Мифологические представления древних славян - настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге и его устройстве. Славянская мифология - отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.
О мифологии Древних Европейских цивилизаций написано многое. До нас дошли находки в виде мировых литературных памятников. Это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, руны «Калевала», мифы «О сотворении мира», «Книга познания явлений Ра» и другие. О славянской мифологии написано, к сожалению, гораздо меньше. Но это не значит, что мифология славян уступает европейской. Наоборот, она намного старше, богаче и разнообразнее западно-европейской мифологии. В данной работе раскрываются мифологические представления и воззрения древних славян.
Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области, соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем главным областям, соответствуют и три главные ступени их языческой религии: 1) непосредственное поклонение природе и стихиям; 2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.
В статье мы раскроем основной пантеон языческих богов. Пантеон славянских божеств представлен в таблице 1.
Внутри славянской мифологии выделились несколько уровней божеств.
Таблица 1
Уровни славянских божеств
На высшем уровне располагались боги, наиболее важные для славян, которые участвовали в самых распространённых мифах и сказаниях, такие как: Перун - бог громовержец, покровитель военных дружин; Сварог - бог небесного огня; Хорс - бог солнца и миропорядка;
Даждьбог - бог, дарующий свет, тепло, двигающий небесные тела, он знаменует смену дня и ночи, времена года, лет, столетия, он покровитель славян, которым даровал правду; Свантовит - бог богов, даёт победу в войнах, несёт меч, копья, Знамя; Стрибог - бог воздушных стихий, владыка ветров; Семаргл - символизирует единство пантеона из семи богов (Перуна, Хорса, Стрибога, Даждббога, Семаргла и Макоши).
К среднему уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами. К этому уровню относились и женские божества. Например, Макошь - богиня урожая и удачливой судьбы, покровительница дома. Она прядет нить судьбы; Лада - богиня любви красоты и гармонии; Ярило - бог весеннего плодородия; Мать - Сыра - Земля - богиня земли, порождающая всё сущее в мироздании. Её образ преломляется в образ женщины - матери; Род - бог, олицетворяющий единство людей. Род - единственный Вселенский Бог славян, которого до христианзации Земли чтили все народы, населяющие нашу планету; Мара (Морена) - весной молода, дав прорости семени, умирает, чтобы родиться вновь. Богиня смерти; Жива - богиня жизни и плодородия.
На нижнем уровне находились различные узкоспециализированные существа, менее уподобленные человеку, чем божества высших ступеней. Это Кощей - царь подземного царства, божество окостенения и оцепенения; Вий - божество преисподней, судья мёртвых; Хворств - бог хворей, болезней, старости. Недобрый, т. к. обойден вниманием молодости; Злебог - бог, терзающий грешников. К божествам нижнего мира относятся ещё и домовые, лешие, русалки, водяные, упыри, лесовики и т. д.
Таким образом, у древних славян было множество богов, которые делились на несколько уровней и выполняли функции как покровителей и защитников, так и жестоких карателей человека за грехи и неповиновение.
Славяне представляли мир живых и умерших в виде древа. Священное Мировое Древо славян - Ирий, Вирий или Вырий - разное произношение у разных народов. Это Древо-Рай, где живут Райские Птицы. Мировое Древо соединяет мир Нави - наш мир живых людей и мир Прави - мир, где обитают боги. По стволу Мирового Древа боги спускаются в наш мир, чтобы править людьми. Традиционное изображение мирового древа - это переплетенные ветви и райские птицы - оберег, который гравировали на женских украшениях, вышивали на одежде, скатертях, покрывалах, полотенцах. Это сильный защитный символ. Особенно благоприятен для Женщины - хозяйке дома и матери. Это символ Лада и благополучия дома.
Изучив источники, в которых рассказывается о верованиях древних славян, мы систематизировали знания о многочисленных славянских богах, и представили их в таблице 2.
Таблица 2
Пантеон славянских богов
Следует заметить, что единого славянского пантеона богов, скорее всего, не существовало по причине многочисленности и разбросанности славянских племён.
