Домой / Обереги / Общественное развитие. Социальные изменения и развитие общества Значительные качественные изменения общественной жизни

Общественное развитие. Социальные изменения и развитие общества Значительные качественные изменения общественной жизни

Пути развития общества — это эволюционный, революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

Эволюция — это (от лат. evolutio - «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.

Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П . Он назвал положительные стороны эволюции :

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio - поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

  • Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
  • Долговременные (например, неолитическая, то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»

Бердяев Н .: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные , то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества (реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская, судебная, военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

  • «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит: введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
  • «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
  • « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в лю­бой момент. Для этого необходимо выбрать определенный проме­жуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изме­нение» понимается процесс движения и взаимодействия предме­тов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появ­ления у них новых свойств, функций и отношений.

Особый тип изменения - развитие. Если изменение характе­ризует любое явление действительности и является универсаль­ным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое, Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода - пар - вода» не считается развити­ем, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, про­исходящие в относительно больших интервалах времени. Приме­рами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое раз­витие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики дви­жения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует опреде­ленный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но су­ществует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный пе­риод. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охва­тывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Таким образом, понятием «социальные изменения» обознача­ются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, органи­зациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с инди­видами. Такие изменения могут происходить на уровне межлич­ностных отношений (например, изменения в структуре и функ­циях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержа­ния, и в плане их организации), на уровне малых и больших со­циальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений :

1) структурные изменения, касающиеся структур различных
социальных образований (например, семьи, любой другой общ­ности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отноше­ния солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функ­ций различных социальных систем (в соответствии с Конститу­цией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель­ной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время
у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влия­ние па их поведение, мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения од­ного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика . Это понятие воз­никло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дис­куссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движу­щимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и по­добно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

Понятие развития как процесса качественных изменений по­явилось в средневековой христианской философии. Августин Бла­женный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходя­щей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный суд) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности дви­жении и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития , выдвинутая известными французскими просветителя­ми Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многооб­разные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной куль­туре. Гегель выявил основные принципы диалектики : универсаль­ная связь явлений, единство противоположностей, развитие че­рез отрицание.

Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и ду­ховное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником раз­вития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количествен­ных и качественных изменений. Любой предмет обладает каче­ством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изме­нения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недоволь­ство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возни­кая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительно­сти, обобщает огромный исторический материал. Однако на пер­вое место Гегель ставил духовные процессы общественной жиз­ни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалисти­ческую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влеку­щее за собой изменение общественных отношений. Развитие рас­сматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый законо­мерный процесс, ход которого осуществляется не прямолиней­но, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Пе­реход количества в качество, внутренние противоречия, столкно­вение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснитель­ное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы раз­вивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобла­дали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволю­ционное и революционное развитие.

Эволюция - это постепенные, медленные количественные изме­нения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

Революция - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей обществен­ной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в Росси (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция . Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей эконо­мики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотовод­ству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во мно­гих странах мира в XVIII -XIX вв., стала промышленная револю­ция , в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позво­лившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

В характеристике процесса развития применительно к эконо­мике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути разви­тия. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных пло­щадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения науч­но-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не беско­нечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напро­тив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования чело­вечества. Он начался с момента выделения человека из мира жи­вотных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс раз­вития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы разви­тия человечества можно связывать только с концом существова­ния солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселе­ния других планет, звездных систем, галактик может снять во­прос о пределе развития общества.

Вопросы и задания

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды измене­ний вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:

«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завер­шению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, ко­торая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая...».

В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

10.Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человече­ства?»

1. Человек нуждается в обществе

Согласно Библии, первые люди Адам и Ева в саду Создателя были вместе и общались. Однако это общение еще не было в полном смысле слова общественным. Всем также известно, к чему оно привело. Изгнанные из Эдема, Адам и Ева должны были в поте лица добывать хлеб свой. С этого момента и началась их общественная жизнь.

Эта библейская история говорит нам, кроме всего прочего, о том, что действительное общество начинает существовать только тогда, когда все условия своего существования – материальные (пища, кров, одежда, орудия труда) и идеальные (знания, верования, традиции и т. д.) – люди создают не в одиночку, а совместно с другими людьми. Вся наша жизнь от начала до конца проходит в обществе, и поэтому любое наше действие имеет общественную форму и протекает в условиях, созданных обществом.

Общественность, или что то же самое, социальность вошла в плоть и кровь нашего существа, в сущность нашего «я». Обособленный человек, не нуждающийся в общении с другими людьми и их помощи, есть не более чем плод фантазии. Еще Аристотель заметил, что «тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемент государства (в нашем случае - общества - О.В.), становясь либо животным, либо божеством».

