Домой / Отвороты / Научное и ненаучное познание обществознание. Формы характерные для ненаучного знания

Научное и ненаучное познание обществознание. Формы характерные для ненаучного знания

Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы познания :

  • интуицию;
  • остроумие;
  • веру;
  • мистическое озарение.

Интуиция — способность получить новое знание «по наитию», «в озарении». Обычно ее связывают с бессознательным.

Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне. К примеру, как в случае с Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907), кᴏᴛᴏᴩый во сне увидел принцип построения Периодической системы элементов. Важно заметить, что однако, при всем этом решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на базе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Вполне понятно, что человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее путем «озарения». По϶ᴛᴏму интуиция находится на границе научных и ненаучных форм познания.

Остроумие - творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Важно знать, что большая часть теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных решениях.
Стоит отметить, что остроумие по ϲʙᴏим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира.

Вера будет в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создаст сверхъестественную связь между человеком и истиной. Более того, сами «символы веры» в любой религии признаются непререкаемыми истинами, а вера в них делает ненужной чувственную и рациональную проверку. «Верую, ɥᴛᴏбы знать», — говорил средневековый схоласт Ансельм Кенгерберийский (1033-1109)

Мистическое озарение в мистических учениях расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверхприродное, истинное бытие. В мистических учениях существуют многочисленные духовные практики (медитации, мистерии), кᴏᴛᴏᴩые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.

Виды ненаучного познания

Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некᴏᴛᴏᴩые исследователи считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом.

Помимо способов можно выделить и виды ненаучного познания .

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и крайне важно для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, по϶ᴛᴏму их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей ϲʙᴏей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках ϲʙᴏих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

Религиозное познание представляет собой мышление на базе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из кᴏᴛᴏᴩых будет требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в кᴏᴛᴏᴩой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

Художественное познание базируется не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. В случае если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно окрашенную его составляющую.

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами.
С одной точки зрения, данные концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку данные понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

В отличие от данных видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области ϲʙᴏего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При ϶ᴛᴏм наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некᴏᴛᴏᴩые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

При этом научное знание не застраховано от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, кᴏᴛᴏᴩыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.) При этом наука и не претендует на абсолютное знание. В ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, кᴏᴛᴏᴩая сокращается с развитием науки. Наука направлена на поиск истины, а не на обладание ею.

Именно в ϶ᴛᴏй направленности науки заложен основной критерий, отличающий ее от многочисленных подделок: любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной будет ненаучной.

См.также: Лженаука

Термин "метод" происходит от греческого слова methodas, которое буквально означает:"путь чего-то". Применительно к экономической теории это означает путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, мысленного воспроизведения, в теории диалектики этого взаимодействия.

Органическое единство материализма и диалектики обусловливает появление диалектико-материалистического метода исследования форм, или экономического метода материалистической диалектики.

Метод экономической теории включает различные элементы. Главными его структурными элементами являются:

1) философские и общенаучные принципы; 2) законы материалистической диалектики; 3) категории философии;

Три первых группы структурных элементов диалектического метода исследования не механически накладываются на экономические явления и процессы, а отображаются через метод экономической теории (как отдельной науки). При этом они приобретают специфических форм применения, органично вплетаются в экономическое исследование. Все три группы элементов диалектического метода в сочетании с категориями экономической науки и рациональными средствами и методами экономического анализа, создают систему инструментов и методов познания отношений. экономических.

В рациональных средств и методов экономического анализа относится, во-первых, создание моделей будущих поступков людей. При этом не учитываются некоторые детали реального положения дел, а внимание концентрируется на главном. Ценность модели зависит от того, в какой мере она обеспечивает использование в ней самых важных данных, что, в свою очередь, дает возможность проверить ее правильность. Экономические данные следует использовать в виде таблиц, графиков и рисунков (диаграмм).

Важная роль в экономическом анализе принадлежит структурным данным. Так при изучении проблем безработных данные делятся на такие характеристики, как возраст безработных, регион, отрасль промышленности. Широко используются индексы (которые отражают данные относительно базисного показателя), номинальные и действительные переменные (например, данные об номинальную и реальную заработную плату), реальные и относительные цены, проводятся эмпирические исследования (изучаются данные, собранные за разные периоды).

Ненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественно-эстетическое.

