Домой / Амулеты / Собор аббатства клюни. Аббатство Клюни – одно из самых загадочных мест во Франции

Собор аббатства клюни. Аббатство Клюни – одно из самых загадочных мест во Франции

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами - романская архитектура.

"Романский словарь"

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось - так, парочка буквально. Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с самого термина. Его использовать стали поздно - в 19 веке. Придумал его археолог Арсисс де Комон. Надо сказать, термин весьма условен. «Романский» - значит, подобный римскому. Однако, по большому счету, от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля, преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Сен-Хуан-де-Бои , долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли , долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка - работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями - например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней - вот уж где колонн в изобилии! В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными - короткими, толстыми, не особо выразительными. Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию. В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент - полуциркульная арка - все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде - в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д. Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее - византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода - это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады, и даже наличие куполов - это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) - базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов - прямоугольный. В поздних крупных храмах - очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт - минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры - широкие контрфорсы и аркбутаны - стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное - это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением - это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский, но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.



Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши - двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод - тоже римский прием. Использовали и стрельчатые, и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам - в длину 187 метров, ширина трансепта - 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский. Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора - этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом. Орден рос со стремительной быстротой - примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с Францией и в Германии появились грандиозные и чудесные храмы - знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало - до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля - готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно. Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре



Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея


(худ. Джон Генрих Митце)


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк



Храм в Курси



Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп



Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль


Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа



Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм "Шедевры романского искусства" и фильм "Романский стиль" из серии

Аббатство Клюни, расположено в департаменте Сона и Луара, в 17 километрах на северо-запад от Макона и представляет собой уникальный по своему историческому значению монастырский комплекс, игравший значительную роль в религиозных, политических и общекультурных преобразованиях средневекового общества.

К 10 веку Францией правила каролингская династия, но под нарастающим давлением викингов и сарацин авторитет королевской власти сильно ослаб, в результате чего местные власти получили большую независимость. Это явление было особенно выражено на юге и в регионе Макона, где было основано аббатство Клюни. Церковь в то время погрязла в феодальных распрях и в спорах между белым и черным духовенством в отношении десятины. Религиозный кризис затронул в особенности монашествующий клир. Многие монастыри стали жертвами скандинавских набегов или были захвачены знатью. Кризис был усугублен тем, что бенедиктинский устав, регулировавший жизнь в монастырях, соблюдался не везде.

В этой ситуации в 909 или в 910 году герцогом Аквитании и графом Оверни Гийомом I было основано аббатство Клюни, которое подчинялось непосредственно Папе Римскому и обладало политической независимостью. Совсем скоро Клюни сделалось символом религиозного обновления, став очагом преобразований бенедиктинского устава и интеллектуальным центром начала периода зрелого Средневековья.

Строительство монастырского комплекса разделяют на три этапа:

1. Аббат Бернон – первый аббат Клюни – инициировал строительство церкви в 910 году, которое завершилось уже после его смерти в 927 году.

2. К 981 году было построено новое здание, заменившее предыдущее по причине его малых размеров. Это здание имело сложную апсидную часть с несколькими малыми апсидами и притвор в западной части. Его архитектура отразила развитие паломничества и усложнение литургических практик. В трансепте была возведена высокая колокольня. Такое расположение колокольни стало правилом почти для всех романских построек в этом регионе.

3. Развитие ордена и увеличение численности монахов требовали дальнейшего расширения аббатства. Третий этап строительства, начавшийся к концу 11 века при аббате Гуго (впоследствии канонизированного), продолжался больше века. В 1130 году был построен неф, и примерно в это же время началось строительство северного рукава трансепта и башен притвора. Во второй половине 12 века строительство было приостановлено и возобновлено только в начале 13 века. В 1220 году был завершен притвор, построенный уже в готическом стиле. С этого момента и на протяжении почти трех веков церковь аббатства считалась самым крупным храмом на Западе (187 метров в длину и 30 метров в высоту) до возведения базилики святого Петра в Риме в 1506 году.

К концу Средних Веков и с началом Возрождения с его религиозными войнами политическое и экономическое положение аббатства ослабло. А в период Французской Революции монастырский комплекс сделался источником строительных материалов для близлежащих домов буржуа. Знаменитая на весь мир библиотека была сожжена, а внутреннее убранство помещений разорено.