Общество есть естественная жизненная среда для человека. Еще до его рождения общество готовится к нему. Рождаясь, человек сразу же оказывается в обществе. На протяжении всей своей жизни он находит в обществе и посредством общества все условия для своего существования и развития. И даже когда он уходит из этого мира, он остается в памяти общества, прежде всего близких ему людей. А если его жизнь и труды оказали заметное влияние на общественную жизнь, то он надолго, а в некоторых случаях возможно и навсегда, остается в общественной памяти.

Что же такое общество - это странное образование людей, рождающее их из себя, делающее их полноценными личностями, а потом помнящее о них долго? Достаточно ли обществом назвать простую совокупность людей? Или может быть это их особая форма организации? А может быть это некий надличностный организм, клеточками которого являемся все мы, люди? Вопрос этот осложняется тем, что общество не дано нашим органам чувств подобно другим окружающим материальным предметам. Мы видим вокруг себя людей, но не общество. О его существовании мы можем только догадываться. По этому поводу Вл. Соловьев замечал: «Из того, что образ единства социальных тел не ощутителен для наших внешних чувств, никак не следует, чтоб его вовсе не существовало: ведь и наш собственный телесный образ совсем не ощутителен и неведом для отдельной мозговой клеточки или для кровяного шарика... Требуется, прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительному живому существу, с которым мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии».

Когда мы видим плоды коллективных человеческих усилий: обработанную землю, жилища, прирученный скот, ритуальные постройки, кладбища, мы говорим «здесь у людей есть общество». Мы утверждаем это не на основании чувственного восприятия самого общества, ведь оно непосредственно нам не дано, а на основании догадки о том, что между людьми здесь установлена определенная форма отношений, которую можно определить как общественность .

Что же такое общественность? В бытовой речи это понятие употребляется, когда мы хотим указать на что-то принадлежащее всем, всему обществу. Например, общественные здания, общественная земля, общественное мнение. Общественностью мы также называем большие группы людей, проявляющие свое мнение или единство воли в отношении того или иного вопроса. Мы говорим, например, «мировая общественность против распространения ядерного оружия». Но во всех случаях мы говорим так, потому что общественность есть особая форма совместного бытия людей. Заметим, форм совместного бытия людей может быть много, но не все они отличаются качеством общественности. Чтобы эта мысль была понятной, рассмотрим несколько примеров.

1. Пляж. Люди лежат под жарким солнцем, каждый сам по себе, не обращая внимания на других. Хотя они отдыхают совместно, то есть в одном месте, но поскольку между ними нет общения, то нет и общественности.

2. Рынок. Здесь человеческая масса находится в постоянном движении и деятельности. Всех объединяет одна мысль - купить подешевле, продать подороже. Каждый думает о своей личной выгоде и видит в окружающих людях не более как продавцов и покупателей. И хотя перед нами совместное бытие людей, до краев наполненное страстями и энергией общения, мы не видим здесь общественности. Хорошо, что рыночные отношения не могут охватить всю общественную жизнь целиком, иначе бы общество перестало существовать.

3. Военное сражение. Не на жизнь, а на смерть бьются две армии. Может быть за территорию, за богатства, собранные в подвалах царского дворца, за население противника, которое можно превратить в рабов, за идею, религиозную, национальную или общечеловеческую. На первый взгляд, в войне есть все признаки общественности. У каждой армии есть единство цели - победить. Напряжение человеческих сил, энергия межчеловеческого общения, индивидуальная и коллективная активность людей - все превышает нормальные человеческие пределы. На войне в полной мере проявляется личность человека, его лучшие, высокие и низменные качества. Наконец, война приводит к гибели множества людей, опустошению территории и разрушению экономических основ общества. Но есть ли в отношениях людей на войне признак общественности? Здесь есть два ответа. Если воины защищают общие им ценности, свою землю, народ, свои святыни, то такая война укрепляет общественную связь, которая есть между ними. Могут быть разрушены города и села, пленены массы людей и поруганы святыни, но дух общественности здесь живет и от бед войны становится только крепче. Но если люди не объединены единым духом справедливой войны и каждый преследует в ней только свою выгоду, что нередко бывает в войнах захватнических, то такая армия не более, чем шайка бандитов, между которыми не может быть никаких подлинно общественных отношений.

4. Библиотека. Как мы увидели, общественность рождается вследствие человеческой совместной активности. Но вот перед нами ряды столов, стеллажи с книгами. Характерная для библиотеки тишина. Кто-то читает труд античного философа, кто-то углубился в сложные математические расчеты. Кто-то перечитывает любимого классика, а кто-то просто отдыхает за чтением юмористического журнала. Перед нами так называемый «ученый мир». Здесь каждый напряженно работает над своей научной или духовной темой. И хотя внешний наблюдатель не заметит здесь никакого материального движения, объединяющего всех присутствующих, разум подсказывает нам, что здесь витает дух общественности. Эти люди создают то, что можно назвать духовным богатством общества.

