялось становление отечественной мысли, определяя направление развития философии и в наше время. Место традиционных духовных и нравственных ценностей в обновленном обществе, несомненно, должно являться центральным, несмотря на тот факт, что в социокультурном пространстве множество опасных процессов и явлений, деструктивно влияющих на каждую личность и общество в целом . Современная материальная культура создает внутри себя антидуховные и антитрадиционные структуры, которые являются только внешним отражением вековых духовно-нравственных ценностей, по сути же являющимся неверным направлением в процессе осознания личностью истинной традиции. Такие структурные образования чрезвычайно опасны для развития всей цивилизационной культуры .

Нравственность в осмыслении феномена духовности в значительной мере определяется тем, что фактически под духовным возрождением подразумевается нравственное возрождение как возможный фундамент экономико-правовой и социально-политической стабильности. Формирование и усвоение духовных и нравственных ценностей - это процесс, обусловленный общественным характером отношений, определяющий развитие человеческого общества. Одна из основ социального взаимодействия в обществе - усвоение нравственных ценностей. Усваивая определенные духовные и нравственные ценности, человеку необходимо придерживаться традиционных путей такого достижения, которыми пользовались его предшественники и преемственность которых обеспечивается традицией. Этот момент духовного совершенствования человека позволяет утверждать, что основным условием ценностных ориентаций личности в современном обществе должно стать сохранение вековых духовно-нравственных традиций .

Социально-философское осмысление традиции позволяет выявить в ее структуре ряд особых качеств, среди которых наиболее важными являются характеристики непрерывности и преемственности, позволяющие традиции осуществлять свою основную функцию сохранения многовекового опыта народа и существовать в качестве важнейшего фактора трансляции социальной стабильности в обществе.

Феномен традиции органически укоренен в прошлом времени, а его воспроизводство происходит в насущной жизнедеятельности, и, опираясь на современную реальность определяет истинность человеческих поступков и действий в будущем . Очевидным также является и то, что адаптация традиций в социуме к современной действительности происходит только благодаря их культурному проявлению во всех областях как материальной, так и духовной жизни общества .

Фактор единства материального и духовного в обществе является главным в понимании природы возникновения и поддержания стабильности и преемственности развития социума, и здесь можно говорить о духовности народа, являющейся силой, которая не только сплачивает людей в сообществе себе подобных, но и обеспечивает единство душевных и телесных сил отдельного индивида.

Духовность в качестве особого феномена, являющегося неотделимым от насущного человеческого существования, обуславливаясь прошлым и опираясь на процессы современной действительности, придает содержательность человеческой жизни, направляет ее по определенному пути, и здесь важнейшую роль играет традиция, обеспечивающая преемственность и непрерывность развития общества. Духовная чистота, решимость исполнить все нравственные принципы и требования, которые содержатся в неизменном виде благодаря традиции, обеспечивается производной от духовности категорией «нравственность».

Нравственность есть проявление духовности. Духовность и нравственность в социально-философском аспекте являются во многом сходными категориями, поскольку их проявление почти всегда основано на личностном восприятии и последующем воспроизведении в обществе, важную роль в котором играет традиция.

Традиция является неотъемлемым условием позитивного существования и развития современного социума и выражается в обществе посредством сложной системы моделей и стереотипов жизненного поведения, духовной и нравственной практики народа, доставшихся нам от наших предков и существующих в современном социокультурном пространстве в качестве неоценимого духовно-нравственного опыта .

Духовность и нравственность являются основой ценностной ориентации личности. Ценности существуют как в материальном, так и в духовном мире человека. Материальная составляющая феномена традиции является инструментом отражения духовного начала, особого нравственного мира личности, подобно тому, как тот или иной символ, изобретенный самим человеком, несет в себе выражение духовного подтекста явления, материализуемого данным символом. В случае существования традиции в обществе без указанной духовной предпосылки ее возникновения она была бы обречена на периодическое исчезновение вместе с соответствующим поколением или индивидом, искусственно материализовавшим ее. Однако именно реальный человеческий мир, его материальное бытие с неизменными проблемами существуют в качестве инструментов изменения традиций, дополнения их определенными новациями и даже толчком к отмиранию таковых с учетом их актуальности. Традиции порождают ценности и сами являются ценностью для индивида и общества, а значит, в исследовании сущности традиции необходимо вести речь о взаимодействии в ее рамках духовной и материальной составляющих, их тесного соединения как феноменов в жизни современного общества и личности . Смысл существования отдельной личности составляет духовно-ценностную среду жизни индивида в социуме. Личность всегда способствует развитию ценностных взаимоотношений в обществе.

Духовность и нравственность, определяя основные приоритеты современного общества, способствуют укреплению стабильности и устойчивости его существования, инициируют социокультурную модернизацию и дальнейшее развитие . Формируя самобытность, они были и остаются доминантой для создания необходимого духовно-нравственного ядра, в основе которого общественное сознание, на основе которого развивается социальная жизнь.

Построение той или иной духовно-нравственной системы происходит на основании процессов современного развития общества, но его базой, так или иначе, является коренная традиция прошлого, играющая основную конструирующую роль. Способность традиции духовно обогащаться, впитывая в себя определенные новации, не противоречащие, а иногда полностью соответствующие традициям, необходимо рассматривать как процесс возникновения новых социальных связей, как условия модернизации общества.

Вопреки богатому духовно-нравственному наследию, тот или иной этнос достаточно долго находится под влиянием информационно-культурного воздействия. Формирование духовной сферы осуществляется путем проекции чужеродных псевдокультур в сознание индивида, когда государство, общество, человек разлагаются изнутри . В такой ситуации стали отчетливей определяться изменения в системе традиционных духовных ценностей, стала особенно заметна важнейшая роль традиции в жизни человека и ее воздействие на положение в духовно-нравственной сфере жизни всего социума.

Современное общество находится под воздействием фактического доминирования массовой культуры, которая опирается на достижения технологического прогресса, но не затрагивает сущности духовной культуры как феномена человеческого бытия . Массовая культура пытается выступить в роли инструмента модернизации духовно-нравственной традиции, по сути, полностью изменяя ее сущность, что несет в себе опасность подмены изначального смысла понятий духовности и нравственности, собственно и осуществляющих процесс общественного развития.

