Домой / Хиромантия / Волос медузы горгоны. Мифы Древней Греции: Медуза Горгона

Волос медузы горгоны. Мифы Древней Греции: Медуза Горгона

Мифы древней Греции насчитывают огромное количество легендарных существ, населяющих просторы лесов и морей. Горгона Медуза представляет из себя ужасное чудовище со змеями вместо волос и ужасным чешуйчатым телом.

Описание существа

Медуза Горгона - фантастическое существо из легенд древней Греции, является дочерью Форкия и Кето.

Мифология древнегреческого мира повествует о Форкие, отце трех Горгон, покровителе морей, а также о его супруга Кето, которая была божеством морской пучины. Медуза является наиболее прославленной среди сестер. Её ужасающий вид и способности обращать людей в камень сгубили не одно поколение храбрых воинов.

Легенда о происхождении

Легенда повествует о морском происхождении Медузы, которая была самой младшей в семье и не имела бессмертия. Девушка была молода и красива, ее великолепные волосы струились до самого пояса. Однажды ее заприметил бог морей Посейдон. Он обманом склонил Медузу к близости, совершив надругательство в храме Афины, в котором девушка хотела укрыться.

Богиня войны и мудрости не оказала помощи Медузе, а, наоборот, разгневалась. Прекрасные волосы Горгоны были обращены в ужасающих змей-гидр, а тело изуродовано, только лицо осталось девичьим.

Внешние особенности

Внешний вид Медузы после проклятия Афины стал устрашающим, от милой и безобидной девы не осталось и следа. Выглядит она как морское чудовище, ее внешний вид:

  • голова покрыта ядовитыми змеями, которые издают страшные звуки;
  • туловище существа укрыто блестящей чешуей;
  • верхние конечности медные, на пальцах заточенные когти из стали;
  • у чудовища имеются крылья, выполненные из стали, с золотыми перьями.

Медуза имела огромную силу как физическую, так и волшебную. Одного взгляда чудовища хватало, чтобы обратить человека в камень, забрать дар речи или слух, убить на месте. Легенда гласит, что даже кровь Горгоны имела чудесное действие. Кровь, взятая из левой части существа, могла оживить мертвого или исцелить больного, но кровь из правой части тела Медузы могла мгновенно убить любого.

Голова Медузы даже после смерти несла в себе опасность, она сохранила все свойства, которыми обладала при жизни.

Миф о смерти

Перевоплощенная в чудовище Медуза наводила страх на окружающих, никто не осмеливался вторгаться в земли, принадлежащие ей. Тогда для борьбы против злодеяний обозленной Горгоны был снаряжен в путь Персей, сын Данаи и Зевса. Богиня мудрости Афина и сын Зевса Гермес решили оказать помощь храброму юноше, они снарядили его к бою, отдав свои меч и щит. Данный Афиной щит имел зеркальную поверхность, которая должна была отразить взгляд Горгоны, а Гермесов меч благодаря серповидной форме был незаменим в бою с чудовищем.

После долгих скитаний Персей пришел к дому сестер Горгон, которые по преданию олицетворяли старость, они были рождены уже старыми: волосы седые, тело дряхлое. На всех сестер имелся лишь один целый зуб, который использовался каждой старухой поочередно. Они были охранницами Горгоны и достоверно знали путь к ее жилищу. Персею удалось разузнать путь к чудовищу, который проходил через лесных нимф. Красавицы снарядили юношу, дав ему:

  • крылатые сандалии;
  • льняной мешок;
  • шлем, позволяющий быть невидимым.

Вооруженный Персей застал всех сестер Горгон спящими. Быстрым движением он срубил голову Медузы и, пользуясь зеркальным щитом, быстро положил срубленную голову в мешок, он знал, что даже обезглавленная Горгона представляла опасность. На момент гибели Медуза была на сносях, поэтому из ее тела вышли Пегас и Хрисаор, отцом которых был Посейдон.

