Домой / Астрология / Винновка. Богородичный Казанский мужской монастырь

Винновка. Богородичный Казанский мужской монастырь

Село Винновка впервые упоминается при описании сёл Самарского уезда в 1671-1672 годах. Население села относилось к ясачным (государственным) крестьянам и предположительно состояло из беглых крестьян из центральных областей России. Было обнаружено немало переселенцев из числа крестьян Троице-Сергиевой Лавры. Их не стали возвращать обратно, но обязали платить подати монастырю. В царствование Екатерины II монастырских крестьян перевели в разряд экономических. В 1768 году всю Самарскую луку передали из казны в собственность братьев Орловых. По договорённости между ними в 1794 году село отошло к Фёдору Орлову, а в 1802 году - к Алексею Орлову-Чесменскому.


В 1769 году селение посетил академик Петер Паллас. В 1770 году на средства прихожан в селении была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. До постройки церкви селение считалось деревней и носило название Винная-на-ключе, после 1770 года именовалось село Богородское-Винновка. После смерти Алексея Орлова в 1808 году село унаследовала его дочь - графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, которая в 1843 году продала его удельному ведомству, управлявшему имуществом императорской семьи. В 1838 году через Винновку пролегал маршрут братьев Чернецовых во время их путешествия по Волге. Сопровождавший их художник Антон Иванов-Голубой изобразил Винновку на одном из своих полотен.

В 1839 году в селе случился пожар, уничтоживший большую часть села, в том числе и деревянную церковь. При графине Орловой-Чесменской была начата постройка каменной церкви, которая прервалась в связи с продажей ею села. В 1848 году крестьянская община Винновки приняла решение об обязательном сборе средств со всех жителей на завершение церкви. Строительство церкви было завершено в 1851 году. Помимо церкви в селе имелись два молитвенных дома старообрядцев.

В 1845 году село было передано под управление Новодевичьему приказу (позже Переволокскому) Сызранской удельной конторы, которой управлялось до отмены крепостного права. До 1851 года село относилось к Самарскому уезду, а с 1851 года - к Осиновской волости Сызранского уезда Симбирской губернии. В XIX веке к основными занятиям жителей села относились сельское хозяйство, лесные промыслы, добыча извести и алебастра, изготовление кирпича, извоз, торговля и работа по поденному найму. При селе имелась пристань, осуществлялся перевоз через Волгу. В 1867 году в селе было открыто народное начальное училище, уроки в котором вёл местный священник. В начале XX века в селе М.Д. Маштаковым был построен алебастровый завод.
В конце февраля - начале марта 1919 года в селе останавливается карательный отряд, участвовавший в подавлении Чапанного восстания. В 1930 году церковь в селе была закрыта. Позже в здании церкви располагалось зернохранилище, столовая, хлев.

01. Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь, вид с Волги

02. Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в селе Винновка был открыт по указу Святейшего Синода Православной Церкви 26 декабря 2006 года.

03. Монастырь построен в византийском стиле по проекту архитектора Юрия Харитонова.

04. В монастыре разводят мальков стерляди и выпускают в Волгу

05. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1851 году.

06. Лестница, ведущая на колокольню

07. Вид на село Винновка с колокольни монастыря.

08.

09.

10.

11.

12.

13. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23. Внутри церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30. Храм во имя Святой Живоначальной Троицы

31.

32.

33.

34.

35. Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского

36.

37.

38.

21 июля 2013 года по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Митрополита Самарского и Сызранского, с помощью сотрудников Самарского Епархиального церковно-исторического музея (директор - О.И. Радченко) в монастыре создан музей, в котором собраны интересные и уникальные экспонаты (в том числе: Часослов 17-го века; рукописный Катехизис 19-го века; много икон старинного письма, среди них - икона Божией Матери «Иверская», хранящая следы пулевых отверстий, свидетельница преступлений большевиков; подлинная митра святого патриарха Тихона и другие экспонаты.

39. Музей монастыря

40.

41.

42.

43.

44. Общие виды монастыря.

45.

46.

47. Гостиница для паломников.

48.

Индивидуальные экскурсии на автомобиле (1-4 чел.) по интересным местам Тольятти, Самары и Самарской области. Подробнее со всеми маршрутами можно ознакомится

.

Хотите, я расскажу вам, как устроены летние выходные в Самаре? Не дождливо-летние, как мы вроде бы уже привыкли, а жарко-летние, неожиданные?