Традиционные духовные и нравственные ценности носят всеобъемлющий характер. Духовно-нравственная традиция в качестве определенного инструмента наследования культурных достижений общества призвана способствовать сохранению «социальной памяти», или так называемой «культурной преемственности» в обществе, особой духовной связи между многими поколениями людей. Данная характеристика духовно-нравственной традиции также является необходимым условием противостояния нарастающему влиянию мировых глобализационных процессов, тенденция к усилению которых в последнее время становится все более заметной.

Современное место духовно-нравственных традиций в социокультурном пространстве общества, несомненно, должно являться центральным, но их роль в обществе подвергается множеству опасных процессов и явлений, по-своему разрушающих отдельную личность. Поиск духовных ориентиров, которыми будет руководствоваться общество в XXI веке, по мнению многих исследователей, предполагает анализ и четкое понимание каждым индивидом в рамках процесса общественного бытия особого места и роли духовно-нравственных традиций как системообразующих ценностей.

Мировой исторический опыт позволяет говорить о том, что довольно часто религия становится структурной основой, главной организующей силой бытия общества и личности. В культурном пространстве современного общества все более значимым становится процесс возрождения традиционных религий . В настоящее время интерес к религии связан с тем, что она представляет собой ориентир для самых высоких чувств и стремлений личности, традиционный пример поистине нравственного поведения человека. Говоря о христианской религии, можно утверждать, что она вновь стала элементом социально-философской мысли, носительницей общечеловеческих ценностей нравственности и духовности. Социум через особое социально-философское мировоззрение органически связан с религиозным мировоззрением . Христианская и, в частности, православная духовно-нравственная культура как чрезвычайно глубокая и разнообразная система человеческого бытия формирует личность не только в религиозном ее понимании, но и в понимании социально-философском. В таком контексте, личность постоянно находится в процессе совершенствования своего духа с помощью фундаментальных нравственных и этических установок христианской религии. Христианская духовная этическая система благодаря свойствам всеединства и общезначимости, кроме возможности решения конфликтов, возникающих внутри социокультурного организма, несет в себе силу, позволяющую регулировать духовно-нравственное становление отдельного индивида. Так, одной из приоритетных целей гуманистически ориентированной системы современного образования является воспитание духовности подрастающего поколения .

В условиях формирования духовного состояния общества совершенно необходимой является продуманная и целенаправленная государственная политика в области формирования духовных и нравственных ценностей. Эта политика должна быть частью единой стратегии изменений жизни общества, включающих в себя позитивные социальные изменения в области культуры, образования и воспитания.

Рецензенты:

Бакланов И.С., д.ф.н., профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Каширина О.В., д.ф.н., доцент, профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Работа поступила в редакцию 06.03.2015.

Библиографическая ссылка

Гончаров В.Н., Попова Н.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-7. – С. 1566-1569;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37195 (дата обращения: 26.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

О возрождении духовных, культурных ценностей, нравственности говорят много, и не только в последние десятилетия. Возрождение нравственности - тема, всплывающая всегда, когда в какой-либо стране развивается состояние кризиса или же происходят глобальные перемены. Например, о необходимости возрождения духовности, культуры, нравственности в России говорили на стыке окончания XIX и начала XX столетий. Вспоминали об этом и во времена Пугачевского бунта и прочих народных волнений. Тенденция обсуждения утери морали и культуры в обществе свойственна не только российским общественным деятелям, но и живущим в других странах тоже. К примеру, о потере нравственного стержня, утрате нравственности и пребывании в распущенности много говорили и писали деятели Французской революции. А самым впечатляющим примером духовного возрождения культуры нации, обретения нравственного стержня, вероятно, является история жизни Мессии, то есть Христа.

Как это ни парадоксально, рассуждения о том, что стране необходимо возрождение нравственности, культуры и прочих человеческих ценностей, как правило, сочетаются с какими-либо кровавыми событиями. Разумеется, ярчайшим примером этой взаимосвязи является казнь Иисуса. Если же не обращаться к религии, то историческим примером взаимного сочетания может являться любая из революций, народные волнения и бунты, террористическая активность, всплески преступности и прочее.

Что такое нравственность?

Термин «нравственность» нередко воспринимается в качестве синонима таких понятий, как «мораль» и «этика». Между тем это совершенно самостоятельное понятие, более того, оно является одной из составляющих морали.

Согласно определению, нравственность является совокупностью определенных внутренних качеств отдельного человека или же общества в целом. Перечень этих качеств напрямую зависит от исторически сложившихся особенностей развития какого-либо народа, его культурных и духовных ценностей, обычаев, традиций, принятого образа жизни, преимущественного рода занятий и прочего.

В целом же нравственные качества - это то, чем отдельный человек или же общество руководствуется при принятии каких-либо важных решений. То есть нравственность диктует поведение и поступки. Именно ею обусловлено и то, что делает человек ежедневно. К примеру, проведение досуга. Выбор развлечений всегда бывает обусловлен именно нравственностью. Способ проведения праздников и выходных дней тоже определяется набором соответствующих качеств.

Нравственность может быть разной?

Нравственное возрождение России, принципы которого частично были изложены в речи президента в 2006 году, многие граждане считают необходимостью. Речь президента получила название «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» и была опубликована в прессе.

Наибольшая ценность сформулированных президентом тезисов в том, что нравственность, традиции и культура нашей страны не монолитны. В России живет большое количество людей различных вероисповеданий, занятий, обычаев. Соответственно, их культурные и нравственные ценности отличаются. Не являются одинаковыми и этические нормы, требования к внешнему виду и поведению.

Но, невзирая на различия, россиян характеризует и набор общих для них всех нравственных, моральных и культурных ценностей. Именно о необходимости их сохранения и возрождения и говорил президент.

Правительство поддерживает заботы о нравственности?

Возрождение культурно-нравственных ценностей - часть внутренней политики российского правительства. Это достаточно обширная сфера, которая включает образование, ограничения в определенной рекламе, организацию городских праздников, фестивалей, популяризацию здорового образа жизни и религиозных торжеств, даже благоустройство дворов и улиц.

То есть возрождение культуры, духовности, моральных и нравственных качеств неразрывно связано с образом жизни и, разумеется, ее качеством. Таким образом, для вопросов нравственности важна социальная политика, образование, организация мест досуга и развлечений и многое другое. Общество - организм, в котором все между собой взаимосвязано. Невозможно ожидать высоко моральных поступков от людей, не испытывающих уверенности в завтрашнем дне, боящихся отпустить детей на прогулку или же не имеющих рабочего места с официальной зарплатой и многого другого. Нельзя пробудить интерес к духовности и культуре родной страны у людей, считающих каждую копейку и не всегда сытых.