Наиболее распространенной формой ненаучного познания является обыденное познание . Обыденное - это познание, опирающееся на здравый смысл людей, оно является обобщением их жизненного повседневного опыта. Оно включает в себя различные формы представлений об окружающем мире: верования, приметы, традиции, предания, назидания, предчувствия. Также обыденное познание включает разрозненные научные данные, эстетические, моральные нормы и идеалы. Однако это познание, в отличие от научного, не организовано и не систематизированы.

Религиозное познание используется людьми для поиска чего-то высшего, что может объяснить не только причины существования, но и его смысл. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях(в иудаизме,христианстве и исламе) является Бог, который проявляет себя как Субъект, Лицо. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персонально-диалогический характер.

Цель религиозного познания - не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самораскрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Другой тип познания - художественно-эстетическое . Он имеет дело с художественным освоением мира. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Так, можно изучать историческое прошлое по архивным документам и археологическим находкам, систематизируя и обобщая их. Но можно узнавать о прошлом и с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только однако, как выглядели герои прошлого, но и однако, что они думали и чувствовали, как вели себя при определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени.Мир чувств, образов, предстает в лучших произведениях искусства, не только обладает способностью фиксировать важные для людей и общества процессы, но и несет важную информацию, которая как бы оживляет знания о мире.

Если считать, что научное познание базируется на рациональности, необходимо понимать, что ненаучное или вненаучное познание – это не выдумка или фикция. Ненаучное познание так же, как и научное, производится в некоторых интеллектуальных сообществах в соответствии с определенными нормами и эталонами. Ненаучное и научное познание имеют собственные средства и источники познания. Как известно, множество форм ненаучного познания старше познания, которое признается научным. Например, алхимия намного старше химии, а астрология старше астрономии.

Научное и ненаучное познание имеют источники. Например, первое базируется на результатах опытов и наук. Его формой можно считать теорию. Законы науки вытекают в определенные гипотезы. Формами второго считают мифы, народную мудрость, здравый смысл и практическую деятельность. В некоторых случаях ненаучное познание также может базироваться на чувстве, которое ведет к так называемому откровению или метафизическому озарению. Примером ненаучного познания может стать вера. Ненаучное познание может осуществляться с помощью средств искусства, например, при создании художественного образа.

Отличия научного и ненаучного познания

Во-первых, главным отличием научного познания от ненаучного является объективность первого. Человек, который придерживается научных взглядов, понимает тот факт, что в мире все развивается независимо от тех или иных желаний. На такую ситуацию не могут повлиять авторитеты и частные мнения. В противном случае мир мог бы оказаться в хаосе и вряд ли вообще существовал.

Во-вторых, научное познание в отличие от ненаучного направлено на результат в будущем. Научные плоды в отличие от ненаучных не всегда могут дать быстрые результаты. Многие теории перед открытием подвергаются сомнениям и гонениям со стороны тех, кто не хочет признавать объективность явлений. Может пройти достаточное количество времени, пока научное открытие в отличие от ненаучного будет признано состоявшимся. Ярким примером может стать открытия Галилея Галилео или Коперника относительно движения Земли и строения солнечной Галактики.

Научное и ненаучное познание всегда находятся в противоборстве, что обуславливает еще одно отличие. Научное познание всегда проходит следующие этапы: наблюдение и классификация, эксперимент и объяснение естественных явлений. Ненаучному познанию все это не присуще.

Обществознание 10 класс

Тема: Ненаучное познание

Представить себе это нельзя, а по­нять можно.

Л.Д. Ландау

Цели: ознакомить с формами и способами ненаучного познания;

развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения;

воспи­тывать объективное отношение к субъективным понятиям.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Ход урока

I . Организационный момент

(Учитель сообщает тему и цели урока.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

    Мифология.

    Жизненный опыт.

    Народная мудрость.

    Паранаука.

    Искусство.

Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны со­общения, а задача остальных учащихся - дать оценочное суждение услышанному как по содержанию, так и по технике выступления.

II . Политинформация .

Политика, экономика, культура.

III . Проверка домашнего задания

Терминологический диктант.(, истина, дедукция, индукция, научное

познание, эмпирический уровень, теоретический уровень.)

Карточки для слабых учащихся. Меньшаев И. Шайхутдинов, Каюмова, Рамазанова.

Соотнести термины и определения.

1Эмпирический уровень

Относящийся к реальной действительности или ее описаниям

2 Дедукция

Соответствие мысли предмету.

