Домой / Астрология / Смерть и воскресенье иисуса христа. Воскресение христово

Смерть и воскресенье иисуса христа. Воскресение христово


По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил , т. е. воскрес из мертвых . Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

Ангел Господень отвалил камень от двери гроба

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами ). Они еще не знали, что к гробу Христову приставлена стража, и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить, и говорили между собою: "кто отвалит нам камень от двери гроба?" Камень же был очень велик.


Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: "унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его". Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.


В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг, увидели светозарного ангела, сидящего на камне.


Ангел, обращаясь к ним, сказал: "не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес , как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скоре, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых".

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь; их объял ужас.


Ангел же говорит им: "не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес ; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам".

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг, снова пред ними явились два ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: "что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес ; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть".

Тогда женщины вспомнили слова Господа. Вышедши же, они в трепете и страхе побежали от гроба. А потом со страхом и великою радостью пошли возвестить ученикам Его. Дорогою же никому ничего не сказали, потому что боялись.

Придя к ученикам, женщины рассказали о всем, что видели и слышали. Но ученикам показались слова их пустыми, и они не поверили им.

Тем временем ко гробу Господню прибегают Петр и Иоанн. Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый, но не вошел во гроб, а наклонившись, увидел лежащие пелены. Вслед за ним прибегает Петр, входит в гроб и видит одни лежащие пелены, и плат (повязку), который был на голове Иисуса Христа, лежащий не с пеленами, но свернутый на другом месте отдельно от пелен. Тогда за Петром вошел и Иоанн, увидел все, это и уверовал в воскресение Христово. Петр же дивился сам в себе происшедшему. После этого Петр и Иоанн возвратились к себе.

Когда Петр и Иоанн ушли, Мария Магдалина, прибежавшая с ними, осталась у гроба. Она стояла и плакала у входа в пещеру. И когда плакала, наклонилась и взглянула в пещеру (в гроб), и увидела двух ангелов в белом одеянии, сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Спасителя.

Ангелы сказали ей: "жена! что плачешь?"

Мария Магдалина ответила им: "унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его".

Сказав это, она оглянулась назад и увидела стоящего Иисуса Христа, но от великой печали, от слез и от уверенности своей, что мертвые не воскресают, она не узнала Господа.

Иисус Христос говорит ей: "Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?"

Мария же Магдалина, думая, что это садовник этого сада, говорит Ему: "Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его".

Тогда Иисус Христос говорит ей: "Мария !"


Явление воскресшего Христа Марии Магдалине

Хорошо знакомый ей голос заставил ее опомниться от печали, и она увидела, что перед нею стоит Сам Господь Иисус Христос. Она воскликнула: "Учитель !" - и с неописуемой радостью бросилась к ногам Спасителя; и от радости она не представляла себе всего величия момента.

Но Иисус Христос, указывая ей на святое и великое таинство воскресения Своего, говорит ей: "не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (т. е. ученикам) и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему".


Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам Его с вестью о том, что видела Господа, и о том, что Он сказал ей. Это было первое явление Христа по воскресении .

Явление воскресшего Христа мироносицам

По дороге Мария Магдалина догнала Марию Иаковлеву, также возвращавшуюся от гроба Господня. Когда же они шли возвестить ученикам, вдруг, Сам Иисус Христос встретил их и сказал им: "радуйтесь !".

Они же подошли, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему.

Тогда говорит им Иисус Христос: "не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня".

Так воскресший Христос явился во второй раз.

Мария Магдалина с Марией Иаковлевой, вошедши к одиннадцати ученикам и всем прочим, плачущим и рыдающим, возвестили великую радость. Но они, услышав от них, что Иисус Христос жив и они видели Его, не поверили.

После этого Иисус Христос явился отдельно Петру и уверил его в Своем воскресении. (Третье явление ). Только тогда многие перестали сомневаться в действительности воскресения Христова, хотя и остались еще не верующие между ними.