5. Рабочий кабинет философа. В тишине под светом лампы в одиночестве философ читает труд своего далекого исторического предшественника. Мы не видим здесь не только никакой материальной деятельности, но, кажется, само время замерло. Сам собой напрашивается вывод, что философ пребывает вне общества и его индивидуальный труд лишен какого-либо признака общественности. Но послушаем авторитетного человека, великого немецкого философа Г. Гегеля: «Круг жизни крестьянки очерчен коровами - Лизой, Чернушкой, Пеструшкой и т. д., сынишкой Мартеном и дочкой Уршелью и т. д. Философу так же интимно близки - бесконечность, познание, движение, чувственные законы и т. д. И что для крестьянки ее покойный брат и дядя, то для философа - Платон и Спиноза и т. д. Одно столь же действительно, как и другое, но у последнего преимущество - вечность». Итак, кто увидит здесь скрытую суть вещей, согласится, что философ в своих трудах пребывает в сфере общественности, причем такой общественности, в которой светится вечность.

Оставим, однако, примеры, их можно приводить множество, и зададимся вопросом «что же такое общественность»? Что составляет ее суть?

Общественность - особое качество человеческих отношений, когда совместные действия людей направлены на достижение общих целей, в результате которых создается общественное богатство, равно доступное всем и обогащающее жизнь людей не только в материальном, но, что еще более важно, в нравственном отношении. Иначе говоря, общественность проявляет себя в наличии всеобщего достояния , которое может иметь материальную (совокупность материальных благ), социальную (система общественных отношений и институтов) и идеальную (система идей, знаний, верований) форму. Платон называл это, образующее общество начало, общественным благом. Но в этом понятии не раскрытым остается очень важная черта - доступность общественного блага каждому члену общества. Ведь благо для общества не всегда также есть благо для отдельных его членов. Платон ставил общественное благо выше личного, так как был холистом , то есть считал, что из общего рождается частное, а не наоборот. Современное общество, пройдя долгий исторический путь развития, пришло к пониманию того, что общество в целом может быть благополучным только тогда, когда права человека как личности ставятся на первый план, и общественное благо осознается всеми членами сообщества как их общее достояние. Таким образом, если люди преумножают всеобщее достояние, то это ведет к процветанию и развитию общества. Если же, наоборот, каждый думает только о своем личном благе, то общественное начало в отношениях между людьми слабеет и чахнет. Это может привести даже к смерти общества. Следовательно, прочность общественного бытия, устойчивость общества силам разложения определяются отношением людей к их общественному достоянию.

Первые, примитивные формы общественного достояния мы видим уже в родоплеменных сообществах. Количественный рост общественного достояния сопровождается его качественным преобразованием и ростом его разнообразия. Последнее и принято называть развитием общества.

Сегодня вряд ли найдется человек, который бы отрицал тот факт, что общества развиваются, хотя немало людей отрицают общественный прогресс. Если мы сравним начало человеческой истории с ее современным состоянием, то во всем - от материальных условий до форм духовной жизни - увидим такие разительные различия, которые вызывают чувство восхищения и гордости за человеческий род. Перейти от каменного топора к компьютеру и ядерному реактору, от хижины из листьев к искусственному кораблю-дому на орбите Земли, от примитивных форм управления родовой общиной к всемирному гражданскому общественному порядку, от родовых (и зачастую бесчеловечных) божков к великим мировым религиям, исполненным глубокого и универсального смысла - разве это не поразительные факты развития общества? В них не трудно увидеть основные черты того, что мы называем развитием. Развитие - это не только переход от низшего к высшему, но и от простого к сложному, многообразному. При этом возрастает не только степень сложности системы общества, но и раскрываются новые возможности, что еще более подстегивает энергию развития.

3. Причины общественного развития

Что же заставляет общество развиваться? Каков глубокий источник общественного развития? Ответ на этот вопрос дает нам наука о человеке, философская антропология. Человек - единственное существо на планете, которое осознает различие между реальным и идеальным, его переживает и старается преодолеть. Все, что человек делает, он соотносит с идеальным образом этого дела, и несходство с ним заставляет человека упорно повторять работу, добиваясь приближения результата к тому, что должно быть. Иными словами, человек различает существующее и должное и стремится своим трудом заполнить брешь между ними. Инструментом ему в этом труде является разум, а путеводным маяком - нравственное чувство. Почему это удивительное свойство человеческого сознания - стремиться от действительного к идеальному имеется только у человека - этот вопрос выходит за рамки нашей темы. Отметим только, что эта способность имеется у всех людей вне зависимости от их индивидуальных особенностей.