Не успев окончить дело с Медузой, Персей был атакован ее сестрами. Чтобы не вступать в бой и избавиться от преследования, он надел шлем-невидимку и крылатые сандалии. Легенда о бегстве от преследования повествует о том, что при перелете над Ливией из кровоточившей головы Медузы несколько капель упало на землю и с тех самых пор там обитают ядовитые ехидны. С потоком ветра юношу относило все более к западу в царство Атланта, где он решил остановиться на ночлег.

Попросив у великого Атланта пристанища на ночлег, Персей получил резкий отказ, по причине своего родства с Громовержцем. Атлант хотел силой выгнать Персея, но юноша вынул отрубленную голову Горгоны, чтобы показать титану. В тот же миг Атлант начал перевоплощаться в высокую гору: борода и волосы превратились в густые леса, голова подняла небосвод, а плечи стали горными отрогами.

В дальнейшем голова Горгоны стала достоянием Афины, она носила ее на своем щите и успешно сражалась с врагами. После этого богиню прозвали «Горгопа», что значит «со страшным взглядом».

Образ Горгоны в искусстве

В мифологии Медуза Горгона представлена как ужасное чудовище, убивающее людей, но в народе ее образ очень популярен и является оберегом. Часто изображение головы чудовища служит защитой от сглаза и порчи. Недаром образ широко распространен на найденных артефактах: щитах, монетах, рукоятках мечей. Среди мореплавателей Древнего Рима было поверье, что изображение головы Горгоны на мысе корабля принесет удачу и защитит от крушения при шторме.

Во Франции изображение чудовища на рукоятке меча означало символ свободы и равенства. На сегодняшний день образ Медузы стал логотипом одного из самых известных домов моды «Versace», который считает ее смесью красоты, философии и искусства.

Нередко образ используется как эмблема.

  1. Легенды приписывают обладание головой Медузы А. Македонскому - эмблема была расположена на доспехе, защищавшем грудь.
  2. Является украшением административной области в Италии - Сицилии, которая является родиной Горгоны и ее сестер.
  3. В эстетических направлениях классицизма и имперского стиля Медуза Горгона стала традиционным элементом декора, который использовался при украшениях оград. В культурной столице России, Санкт-Петербурге, можно лицезреть изображение Горгоны на ограде моста и Летнего сада.

Образ в культуре

Образ Горгоны использован австрийским психоаналитиком Фрейдом для психоанализа. Изображение Медузы становится значимым и для современных девушек, борющихся за свободу и права женщин. Феминистки выступают против компании «Versace», которая использует лик невинно погибшей девушки в качестве логотипа.

В конце XIX века астрологи в честь убиенной Горгоны наименовали астероид «149 Медуза». В современной интерпретации образ Медузы используется с неким искажением.

  1. В романе «Stay night», представленном в виде визуализации, Горгона является всадником на белоснежном Пегасе.
  2. В литературном искусстве современников образ Медузы - это девушка из книжной серии «Таня Гроттер» в главной роли - Медузия Горгонова, работающая доцентом кафедры нежитеведения.

Часто мифологический образ используют в современном кинематографе.

  1. В научном сериале с элементами фэнтези под названием «Доктор Кто» образ Горгоны появляется в 6 сезоне.
  2. Мультипликация «Персей» 1973 года, где Медузе приписывают образ соблазнительницы, завлекающей к себе на остров молодых юношей, чтобы превратить в камень.
  3. В 2010 году на экраны вышел фильм «Битва титанов», где присутствует существо со змеиным хвостом и торсом женщины, на голове которой ядовитые змеи.

Заключение

Горгона - одна из 3-х дочерей повелителя морей Форкла и его сестры Кето. Красавица, превращенная в злое чудище, принесла много бед простым смертным.

Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.

Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. Горгона наделена невероятно коварной красотой, завораживающей любого, кто взглянет на нее. В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками.

Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, Медуза - женское существо. Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины - эгидой, на котором была изображена голова Горгоны.

Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII-VII век до н. э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны - Стено и Эвриала - чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация. Эсхил (525-456 годы до н. э.) добавляет к ней еще несколько деталей.

В «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы - крылатых женщинах со змеями вместо волос и смертоносным взглядом. В двух других трагедиях Эсхила образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.

Однако особенно интересные поправки к истории о Горгоне делает в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар. В отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.

