Домой / Амулеты / Буддийские храмы и монастыри. Буддийский монастырь

Буддийские храмы и монастыри. Буддийский монастырь

Место резиденции главы традиционной сангхи России XXIV Пандиты Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева .

Я представлял себе это место иным, более экзотическим, что ли. На самом деле дацан это несколько храмов (дуганов) и простые деревенские избы. О том, что это буддийский монастырь, напоминает только архитектура дуганов и изредка проходящие мимо монахи в красно-оранжевых накидках.


Будда давал наставление по молитве (сутре) «Те, кто эту сутру прочитают вслух, выучат наизусть, запишут на бумагу или на ткань, а затем установят в виде флажка на ветру, обретут большую добродетель». Буддисты верят, что если установить на вершине деревьев, горы флажки, на которых записаны молитвенные тексты, то всегда будет удача и везение. Флажки эти называются «Хий Морин» (Конь ветра — дословно).

Встретить по пути монаха с ведрами полными воды тоже, наверное, хорошая примета.

Глава Буддийской традиционной сангхи России, XXIV Пандита Хамбо-лама Дамба Бадмаевич Аюшеев на крыльце своей резиденции в Иволгинском дацане.

P.S. В конце, как обычно, нужно рассыпаться в благодарностях.

Спасибо «МегаФону», устроившему мне такую роскошную поездку в Иволгинский дацан, который является корпоративным клиентом этого сотового оператора. Я думаю, каждый буддист должен быть клиентом «МегаФона».

Спасибо Хамбо-ламе Аюшееву. Разговор с ним я запомню надолго, как и выражение «Лучшие учителя человека — это его враги». Скромность жилища Хамбо-ламы, его личная скромность и желание помочь ближнему мне очень импонирует.

Искренняя благодарность Эрдэни-ламе, Андрею, Эржене, Александру и Наташе, которые были со мной в дацане и помогали в меру своих сил и возможностей.

Сердечное спасибо Хамбо-ламе Итигэлову, который принял меня и поговорил (я почувствовал это).

Фотографии: drugoi

Невозможно говорить об искусстве и архитектуре Таиланда , не говоря при этом о религии, потому что в течение многих лет именно строительство буддийских монастырей было главным вдохновением для архитекторов и скульпторов. Сегодня, Таиланд ослепляет своим богатством сакральной архитектуры.

Буддийский монастырь или Ват

Когда вы переступаете порог буддийского монастыря в Таиланде, вы попадаете в таинственный "город" полный затейливых узоров, леденящих душу статуй неземных чудовищ. Человека первый раз посетившего буддийский монастырь поражает позолота, сложные многоступенчатые крыши и многое другое. Среди всего многообразия буддийских монастырей,есть определенные закономерности и Вы должны знать, что каждое здание храма несет четко определенные функции.

На обширной территории буддийского храма, который называется "Ват", обычно находится несколько типовых строений несущих определенные религиозные функции: Бот, Вихан, Чеди или Пранг. Но Буддийский монастырь это не только культовое сооружение, это еще и важный центр общественной жизни и поэтому на территории монастыря можно встретить: Мондоп, Прасат, Библиотека, Ступы с прахом, жилые помещения для монахов и колокольни. Так же на территории буддийского монастыря могут быть расположены: школы, больницы, похоронные бюро и даже центры тайского массажа или например, центр реабилитации наркоманов. Внутри почти каждого здания можно обнаружить скульптурное или настенное изображение Будды, изображение персонажей взятые из национальных мифов и верований. Наиболее важные статуи, изображения Будды, как правило, находятся в главном храме(Бот).

В Таиланде более 32700 буддийских монастырей и они очень сильно отличаются друг от друга в зависимости от того места, где находится. Некоторые из них сегодня живут полной жизнью, принимают по 20 автобусов туристов, повязывают сотни веревочек на руки и там только золотой таблички "ООО "Буддийский монастырь"" на стене не хватает. Но большинство буддийских монастырей в Таиланде ведут тихую, мирную жизнь, постигая учение Будды и живя исключительно на пожертвование от местного населения. Так же отличия в буддийских монастырях прослеживаются в зависимости от территории и эпохи в которую они были построены.