Соответственно, без непосредственного участия властей о возрождении нравственности и речи быть не может. При этом важна не только намеченная правительством страны линия, но и непосредственные действия властей на местах. Разумеется, важным моментом в политике, направленной на возрождение культуры нации, является сотрудничество светских чиновников с духовенством, руководителями религиозных и общественных организаций.

Что мешает процессу возрождения?

Когда телевидение или пресса рассказывает о том, как пытаются дискредитировать идею возрождения нравственности в нашей стране, они обычно упускают из виду простые факторы. То есть, освещая достаточно спорные высказывания о том, что сама идея возрождения традиций, духовности и нравственных качеств неминуемо приведет не к развитию самосознания людей, патриотизму и прочему, а к расизму, не говорят о том, что напрямую мешает этому процессу.

Дискредитировать идею возрождения нравственных качеств у людей можно на философских и политических диспутах, а можно и непосредственными действиями. Например, насильственное насаждение здорового образа жизни в провинциальных городах. Любое насилие над волей человека вызывает противодействие с его стороны. Таким образом, местные власти добиваются не роста нравственности среди горожан, а ее еще большего упадка. Но при этом в «бумажных отчетах» все выглядит замечательно.

Пример дискредитации идеи излишним энтузиазмом

Ярким примером подобного насаждения здорового образа жизни, который неминуемо должен привести к возрождению духовных и нравственных ценностей в обществе, является засилье велосипедов. Причем, если в Москве велосипеды достаточно органично вписаны в общую городскую среду, то в провинции ситуация совершенно обратная. Передвижение на велосипедах активным образом рекламируется местными средствами массовой информации, периодически показывающими сюжеты с чиновниками, таким образом добирающимися до работы.

Пункты проката велосипедов вырастают, как грибы после дождя, взять в аренду в центре провинциального городка это транспортное средство намного проще, чем найти место под парковку. Между тем дорожки для велосипедистов отсутствуют. На самих велосипедах отсутствуют сигнальные средства. О том, сколько прогуливающихся пешеходов были испуганы сторонниками «здорового образа жизни», у какого количества пожилых людей подскочило давление или же заболело сердце, разумеется, неизвестно.

Таким образом, основная дискредитация возрождения нравственности происходит вовсе не из-за стараний противников этих идей, а из-за действий местных чиновников.

Всем ли близки эти идеи?

Далеко не всем людям близка и понятна идея нравственного возрождения. Что это - противление духовности, желание предаваться распутству и совершать Вовсе нет. Как правило, люди думающие полагают, что сама идея возрождения национальных ценностей является регрессивной. Поскольку наша страна в текущий отрезок времени в буквальном смысле активно «строит капитализм» по западному образцу, то в общество неминуемо проникают не являющиеся традиционными для него культурные и моральные ценности.

Ярчайшим примером этого являются чуждые россиянам исторически праздники - Хэллоуин, День святого Валентина и прочие. У активистов идеи национального возрождения вызывает нарекание и массовое празднование Рождества в декабре, со всем западным миром и в соответствии с традициями. О засилье Санта-Клауса и прочих рождественских персонажей Запада дискутируют в средствах массовой информации вполне серьезно. В последние годы стала прослеживаться любопытная тенденция, по мнению многих, иллюстрирующая успешное возрождение нравственности. В СМИ образ Санты почти отсутствует, а вот слова «Великий Устюг» и «Дед Мороз» начинают звучать уже в ноябре.

Нужно ли отказываться от западных ценностей?

Отрицание западных культурных и нравственных ценностей не является залогом возрождения собственных. Если рассуждать приземленно и просто, то достаточно странно перекусывать на улице блинами, а не гамбургерами или же хот-догами.

Противники идей возрождения опираются на то, что их воплощение не оставит людям выбора. И разумное зерно в таких опасениях есть. Энтузиазм сторонников каких-либо определенных взглядов зачастую включает в себя и отрицание всего, что им не соответствует.

Эти идеи исключают возможность выбора?

Возрождение традиционной нравственности часто понимают как возвращение к определенным ценностям, ныне массово отсутствующим. Разумеется, речь не идет о том, чтобы носить лапти или кокошники, однако при выборе между колой и квасом придется отдать предпочтение квасу. Конечно же, процесс возрождения национального самосознания, нравственных и моральных качеств народа намного сложнее, чем выбор между напитками, но такой пример наиболее наглядно демонстрирует его суть.

Таким образом, идеи возрождения нравственности в России не подразумевают под собой лишение человека выбора духовных, культурных ценностей или же чего-то еще. Речь лишь о том, чтобы люди вспомнили, в какой стране они родились, знали и любили собственную культуру, а не просто слепо перенимали все приходящее с Запада.

Нужно ли что-то возрождать?

У появления любой идеи имеется основание, предпосылка. Имеются они и у любого процесса, происходящего внутри общества. Таким образом, вопрос о том, нужно ли возрождение нравственности, возникает тогда, когда это действительно требуется.

Падение планки морали характеризуется отсутствием внутренних нравственных качеств или же их подменой. Именно подмена наблюдается в последние десятилетия в российском обществе. Фактически в стране существует лишь одна ценность - потребление во всех его формах и вариациях. Люди потребляют в буквальном смысле все - от продуктов питания до результатов творчества артистов. А артисты, в свою очередь, потребляют зрителей, дополняя творчество продажей маек, значков, краудфандинговыми сборами и прочим.

Мерилом же потребления являются деньги, а точнее их количество. Люди тратят больше, чем зарабатывают, что приводит к поискам дополнительных источников доходов и погружению в долги. В результате подобной круговерти в жизни на нравственность просто не остается времени, о каких-либо ценностях, не связанных с материальными аспектами, многие не просто не задумываются, а даже и не вспоминают.

Существуют ли четкие программы такого возрождения?

Программы, посвященные вопросам необходимости возрождения культуры россиян, нравственных и духовных ценностей в людях, появляются с завидным постоянством перед каждыми выборами. Их названия настолько созвучны, что для многих обывателей сливаются в нечто одно. Имеются подобные программы, касающиеся вопросов нравственности, и у различных общественных организаций.