3Научное познание

установление истины на основе достоверных фактов и исходных посылок

4Теоретический уровень

движение знания от единичных утверждений к общим положениям

5Истина

Д Мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование формулирование совокупности научных выводов

6Индукция

Е движение знания от общего к частному.

IV . Изучение нового материала
1. Мифология

(Сообщение учащегося.)

Миф - отражение взглядов древних людей на мир, их представле­ний о его устройстве и порядке в нем. В мифах заложена первичная научная концепция Вселенной, пусть наивная и фантастическая, но в них обозначены некоторые вечные категории человеческого сознания: судьба, любовь, дружба, самопожертвование, героизм, мечта, творче­ство. Архетипы и архисюжеты мифов до сих являются темой для ми­рового искусства.

Особенности мифологического мышления:

    неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака,происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д.;

    замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении (генетизм и этиологизм);

    все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспро­изведения, повторения (первопредмет и перводействие). Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объ­яснение настоящего или будущего.

Самые распространенные мифы - это мифы античные. Но даже в огромном мифологическом наследии античности выделяются мифы, без которых немыслим интеллектуальный багаж современного чело­века.

Можно выделить следующие группы мифов:

ИКТ. (1 слайд.)

    мифы о героях (Прометей, Геракл, Тесей);

    мифы о творцах (Дедал и Икар, Орфей, Ариан, Пигмалион);

    мифы о судьбе и роке (Эдип, Актеон, Кефал, Сизиф);

    мифы о верных друзьях (Орест и Пилад, Ахилл и Патрокл, Кас-пор и Поллукс);

    мифы о любви (Нарцисс, Орфей и Эвридика, Аполлон и Дафна, Амур и Психея).

А теперь проведем анализ мифов. Прочитайте миф,(работа с учебником стр.125.) определите, к какому типу он относится (этиологический, космогенический, календарный, эсхатологический, биографический).

Установите, какие сведения о мире отражает этот миф; можно ли эти сведения назвать знаниями.

2. Жизненный опыт. Слово учителя.

Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.

Практическое знание - это усвоение социального опыта не толь­ко с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне дейст­вовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сна­чала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.

Этот вид знаний передается во время непосредственного об­щения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.

Духовно-практическое знание - это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религи­озные заповеди. В классе всегда есть я христиане, мусульмане.

-(Учитель обращается к ним с просьбой сформулировать 1-2 за­поведи.)

ИКТ (2 слайд)

    В буддизме существует принцип: «Не делай другим того, что считаешь злом».

    В даосизме: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей».

    В индуизме: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

    В исламе: «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе».

    В иудаизме: «Что ненавистно тебе, не делай другому».

    В христианстве: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе».

Главная общая мысль выше приведенных цитат - все люди рав­ны по отношению друг к другу и все они достойны человеческого отношения. Это универсальное правило моральной оценки и оно известно как «золотое правило нравственности (морали)».

3. Народная мудрость Слово учителя

(Народный фольклор изучается на уроках литературы, музыки, ИЗО. Используя конкретные программы по этим учебным дисци­плинам в конкретном образовательном учреждении, учитель дает предварительно задания учащимся.)

Сообщение Садриева Римма.

Народная мудрость сохраняет и передает из поколения в поко­ление важные сведения о мире, природе, людях. Но эти сведения не являются предметом специального анализа, рефлексии. Люди оперируют ими, не задумываясь над их происхождением или дос­товерностью.

Часто по одному и тому же поводу сведения содержат по смыс­лу противоположную информацию. Например, в русских сказках бедняк всегда умнее и находчивее богача (у бедняка большой прак­тический опыт), бедный почти всегда предстает неутомимым тру­жеником, но русские поговорки говорят о другом: «От работы кони дохнут», «Работа не волк, в лес не убежит».

Как вы думаете, каковы причины этого феномена.

- (Ответ.Народ включает в себя разные социальные группы, иногда имеющие противоположные интересы; фольклор не имеет конкрет­ ного автора.)

4. Паранаука

(Организуется дискуссия на основе заранее подготовленных сообщений сторонников и противников паранауки.)

Ахмадеева Лиля, Зиннатов Руслан.

Слово учителя .

Итак, паранаука - околонаучное знание.

Познавательные возможности человека и общества ограничены, а объекты познания безграничны.

(Учитель рисует на доске круг, внутри которого стилизованная фигура человека.)

Все, что знает человек, расположено внутри круга. Понятно, что непознанного человеком значительно больше, чем познанного.