Постройки в Буддийском монастыре

Чеди и Пранг

Чеди и Пранг два типа храмовых сооружения которые очень похожи между собой. Это куполообразное или башня в виде колокола резко стремящиеся ввысь. Чеди похожа на форму колокола увенчанного огромным шпилем.

Это сооружение можно отнести к очень важным объектам буддийского монастыря. Первоначально Чеди и Пранг служили местом для хранения частиц праха Будды, праха великих правителей и выдающихся монахов. В некотором роде весь буддийский монастырь с его постройками служит "приложением" к Чеди или Прангу, где хранятся священные мощи Будды.

Пранг берет свои корни из кхмерского искусства. Он тоньше, чем Чеди и имеет ряд декоративных, резных или литых форм религиозного толка.

Бот

Бот или Ubosoth это место, где проходят важные торжества в монастыре. Это одно из наиболее важных зданий храма, который, как правило, содержит самые почитаемые статуи Будды.
Бот обычно располагается в центре Вата. Интерьер этого здания богат на резные окна и двери. Потолок и стены покрыты росписями изображающих сцены из жизни Будды и мифологии связанной с индуизмом. Напротив главного входа, в самом конце обязательно стоит статуя Будды. очень часто в строительстве это здания используются характерные элементы тайской религиозной архитектуры, такие как колонны постепенно сужающийся к верху. Очень часто это здание окружено колоннадой, имеет белые стены, красного цвета отделку окон, дверей и черепичную крышу украшенную изображениями драконов и змей, которые охраняют здание от злых духов.

Бот это место, где проводят самую важную церемонию для каждого монаха, именно здесь происходит посвящение в монахи.

Бот Ват Пхра Кео

Вихан (он же Вихарн, Вихара), здание предназначенное для больших собраний верующих и монахов, является в некотором роде скромной версией бота.

Основное различие между этими структурами, является то, что Виханов в буддийском храме может быть несколько, главный храм (Бот) может быть только один. Вихан это место, где буддисты могут молиться и приносить пожертвования для Будды. В Вихане проводят лекции для монахов и даже светские ученые читают свои труды так или иначе затрагивающие религиозную жизнь.
Хотя Вихан это более скромное строение и имеет меньшее значение, чем бот, но тем не менее среди них есть настоящие жемчужины. Например, Вихан Ват Пхо в Бангкоке , где на фоне фресок, изображающих истории из Рамакиен, расположены в ряд многочисленные статуи Будды.

Вихан в монастыре Чалонг на Пхукете

Мондоп

Здание используется для хранения и поклонения священным реликвиям. Например, недалеко от Паттайи есть Мондоп, где "хранится" отпечаток стопы Будды. Надо сказать, что Будда никогда не был в Юго-Восточной Азии.

Это здание свойственно Кхмерской архитектуры, характеризуется центральной башней - Пранг в окружении меньших башен. Например, внутри прасат , в окружении Кинари и Гаруд, находится пантеон статуй королей династии Чакри в натуральную величину.

Это здания часто используется для медитаций, или просто место, где можно укрыться от палящего солнца усталому путнику. Чаще всего выполняется в виде беседки. Там же могут проходить лекции и занятия для детей.

Сала в монастыре Чалонг, Пхукет.

Библиотека

Как правило, богато украшенные здания, конструкция стоит на сваях. Это необходимо для защиты ценных бумаг и документов от влаги и насекомых.

Галерея

Галерея это богато украшенный коридор, с ярко и красиво разукрашенными стенами, вдоль которой могут быть расположены в ряд буддийские статуи. Особенно впечатляющими являются галереи картин в Ват Пхра Кео, изображающие сцены из Рамакиен.

Колокольня представляет собой простую башню с перекрытиями, но без стен, на вершине которой, под крышей помещают барабан или колокол. Удары в колокол помогают монахам соблюдать распорядок дня - созывает к молитве, медитации, призывает к приему пищи.

Кути это часто не просто здание это целая территория предназначенная для проживания монахов на территории буддийского монастыря.

Крематорий

Это небольшое, одиноко стоящее здание с высокой трубой. Крематории есть на территории почти каждого буддийского монастыря . Выглядят они иногда очень красочно и ярко, как например на этой фотографии. Часто рядом можно обнаружить небольшие ступы, в которых хранится прах умерших людей.

