Домой / Отвороты / Представитель монотеистической религии с культом бога яхве. Иудаизм - национальная монотеистическая религия

Представитель монотеистической религии с культом бога яхве. Иудаизм - национальная монотеистическая религия

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части – Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тысячелетия до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т. е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств – покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа.

Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых, как стало считаться позже, иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок: Богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого поступали, стал считаться один и тот же – Яхве. Почему же Яхве удалось стать единственным Богом древних иудеев?

Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи (вслед за попавшим в Египет сыном Иакова Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу (ставшему министром) фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой. С рождением Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, подлинного мессию, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из «плена египетского» в «страну обетованную», т. е. в Палестину. Согласно библейским сказаниям, Моисей был первым еврейским законодателем, именно ему принадлежат знаменитые десять заповедей, начертанных на скрижалях по повелению Яхве. С помощью различных чудес (мановением руки он заставил отступить море, и по этому проходу прошли евреи, преследовавшие же их египтяне утонули в волнах вновь сомкнувшегося моря; жезлом Моисей высек воду из скал посреди пустыни и т. п.) он спас евреев от гибели во время долгого и трудного пути. Поэтому Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом.

Многие серьезные исследователи отмечают, что в исторических документах, в частности древнеегипетских, нет прямых данных, подтверждающих эту легендарную традицию, и что вся версия о египетском плене и исходе евреев из Египта в Палестину сомнительна. Сомнения эти небезосновательны. Но следует учесть скудость древних источников и принять во внимание, что масштабы и значение всей этой тщательно описанной в библейских сказаниях истории могли быть значительно преувеличены. Не исключено, что небольшое семитское племя действительно оказалось в Египте либо близко от него, прожило там ряд веков, затем покинуло эту страну (может быть, даже вследствие конфликта), унеся с собой немало из культурного наследия долины Нила. К числу элементов такого культурного наследия в первую очередь следовало бы отнести тенденцию к формированию монотеизма.

Не имея прямых доказательств, специалисты обращают внимание на косвенные свидетельства того большого влияния, которое оказала египетская культура на идейно‑доктринальные принципы иудеев, зафиксированные в Библии. Так, например, библейская космогония (первоначальная водная бездна и хаос; витающий в небе дух; сотворение духом из бездны и хаоса света и тверди) едва ли не буквально повторяет основные позиции египетской космогонии из Гермополя (в Древнем Египте было несколько вариантов космогонии). Еще более наглядные и убедительные параллели ученые зафиксировали между знаменитым гимном богу Атону времен Эхнатона и 103‑м псалмом Библии: оба текста – как на то, в частности, обратил внимание академик М. А. Коростовцев – почти в одинаковых выражениях и в идентичных контекстах славят великого единого Бога и его премудрые деяния. Эти свидетельства выглядят весьма убедительно. Как знать, может быть, реформы Эхнатона действительно оказали воздействие на идейно‑концептуальные представления небольшого народа, находившегося где‑то рядом с Египтом (если даже не под его властью) в середине II тысячелетия до н. э.?

Если все это могло быть так или хотя бы приблизительно так (как то предполагают некоторые авторы, например 3. Фрейд), то вполне вероятна и возможность появления в их среде реформатора, пророка, харизматического лидера (впоследствии столь красочно описанного в Библии под именем Моисея), которому пришлось не только вывести евреев из Египта, но и кое‑что изменить и подправить в их верованиях, решительно выдвинув на передний план Яхве, приписав именно ему реформы и законы, сыгравшие позже столь существенную роль в жизни евреев, их общества, государства, религии. То обстоятельство, что впоследствии все эти деяния были окутаны в Библии ореолом мистики и чудес и приписаны непосредственным связям с Яхве, никак не противоречит возможности реального существования реформатора типа пророка‑мессии, который мог сыграть действительно важную роль в истории иудейского народа и его религии. Словом, за легендарным образом Моисея, выведшего евреев из «плена египетского» и давшего ему «законы Яхве», может скрываться реальный процесс постепенной трансформации древнееврейского политеизма в монотеизм. Тем более что легендарный «исход» евреев и появление их в Палестине приходятся как раз на те самые XIV–XIII вв. до н. э., когда Египет только что пережил радикальные преобразования фараона Эхнатона.

Иудаизм - одна из древнейших монотеистических религий мира, которая с небольшими изменениями функционирует до сих пор и является национальной религией евреев. Эта религия сыграла особую роль в развитии многих религиозных течений и направлений, стала первоосновой двух мировых религий - христианства и ислама. Иудаизма принадлежит исключительная роль в истории еврейского народа, когда в условиях потери им государственности и территории религия стала средством сохранения национальной идентичности.

Иудаизм сформировался на основе древних еврейских верований и культов и, как монотеистическая религия, был провозглашен декретом царя Иосию в 621 г. до н. э. Согласно этой религиозной реформы единственным, всемогущим Богом становится верховный Бог племени иудеев (откуда происходит название религии). Яхве на древнееврейском языке означает „Господь” или „сущий, то, что существует”. Поэтому Яхве - это не столько имя Бога, как титул, потому что у иудеев называть Бога по имени считалось большим грехом (имя божие непознанное),

Еврейские племена (с древнееврейского „евреи” - „те, что пришли из-за реки Євфрат”) принадлежали к західносемітської группы скотоводов-кочевников, которые в XIII в. до н. э. переселились из північномесопотамських степей в Палестину. Из истории известно о завоевании евреев египтянами и об освобождении их из „египетского плена”. Это событие связывают с библейским пророком Моисеем, под руководством которого евреи вернулись в Палестину в Ханаан (Обетованную землю). Они перешли к земледелию и стали посредниками в торговле между разными народами. В конце XI в. до н. э. основывается Израильское царство, ведущую роль в котором играл племя Иуды (иудеев), что поклонялось богу Яхве.