Развитие, однако, характеризуется не только совершенствованием существующего, но и раскрытием новых возможностей, иначе говоря, диверсификацией, обогащением человеческого бытия новыми условиями, делающими его жизнь более универсальной, а его силы более могущественными как в материальном, так и в идеальном отношении. Причина этого также коренится в природе человека. Человек в интеллектуальном отношении существо бесконечное. Любое конечное бытие ограничивает его и вызывает в нем желание преодолеть эту ограниченность.

Мир вокруг человека находится в непрерывном изменении. Человек постоянно сталкивается с все новыми факторами, ограничивающими свободное проявление его воли. Где возможно, человек старается изменить эти факторы в соответствии со своими потребностями. Там, где он не может быть хозяином положения, он старается приспособиться к новым условиям. Но есть и такие факторы, перед которыми человек бессилен, тогда он ищет спасения от них. В любом случае ему приходится использовать, как говорил Г. Гегель «хитрость разума», то есть находить способы, как сталкивать одни силы природы с другими, извлекая из этого пользу для себя. Для того, чтобы это делать успешно, человек должен знать природу вещей, окружающих его. Но поскольку условия окружающей среды постоянно меняются, процесс познания природы вещей никогда не может остановиться. Иначе говоря, сама природа побуждает человека к развитию.

Назвав эти общие причины развития, мы тут же сталкиваемся с вопросом: если эти причины общие для всех людей, живущих и когда-либо живших, то почему общества развиваются по-разному, почему у них разные темпы, направления и формы развития?

4. Разнообразие форм и типов общественной эволюции

Уже более 2000 лет феномен общественного развития ярче всего проявляется в Европе. За последние 400 лет доминирование в этом отношении европейского мира над остальным привело к тому, что сам принцип развития стал отождествляться с более широким понятием, куда входит и Европа - то есть с понятием Запада. Даже быстро развивающийся Тихоокеанский регион мы сегодня называем самым западным из восточных регионов мира.

Другие общества уступают западному по темпам развития, но поражают своими формами и упорством в развитии, которое им приходится проявлять на больших территориях, как например, в России, или своей могучей основательностью и неспешностью, как например, индийская и китайская цивилизации. Кроме того, мы замечаем в развитии всех обществ такое качество, как нелинейность, которая выражается в следующих проявлениях:

Процесс развития не является равномерным. Он включает в себя две фазы: фазу поступательного, спокойного движения вперед и фазу резких, порой катастрофических изменений, когда ломается логика предыдущего развития, темпы социальной жизни резко возрастают, и в результате общество качественно меняется.

Развитие общества не идет в одном направлении к заранее известной цели. Вектор развития может резко и неожиданно меняться. Только во второй половине XX в., то есть относительно недавно, среди ученых, изучающих природу общества, утвердилось мнение, что будущее общества есть открытая система с бесконечным количеством возможностей и путей. Предсказать, какие факторы естественной или антропогенной природы станут в будущем определяющими, принципиально невозможно.

Развитие отдельных обществ может то ускоряться, то затухать. Тем самым среди народов и культур происходит смена «лидера» по тем или иным критериям развития. Слово «лидер» поставлено в кавычки, потому что в действительности не существует объективной точки отсчета, по которой можно оценивать развитие общества в целом. Все общества взаимодействуют друг с другом, перенимая какие-то достижения (материальные, социальные или духовные).

Кроме того, есть общества, которые в своей истории почти не развивались и на сегодняшний день остающиеся на уровне чуть ли не каменного века. Такое существование без развития называется стагнацией . В состоянии многовековой стагнации еще до XX в. пребывали многие общества на азиатском, южноамериканском и африканском континенте. Сейчас таких обществ осталось крайне мало. Но ошибочно было бы думать, что отсутствие развития - это результат их духовного сна. На самом деле эти общества полны жизненной силы, владеют глубокими знаниями природы, в которой живут, и им вполне свойственно нравственное чувство, не меньшее, чем развитым обществам. Особенность их общественной жизни в том, что они выбрали путь гармонии с природой. Однажды найденное ими состояние гомеостаза поддерживается их общественным укладом на протяжении тысячелетий, и ради сохранения status quo они избегают тесных контактов с другими, так называемыми цивилизованными народами.

Наконец, есть общества, которые не только прекратили развитие, но и саму свою жизнь. Эти общества умерли или умирают. Так ушли в прошлое цивилизации Вавилона, Крита, Микен, Древней Греции и Рима и др.