Но прежде всех, как свидетельствует от древности св. Церковь, Иисус Христос обрадовал Пресвятую Матерь Свою , возвестивши Ей через ангела о Своем воскресении.

Об этом так воспевает Св. Церковь:

Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся! и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвые воздвигнувый: людие веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме! слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же чистая, красуйся, Богородице, о востании рождества Твоего.

Ангел восклицал благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди, веселитесь!

Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородице, радуйся о воскресении Тобою рожденного.

Между тем воины, охранявшие гроб Господень и от страха разбежавшиеся, пришли в Иерусалим. Некоторые из них пошли к первосвященникам и им объявили о всем, что произошло при гробе Иисуса Христа. Первосвященники же, собравшись со старейшинами, сделали совещание. По своему злому упорству враги Иисуса Христа не хотели поверить Его воскресение и порешили скрыть это событие от народа. Для этого они подкупили воинов. Дав много денег, они сказали: "говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. А если слух об этом дойдет до правителя (Пилата), то мы похлопочем за вас перед ним и избавим вас от неприятности". Воины взяли деньги и поступили так, как были научены. Слух этот пронесся между евреями, так что многие из них и до сего времени этому верят.

Обман же и ложь этого слуха видны каждому. Если воины спали, то не могли видеть, а если видели, значит не спали и задержали бы похитителей. Стража должна бодрствовать и стеречь. Нельзя себе представить, чтобы стража, состоявшая из нескольких лиц, могла уснуть. А если все воины уснули, то подлежали строгому наказанию. Почему же их не наказали, но оставили в покое (и даже наградили)? А напуганные ученики, от страха запиравшиеся в своих домах, могли бы разве решиться, без оружия против вооруженных римских воинов, на такое отважное дело? А к тому же, для чего им это было делать, когда они сами потеряли веру в своего Спасителя. Кроме того, могли ли они отвалить огромный камень, никого не разбудив? Все это невозможно. Наоборот, сами ученики подумали было, что кто то унес тело Спасителя, но увидев пустой гроб, они поняли что после похищения так не бывает. И, наконец, почему же начальники иудейские не искали тело Христово и не наказали учеников? Так враги Христовы старались затмить дело Божие грубым сплетением лжи и обмана, но оказались бессильными против истины.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 28 , 1-15; от Марка, гл. 16 , 1-11; от Луки, гл. 24 , 1-12; от Иоанна, гл. 20 , 1-18. См. также 1-е послание св. ап. Павла к Коринфянам: гл. 15 , 3-5.

Обычно римляне бросали тела распятых в общую яму - или хуже того, оставляли на Кресте, пока тела не расклевали птицы и не растаскивали животные. Но один из членов иудейского верховного совета - синедриона, Иосиф из Аримафеи, человек богатый и ученик Иисуса, пришел к римскому наместнику - Понтию Пилату, и попросил у него разрешения забрать тело Иисуса. Со стороны Иосифа это было проявлением большой верности - выражать заинтересованность в казненном по обвинению в мятеже Проповеднике значило ставить себя самого под удар. Кроме того, благочестивые Иудеи избегали входить в дом язычников-римлян. Иосиф, однако, пошел на все, чтобы обеспечить Иисусу достойное погребение. В то время людей хоронили в высеченных в скале гробницах. В собственности Иосифа находилась гробница, в которой еще никто не был положен. Он решил пожертвовать ее Иисусу - и положил там Его тело, закрыв вход в гробницу, как это обычно делалось, огромным камнем. На другой день собрались первосвященники и фарисеи и попросили Пилата приставить охрану к гробнице, чтобы ученики не похитили тело и не объявили Иисуса воскресшим.

Как говорит Евангелие, “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам” (Мф 28:1-7).