Свою лепту в развитие мифов о Медузе внес Еврипид (V век до н. э.) в «Ионе». Героиня этой поэмы Креза описывает два небольших полых амулета, доставшихся ей от отца - Эрихтония, который, в свою очередь, получил их от Афины. Каждый из амулетов содержит каплю крови Медузы. Одна из капель - благотворная, обладающая целительными свойствами, другая - яд из змеиного тела.

Здесь, как и у Пиндара, Медуза - существо двойственное. Наиболее известное, полное и значительное по своему воздействию на европейскую мифологию описание Горгоны сделано Овидием в четвертой и пятой книгах «Метаморфоз». В его истории главным персонажем становится смелый, дерзкий и жестокий герой Персей.

Для того чтобы подчеркнуть значимость победы Персея над Медузой, Овидий подробно говорит о происхождении и чудовищных способностях его змее волосой соперницы. Именно описанию Овидия в своем большинстве следовали писатели и художники последующих столетий.

Под пером Овидия история Медузы превратилась в легенду. Дочь Форция, сына моря и суши, и Цето, Медуза принадлежит к младшей тройне сестер Горгон (по Овидию, старших сестер Горгон - Грей - было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). Хотя у всех трех младших Горгон вместо волос змеи, только Медуза обладает чудесным даром завораживать людей взглядом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражения) и только она одна из трех сестер смертна. Персей избегает ее прямого взгляда и отрубает спящей Медузе голову, глядя в ее отражение на своем отполированном щите. Из крови, хлынувшей из раны, «как из материнского чрева», появляются сыновья Медузы - Пегас и Хризаор. Их отцом, видимо, следует считать Персея. Персей прячет отрубленную голову в сумку, подаренную ему для этой цели Афиной. Сила Горгоны не действует, пока ее голова в этой сумке. На обратном пути в Эфиопию Персей трижды вынимает голову поверженной соперницы. В первый раз, в пустыне, он несет голову перед собой.

Из тех мест, куда капает кровь Горгоны, выползают змеи. Во второй раз Персей направляет взгляд Горгоны на ливийского царя Атласа, который не поверил рассказу воина о своих подвигах и отказал ему в гостеприимстве. За это Атлас был превращен в каменистую гору. Наконец, в третий раз Персей вынимает голову из сумки при встрече со своей возлюбленной Андромедой. Он кладет голову лицом вниз «среди папоротников и водорослей», и магический взгляд Медузы превращает водоросли в кораллы. Это превращение - самый чудесный эпизод в истории о Медузе. Овидий уже не упоминает об опасности, которую представляет голова Горгоны.

В завершение героического рассказа Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная осквернением своего святилища (а может быть, и из зависти к красоте Медузы), Афина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена. С тех пор на щите Афины изображена голова Медузы, устрашающая врагов. После Овидия единственным из классических продолжателей истории Медузы был Аполлодор. В «Библиотеке» он скрупулезно излагает все известные ему варианты легенды.

И хотя большинство последующих исследователей и писателей ссылались не на него, а на Пиндара, Овидия и даже на невразумительные упоминания Гомера, именно Аполлодор был лучшим комментатором истории о Медузе и сделал больше других для того, чтобы она стала известной последующим поколениям. Упоминания о Медузе можно также найти в «Симпозиуме» Ксенофана и в «Пантеоне» Лукиана.

Вопрос о том, можно ли связывать возникновение мифа о Медузе с универсальным поверьем о «дурном глазе», как это делали ранние исследователи, остается открытым. Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов, американских индейцев и эскимосов немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». В бразильских преданиях фигурирует птица, способная обращать в камень всякого, кто видит ее; некоему охотнику удалось обезглавить такую птицу, не глядя на нее, и затем использовать ее голову против своих врагов. Как видим, история Горгоны не ограничивается циклом легенд о Персее.

Неизвестно, когда возник обычай наносить на боевые щиты устрашающие рисунки, психологически воздействующие на противника и потому будто бы делающие его более уязвимым. Такие изображения зачастую служили и «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, медальонах для детей и домашних животных. Хотя миф о Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном глазе», именно благодаря ему в обиход вошли амулеты горгонейоны.