Выходные устроены так, что уже в девять утра хочется обрести покой где-нибудь у реки, и чтобы рядом ледяное пиво, друзья и полуобнаженные красотки стаями, однако предварительно лучше предпринять нечто, оправдывающее такой декаданс. К примеру, попробовать обрести некоторый духовный опыт, или просто прокатиться с ветерком.

Едем!

Куда

В Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь (село Винновка), открыт 26 декабря 2006 года, имеет статус «Архиерейского», что бы это ни значило. Действующий. Снуют монахи в черном, послушники в чем попало.

Как добраться

До Винновки можно доехать на автомобиле из Жигулевска, то есть сначала допилить до Тольятти по шоссе М5, увёртываясь от радаров, потом быстренько свернуть на мост с видами на ГЭС, рвануть в Жигулевск и уже оттуда до Винновки. В Жигулевске красиво и горы, весь этот серпантин и деревья различных оттенков зеленого, но на мосту в данный момент изо всех сил ведут ремонтные работы, и вполне можно встать в пробку, что омрачит путь. Выбирайте лучше водные маршруты.

Быстроходное судно «Восход» домчит вас до Винновки (село ранее называлось Винная-на-Ключе) за тридцать пять минут, небыстроходная «Москва» – за два часа с четвертью. «Москва» отправляется в 8:15 ежедневно, «Восход» ходит по субботам и воскресеньям, стартует в 9:30. Если вдруг кому хочется потратить много денег, почувствовать себя избранным, расточительным кутилой и вот это всё, вызывайте речное такси и мчите по водам индивидуально, с цыганами и медведями, раз так надо. Это удобно, дорого (10 000 рублей туда-обратно), но, в общем, «Восход» ничуть не хуже.

В любом случае — великолепное путешествие, река отражается в небе и наоборот, пологие берега обращаются горами, в самом широком месте маршрута Волга разливается вширь на три километра; сейчас высокая вода, и избушки поселенцев на островах основательно подтоплены (в выигрыше остались те, кто установил дом на сваях). Встречаются любители экстремального туризма в форме байдарочников, древние катера, роскошные буквально яхты и пластиковые лодки с моторчиками. Рыбаки, бакены, чайки, мощный двигатель взрезает водную гладь, как нож бисквитный торт.

Существуют готовые туры, билетами на которые торгуют в кассах речного вокзала, тур стоит 1000 рублей, включая транспортировку «Восходом», экскурсию по монастырю и обед в трапезной. Каждую субботу-воскресенье. Как вариант - воспользоваться услугами туроператора «Профцентр», который арендует прогулочный теплоход и экскурсовода, чтоб занимал туристов по дороге рассказами об истории села Винновка, плюс ещё развлекательная программа (дорога длинная, 2,5 часа - для удобства пассажиров теплоход отправляется от Барбошиной поляны, за час доплывает до речного вокзала и там забирает тех, кому удобнее из центра), а дальше всё то же — экскурсия по монастырю, колокольня, музей, обед в трапезной. Такой тур стоит 1700 рублей и состоится, например, 22 июля.


Зачем

Полюбоваться видами. Монастырь с воды смотрится очень хорошо. Какой-то кукольный, и склон горы справа с аккуратно прилепленными игрушечными домами.

Зайти в монастырь. Вообще, монастырь новый, свежей постройки, но главный храм, где как раз икона Казанской божьей матери, достаточно древен, выстроен в 1851 году, а сначала там вообще была деревянная церковь 18 века, но сгорела, деревянные церкви к этому склонны.

Узнать про монастырь больше. Стоит взять экскурсию, можно договориться заранее с монахом Лукой (телефон: 8-964-983-94-36), или послушником Александром (8-964-983-94-36), а можно прямо на месте, зайдя в церковную лавку, где ждут туристов ответственные братья. В рамках презентации вас поднимут на колокольню, разрешат немного позвонить в колокол, и скажут, что колокольным звоном вылечивается абсолютное большинство заболеваний; вы не поверите и улыбнетесь. Экскурсия длится вместе с обедом (трапезная! монастырские щи! пироги с грибами!) около трех часов. Прямо в монастыре индивидуальная экскурсия стоит 1000 рублей с человека, а если вас с друзьями в компании более пяти – что-то около 150 рублей.