Место, где был погребен - и воскрес - Господь с самого начала христианской Церкви было предметом почитания. После того, как христианство стало государственной религией, Гроб Господень посетила благочестивая царица Елена, мать императора Константина, которая повелела воздвигнуть на этом месте храм в честь Воскресения Христова. Храм был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года.

С тех пор прошли века; власть в Иерусалиме переходила из рук в руки, храм подвергался разрушению и отстраивался, но поток паломников со всего мира, желающих почтить место Воскресения Христа, не иссякал ни на день. Как об этом еще за столетия до Христа пророчествовал Исайя, “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима” (Ис 2:3).

Почему воскрес Иисус Христос?

Евангелие подчеркивает, что воскресение Господа Иисуса - это победа над грехом и смертью в масштабах всей вселенной, победа, которая касается каждого человека.

До этого были другие случаи возвращения мертвых людей к жизни: Господь воскресил, например, сына наинской вдовы (Лк 7:11) и наиболее поразительным и чудесным образом - Лазаря (Ин 11). Но это было возвращением людей к обычной жизни, которая все равно завершается смертью. Святой Лазарь, как говорит нам церковное Предание, стал епископом на Кипре и скончался через тридцать лет после своего воскрешения. Но “Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим 6:9). Именно эту, качественно иную, вечную и блаженную жизнь Христос разделит с теми, кто доверится Ему и последует за Ним: Он еще раз (и уже навеки) воскресит и Лазаря, и всех благочестивых христиан.

Воскресение, которое Господь неоднократно предсказывает еще до Своего страдания, является также печатью Божиего одобрения на всем, что сказал и сделал Иисус.

Очевидцы Его служения передают нам Его слова, они сохранены в Евангелиях. Как признавали даже Его противники, “никогда человек не говорил так, как этот Человек”.

Иисус говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что именно Он, Иисус, будет судить все народы в последний день. Что наша вечная жизнь определяется тем, обратимся ли мы к Нему в покаянии и вере. И Он говорил, что цель Его прихода - пострадать и умереть за грехи людей. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45).

По прошествии сорока дней Он вознесся к Отцу, дав ученикам поручение проповедовать Благую Весть о Его воскресении: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мар.16:15,16)

Через веру и Крещение люди входят в таинственный союз со Христом, пребывают “во Христе”, как говорит Писание, так, что Он берет на себя их грехи и приобщает их Своей вечной жизни. Это союз осуществляется в Церкви - сообществе, где Воскресший невидимо, но действенно и спасительно, пребывает среди Своих верных.

Совершив свой земной путь, они переселяются к Нему и пребывают в невыразимом свете и радости Его присутствия. Наступит день, когда Господь вернется во славе, чтобы совершить суд над миром, навсегда и окончательно сокрушить силы зла. Тогда мертвые будут воскрешены и войдут в блаженную жизнь спасенного и преображенного мироздания.

И мы уже видим рассвет этого дня в Воскресении Христовом.

В каком году воскрес Иисус Христос?

Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года, следовательно Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры - ведь мы и отсчитываем годы “нашей эры” от Рождества Христова. Правда, возможно, что в Средние века при определении точной даты Рождества была допущена ошибка, и в действительности Господь родился между 12 и 7 годом до н.э, что, соответственно, меняет точную дату Воскресения, но это не так важно; для нас важен исторический контекст этого события.

В I веке весь мир был языческим, люди поклонялись многим божествам. Эти боги не были ни всемогущими, ни всеведущими, ни всеблагими. Даже нельзя было сказать, что они любят людей, у них могли были быть любимцы, как у правителей бывают фавориты, но любовь к людям вообще... Нет, этого не было. Боги могли иметь довольно склочный и распущенный характер и нередко конфликтовали между собой.

Но в Иерусалиме верили совсем по-другому. Древние евреи отличались от своих языческих соседей - они были, как мы сейчас говорим, монотеистами. Они верили в то, что существует только один истинный Бог, Создатель всего существующего. Бог, который является безусловным Владыкой человеческой истории и направляет ее к целям, которые Он определил. Этот Бог заключил со Своим народом Завет, то есть вступил в близкие, семейные отношения с людьми, которых Он избрал и приблизил.