Существуют и воплощаются такие проекты в школах и иных образовательных учреждениях, хотя и не во всех. Официальной обязательной программы, касающейся вопросов нравственности, министерство образования не имеет.

О чем написано в программах общественных организаций?

Подобные программы, как правило, являются стержневым элементом, вокруг которого и объединяются люди. Однако далеко не все они отличаются лояльностью, толерантностью и адекватностью.

Как правило, программа возрождения нравственности какой-либо из общественных организаций состоит из таких тезисов:

  • прекратить использование средств массовой информации для пропаганды насилия, разврата и извращений;
  • использовать нравственную цензуру, пресекающую попытки приучения к разрушению семей и распущенности;
  • запретить законодательно выпуск и распространение эротической и порнографической продукции;
  • стимулировать производство духовно оздоровляющих художественных произведений.

Как правило, тезисов достаточно много, но все они выдержаны в подобном ключе. Некоторые общественные деятели проявляют и большую радикальность взглядов, призывая к запретам на аборты, возвращению уголовной ответственности за гомосексуализм и прочему.

Какова позиция церкви?

Как это ни парадоксально, но представители духовенства проявляют гораздо большую терпимость, чем многие общественные организации.

Церковь поддерживает идею необходимости возрождения духовности, нравственности и моральных качеств в людях, но не призывает к радикальным мерам. Духовенство полагает, что все в руках Господа, и человеку только нужно помочь найти путь в храм, а уж душу его спасет Бог.

Вероятно, это наиболее разумное отношение к вопросам, касающимся нравственного и духовного становления нации в современное время. К примеру, на «загнивающем» и полном «морально растления» Западе верующих людей намного больше, чем в современной России. При монастырях действуют приюты и школы, больницы. Практически при каждом приходе открыты двери воскресных школ, не испытывающих недостатка в учащихся.

Важна ли церковь для нравственного возрождения?

В вопросе формирования нравственности крайне важен набор идеалов, получаемый в детстве, перечень ценностей, остающийся с человеком на всю жизнь. Без такого стержня невозможно само появление моральных принципов или же нравственных устоев.

После революции роль церкви, в традициях которой и воспитывались дети, взяла на себя партия. То есть идеалы никуда не пропали, просто на смену христианским пришли коммунистические. Сейчас же у большинства подрастающих детей в принципе нет идеалов, которые бы помогли в формировании моральных качеств.

Направления возрождения нравственности - это в первую очередь:

  • формирование идеалов;
  • предоставление духовной основы;
  • соблюдение традиций;
  • предоставление примера для поведения.

Конечно же, речь идет о воспитании детей. И роль религии в этом вопросе нельзя недооценивать. Более того, стараясь привить нравственные качества, моральные принципы и традиционные ценности детям, взрослые невольно и сами начинают им следовать.

Введение……………………………………………………………...3

1. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества....4

2. Что сейчас происходит с Россией в духовном плане – возрождение или падение?........................................................................................8

3. О духовном возрождении России………………………………….11

4. Духовное возрождение России выведет страну в лидеры………..14

Заключение…………………………………………………………..18

Использованная литература………………………………………...19

Введение

В России слово «возрождение» на устах у всех и уже не первый год. В различных вариациях и контекстах оно звучит по-разному. В устах одних это слово выражает почти утопические надежды, в речах других выполняет функцию прикрытия шовинизма и демагогии.

Сегодня приходится слышать, что возрождение России должно начаться не с государства, а с Церкви. Но если сегодня попробовать вспомнить, что говорилось лет десять тому назад о возрождении Русской Церкви, то это в принципе представлялось большинству наших архиереев достаточно примитивно: как численный рост православных, переиздание дореволюционной религиозной литературы и реставрация старых храмов

Долгие десятилетия народ нашей страны, страны научного атеизма, был лишен духовной опоры - веры в Бога. Просто верить мы уже не можем! Нам все нужно доказывать. Мы верим только в то, что доказано наукой, нисколько не задумываясь о том, как и почему развивается наука, не знаем, что физика, фактически созданная гением Ньютона как средство познания Бога по творению Его, триста лет назад была повернута на совершенно другой путь. Заявив устами Лапласа о том, что она не нуждается в гипотезе существования Бога, наука стала опорой и надежной защитницей материалистического мировоззрения.

Целью данной работы является изучение духовных потребностей человека, духовного возрождения России, о того, что оно выведет страну в лидеры. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение понятия духовных потребностей, духовного возрождения России

1. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:

Духовные потребности;

Духовная деятельность и производство;

Духовные ценности;

Духовное потребление;

Духовные отношения;

Проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера - с деятельностью зрителя и т.д.

Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая не создана. В духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное единство.

Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.

Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных - духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка - освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. - общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность - форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек.

Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.

Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте "добра и зла", "истины или лжи", "прекрасного или безобразного", "справедливого или несправедливого". В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Ценности - форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность "приподнята" над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее. Это, с одной стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой - создает предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей "земной" основы и способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий. Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл, перестать соответствовать новой эпохе.

Человек становится духовным, когда у него появляются потребности, основанные на небиологических особенностях организма, то есть потребность в получении новых знаний, потребность эффективно эксплуатировать эти знания, потребность в общении с искусством, потребность в творчестве, в самоанализе, самосовершенствовании, в сопереживании и сочувствии к окружающим и многие другие.

Набор этих потребностей у разных людей различен. Вера в бога, например, может в него и не входить. (Вообще, в моем понимании «верующий» и «духовный» не являются синонимами, и уж тем более духовность нельзя привязывать к какой-то определенной религии: мусульманин и буддист, кришнаит и синтоист могут равновероятно быть или не быть «духовными» людьми.)

Способность испытывать и удовлетворять духовные потребности ведет к усложнению личности, ее совершенствованию, формированию более гибкого реагирования на сложные и меняющиеся условия окружающего мира. Существование развитого комплекса духовных потребностей накладывает отпечаток на всю структуру личности, возвышает и облагораживает простейшие биологические потребности. Превращает, например, инстинкт продолжения рода - в способность испытывать любовь, а пищевой инстинкт - в способность испытывать эстетическое удовольствие от красивой и тщательно приготовленной пищи.

Человек, наделенный способностью испытывать духовные потребности, точнее и лучше воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Такой человек легче и быстрее понимает, что поведение, совпадающее с нормами морали, кроме прочего, дает ощущение эмоционального удовлетворения и внутреннего спокойствия, делает человека более успешным, легче достигающим своих целей. Нравственным человеком быть выгодно, и осознание этого приходит тем быстрее, чем сложнее личность.