Моисея иногда называют основателем иудаизма, хотя еще задолго до его рождения существовал культ Яхве - Бог Авраама, Исаака и Иакова, который через пророков извещал народа Израиля много откровений. Яхве завещал Аврааму (около 2085 г. до н.э.), что потомки его будут многочисленными и образуют народ, избранный Богом из-среди всех других народов мира. Одной из важнейших основ иудаизма является представление о Яхве, как единого, абсолютного и бесконечного Создателя всего сущего. Он всемогущ, любящий и справедливый, глубоко личностный, а не абстрактный. На момент освобождения евреев от рабства Яхве открыл себя Израиля в действии (Выход) и слове (дарил свой Закон Моисею на горе Синай). Полученный Израилем Закон состоял из Десяти заповедей и свыше 600 законов в форме приказов и установок для повседневного поведения.

Пятикнижие Моисея (Тора) - первые пять книг Библии - являются основными священными книгами, которые отражают древнюю историю евреев и процесс формирования их религии. Тора содержит рассказ о создании Богом всего живого и неживого, о родоначальника евреев пророка Авраама, Моисея, который получил от Яхве „Завет Бога” - Декалог " (десять заповедей), в котором сведены в единое целое моральные установки и правила поведения. Яхве через пророков постоянно наставлял народ Израиля на общественные преобразования и нравственное совершенствование. Согласно заключенного завета Бог выдвигал перед избранным Им народом высокие моральные требования, указывая, что его благословение зависит от социальной и моральной справедливости в еврейском обществе. Иудаизм, отражая образ жизни евреев, их представления, особенности миропонимания вместе с тем составляет систему развитого этического монотеизма, аналогов которой не существует среди тогдашних религий мира.

Важно отметить то, что формирование иудаизма как монотеистической религии происходило параллельно с процессом государственно-политической консолидации израильтян. Иудаизм сыграл роль катализатора общественно-политической жизни и утверждения Израиля, как могущественного царства.

Времена правления Саула, Давида и Соломона называют „золотым веком” в древнееврейском истории. Шестиконечная звезда - символ славы и доблести царя Давида - стала символом еврейского народа. Как считают исследователи этот знак образуют два щиты царя Давида - выдающегося правителя, полководца, талантливого поэта и мудреца. Он укрепил государство, перестроил и украсил ее столицу Єрусалим, построил величественный дворец на горе Сион, где хранился „Ковчег Завета” с двумя священными скрижалями, на которых были записаны Десять заповедей, врученных Богом Яхве Моисею на горе Синай. Преемник Давида - царь Соломон построил в Єрусалимі храм Богу - главную святыню евреев. Этот храм был разрушен во время ассиро-вавилонского завоевания в 586 году.

В конце VI в. до н. э., когда персидские цари Ахеменіди завладели Вавилонією, Єрусалим отстроили, а впоследствии, во времена пророка Ездры, был восстановлен храм Яхве. Поэтому это время вошел в историю под названием период „второго храма”. Во времена изгнания „вавилонского плена”) иудеи собирались для молитвы в особых местах - синагогах. Даже, когда Иерусалимский Храм был отстроен, синагоги продолжали оставаться молитвенными собраниями еврейских общин. А когда в 70 г. до н. э. римляне окончательно разрушили Храм, синагоги стали организационными центрами, где группировались еврейские общины и официальными центрами распространения иудаизма. В каждой синагоге учил раввин, который имел авторитет благодаря глубоким знаниям. Иудаизм выжил в многочисленных диаспорах, рассеянных по многих странах.

На протяжении веков после вавилонского завоевания произошли значительные изменения в культовой практике иудаизма. Так, с разрушением храма исчезла традиция жертвоприношения. В синагогах вместо жертвоприношений проходили молитвенные обряды и изучения Закона. Вместо иудейских жрецов появились учителя Закона (раввины), которые разработали подробную традицию передачи Закона Моисея. Закон жестко регламентировал все стороны общественной и религиозной жизни евреев, что стало основным залогом их спасение. Раввины утверждали, что каждый еврей имеет непосредственный доступ к Богу и не требует обращения или искупления. Раввины поделили Закон на 613 заповедей: 365 в форме запретов и 248 повелений и наставлений. Каждая из них была подробно и однозначно потрактована. Всю жизнь иудея с момента рождения до похорон подчинялось определенным обрядам и ритуалам.

Благодаря этим исключительным требованиям, иудаизм стал своеобразной национальной религией. Своеобразие содержания вероучения определяют следующие основные положения:

Вера в единого позасвітового Бога Яхве, Творца небес и земли;

Вера в особое призвание еврейского народа быть „народом богоизбранным”, „собственным Его народом из всех народов, которые на Земле”, поставленной „высочайшее выше всех народов, которых Господь создал”;

Вера в конец света, потусторонней вознаграждение и наказание в воскресение из мертвых;

Идея пришествия на землю Мессии - „посланца Бога” (с древнееврейского - „помазанник”, древнегреческим - Христос), то есть божественного спасителя, страшный суд и установления Им тысячелетнего царства в Єрусалимі - „небесного Єрусалиму”.

Организационным центром иудаизма стал храм на горе Сион в Єрусалимі. Жрецы этого храма сыграли выдающуюся роль в создании священных книг, собирая и редактируя древние мифы - о создании мира, первых людей из „праха земного” (с древнееврейского - „адама” - земля), о „всемирный потоп”, „вавилонская башня” и др. Ветхозаветные мифы перекликаются с шумерськими, асиро-вавилона, египетскими и арабскими источниками.