Ветхий Завет - часть Библии, рассказывающая о событиях, происшедших до рождения Иисуса Христа - излагает долгую, часто мучительную историю Божиего народа. Люди клялись Богу в верности, но потом изменяли и впадали в идолопоклонство. Грех народа приводил к ужасающим бедствиям - язычники разрушали город и угоняли людей в плен. Люди раскаивались и обращались к Богу и получали возможность вернуться. Все это время Бог посылал народу пророков - людей, которые обличали поклонение ложным богам, несправедливость и притеснения, и призывали народ и знать к покаянию. Но пророки передавали и еще одно послание - о том, что Бог пошлет людям Спасителя, Мессию.

Слово “Мессия”, Машиах, или, по гречески, “Христос” означает “помазанник”. В древности, когда человека поставляли на какое-то чрезвычайно важное служение, пророка или царя, ему на голову возливали священный елей, особого рода масло, в знак того, что Бог дает ему власть и силы, чтобы исполнить возложенную на него миссию.

Со временем слово “помазанник” стало означать царя и пророка в неком абсолютном, окончательном смысле - того, кто установит на земле Царство мира и справедливости и навеки победит силы зла и греха.

Когда Господь Иисус вышел на проповедь, кто-то отозвался на Его слова искренней верой, поняв, что это Христос, предсказанный пророками, но многие увидели в Нем угрозу их власти, их авторитету, их привычному образу жизни. Противники Иисуса оклеветали Его перед римским наместником, Понтием Пилатом, представив Его мятежником против римской власти.

Иисус был приговорен к страшной смерти, которой римляне подвергали тех, кто восставал против них, - к Распятию на Кресте. Казнимого сначала избивали бичами с вшитыми свинцовыми шипами, которые рассекали тело до костей, потом прибивали гвоздями за руки и за ноги ко кресту так, чтобы его смерть была как можно более мучительной и внушающей ужас.

На заставке: фрагмент фото Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, автор - Tsafrir Abayov

П равославный праздник «Воскресение Христово», который еще называют Великдень или Пасха, является древнейшим и самым великим среди христианских праздников, и одним из главных среди двенадцати православных праздников, которые церковь отмечает с особой торжественностью.

По синоптическими Евангелиями распятия Иисуса Христа произошло 15 нисана (первого месяца года в еврейском религиозном календаре). Евангелист Иоанн однако уточняет, что Иисус умер 14 нисана, во время, когда жертвовали ягнят в Храме на иудейский праздник Песах. Праздник Песах, что в переводе означает «проходить мимо», - это ветхозаветная иудейская Пасха, которая празднуется в честь выхода израильского народа из египетского рабства. Название праздника связано с Ангелом, который пришел в Египет погубить всех первенцев, но когда видел кровь пасхального агнца на дверях еврейского дома, проходил мимо.

В Христианской Церкви название «Пасха» получила особое понимание и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к Небу. Именно это и выражается в священных песнопениях Церкви: «Пасха, Господня Пасха, ибо от смерти к жизни и от земли к небу, Христос Бог нас перевел, победную песнь воспевая.»

Для первых христиан страсти Христовы, Его смерть стали надеждой на освобождение от грехов, потому что сам Христос становится Агнцем Божиим. Он, принеся величественную жертву, своей кровью и страданиями дарит человечеству новый шанс на жизнь в свете Нового Завета.

Описание исторического события Воскресения Христова, которое присутствует во всех Евангелиях, берет свое начало из иерусалимской общины. Оттуда и происходит первый возглас, которым открываются пасхальные литургии во всем мире: «Христос Воскресе!».