Зовите с собой друзей.


Остановиться на ночь

Можно в монастырской гостинице. Она достаточно велика, номера, как и подобает жилищу паломника, аскетичны, но чисты. Бронировать нужно через Евгению, по телефону: 8-987-917-24-94, или Галину Алексеевну (8-937-729-42-40). Правда, не могу представить, для чего кому-нибудь может потребоваться торчать в Винновке еще и ночью, но вдруг. Все-таки виды. Волга. Скамейки для созерцания предусмотрены, деревенские дети (гурьбой) продают малину, деревенские бабы (по одиночке) – козье молоко и яйца настоящих кур.

Кстати о еде

При монастыре есть буфет с домашним квасом на хрене, чистотеле и чём-то экзотичном еще, пирожки и кофе. Про трапезную я уже говорила, но если вы не организованный турист, не рассчитывайте на лапшу по-монастырски, не про вас она. Быстроходное судно «Восход» вернет вас в Самару ровно в пять вечера, а небыстроходная «Москва» – может даже и в половине четвертого, и тут кругом Самара, пивная «Дно», кафе-рестораны и ваша собственная кухня с тазом окрошки по летнему времени, например. Это очень посконно – после визита в монастырь похлебать окрошки.

Из наблюдений очевидца

На пороге монастыря падает на колени рослый мужчина в красной майке и солидной плеши: «Братья, помощи прошу !», — кричит он довольно громко, не привлекая особо ничьего внимания.

«Помощи прошу, братья, не для себя! Девочку собака искусала в лицо, братья!» Братья молчат. Уходит, возвращается минут через пять: «Братья, это даже не мой ребенок! Помогите, братья

Братья мобилизуют кого-то из себя разобраться. Покусанной девочки нет. «Ну не знаю , — обиженно говорит мужчина с плешью, — только что здесь паслись ».

«Не надо просить у меня прощения , — выпевает брат в штатском, выпроваживая из частных келий компанию из четырех туристов. — Ибо по незнанию вы зашли сюда, а не по злому умыслу ».

Он же минутой позже с теми же интонациями говорит алкоголику из местных: «Или ты возвращаешься сюда домой, или не возвращаешься никогда, такое мое последнее слово ». Алкоголик добредает до каменных ступеней в трапезную и ловко ложится вдоль.

Прибывает большая группа паломников. Статная паломница в просторном, абсолютно прозрачном платье читает правила пользования монастырем. «Отлично, — говорит с удовлетворением, — я в прекрасной форме ».

Работница церковной лавки учит, как писать списки молебнов за здравие и упокой, или что-то такое: «В родительном падеже, милые мои, в родительном падеже. Александры. Или нет. Александру. Александра. Или нет. В общем, можете просто имя написать ».

«Ну, ясное дело , — один брат другому укоризненно, — работать-то никто не хочет».

«А можно с батюшкой договориться насчет крещения ?», — женщина с хорошим и каким-то простоволосым лицом заискивающе смотрит на работницу. «Дам тебе телефон, милая, ты и поговоришь », — работница кропотливо фасует свечи. «А лично можно поговорить ?», — женщина хочет поговорить лично, она специально плюхала из Самары на скоростном судне «Восход», чтобы встретиться с батюшкой и обсудить. Может, у нее первый ребенок. Может, это праздник вообще в семье. «По телефону, милая , — работница поправляет гороховый платок, — батюшка Феогност работает только по телефону ».

Семья из мужчины с удивительно синим лицом и женщины в домашнем халате на молнии покупает свечи. «Отцу поставить, матери поставить , — бормочет мужчина. — Братовьям поставить, тетке поставить. Дядьке не буду, а Лёха наказан ».

На скамье грудой газеты «Уфимские епархиальные новости»…


Следите за нашими публикациями в Telegram

Селение Винновка основана чувашами скорее всего в 50-60-х гг. XVII в. Впервые упоминается в описании дворцовых сёл Самарского уезда 1671-1672 гг. Население являлось ясачными (государственными) крестьянами. Однако в XVII в. среди жителей села было обнаружено немало переселенцев из числа крестьян Троице-Сергиевой Лавры. Их не стали возвращать на прежние места жительства, а оставили в Винновке вместе с ясачными, обязав только платить подати монастырю. При Екатерине II монастырских крестьян сделали государственными («экономическими»), но в 1768 г. и ясачных, и экономических крестьян Винновки отдали гр. Орловым, по разделам которых в 1794 г. село отошло к Ф.Г. Орлову, а в 1802 г. — А.А. Орлову-Чесменскому. В 1807 г. Винновку унаследовала А.А. Орлова-Чесменская, впоследствии продавшая село удельному ведомству. В 1845 г. село было отдано под управление Новодевичьему приказу (позже Переволокскому) Сызранской удельной конторы, под управлением которой находилось до отмены крепостного права.

