Домой / Обереги / Как раскрывается принцип антропоцентризма в христианстве. Христианская картина мира и ее основные принципы: монотеизм, креационизм, символизм, христианский антропоцентризм

Как раскрывается принцип антропоцентризма в христианстве. Христианская картина мира и ее основные принципы: монотеизм, креационизм, символизм, христианский антропоцентризм

То есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ , позднее этого воззрения придерживались представители патристики , схоластики и некоторые философы нового времени .

Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни.

Слово «антропоцентризм» встречается сегодня в разных значениях - от антропоцентрического принципа в лингвистике до антропоцентризма в экологии . Наиболее распространённое значение - экологическое: человек - хозяин природы, и имеет право получать из окружающего мира нужные ему ресурсы, даже путём ущемления других биологических видов . Такое наполнение термина получило широкое распространение в XX веке .

В то же время, история слова гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространён антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек - вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его - наибольшие. В этом смысле христианство - антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина - светское, такой антропоцентризм называют также секуляризованным антропоцентризмом.

Философия

В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека .

Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму , господствовашему в Средние века), где центром всего является Бог , а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос . В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности .

Экология

Согласно глубинным экологам Биллу Деволлу и Джорджу Сешнсу, понимание природы человека тоже обусловлено парадигмой доминирования, которая рассматривает человеческих существ изолированными и фундаментально отдельными от природы сущностями и превосходящими остальную природу. Такой антропоцентризм, по их мнению, сродни доминированию мужского пола над женским, богатых над бедными, западной культуры над не-западными .

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Антропоцентризм" в других словарях:

    Антропоцентризм … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. anthropos человек, kentron центр) позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. А. предполагает рассмотрение вещей исключительно с т.зр. целесообразности, т.е. телеологически. К А. явно тяготел Сократ,… … Философская энциклопедия

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Антропоцентризм - Антропоцентризм ♦ Anthropocentrisme Стремление поставить человека в центр, но не ценностей, как это делает гуманизм, а бытия. С точки зрения антропоцентризма Вселенная создана исключительно для нас, а потому все на свете должно вращаться… … Философский словарь Спонвиля

    - (от антропо... и центр) воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 мировоззрение (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от греч. апthropos человек и от лат. centrum середина круга) англ. anthropocen trism; нем. Anthropozentrismus. Мировоззрение, в к ром человек рассматривается как центр и высшая цель мировоззрения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - (греч. anthropos – человек + лат. сentrum – мировоззрение) – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. ☼ мировоззрение, ставящее человека в центр всего сущего. Образный материал для А. в… … Энциклопедия культурологии