По Евангелие Воскресение Спасителя является тайным действием Бога, при которой не присутствовала ни один человек. Только последствия этого события стали известны близкому окружению Иисуса Христа - мироносицам, которые сначала видели Его смерть и погребение, а потом уже увидели, что гроб, куда положили Его, стал пустым. И в этот момент Ангел возвестил им о воскресении и послал рассказать эту весть апостолам.

Праздник Воскресения Христово был установлен апостольской Церковью и праздновался уже в те времена. Для обозначения первой и второй частей праздника использовались особые названия: Пасха крестная, то есть Пасха страданий, и Пасха воскресная, то есть Пасха Воскресения. После Никейского Собора, состоявшегося в 325 году, были введены новые названия - Страстная и Светлая недели, а сам день Воскресения был назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху в разных местах праздновали не одновременно. На востоке, в малоазийских церквях праздновали в 14-й день нисана (март) независимо от того, какой это был день недели. А Западная Церковь почитала ее в первый воскресный день весеннего полнолуния. Попытка установить согласие в этом вопросе между Церквями была сделана в середине 2-го веке при св. Поликарп, еп. Смирнском, но безуспешно.

Два разных обычаи существовали до 1-го Вселенского Собора (325 г.). На Соборе было принято решение везде праздновать Пасху по правилам Александрийской Церкви - после весеннего полнолуния в пределах между 4 апреля и 8 мая, но чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Традиции праздника

Пасхальные торжества начинаются обходом вокруг церкви в сопровождении колоколов. Этот обход является символичным шествием жен-мироносиц в воскресенье утром к Господнему гробу.

После обхода, перед закрытыми дверями церкви, как перед запечатанным Божьим гробом, начинается утреня в честь Воскресения Христового. Здесь первый раз слышим радостное провозглашение: «Христос воскресе из мертвых...», - и при пении той же песни священник крестом открывает двери церкви в знак того, что Христова смерть открыла для человечества путь к Небу.

В древнейших христианских уставах сказано, что в конце Воскресной утрени во время пения стихир Пасхи при словах «и друг друга обнимем» происходило взаимное целование, которое сегодня называется «христосование». Люди взаимно приветствуются: «Христос воскрес! - Воистину воскрес!».

Все время на протяжении всей Светлой седмицы праздника двери в иконостасе остаются открытыми в знак того, что Христос своим воскресением открыл человечеству двери Царствия Божия.

В день Пасхи на святой литургии после заамвонной молитвы совершается благословение артоса. «Артос» с греческого переводится как «хлеб». Артос является символом хлеба вечной жизни - Господа нашего Иисуса Христа. На артосе видно икону Воскресения. Артос всю Светлую неделю стоит на престоле или на тетраподе. В Светлую субботу после специальной молитвы его измельчают и раздают верующим.

В период Пятидесятницы, а именно от праздника Пасхи до праздника Сошествия Святого Духа, в знак воскресной радости не делают поклонов, не становятся на колени. На Никейском Соборе было провозглашено: «Потому что некоторые становятся на колени в дни Господа и в днях Пятидесятницы, то для однообразности во всех епархиях, в это время приносить Богу молитвы стоя» (Правило 20). Подобное решение имеет также Шестой Вселенский Собор в 90 правиле.

Во время празднования Пасхи, а иногда и в течение всей Светлой седмицы, звучит дневной звон в знак победы Иисуса Христа над смертью и над адом.

У украинского народа есть обычай на Пасху благословлять пищу. После долгого поста святая Церковь позволяет всякую пищу для того, чтобы верные во время пасхальных праздников вместе с духовной радостью имели и радость от земных даров. Благословение пасхальной пищи происходит торжественно после святой литургии, обычно на церковном дворе.

С благословением пасхальных куличей связаны славные украинские крашенки и писанки, которые имеют древнее происхождение. У древних народов был обычай, по которому перед лицом, занимающим высокое положение в обществе, нельзя было появляться первый раз без дара. Благоговейные предания говорят, что Мария Магдалина, проповедуя Христово науку, зашла во двор римского императора Тиверия и дала ему в дар красное яйцо со словами: «Христос воскрес!», и только после этого начала свою проповедь. Ее примеру последовали другие христиане и начали в день праздника Пасхи одаривать друг друга пасхальными яйцами или писанками.