Изображения Медузы встречаются не только в древнегреческом и римском, но и в древневосточном искусстве. Один из хорошо сохранившихся примеров - предметов с таким изображением - знаменитая мраморная маска, датируемая V веком до н. э. и хранящаяся в художественном музее Монако. В отличие от большинства античных горгонейоно маска отражает негативные черты образа Горгоны, доведенные до карикатурного вида. С другой стороны, лик монакской Медузы без преувеличения можно назвать прекрасным - практически круглое, гладкое женское лицо с немного опущенными веками. Под ее подбородком сплелись две змеи. Именно эта Медуза привела в восхищение Гете, увидевшего ее во дворце Ронданини в Риме. «Изображение прекрасного лица, объятого предсмертной агонией, в благородной полупрозрачности желтого камня неописуемо удачно», - писал Гете/ Эту маску иногда называют Медузой Ронданини. Хорошо сохранившиеся изображения Медузы можно увидеть на древнегреческих амфорах. На ранних из них преобладают черты Медузы чудовища, гротескной воительницы, обезглавливаемой Персеем. Позднее, когда образ Горгоны перестал восприниматься однозначно негативно, интерес к сцене обезглавливания упал: стоило только Горгоне заслужить некоторую долю симпатий, публика перестала получать удовольствие от сцен ее смерти.

Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона - одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.

Доступ к таким источникам после падения римской цивилизации оказался довольно затрудненным. Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза - олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.

Медуза последнее, самое сильное искушение Данте, путешествующего по аду. Он добивается искупления грехов, избегнув взгляда Медузы благодаря своему проводнику Вергилию, прикрывшему его глаза рукой. Как это ни странно, Медуза Данте выглядит совершенно непривлекательной на иллюстрациях к «Аду» такого крупного мастера, как английский художник Уильям Блейк (1757-1827): она смотрит на ворота города Дис невыразительным каменным взглядом, пока нечетко выписанный на рисунке Данте проходит мимо нее в сопровождении Вергилия.

Как и многие другие, эта иллюстрации Блейка имеет мало общего с содержанием произведения Данте, изобразившего «чудесный» ад, в котором чудовища превратились в ручных животных, а пламя не обжигает. Большинство средневековых упоминаний о Медузе содержат негативную оценку ее образа. Авторы часто противопоставляют ее Афине как символ зла и добра, пророка и добродетели, похоти и целомудрия. Изображенная на щите Афины Медуза в эту эпоху становится олицетворением беспорядка, ярости, сумасшествия и смерти.

Петрарка называет свою любовь к Лауре «грехом идолопоклонства» и сравнивает свою возлюбленную с Медузой: «Медуза и мой грех меня окаменили». Позднее, в «Триумфе целомудрия», Петрарка вводит образ, ставший популярным в любовной лирике эпохи Возрождения, - Лауры Афины - олицетворения добродетели и целомудрия, обороняющейся щитом с изображением Горгоны. Этот сюжет можно встретить у таких крупных поэтов средневековья, как Дю Белле (в поэмах, адресованных Маргарите де Валуа), Спенсер (в «Эпиталамионе», «Чудесной королеве»), Мильтон (в «Комусе»).

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо - копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Медуза Челлини - непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Столь же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.

Любопытное описание Медузы содержится в «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла (1607). По характеристике автора, Медуза - существо с драконьим хребтом, зубами дикого кабана, ядовитой гривой, крыльями, человеческими руками и смертельным дыханием. По Топселлу, Медуза живет в Африке, в Ливии. Вопреки традиции, он утверждает, что Горгона - не человек и, более того, существо мужского пола, имеющее размер, средний между теленком и быком. Впрочем, это не единственное свидетельство о Горгоне как о «мужском существе». В таком же качестве она появляется в трагедии Шекспира: с Медузой разгневанная Клеопатра сравнивает Антония.