2. Что сейчас происходит с Россией в духовном плане – возрождение или падение?

Ответ на этот вопрос зависит, по-моему, от того, какой вкладывать в это смысл. Когда о «возрождении Великой России» говорит уже бывший президент В.В.Путин, то происходит не возрождение России, а дальнейшая ее деградация. И в этом нет ничего удивительного, так как сказано же в Евангелии: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».

Сегодня приходится слышать, что возрождение России должно начаться не с государства, а с Церкви. Но если сегодня попробовать вспомнить, что говорилось лет десять тому назад о возрождении Русской Церкви, то это в принципе представлялось большинству наших архиереев достаточно примитивно: как численный рост православных, переиздание дореволюционной религиозной литературы и реставрация старых храмов. Но сейчас они понимают, что этого не достаточно.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал на пресс-конференции в мае 1999 года: «Быть может, самый больной вопрос сегодня – нравственное состояние нынешнего епископата и духовенства. Наследие, которое мы получили от большевистских времен, далеко от идеала. Подбором кадров занимался Совет по делам религий, который, по сути, преследовал атеистические цели, стремясь подорвать основы веры. Мы постоянно нуждаемся в пополнении церковных рядов новыми священнослужителями. Они особенно нужны в области социального служения и духовного воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы подготовить специалистов для служения в этих областях, необходимо 15-20 лет. Но разве мы можем ждать, когда будут воспитаны необходимые специалисты? Эти насущные проблемы должны решаться сегодня. Утрачен опыт Церкви в области социального служения, накопленный Ею до революции. Мы стремимся возродить церковную жизнь во всем ее многообразии. Основная наша цель – не реставрация храмов или монастырей. Важно помочь людям реставрировать их души. Внести нравственное и духовное оздоровление в наше больное общество» (Сергей Бычков, «Портрет Патриарха в интерьере смутного времени», «Московский Комсомолец», 25.02.2000г., стр. 3).

То есть возрождение церковной жизни понимается сейчас Патриархом и большинством современных архиереев как реставрация дореволюционного опыта в Синодальный период. Отсюда не удивительно, что речь идет лишь о социальном служении Церкви, а на практике Церковь встраивается в качестве «министерства нравственности» в структуру светского государства, как это было в царской России до революции 1917 года. Пагубность этой практики, по-моему, очевидна. Ибо Российская Православная Церковь утратила Дух Апостольской Церкви задолго до революции 1917 года, то есть уже в XVIII веке, а весь Синодальный период был лишь предсмертной агонией Церкви. Об этом, по-моему, говорится в Послании Ангелу Сардийской церкви: «Так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». Мое подробное толкование этих слов Откровения смотри в главе «Послание Сардийской церкви».

Правда сегодня приходится слышать и о возрождении Святой Руси. Но все это вырождается почему-то в создание карикатурных псевдо-православных политических партий с аналогичным названием «Возрождение» или даже «Святая Русь», но с целью участия в демократических выборах. Я считаю, что это – одна профанация, самообман и обман избирателей.

Если говорить о возрождении Святой Руси в подлинном, то есть сакральном смысле, то это – процесс невидимый, очень длительный и незаметный, как это сказано и в Евангелии: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». А станет ли это основой для возрождения России в целом, зависит не от правительства, президента и патриарха, или от какого-то «партийного строительства», а только от нашей веры, как это сказано и в Евангелии: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Если смотреть на процесс возрождения Русской Церкви с точки зрения библейских пророчеств, то об этом говорится в 12-ой главе Откровения: «Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения». Сегодня в России в духовном смысле происходит не возрождение и не падение, а прозрение и радикализация той части общества, которая считает себя православной, в вопросе о принципах государственной власти. Я считаю, что этот процесс в дальнейшем приведет к осознанию неприятия самого института демократии и необходимости восстановления в России Монархии. Тогда произойдет обострение в отношениях Церкви и светской власти и начнется гонение Церкви антихристом. Об этом же сказано и в Евангелии: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».

3. О духовном возрождении России

Более ста лет назад Макс Гендель писал: "С вступлением Солнца в знак Водолея русский народ и славянская раса в целом достигнут высокой степени духовного развития, которая продвинет их намного выше их нынешнего состояния. Существование славянской цивилизации будет кратковременным, но на протяжении своего существования она будет великой и радостной, ибо она родится из глубокого горя и несказанных страданий. А закон компенсаций приведет в свое время к противоположному. Из славян произойдет народ, который образует последнюю из подрасарийской эпохи. Славянская цивилизация будет фундаментом развития шестой расы человечества".

Эпоха Водолея наступила. И как никогда своевременным и актуальным является формирование нового направления в развитии общества, которое сумеет сплотить все силы России, уверенные в том, что возрождение нашей Родины произойдет только с возрождением духовности нашего народа.

А что такое духовность? Духовность - это чувство ответственности перед Творцом за все, что происходит с человеком, со страной, с планетой! Духовность - это ощущение присутствия Творца и в большом, и в малом!

Долгие десятилетия народ нашей страны, страны научного атеизма, был лишен духовной опоры - веры в Бога. Просто верить мы уже не можем! Нам все нужно доказывать. Мы верим только в то, что доказано наукой, нисколько не задумываясь о том, как и почему развивается наука, не знаем, что физика, фактически созданная гением Ньютона как средство познания Бога по творению Его, триста лет назад была повернута на совершенно другой путь. Заявив устами Лапласа о том, что она не нуждается в гипотезе существования Бога, наука стала опорой и надежной защитницей материалистического мировоззрения. Объявив единственной реальностью материю, наука сузила мир до видимого, свела человека к его физическому телу, а его потребности - к поиску комфорта и наслаждений. Она решительно отсекла все то, чего не могла измерить, пощупать, понюхать, и, в первую очередь, такие категории, как Бог, Дух, Душа.

Человек объявил себя высшим существом и хозяином мира. Вот где корни сегодняшнего хищнического отношения ко всему, что нас окружает: к Природе да и к самому человеку. Homo Sapiens, вооруженный до зубов знаниями, разграбил и промотал кладовые Природы, отравив заодно среду своего обитания. Материалистическое мировоззрение, господствовавшее несколько столетий, не могло закончиться ничем, кроме краха или признания своей ошибочности и поиска Истины. Произошло второе.