Иудаизм обнаруживает много общего с другими древними религиями и в культовой практике. В иудейском культе значительную роль играют молитвы, обряды обрезания и омовение, что имеют древнее происхождение. Основные религиозные праздники: - маццот - земледельческое весенний праздник, слилось с давней скотарською пасхи (песах); шабуот - святой день субботы; пятидесятница - праздник жатвы пшеницы; суккот - праздник кущей, в честь сбора плодов. Детально регламентирована юдаїстська обрядность и ритуал. Основным источником вероучения является ветхий Завет, который в иудаизме называют Танах (аббревиатура слов „Тора”, „Небіїм”, „Кетувім” - давньоєврейські названия трех разделов Святого Писания - „Пятикнижия”, „Пророки”, „Писания”). „Тора” (в переводе - учение), или „Законы Моисея” является основной книгой, что носит характер собрание религиозных догматов. Она содержит первые библейские книги: „Бытие”, „Выход”, „Левит”, „Числа”, „Второзаконие” („второзаконие”). Мишна - свод правил и законов, созданных на рубеже II - III ст., стала основой всего еврейского законодательства, а стержнем общечеловеческой морали - десять заповедей Божьих - Декалог, что содержится в книге „Выход”.

Наряду с книгами Ветхого Завета иудеи уважают Талмуд - многотомный сборник всей религиозной литературы. Он создавался в IV в. до н. э. - IV в. н. э. и впитал устные комментарии к ветхому завету, богословские трактаты о догматах, моральные наставления, религиозные наставления, законы относительно судопроизводства, уголовных и гражданских дел. Талмуд включил в себя две части - „Мишну и Гемару” (комментарии к трактатов „Мишны”). Талмуд богатый на фольклорные мотивы, содержит учение выдающихся раввинов, отражает обычаи и традиции евреев.

На протяжении всей многовековой истории иудейское вероучение и культ совершенствовались, трансформировались в соответствии с новыми общественно-культурных обстоятельств. В его исторической эволюции различают библейский, талмудичний и рабиністичний периоды.

Современный иудаизм включает два основных направления - ортодоксальный и реформистский (модернистский). Ортодоксы стараются тщательно соблюдать все талмудических предписаний, традиционных обрядов и ритуалов. Одной из причин устойчивого традиционализма является образ жизни еврейских общин в диаспорах. Благодаря вере, прочной культурной традиции еврейский народ сумел выжить и сохранить свою аутентичность в изгнании.

Одной из наиболее консервативных течений является хасидизм (с древнееврейского „хасид” - благочестивый). Его основателем был Узріїль Бешт (1700-1760 г. г.), который проповедовал свое учение на Украине (в Галичине, Подолии, Волыни). Он много путешествовал, учил и лечил людей, за что был назван „добрым чудотворцем”. „Высказывания” учителя, которые собрали и издали его ученики, доносят ведущие идеи хасидизма. Центральным принципом является абсолютное всебожья, когда Вселенная, природа мыслятся излучением, эманацией его потенций. Это своеобразный пантеизм, когда вне и помимо бога нет ничего. Идеи хасидизма базируются на эзотерическом учении Каббалы - средневековой мистической течения, сочетавшая некоторые элементы пифагореизма и христианства. Ее сторонники стремились достичь мистического слияния личности с божественным Вселенной. Поэтому хасиды оказывали решающего значения молитвам - искренним и экзальтированным. Они утверждали, что не столько выполнение обрядов и предписаний Талмуда, сколько искренняя и горячая молитва к Яхве ведут к спасению. Главное в молитве не содержание, а чувства, вдохновение. Хасидизм нашел распространение не только в Украине, но и Польше, Литве, Белоруссии с конца XVIII ст. Хасидов сегодня больше всего насчитывается в США и Израиле. Они носят преимущественно черный наряд в стиле XVIII - XIX вв., а потому заметно отличаются в современной городской среде. Как правило они организованы в секты, возглавляемые различными выдающимися ребе (раввинами).

Реформаторские (называются также „либеральными” или „прогрессивными”) течения иудаизма формируются в Западной Европе в начале XIX века по условий формирования буржуазных отношений. Их религиозные догматы и культовая практика приспосабливаются к новым социальных отношений. Реформы обратились на смягчение жестких ортодоксальных регламентаций и упрощения религиозных обрядов, согласование их с культурными запросами коренного населения. Ведь пропагандируя идею богоизбранности, иудаизм изолировал своих последователей от чужеземного социальной среды. Идейным основанием реформістськоо иудаизма послужило учение выдающегося еврейского мыслителя XVIII ст. Мозеса Мендельсона, который считал, что евреям не стоит отделяться от западной культуры, а перенимать и усваивать ее. Упрощая культ, идеологи реформизма подносили значение религиозного воспитания в семье. Верующие вместо пассивных исполнителей обрядов ортодоксального иудаизма все больше становились сознательными последователями модернизированного вероучения. Наиболее либеральной формы вступил иудаизм в США, где проживает многочисленная община евреев. Образ их жизни достиг высшего уровня секуляризации, полностью согласуясь с современной культурой и философией.

Кроме США значительные еврейские общины проживают в странах Европы, в том числе и в Украине.

Несмотря на проповеди всемирного и общечеловеческого характера единого Бога, иудаизм был и остался национально-этнической религией. Отчасти этому способствовали два обстоятельства: 1. Бог Яхве всегда рассматривался исключительно как такой, что преподносит евреев над всеми другими народами; 2. из 444 г. до н.э. существует религиозная запрет на брак евреев с представителями любых других народов. Хотя данный запрет возбуждалось, однако ортодоксальные иудеи стараются соблюдать ее и в наше время. Иудаизм является государственной религией современного Израиля. Сегодня там сложная политическая ситуация через затяжной арабо-израильский конфликт. В этих условиях все мировое еврейство через посредничество многочисленных международных организаций и религиозных объединений ищет способы решения этого конфликта.