Возникновение нерационалистического течения в искусстве, начавшегося с «доромантиков» Руссо и Гете, вдохнуло в образ Медузы новую жизнь. Никогда еще с античных времен ей не уделяли столь пристального внимания. Романтики видели в ней не просто мифологическую Горгону по имени Медуза, а образ мрачной женщины, наделенной непреодолимо опасной красотой, истинное имя которой - Смерть. Восхищение поэтов и художников возвело ее в ранг музы. Она вдохновляла Эдгара По, Бодлера, Колриджа, Китса, Шелли, Россетти д"Аннунцио и других.

Шелли впечатлила картина из галереи Уффицы во Флоренции, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи, на самом деле принадлежащая кисти неизвестного фламандского живописца. На ней голова Медузы окружена дымкой, в которой угадываются силуэты змей, летучих мышей и других зловещих существ. Ее полуоткрытый рот извергает ядовитое облако. В конце XIX века Медузе примерили новую маску. Созданное в 1895 году бельгийцем Фернандом Кнопффом полотно «Кровь Медузы» вошло в число классических произведений символизма. На нем нет крови, но запечатлено загадочное женское лицо с тонкими чертами.

Взгляд женщины направлен вперед. Ее зрачки расположены необычно близко к уголкам прозрачных глаз. Небольшая змея с открытой пастью, в которой виден ядовитый зуб, выползает из за высокого воротника платья женщины. Две другие змеи преданно расположились около ее висков.

На известной иллюстрации английского графика Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда «Награда танцовщицы» (1894) Саломея держит за волосы голову не Иоанна Крестителя, а Медузы. Две женщины, танцовщица и ее муза - Горгона, смотрят друг на друга в восхищении.

Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 - 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Среди современных литературных интерпретаций мифа о Медузе Горгоне, безусловно, заслуживает внимания пьеса Эмилио Карбаллидо «Медуза» (1958). Карбаллидо превращает древнюю легенду в экзистенциальную аллегорию. Персей получает задание убить чудовище - Медузу. В какой то момент герой понимает, что он - не меньшее чудовище, чем сама Медуза. Он пытается разобраться в себе и оправдать необходимость убийства, но в результате все больше отделяется от привычного ему общественного порядка. Медуза становится у Карбаллидо символом избавления от иллюзий. Она помогает юноше - герою пьесы уйти от стереотипного взгляда на несовместимость добра и зла.

Со времен Пиндара Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое кто может предположить, что мифы - отражение заблуждений древности. Скорее они - зеркало человеческой души.

Древнегреческая мифология отразилась на культуре: древние живописцы изображали богов, чудовищ и титанов масляными красками на холсте, а скульпторы вытачивали героев из мрамора. Современные творцы продолжают восхищаться культурой жителей юго-восточного государства. И, конечно же, устрашающая Медуза Горгона до сих пор продолжает вдохновлять художников и режиссеров на новые подвиги.

История появления

Медуза – это одна из сестер Горгон, чудовищ, у которых вместо волос были ядовитые змеи. В поздней версии мифа, которую передал в произведении под названием «Метаморфозы», причиной появления мистических существ стала .

Дело в том, что разгневанная богиня организованной войны превратила Медузу и ее сестер в чудовищ после того, как повелитель морских волн, обратившийся в птицу, овладел Медузой в храме богини – там Медуза укрывалась от преследований . До «перевоплощения» Медуза была привлекательной девушкой с красивыми волосами.

Однако существует и другая вариация легенды, согласно которой сестры несчастной змееволосой девушки – Эвриала и Сфено – сами захотели стать чудовищами из-за сострадания к родственнице. Они были бессмертными, тогда как Медуза погибла от меча сына – . По еще одной версии горгоны были детьми Тифона и Ехидны.

Кроме того, некоторые исследователи представили собственные гипотезы по поводу чудовищ. Ученые считают, что горгоны являются духами бури и холодной зимы, которая периодически посещает Борей, находящийся на севере Древней Греции.


Впрочем, это неудивительно, ведь от взгляда Медузы и ее сестер даже вода покрывается тонким льдом, а сами Горгоны летают по воздуху быстрее ветра. На иномирную природу родственниц указывает то, что их породили Форкис и Кето, то есть праматерь морских чудовищ и олицетворение бурного моря. А значит, Горгоны являются хтоническими чудовищами – существами, изначально олицетворяющими природную мощь земли, воплощением враждебных стихий воды и воздуха.