    антропоцентризм - АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos человек, и лат. centrum центр) воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. В совокупности с теоцентризмом, провозглашающим существование надмирного целеполагающего… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    антропоцентризм - а, м. anthropcentrisme m. Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. БАС 2. Антропоцентрический ая, ое. Когда распадение труда на труд физический и умственный доходит до известных пределов, антропоцентрический унизм … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Индивидуальность человека. Бытие и деятельность , Герт Валерий Александрович. В монографии обосновывается со-бытийная природа экзистенциалов, доминант и процессов развития целостности индивидуального бытия и индивидуальности человека. Со-бытийная природа целостности…
Космологический антропный принцип, постулируемый учеными XX века, пытается метафизически обосновать закономерности эволюции Вселенной, приводящие к появлению человека разумного ("наблюдателя"). Однако впервые концепцию астрономического антропоцентризма в XIX веке сформулировал американский биолог А. Р. Уоллес (один из авторов теории биологической эволюции) и придал ей религиозное истолкование(11). Но уже в Библии предлагается антропология, в которой человек занимает центральное место в Божием творении Вселенной(12). В 1-й главе Книги Бытия создание человека дается как завершение творения Вселенной: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:26-27). В ней показано, что человек сотворен после того, как возникли все необходимые элементы и среда обитания. А при изучении эволюции материи Вселенной прослеживается схематическая эволюционная цепочка: элементарные частицы и излучение - протоны и нейтроны - ядра водорода и гелия, электроны - атомы водорода и гелия - атомы химических элементов - молекулы - растения - животные – человек(3). Человек, как и в Библии, здесь оказывается высшей ступенью космической эволюции и, согласно антропному принципу, является тем "наблюдателем", который призван познавать Вселенную. В библейских же текстах подчеркивается творение одухотворенного человека: И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2:7). При этом человек считается не только венцом творения, но и владыкой Вселенной, то есть Вселенная сотворена для человека. Об этом говорит и псалмопевец: Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами: славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его... (Пс. 8:4-7). Кроме того, человек сотворен не только как конечное и совершенное существо в цепи творений, но и как образ Божий, призванный стремиться к Божию подобию. Вот как пишет об этом святитель Григорий Богослов: "Божественный Логос воспринял частицу вновь сотворенной земли, вылепил Своими бессмертными руками наше тело и сообщил ему жизнь: ибо дух, который Он вдохнул в него, есть поток невидимой Божественности. Так, из грязи и духа, был сотворен человек - образ Бессмертного... " (Догматические поэмы, 8)(13). Творение человека по образу Божию означает получение им уникальных способностей, отражающих Божественные свойства. Так как Творец есть Личность, Премудрость и Любовь, то эти качества отражены в человеке как стремление к свободе и знанию, как способность к творчеству и любви. "Сотворенность по образу Божию означает, что царственность присуща человеку с момента творения.... Божественность есть премудрость и логос: ты видишь в себе разум и мысль, что являются образом перворазума и первомысли... " (Святитель Григорий Нисский. Об устроении человека)(13). Таким образом, человек оказывается и продуктом эволюции Вселенной, и сыном Божиим. Он как бы "граница" между Творцом и материей. "Человек сотворен животным, чтобы стать богом ", - говорит святитель Василий Великий(12). А Г. Р. Державин поэтически отразил эту двойственность человека в оде "Бог":

Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенный Средине естества я той, Где кончил тварей Ты телесных, Где начал Ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб - я червь - я бог!

Это поэтическое описание человека вполне соответствует образу "наблюдателя", ради которого возникла и эволюционирует Вселенная, согласно антропному космологическому принципу. Из божественных способностей человека, вложенных в него Творцом, следуют и обязанности: "Сотворивший человека для того, чтобы он участвовал в Его полноте, так распорядился его природой, чтобы она содержала в себе начаток всякого блага и чтобы каждая из ее способностей пробуждала в человеке желание соответствующего Божественного качества " (Святитель Григорий Нисский, Большое огласительное слово, 5)(13). Одной из божественных способностей человека является его стремление к познанию своего Творца как Творца Вселенной и как Отца Небесного, к подобию Которому он призван стремиться. Христос призывает: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). И первая возможность познания Творца заложена в изучении Его творений - природы: "...Мы можем познать Его, во-первых, созерцая благоустроение сотворенной Им Вселенной, которая в некотором роде является отражением и подобием Его Божественных прообразов... " (Священномученик Дионисий Ареопагит, "О божественных именах")(14). Бог - Творец открывается человеку при изучении природы в ее закономерностях: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы... (Рим. 1:20). Таким образом, природа - "естественное Откровение" Творца, которое познается и исследуется рациональными научными методами. Здесь человек выступает как "наблюдатель" в терминологии антропного принципа(6,7). Вторая возможность - "сверхъестественное Откровение" Творца, которое дается через Предание и Писание. К последней принадлежат творения святых отцов и Библия. "Естественное Откровение" свидетельствует, что материальная Вселенная подчиняется определенным физическим законам, которые не являются самовыражением материи, а формируются Словом Божиим. Очевидно, творению материи предшествует Божественный замысел, устанавливающий идеальные законы природы и обеспечивающий гармонию и красоту мироздания. Поэтому можно сказать, что природа является материальным воплощением мысли Творца(8). Отсюда следует, что Вселенная и все, что ее наполняет, существует потому, что есть законы классической и квантовой механик, термодинамики, ядерной и молекулярной физики и других разделов науки. При этом Творец создает Вселенную "из ничего": 1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2. Оно было в начале у Бога. 3. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:1-3). Одним из величайших чудес Божественного естественного откровения вместе с Боговоплощением считается творение "из ничего"(9).