Сема (Bai Sema)

Сема (Bai Sema) или пограничные камни. Выставляются вокруг самого главного здания и служат для разметки. По сторонам света снаружи главного здания выставляется 8 Сема, под которые кладут круглые камнй и один круглый камень закладывается под главную статую Будды (Luk Nimit ). Выглядит, как небольшое сооружение, внутри которого находятся большие листья дерева Ботке из камня.

Круглые камни, которые подготовили для закладки в стройщемся буддийском монастыре. На камнях видны листки сусального золота.

Колесо Жизни или Дхармачакра

Этот символ есть в каждом буддийском монастыре Таиланда, например именно этот знак изображен на флагах, которые встречаются в монастырях. О его предназначении .

Правила посещения буддийских храмов и монастырей

  • Одевайтесь скромно. Колени и плечи должны быть закрыты.
  • Головной убор надевать не нужно, в буддийские монастыри входят с непокрытой головой
  • Если вы с детьми следите за тем чтобы они не нарушали общественного порядка. Если ребенок начинает плакать во время чтения текстов, добропорядочный таец уходит со своим ребенком, чтобы не мешать остальным.
  • Не присаживайтесь, не облокачивайтесь, не обнимайте статуи Будды. Это не манекен.
  • Во многие помещения буддийского монастыря входят исключительно без обуви.

  • Туры в Таиланд от всех возможных туроператоров из первых рук Pegas, Tez Tour, Coral Travel, Anex и др.
  • Поиск и сравнение цен по отдельным курортам и отелям.
  • Горящие туры из первых рук. Обновление информации в реальном времени, мгновенное уведомление о появлении нового горящего предложения.
  • Бронирование и оплата банковской картой.
  • Пользуйтесь теми же инструментами для заказа, что и туристические агентства, исключите лишнее звено!

www.. Все права защищены. Незаконное копирование преследуется в судебном порядке.

Возрождение буддизма в России после долгих политических гонений ознаменовалось созданием группы буддологии в БИОН СО РАН, в дальнейшем переименованном Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).

С этого момента в России началось восстановление уцелевших буддийских храмов и постройка новых.

В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. В последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и некоторых других наиболее крупных российских городах, не связанных с традиционными регионами буддизма.

По всей России насчитывается свыше 30 храмов и монастырей, поражающих своей невероятной красотой, к которым так и тянет поломников и туристов со всего света.

Рассмотрим основные из них.

Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

Датой основания дацана считается 1909 год, именно тогда был разработан архитектурный проект и началось строительство храма. В отличие от возводившихся в то время в России деревянных и кирпичных храмов, дацан в Санкт-Петербурге был построен из колотого гранита с витражами, разрисованными самим Николаем Рерихом.

Из-за антирелигиозных гонений ХХ века дацан, как и многие другие был закрыт и здание использовалось на нужды города. Это были долгие и тяжелые годы репрессий и только в 1990 году храм снова открыл свои двери последователям буддизма в России.

Кроме того, храм следует посетить хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть всю красоту восточного колорита, привлечь счастье, покрутив буддийский барабан или познакомиться с астрологами и врачом-тибетологом.

Дацан работает ежедневно с 10:00 до 19:00. Вход бесплатный.

http://dazan.spb.ru

Золотая обитель Будды Шакьямуни

Один из крупнейших храмов в Европе поражает своей красотой и роскошью. Находится он в Калмыкии в центре Элисты.

Здание храма является довольно молодым, датой основания считается 2004 год, хотя официальное открытие состоялось только в конце 2005 года.

В здании хурула расположена девятиметровая статуя Будды, которая является самой большой не только в России, но и в Европе. Внутрь статуи заложены священные предметы — мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами.

Высота этого величественного здания целых 63 метра! Здесь совершаются молебены, праздничные богослужения и ритуалы. Всего здание имеет 7 уровней, на которых расположены музей, библиотека, конференц-залы, молельный зал, комнаты для приема прихожан монахами, врачами тибетской медицины и астрологами, а также резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо.

Но не только внутреннее убранство достойно восхищения. Вокруг здания через каждые 5 метров, в ограде, расположены 108 белоснежных ступ, а на территории храма находятся 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.