В результате исследования разных источников о пантеоне богов мы обнаружили следующие варианты. В таблице приведены некоторые из них. (См. таблицу 3).
Таблица 3
Варианты возможных пантеонов славянских богов.
Вариант 1 (деление по временному принципу) |
Вариант 2 (деление по ступеням) |
Вариант 3
|
Вариант 4 (по функциональному принципу) |
Пантеон старого поколения: Род, Триглав, Свантовит (Белбог), Велес (Чернобог), Макошь |
Высшая ступень: Живица, Земля, Небо (Сварог), Жаждьбог, Перун. Средняя ступень: Чур, Род. Ярило. Низшая ступень: Лешие, Русалки, Домовые |
Старшие боги: Род, Триглав, Стрибог, Свантовит, Велес, Макошь, Сварог Младшие боги: Лада, Ящер, Леля, Ярило, Даждьбог, Перун, Симаргл, Хорс, Мара, Жива Низшие боги : Лешие, Русалки, Домовые, Духи |
Начальствующие боги: Перун, Велес, Сварог, Макошь, Стрибог, Род, Хорс, Ярило Низший уровень: Лешие, Русалки, Домовые, Водяные |
Пантеон представлен только высшими божествами, некоторые боги выполняют двойственную функцию |
Пантеон представлен тремя ступенями. Наблюдается преобладание мужских богов |
Пантеон представлен тремя ступенями, от высших божеств до низшего уровня |
Пантеон представлен всего лишь двумя ступенями |
Таким образом, единства среди пантеона славянских богов не наблюдается, принадлежность к той или иной ступени (уровню) может варьироваться.
Пантеон греческих богов. Древние греки, любившие порядок, сгруппировали большинство из перечисленных богов в то, что они называли пантеон («все боги»), или «двенадцать олимпийских богов». Число 12 у различных народов считалось священным. Возможно, это связано с тем, что данное число можно получить, умножая 3 на 4. При этом 3 символизирует деление мира по вертикали (небо, земля и подземный мир), а 4 означает стороны света. Но, тем не менее, состав пантеона был не очень устойчив. Обычно, это Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис. Итак, Зевс - самый могущественный из олимпийцев, повелитель всех богов; Гера - сестра и законная супруга Зевса, царица богов и Олимпа; Аполлон - сын Зевса и Латоны (Лето), бог света, стреловержец, покровитель предсказаний, искусств, музыки и поэзии, предводитель муз; Афина - первая дочь Зевса и Метиды, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел; Артемида - дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона. Артемида - девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах Гермес - сын Зевса и нимфы гор Майи, дочери Атланта. Покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства; Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы, бог растительности, вина и виноделия. Празднества в честь Диониса послужили началом театральных представлений; Гефест - сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, муж богини любви Афродиты; Арес - бог жестокой и безжалостной войны, сын Геры и Зевса. Атрибуты бога - копье, горящий факел, собака, коршун; Деметра - дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны, богиня плодородия и земледелия; Гестия - богиня священного огня; Афродита - первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Богиня родилась из морской пены. Ее символы - мирт, роза, мак и яблоко. Посейдон и Аид не включаются в это число, ибо пребывают в собственных владениях.
Древнетюркский пантеон богов. Анализ литературных и мифологических источников позволил сделать вывод о том, что сведения о тюркских божествах немногочисленные. В орхонских рунических памятниках упоминаются чётко лишь три божества - Тенгри , Умай и Ыдук Йер-Суб . Историк И. В. Стеблева предложила расположить древнетюркские божества по «уровням» - высший - Тенгри, затем Умай, третий уровень - Йер-Суб, и, наконец, культ предков. Сегодня много исследователей склоняются к тому, что воззрения ранних тюрков были трихотомическими, то есть делили макрокосм на Нижний, Верхний и Средний миры. В енисейских текстах упомянут Эрклиг-хан : «Нас было четверо, нас разлучил Эрклиг (повелитель подземного мира), о горе!».
Познакомившись с материалом, в котором раскрывался смысл мифов других народов, мы составили таблицу сравнений пантеонов славянских, греческих и тюркских богов. (См. таблицу 4).