После головокружительного развития квантовой физики, разработки уникальных теорий, таких как теория относительности, квантовая теория поля, теория физического вакуума и торсионных полей, наука и, в частности, современная физика, вопреки ее собственным установкам, доказала реальность Универсального Сознания, реальность Бога!

Настоящим прорывом в науке оказалось завершение работы над Единой Теорией Поля российским ученым академиком РАЕН Г.И. Шиповым, который блестяще поставил точку в конце почти вековых исследований крупнейших ученых мира: А. Эйнштейна, В. Гейзенберга, П. Дирака, Клиффорда, Пенроуза, Я.Б. Зельдовича, А.Д. Сахарова и других.

Создав теорию физического вакуума и торсионных полей, Г.И. Шипов доказал математически и объяснил физически существование семи уровней реальности. К знакомым нам четырем уровням материального мира (твердое тело, жидкость, газ, плазма) добавились еще три уровня Тонкого мира: физический вакуум, первичное торсионное поле и Абсолютное Ничто - Бог!

Академик Шипов пишет: "Я утверждаю: есть новая физическая теория, созданная в результате развития представлений Эйнштейна, в которой появился некий уровень реальности, синонимом которого в религии является Бог - некая реальность, обладающая всеми признаками Божества. Я утверждаю только это. Не более того. Я не знаю, как это Божество устроено, но оно реально существует. Нашими методами Его познать, "изучить" невозможно. И потом, наука не доказывает, а лишь указывает на существование Бога".

И сегодня все больше и больше ученых пытаются понять законы, управляющие миром, сформулировать свое представление о Боге. И хотя имеет место некоторая разноголосица, в подавляющем большинстве мнений Бог присутствует как некая всеобъемлющая информационно-энергетическая структура.

Разработанная российскими учеными под руководством доктора технических наук П.И. Улякова математическая модель мироздания, которая описывается комплексным потенциалом, позволяет исследовать не только духовный (информационный) мир, описываемый мнимой частью, но и информационный духовный комплекс - Душу!

Огромное количество научных работ, выполненных мировым сообществом, посвящено обоснованию "существования Бога", но математическое подтверждение сделано у нас в России! Работы крупнейших российских ученых М.А. Маркова, П.П. Гаряева, В.П. Казначеева, Э.К.Бороздина, А.Е. Акимова, Н.И. Яницкого, А.В.Московского, Ф.Я. Шипунова и других весомо подкрепили теоретические разработки практическими результатами.

Физика, созданная Ньютоном и бесцеремонно развернутая позже в сторону материалистического мировоззрения, благополучно росла и развивалась и, наконец, подошла к тем отдаленным вершинам, которые заметил Ньютон на противоположном берегу знаний. Современная физика доказала реальность Универсального Сознания, весомо подкрепив гениальную догадку Ньютона о Всевышнем Творце!

И только теперь стала понятной роль трехсотлетнего "материального рабства" науки: в этом плену она добыла Истину, противоречащую ее собственным установкам. Наука пришла к Богу, а Россия, наконец, обрела два крыла и, опираясь на них, устремилась вперед.

Взлетает лишь тот, кто не жалеет сил на разбег. Но кто же поможет нашему многострадальному народу, нашей прекрасной, но пока еще несчастной Родине, если не мы? Никакие иностранные инвестиции не помогут России подняться с колен, если мы, жители нашей страны, не встанем сами! А подняться нам помогут вера в Бога, ответственность перед Богом, сострадание и милосердие к ближнему! И в основе всего должны лежать хорошо известные десять заповедей, в деталях отработанные нашими предками!

И не случайно прорыв науки к Богу произошел у нас в России. Именно России суждено ввести Мир в новую Эпоху, Эпоху Водолея. Но прежде всего необходимо возродить духовность в нашей стране на новой научной основе. И здесь огромную роль должна сыграть творческая интеллигенция. Ничто так не трогает и не пробуждает Душу человека, как прекрасная музыка, глубокие по своему содержанию и исполнению художественные полотна, тонкие стихи, затрагивающие самые глубокие струны человеческой натуры своей чистотой и искренностью.

4. Духовное возрождение России выведет страну в лидеры

Россия постепенно возвращает себе статус духовной державы. Президент РФ Дмитрий Медведев призвал за ближайшие 5–7 лет полностью восстановить Новоиерусалимский храм в Московской области. Начавшийся точечный процесс восстановления религиозных памятников архитектуры должен как можно скорее приобрести всеобъемлющий характер. Некоторое время назад Москва четко обозначила свои приоритеты – выйти на уровень одного из мировых лидеров. Во многом это будет зависеть от того, станет ли наша страна полноценной духовной державой или же предпочтет ограничиться своей энергетической мощью, которая, как показывает ход мирового кризиса не безгранична и не долговечна.

«Восстанавливая такие центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа. А без этого не решить ни одну из крупных задач, которые стоят сегодня перед нашим государством», – заявил Дмитрий Медведев, призывая в кратчайшие сроки восстановить Новоиерусалимский храм и обращаясь также к общественности и бизнесу с просьбой оказать содействие этому процессу.

Восстановление этого уникального православного памятника архитектуры, «русской Палестины», создание которой в XVII веке ознаменовало собой начало реализации концепции Москвы как Третьего Рима, станет решающей точкой отсчета восстановления Россией утраченного статуса духовной державы мира. Этот процесс четко вписывается в обозначенные экс-президентом РФ Владимиром Путиным и подтвержденные его преемником Дмитрием Медведевым стратегические государственные задачи – вывести нашу страну в мировые лидеры.

Как показывают история и современность, ни одна держава мира не может удержаться в статусе мирового лидера, не имея внутри себя мощного и, главное, уникального духовного или идейного стержня, которого бы не было ни у какого другого государства. Так, растянувшийся пока на неопределенный срок кризис мирового гегемона США толкает их к краху, учитывая то, с каким усердием американские политики в последнее время вымарывали какие-либо упоминания христианской религии из основных документов и законов страны, из школьных учебников и СМИ.

Россия же, напротив, возвращает свой духовный авторитет. Начавшаяся реконструкция религиозных памятников архитектуры теперь, очевидно, подтолкнет этот процесс. Однако восстановления только Новоиерусалимского храма, который уже взяли под свой патронаж правительство РФ и лично вице-премьер Виктор Зубков и президент страны Дмитрий Медведев, не достаточно. В России остается еще целый ряд христианских памятников архитектуры, восстановление которых имеет не менее важное символическое значение, чем реконструкция «русской Палестины», и которые, к стыду страны, претендующей на статус мирового лидера, сегодня находятся практически на грани уничтожения.