Сложности и трудности научного познания порождают как фе­номены, ждущие научных объяснений и подтверждений (теорема Ферма), так и спекуляции, далекие от истины или стремления к ней (тайские таблетки как универсальное средство от ожирения и нор­мализации обмена веществ).

5. Искусство

Искусство использует для познания художественный образ и вы­ражает эстетическое отношение к действительности.

Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. Художественный образ - это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспри­нимает произведение искусства.

ИКТ (3 слайд_)

-(Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Картина написана в 1887 г. и представляет собой портрет Верочки Мамонтовой. Далее учитель просит определить главную фигуру картины.

Учащиеся обычно отвечают, что это девочка, судя по названию картины).

А вот искусствовед убежден, что это солнечный свет. Яркий свет заливает комнату через большие окна, солнечные блики играют на светлых стенах, переливаются на белой скатерти, раскрашивая ее разноцветными оттенками, этот же свет отражается на лице и оде­жде героини. Игра света и тени делает привлекательной картину, потому что именно эту игру человек постоянно наблюдает в дей­ствительности.

Что для каждого из вас является символом ушедшего XX в.?

V . Закрепление изученного материала

ИКТ.(4 слайд)

    Напишите эссе на одну из следующих тем:

    На примере одного из мифов определить, какие события в жизни человека считались особенно значимыми в Древней Греции или в Древнем Риме (на выбор).

    Французский поэт А. Мюссе сказал, что опыт - это имя, ко­торое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям. Прав ли он?

    Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дай­те им оценочное суждение.

    Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор учащихся) как формы познания и формирования способа мышления.

(Учитель собирает эссе для проверки.)

VI Домашнее задание

11, вопросы и задания стр.124- 126

Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта , (см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82) можно сформулировать следующим образом:

1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический . Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными принципами научного познания являются:

1. Принцип причинности.

Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно‑следственными связями, и задача науки - установить эти связи.

2. Принцип истинности научного знания.

Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности научного знания.

Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности - так называемый интервал адекватности.

Основными методами, используемыми в процессе - эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание , в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечисленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Выделяются следующие виды эксперимента:

1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, неизвестных науке явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в ходе которого осуществляется проверка каких-либо теоретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, социальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирование научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

Однако при отсутствии возможности или потребности в научном познании его функцию может взять на себя ненаучное познание.

Самым ранним видом ненаучного познания являлся миф. Основной задачей мифа являлось непротиворечивое объяснение структуры мира, места человека в нем, ответ на ряд вопросов, интересующих человека. Наряду с сюжетной линией миф предлагал принятую в данном обществе систему правил и ценностей. Таким образом, мифы для человека первобытного общества и древнего мира на определенной стадии развития человека заменяли научное познание, давая готовые ответы на возникающие вопросы.

Еще одной разновидностью ненаучного знания являются такие понятия как опыт и здравый смысл. И первое, и второе часто не являются результатом осмысленной научной деятельности, а представляют собой сумму практики, выраженной в ненаучном знании.

В ходе стремительного развития научного знания в XIX – начале XXI века так же активно развивается область знаний, получившая обобщенное название паранаука. Эта область ненаучного знания обычно возникает в тех случаях, когда развитие научного знания подняло некоторые вопросы, на которые наука на протяжении некоторого времени не может дать ответ. В таком случае функцию ответа на эти вопросы берет не себя паранаука. Зачастую паранаука дает формальное объяснение происходящим процессам, или не дает его вовсе, списывая происходящее на некоторую чудодейственность.

Паранаука может либо дать научное объяснение существующему феномену и тогда она становится новым видом научного знания, либо не дать такого объяснения до того момента, как научное знание самостоятельно найдет непротиворечивое объяснение.

Паранаука часто имеет претензию на универсальность, т.е. знание, образованное ею предлагается как средство решения обширного ряда проблем и исключительность, т.е. концепцию, изменяющую всеобщее представление о проблеме.

Таким образом, паранаука иногда приводит к развитию научного знания иными способами, но чаще является по форме заблуждением, которое, несомненно, стимулирует научные процессы, но приводит к ошибкам значимой части общества.

Информация к сведению :

1. Это надо запомнить : эмпирический и теоретический уровни научного познания, метод наблюдения, метод эмпирического описания, метод эксперимента, метод гипотезы, метод научной теории, Р. Декарт.

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел III, пункт 3.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. 10 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава II, параграф 10,11.