Другие находят во внешнем виде Горгон некую «драконоподобность». Все тело сестер покрывала крепкая, как сталь, чешуя, которую способен разрубить только меч ; их рот украшали острые клыки, а пальцы – длинные когти. Не везло человеку, которому встречались эти чудовища на пути: они разрывали плоть несчастного и пили его кровь. Некоторые считали, что горгоны убивали только мужчин. Ученые указывают на сходство Медузы с такими персонажами, как старая змеиха, которая фигурировала в славянских мифах.

Русский и советский философ Яков Голосовкер считал, что Горгоны вместе с Грайями и другими мистическими существами являются остатками доолимпийского пантеона, но в сознании греков постепенно превратились в чудовищ, чему поспособствовало воздействие «олимпийцев». Древние верили, что горгоны воплощали опасность, исходящую от далекого Запада.

Медуза Горгона в мифах

Из трех сестер только Медуза Горгона могла превращать все живое в камень. Она буквально зачаровывала собственным взглядом. Возможно, героиня древнегреческих мифов жила бы спокойной жизнью на крайнем Западе у берегов реки Океан и питалась людьми, однако Персей убил смертную Горгону.

Сыну Зевса не повезло еще с рождения. Его дед царь Акрисий получил предсказание от оракула, что суждено ему пасть от рук собственного внука. Поэтому первоначально тот не подпускал к своей дочери Данае потенциальных женихов, а когда от хитроумного Зевса у девушки родился сын, владелец короны заточил дочь и внука в ящик и выкинул в море.


Деревянный ящик приплыл к острову Серифос, которым правил Полидект. Царь влюбился в красавицу Данаю, которая не отвечала ему взаимностью. Тогда правитель пожелал всеми силами добиться внимания женщины, а в ее юном сыне Персее царь видел помеху, мешающую совершить задуманное. Однажды Полидект якобы усомнился в божественном происхождении молодого человека, поэтому попросил его совершить, подобно , подвиг и принести голову Медузы. Персей, желающий доказать правителю свою кровную связь с громовержцем Зевсом, отправился в путь.

Древнегреческий герой не справился бы с монстрами в одиночку, поэтому его героическому подвигу поспособствовали Афина и Гермес. Богиня войны подарила Персею отполированный медный щит, в котором все отражалось, словно в зеркале, а от покровителя торговли юноша получил кривой меч.


По совету своих союзников, Персей отправился к вещим старухам Грайям (сестрам Горгон), у которых на троих один зуб и один глаз. Хитростью юноша похитил у них сокровенные вещи и обменял потом добычу на шапку-невидимку, крылатые сандалии и волшебный мешок. Помимо прочего, старухи показали ему путь к Горгонам.

Пройдя по страшным и дремучим лесам, Персей нашел убежище Медузы и ее сестер. Пользуясь своими заколдованными атрибутами, он отсек голову Медузы, положил ее в мешок и убежал от разгневанных Горгон. Так как Персей смотрел на чудовище с помощью щита, он не обратился в камень.


Стоит отметить, что способности Медузы сохранились и после ее смерти: каждый, кто взглянул на ее отрубленную голову, превращался в бездыханную мраморную глыбу. Этим и воспользовался Персей, спасший Андромеду и уничтоживший царство Полидекта.

По легенде, во время поединка с Персеем Медуза была беременна от Посейдона. Поэтому, когда та была обезглавлена, с потоком крови вышли ее дети – крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Герой спрятал голову Горгоны в мешок, и во время путешествия по Ливии кровь просочилась сквозь ткань и обратилась в ядовитых змей, которые уничтожили все живое в этом жарком месте. А из потока крови, которая попала в воды, появились кораллы – об этом гласит локальная легенда.


Бог медицины и врачевания Асклепий использовал кровь Медузы. По сказаниям, та, что текла из левой части головы, была ядовитой и убивала всех живых в мгновение ока, а другая же, вытекающая из правого полушария, спасала людям жизни.