Один из таких погибающих памятников – старейшая христианская церковь на территории РФ – Синтинский храм в Карачаево-Черкессии, который был одним из религиозных центров в период Аланского царства. «Храм был освящен в 965 году и расписан фресками, которые датируются X–XI веками. Однако в настоящий момент они разрушаются. Несмотря на то что Синтинский храм сегодня фактически находится под федеральной охраной как архитектурный и археологический памятник, денег на его реставрацию не выделяется. Не хватает средств даже для того, чтобы сделать ворота в храм, которые бы защитили его от вандализма местных жителей и туристов, рисующих по фрескам газовыми баллончиками или царапающих на них надписи», – отметил в беседе с РБК daily сотрудник организации «Фонд памятников Кубани» Алексей Кулиш. По его словам, восстановление духовного статуса России без спасения ее старейшего христианского храма, который представляет большую культурную ценность, невозможно.

В РФ на сегодняшний день находится много других религиозных памятников архитектуры – не только христианских, но и принадлежащих другим конфессиям – которые требуют пристального внимания со стороны государства. Без заботы о старых исторических памятниках России будет трудно, если вообще не невозможно, восстановить религиозные традиции и превратиться в мировой духовный центр, в котором пересекаются и мирно сосуществуют практически все религии мира. В этом всегда была уникальная черта нашей страны, которой нет ни у одного другого государства мира. Именно на эту историческую уникальность ей предстоит опереться, для того чтобы выбиться в лидеры. Построить же свое долгосрочное лидерство исключительно на экономических успехах и количестве военных баз за рубежом без сильного духовного или идейного стержня невозможно.


Заключение.

Закончив работу, можно подвести следующие итоги:

Сегодня в России в духовном смысле происходит не возрождение и не падение, а прозрение и радикализация той части общества, которая считает себя православной, в вопросе о принципах государственной власти. Я считаю, что этот процесс в дальнейшем приведет к осознанию неприятия самого института демократии и необходимости восстановления в России Монархии. Тогда произойдет обострение в отношениях Церкви и светской власти и начнется гонение Церкви антихристом. Об этом же сказано и в Евангелии: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».

Именно России суждено ввести Мир в новую Эпоху. Но прежде всего необходимо возродить духовность в нашей стране на новой научной основе. И здесь огромную роль должна сыграть творческая интеллигенция. Ничто так не трогает и не пробуждает Душу человека, как прекрасная музыка, глубокие по своему содержанию и исполнению художественные полотна, тонкие стихи, затрагивающие самые глубокие струны человеческой натуры своей чистотой и искренностью.

И с каждым таким ростком Россия будет приближаться к Богу.

Использованная литература

1. Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. - М.: МАКС Пресс, 2003.

2. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980

http://www.nev-almanah.spb.ru/2003/3n/ghost.shtml

http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/letter/2001_12_26.htm

Либералы, находясь у власти, занимались планомерным и систематическим разрушением сознания населения, привитием ему ложных ценностей, разложением душ наших сограждан. К сожалению, они немало преуспели в своей разрушительной работе. Моральный упадок, обесчеловечивание благодаря либералам отравили общественные отношения в нашей стране.

В связи с этим без всесторонней системы нравственного воспитания населения в духе ценностей гуманизма - подлинного, а не либерального, т. е. гуманизма, опирающегося на ценности российского патриотизма и консерватизма - Россия никогда не станет сильной и процветающей державой, которой гордились бы ее граждане, никогда не вернет себе статус мировой сверхдержавы. Необходимо культивировать в наших согражданах такие традиционные черты российского менталитета как солидарность, коллективизм, соборность, взаимопомощь, товарищество, любовь к Родине, примат духовного, готовность придти на помощь всем страждущим и обездоленным.

Ставка на возрождение ценностей традиционной культуры - основа стратегической линии руководства страны. По мнению В.В. Путина, «...идеологический вакуум, образовавшийся после крушения коммунистической идеологии, заполняется, и он обязательно будет заполнен или экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при нашей с вами активной поддержке - гуманистическими, общечеловеческими ценностями. Для нас с вами важно, чтобы эта работа строилась на нашей традиционной национальной культуре, если мы не хотим утратить своего своеобразия и идентичности в глобальном мире, в условиях глобализации. И поэтому меры, которые мы с вами планируем, должны быть основаны на фундаменте национальной культуры, на национальных традициях, культурных традициях всех народов Российской Федерации. Это должно быть одним из постоянных источников нашего единства, гордости за интеллектуальное богатство народов Российской Федерации и культурное многообразие России. И это должно быть одним из основных источников объединяющего нас патриотизма» .

Без опоры на религию в современной России нельзя бороться с деморализацией и духовным опустошением. В сфере морали необходимо опираться на общечеловеческие нормы нравственности, провозглашенные ведущими конфессиями страны - православием, исламом, буддизмом и другими религиями. Речь идет о таких канонах, как нормы «не убий», «не укради» и т.д. Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, бытию в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Только эти нравственные ценности в состоянии противостоять моральной деградации, духовному упадку и наступлению идеологии бездуховного потребления и зоологического индивидуализма. Особое место в духовнонравственном возрождении страны должно принадлежать православию как наиболее распространенной в нашей стране религии, как религии государствообразующего народа. Нужно четко понимать, что без веры, без православной веры в особенности, Россия не решит стоящих перед нею проблем, не возродится и потеряет саму себя.

Православие является не только религией большинства русского народа, но и религиозно-нравственной основой русского национального государственного творчества. В периоды великих потрясений Московского царства православная церковь неизменно стояла на страже национальных интересов России и всей своей мощью поддерживала власть в минуты ее слабости. Постепенно ее авторитет снижался. Правящему слою нужно было слабое православие и постепенно церковь дошла до полного бессилия, проявившегося в 1917 г. Не было нравственного авторитета, авторитетных иерархов. Государ- ство, по существу, подорвало Церковь. И теперь перед правящим слоем России встает настоятельная задача помощи православию. Как справедливо писал Солоневич, «православие и как национальная религия, и как основа национальной государственности должно быть поддержано в годину его слабости. Мы не можем допустить удовольствия дальнейшего развала национального единства» .

