Домой / Амулеты / Лютеранская церковь святого михаила стиль. Лютеранская кирха св

Лютеранская церковь святого михаила стиль. Лютеранская кирха св

Фото: Лютеранская церковь Святого Михаила

Фото и описание

Евангелическо-лютеранский собор Святого Михаила – храм Санкт-Петербурга, находящийся в ведении Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Он находится на проспекте Среднем, на Васильевском острове, где во времена царя Петра I селились немцы, приехавшие на службу к российскому самодержцу. Именно это место предполагалось сделать центром града Петра.

В 1731 году здесь был расположен кадетский корпус, в одном из помещений которого для воспитанников-лютеран была создана отдельная община. Тремя годами позже, в 1734 году, она была освящена и стала носить имя архистратига Михаила.

В годы правления императора Николая I церковь была перенесена в другое здание, которое брали в наем у частных владельцев. Однако по приказу царя, деньги, взимаемые с общины за наем, возмещались из казны. В то же время лютеранская община разделилась на эстонскую и немецкую. Те, кто принадлежал к эстонской, посещали храм Святого Иоанна. Порядка двух тысяч немецких прихожан стали собираться в доме на 3-й линии у госпожи Тиблен. В августе 1842 года там состоялась церемония освящения церкви во имя Святого Архангела Михаила. Здание было небольшим и не могло вместить всех желающих присутствовать на службах. Поэтому после реконструкции, проведенной в кадетском корпусе, лютеранскую церковь вновь разместили там. Она была освящена в 1847 году в ноябре.

Обе церкви на Васильевском острове составляли один приход до 60-х годов 19 века. Позже, после того, как церкви в кадетском корпусе было дано соответствующее разрешение, при ней был создан собственный приход, который стал именоваться церковью Святого Михаила на Кадетской линии. В то же время верующие начали сбор средств на строительство нового храма на Васильевском острове. Начало ему было положено 23 октября 1874 года на Среднем проспекте, а обряд освящения состоялся в декабре двумя годами позже.

Собор рассчитан так, что единовременно там могли находиться 800 человек. Он был возведен по проекту инженера Карла Карловича Бульмеринга. Фасад перестраивался в 1886 году. Новый проект разработал архитектор Р.Б. Бернгард. Именно после этой реконструкции здание стало выглядеть так, как оно выглядит сейчас.

Собор построен в псевдоготическом стиле. На здании – остроконечный шатер с высоким барабаном, украшенный стрельчатыми окнами и башенками. Облицовка стен из песчаника.

После революции 1917 года приход упразднили, а само здание отдали под завод. Там была проведена серьезная реконструкция и перепланировка, в том числе и нефа, который поделили на три этажа.

В 1992 году здание собора Святого Михаила вернули верующим и Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. В 2002 году там начались серьезные реставрационные работы. И лишь в 2010 году со здания окончательно были сняты строительные леса. Однако работа не закончена. Пока не восстановлены готические решетки и башенки-пинтакли. Для этого нужны серьезные материальные вложения.

Большую роль в возрождении и храма и прихода сыграл настоятель епископский викарий и руководитель Русского пробства Сергей Прейман. После его скоропостижной смерти, прошла реорганизация Русского пробства и приход перешел в состав пробства Санкт-Петербургского.

В большинстве своем прихожане собора Святого Михаила - русские. Сейчас в приходе регулярно проводятся богослужения, причем там разрешено проведение служб и представителям других конфессий – адвентистам седьмого дня, методистам, последователям церквей «Часовня на Голгофе» и «Виноградник». Настоятелем и главой Санкт-Петербургского пробства в настоящее время является отец Сергей Татаренко.

В досоветское время в столице Российской империи к верующим протестантских дефиниций, как правило, относились без предубеждений. Поэтому созданию в 1731 г. общины приверженцев евангелическо-лютеранского вероисповедания никто не препятствовал. В 1834 г. организация получила имя Михаила - архистратига, архангела, верного соратника самого Творца. Спустя семь лет от общины отделились верующие-эстонцы, которые организовали собственную церковь Св. Иоанна. Лютеранам-немцам ничего не оставалось, кроме как образовать собственную церковь Св. Архангела Михаила в 1842 г., которая только в 1876 г., будучи освящённой, заняла своё нынешнее место на Среднем проспекте Васильевского острова.