Участие в этом принимают и еврейские формирования в Украине. К концу 1990 г. г. в Украине действовало свыше 80 иудейских общин. С 1991 года активно функционирует „Объединение религиозных общин иудейского признание в Украине”. Современные условия независимой Украины способствуют развитию еврейского этноса, который принимает участие в развитии правового государства, помогает установлению цивилизованных отношений с различными странами, в частности с Израилем, где проживают более 200 тыс. выходцев из Украины. Весомую роль играют еврейские культурно-просветительские организации, которые действуют в 70-ти городах. В Украине действуют такие международные организации, как Сохнут, Институт еврейской материальной культуры, Международный еврейский Соломонов университет, а также еврейские школы, театры, пресса и т.д. Политико-правовые основы современного украинского государства позволяют решить недоразумение в межконфессиональных взаимоотношениях представителей различных вероисповеданий. Толерантность, терпимость, преемственность религиозных традиций представляют безусловную гарантию гармонизации жизни различных религиозных общин.

Следует сказать, что помимо представленных в данной теме существовали и существуют еще и другие виды национально-этнических религий, таких как зороастризм (религия древних иранских народов), религия и религиозные культы Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Єгіпту, Вавилона и др. Некоторые из них исчезли вместе с этносами и государствами, на основе которых они функционировали, а некоторые продолжают существовать и в наше время (например, зороастризм).

В отдельных странах в процессе исторического развития сформировались самобытные религиозные системы, которые отражали весь комплекс специфических природных, социальных и духовно-культурных факторов. Этнические и национальные религии (или национально-этнические), которые функционировали, или продолжают действовать в рамках национальных государств, тесно связанные с географическим средой, образом жизни определенных народов, а потому возникают важной характеристикой этноса, становясь мощным фактором этногенеза.

Иногда в пределах одного государства, где сформировались отдельные религиозные группы функционирует несколько религий (поликонфессиональность), а порой, наоборот, разные этносы исповедуют одну религию, которая приобретает регионального или мирового значения. Определенные народы на протяжении всей истории пытались держаться своих традиционных (национальных) религий (индуизм, синтоизм, иудаизм), а другие радикально заменяют традиционные народные религии на совершенно новые (например, в Украине христианство встал на смену народной языческой религии).

Важным фактором в эволюции каждой религии есть взаимодействие с внешним этнокультурным средой, что приводит к трансформации традиционной системы верований, видоизменения культовой практики, а также теософских концепций. Значительное влияние оказывает и цивилизационный прогресс, в частности урбанизацийний процесс, когда функционирующие религии кардинально модернизируются приспосабливаясь к новым формам жизни. Правда в процессе утверждения новых религий более древние верования и культы синкретично связываются с новейшими, составляя этнографическую базу функционирующих в новом геокультурному среде над этнических религиозных систем.

Ретроспективный анализ позволяет воссоздать исторический ритм этого сложного процесса, который включает такие отдельные стадии: зарождение - становления - развитие - распространение - зрелость - упадок, или трансформация.

Поскольку религия органично вплетена в социально-культурной жизни человечества, постольку она отмечает влияния исторических, социальных и этнических факторов. В истории человечества религия сыграла выдающуюся роль в процессах формирования различных национально-этнических групп и ранних государственных образований. Обращение к истории, содержания и функций наиболее известных и влиятельных национально-этнических религий позволяет лучше понять как сущность религии, так и становление процессов этно и государства.

определенном этапе развития этого региона уже в буквальном смысле слова носилась в воздухе. Рано или поздно, но она должна была как-то реализоваться. В этом смысле реформы Эхнатона и зороастризм можно считать вариантами общего поиска. Наиболее же удачная, оптимальная с точки зрения результатов модель монотеизма была разработана сравнительно небольшой и находившейся к тому же на невысоком уровне развития этнической общностью древних евреев, бывшей одним из ответвлений семитских пастушеских племен.

Глава 6 Монотеистические религии: иудаизм

Все три монотеистические религиозные системы, известные истории мировой культуры, тесно связаны друг с другом, вытекают одна из другой и генетически восходят к одной и той же ближневосточной зоне. Первая и древнейшая из них – иудаизм, религия древних евреев. Об иудаизме написано много. Эта религия со всеми ее догматами и обрядами, богатой историко-культурной традицией, зафиксированной в священных текстах, обстоятельно исследовалась специалистами.

Вообще-то нет ничего удивительного в том, что монотеистическая религия сложилась в ближневосточной зоне, где ранее всего появились древнейшие очаги цивилизации и где еще в III тысячелетии до н. э. сформировались достаточно развитые первые религиозные системы. Неудивительно и то, что именно здесь, где существовали древнейшие в истории централизованные деспотии, в первую очередь Египет, сама идея абсолютной власти и высшего суверенитета обожествленного правителя могла привести к монотеизму. Важно, однако, заметить, что эту связь не следует воспринимать упрощенно. Конечно, подданные египетского фараона вполне определенно видели в своем повелителе высший божественный символ, олицетворявший всю их разросшуюся этнокультурную и социально-политическую общность. Такая исключительная в своем роде концентрация земной власти могла привести к мысли, что и на небесах, т. е. в мире сверхъестественных сил, структура власти являла собой нечто подобное. Именно такие предположения должны были способствовать вызреванию идеи монотеизма. Тенденции к реализации этой идеи проявили себя достаточно рано, уже во времена Эхнатона. Но одно дело тенденции и совсем иное – успешная их реализация.

Религия, как уже говорилось, – автономная система. Ее развитие во многом зависит от сложившихся в ней издревле норм и подчинено силе инерции консервативных традиций. Активно функционируя с целью сохранения существующей системы, привычные нормы и консервативные традиции обычно стоят на страже статус-кво, так что новые религиозные системы сравнительно легко могут заменить устаревшие лишь при исключительных обстоятельствах, в критических ситуациях, сопровождающихся коренной ломкой устоявшейся структуры. При этом нельзя сбрасывать со счетов ту силу, на которую может опереться в своих реформах, включая и религиозные, всевластный деспот типа фараона. Эхнатон такой силой явно не обладал, а дискредитация его реформ окончательно подорвала ту идейную базу, на которую мог бы опереться кто-либо еще в своих попытках заменить единым божеством культы могущественных и ревниво соперничавших друг с другом древнеегипетских богов и стоявших за ними влиятельных жрецов. Как бы то ни было, но именно там, где логичнее всего было бы ожидать появления монотеизма, противодействие давно сложившейся и прочно укрепившейся религиозной системы, опиравшейся на мощный пласт традиций, не позволило ему утвердиться. Зато идея монотеизма была подхвачена и развита полукочевым семитским племенем древних евреев, оказавшимся на какое-то время в контакте с великой империей фараонов.