5. Факторы, влияющие на ход развития общества

Глядя на все это разнообразие форм, направлений и темпов развития, естественно задать вопрос, чем это разнообразие определяется? Первый философ, кто поставил вопрос о причинах общественного развития был Августин Аврелий (354-430). Он утверждал, что причиной развития является укорененная в живой природе, а в человеке еще и сознательно проявляющаяся тяга к Создателю. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в тебе». До Августина мыслители трактовали движение общества как цикличное, где периоды сменяли друг друга подобно вечному круговороту времен года. Это круговое, возвратное движение истории нашло отражение в известной мудрости Екклесиаста «Восходит солнце и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится по ходу своему, и возвращается ветер на круги свои». Августин в представлении о движении общества разорвал этот природный круг и представил историю как восходящий путь, который совершает человечество от звероподобного начала своей истории к Граду земному, а от него к Граду Божьему. Но Августин, естественно, не мог видеть разнообразие путей общественного развития, не только потому, что был первым теоретиком общественного развития, но, главное, потому, что жил в замкнутом мире средиземноморского региона. Культуры, населявшие этот регион, мало отличались друг от друга по уровню и характеру своего развития.

Впервые о многообразии факторов, влияющих на общественное развитие ученые, историки, философы заговорили в эпоху Просвещения, когда обозначился качественный отрыв западноевропейской цивилизации от соседних с ней культур. С этого времени и начинается уникальный марафон Запада, приведший в XX в. к его несомненному технологическому и (с некоторыми оговорками) социальному лидерству. Такие выдающиеся мыслители западной культуры, как Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ф.-М. Вольтер, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель, О. Конт, К. Маркс, О. Шпенглер А. Тойнби и многие другие, исследовали факторы общественного развития. Попробуем обобщить различные точки зрения.

1. Общественное развитие преимущественно определяется природно-географической средой. Она включает в себя ландшафтные, климатические условия, наличие природных ресурсов. Одним из первых обратил внимание на эти факторы Ш.Л. Монтескье. По его мнению, Европа обладает уникальными климатическими и ландшафтными особенностями для развития.

2. Численность народонаселения как один из главных факторов общественного развития определил Ж.-Ж. Руссо. Рост народонаселения на ограниченных территориях, как он утверждал, приводит к необходимости устанавливать общественные связи и заботиться о том, чтобы они не нанесли друг другу ущерба, что неизбежно завершается общественным договором ради всеобщего спокойствия и свободного развития.

3. Экономически-технологические факторы общественного развития на первое место ставит марксистская историко-философская доктрина. Основоположники марксизма показали, что характер и темпы общественного развития определяются нововведениями в способе производства. Наиболее революционным элементом способа производства являются производительные силы общества, орудия труда. «Пар, электричество и сельфактор были несравненно более опасными революционерами, чем Барбес, Распайль и Бланки», – писал К. Маркс. По мнению классиков марксизма, со временем изменения в способе производства приведут к тому, что частные, разобщенные формы труда и жизни уступят место коллективной деятельности. Вслед за этим изменится характер общественных отношений, частная собственность, деньги, а вместе с ними богатство и бедность уйдут в прошлое и воцарится свободный всеобщий труд и коллективизм.

4. Духовные факторы общественного развития стали предметом изучения культурологов конца XIX – первой половины XX в. Так, многие мыслители отмечали, что общественное развитие тесно связано с характером религиозности общества. При этом они обращали внимание на тот факт, что каждая религия своеобразно смотрит на цели и средства общественного развития. Так, христианство во главу угла ставит творческую личность. Особенно здесь ярко проявляет себя протестантизм, проповедующий, что главный критерий богоизбранности человека есть его труд. Бог трудился над созданием мира и человека. Человек, в свою очередь, если он создан по образу и подобию Божьему, должен проявлять в себе эту божественную природу и трудом своим совершенствовать мир свой.

Буддизм же видит задачу человека на земле в сохранении изначальной гармонии мира и человека, поскольку отрицает западноевропейский идеал героя-преобразователя. Буддистское мировоззрение выразилось в учении «у-вей», и как верно заметил А. Панарин, оно отрицает западный образ мира как мастерской, где царит дух технологии. В буддизме скорее доминирует дух «эмбриологии - учения о том, каковы пути естественного зарождения и вызревания явлений в материальном лоне космоса».