Сейчас на территории аббатства сохранились лишь постройки 17 и 18 веков и ничтожная часть здания третьего этапа строительства (сохранность менее 10 процентов), детали которого известны нам по средневековым схемам.

В плане здание имеет форму архиепископского креста: у него два трансепта. Большой трансепт, от которого сохранилось только три четверти крыла, был настолько велик, что его помещение можно было сравнить с небольшим собором. Этот трансепт венчали три колокольни. Колокольня Святой воды все еще высится на южном крыле (восьмиугольная в плане романская башня высотой 31 метр), в то время как две другие разрушены. Восточнее, между хоров находится так называемый «утренний трансепт», от которого тоже сохранилась только часть. Область перекрестия венчала башня (назначение которой не ясно), включавшая в себя глухой восьмигранный барабан со шпилем. Основной неф был окружен четырьмя боковыми, а высота свода достигала 33 метров.

Еще можно увидеть останки барабанных башен, которые окружали портал и нижние части притвора.

Помимо остатков церкви на территории аббатства расположены следующие здания:

* Дворец Жана Бурбонского (15 век), в котором содержатся некоторые элементы внутреннего убранства старой церкви (11-12 века) и скульптуры из близлежащих средневековых домов. Здесь же представлен макет монастырской церкви времен его расцвета.

* Монастырские здания 18 века, отличающиеся строгостью и величием и свидетельствующие о реформе Мавристов, повлиявших на эстетические предпочтения монахов.

* Сарай 13 века, под дубовым покрытием которого выставлены восемь капителей – шедевры романской скульптуры.

Аббатство Клюни

Город Клюни расположен на востоке центральной части Франции, к северо-западу от Лиона, в Верхней Бургундии. Он вырос вокруг бенедиктинского монастыря Клюни, которое было основано в 910 г. н.э. и было центром влиятельного религиозного ордена. В начале это была только деревня, владение герцога Гильом, когда монастырь был только основан, но постепенно Клюни увеличило свою важность по мере развития религиозного братства, образовавшегося после .

В 1474 году город был взят войсками Людовика XI. В 1529 аббатство было передано “на веру” в семью Гиз, которая занимала должность настоятеля в течение следующих ста лет. Примерно в 16 веке город и монастырь пострадали во время религиозных войн и аббатство было закрыто в 1790 году. Из аббатства вышло 12 кардиналов и несколько пап в том числе и Григорий VII инициатор Григорианской реформы.

Монастырь Клюни

В средние века, библиотека Клюни была одной из самых богатых не только во Франции, но и во всей Европе. В 1562 году многие ценные рукописи были уничтожены или похищены, так как монастырь был разграблен гугенотами.

В настоящее время осталось всего 10% построек, остальное было разрушено и растащено на строительные материалы, как впрочем всегда и везде, если почитать историю. В 20 веке остатки были реставрированы и на сегодняшний день аббатство Клюни является популярным местом посещения туристов.Чтобы лучше представить архитектуру Клюни, необходимо посетить бургундские церкви, большие и малые монастыри Франции. Монастырскую церковь в Турнусе, в 30 км на северо-восток, она построена чуть раньше и отличается мощью и основательностью конструкции. Базилика XІ в. в Пареле-Мониаль показывает, правда в меньшем масштабе, как изначально выглядел Клюни.

Средневековый замок фото

В настоящее время вокруг аббатства расположились отель “Бургундия”, где можете посетить подвалы 18-го века и попробовать разные вина, в уютных магазинчиках купить сувениры и попробовать шоколад Жермен. Посидеть в маленьких ресторанчиках с террасами и окунутся в атмосферу того времени.

Замок-отель Бургундия

Клюни стал региональный центром конного спорта с Национальным конным заводом, где разводят чистокровных жеребцов для скачек. Арабских и французских скакунов можно посмотреть. Кроме того в этом маленьком городке есть престижная Высшая школа искусств и ремесел

План-схема монастыря Клюни на старой гравюре

Так что легко понять, почему художников, ремесленников, поэтов и писателей привлекают окрестности города, в котором находится романские церкви, живописные деревни и речные долины.

Включает и знаменитый монастырь и готическую церковь Нотр-Дам, которая заложила начало возникновения готической архитектуры во Франции и церковь Св. Марселя с его прекрасными романскими шпилями. А также ряд живописных домов романского, готического стиля и периода ренессанса.