Таблица 4
Пантеон славянских, греческих, тюркских богов.
Боги |
Славянский |
Греческий |
Тюркский |
Сведения отсутствуют |
|||
Афродита |
|||
Сведения отсутствуют |
|||
Сведения отсутствуют |
|||
Посейдон |
|||
Плодородия |
|||
Даждьбог |
|||
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пантеон славянских и греческих богов более широко представлен. Тюркский пантеон представлен всего тремя божествами и одним божеством Огнем.
Славянская мифология является совокупностью мифических представлений древних славян времени их единства (до конца 1-го тысячелетия н. э.). Славянские мифологические тексты не сохранились, потому что религиозно - мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян в 10 веке.
Отсутствие источников, которые были бы близки к интересующей меня теме, отражали бы факты, очень малочисленны. Древнерусские памятники не были заинтересованы в точности и объективном изучении язычества. Поздние сочинения средневековых авторов основывались на собственной фантазии, старались подогнать славянские мифические представления под греческие или римские образы.
В результате исследования найденных нами источников, опираясь на статью В. В. В. Иванова и В. Н. Топорова «Славянская мифология» об истоках славянской мифологии, мы пришли к выводу, что:
1. Славянская мифология недостаточно разработана.
2. Сведения на эту тему не систематизированы.
3. Религия славян была оригинальной и самобытной, сведения о ней, к сожалению, достаточно противоречивы.
4. Пантеон славянских богов представлен большим количеством действующих лиц, что затрудняет их восприятие.
5. Языческая мифология выражала все основные особенности духовного, этнокультурного, общественного и хозяйственного бытия древних славян.
Литература:
1. Абрамов А. «Сокровища России»: Энциклопедия. - М.: Росмэн, 2001 г.
2. Статья В. В. Иванова и В. Н. Топорова «Славянская мифология»
3. Статья С. Н. Остапова «Языческая мифология славян»
4. М. В. Попович «Мировоззрение древних славян»: Киев, 1985 г.
5. Б. А. Рыбаков «Язычество древней Руси»: М., Наука. 1988 г.
6. М. Семенова. Статья «Мы - славяне»
7. Ю. Медведев, Е. Глушков –«Энциклопедия славянской мифологии»
8. А. С. Фаминицын «Божества древних славян»: С. - П.,1995 г.
Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. Наши далекие предки жили в окружении множества других народов: в Крыму жили тавры, по берегам Черного моря селились меоты, на востоке (за Доном) кочевали индоиранские племена - предки киммерийцев, скифов и сарматов. К 11 веку до н.э. древние славяне достигли больших успехов в строительстве, торговле, кузнечном и литейном деле. Но не менее развитой и сложной наших предков была религия. В её основе лежало язычество, т.е. многобожие. И в самом деле, богов у древних славян было очень много. Каждый бог имел своё имя и свои особенности. Тема подразумевает пантеон богов, а в толковом словаре пантеон и обозначает множество, совокупность, многообразие…
Я постараюсь в общих чертах охарактеризовать некоторых наиболее интересных и, можно сказать, наиболее «популярных» из них.
Сварог
Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил законы.
Перун
Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к III тыс. до н.э., когда воинственные пастухи на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена.
Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. - времени военных походов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.
Велес
Богом плодородия, связанным с «нижним» миром, был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню “вел” со значением “мертвый”. Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах “власть”, “велеть”, “владеть”, “великий”. Славяне почитали Велеса как бога богатства (в древности расплачивались домашними животными, слово “скот” имело значение “деньги”. В Древней Руси Велес был и покровителем купцов.
Культ Велеса - великого подземного бога, подателя плодородия и богатства, владыки мудрости, колдовства, поэзии, повелителя мертвых - был очень широко распространён на Руси. Об этом, в частности, говорит обилие деревень и сел с названиями Велесово, Волосово, Волотово.
Змей – Волос (Велес) в славянской языческой мифологии - это божественный противник Перуна. В нем воплощались силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной человеку. А с ними и животные инстинкты самого человека. Но Велес, будучи богом мудрости, по преданию, умеет держать свои страсти в повиновении.