В административном отношении село до 1851 г. находилось на территории Самарского, а с 1851 г. — Сызранского уезда Симбирской губернии (Осиновская волость). Население занималось сельским хозяйством, лесными промыслами, добычей извести и алебастра, изготовлением кирпича, извозом, торговлей, работой по поденному найму, при селе имелась речная пристань и перевоз через Волгу. В начале XX в. был устроен алебастровый завод М.Д. Маштакова. В селе имелась церковь, два молитвенных дома старообрядцев, земская школа. В 1769 г. село посетил академик П.С. Паллас. До XVIII в. село считалось деревней с названием Винная-на-ключе. После постройки деревянного храма в 1770 г. деревня получила статус села и была переименована в село Богородское-Винновка.



История появления храма в Винновке начинается в 1770-е годы. В селе строят церковь, которую освещают во имя иконы Казанской Божьей Матери. В 40-е годы XIX века начинают строить новый каменный храм. Инициатором становится владелица этих мест Анна Алексеевна Орлова-Чесменская - очень набожная женщина, которая, не принимая пострига, придерживалась монастырских норм жизни, а большую часть своих доходов жертвовала на нужды церкви. Есть версия, что всю жизнь она вымаливала своему отцу прощение за грех цареубийства. Основным местом жительства графини были Москва и именье около Юрьева монастыря, поэтому за своими владениями в Поволжье она наблюдала издалека. Храм достроен в 1851 году на общественные деньги, так как в 1843 году Анна Орлова Чесменская продала эти земли.

Храм в селе Винновка радовал современников своим изяществом и красотой. Здание церкви было выполнено из красного кирпича на белокаменном цоколе, карнизные плиты - из пиленого белого камня. Порталы входа были выполнены фигурной кирпичной кладкой. Лекальный кирпич использовался в оформлении наличников (стесанных во время поздней реконструкции). Церковь снаружи была оштукатурена и покрашена. Состоял храм из четверика с полукруглой апсидой, трапезной и колокольни.

В феврале 1930 года администрация Самарского РИК закрыла церковь. Колокола были сброшены, разбиты, а их осколки затоплены в Волге. По свидетельству местных жителей, храм несколько раз пытались взорвать. И хотя до этого не дошло, церковь пришла в полное запустение. Внутреннее ее убранство было полностью уничтожено. Местные власти сначала приспособили храм под зернохранилище, затем под столовую, впоследствии здесь был хлев.

В 2003 году по благословению архиепископа Сергия братией Свято-Воскресенского мужского монастыря города Самары были начаты работы по восстановлению здания храма. Началу работ предшествовал крестный ход из села Осиновки в Винновку. Случилось это на праздник Успения Божией Матери (28 августа). 5 октября 2003 года в разрушенном храме была совершена первая Божественная литургия. Тогда же было принято решение о создании на его базе монастырского подворья, а спустя еще два года монастырь получил архиерейский статус. 23 апреля 2006 года, после перерыва в 76 лет, была отслужена первая Пасхальная служба.

7 мая 2006 года архиепископ Сергий совершил в храме Божественную литургию, тогда же был заложен камень в фундамент будущей монастырской гостиницы. 21 июля 2006 года состоялось освящение храма. 26 декабря 2006 года Священный Синод РПЦ благословил открытие Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря в селе Винновка Ставропольского района Самарской области.

Архитектурный проект обители представил талантливый архитектор Юрий Иванович Харитонов. По его проектам построены прекрасные храмы не только в России, но и в других православных странах.



Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка, Ставропольского района, Самарской губернии открыт по указу Святейшего Синода Православной Церкви 26 декабря 2006г. Монастырь имеет статус «Архиерейского» и Священно-Архимандритом его является Владыка Сергий, Митрополит Самарский и Сызранский.