Человек, несмотря на многие Божественные способности, не создает законов природы и поэтому не способен творить "из ничего". Он только открывает их, исследуя природу, и его творчество в основном связано с познанием материи и с переделкой ее форм. Ученый с религиозным мировоззрением считает законы природы крупицей божественного Разума, а саму природу - "естественным откровением" Творца. Такой ученый выступает и как "наблюдатель", согласно антропному принципу, и как "богослов" природы. Изучение "естественного откровения" и сопоставление его с Откровением сверхъестественным позволяют такому ученому построить христианскую метафизику, в которой центральное место отведено Богу - Творцу.

Литература:

· Бытие. 1-4;

· Исход. 2-17;

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. – М., 2001. Гл.2.2.

Западноевропейская философия в вере. Соотношение веры и разума в познании истины.

Литература:

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. 4. Христианство и общество.

· Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. С.94 – 101.

· Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том. 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1994.

Реализм как схоластический метод познания. А. Кентерберийский

Схоластической философии.

Литература:

· Евангелие от Иоанна. 1.14, 8.31-32;

· Жильсон Э. Указ. соч. Введение.

· Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. – М., 1976. С.106-164. (понятие схоластики).

· Ансельм Кентерберийский ОБ ИСТИНЕ lib.rus.ec›b/2045

Схоластический номинализм философии Средних веков. П. Абеляр.

Литература:

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. Гл. пятая. 2. Петр Абеляр и его противники.

Схоластическая метафизика Ф. Аквинского.

Литература:

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. Гл.8. 5. От Фомы Аквинского до Эгидия Римского.

· Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Секуляризация естественного разума в терминизме В. Оккам: экономия мышления и «бритва Оккама».

Теория суппозиции В. Оккама. Роль опытного знания в логике естественного разума В. Оккама.

Литература к вопросам 23-24:

· Уильям Оккам. Отрывки http://lib.ru/INOOLD/OKKAM/okkam.txt

· Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том. 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1994.

Тема 4

Философия познания Возрождения и Нового Времени. Формирование научного метода.

4.25. Фактическое открытие природы в эпистемологии Возрождения.

Литература:

· Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. – М., 1989.

· Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. №4. - Разд. II.

· Февр Л. Научный прорыв Возрождения // Бои за историю. М., 1991.

Гуманистический антропоцентризм Возрождения и универсализм человека-субъекта познания и практической деятельности. Джованни Пико делла Мирандола.

Литература:

· Джованни Пико делла Мирандола РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА //

http://www.akland.ru/arhiv/arhiv2/renessans/biblioteka/15vek/mirandolla/mirandolla.htm

Электронный ресурс http://www.italyart.ru/

Человек и бесконечная Вселенная Возрождения. Новая метафизика субъекта познания.

Литература:

· Борхес Х.Л. Сфера Паскаля //Проза разных лет: Сборник. – М., 1989.

· Гвардини Р. Конец нового времени //Вопросы философии. 1990. №4.

· Паскаль Б. Мысли. 67,72, 82, 144,146,206, 233, 294, 348,397, 409, 505.

Примечание: Ответ на данный вопрос предполагает знание мировоззренческого и методологического значения естественнонаучных открытий в области астрономии и механики Н. Коперника, Т. Браге, И. Кеплера. Г. Галилея, И. Ньютона. См., например: Клайн М. Математика. Поиск истины. – М., 1988.

Действенная наука Ф. Бэкона. Идолы разума и методология их преодоления в философии опыта.

Индуктивный метод Ф. Бэкона. Познавательная ассиметричность подтверждающих и опровергающих фактов в элиминативной индукции Ф. Бэкона.

Литература к вопросам 28-29:

· Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Соч. В 2-х т. Т.1. – М., 1971;

· Бэкон Ф. Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царстве человека) //Соч.в 2-х т. Т.2;

Эмпирическая философия Дж. Локка и ее основное противоречие.

Литература:

· Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. В 3-х т. Т. 1. Кн. 2, кн. 3;

Субъективный идеализм философии Дж. Беркли.

Литература:

· Беркли Дж. О принципах человеческого знания // Сочинения. – М., 1978;

· Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом, в опровержение скептиков и атеистов //Там же;

· Рассел Б. История западной философии.

Преследование христиан, рост исламофобии и антисемитизма в Европе, угроза христианского раскола на Украине и глобальная секуляризация мира способствуют "заразе распространения сектантских ценностей".