5. Геополитические факторы общественного развития определяются территориальной расположенностью общества, его соседством с другими обществами, их отношениями и борьбой и взаимодействием культурных начал. Основоположником геополитики можно считать Ф. Ратцеля (1844-1904), немецкого географа, исследовавшего вопросы «политической географии». Особый интерес геополитические факторы развития вызвали у ученых в период империалистического раздела мира в конце XIX – начале XX вв. В это время с особой силой начинает проявлять себя закон неравномерного экономического, политического и культурного развития стран. Одни страны попадают под господство других, окончательно складывается колониальная система власти, но вместе с этим активизируется и национальная просветительская мысль, которая ищет объяснения сложившейся ситуации и путей выхода из нее. Тогда, например, окончательно формируется представление о Российской истории, которая складывалась под влиянием двух противоположных культурных начал Запада и Востока. В 1877 г. в канун войны России и Турции Вл. Соловьев пишет статью «Три силы», в которой обозначает русский тип развития как срединный, призванный избежать крайностей восточных и западных цивилизаций и взять у них лучшее. Об этих крайностях он пишет: «Если мусульманский Восток… совершенно уничтожает человека и утверждает только бесчеловечного бога , то Западная цивилизация стремится прежде всего к исключительному утверждению безбожного человека» . Вл. Соловьев видел призвание России в примирении Востока и Запада, в распространении культуры, где бог был бы человечным, а человек – истинно религиозным. Можно не соглашаться с вышеприведенными словами Вл. Соловьева, как проявлением крайней точки зрения на мусульманский Восток и христианский Запад, но не согласиться с ним в том, что в истории развития российского общества ведущую роль играл географический фактор контакта Восточных и Западных цивилизаций нельзя.

6. Огромное влияние на развитие общества оказывают также исторические факторы. История не уходит от нас безвозвратно. Исторические события сохраняют свои следы не только в образе вещей и документах, собранных в музеях, она продолжает жить в своем продолжении в нашем настоящем. Она - тот багаж за спиной, который тяжело нести. В нем есть то, что нам мешает двигаться вперед, но и то, без чего нам в будущем не обойтись. Поэтому страны с большой историей испытывают особые трудности на крутых исторических виражах, зато идут они вперед более устойчивым темпом.

7. В последнее время одним из главных факторов общественного развития становится наука. На базе научного знания, превратившегося в непосредственную производительную силу, формируется новый, постиндустриальный способ производства, который качественно изменяет характер общественности. Общественное развитие становится человеко- и природоориентированным. И хотя общество вполне теперь осознает, что будущее вне нашей власти, но в нашей власти становится настоящее, которое во многом определяет будущее. Технологические и научные изменения в обществе ведут к тому, что общественная инфраструктура станет неизмеримо сложнее, но именно для того, чтобы она обеспечивала людям достойное существование, потребуется свободный, разумный и нравственно развитый, то есть ответственный человек.

Таким образом, мы исследовали некоторые общие начала человеческого общества и факторы, способствующие его развитию. И это исследование показало нам, что развитие отвечает природе человека и через него реализуется главная потребность человека - в обществе и через общество проявлять свою универсальность.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие отношения людей можно назвать общественными?

2. Реален ли прогресс общества?

3. Как географические факторы влияют на общественное развитие?

4. Назовите основные критерии современного развития общества.

Основные определения

Индивид - от лат. individuum - неделимый. Понятие, отражающее одну из сторон человеческого бытия, а именно ту, что человек есть существо целостное, являющееся как бы «атомом» общества. Вместе с тем, это понятие нивелирует людей, так как не выражает духовного своеобразия каждого человека. Особое применение нашло в социологии.

Личность - понятие, отражающее духовную сторону человека. Личность - это диалектическое единство индивидуально-неповторимого и универсального начал человеческого бытия. Каждый человек ощущает свою личность как «я».

Холизм - от греч. holos - целый, весь. Учение, рассматривающее мир как целостный организм. Согласно холистическому принципу, целое предшествует своим частям, определяет их характер. Части целого не имеют независимого существования.

Гражданское общество - особый тип общества, сознательно созданный и управляемый частными собственниками для защиты своей частной собственности (Дж. Локк). Структуру гражданского общества составляют добровольные и самоуправляемые общественные организации, а его исходным элементом является гражданин, то есть человек, наделенный свободой воли, правом выбора, основанном на рациональном решении и автономном нравственном чувстве, и обязанностью личной ответственности за свои поступки.

Диверсификация - от лат. diversificatio - изменение, разнообразие. Рост разнообразия, расширение объектов и видов деятельности человека.

Коллективная деятельность - такая форма деятельности, при которой труд отдельного человека, будучи оторванным от труда остальных членов сообщества, становится бессмысленным.

Литература

Основная

1. Губин В.Д . Философия. Элементарный курс. Раздел 3. Глава 1 и 3. М., 2001.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2005.

3. Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 2005.

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

2. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1993.

3. Волгин О.С. Оправдание прогресса. Идея прогресса в русской религиозной философии. М., 2004.

4. Гегель Г. Философия истории. М.; Л., 1935.

5. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.

6. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.

7. Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

8. Ласло Э . Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1995, № 7.

9. Соловьев В .С. Тайна прогресса // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.

10. Соловьев В.С . Три разговора // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988.

11. Штомпка П . Социология социальных изменений. М., 1996.