Возникновение культа Яхве

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части – Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тысячелетия до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т. е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств – покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа.

Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых, как стало считаться позже, иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок: Богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого поступали, стал считаться один и тот же – Яхве. Почему же Яхве удалось стать единственным Богом древних иудеев?

Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи (вслед за попавшим в Египет сыном Иакова Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу (ставшему министром) фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой. С рождением Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, подлинного мессию, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из «плена египетского» в «страну обетованную», т. е. в Палестину. Согласно библейским сказаниям, Моисей был первым еврейским законодателем, именно ему принадлежат знаменитые десять заповедей, начертанных на скрижалях по повелению Яхве. С помощью различных чудес (мановением руки он заставил отступить море, и по этому проходу прошли евреи, преследовавшие же их египтяне утонули в волнах вновь сомкнувшегося моря; жезлом Моисей высек воду из скал посреди пустыни и т. п.) он спас евреев от гибели во время долгого и трудного пути. Поэтому Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом.

Многие серьезные исследователи отмечают, что в исторических документах, в частности древнеегипетских, нет прямых данных, подтверждающих эту легендарную традицию, и что вся версия о египетском плене и исходе евреев из Египта в Палестину сомнительна. Сомнения эти небезосновательны. Но следует учесть скудость древних источников и принять во внимание, что масштабы и значение всей этой тщательно описанной в библейских сказаниях истории могли быть значительно преувеличены. Не исключено, что небольшое семитское племя действительно оказалось в Египте либо близко от него, прожило там ряд веков, затем покинуло эту страну (может быть, даже вследствие конфликта), унеся с собой немало из культурного наследия долины Нила. К числу элементов такого культурного наследия в первую очередь следовало бы отнести тенденцию к формированию монотеизма.

Не имея прямых доказательств, специалисты обращают внимание на косвенные свидетельства того большого влияния, которое оказала египетская культура на идейнодоктринальные принципы иудеев, зафиксированные в Библии. Так, например, библейская космогония (первоначальная водная бездна и хаос; витающий в небе дух; сотворение духом из бездны и хаоса света и тверди) едва ли не буквально повторяет основные позиции египетской космогонии из Гермополя (в Древнем Египте было несколько вариантов космогонии). Еще более наглядные и убедительные параллели ученые зафиксировали между

знаменитым гимном богу Атону времен Эхнатона и 103-м псалмом Библии: оба текста – как на то, в частности, обратил внимание академик М. А. Коростовцев – почти в одинаковых выражениях и в идентичных контекстах славят великого единого Бога и его премудрые деяния. Эти свидетельства выглядят весьма убедительно. Как знать, может быть, реформы Эхнатона действительно оказали воздействие на идейно-концептуальные представления небольшого народа, находившегося где-то рядом с Египтом (если даже не под его властью) в середине II тысячелетия до н. э.?

Если все это могло быть так или хотя бы приблизительно так (как то предполагают некоторые авторы, например 3. Фрейд), то вполне вероятна и возможность появления в их среде реформатора, пророка, харизматического лидера (впоследствии столь красочно описанного в Библии под именем Моисея), которому пришлось не только вывести евреев из Египта, но и кое-что изменить и подправить в их верованиях, решительно выдвинув на передний план Яхве, приписав именно ему реформы и законы, сыгравшие позже столь существенную роль в жизни евреев, их общества, государства, религии. То обстоятельство, что впоследствии все эти деяния были окутаны в Библии ореолом мистики и чудес и приписаны непосредственным связям с Яхве, никак не противоречит возможности реального существования реформатора типа пророка-мессии, который мог сыграть действительно важную роль в истории иудейского народа и его религии. Словом, за легендарным образом Моисея, выведшего евреев из «плена египетского» и давшего ему «законы Яхве», может скрываться реальный процесс постепенной трансформации древнееврейского политеизма в монотеизм. Тем более что легендарный «исход» евреев и появление их в Палестине приходятся как раз на те самые XIV–XIII вв. до н. э., когда Египет только что пережил радикальные преобразования фараона Эхнатона.

Евреи в Палестине

Завоевав Палестину (Ханаан) и жестоко расправившись с ее оседлым населением (в Библии красочно описываются «подвиги» иудеев, которые, с благословения Яхве, безжалостно уничтожали целые города и опустошали плодородные области этой благодатной части ближневосточного региона), древние евреи осели в этой стране, перешли к земледельческому образу жизни и создали здесь свое государство. Немалое влияние на развитие их культуры – возможно, также и религии – оказали при этом традиции древних палестинских семитских народов, отныне включенных в состав еврейского государства. Первые его цари – объединитель страны Саул, храбрый Давид, мудрец Соломон (XI–X вв. до н. э.), чья деятельность ярко описана в Библии, – не сумели, однако, создать сильного государства, которое после Соломона распалось на две части – Израиль на севере и Иудею на юге. Власть царей в обоих государствах была слабой, но зато большим авторитетом и влиянием пользовались жрецы Иерусалимского храма и различного рода «слуги божьи», назореи («святые» люди) и пророки, выступавшие с обличением несправедливостей и социального неравенства, становившихся все более заметными по мере развития общества. Эти «слуги божий» видели спасение от всех бед в исступленном культе великого Яхве, в уповании на его милость и волю.