Согласно сказаниям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь. Змей - Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя - Цмог (Смог).
Дана
Богиня пресных вод. Богиня-русалка Рось - одно из ее воплощений.
Стрибог
Верховный царь ветров. Бог ветра и времени. “Слово о полку Игореве” называет ветры “Стрибожьими внуками”. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.
Дажьбог
Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Дажьбог (Даждьбог) - бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия вообще (его имя переводится как “бог жары”. Имя его происходит не от слова “дождь”, как иногда ошибочно думают, оно означает - “дающий Бог”, “податель всех благ”.
Славяне называли его “Солнце-царь, сын Сварогов”, символами этого бога были золото и серебро. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила.
Ярило
Ярило был у древних славян богом плодородия, размножения и физической любви. Именно эта сторона любви, которую поэты называют “страстью кипучей”, и находилась в “ведении” славянского бога Ярилы. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. Ярило - также и весеннее солнце. Язычники-славяне считали, что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь - увеличивать плодородие полей. Также у Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых.
Хорс
Был богом солнца. Имя “хорс” означает “солнце”, “круг”, воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее существо, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса был связан ритуальный весенний танец - хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса, также символизирующие светило.
Семаргл
Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симаргл) - крылатый пес, охранитель посевов, бог коней, семян, ростков. О древности его говорит звериный облик; представление о Семаргле - защитнике посевов - как о чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз. Хорс и Семарг - божества скифского происхождения, их культ пришел от восточных кочевников, поэтому оба этих бога почитались только в Южной Руси, граничившей со Степью.
Марена
Во многом схожа с Велесом Морена - богиня мира мертвых и плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались до недавнего времени: Марой или Мареной называли соломенное чучело - олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай.
Макошь
К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь-Земля - олицетворяет собой женское начало природы. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом (огнебогом), с русалками, орошающими поля, с водой вообще - Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой.
Лада
Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ прослеживался (в частности, у поляков) вплоть до XV века; в древности он был распространен у всех славян, а также балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя ее повторялось в припевах песен: “Ой, Ладо!”. Ладу называли “матерью Лелевой”.
Леля
Леля - богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - “Леля” одаривала подруг заранее приготовленными венками. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом “лелеять”. Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.
“Второстепенными” божествами были те, которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличие от главных божеств, которых редко кто видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.
Вот некоторые из этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и Полудица, Леший, Водяной.
Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из “малых” божеств. А уже непосредственно за порогом избы “свой” мир становиться все более чужим и враждебным.
Дворовый и Банник . Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и “стрелять” ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: “Батюшка, Выручи!”
Полевик . Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, конечно, немедленно входили в соприкосновение с другими “малыми” божествами - Полевиками. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом, наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.
Полудица . Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом.
Леший . За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым к встрече с его хозяином - Лешим. “Леший” на старославянском языке означает “лесной дух”.
Водяной . Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна.
Во многих сказках и легенд кроме «второстепенных» богов мы часто встречаем таких мифических персонажей как Змей Горыныч, Царь Горох, Царь-девица, Баба Яга, Кощей Бессмертный. Эти символические образы народная фантазия создавала на протяжении многих поколений и в, некоторой степени, им тоже поклонялись. Но мы привыкли считать, что это - всего лишь сказки, не имеющие отношения к действительным событиям.
Оказывается, в данном случае сказки говорят правду, поскольку все вышеперечисленные персонажи абсолютно реальны - в нашей давней Истории они имели свое физическое воплощение. С течением времени события давних лет подзабывались, обрастали легендами и превращались в народный эпос - наши родные сказки.
Древнегреческий историк Геродот упоминает, что первым славянским царем-объединителем был некий Таргитай. Также он отмечает, что по легенде родителями Таргитая были: Зевс (Перун); и дочь реки Борисфен (Днепр) - (Дана, богиня вод). “От начала их (славян) существования, или от первого царя их Таргитая, до похода Дария (512 год до н.э.) прошло никак не больше тысячи лет”, - указывает Геродот.