Православие - это наиболее совершенная религия мира, это величайшее духовное сокровище, сбережение которого поручено русскому народу. Православие является национальной религией русского народа. Эту мысль высказал еще Достоевский, вложив ее в уста Шатова («Бесы»). Это религия наибольшей человечности и наибольшей любви религия надежды и наибольшего оптимизма.

В России, на наш взгляд, построение государства возможно только на моральных основаниях, не на юридических и не на экономических. Стиль российской государственности можно представить как внутреннее единство, единство национального сознания, единство воли, целеустремленности, в основе которого должно лежать единство религии.

Американский политолог Т. Каротсрс, проанализировав успехи и неудачи демократизации за последние 25-30 лет, сделал вывод, что западное понимание демократии и навязывание странам единого механизма демократизации оказались нефункциональными . Большинство стран мира, которые сделали выбор между демократией и другими политическими режимами, совершенно по-иному интерпретировали и демократию, и собственные политические интересы. В результате так называемая «третья волна» глобальной демократизации «захлебнулась» . Это не «гибель демократии»; современная социальная наука нуждается в новом понимании демократии, в признании множественности ее форм. Американский социолог Д. Левин проанализировал культурный контекст Эфиопии через ее сопоставление с Израилем и показал, что в обеих странах, несмотря на наличие доминирующей цивилизации, имели место и проявления разных цивилизаций. В России процессы демократического развития следуют путями, отличными от тех, что были разработаны западными социологами .

Важно помнить выстраданную всей историей человечества простую истину - народ без веры утрачивает смысл своего существования, а государство, не опирающееся на религию, обречено на гибель. Вера всегда спасительна, она дает надежду, пробуждает дремлющую в народе энергию. «Если в конкретном народе и в конкретном этносе сохраняется этноконфессиональная, этнокультурная ментальная матрица, на базе которой прямо или исподволь формировалась государственность и традиции данного этноса, то такая общность людей способна к дальнейшему творческому развитию, интеграции в мировое сообщество без потери идентичности и без угрозы растворения в других, более многочисленных и динамичных народах. Государственная политика, внутренняя и внешняя, имеющая целью процветание, благополучие - как минимум, просто выживание народа, - должна учитывать стабилизирующие факторы общественной жизни. В частности, религиозную мотивацию во всех ее видах. Религиозность - это курс на восприятие части в составе целого: жизни - в контексте вечности, индивида - в контексте человечества» .

Религия всегда была опорой для слабых и средством для сильных личностей, обеспечивая тем самым устойчивость общества, как системы. Общественная, национальная, государственная идея, опирающаяся и подкрепляемая религией, способствует укреплению веры людей в государство и его будущее, мобилизует и объединяет людей в их стремлении к единой цели.

Именно православие, на наш взгляд, может выполнять сложно образующую функцию и объединяющую миссию. Оно не обязывает граждан ни к исповеданию догматов православной церкви, ни к исполнению ее обрядов. Православный принцип выражается не в церковном, а в государственном строительстве, означает признание духовной свободы каждого человека и, следовательно, уважения к этой свободе, говоря словами Солоневича, стремление к осуществлению Божьей правды на земле, технически возможную замену принуждения - дружественностью, страха - любовью. Отсюда православная терпимость ко всякой религии, ведь оно никогда не посягало на свободу других конфессий.

К.П. Победоносцев писал: «Государство тем сильнее и тем более имеет значение, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности, уважение к закону и доверие к государственной власти» .

Таким образом, религия, как одна из составляющих национальных традиций, является одной из основных конструкций общественного устройства и стабильности общества в целом, способна выполнить функции инструмента социальной консолидации и духовной мобилизации населения. «Все остальное - писал Л.А. Тихомиров - внешнее укрепление порядка, власти, прочного действия исторических основ... останется без души, без силы, если оживившееся религиозное сознание не даст личности должного руководства для понимания целей жизни» .

Главная задача сегодня - возрождение и внедрение в массовое сознание мировоззрения, отвечающего подлинным традициям России, связанного с приматом духовного над материальным, культом скромности, честного труда, взаимопомощи. Необходимо культурно-нравственное единение всего населения, изменение системы ценностей, возведение в абсолют моральных ценностей. Необходимо поставить перед церковью вопрос о перемещении центра тяжести с формально обрядовой стороны православия на религиозновоспитательную - и с этой целью настаивать на реорганизации духовного образования и практической деятельности духовенства в народных массах». То есть, необходимы «Апостолы духа» - учителя, которые несут истины в свет. Православие как величайшая духовная ценность России должно выполнить функцию нравственного оздоровления личности и общества. «Незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, а в особенности молодого человека, уязвимым перед лицом опасных экстремистских течений. А падение нравственности, нравственных начал в обществе во многом является причиной ксенофобии и расовой розни. Вот почему так важна миссия духовенства, помогающая человеку отделять истинную веру от попыток ею манипулировать. Такое воспитание формирует в обществе толерантную среду, в которой осуждается религиозная и национальная неприязнь. Считается недопустимым любое оскорбление чувств верующих и осквернение религиозных святынь. И потому духовное, нравственное и гуманитарное просвещение - это совместная задача и государства, и религиозных объединений. Подчеркну, подобные меры позволят упреждать не только этнорелигиозные конфликты, но и преодолевать другие социальные болезни современного мира» .

В первую очередь пропагандой духовно-нравственного возвышения должны быть охвачена молодежь и дети. Комплекс мер по духовно-нравственному оздоровлению предполагает кардинальное изменение политики средств массовой информации (и, прежде всего, телевидения), которые должны исключить демонстрацию сцен насилия, секса, проповеди аморализма и бездуховности, что требует создания общественных контрольных советов и введение своего рода нравственной цензуры во всех СМИ. Без цензуры мы не сможем спасти подрастающее поколение от растления и разложения. Необходимо отметить, что требование введения цензуры выдвигается населением, в том числе и молодежью. Нравственно здоровая российская молодежь выступает против аморализма, цинизма, сексуальной распущенности и зоологического индивидуализма. Необходимо также ввести жесткие квоты на показ иностранной кино- и телепродукции. На наших кино- и телеэкранах должна доминировать национальная кинопродукция, проповедующая высокие идеалы, духовность, патриотизм, консервативные ценности в целом. Следует также скорректировать образовательные программы в средней и высшей школе, построив их на наших традиционных ценностях.