Экранизации

Именитые режиссеры тоже восторгаются мифами Древней Греции, которые перекочевали из трудов писателей на большие экраны. Рассмотрим популярные кинематографические произведения с участием Медузы Горгоны.

Режиссер Крис Коламбус, в послужном списке которого имеются фильмы о , перенес на экраны книгу писателя в картине «Перси Джексон и Похититель молний» (2010). Сюжет повествует о полубоге , сыне Посейдона, который живет в современной Америке. Когда мальчик узнал о своем божественном происхождении, он столкнулся с чередой неприятностей.


Антагонистку Медузу Горгону сыграла любимица

Все знают такое существо из древнегреческой мифологии, как Горгона Медуза . Наиболее известна эта Горгона по истории с Персеем, который отправляется за её головой в царство мёртвых. Медуза известна тем, что является чудовищем, охраняющим подземное царство, на её голове вместо волос кишат змеи, а взгляд обращает любого в камень.

В дев-горгон было три: Эврила (далеко прыгающая), Сфено (могучая) и Медуза (стражница). Однако именно Медуза является самой известной из трёх сестёр. Согласно мифологии, Медуза некогда была прекрасной девушкой, однако после того, как бог Посейдон овладел Медузой в храме Афины, богиня Афина превратила девушку и её сестёр в чудовищ. Впоследствии появились и другие интерпретации и версии появления горгон и, в частности, самой главной из них — Медузы, и всё же, исследователи древних верований считают, что данный миф является позднейшим древнегреческим мифотворчеством. Поздние мифы, которые сегодня знает каждый школьник, немного отличаются от древнейших поверий, но именно более древние поверья в Медузу Горгону, со змеями вместо волос и взглядом, превращающим в камень, могут рассказать про общность древнегреческих мифов и мифологии других языческих стран, в частности мифологии древних славян.

Может показаться, что такого существа, как Горгона Медуза в нашей мифологии не наблюдается, однако если «копнуть» глубже, то становится понятно, что Медуза Горгона соответствует богиням подземного мира. На это указывает сразу несколько факторов:

1. Миф о путешествии Персея в подземный мир и битва с хозяйкой подземного царства Медузой. Данный сюжет, который имеет своё собственное название — « », наблюдается практически во всех языческих верованиях, что говорит об их общности. Данный сюжет повествует о том, как некий герой отправляется в подземное царство мёртвых, где встречается с хозяйкой или хозяином этого царства, в результате чего зачастую дело заканчивается битвой и победой героя. Впоследствии, в некоторых верованиях, претерпевших испытание временем и эпоху двоеверия, путешествие в мир мёртвых из подземелья было перенесено в тёмный лес. В славянских сказках, которые являются видоизменёнными мифами, герой отправляется в тёмный лес, чтобы сразиться с Бабой Ягой () или Бессмертным, то есть с хозяйкой или хозяином мира мёртвых.

2. Змеи на голове. Практически во всех языческих верованиях земли, змеи и ящерицы являются олицетворением подземного царства мёртвых, поэтому не удивительно, что царицу мира мёртвых Медузу наделили таким экзотическим атрибутом. В славянских мифах и сказках мы можем найти информацию о некой старой змеихе, которая охраняет подземный мир или о хозяйке медной горы в виде ящерицы, или о боге Ящере — властителе подводного и подземного миров. Волосы-змеи не просто так появились на голове у Медузы. По всей вероятности, это некое остаточное явление от изначальных поверий древних греков или их более ранних предков, в которых хозяйка подземного мира представлялась в виде огромной змеихи, существа со змеиными чертами или вовсе клубком змей. Таким же образом в скифской языческой культуре появилась змееногая богиня Табити.

3. Самый главный фактор, который указывает на то, что Горгона Медуза является той самой властительницей мира мёртвых и сравнима со славянской Мораной или даже со славянским Кощеем, — взгляд. Как известно, у Медузы взгляд мертвящий, превращающий всё живое в камень. Интересно, что именно мертвящий и насылающий беды взгляд приписывают богам подземного мира и в других традициях. У славян Кощею, а затем и его христианскому соответствию — святому Касьяну, приписывались беды, которые он может насылать, просто взглянув на человека или на животное. От взгляда бога мёртвых человек может умереть или заболеть. Вспомним того же , который также соответствует подземному богу Кощею, и который известен своим особенным взглядом.