Однако несмотря на небольшой срок существования монастыря, история, предшествующая его появлению, начинается с 18-го века и богата событиями. Место, в котором располагается Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь, поистине благодатное. Люди селились на окружающих его холмах начиная с неолита - «новокаменного века». На территории монастыря археологами обнаружено несколько стоянок и поселений, последовательно сменявших друг друга.

В 1770 г. в деревне, называвшейся тогда Винная-на-Ключе, была построена и освящена первая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, после чего населённый пункт был переименован в село Богородское-Винновка. В 1839 г. в селе случился пожар, в результате которого большая часть села, и в том числе церковь, сгорели. В это время владелицей земель, к которым принадлежало и с. Богородское-Винновка, была Анна Алексеевна Орлова-Чесменская - дочь известного Российского полководца и дипломата Алексея Орлова-Чесменского. Эта женщина, унаследовавшая недюжинную силу воли от отца, была очень религиозна и отдавала много средств на развитие «Церкви» (подсчитано, что всего ей на церковные нужды было отдано около 3 миллионов рублей - огромная по тем временам сумма). По её распоряжению 19 мая 1842 г. (по старому стилю) были начаты работы по строительству новой, уже каменной церкви. Однако в 1843 г. А.А. Орлова продала принадлежавшие ей земли удельному ведомству, и работы по строительству храма были приостановлены. В 1848 г. крестьянская община села Богородское-Винновка приняла решение о сборе средств на завершение строительства церкви, и в 1851 г. храм в честь Казанской иконы Божией Матери был окончательно достроен и освящён. До 1930 г. храм существовал как сельско-приходской.

26 февраля 1930 г. по официальной версии - из-за отказа общины платить налоги - храм был закрыт. Церковь хотели разрушить, колокола были сброшены в реку, кресты пытались сорвать с куполов, но только погнули. Внутреннее убранство храма было полностью уничтожено - многие иконы были порублены топором и сожжены, однако часть икон удалось спасти местным жителям и некоторые из них впоследствии, после возрождения церковной жизни, были возвращены.

В 2001 г. была воссоздана церковная приходская община в с. Винновка. Поначалу из-за отсутствия финансирования и малочисленности церковной общины работы по восстановлению храма в честь Казанской иконы Божией Матери не продвигались. Но в 2003 г. по благословению Архиепископа Сергия братией Свято-Воскресенского мужского монастыря г. Самары, возглавляемого игуменом Серафимом (Глушаковым), работы по восстановлению храма и созданию на его базе монастырского подворья были продолжены более активно. Начало работ в праздник Успения Божией Матери (28 августа) было освящено крестным ходом из близлежащего с. Осиновка и молебном. 5 октября 2003г. в ещё порушенном храме была совершена первая Божественная Литургия. Вскоре по решению Федеральных властей здание храма было передано в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ. Обследование храма и проектные работы были выполнены ИК «ПАРЕКС», архитектурная часть - ТМ «Харитонова».

В 2005 г. было принято решение о повышении статуса подворья в честь Казанской иконы Божией Матери из монастырского в Архиерейское. 26 апреля 2006 г. в храме была отслужена первая Архиерейская Пасхальная служба.

В настоящее время в монастыре уже 3 действующих храма. Это - храм в честь иконы Божией Матери Казанская; храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского и храм во имя Святой Живоначальной Троицы, освященный Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Самарским и Сызранским, в сослужении с митрополитом Нектарием, в день Святой Троицы в 2014 г. Ещё одна надвратная церковь - во имя святого пророка Иоанна Предтечи почти готова, в ней ведутся отделочные работы.

http://sbkmenmon.cerkov.ru

Цель этого путешествие из Самары – Винновка. Речная прогулка на Омике и его штурм; романтичные волжские виды; село Винновка и его панорамы с Лысой горы; Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь или сказочный замок; музей монастыря и картонный город за Волгой – всё это в нашем путешествии в Винновку.

Карта расположения Винновки подсказывает два варианта пути.
I вариант: на машине из Самары в Винновку через Тольятти, Александровку и Сосновый Солонец. Протяжённость около 130 километров и продолжительностью чуть более двух часов.
II вариант: на речном транспорте по Волге c Речного вокзала Самары. Пристань в Винновке находиться бок о бок с монастырём. Расстояние 30 километров, время в пути около двух часов.