Готическая церковь

Гуляя по улицам городка можно совершить путешествие в прошлое и представить себе во времена, когда Клюни было “светом западного мира” и .

Мы неравнодушны к памятникам Средневековья, поэтому во время каждого путешествия я стараюсь включить в маршрут замки, аббатства и старинные города. По поводу замков у нас иногда возникают разногласия, зато к аббатствам оба члена экипажа относятся положительно. В нашем французском активе уже есть Сен-Мишель, .
В нашу последнюю французскую поездку в этот список попал Клюни – важнейший монастырь ордена бенедиктинцев, в прошлом центр могущественной монашеской империи, подчинявшийся напрямую самому Папе Римскому.

Клюни. Город

Мы приехали в Клюни из королевской солеварни , оставили машину у задних ворот монастыря и попытались проникнуть на территорию аббатства. Не тут то было – задние ворота оказались запертыми.

Если вы желаете попасть в аббатство Клюни, то извольте обойти его по средневековым улочкам городка, возникшего здесь во времена паломничества в Сантъяго де Компостелла.

Главная улица ведёт к приходской церкви Нотр Дам начала XII века.На церковь лучше всего посмотреть с соседней Сырной башни. Заодно можно зайти в местное турбюро за полезной информацией.

Клюни. Сырная башня

Её построили в XI-XIII веках как одну из пяти оборонительных башен аббатства. Первоначально она звалась Бобовой башней. Верхний ярус пострадал во время освобождения города от нацистов в 1944 году, но вскоре её восстановили. Нам очень нравятся виды сверху, поэтому мы тут же полезли на башню и не пожалели. Из окошек верхнего яруса маленький Клюни виден как на ладони.

Вид на главную улицу и одну из монастырских башен. Аббатство. Справа одинокая башня монастырской церкви, уцелевшая от разрушения. Башня приходской церкви Нотр Дам Площадь Нотр Дам

В башне можно увидеть макеты величественной церкви Сен Пьер э Сен Поль – базилики аббатства Клюни. Жёлто-коричневые оттенки отмечают сохранившиеся постройки, серо-голубые – утраченные.

Клюни. История аббатства

Тысячу сто лет назад в 909 или 910 году от Р.Х. герцог Гийом Аквитанский основал новое аббатство. Оно стало символом обновления католической церкви по правилам святого Бенедикта Анианского, распространившего их на все монастыри в землях Каролингов.
Первый монастырский собор возводили в начале IX века и завершили в 927 году. Однако спустя 40 лет он оказался слишком тесным и в 963 году аббат Майоль начинает строительство нового храма. Его закончили в 981 году. Спустя ещё сто лет летописец Гелион, автор “Жития святого Гуго”, клюнийского аббата, назовёт его “тесной и ветхой пастушьей хижиной”. Аббат Гуго де Семюр повелел начать строительство третьего собора в 1080 году. Спустя 15 лет Папа Урбан II освятил камни алтаря и три часовни прямо посреди стройплощадки. Спустя ещё 35 лет главный неф перекрыли сводом, но монастырская церковь оставалась далекой от завершения. Лишь в 1220 году был завершён огромный нартекс. Длина храма составила 187 метров. В течение трёх столетий до перестройки собора святого Петра в Риме, это было крупнейшее сооружение западного христианского мира.

Период с X по XII века был временем расцвета аббатства Клюни. С XII столетия орден бенедиктинцев начинает испытывать финансовые затруднения. Усиление власти короля и религиозные войны XVI века ещё более ослабили аббатство. В 1789 Клюни объявили национальным достоянием, что пагубно сказалось на его сохранности. Революционеры сожгли архивы, разграбили гобелены и мебель, а в мае 1810 года взорвали фасад и главный портал.

Портал Клюни. Компьютерная реконструкция Тимпан портала. Уцелевшие фрагменты

Собор превратили в каменоломню. Лишь 8% от былого здания дошло до наших дней.

Мозаичный план монастырской церкви

Клюни. Музей искусства и археологии

занимает дворец аббата Жана де Бурбона. Его парадные покои отделаны в стиле поздней готики. Сохранилась плитка на полу, огромный камин и дубовые балки перекрытий.

Резные порталы, украшенные королевскими лилиями, обрамляют дверные проемы.

В музее хранится около 4000 фрагментов скульптурного убранства разрушенной монастырской церкви. Уцелевшие обломки тимпана установлены на своих местах.