Вопреки всем утверждениям сторонников субстанционального понимания культуры, она все же представляет собой не субстанцию, а акциденцию. Она есть творение людей, всегда живущих в обществе, есть продукт общества. Я уже неоднократно говорил о том, что общество никогда не является простой совокупностью людей. Общество и совокупность людей, входящих в его состав, никогда полностью не совпадают. Как уже отмечалось, время существования социоисторического организма всегда превышает длительность жизни любого из его членов. Поэтому неизбежностью является постоянное обновление его человеческого состава. В обществе происходит смена поколений. На смену одному приходит другое.

И каждое новое поколение, чтобы существовать, должно усвоить опыт, которым обладало уходящее. Таким образом, в обществе идет смена поколений и передача культуры от одного поколения к другому. Эти два процесса являются необходимым условием развития общества, но они, сами по себе взятые, не представляют собой развития общества. Они обладают известной самостоятельностью по отношению к процессу развития общества.

Упор на преемственность в развитии культуры дало основания для трактовки этого развития как совершенно самостоятельного процесса, а выявление аккумуляции в развитии культуры дало возможность трактовать этот процесс как поступательный, восходящий. В результате возникли эволюционистские концепции, в которых развитие культуры рассматривалось независимо от эволюции общества в целом. Центр тяжести в этих концепциях был перенесен с общества на культуру. Такова концепция крупнейшего английского этнографа Эдуарда Бернетта Тайлора (Тэйлора) (1832 - 1917) - автора знаменитой в свое время книги «Первобытная культура». Он был убежденным поборником эволюционизма. С его точки зрения, любое явление культуры возникло в результате предшествующего развития, появилось в обществе как продукт культурной эволюции.

Пути развития общества

Эволюция. Революция. Реформы.

Развитие общества может происходить как эволюционным, та и революционным путём.

Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, которые постепенным и естественным образом вырастают из существующих в нём исторических условий. Революция отличается резкими и глубокими изменениями во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.

Революции могут концентрироваться в отдельных сферах (например, промышленная, научно-техническая, культурная революции), но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей. Революционные преобразования могут быть долго- или кратковременными, могут касаться одного или несколько обществ, или быть глобальными (как скажем современная НТР или одна из её ветвей компьютерная революция). Когда же они в корне меняют всё общественное устройство в целом, имеет место социальная революция. Социальные революции ломают общество,в корне переворачивают всю его жизнь. Обычно они сопровождаются грубым насилием и гибелью людей, массовыми бедствиями населения и беспорядком в обществе. Поэтому большинство социологов видят в них аномалию, нежелательное отклонение от естественного хода истории.

Однако, есть и другие оценки. Так, позицию марксистов по этой проблеме можно свести к следующему. Революция – это полезные ускорители общественного прогресса. Они представляют собой «движущую силу», «локомотив истории».

Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы. Реформа – это комплекс различных мероприятий тех или иных сторон общественной жизни. Практическое осуществление реформ происходит через принятие и обеспечение выполнения государственной властью соответствующих законов, постановлений, указов и других решений и мер.

Обычно реформы связаны с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России в конце 1990-х гг. реформа жилищно-коммунального хозяйства призвана

1. освободить государство от неэффективных расходов и неоправданного вмешательства в частный сектор жилья;

2. прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир;

3. перевести ремонтно-эксплутационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.

Однако не исключён и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 году «Закона о гражданстве» в Латвийской Республике разделило население страны на «граждан» и «неграждан», что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвийского общества.

Социальная эволюция и социальная революция

В истории социологии отчетливо прослеживается явное преобладание эволюционизма, стоящего на позициях признания оптимальным постепенного, более или менее плавного и медленного изменения и развития общества и рассматривающего революционные общественные преобразования как отклонение от нормального, естественного хода истории, как ее аномалию. Это нашло свое выражение в том, что за более чем полуторастолетнее развитие данной науки лишь социология марксизма твердо и последовательно отстаивала решающую роль социальных революций в общественном прогрессе, видя в них «локомотивы истории», «праздники для трудящихся» и т.д. Даже те современные социологи, которые, как и марксисты, разрабатывали и разрабатывают свои взгляды в русле конфликтологического направления в социологии, не связывают их, как показано выше, с признанием необходимости, неизбежности и прогрессивности социальных переворотов революции.

Социология марксизма не отрицает, конечно, роль и значение эволюционной формы развития общества, справедливо считая, что нет революции без эволюции, что последняя подготавливает первую и подводит к ней точно так же, как количественные изменения приводят к коренным качественным. И этим она принципиально отличается от теории катаклизмов, исходящей из признания катастрофического, взрывного, спонтанного, внезапного и необъяснимого характера глубоких и широких социальных изменений. Но при этом центр тяжести в социальном развитии переносятся марксизмом на революцию, которая, по его мнению, необходима и неизбежна в любых условиях и во все времена. Именно она выражает глубинную и подлинную сущность исторического развития, понимаемого как закономерная смена общественно-экономических формаций. Это и приводило к серьезному преувеличению и даже к известной абсолютизации социальной революции в ущерб социальной эволюции. Отсюда и столь резкая и непримиримая критика социального эволюционизма, социал-реформизма со стороны марксизма и особенно ленинизма.