Винновка, карта

Второй вариант путешествия настраивал на романтичное созерцание волжских берегов и медитацию на фоне шума волжских волн. Все эти мысли были разбиты в самом начале путешествия, на речном вокзале Самары.
Как вы догадались, был выбран второй вариант по причинам описанным выше. Это путешествие я планировал ещё весной, но по причине крайне неудобного расписания Омика отложил его на осень. Расписание на весну и лето было таковым, что одним днём не обойдёшься. Движение речного транспорта было только по выходным дням. 8-15 – отправление с речного вокзала, в 10-30 прибытие не в Винновку (Винновку мы будем проплывать), а пристань Осиновки (село, расположенное в трёх километрах от Винновки). Обратно этот же Омик отправляется в 13-00. То есть, время на то, чтобы попасть в Винновку и монастырь, пройдя пешком около шести километров, даётся всего два с половиной часа. Что же изменилось в расписании осенью? Омик в том же направлении также ходит только по выходным, но остановку делает на пристани Винновка, прямо у подножия монастыря. Во как заморочено.

Теплоход Самара – Винновка.

Итак подъезжаем к вокзалу в 7-30, покупаем билеты в кассе (один билет 80 рублей) и видим огромные толпы уже проснувшихся людей, готовых взять Омик штурмом. Суббота и воскресенье в самарском речном пароходстве проходят в усиленном режиме. Садоводы, стремящиеся на свои дачи, отдыхающие, пытающиеся провести незабываемые выходные на пляжах Волги и мы зеваки, создают неповторимую и незабываемую картину на пристанях Самары. Одни, уже наученные горьким опытом стояния в углу около туалета, рвутся на Омик, как в последний бой. Другие считают, что эти выходные последние и других уже не будет. Вся эта толпа с корзинами, рюкзаками, вёдрами и прочими сопутствующими товарами с огромной силой ринулась на взятие только что пришвартовавшегося Омика. “Что же вы хотите”,- говорит мне соседка в очереди- “это было всегда”. Омик заполнился до отказу, а на пристани ещё стояло много людей. Другой Омик пришёл на помощь своему брату и погрузил всех оставшихся желающих на свой борт. Ух, хорошее начало!

Омик, между прочим 1957 года выпуска, устроен таким образом, что те, кому посчастливилось усесться внутри, ничего не видят, что происходит снаружи. Все окна закрыты стоящими на палубе людьми и создаётся полнейшая изоляция. Количество пассажиров создаёт некоторое волнение, взгляд на всякий случай ищет самый близко расположенный спасательный круг. Выход один – чтобы что-нибудь увидеть или по крайней мере подышать в последний раз свежим воздухом, нужно стоять на палубе. Выбираем себе свободные места и два часа в стоячем положении любуемся на просторы нашей матушки реки Волги, она этого заслуживает.

Расписание Самара – Винновка перед поездкой лучше уточнить на сайте Самарского речного пассажирского предприятия .

Волжский Афон.

При подходе к Винновке не забудьте достать ваши фотоаппараты. Вид на монастырь с воды превосходен.

Фото Свято-Богородичного казанского мужского монастыря с Омика.

Монастырь очень похож на средневековый сказочный замок.

От пристани до монастыря рукой подать. Основная масса туристов пошла в монастырь, а мы решили сначала обследовать село и близлежащие окрестности.

Главная улица села – Казачкова идёт от пристани вдоль монастыря через всю Винновку. Чтобы пройти её всю понадобится не больше 15 минут.

Винновка очень компактна, официально население около ста человек. Первые упоминания Винновки, как о чувашской деревне Винна-на-ключе относятся к середине XVII века.

В те времена по Винновскому оврагу текла речка Винная, получившая своё название по виду занятия местных жителей. Местные жители были в основном беглые крестьяне из центральных районов России и их основным занятием было садоводство и связанное с ним винокурение (проще говоря, самогоноварение).

Со временем речка пересохла, а село получило название Винновка.

На окраине села поворачиваем направо. Хорошая грунтовая дорога приводит нас на окраину Винновки, на Лысую гору.

На горе отличное место для пикника и обзора села, а ещё в III-IV веках на вершине находилось городище Волжско-Камской Болгарии.

Здесь мы получили вознаграждение за тяжёлые, утренние часы выходного дня. На вершине были только мы, тёплый ветерок и виды на бесконечные просторы Волги,

Винновку и монастырь.