Таков вывод ежегодного доклада "Свобода совести и религиозная нетерпимость в современном мире". Его публикует Российская ассоциация защиты религиозной свободы (РАРС). В ряду новых тенденций - преследование христиан и рост террористических угроз, которые прикрываются верой и используют высокие технологии.

Больше всего гонений на христиан зафиксировано в Африке и на Ближнем Востоке.

Нигерия, Судан, страны Ближнего Востока и Северная Корея - страны, где наибольший в мире уровень притеснения христиан, - говорит руководитель секретариата Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев. - Известны тысячи случаев, когда христиан изгоняют, убивают и дискриминируют. Особенно на Ближнем Востоке, где их было более 20 процентов, а осталось пять.

Другая угроза миру - рост радикализма.

Едва мы смогли в общественном сознании отделить ислам от терроризма, - говорит председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов, - как радикализм сменил подходы - он молодеет. Его средний возраст уже не 27 лет, а 21 год, а нижний порог, увы, 13-14 лет. Меняются формы вербовки умов. Раньше вербовщики охотились за студентами вузов, сегодня в новой группе риска дети.

Как утверждают авторы доклада, через детей в сознании обывателей экстремисты опять пытаются "освежить" свой 25-й кадр - "раз мусульманин, значит, джихадист". Ситуацию усугубляют два события: отторжение мусульман в ЕС и духовная пустота мусульманских сообществ, а на Украине - угроза христианского раскола. В первом случае у мусульман-мигрантов появляется желание приобщиться к идее "попадания в рай через терроризм и самоубийство". Во втором случае, очертания церковного раскола на Украине угрожают еще и гражданским расколом, который особенно опасен с учетом вооруженного конфликта в Донбассе.

Раньше вербовщики охотились за студентами вузов, сегодня в новой группе риска дети-школьники

Мы, мусульмане, тоже 25 лет назад прошли через раскол, - говорит Альбир Крганов. - Раскол, конечно же, вызов, который мы должны преодолеть, а православных христиан призываем его не допускать.

Преодолеть не только раскол, но и наступление радикалов и экстремистов на свободу совести и вероисповедания, по словам председателя РАРС Александра Кудрявцева, две текущие задачи и вызов эпохи. Кудрявцев заметил, что "главным должно стать противодействие агрессивным наступлениям на институты семьи, нравственности, на христианские, мусульманские и иные религиозные ценности". Только так, считают авторы доклада, можно остановить вирус радикализма.

2. Антропоцентризм и подлинный гуманизм

Итак, мы говорим, что современная культура, каковы бы ни были ее положительное историческое назначение и достижения, по своей духовной доминанте является, как я попытался показать, антропоцентрической: гуманизм здесь отделен от Воплощения. В концепции, согласно которой эпоха Нового времени и современности была сформирована и формируется сейчас культурой, мы можем выделить три ступени, или три момента: первый момент - тот, когда цивилизация щедро раздает свои самые прекрасные плоды, забывая о корнях, откуда идут питающие ее соки. Считается, что она должна установить, основываясь только на авторитете разума, некий человеческий порядок, рассматриваемый еще в христианском стиле, унаследованном от предыдущих времен, стиле, который становится обременительным и начинает ухудшаться. Мы можем назвать этот момент классическим моментом нашей культуры, моментом христианского натурализма.

Второй момент позволяет заметить, что культура, лишенная высших сверхъестественных мерок, неизбежно должна обернуться против самой себя; тогда от нее требуют установить такой порядок, который считается основанным на природе и призван освободить человека и утвердить в нем дух богатства, благословить на спокойное владение землей: это момент рационалистического оптимизма, буржуазный момент нашей культуры. Мы с трудом выходим из него.

Третий момент - это момент материалистического пессимизма, революционный момент, в который человек, определенно видя свою конечную цель в себе самом и не имея больше возможности выдерживать козни этого мира, начинает, как мы наблюдаем это сегодня в России, отважный бой против трансцендентных основ естественного закона и против их творца; он берет на себя задачу создать из радикального атеизма совершенно новый гуманизм.