Лютеранская церковь св Михаила по проекту Бульмеринга

Каменная лютеранская церковь Святого Михаила в Санкт-Петербурге возведена по проекту К. Бульмеринга, военного инженера в звании инженер-полковника. Однако фасад в 1886 г. пришлось перестроить. В таком псевдоготическом виде, с венцом из остроконечного шатра на высоком барабане, который декорирован стрельчатыми окнами и пинаклями, а также с облицованными песчанником стенами лютеранская церковь Св. Михаила вошла в XXI в.

А в XX в. коммунисты приход упразднили, прихожан разогнали или репрессировали, сама лютеранская церковь Святого Михаила, точнее, здание, в котором она находилась, перешла на баланс промышленного предприятия. Заводчане внутренности помещения значительно перестроили и приспособили церковное пространство под свои заводские нужды.

При А. Собчаке городские власти определили, что лютеранская церковь Св. Михаила должна быть передана в ведение только что созданной (или воссозданной - кому как нравится) Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. С 2002 по 2010 гг. здание здание подвергли реставрации.

Большинство нынешних прихожан - русскоязычные верующие Санкт-Петербургского пробства ЕЛЦИР. Основной язык богослужения русский. Кроме того, руководство пробства охотно предоставляет культовое заведения для осуществления богослужений методистам, адвентистам седьмого дня, верующим иных протестантских конфессий.

Своей нынешней ролью в протестантской жизни Санкт-Петербурга лютеранская церковь Святого Михаила во многом обязана о. Сергею Прейману, который возглавлял русскую общину лютеран до своей смерти в 2003 г.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Васильевского острова в середине XVIII века принадлежал англичанину В. В. Гому, затем купцу П. П. Шустину. Первоначально владение занимало большую территорию, а в начале 1820-х годов было разделено. Угловой участок выкупила купчиха В. Ф. Борисова (принадлежал ей до 1860-х годов). В 1872 году его приобрёл купец Я. Х. Пель. В это время здесь находился деревянный одноэтажный дом.

Изначально (с 1732 года), лютеранская часовня на Васильевском острове располагалась в здании Кадетского корпуса , организованного фельдмаршалом Минихом. Среди его воспитанников было много прибалтийский дворян, исповедовавших лютеранство. В 1839 году здание перестраивалось, а 12 мая 1842 года часовня была снесена, так как "загромождает двор". Николая I не устраивало частое присутствие гражданских лиц на территории воинской части. Поэтому из казны стали выделять по 5 000 рублей на аренду помещения в доме на углу Среднего проспекта и 3-й линии.

В июне 1872 года председатель совета евангелическо-лютеранского прихода церкви святого Михаила В. Лесгафт обратился в Генеральную консисторию с ходатайством о выкупе участка Пеля. 9 июня разрешение на такую покупку было дано.

В этом же году архитектором Р. Е. Бергманом был составлен проект храма в неоготическом стиле. Этот проект был отвергнут. 12 июля 1874 года Александром III была принята работа инженера К. К. Бульмеринга. Данный проект предусмотрел аналогичное стилевое оформление здания. Закладка храма на 800 человек состоялась 23 октября 1874 года. Церковь в формах немецкой неоготической архитектуры была освящена 19 декабря 1876 года. Строительные работы продолжались ещё год. Колокольня собора святого Михаила стала одной из высотных доминант Васильевского острова. Её высота равна 60 метрам.

Внутреннее пространство храма изначально было разделено на три нефа. Над входом находился орган и места для певчих. В 1886 году фасад здания был изменён по проекту Р. Б. Бернгарда. К 1909 году приход насчитывал 2 000 человек. Церковь содержала богадельню и два сиротских приюта.

Весной 1929 года здание передали лютеранской общине Иисуса Христа . Её пастором был Курт Мусс, которого 17 декабря арестовали по сфабрикованному делу и обвинили в антисоветской пропаганде. Спустя год он был приговорён к 10 годам лагерей. Для дальнейших служб, которые проводились на русском языке, община привлекала пасторов из других храмов. В июле 1933 года был запрещён колокольный звон, а спустя несколько месяцев власти решили снять и переплавить "на нужды индустриализации" единственный колокол весом 640 килограммов. Он всё-таки уцелел и в 1946 году был передан православной церкви на Смоленском кладбище.