В 1768 году Самарскую Луку передают в собственность братьям Орловым и уже в 1770 году на средства Орловых и прихожан начинается строиться первая церковь села в честь Казанской иконы Божьей матери.

Та деревянная церковь находилась на месте белокаменной церкви с небесно-голубыми куполами, которую мы наблюдаем сейчас. Село в то время именовалось Богородское-Винновка.

В 1839 году уже при дочери Алексея Орлова, графини Анны Орловой-Чесменской в селе произошёл сильный пожар. Часть построек, включая деревянную церковь сгорело.

Сразу началась постройка новой кирпичной церкви, но продажа графиней Винновки государству остановила эту постройку. Постройка возобновилась лишь в 1848 году, когда все жители Винновки в обязательном порядке собрали средства.

Эта церковь является самым старым строением Винновки, дошедшим до наших дней.

Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь.

В 2003 году в церкви начались восстановительные и реставрационные работы, вокруг храма начал строиться огромный монастырский комплекс. Спустимся с горы и посетим его. Для тщательного осмотра монастыря, к сожалению, у нас оставался только час и мы довольствовались только беглым осмотром.

Вход в монастырь осуществляется через доминирующую над Винновкой и монастырём колокольню с надвратной церковью во имя Святой Живоначальной Троицы.

Ворота прямиком ведут к сердцу монастыря – церкви Казанской иконы Божьей матери.

Закончу своё повествование про белостенную красавицу. Дошла она до наших дней неразрушенной только каким-то чудом. После того, как местная христианская община в 1930 году отказалась платить за неё налог, советская власть несколько раз пыталась её взорвать. К счастью, всё ограничилось разграблением, сбрасыванием колоколов и помещением в церковь зернохранилища и хлев.

Саму церковь мы, к сожалению, не посетили, так как она была закрыта.

У монастыря есть своя маленькая набережная, на лавочке которой можно отдохнуть.

Рядом открытые ворота в закрытую территорию. Монастырь действующий и не во все помещения у паломников есть доступ.

Когда строился монастырь было обнаружено огромное захоронение людей ориентировочно 1919 года. По исторической справке, в это время в Винновке базировался карательный отряд большевиков, отправленный для подавления восстания крестьян.

Сейчас в монастыре, кроме вышеописанных церквей, есть ещё Храм святого Сергия Радонежского, направо от входа. Вот его мы с вами и посетим.

Здесь же располагается и музей монастыря.

Основными экспонатами которого являются:
копия картины Иванова “Вид села Винновки на Волге в Симбирской губернии”, оригинал 1841 года которой находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Через Винновку в 1838 году вместе с братьями Чернецовыми пролегало его путешествие по Волге;

икона, написанная Григорием Журавлёвым “Иверская”;

митра патриарха Тихона.

Гостиница Винновка.

При монастыре открыта гостиница, где за скромную плату вам предоставят ночлег и экскурсионное обслуживание по монастырю, в том числе и подъём на колокольню. На сайте

Винновка . Небольшое село Самарской области, прекрасная жемчужина в ожерельи Самарской излучины. Много раз слышал про тамошние красоты. И наконец под финал лета 2014 удалось увидеть ее воочию. Главной достопримечательностью безусловно стал расположенный в устье Винновского оврага мужской монастырь иконы Божией Матери "Казанская". И расположение и архитектура не оставят равнодушными посетителей этого прекрасного места. Хоть и новодел, но смотрится достойно и на своем месте.

КПВ: Достал из ящика свой старый D700. А у него под лайтрум есть такие безумно яркие профили, что хочется убавить насыщенности. Плюс еще поляризационный фильтр, конечно.


По дороге на Винновку мы посетили наверное самый старый храм Самарской луки - расположенную в селе Осиновка Церковь Николая Чудотворца.

1.

Никольскую церковь подарил селу граф Александр Меньшиков в 1714 году. Говорят, он был чудесным образом спасен Николаем Чудотворцем, который явился ему во время шторма напротив Осиновки. По мнению некоторых историков, эта церковь стоит на развалинах древнего Болгарского храма. В 1929 году здесь в церкви расстреляли священника. Вывели за алтарь и расстреляли вместе с женой и детьми.

2. В этом году.... ну на баннере все написано.

3. Старые стены повидали многое.


4. Внутри сохранились остатки штукатурки.