Исследователи древних традиций считают, что такое поверие прошло сквозь тысячелетия со времён праиндоевропейцев и относится к зимнему времени года. Как известно, боги подземного мира покровительствуют не только смерти и мёртвым, но также зиме и холодам. В древности считали, что от взгляда подземного бога или богини вода превращается в лёд (каменеет), деревья и вся природа умирает, на землю опускается «белая смерть». Именно с этими поверьями и сравнивают взгляд Горгоны Медузы — царицы мира мёртвых, которая под воздействием времени, мифотворчества древнегреческих авторов и неверного истолкования древних мифов новыми поколениями греков, превратилась из могучей богини мира мёртвых в обычное чудовище.

Советский мультфильм «Персей»:

Климатическая техника для создания в своём доме комфортной обстановки. Качественный кондиционер для квартиры можно приобрести уже сейчас в интернет-магазине http://www.kievkomfort.com.ua/ . Большой ассортимент продукции, а также необходимые услуги по установке и обслуживанию.

Если тщательно изучить мифы и сказания древних греков, то становится ясно, что существовало несколько горгон, но, спустя тысячелетия, по памяти мы можем воспроизвести имя только одой из них - Медузы.

Медуза горгона. Миф о происхождении

Самые первые упоминания в литературе о змееголовых существах относятся к восьмому веку до нашей эры. В «Одиссее» Гомер пишет о Медузе - чудовище из подземного царства, а в «Теогонии» Гесиод рассказывает уже о трех горгонах-сестрах. Вообще, существует несколько вариантов того, как появились горгоны и кем они были изначально.

Первая версия появления, которой придерживался Еврипид, - титаническая. В ней говорится о том, что матерью горгон была Гея - богиня земли и прародительница титанов. Если это так, то горгона Медуза и ее сестры могли изначально быть чудищами.

Вторую версию можно назвать «посейдонической». Ее излагает в своих «Метаморфозах» Овидий.

Давным-давно, в незапамятные времена, у Форкиса, который в был богом бурного моря, и его сестры Кето, морского чудовища, похожего на дракона, родились три дочери - прекрасные водные девы. Они получили такие имена: Сфено (переводится с древне-греческого как «могучая»), Эвриала («далеко прыгающая») и Медуза («стражница», «повелительница»).

Самой красивой из сестер была Медуза горгона. Она настолько очаровала своей красотой бога Посейдона, что он насильно овладел Медузой в храме, посвященном рассвирепела, узнав об осквернении своего святилища, и превратила морскую деву в горгону - чудовище, покрытое толстой чешуей, с развевающимися на голове вместо волос гидрами и змеями, с торчащими из пасти Сфено и Эвриала решили разделить судьбу сестры и тоже стали чудовищами. А возможно, дело вовсе и не в храме, просто могущественная Афина завидовала прекрасной внешности Медузы и приревновала к ней морского бога.

Медуза горгона - единственная из сестер была смертной, и только она могла своим взглядом превращать людей в каменные статуи. Согласно некоторым другим мифам все три горгоны обладали жутким даром обращать в камень людей и животных, а также замораживать воду. Когда молодой Персей случайно обронил фразу, что он может убить горгону Медузу, Афина поймала его на слове. Она научила героя, как победить горгону и не превратиться в камень, и вручила юноше свой щит, отполированный как зеркало. Герой выполнил свое обещание и принес богине а также вернул щит, на котором отпечаталось изображение горгоны.

Считали, что Медуза горгона, а точнее ее отрубленная голова - это отличный охранный артефакт, оберегающий от зла и «дурного глаза». Так появились и распространились амулеты-горгонейоны.

Изображения Медузы наносили на оружие, доспехи, медальоны, монеты и не только в Греции, но и в Древнем Риме, Византии и Скифии. Сперва горгону рисовали жутко страшной, как настоящее чудовище, но со временем Медузу стали изображать как красивую, хотя и наводящую ужас женщину с извивающимися змеями на голове.