1 августа 1935 года президиум Леноблисполкома принял решение о закрытии кирхи святого Михаила и передаче её здания под библиотеку . Однако, из-за протеста верующих закрытие храма было отложено на две недели. 15 августа храм был закрыт, а остатки общины перебрались в Петрикирхе .

Библиотека в здании церкви так и не появилась. С 1947 года бывший храм использовали как склад табачной фабрики. В 1952-1992 годах здесь размещался завод "Спорт", внутреннее пространство здания было поделено на три этажа. Завод занимался производством спортивного инвентаря.

В 1993 году храм был передан Христианскому евангелическо-лютеранскому объединению, после чего здесь возобновились богослужения. В настоящее время церковь святого Михаила реставрируется.

Пробегая по Среднему проспекту Васильевского острова, торопясь на учёбу, на работу, осматривая достопримечательности Петербурга, жители и гости нашего города невольно останавливаются на углу этого проспекта и 3-й линии, захваченные вольным и прекрасным стремлением ввысь церковного готического шпиля. Это - лютеранский собор святого Архангела Михаила. Ещё лет пять назад он находился в лесах, на долгой реставрации, а теперь мы можем в полной мере насладиться его красотой.

Лютеранская часовня на Васильевском острове существовала с 1732-го года, и находилась на территории Кадетского корпуса. Часовня была весьма необходима: многие воспитанники корпуса происходили из Прибалтики, и их вероисповедованием было лютеранство. Интересно, что часовня имела то же посвящение, что и самая первая лютеранская церковь в России, действующая с 1576-го по 1578-й годы в подмосковной Немецкой слободе. Конечно, это не было случайностью - издавна Архистратиг Михаил считался покровителем воинов, поскольку само слово «архистратиг» означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов».


В 1839-м году здание Кадетского корпуса подверглось перестройке, а 12 мая 1842-го года часовню снесли, так как посчитали, что она «загромождает двор». На самом деле император Николай I придерживался мнения, что частое присутствие гражданских лиц на территории такого «стратегически важного объекта», как Кадетский корпус, недопустимо. Но духовные потребности лютеран забыты не были, поэтому из казны начали выделять по 5 000 рублей на аренду помещения в доме госпожи Тиклин (Тиблен) на углу Среднего проспекта и 3-й линии. 16 августа 1842-го года в этом доме и была освящена церковь святого Архангела Михаила. Здесь собиралась немецкая лютеранская община (в которую входило около 2000 прихожан), поскольку в том же году произошло разделение единой ранее общины на немецкую и эстонскую. Однако арендованное помещение не могло вместить всех верующих, поэтому после завершения работ в кадетском училище там вновь была открыта лютеранская церковь. А прихожане церкви на Среднем начали сбор средств на строительство новой церкви. Ещё в 1872-м году архитектор Р. Е. Бергман представил Александру II проект собора в неоготическом стиле, но император отверг его, а 23 октября 1874-го года церковь была заложена уже по проекту инженера К. К. Бульмеринга, имевшего сходное стилевое решение.


В процессе возведения детище Бульмеринга подвергалось критике. Так, в журнале «Зодчий» за 1875-й год несколько ехидно сообщалось, что «На Васильевском острову прибавится одна лютеранская церковь во имя св. Михаила. Строит ее военный инженер г. Бульмеринг прочно, медленно и дорого; в свое время, конечно, и Микель Анджело строил крепости, но на нашем веку, кажется, этого не встречалось».


Освящение церкви состоялось 19 декабря 1876-го года, но строительные работы продолжались ещё год. Итогом стало светлое, нарядное в своей строгости здание, решённое в формах немецкой неоготики. Его внутреннее пространство, как и характерно для средневековых храмов, было разделено на нефы (продольные части), а над входом находились орган и места для певчих. Результат стараний Бульмеринга и его строителей также пришёлся не по вкусу кругу петербургского журнала «Зодчий», в его «Листке» № 9 за 1877-й можно прочесть следующее: «…этот храм есть не что иное, как неудачная карикатура на готический стиль и его великолепные произведения. И все это совершилось не где-нибудь, в глуши, а в Петербурге, в центре отечественного образования, на глазах художественного мира». Автор статьи сетует на тесноту внутреннего помещения собора и «бесхарактерность» его архитектурных деталей, однако на потомков то, что дошло до наших дней и было восстановлено в ходе реставрации, производит необыкновенное впечатление: его шестидесятиметровая башня, увенчанная крестоцветом (распространенный в архитектуре готики декор в виде стилизованного цветка), стала высотной доминантой Васильевского острова. В 1886-м году фасад здания перестроили по проекту Р. Б. Бернгарда.