Эти три момента, несмотря на их явное противоречие друг другу, связаны преемственностью; если основательно схематизировать положение вещей, то можно сказать, что эти моменты сменяют друг друга хронологически; но они и сосуществуют, и смешиваются друг с другом на различных этапах. Все эти концепции игнорируют природу человека и в конце концов начинают требовать для нее привилегий чистого разума, правда, в лоне ее самой и через усиление сугубо материального могущества. Ложное освобождение, порча и расточение человеческой субстанции при бесконечном умножении потребностей и уныния.

Господство над рождаемостью не через целомудрие, а через нарушение естественного хода дел; господство над расой путем евгенической стерилизации неполноценных субъектов; господство человека над самим собой путем упразднения семейных связей и заботы о подрастающем поколении; господство над жизнью путем самоубийства и эвтаназии. Примечательно, что определенная идея господства человека над природой оплачивается впечатляюще единообразно, одним и тем же результатом: прекращением жизни.

«Антропоцентрической» концепции культуры христианская концепция противостоит как подлинно гуманная и гуманистическая, и, употребляя слово «гуманистическая», я думаю о том единственном гуманизме, который не лжет против своей этимологии и пример которого нам преподал Фома Аквинский: о гуманизме, очищенном кровью Христа, о гуманизме Воплощения.

Такой гуманизм, соблюдая иерархию сущностей, ставит над жизнью активной жизнь созерцательную, он знает, что созерцательная жизнь прямее ведет к любви к первому Началу, заключающему в себе совершенство. Это не значит, что активная жизнь должна быть принесена в жертву, но она должна тяготеть к тому ее типу, который она принимала у людей совершенных, то есть к такой активности, которая целиком вытекает из преизбыточного созерцания.

Но если принять созерцание святых за высшую ступень человеческой жизни, то не следует ли тогда сказать, что все действия людей и сама цивилизация должны быть ориентированы на него как на цель? Кажется, что должно было бы быть так, говорил (может быть, не без некоторой иронии) св. Фома Аквинский. Ибо для чего рабский труд и торговля, как не для тела, обеспеченного всем жизненно необходимым и, следовательно, готового для погружения в созерцание? Для чего нравственные добродетели и благоразумие, если не для усмирения страстей и обретения внутреннего умиротворения, что так нужно для созерцания? Для чего все управление гражданской жизнью, как не для укрепления внешнего мира, необходимого для созерцания? - «Таким образом, если рассмотреть их как следует, то все функции человеческой жизни, кажется, служат тем, кто созерцает истину».

Вот идея иерархии ценностей, совершенно отличная от концепции индустриализма, целиком обращенной к производству, которую современный мир для себя вывел из цивилизации. Мы видим, до какой степени примат экономики, которая сама вытекает из режима, основанного на плодовитости денег - плодовитости неограниченном, как все, что вытекает из определенных природных условий - и материалистическая концепция культуры, будь то капиталистическая или марксистская, противоположны мысли всеобщего Учителя Церкви.

Не значит ли это, что христианская концепция культуры не имеет ничего общего с современным миром, кроме отношения несовместимости? И что она не может предложить нам иного идеала, кроме идеала прошлого, окончательно поглощенного историей, средневековьем? Надо ли повторять, что движение времени, как мы знаем, необратимо. Христианская мудрость не предлагает нам вернуться в Средние века. Прежде всего она приглашает нас сдвинуться с места. К тому же, цивилизация Средних веков, столь великая и прекрасная, какой она была на самом деле, и, разумеется, еще прекраснее в воспоминаниях, очищенных от истории, осталась далекой от полного воплощения христианского представления о цивилизации.

Да, это представление противостоит современному миру, но в той мере, в какой он негуманен.

А в той мере, в какой, несмотря на свою качественную ущербность, современный мир несет реальное историческое развитие, нет, христианская концепция культуры не противостоит ему. Совсем наоборот, она хотела бы спасти в нем и привести в разумный порядок те жизненные богатства, которыми он обладает.

Сами страдания, великие страдания, раздирающие современный мир, от чего они происходят, как не от всего того, что пронизано бесчеловечностью? А это значит, что мир, сам того не зная, стремится к цивилизации христианского типа, такой, как цивилизация, о которой дают представление принципы св. Фомы.