С расписанием работы хурала и новостями можно ознакомиться на сайте http://khurul.ru

Сякюсн-сюме

На окраине Элисты расположился еще один прекрасный храм, который являлся крупнейшим буддийским храмом республики до постройки хурула Золотая обитель Будды Шакьямуни.

Сякюсн-сюме был торжественно открыт в 1996 году, а освящен Его Святейшеством Далай-ламой XIV 1 декабря 2004 года.

Храм построен в тибетском стиле и дополнен скульптурами, резьбой по дереву и культовой символикой. Фронтон фасадной части храма украшен скульптурой Дхармачакры. По бокам две лани. На территории храма расположены молитвенные барабаны, сюме, домик для лам и 3 ступы.

Интерьер здания выполнен в соответствии с традиционными буддийскими канонами. В молельном зале расположена большая статуя Будды Шакьямуни высотой - 3,5 м и покрытая сусальным золотом. Вокруг статуи находятся панно с изображениями божеств и монахов.

Также в здании имеются залы для индивидуального приема, комнаты для медитации и библиотека.

Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг»

Дацан был основан в Забайкальском крае в 1811 году и уже в конце XIX он был известен далеко за пределами края своей медицинской, философской и астрологической школами.

Тогда дацан представлял собой крупный монастырско-образовательный комплекс, в нем существовало 8 храмов, а также были созданы издательство и четыре факультета.

В настоящее время в дацане действует 1 храм, где живут около 20 лам и действует Агинская Буддийская Академия.

Ламы дацана - высококвалифицированные специалисты, прошедшие длительное обучение в известных буддийских образовательных учреждениях традиции Гелуг в Монголии, Тибете и Индии.

На территории дацана находится статуя Майдари и построены все необходимые культовые сооружения. В 2005 году была полностью восстановлена 22-метровая ступа «Юндум Шодон» и построены дуган Зула и «Восемь священных ступ».

С подробной информацией и расписанием молебенов можно ознакомиться на сайте

ИНФОРМАЦИЯ О МОНГОЛИИ

БУДДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ И ЕГО АТРИБУТЫ

В период расцвета буддизма в Монголии, позже, в период правления Цинской династии, существовало три типа буддийских монастырей:

  • Императорские, построенные на деньги Цинской династии в первой половине 18 века, в последствии пришедшие в упадок из-за прекращения помощи из Пекина.
  • Сомонные или хошунные монастыри, предназначенные для населения небольших административных единиц, в них постоянных лам не было совсем, или их было несколько, отправлявших различных требы.
  • Монастыри, принадлежавшие перерожденцам-хубилганам (ламам-перерожденцам) которых было около 140. Большинство из них были репрессированы в 1930-е годы.

Кроме официальных лам, число которых цинская администрация ограничивала, в каждом хошуне могло быть не более 40 человек, и их статус удостоверяли специальные грамоты, существовали так называемые "степные ламы". Они часто имели степени, но не имевшие от властей грамот, не могли оставаться в монастырях, вели жизнь скотоводов, имели детей и появлялись в монастырях по большим праздникам.

Буддийские монастыри были единственными центрами просвещения, образования и медицины и играли огромную роль в общественной жизни. В них возникали школы, типографии, ремесленные мастерские, являющие культурными центрами.

В монастырях могли получать образование не одни только духовные лица; монгольские князья и чиновники, почти всегда отдавали своих детей для воспитания и образования в монастыри, не имея намерения, готовить их к жизни монахов-отшельников.

В буддийские монастыри Тибета и Монголии поступают обыкновенно маленькими мальчиками, 7-10 лет, и принимали первоначальные обеты. Затем, пройдя начальный курс обучения, они становились настоящими монахами, принявшими все обеты. Очень многие или до наступления этой важной минуты, или после покидали монастыри, начинали жить в миру, имели семьи и часто в жизни ничем не отличались от мирян. Молодой монах или удовлетворялся своим обязательным образованием, или же учился дальше, шёл в одну из монастырских школ на какой-либо религиозный факультет и отдавал много лет жизни изучению буддизма.

Буддийские монастыри выступали в качестве главных мест сосредоточия оседлого образа жизни и экономической деятельности. Они владели огромными стадами, получали немалые средства в виде феодальной ренты, добровольных пожертвований верующих, а также занимались торговлей и ростовщичеством.

  • Монастырь цанида -мудрость, "основное свойство", сущность. Цанид представляет собой упорядоченное толкование основного содержания Ганьчжура. Состоит из четырех частей: ясный отдел (1), отдел сутров (2), отдел виная (3), основной отдел (4). В монастырях цанида ламы изучали первые три отдела знаний. Изучение первых двух отделов разрешается всякому; изучение третьего отдела предоставляется принявшим духовные обеты; четвертый отдел же изучается отдельно в особом монастыре.
  • Чжудинский монастырь. Чжуд-это четвертый отдел знаний, изложенных в Ганьчжуре. Состоит из четырех отделов: основы жизни (1), основы процесса (2), основы йоги (3), ? (4). Его основы не может быть даже понятен незнакомым по крайней мере с двумя первыми частями знаний. Право совершать тарнистические богослужения предоставляется только лицам, окончившим курс цанида.
  • Монастырь лекарей. Ламы, изучающие основы медицины, совершают свои богослужения и производят религиозные диспуты в особо для того назначенных храмах. Манал - это бог медицины.
  • Монастырь астрологов. Ламы, изучающие основы астрологии, совершают свои богослужения и производят религиозные диспуты в особо для того назначенных храмах.
ПРЕДМЕТЫ МОНАСТЫРСКОГО ДВОРА
  • Храм для совершения ламских молебствий. Это обыкновенное здание кумирни, образующее в середине одну большую комнату, разделяемую на три части рядами колонн, между которыми устроены ламские седалища.
  • Соборный храм. В нем устраиваются соборные служения всех лам.
  • Кумирня, посвященная в честь какого-либо божества. Каждый монастырь, будучи рассадником веры и священного учения, непременно избирает себе в постоянные покровители из докшитов, так называемых гениев-хранителей буддийского учения, которых чествует преимущественно перед другими свирепыми и грозными божествами.
  • Дарцог. Это небольшие лоскутки разноцветных материй с начерченными на них словами священных молитв. Им приписывается чудесная сила отгонять все злое от монастырских зданий. Они привешиваются или водружаются на шестиках по углам заборов и над воротами.
  • Высокий путь. Это расстояние от главных ворот до основного храма.
  • Герб хозяина. Это продолговатая дощечка со священной надписью длиной в 70 см и шириной 40-50 см. Она являлась обязательной принадлежностью императорских кумирень. Всегда окрашена в синюю краску и обделана в золоченную и украшенную резным золотым бордюром рамку.
  • Знак победителя. Является обязательным элементом храма, имеет форму закрытого с обеих сторон цилиндра. При освящении нового храма его наполняют, как ганчжирь, письменами мани и других учений. Их ставят по четырем углам храма.
  • Восьмирадиусное колесо или круг. Оно ставится над дверьми храма, на кровле. Представляет собой позолоченное изваяние восьмирадиусного колеса, на которое подняв свои головы, смотрят две стоящие на коленях газели. Изваяние связано с историей: в древности Эсруа-тенгри поднес Будде тысячерудиусное колесо, сделанное из золота Цзамбо и просил его начать свою проповедь. Когда Будда заговорил, эти золотистые газели самец и самка выбежали из леса и прослушали учение Будды.
  • Охлупень или бревно. Оно связывает обе половины кровли, обыкновенно поднимается
    в виде гребня на пол. Он украшается лепными фигурами цветов, различными соединениями кружков на всем протяжении охлупня. От охлупня по скатам, направляющимся собственно к четырем углам здания расставляются как украшения небольшие статуэтки зверей, птиц и баснословных животных. Они также делаются лепные из глины, или же бывают гончарные с глазурью и муравой.
  • Двери храма. Их верхняя половина делается в виде решетчатой оконной рамы, а нижняя часть остается сплошной и также украшается резными или разукрашенными фигурками.
  • Пирамида, субурган, ступа (суварга (монг.) ) - в буддизме вид памятного сооружения, восходящий к могильным курганам. Согласно преданию, первые 8 ступ были воздвигнуты после сожжения тела Будды для хранения его пепла, поделенного на 8 частей по числу областей Индии, заявивших свои права на его мощи (Ступы - реликварии). Позднее стали воздвигать ступы в честь каких-либо событий в истории буддизма (Ступы - мемориалы). В странах северного буддизма ступы - реликварии часто воздвигались на месте сожжения высоких духовных лиц, иногда в них замуровывался не пепел, а само тело умершего, мумифицированное с помощью соли или прожаривания в масле. Такие ступы могли находиться как на территории монастырей, так и далеко за их пределами. Оба типа ступ - объекты самостоятельного культа в буддизме. Архитектурные особенности ступ в каждой стране определяются местными традициями, однако в плане она должна быть обязательно круглой или квадратной. В системе буддийской символики ступа рассматривается как вертикальная модель Вселенной. (Н. Л. Жуковская)