Эволюционист-реформисты, в свою очередь, не могли не замечать, игнорировать качественные, революционные общественные преобразования. Но они считали революцию побочным, случайным, нежелательным, противоестественным явлением, без которого можно обойтись, поскольку и с помощью эволюции, реформ, по их мнению, можно осуществлять глубокие социальные преобразования. Такое негативное отношение к социальным революциям во многом определялось тем, что они чаще всего сопровождались массовыми бедствиями населения, гибелью людей, грубым насилием, хаосом и беспорядками в обществе. Отсюда – абсолютизация эволюции, реформ и резкая, непримиримая критика революционности марксизма.

На наш взгляд, недопустимо односторонне преувеличивать и тем более абсолютизировать место и роль любой из двух основных форм социальных изменений и социального развития – эволюционной или революционной. Социальная эволюция и социальная революция - это две различные, но необходимо взаимосвязанные, взаимообусловленные, сопряженные стороны социального развития. Они неразделимы и теряют смысл друг без друга точно так же, как и парные философские категории: количество и качество, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие и т.д.

Другое дело, что нередко социальная революция понимается слишком узко, т.е. не как более или менее широкий исторический период, в рамках которого относительно ускоренно (относительно предшествующей социальной эволюции) происходит качественное, сущностное, структурное и всестороннее преобразование общества, а как только политическая революция и даже как только момент захвата власти, вооруженное восстание и т.д. Ясно, что при таком неоправданно суженном толковании социальной революции она не может рассматриваться как закономерная и неизбежная форма общественного развития, поскольку здесь одна из возможных форм (видов, способов) осуществления социальной революции неправомерно отождествляется с ее сущностью, с ней самой. Так, совершенно очевидно, что переход от индустриального к постиндустриальному обществу связан с глубоким качественным, революционным изменением общества, но происходит он обычно без политических переворотов, восстаний и т.д.

Вместе с тем нельзя не видеть, что соотношение как эволюции и революции в развитии общества, так и различных форм осуществления самих революций не остается неизменным на различных ступенях истории и в разных условиях различных стран. Современный исторический опыт все сильнее убеждает в том, что в развитых странах современной цивилизации многие социальные проблемы, которые в более или менее отдаленном прошлом могли решаться и действительно решались лишь на путях острейших социальных конфликтов вплоть до революционных выступлений, сегодня успешно ликвидируются на путях эволюционного, реформаторского развития, в связи с чем прошлые классовые антагонизмы потеряли былое значение. Точно так же становится все более очевидным, что в современном подлинно демократическом гражданском обществе и правовом государстве открываются широкие возможности своевременной модернизации общественной жизни, ее различных сторон, способной путем более или менее серьезных реформ предотвращать и решать острые социальные конфликты, не доводя их до выступлений против социальной системы в целом. Другое дело в тоталитарных и авторитарных обществах и государствах, где твердолобая и бескомпромиссная, а чаще всего и грубо насильственная политика и практика властей способны, как показывает и наш и зарубежный опыт, превратить сравнительно небольшой и вполне разрешимый социальный конфликт в революционный взрыв.

Следовательно, революционные, качественные изменения в развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как и эволюционные, количественные. Формы, способы их проявления зависят от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Революционные политические взрывы, широта и частота их возникновения – следствие, результат, прежде всего, объективно складывающегося соотношения и характера взаимодействия противоборствующих социально-политических сил, а также политики властных структур. Если последние готовы с помощью более или менее глубоких и радикальных реформ провести назревшие социальные преобразования, пойти на компромисс, не допустить массового применения насилия и т.д., то почва для революционных потрясений в обществе резко сужается и даже качественные социальные изменения оказывается возможным осуществлять без таких потрясений, постепенно, планомерно, регулируемо, преемственно. И наоборот, если стоящие у власти силы не готовы реформировать общество, идти на компромисс, проводят негибкую, далекую от учета сложившихся реальностей реакционнную политику и готовы применять социальное и политическое, в том числе и вооруженное, насилие ради сохранения отжившего, то социально-политические потрясения неизбежны и нередки. В прошлом типичным был последний вариант социального развитии. Сегодня, по крайней мере, в части мира, складываете иная обстановка, когда достижение целей более или менее серьезного обновления общества может осуществляться по первому варианту, хотя и второй вариант отнюдь не исключается, особенно в сравнительно отсталой части мира.