Яйцо играет такую ​​большую роль в пасхальных обычаях, потому что оно стало символом Христова Воскресения. Как с мертвой скорлупы яйца рождается новая жизнь, так и Иисус Христос вышел из гроба к новой жизни. Красное яйцо является символом нашего спасения через Кровь Иисуса Христа.

С пасхальными яйцами и писанками связаны различные забавы детей и взрослых на Пасху.

Божественная суть праздника

Воскресение Христово - это освобождение человечества от бремени грехов, переход от смерти к Жизни, от страданий к Любви. Это величественное и непостижимое действо является несокрушимым фундаментом христианской веры. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых - это свидетельство того, что Иисус Христос истинный Бог и Спаситель.

Христос умер телом, перенеся большие издевательства и муки, как телесные, так и духовные. Но физическое (человеческое) проявление Его соединено с Богом Словом в единую Ипостась. И сама смерть, которая удерживала души человеческие даже за малые провинности, не смогла иметь власти над Ним. Христос сошел в ад, чтобы покорить самую смерть и воскрес на третий день, освободив Адама и весь род человеческий от рабства греха.

Из-за первогреха Адама, телесного начала рода человеческого, человечество покорилось закону смерти, а Иисус Христос стал Освободителем человечества, показав победу духа над телом. Иисус Христос утвердил Новый Завет между человечеством и Богом, принеся Величественную жертву перед Божественной справедливостью. Господь наш Иисус Христос Своим Воскресением сделал людей также победителями над смертью и наследниками Царства Небесного благодаря спасительной вере в Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому в свое время то, что произошло с Иисусом Христом, совершится также над всем человечеством. Апостол Павел ясно и уверенно свидетельствует: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. XV:22).

Свет Божьего Воскресения в этот день касается каждой верующей души, даря неописуемую радость, любовь и новую надежду, зажигая жизненную веру в победу Духа над плотью. Новый Завет, Завет Любви, подаренный нам Богом, соединяет землю и Небо, приближая Царство Небесное к человеческим сердцам, открывая через Спасителя нашего Иисуса Христа двери в Царство Небесное.

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;

3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;

4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;

6 Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,

7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,

13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;

14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,

17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

После смерти Христа первосвященники и фарисеи не могли успокоиться. Даже умерший Иисус был им страшен. Боясь возмездия, забыв о приближающемся празднике Пасхи, они поставили у гроба Господня стражу, приказав ей ни на минуту не отлучаться, и да-же приложили печать к камню. По прошествии суббо-ты ночью произошло сильное землетрясение, с небес сошёл ангел Господень.

Он был подобен молнии, а одежда белая как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и замерли как вкопанные. Очнувшись, они в панике раз-бежались и сообщили первосвященникам о случив-шемся.

Следует отметить, что ни в одном из Евангелий это со-бытие не описано, никто не был свидетелем Воскресения Христа, а потому до сих пор оно является одним из чу-десных явлений. И всё же, несмотря на отсутствие еван-гельских источников, Вос-кресение Христа на протяже-нии многих столетий было и остаётся распространённым сюжетом в искусстве. Мы об-ратимся к наиболее извест-ным произведениям.

Дионисий. Воскресение. 1502-1503 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Одним из шедевров на эту тему является древнерусская икона «Воскресение» вели-кого мастера Дионисия.

На следующий день на рассвете жёны-мироносицы (несущие миро, т. е. благовонное масло) пришли в сад, чтобы помазать принесёнными ароматами тело умер-шего Христа. Но, подойдя к пещере, они увидели, что огромный камень, прикрывавший вход в неё, отвален. На камне сидел облачённый в ослепительно-белые одежды ангел, который сказал женщинам: «...не бой-тесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал» (Матф. 28: 5—6).