Из книги Сознание Дзен, сознание начинающего автора Судзуки Сюнрю

ПОДЛИННЫЙ БУДДИЗМ По сути дела, мы вовсе не школа Сото. Мы просто буддисты. Мы даже не дзэн-буддисты. Если мы поймём это, мы будем истинными буддистами.Идти, стоять, сидеть и лежать – четыре вида действия или способа поведения в буддизме. Дзадзэн не есть один из этих четырёх

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Гуманизм В качестве отчетливого идеологического движения гуманизм сформировался в эпоху Возрождения как реакция на феодальные отношения и средневековую теологию. Гуманизм провозглашает свободу рациональной личности, противостоит религиозному аскетизму и защищает

Из книги Как появилась Библия автора Эдель Конрад

ГДЕ ПОДЛИННЫЙ ТЕКСТ? Кто-то, несомненно, может сказать: конечно, находка текстов 2000-летней давности - это сенсация, но где же та книга, которую Исаия написал собственноручно? Не прошло ли еще полтысячи лет от смерти пророка до второго века до Христа?И где хранится подлинная

Из книги Билейские основы современной науки автора Моррис Генри

ПОДЛИННЫЙ ТЕКСТ Тишендорф тщательно сравнил между собой четыре объемистые рукописи: Синайский кодекс, Александрийский кодекс, Парижский кодекс и Ватиканский кодекс, доступ к которому ему предоставили спустя некоторое время. В результате ученый выработал основной

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Подлинный униформизм Итак, принцип униформизма, абсолютно верный в соответствующих рамках, был совершенно необоснованно использован в исторической геологии. На самом деле униформизм заключается в незыблемости законов природы (и в первую очередь законов термодинамики),

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Гуманизм Неоднородное движение, связанное с европейским Ренессансом, подробно рассмотренное в гл. 3. Теоретическое основание этого движения составлял не набор секулярных или секуляризирующих идей (на мысль о которых наводит современное значение слова), а новый интерес к

Из книги Знание и Мудрость автора Маритен Жак

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. dvGpamcx; - человек), миро­воззрение, ставящее человека в центр всего сущего. Образный материал для А. в изобилии создает архаический миф, сам, однако, еще не дающий возможности говорить об А. в строгом смысле слова: мифу недостает

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

2. Антропоцентризм и подлинный гуманизм Итак, мы говорим, что современная культура, каковы бы ни были ее положительное историческое назначение и достижения, по своей духовной доминанте является, как я попытался показать, антропоцентрической: гуманизм здесь отделен от

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ БИБЛИИ Свящ. Писание ставит человека во главе всего созданного. Хотя он по природе в чем–то уступает бесплотным силам (Пс 8:6), но как существу, соединяющему в себе дух и материю, ему принадлежит исключит. место во вселенских замыслах Божественного

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

1. Подлинный апостол: происхождение Евангелия (1:1а) Петр прежде всего представляется, как это принято в письмах, и подтверждает свои полномочия, «вручает верительные грамоты». С самого первого слова это послание заявляет о своей подлинности как письма, написанного

Из книги Что есть иудаизм? автора Альтшулер Моисей Соломонович

2. Подлинный христианин: свойства Евангелия (1:16) Петр и его братья апостолы, которые знали и слышали Иисуса, несомненно, получили неоценимые преимущества из опыта общения с Ним, и удивительно, просто непостижимо, что распявшие Христа могли услышать от Петра весть о том, что

Из книги автора

3. Подлинный опыт: воздействие Евангелия (1:2) Третье, на что Петр обращает внимание своих читателей, - это то новое, что приносит подлинное христианство: оно дает благодать и мир… в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа

Из книги автора

4. Подлинный Христос: содержание Евангелия (1:16–2) Подобно тому как чистый горный поток может в своем нижнем течении загрязняться промышленными отходами, так и изначально чистое Евангелие может загрязняться вводящими в заблуждение запутанными учениями, и тогда

Из книги автора

Гуманизм Секуляризм, Секулярный (светский) гуманизм.

Из книги автора

«Гуманизм» рабовладельцев - Вы меня очень огорчили, Соломон Давидович, вашим отказом участвовать в вечерней молитве. Достаточно было бы одного вашего присутствия. Никто не обратил бы внимания, молитесь вы или читаете какой-нибудь журнал или даже антирелигиозную книжку.