В славянских сказках Таргитай известен нам под именем Тарха Тарховича или Гороха. И когда сегодня мы говорим, что “это было еще при царе Горохе”, означает сие не только символическую временную даль, но и конкретно 2 тысячелетие до н.э., когда славяне обосновались на территории средней Европы. Однако некоторые ученые-слависты утверждают, что история славян еще более древняя.
“Земля дрожит, мост дребезжит, вода ходуном ходит. Едет Змей Горыныч о трех головах. Всех, злодей, полонил, всех разорил, ближние царства шаром покатил”, - так русские сказки описывают нашествие киммерийцев, состоявших из трех крупных племен - “Огненного Змея” о трех головах. Известно, что язычники-киммерийцы помимо множества иных богов, особо почитали бога-змея. (Известный из фильмов по книгам Ф. Говарда “Конан - варвар” - именно киммериец.)
На протяжении 300 лет, с переменным успехом, киммерийский Змей подвергал разорению земли вплоть до Дуная и Вислы. Были покорены тавры в Крыму, кавказские племена, а весь 8-ой век до н.э. “Огненный Змей” грабил Урарту, Ассирию, Лидию и Палестину. Под натиском упоминаемых древними историками “народов моря”, кои и есть киммерийцы, пало Хеттское государство.
Славяне в это время также отражали постоянные нападения кочевников на свои земли. Строились богатырские заставы, защитные сооружения, копали глубокие рвы и насыпали высокие валы, получившие название Змиевых, по названию противника, против кого они возводились. На многие километры тянулись известные нам из истории “змиевы валы” - эти мощные укрепления, оборонявшие древнюю Русь. Но 8 век до н.э. принес на нашу землю секрет изготовления железных мечей, которые были намного эффективнее старых бронзовых. И, наконец, в начале 7 века до н.э. наши предки переломили хребет змеиному чудищу.
Недолго отдыхала славянская земля. На смену старому прилетел молодой Змей - кочевые скифские племена, обладавшие наилучшей по тем временам конницей. В 7-6 веках до н.э. скифы (хоть и родственные славянам) также немало пограбили славянские земли, кавказские царства, Малую Азию, обложили данью Мидию и уничтожили могучую Ассирию, после чего последняя перестала существовать.
Однако древняя Русь копила силы, и вскоре скифские походы закончились. “И соседи присмирели, воевать уже не смели”, - говорят сказки. В конце 6 века до н.э. славяне и скифы заключили союз - мирное существование Леса и Степи способствовало общему расцвету. Усилилось взаимопроникновение обычаев, стали похожи друг на друга города, поселки, оружие, одежда и изделия ремесленников.
В 3 веке до н.э. снова пришла в движение Степь. Скачет Баба-Яга верхом на коне во главе полчищ, застилающих тучами край неба. Из приволжских просторов хлынули через Дон “женоуправляемые” сарматы, кочевые племена, родственные скифам. “Девичье Царство” сарматов обосновалось в северном причерноморье. Сарматская Царь-девица из русских сказок заставляет Ивана-Царевича жениться на ней, угрожая его отцу: “Я все царство побью, попленю, головней покачу”. Почти пятьсот лет “Баба Яга” держала в повиновении все соседние народы, вытрясая дань и опустошая земли.
Но в начале 1 века н.э. Русь снова окрепла и присмирила своих “женоуправляемых” соседей, после чего образовался славяно-сарматский союз.
Весьма примечательной является такая колоритная фигура народных сказок, как Кощей Бессмертный. Большинство исследователей русского фольклора сходится во мнении, что последний олицетворяет собой хазарина или верховного правителя - кагана. Хазария, расположившаяся на степных просторах между Доном и Волгой, начала соседствовать с Русью начиная с 5 века н.э. Вспомним, что костлявый старик Кощей изображается в черных красках, его окружают многочисленные слуги (сказочная нечисть), живет он в замке на высокой скале, часто на острове. Тайна его жизни (игла) запрятана далеко: “игла - в яйце, яйцо - в утке, утка в зайце, заяц - в золотом ларце, ларец висит на высоком дубе”.