Вошли женщины в пещеру, но не нашли там тела Иисуса. Гроб был пуст. Со страхом и радостью побежа-ли женщины возвестить о Воскресении Христовом .

Воскреснув, Иисус несколько раз явился людям на земле, прежде чем на сороковой день вознёсся на небо. Одной из первых он явился Марии Магдалине.

К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, двое его учеников, Клеопа и Лука, шли в небольшое селение Эммаус, находивше-еся в 10—12 километрах от Иерусалима. Они тихо раз-говаривали между собой о трагических событиях по-следних дней. По дороге к ним незаметно присоединил-ся третий путник. Это был Христос, но они не узнали его. Разговорившись, подошли к селению и, так как был уже поздний час, предложили путнику остаться вместе с ними переночевать. Христос согласился. Материал с сайта

Во время вечери он взял хлеб, переломил его, благо-словив, и подал ученикам. В тот момент как будто от-крылись у них глаза, и узнали они своего Учителя, но тут же Иисус Христос стал невидимым для них.

Оставшись одни, ученики вспомнили, как зажглись их сердца, когда говорил Иисус. И хотя было позднее время, они, не скрывая волнения, вновь направились в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам о случившемся.

Прошло восемь дней. Все ученики Христа вновь со-брались вместе. Был среди них и Фома, который до сих пор не верил в Воскресение Христа. Несмотря на за-пертые двери дома, Иисус предстал перед апостолами. Сомневающийся Фома попросил разрешения притро-нуться к ранам Христа. Убедившись в том, что перед ним Учитель, Фома воскликнул: «Господь Мой и Бог Мой!» (Ин. 20: 28).

Пасха – главный христианский праздник и для католиков, которые в этом году отметили ее 27 марта, и для православных, готовящихся встретить Светлое Христово Воскресение 1 мая. Почему же так разнятся эти даты?

П оследние дни жизни Иисуса Христа подробно описаны в четырех дошедших до нас канонических Евангелиях и во множестве других исторических документов. Однако о том, когда именно закончилась его земная жизнь, известно очень мало. Христос был распят на кресте 14-го нисана; была пятница, в Иерусалиме готовились встретить еврейскую Пасху.

Первые попытки вычислить точную дату воскресения были предприняты в VI веке монахом Дионисием МАЛЫМ. До него счет времени велся по годам правления римских императоров, а в 525 году Дионисий предложил начать отсчет от года рождения Христа. Правда, для этого ему пришлось высчитать, когда именно родился и умер Иисус. «Считать можно было по годам правления императоров и по хранившимся в Риме консульским спискам» , – рассказывает преподаватель апологетики, клирик Тихвинского храма города Троицка Антоний ЛАКИРЕВ. Впоследствии выяснилось, что в расчетах Дионисий Малый ошибся примерно на пять лет: Христос на самом деле родился между 6 и 4 годами до н. э. Определил Дионисий и дату смерти Христа – 23 марта 31 года.

Однако расчеты, проведенные уже в XX веке, показали, что и эта дата, скорее всего, ошибочна. Нисан – первый весенний месяц еврейского календаря, который соответствует марту – апрелю по григорианскому календарю. Христос, как известно, был осужден и распят при Понтии Пилате, который правил Иудеей с 26 по 36 год. При сопоставлении исторических и астрономических данных выяснилось, что в эти рамки укладываются всего три года; 14-й день месяца нисан приходился на пятницу, а иудейская Пасха – на субботний день – так было в 27-м, 30-м и 33 году. «Это не могло случиться в 27 году, потому что в таком случае вся евангельская история продолжалась меньше года, что маловероятно, – рассуждает Антоний Лакирев. – 33 год не подходит, потому что слишком мало времени остается до 35 года, когда начались гонения на христиан, прослеживаемые по иудейским источникам. Таким образом, вероятнее всего, Иисус умер 7 апреля, а воскрес рано утром 9 апреля 30 года. Ошибочно мнение, что Христу в момент смерти было 33 года. Так называемый «возраст Христа» на самом деле не имеет под собой никаких исторических оснований… это плод фантазии византийцев, которые очень любили красивые числа и не отличались стремлением к исторической точности. Христу было примерно 35–36 лет» .