    Суварга представляет собой нечто иное как миниатюрное изображение древних индийских ступ. Шпиц субургана состоит из трех частей: шейки или основания брай; собственно шпица, представляющего собой высокий усеченный конус, украшенный тринадцатью металлическими кольцами чойнхор, чжисум и коронующей части, состоящей из двух обращенных друг другу широкими основаниями усеченных конусов верхний конус-туккэб, нижний конус-тук-тун, увенчиваемых изображениями луны, солнца, пламеняющегося огня премудрости нада.

  • Лестница добродетели. Представляет собой деревянный помост, воздвигнутый на четырех столбах. К помосту пристраивается деревянная лестница для того, чтобы всходить по ней на вершину помоста. С помоста призывают лам к совершении хуралов или служб. Для этого трубят по установленному порядку три раза, чем оканчивается благовесть;
  • Жертвенные полки. Они являются первыми религиозными принадлежностями каждого буддийского монастыря и представляют собой две ступени на одну из которых ставят сосуд с курениями, на другую - фонарь с лампадой.
  • Колесо мани. Это особого рода прибор, назначение которого состоит в том, чтобы всякий верующий, проходя мимо монастырской ограды, мог повернуть его. Буддисты веруют, что каждое круговращение колеса мани равняется прочтению всех тех молитв, мани, которые в него положены.
  • Ворота святительские (главные ворота в богатых монастырях, священные ворота). Устраивают их иногда двухэтажными, причем второй этаж называется "палатой ворот". Она имеет значение часовен.
  • Махаран. Это фигуры царственных гениев, живущих по четырем сторонам горы Сумэр и сторожащих спокойствие мира. Их четыре, ставят по обеим сторонам главных ворот по два в ряд. (см. фотографии из монастыря Амарбайсгалант) . Под ногами 4-х махараджей находятся 8 фигур животных, людей и змеи. Данная поза махарджей символизирует их власть над всем живым миром, а также победу религии над всеми другими силами.
  • Пагжийбуу (Варутаки, Virudhara (caнскр).) - фигура лазурно-синего цвета. В правой руке он держит обнаженный меч, защищающий от внешних и внутренних врагов. В левой раковину, употребляемую при буддистских богослужениях. Символизирует юг.
  • Жамийсан (Варупакши, Virupaksa (caнскр).) - фигура коралловокрасного цвета. В правой руке держит ступу, в левой- змею, обеспечивающих защиту от видимых и невидимых злых сил. Символизирует запад.
  • Намсрай (Дрити-Раштра, Vaisravana(caнскр).) - фигура золотисто-желтого цвета. В правой руке держит религиозный зонт (чжокбо) , обеспечивающий защиту от темных сил, в левой- белую мышь, изрыгающую драгоценности символ богатства и благосостояния. Символизирует север.
  • Ёлхорсурэн (Вайсравани, Dhrtarasta(caнскр).) - фигура с телом бурого цвета (иногда изображается с телом белого цвета). В руке держит музыкальный инструмент (лютню), приносящий людям радость и веселье. Символизирует восток.
  • Ваза, сосуд. Является обязательным элементом субургана, который покоится на банриме. По правилам этот сосуд должен быть золотой, серебряный или из красной меди. В состав предметов, полагаемых внутрь его входят душистые и лекарственные травы (мушкатный орех, гвоздика, шафран, кардомон) и драгоценности (золото, серебро, коралл, жемчуг, опал, рубин и сапфир).

Из книги Э.Равдана "Краткий словарь по буддийской религии"