Здесь отражена символическая недосягаемость вражьего стана. И действительно, дворец правителя Хазарского Каганата находился на острове посреди реки Волги; вокруг лежал город из шатров - столица Итиль. Также и хазарская крепость Саркел (после: Белая Вежа), находилась на острове посреди Дона. Именно “там Кощей над златом чахнет”, - говорится в сказке; что также имеет под собой реальную основу.
Кощей в сказках превращает людей в каменные статуи и уносит в свой замок прекрасную царевну - так сказки символически повествуют о 400-летних набегах кочевников, когда хазары уводили вглубь своего царства пленных. Тайна смерти Кощея оказалась в самом логове врага: неудержимый князь Святослав в 969 году победил Кощея, разрушив Саркел и Итиль, после чего Хазария перестала существовать как государство. Тысячи пленных были освобождены.
Безусловно, было бы ошибкой отождествлять абсолютно все персонажи всех народных сказок с реальными историческими событиями в русской истории. Значительная часть сказочных персонажей и приключений сотворена богатой народной фантазией и является лишь пересказом полюбившихся народных мотивов. Но и напротив, не следовало бы и вообще отрицать реальную взаимосвязь сказок с историей нашего отечества…
Использованная литература:
«Сказка - ложь, да в ней намек…» Я.Добролюбов
«Киевская Русь и русские княжества» Б.А.Рыбаков
Славянский пантеон богов можно разделить на две группы: боги солнечные и боги функциональные. В этой статье собран весь пантеон богов восточных славян, западных славян и южных славян.
Общеславянские боги
Перун – главный бог пантеона, громовержец. Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.
Мать Сыра Земля – богиня земли или сама Земля, плодородящая мать, супруга Неба. Летнее Небо обнимает Землю, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод. Женский образ олицетворенной плодородности, родящей земли-матери. Существуют обычаи клясться землей, целования земли, исповеди земли.
Боги восточных славян
Пантеон князя Владимира
Перун - громовержец, главный бог, покровитель князя и дружины. Сменился Ильёй-пророком.
Хорс (Корша, Коре, Корш) - олицетворённое солнце, бог солнечного диска, солнце после осеннего солнцестояния, принимающий эстафету у Даждьбога
Даждьбог - солнечное божество, завершает зиму и открывает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца. Сын Сварога.
Стрибог (Стриба, Погода, Похвист, Посвист, Посвыстач) - бог грозы, являющийся в бурях и вихрях, верховный царь ветров. Изображали его дующим в рога. В народе верят, что теплые, весенние ветры происходят от добрых духов, а вьюги и метели от злых.
Симаргл (Сим-Рьгл, Переплут, Семаргл Огнебожич) - бог огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами; божество, входившее в число семи божеств древнерусского пантеона. Древнейшее божество, восходящее к берегиням, священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы.
Мокошь (Мокошь, Макеша) - одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» - кош (стан), кошелка, корзина, кошара. Мокошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.
Другие боги Древней Руси
Волос ~ Велес (Месяц) - один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, или, выражаясь метафорически, заволакивает его облачным руном, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. Первоначально один из эпитетов тучегонителя Перуна, впоследствии обособился в отдельного бога. Иногда Велеса и Волоса разделяют на двух богов:
Волос - «скотий бог», покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским
Велес - бог-покровитель сказителей и поэзии
Род - наиболее древний неперсонифицированный бог славян. Бог Вселенной, живущий на небе и давший жизнь всему живому
Рожаницы - персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»
Сварог - верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов или, как называли его славяне – великий, возможно, бог-кузнец
Сварожич - олицетворённый огонь, сын Сварога
Ритуальные персонажи-символы плодородия
Представляют собой чучела, олицетворяющие умирающего и воскрешающегося бога. После чествования и оплакивания чучела разрываются, утапливаются или сжигаются. Остатки разбрасываются по полям или в хлеву.