5. Алтарь огорожен цепочками и надписями. Надпись свидетельствует о том, что в храме проходят службы.

6. Может быть в этот памятник архитектуры и стоит вложиться? Пока из инвестиций я заметил тонкий зеленый заборчик по периметру, дабы козы и другие животные по своей природе и нужде не оскверняли святого места.

От Осиновки до Винновки рукой подать. История появления храма в Винновке начинается в 1770-е годы. В селе строят церковь, которую освещают во имя иконы Казанской Божьей Матери. В 40-е годы XIX века начинают строить новый каменный храм. Инициатором становится владелица этих мест Анна Алексеевна Орлова-Чесменская – очень набожная дама, не принимая пострига, придерживалась монастырских норм жизни, и большую часть своих доходов жертвовала на нужды церкви. Есть версия, что всю жизнь она вымаливала своему отцу прощение за грех цареубийства. Основным местом жительства графини были Москва и именье около Юрьева монастыря, поэтому за своими владениями в Поволжье она наблюдала издалека. Храм достроен в 1851 году на общественные деньги, так как в 1843 году Анна Орлова Чесменская продала эти земли.

7. Вид, которым монастырь встречает гостей.

В феврале 1930 года администрация Самарского РИК закрыла церковь. Колокола были сброшены, разбиты, а их осколки затоплены в Волге. По свидетельству местных жителей, храм несколько раз пытались взорвать. И, хотя до этого не дошло, церковь пришла в полное запустение. Внутреннее ее убранство было полностью уничтожено. Местные власти сначала приспособили храм под зернохранилище, затем под столовую, в последствии здесь был хлев. С сожалением уже не первый раз отмечаю эту убогую советскую традицию, нагадить погуще. (

8. Новые с иголочки здания очень впечатляют. Весь ансамбль смотрится очень здорово. Однако внимание к деталям принесено в ущерб красивой и практичной отделке. Обо всем этом можно долго спорить, но любое архитектурное решение неизменно несет в себе отпечаток своей эпохи. И это замечательно!

В 2003 году по благословению архиепископа Сергия братией Свято-Воскресенского мужского монастыря города Самары были начаты работы по восстановлению здания храма. Началу работ предшествовал крестный ход из села Осиновки в Винновку. Случилось это на праздник Успения Божией Матери (28 августа). А 5 октября 2003 года в разрушенном храме была совершена первая Божественная литургия. Тогда же было принято решение о создании на его базе монастырского подворья, а спустя еще два года монастырь получил архиерейский статус. 23 апреля 2006 года, после перерыва в 76 лет, была отслужена первая Пасхальная служба.

7 мая 2006 года архиепископ Сергий совершил в храме Божественную литургию, тогда же был заложен камень в фундамент будущей монастырской гостиницы. 21 июля 2006 года состоялось освящение храма. 26 декабря 2006 года Священный Синод РПЦ благословил открытие Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря в селе Винновка Ставропольского района Самарской области.

9. Архитектурный проект обители представил талантливый архитектор Юрий Иванович Харитонов. Вход во внутренний дворик обители посторонним запрещен.

10.

11.

12. Ракурс с другой стороны.

13. Храм на берегу Волги прекрасен в своем простом убранстве.

14.

15. Не менее грациозно он смотрится и со стороны Волги.

16. Здание монастыря и паломнического корпуса напоминает крепость.

17.

16. Вдоль западной стены проходит спуск к пристани на берегу.

17. Вид с юго-запада.

18. Наверное самым необычным и неожиданным решением архитектора стала колокольня. Она выполнена в форме напоминающей маяк.


Сегодня монастырский комплекс, кроме древней Казанской церкви, включает в себя 2 новых храма: один освящен в честь Преподобного Сергия, а другой - в честь Пресвятой Троицы (сейчас в нем завершается внутреннее убранство). Также построены просторные братские корпуса и странноприимный дом (гостиница для паломников), 47-метровая колокольная. В монастыре собрана богатая библиотека, а в день престольного праздника (21 июля 2013 года) был открыт и небольшой музей истории села и обители. В монастыре, стоящем на самом берегу Волги, была укреплена береговая полоса, и теперь здесь пристань, способная принять 4-палубные пароходы. Братия монастыря сегодня это 9 монахов, 5 послушников и помощники-трудники, что, как говорят, очень мало для объекта с таким большим туристическим потенциалом.