Иногда днем смерти Христа называют не 14-й, а 15-й день нисана. Исследователи, в частности профессор кафедры Нового Завета колледжа-семинарии «Мастерс» (Калифорния) теолог Роберт ТОМАС, объясняют разночтения всего лишь разными традициями отсчета суток: «…у иудеев день начинался не с восходом солнца, а с заходом, который в Иерусалиме происходит около 18 часов. Таким образом, 15-й день нисана и иудейская Пасха начинались вечером в пятницу, когда Иисус Христос, по свидетельству учеников, был уже распят».

С воими корнями христианская Пасха тесно связана с иудейской. Даже само название праздника, по одной из версий, досталось христианам от древних евреев. И на протяжении первых трех, четырех, даже пяти поколений христиан Пасху одновременно праздновали и евреи, и христиане. И только во II веке, в Риме, христиане начинают праздновать Пасху отдельно.

Первым, кто ввел празднование христианской Пасхи в воскресень е, был римский епископ Сикстус, возглавлявший римскую церковь со 116 по 126 год н.э. Епископ ссылался на «неправильность» иудейской веры, мотивируя это тем, что «иудеи отвергли Иисуса как спасителя». Сикстус вместе с римским императором Адрианом вел ожесточенную «войну» против еврейских обычаев и праздников.

Однако перенос даты празднования Пасхи не был принят всеми поместными собраниями империи. Со временем расхождения относительно дня празднования Пасхи возникли в лоне самой христианской церкви. Так, европейские католики праздновали обязательно в воскресенье, а в Малой Азии христиане праздновали Пасху на следующий день после еврейской.

В 325 году император Константин I повелел всем христианам отмечать Пасху по римскому обычаю, в ближайшее воскресенье после Пасхи иудейской. Тогда-то родился термин «квартадециманы». На латыни так назвали тех, кто праздновал Пасху ближе к иудеям (в переводе на русский язык «четыренадесятидневники», то есть те, кто празднуют 14-го нисана).

В С редние века католическая церковь по указанию папы Григория XIII перешла на новый стиль летосчисления. Все католические страны приняли григорианский календарь, более точный с астрономической точки зрения. Россия же стала жить по григорианскому календарю лишь после революции, поэтому православная церковь традиционно ведет свой календарь по «старому стилю». Разница между григорианским и юлианским летоисчислением составляет 13 дней.

Т ак что существенный разброс во времени, с разницей от одной до пяти недель, сложился исторически. К тому же в православии, в отличие от католицизма, строго следуют древним правилам, сформулированным на Вселенском Соборе еще в 325 году: светлый праздник не справляют одновременно или ранее еврейской Пасхи, хотя они между собой тесно связаны.

На последней встрече патриарха Кирилла и папы римского Франциска была высказана мысль о том, чтобы привести празднование Пасхи к единой дате. Не исключено, что когда-нибудь христиане снова будут праздновать Пасху в один день. Хотя вряд ли кто-то из ныне живущих увидит это своими глазами. Ни для православных, ни для католиков не принципиально, какого именно числа родился, умер и даже воскрес Христос.

«Так ли необходимо что-то менять? Большой вопрос , – говорит иерей Антоний Лакирев. – Мы не теряем ничего принципиально важного, сохраняя нынешнюю традицию, а изменив ее, ничего действительно важного не достигнем. Изменения к тому же наверняка вызовут ужасные споры. Никто этого не любит, а у нас в России есть печальный опыт разногласий по церковным поводам. Поэтому здоровый консерватизм учит не менять то, что можно не менять».