Иерусалимский храм с течением времени, особенно после реформ иудейского царя Иосии в 622 г. до н. э., стал не только центром, но и практически единственным местом, где совершались ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. Остальные святилища и алтари, равно как и культы других древнееврейских и заимствованных иудеями у завоеванных ими народов Ханаана богов, с начала I тысячелетия до н. э. постепенно отмирали. Только одному Яхве возносили теперь молитвы жрецы из колена Левия, т. е. потомки Моисея. Яхве был на устах у многочисленных пророков, чьи поучения были включены в Библию (в Ветхий завет) и дожили до наших дней. При этом существенно заметить, что пророки соперничали с жрецами Иерусалимского храма, представляя собой нечто вроде оппозиции официальному курсу культа Яхве. В известной мере можно сказать, что вся жизнь народа и политика

государства концентрировались вокруг Яхве и Иерусалимского храма. Недаром и весь период древнееврейской истории до 586 г. до н. э., когда Иерусалим был завоеван Вавилонией, храм разрушен, а множество евреев во главе с жрецами и пророками были уведены в плен в Вавилон, называется периодом Первого храма. Храм этот, построенный в Х в. до н. э. Соломоном из крепкого камня и ливанского кедра, представлял собой впечатляющее сооружение. Строительство его легло тяжелым бременем на народ, и некоторые авторы предполагают, что именно с этим был связан распад еврейского государства после Соломона.

Период Первого храма – эпоха наращивания мощи жрецов и усиления культа Яхве. Уже тогда сложились те основы иерократии (власти духовенства) и теократии, которые отчетливо проявили себя позже, в период Второго храма. После завоевания Вавилонии персидским царем Киром евреям в 538 г. до н. э. разрешили возвратиться в Иерусалим, а храм был отстроен заново. Жрецы его утопали в роскоши – со всех концов страны к ним стекались обильные подношения. В период Второго храма еще резче и последовательнее, чем прежде, стал осуществляться очищенный от наслоений прошлого культ единого и всемогущего Яхве. Жрецы храма, практически забравшие в свои руки всю власть в стране, энергично боролись против политеистических пережитков и суеверий, в частности они запретили изготовление любых идолов.

Библия

Вся история и теория иудаизма, столь тесно связанные с жизнью и судьбами древних евреев, нашли свое отражение в Библии, в ее Ветхом завете. Хотя Библия, как сумма священных книг, стала комплектоваться еще на рубеже II–I тысячелетий до н. э. (древнейшие части ее восходят к XIV–XIII вв., а первые записи – примерно к IX в. до н. э.), основная часть текстов и, видимо, редакция общего свода датируется периодом Второго храма. Вавилонский плен дал мощный толчок работе по написанию этих книг: уведенные из Иерусалима жрецы не имели более забот по обслуживанию храм» и вынуждены были сосредоточить свои усилия на переписывании и редактировании свитков, на составлении новых текстов. После возвращения из плена эта работа была продолжена и, в конечном счете, завершена.

Ветхозаветная часть Библии (большая ее часть) состоит из ряда книг. Во-первых, это знаменитое Пятикнижие, приписываемое Моисею. В книге первой («Бытие») рассказывается о сотворении мира, об Адаме и Еве, всемирном потопе и первых древнееврейских патриархах, наконец, об Иосифе и египетском плене. Книга вторая («Исход») повествует об исходе евреев из Египта, о Моисее и его заповедях, о начале организации культа Яхве. Третья («Левит») представляет собой свод религиозных догм, правил, ритуалов. Четвертая («Числа») и пятая («Второзаконие») посвящены истории евреев после египетского плена. Пятикнижие (по-еврейски – Тора) было наиболее почитаемой частью Ветхого завета, причем впоследствии именно толкование Торы вызвало к жизни многотомный Талмуд и легло в основу деятельности раввинов во всех еврейских общинах мира.

Вслед за Пятикнижием в Библии помещены книги судей и царей израилевых, книги пророков и несколько других сочинений – сборник псалмов Давида (Псалтырь), Песнь песней Соломона, Притчи Соломоновы и др. Различна ценность этих книг, подчас несоизмеримы их известность и популярность. Однако все они почитались священными и изучались многими сотнями миллионов людей, десятками поколений верующих, притом не только евреев, но и христиан.

Библия – прежде всего церковная книга, воспитывавшая в читателях слепую веру во всемогущество Бога, в его всесилие, в творимые им чудеса и т. п. Ветхозаветные тексты учили евреев смирению перед волей Яхве, повиновению ему, а также говорящим от его имени жрецам и пророкам. Однако этим содержание Библии далеко не исчерпывается. В ее текстах немало глубоких раздумий о мироздании и первоосновах бытия, об отношениях

Известно много религиозных течений, которые формировались в разное время и имеют собственные принципы и основы. Одно из основных отличий заключается в количестве богов, в которые верят люди, так есть религии, основанные на веровании в одного бога, а есть и многобожие.

Что это монотеистические религии?

Учение о едином Боге принято называть монотеизмом. Есть несколько течений, которые разделяют представление о сверхтварном Творце. Разбираясь в том, что значит монотеистическая религия, стоит сказать, что так называют три основных мировых течения: христианство, иудаизм и ислам. По поводу других религиозных направлений ведутся споры. Важно заменить, что монотеистические религии – это отличающие направления, поскольку одни наделяют Господа личностью и разными качествами, а другие просто возносят центральное божество над другими.

В чем отличие монотеизма от политеизма?

В значении такого понятия, как «монотеизм» разобрались, а что касается политеизма, то он является полной противоположностью единобожия и основан на вере в нескольких богов. Среди современных религий к ним можно отнести, например, индуизм. Приверженцы политеизма уверены, что существует много богов, которые имеют свои сферы влияния, и привычки. Ярким примером являются боги Древней Греции.

Ученые считают, что сначала возникло многобожие, которое со временем перешло к вере в единого Бога. Многих интересуют причины перехода от политеизма к монотеизму, так вот есть несколько объяснений этому, но самой обоснованной является одна. Ученые считают, что подобные религиозные изменения отражают собой определенные этапы развития общества. В те времена происходило укрепление рабовладельческого строя и создание монархии. Монотеизм стал некой базой для формирования нового общества, которые верят в единого монарха и Бога.