Ярило (Яр, Яровит, Руевит) - бог весенних гроз, или само солнце от весеннего до летнего солнцестояния; олицетворяет собою весеннюю оплодотворяющую силу.
Кострома
Кострубонька
Персонажи-олицетворённые праздники в фольклоре
Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников
Масленица
Купала - плодотворящее божество лета, летнее Солнце
«Боги» и персонажи книжного происхождения
Троян - персонаж-символ древности в «Слове о полку Игореве». В других источниках перечисляется вместе с остальными богами. На Русь был заимствован видимо из южнославянской фольклорной традиции.
Дый - вариант имени античного Зевса в древнерусских поучениях против язычества
Алконост, Сирин, Гамаюн - мифические птицы из древнерусских книжных произведений
Боги западных славян
Боги балтийских славян
Святовит (Световид)- главный бог Арконы, связан с войной и победой, тождествен Сварогу
Триглав - главное языческое божество многих племен древних славян, владыка трех царств, трех миров: Прави, Яви, Нави
Сварожич (Радегаст) - молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны, главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями.
Чернобог - ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Чернобог изображался облаченным в броню
Прове (Проно, Пров, Прово) - бог просвещающий, пророчествующий. Под этим божеством славяне понимали предопределение, управляющее миром и распоряжающееся будущим. Главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще
Припегала - бог любострастия. Облик его изменчив. Покровительствует мужчинам, судя по источнику - «дионисийского» типа
Подага - женское божество природы и земли. Богиня вагров с неясными функциями, имевшая храм и идол в Плуне
Жива (Живана, Сива) - богиня мировой жизни (весны), плодородия и любви; воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Жива своим приходом животворит, воскрешает умирающую на зиму природу, дает земле плодородие
Три бога Кореницы
Яровит (Геровит)- громовник, поражающий демонов, бог войны и плодородия
Руевит (Ругевит)- главный бог Кореницы, бог войны, верховный бог одного из славянских племен (руги – луги, лужичи, вита - жизнь)
Поревит или Поренут - один из племенных верховных богов. «Пора» (спора) - не что иное как семя, а «вита» - жизнь.
Сезонные персонажи западных славян
Марена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара, Моржана) - богиня смерти, зимы и ночи, весенний мифо-ритуальный персонаж, чучело, воплощение смерти и зимы, которое топили, разрывали или сжигали
Низшие персонажи
Рарог - мифологическая огненная птица
Велес - чёрт, демон в чешских поговорках
Паром (Перун) - упоминается в проклятиях (типа Parom do tebe! или Ej, do Pioruna!)
Мифологические персонажи южных славян
Бадняк - мифо-ритуальный персонаж, символизирующий старый год. Воплощается поленом, которое сжигают под Рождество.
Божич - мифо-ритуальный персонаж, символизирующий новый год. «Молодой бог» в противоположность Бадняку - «старому богу».
Вилы - женские водные духи, сходные с русалками
Герман - сезонный персонаж, связанный с плодородием
Дабог - мифологизированный образ «царя на земле», в противоположность Богу на небе
Додола или Папаруда - женский персонаж, участвующий в ритуалах вызова дождя. Связана с Перуном.
Здухач - человек или животное, обладающие способностью бороться с непогодой
Персонажи низшей мифологии
Заложные покойники - люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.)
Русалка - душа «заложного» покойника
Мавка - злой дух, русалка
Упырь - «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь
Святочная нечисть - различные жители потустороннего мира, проникающие в этот мир во время Святок, когда открыты ворота между мирами
Бес - злой, враждебный людям дух
Волколак - колдун-оборотень, способный принимать облик волка
Берегиня - персонаж с неясными функциями (возможно, связана с растительными культами)
Лихорадка - женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни
Огненный змей - демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям
Кикимора - отрицательный женский персонаж, тип домового
Полудницы - женские полевые духи полудня, как рубежного и критического времени
Домовой - дух-покровитель дома
Банник - дух-хозяин бани
Дворовой - дух-хозяин двора
Овинник - дух-хозяин овина
Водяной - дух-хозяин рек и водоёмов
Леший - дух-хозяин леса