Послереволюционная судьба собора характерна для многих церквей всех конфессий. Весной 1929-го года здание получила лютеранская община Иисуса Христа. Её пастором был Курт Мусс, вскоре подвергшийся репрессиям. Дальнейшие службы проводились на русском языке, и для них община привлекала пасторов из других храмов. В июле 1933-го года власти запретили колокольный звон, а через несколько месяцев решили переплавить единственный колокол собора «на нужды индустриализации». Но колокол каким-то чудом уцелел, и уже в 1946-м году его передали православной церкви на Смоленском кладбище.


15 августа 1935-го года собор был закрыт. Первоначально планировалось передать его здание под библиотеку, но какое-то время там располагался табачный склад, а впоследствии внутренне пространство было полностью перестроено: поделено на три этажа для нужд завода по производству спортинвентаря. В 1993-м году в соборе возобновились богослужения, была начата реставрация. В декабре 2010-го года с храма наконец были сняты строительные леса. Процесс реставрации ещё не завершён - на восстановление башенок-пинаклей и готических решеток требуются значительные средства.


Адрес: Средний проспект В.О., 18 б.

Церковь святого Михаила по праву считалась старейшей лютеранской церковью на территории Российской империи. Как и в Петропавловском храме, основу Михайловского прихода составляли выходцы из Прибалтики и германские подданные. Прихожанами храма являлись также члены московской шведской колонии, датчане и финны, проживающие в городе. Достоянием Михайловской церкви было множество церковных памятников, являвшихся летописью евангелических общин Москвы, разнообразная утварь - серебряные чаши конца XVIII - начала XIX веков, двухъярусное паникадило с гербом 1685 года, красивые металлические люстры, сундуки XVIII века и т.д. На стенах древней кирхи висели картины с изображением Лютера, пасторов Дитриха и Заверса. Церковная библиотека насчитывала более 3,5 тысяч книг. В храмовый комплекс входили трехэтажное здание мужского реального училища, лазарет и часовня.

История отпустила Михайловскому храму лишь десять лет жизни после революции. Несчастьем стало то, что рядом с кирхой обосновался Центральный аэродинамический государственный институт (ЦАГИ). Несмотря на то, что еще в 1925 году община пошла на уступки этой организации, институт стал настаивать на полной ликвидации церкви. Цель была вполне прозаической - завладеть церковной территорией. В январе 1928 года по ходатайству института Моссовет постановил закрыть церковь как “находящуюся на территории ЦАГИ” и мешавшую “надлежащим образом организовать охрану, так как хождение в церковь сопряжено с прохождением по территории ЦАГИ, что создает угрозу диверсии и шпионажа”. Почти одновременно, 29 марта 1928 года помощник директора ЦАГИ Южный и заведующий секретной части Рупай отправили во ВЦИК СССР Смидовичу срочную секретную депешу, в которой просили вывести лютеранскую церковь с территории ЦАГИ.

Верующие пытались активно бороться. Они отправили во ВЦИК несколько писем с сотнями подписей, содержащих настоятельные просьбы не закрывать храм. Председатель Высшего Церковного Совета епископ Мейер писал во ВЦИК: “Михайловская церковь, старейший лютеранский храм в нашем государстве, имеет для всех немцев-лютеран выдающееся историческое значение, и закрытие этой церкви явилось бы сильным нравственным ударом для всех немцев-лютеран СССР”. Все было напрасно, Президиум ВЦИК решением от 7 мая 1928 года отдал храм в распоряжение ЦАГИ, который вскоре и смёл древний памятник с лица земли.

Перед закрытием храма часть его ценностей была передана в один из центральных музеев Москвы. В июле - августе 1928 года музейные работники приняли, как следует из описи, “6 паникадил XVII века, изразцовую печь XVII века, 6 подсвечников, 20 бра XIX века, 1 старинную кованую дверь, 3 креста, 1 знамя рода Брюсов” и многое другое. Из храма было вывезено также 127 единиц упаковок архивных материалов.

Прихожане с остатками богослужебной утвари и оборудования алтаря перебрались в здание реформатской церкви, которое им было выделено на правах соаренды. Туда же были перенесены и портреты известных пасторов и членов церковного совета, а также церковные часы.