Мировые монотеистические религии

Уже было сказано, что главными мировыми религиям, которые основаны на монотеизме, являются христианство, ислам и иудаизм. Некоторые ученые считают их массовой формой идеологической жизни, которые направлены на усиление морального содержания в ней. Правители государств Древнего Востока во время становления единобожия ориентировались не только на свои интересы и укрепление государств, но и на возможность максимально эффективно эксплуатировать людей. Бог монотеистической религии дал им шанс найти путь к душам верующих и укрепиться на своем троне монарха.

Монотеистическая религия – христианство


Если судить по времени возникновения, то христианство является второй мировой религией. Изначально она была сектой иудаизма в Палестине. Подобное родство наблюдается в том, что Ветхий Завет (первая часть Библии) является важной книгой как для христиан, так и для иудеев. Что касается Нового завета, который состоит из четырех Евангелий, то эти книги священны только для христиан.

  1. Есть в теме монотеизм заблуждения в христианстве, поскольку основа этой религии, это вера в Отца, Сына и Святого духа. Для многих это противоречие основ единобожия, но на самом деле это все считается тремя ипостасями Господа.
  2. Христианство подразумевает искупление и спасение, и люди верят в Бога к грешному человеку.
  3. Сравнивая другие монотеистические религии и христианство, следует сказать, что в этой системе жизнь истекает от Бога к людям. В других же течениях человек должен приложить усилия, чтобы вознестись к Господу.

Монотеистическая религия – иудаизм


Самой древней религией, которая возникла примерно с 1000 году до н.э. Пророки для формирования нового течения использовали разные верования того времени, но было единственное важное отличие – наличие единого и всемогущего Бога, который требует от людей строгого соблюдения морального кодекса. Возникновение монотеизма и его культурные последствия являются важной темой, которую продолжают исследовать ученые, и в иудаизме выделяют следующие факты:

  1. Основателем этого течения является пророк Авраам.
  2. Иудейский монотеизм устанавливается, как основная идея для нравственного развития еврейского народа.
  3. Течение основано на признании единого бога Яхве, который судит всех людей, причем не только живых, но и мертвых.
  4. Первое литературное произведение иудаизма – Тора, в котором указываются основные догматы и заповеди.

Монотеистическая религия – ислам


Второй по величине религией является ислам, который появился позже других направлений. Зародилось это течение в Аравии в VII веке н. э. Сущность монотеизма ислама заключается в следующих догмах:

  1. Мусульмане должны верить в единого Бога – . Он представлен существом, которое обладает моральными качествами, но только в превосходной степени.
  2. Основателем этого течения был Мухаммед, к которому явился Бог и передал ему ряд откровений, описанные в Коране.
  3. Коран является основной мусульманской священной книгой.
  4. В исламе есть ангелы и злые духи, именуемые джиннами, но все сущности находятся во власти Бога.
  5. Каждый человек живет по божественному предопределению, поскольку Аллах назначает судьбу.

Монотеистическая религия – буддизм


Одна из старейших религий мира, название которой связано с важным титулом ее основателя, называется буддизмом. Возникло это течение в Индии. Есть ученые, которые перечисляя монотеистические религии, упоминают об этом течении, но по сути его нельзя отнести, ни к единобожию, ни к многобожию. Объясняется это тем, что Будда не отрицает наличия других богов, но при этом он уверяет, что все подчиняются действию кармы. Учитывая это, выясняя, какие религии монотеистические, включать в перечень буддизм некорректно. К его основным положениям относят:

  1. Никто кроме человека не может остановить процесс перерождения , поскольку в его силах изменить себя и достичь нирваны.
  2. Буддизм может принимать разные формы с учетом того, где он исповедуется.
  3. Это направление обещает верующим избавление от страданий, переживаний и страхов, но при этом, она не подтверждает бессмертие души.

Монотеистическая религия – индуизм


Древнее ведическое течение, которое включает в себя разные философские школы и традиции, называется индуизмом. Многие, описывая основные монотеистические религии, не считают нужным упоминать об этом направлении, поскольку его приверженцы веруют примерно в 330 млн. богов. На самом деле это нельзя считать точным определением, поскольку индуистская концепция является сложной, и люди могут понимать ее по своему, но все в индуизме вращается вокруг единого Бога.

  1. Практики считают, что нельзя понять одного верховного Бога, поэтому его представляют в трех земных воплощениях: Шива, и Брахма. У каждого верующего есть право самостоятельно решать, какому воплощению отдавать предпочтение.
  2. У этого религиозного течения нет одного основополагающего текста, так верующие используют веды, упанишады и другие.
  3. Важное положение индуизма указывает, что душа каждого человека должна пройти через огромное количество перевоплощений.
  4. Карма есть у всех живых существ, и все поступки будут учтены.

Монотеистическая религия – зороастризм


Одной из самых древнейших религиозных направлений является зороастризм. Многие религиоведы считают, что все монотеистические религии начались с этого течения. Есть историки, которые говорят о том, что она дуалистическая. Появилось оно в древней Персии.

  1. Это одно из первых верований, которое представило людям борьбу добра и зла. Светлые силы в зороастризме представлены богом Ахурамаздой, а темные – Анхра-Манью.
  2. Первая монотеистическая религия указывает, что каждый человек должен поддерживать свою душу в чистоте, распространяя добро на земле.
  3. Основное значение в зороастризме имеет не культ и молитва, а добрые дела, мысли и слова.

Монотеистическая религия – джайнизм


Древняя дхармическая религия, которая изначально была реформаторским течением в индуизме, принято называть джайнизмом. Появилась и распространилась она в Индии. Религия монотеизм и джайнизм не имеют ничего общего, поскольку это течение не подразумевает веру в Бога. К основным положениям этого направления относят:

  1. Все живое на земле имеет душу, которая обладает бесконечными знаниями, силой и счастьем.
  2. Человек должен отвечать за свою жизнь в настоящем и будущем, поскольку все отражается на карме.
  3. Цель этого течения заключается в освобождении души от негатива, который вызывают неправильные действия, мысли и речи.
  4. Основная молитва джайнизма – мантра Навокар и во время ее пения человек выказывает уважение освободившимся душам.

Монотеистические религии – конфуцианство


Многие ученые уверены, что нельзя считать конфуцианство религией, и называют его философским течением Китая. Идея монотеизма может просматриваться в том, что Конфуций был со временем обожествлен, но при этом это течение практические не уделяет внимание природе и деятельности Бога. Конфуцианство во многом отличается от основных мировых монотеистических религий.

  1. Основывается на строгом выполнении существующих предписаний и обрядов.
  2. Главное для этого культа – почитание предков, так у каждого рода есть свой храм, где совершаются жертвоприношения.
  3. Цель человека – найти свое место в мировой гармонии, а для этого необходимо постоянно совершенствоваться. Конфуций предложил свою уникальную программу для гармонии людей с космосом.

По вертикали:

1. Община верующих, а также дом в иудаизме.

2. Верховная богиня, олицетворение солнца в синтоизме.

3. Объект культа в индуизме.

По горизонтали:

1. Царь Израильско-Иудейского царства, сын Давида.

4. Религия, распространенная в Японии.

5. Страна, где обитали Адам и Ева до грехопадения.

6. Иудейский царь, создавший государство со столицей в Иерусалиме.

7. Отец рода человеческого в Библии и Коране.

8. Представитель монотеистической религии с культом бога Яхве.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Религия как общественное явление. Основные понятия

План.. задачи религиоведения.. определение религии элементы и структкра религии место функции и роль релгии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия как общественное явление
1. Определение религии. Люди всегда пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно определить сущность религии невозможно, так как это своего рода

Задании для самостоятельной работы
1. Сопоставьте религии Древнего Востока. Древней Греции и Древнего Рима. Какие у них общие черты и какие особенности? Охарактеризуйте социальную роль родоплеменных религий в развивающихся странах,

Христианство
Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом связана с историей народов Европы и многих других стран мира. Сейчас христианство - самая ра

Основные даты
I в. н.э. - возникновение христианства; 313 г. - Миланский эдикт римского императора Константина Великого, уравнявший в правах христианство и другие религии; 325 г. -1 Вселенский

Вопросы для контроля
1. В чем состоят главные особенности христианства? 2. Какие идеи лежат в основе христианской религии? 3. С какими историческими событиями связано возникновение христианства?

Лекция 4. Православие
1. История и современное состояние православия.После того как в конце IV в. Римская империя распалась на Восточную и Западную, восточная ее часть становится сильным единым государс

Основные даты
398-404 гг. - годы правления Константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, талантливого проповедника; 988 г. - крещение Руси киевским князем Владимиром Святославовичем; Середин

Вопросы для контроля
1. Что означает понятие «православие»? 2. В чем состоят особенности православного вероучения? 3. Как управляется православная церковь? 4. Какие автокефальные православные

Лекция 5. Католицизм
Католицизм представляет собой самую многочисленную и наиболее распространенную разновидность христианства. По данным статистического еженедельника Ватикана международного центра Римско-католической

Основные даты
1204 г. - захват Константинополя крестоносцами; 1216 г. - основание доминиканского монашеского ордена; 1225 -1274 гг. - даты жизни Фомы Аквинского, видного католич

Лекция 6. Протестантизм
Понятием «протестантизм» обозначаются христианские церкви, возникновение которых связано с процессом Реформации. С начала XVI в. и по настоящее время возникло около двух тысяч разновидностей

Основные даты
XVI в. - широкое антикатолическое движение в Европе; 1483-1546гг.- годы жизни Мартина Лютера, основателя немецкого протестантизма; 1509-1564гг. - годы жизни Жана Кальвина, основат

Вопросы для контроля
1. Каковы идейные истоки Реформации? 2. Какие основные положения включает протестантское вероучение? 3. Что удалось осуществить в борьбе с католической церковью священнику и профе

Лекция 7. Ислам
Третьей по времени возникновения «мировой религией является ислам. Эта религия играет огромную роль в истории народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии, оказывая сущ

Основные даты
VII в. - зарождение ислама; 570 - 632гт. - даты жизни пророка Мухаммеда; 622г. - хиджра (переселение Мухаммеда из Мекки в Медину); 632-634гг. - правление первого преемник

Вопросы дня контроля
1. Как и когда возник ислам? 2. Как отразилось в мусульманской мифологии и в Ветхом Завете родство древних евреев и арабов? 3. Что такое Коран и какова его структура? 4.

Тема 8. Буддизм
Буддизм - самая древняя из существующих религий. Возникла она в VI в. до н.э. и за две с половиной тысячи лет прошла долгий путь развития. В настоящее время она распространена в странах Южной, Юго-

Основные даты
VII в. до н.э. - возникновение буддизма на территории северо-восточной части Индии; 623/24 - 543/44 гг. до н.э. - даты жизни Будды; I в. н.э. - формирование двух основных направле

Буддизм
По вертикали: 1. Имя основателя одной из мировых религий. 2. Сущест

Национальные религии
У некоторых современных народов мира сохранились национальные религии, каждая из которых соотносится с определенным этносом и существует в основном в границах определенного государства, а также в о

Социальное учение мировых религий
Каждая религия, будучи определенной системой мировоззрения, вырабатывает свои принципы понимания не только природы, но также и общественных явлений. Уже в родоплеменных религиях складывается предст

Государственно-церковные отношения
История многих государств включает взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общес

Эволюция религии в современном мире
История человечества и история религии свидетельствуют о непрерывных изменениях в религиозной сфере. Менялись типы религий, исчезали различные формы национальных религий, укреплялись и разви