Здесь же выставлены романские капители, подобные тем, что мы видели в .

Замковый камень свода из нартекса с изображением Агнца.

Древний герб Клюни – скрещенные ключи и обоюдоострый меч.

Клюни. Остатки монастырской церкви

Каменных дел мастера построили резиденцию аббата рядом с колоссальным притвором, от которого сохранились лишь нижние ярусы двух башен, перестроенные в жилые дома. За ними видны обломки портала.Спустившись по лестнице можно попасть в бывший нартекс, оказавшийся теперь под открытым небом. Базы колонн выступают над уровнем пола. Над ним прямо поперёк бывшего нефа проходит дорога.“Отель де Бургонь” сложен из камней монастырской церкви.Чтобы попасть в уцелевшую часть церкви, надо войти в так называемый дворец Папы Гелазиуса, купить билет (мы прошли бесплатно) и через клуатр, перестроенный в XVIII векевыйти к уцелевшей башне монастырской церкви. Даже остатки базилики потрясают воображение.Сквозь уцелевшую арку можно выйти в пространство главного нефа, сводом которому ныне служит небо Бургундии. Отсюда хорошо видна единственная уцелевшая башня.

Клюни. Аббатство

Постройки монастыря занимает Высшая школа искусств и ремёсел. Её студенты носят синие мантии с причудливыми символами.К востоку лежит монастырский сад, распланированный в XVIII столетии.В саду сохранился древний монастырский амбар. Рядом с ним стоит Мельничная башня – одна из пяти оборонявших аббатство в Средние века.Нижний этаж амбара перекрывают великолепные нервюрные своды, опирающиеся на изящные консоли и тонкие колонны.Высокий второй этаж перекрыт деревянным цилиндрическим сводом.Здесь стоят несколько колонн, увенчанных романскими капителями. На одной из них изображается грехопадение.На другой вырезаны символы четырёх времён годаи аллегорические фигуры, означающие тона грегорианского хорала.Здесь же выставлен самый лучший макет аббатства из всех, которые мы видели в Клюни.

Клюни. Романская и готическая архитектура

Скромная приходская церковь Нотр-Дам выстроена в готическом стиле. Она зажата между узкими улочками и площадями размером чуть поболее носового платка.

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году , тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Недалеко от Клюни находится всемирно известная экуменистическая община Тэзе .

Литература

  • «Клюни» // Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. Т.2. М.:2005
  • Мулен, Лео Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.) . - М.: Молодая гвардия, 2002. - ISBN 5-235-02450-8
  • Catholic Encyclopedia. Congregation of Cluny (англ.)

См. также

Ссылки

  • Abbaye de Cluny (фр.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Клюни (монастырь)" в других словарях:

    - (фр. Cluny; или Клюньи Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. 11 сентября 909 года оно было подарено герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым аббату Бернону для основания нового монастыря. Клюни было изъято из под зависимости… … Католическая энциклопедия

    Клюни (фр. Cluny): Клюни монастырь в Бургундии, Франция. Клюни (конгрегация) монашеская конгрегация, ответвление бенедиктинцев, основанная в монастыре Клюни. Клюни (Франция) коммуна во Франции Отель Клюни парижский музей.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Монастырь Клюни Cluny … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Базилика Клюни III (реконструкция) Клюни, Клюнийская конгрегация монашеская … Википедия

    Бенедиктинское аббатство в Бургундии (см. Бургундия) (департамент Сона и Луара) основанное герцогом Вильгельмом Аквитанским. В правление аббата Одона (927 942) Клюни становится центром Клюнийской реформы, сыгравшую огромную роль в истории… … Географическая энциклопедия

    - (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

    Монастырь - (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история

    Клюни - и клюнийская конгрегация. К. – монастырь в верхней Бургундии, в диоцезе Макона. После того, как Франция стала оправляться от внутренних смут, а также набегов сарацин, венгров и норманнов и был восстановлен мир и тишина, дворянство с новой… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Монастырь - (греч. monasthrion уединенное жилище, от monas одинокий и threw оберегать) общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие монастыри буддийские появились во 2 пол. 1 тыс … Архитектурный словарь

    Или Клюньи (Cluny, Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. В 910 г. оно было подарено аббату Бернону для основания нового монастыря. К. было изъято из под зависимости от какой бы то ни было светской или духовной власти и подчинено … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона