Домой / Обереги / Пантеон русских языческих богов и их символика. Мифологические воззрения древних славян

Пантеон русских языческих богов и их символика. Мифологические воззрения древних славян

Мифологические представления древних славян - настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге и его устройстве. Славянская мифология - отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.

О мифологии Древних Европейских цивилизаций написано многое. До нас дошли находки в виде мировых литературных памятников. Это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, руны «Калевала», мифы «О сотворении мира», «Книга познания явлений Ра» и другие. О славянской мифологии написано, к сожалению, гораздо меньше. Но это не значит, что мифология славян уступает европейской. Наоборот, она намного старше, богаче и разнообразнее западно-европейской мифологии. В данной работе раскрываются мифологические представления и воззрения древних славян.

Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области, соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем главным областям, соответствуют и три главные ступени их языческой религии: 1) непосредственное поклонение природе и стихиям; 2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.

В статье мы раскроем основной пантеон языческих богов. Пантеон славянских божеств представлен в таблице 1.

Внутри славянской мифологии выделились несколько уровней божеств.

Таблица 1

Уровни славянских божеств

На высшем уровне располагались боги, наиболее важные для славян, которые участвовали в самых распространённых мифах и сказаниях, такие как: Перун - бог громовержец, покровитель военных дружин; Сварог - бог небесного огня; Хорс - бог солнца и миропорядка;

Даждьбог - бог, дарующий свет, тепло, двигающий небесные тела, он знаменует смену дня и ночи, времена года, лет, столетия, он покровитель славян, которым даровал правду; Свантовит - бог богов, даёт победу в войнах, несёт меч, копья, Знамя; Стрибог - бог воздушных стихий, владыка ветров; Семаргл - символизирует единство пантеона из семи богов (Перуна, Хорса, Стрибога, Даждббога, Семаргла и Макоши).

К среднему уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами. К этому уровню относились и женские божества. Например, Макошь - богиня урожая и удачливой судьбы, покровительница дома. Она прядет нить судьбы; Лада - богиня любви красоты и гармонии; Ярило - бог весеннего плодородия; Мать - Сыра - Земля - богиня земли, порождающая всё сущее в мироздании. Её образ преломляется в образ женщины - матери; Род - бог, олицетворяющий единство людей. Род - единственный Вселенский Бог славян, которого до христианзации Земли чтили все народы, населяющие нашу планету; Мара (Морена) - весной молода, дав прорости семени, умирает, чтобы родиться вновь. Богиня смерти; Жива - богиня жизни и плодородия.

На нижнем уровне находились различные узкоспециализированные существа, менее уподобленные человеку, чем божества высших ступеней. Это Кощей - царь подземного царства, божество окостенения и оцепенения; Вий - божество преисподней, судья мёртвых; Хворств - бог хворей, болезней, старости. Недобрый, т. к. обойден вниманием молодости; Злебог - бог, терзающий грешников. К божествам нижнего мира относятся ещё и домовые, лешие, русалки, водяные, упыри, лесовики и т. д.

Таким образом, у древних славян было множество богов, которые делились на несколько уровней и выполняли функции как покровителей и защитников, так и жестоких карателей человека за грехи и неповиновение.

Славяне представляли мир живых и умерших в виде древа. Священное Мировое Древо славян - Ирий, Вирий или Вырий - разное произношение у разных народов. Это Древо-Рай, где живут Райские Птицы. Мировое Древо соединяет мир Нави - наш мир живых людей и мир Прави - мир, где обитают боги. По стволу Мирового Древа боги спускаются в наш мир, чтобы править людьми. Традиционное изображение мирового древа - это переплетенные ветви и райские птицы - оберег, который гравировали на женских украшениях, вышивали на одежде, скатертях, покрывалах, полотенцах. Это сильный защитный символ. Особенно благоприятен для Женщины - хозяйке дома и матери. Это символ Лада и благополучия дома.

Изучив источники, в которых рассказывается о верованиях древних славян, мы систематизировали знания о многочисленных славянских богах, и представили их в таблице 2.

Таблица 2

Пантеон славянских богов

Следует заметить, что единого славянского пантеона богов, скорее всего, не существовало по причине многочисленности и разбросанности славянских племён.

В результате исследования разных источников о пантеоне богов мы обнаружили следующие варианты. В таблице приведены некоторые из них. (См. таблицу 3).

Таблица 3

Варианты возможных пантеонов славянских богов.

Вариант 1

(деление по вре­менному принципу)

Вариант 2

(деление по ступеням)

Вариант 3

Вариант 4

(по функциональ­ному принципу)

Пантеон старого поколения: Род, Триглав, Свантовит (Белбог), Велес (Чернобог), Макошь

Высшая ступень: Живица, Земля, Небо (Сварог), Жаждьбог, Перун.

Средняя ступень: Чур, Род. Ярило.

Низшая ступень:

Лешие, Русалки, Домовые

Старшие боги:

Род, Триглав, Стрибог, Свантовит, Велес, Макошь, Сварог

Младшие боги:

Лада, Ящер, Леля, Ярило, Даждьбог, Перун, Симаргл,

Хорс, Мара, Жива

Низшие боги :

Лешие, Русалки, Домовые, Духи

Начальствующие боги:

Перун, Велес, Сварог, Макошь, Стрибог, Род, Хорс, Ярило

Низший уровень:

Лешие, Русалки, Домовые, Водяные

Пантеон представлен только высшими божествами, некоторые боги выполняют двойственную функцию

Пантеон представлен тремя ступенями. Наблюдается преобладание мужских богов

Пантеон представлен тремя ступенями, от высших божеств до низшего уровня

Пантеон представлен всего лишь двумя ступенями

Таким образом, единства среди пантеона славянских богов не наблюдается, принадлежность к той или иной ступени (уровню) может варьироваться.

Пантеон греческих богов. Древние греки, любившие порядок, сгруппировали большинство из перечисленных богов в то, что они называли пантеон («все боги»), или «двенадцать олимпийских богов». Число 12 у различных народов считалось священным. Возможно, это связано с тем, что данное число можно получить, умножая 3 на 4. При этом 3 символизирует деление мира по вертикали (небо, земля и подземный мир), а 4 означает стороны света. Но, тем не менее, состав пантеона был не очень устойчив. Обычно, это Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис. Итак, Зевс - самый могущественный из олимпийцев, повелитель всех богов; Гера - сестра и законная супруга Зевса, царица богов и Олимпа; Аполлон - сын Зевса и Латоны (Лето), бог света, стреловержец, покровитель предсказаний, искусств, музыки и поэзии, предводитель муз; Афина - первая дочь Зевса и Метиды, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел; Артемида - дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона. Артемида - девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах Гермес - сын Зевса и нимфы гор Майи, дочери Атланта. Покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства; Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы, бог растительности, вина и виноделия. Празднества в честь Диониса послужили началом театральных представлений; Гефест - сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, муж богини любви Афродиты; Арес - бог жестокой и безжалостной войны, сын Геры и Зевса. Атрибуты бога - копье, горящий факел, собака, коршун; Деметра - дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны, богиня плодородия и земледелия; Гестия - богиня священного огня; Афродита - первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Богиня родилась из морской пены. Ее символы - мирт, роза, мак и яблоко. Посейдон и Аид не включаются в это число, ибо пребывают в собственных владениях.

Древнетюркский пантеон богов. Анализ литературных и мифологических источников позволил сделать вывод о том, что сведения о тюркских божествах немногочисленные. В орхонских рунических памятниках упоминаются чётко лишь три божества - Тенгри , Умай и Ыдук Йер-Суб . Историк И. В. Стеблева предложила расположить древнетюркские божества по «уровням» - высший - Тенгри, затем Умай, третий уровень - Йер-Суб, и, наконец, культ предков. Сегодня много исследователей склоняются к тому, что воззрения ранних тюрков были трихотомическими, то есть делили макрокосм на Нижний, Верхний и Средний миры. В енисейских текстах упомянут Эрклиг-хан : «Нас было четверо, нас разлучил Эрклиг (повелитель подземного мира), о горе!».

Познакомившись с материалом, в котором раскрывался смысл мифов других народов, мы составили таблицу сравнений пантеонов славянских, греческих и тюркских богов. (См. таблицу 4).

Таблица 4

Пантеон славянских, греческих, тюркских богов.

Боги

Славянский

Греческий

Тюркский

Сведения отсутствуют

Афродита

Сведения отсутствуют

Сведения отсутствуют

Посейдон

Плодородия

Даждьбог

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пантеон славянских и греческих богов более широко представлен. Тюркский пантеон представлен всего тремя божествами и одним божеством Огнем.

Славянская мифология является совокупностью мифических представлений древних славян времени их единства (до конца 1-го тысячелетия н. э.). Славянские мифологические тексты не сохранились, потому что религиозно - мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян в 10 веке.

Отсутствие источников, которые были бы близки к интересующей меня теме, отражали бы факты, очень малочисленны. Древнерусские памятники не были заинтересованы в точности и объективном изучении язычества. Поздние сочинения средневековых авторов основывались на собственной фантазии, старались подогнать славянские мифические представления под греческие или римские образы.

В результате исследования найденных нами источников, опираясь на статью В. В. В. Иванова и В. Н. Топорова «Славянская мифология» об истоках славянской мифологии, мы пришли к выводу, что:

1. Славянская мифология недостаточно разработана.

2. Сведения на эту тему не систематизированы.

3. Религия славян была оригинальной и самобытной, сведения о ней, к сожалению, достаточно противоречивы.

4. Пантеон славянских богов представлен большим количеством действующих лиц, что затрудняет их восприятие.

5. Языческая мифология выражала все основные особенности духовного, этнокультурного, общественного и хозяйственного бытия древних славян.

Литература:

1. Абрамов А. «Сокровища России»: Энциклопедия. - М.: Росмэн, 2001 г.

2. Статья В. В. Иванова и В. Н. Топорова «Славянская мифология»

3. Статья С. Н. Остапова «Языческая мифология славян»

4. М. В. Попович «Мировоззрение древних славян»: Киев, 1985 г.

5. Б. А. Рыбаков «Язычество древней Руси»: М., Наука. 1988 г.

6. М. Семенова. Статья «Мы - славяне»

7. Ю. Медведев, Е. Глушков –«Энциклопедия славянской мифологии»

8. А. С. Фаминицын «Божества древних славян»: С. - П.,1995 г.

Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. Наши далекие предки жили в окружении множества других народов: в Крыму жили тавры, по берегам Черного моря селились меоты, на востоке (за Доном) кочевали индоиранские племена - предки киммерийцев, скифов и сарматов. К 11 веку до н.э. древние славяне достигли больших успехов в строительстве, торговле, кузнечном и литейном деле. Но не менее развитой и сложной наших предков была религия. В её основе лежало язычество, т.е. многобожие. И в самом деле, богов у древних славян было очень много. Каждый бог имел своё имя и свои особенности. Тема подразумевает пантеон богов, а в толковом словаре пантеон и обозначает множество, совокупность, многообразие…

Я постараюсь в общих чертах охарактеризовать некоторых наиболее интересных и, можно сказать, наиболее «популярных» из них.

Сварог

Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил законы.

Перун

Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к III тыс. до н.э., когда воинственные пастухи на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена.

Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. - времени военных походов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.

Велес

Богом плодородия, связанным с «нижним» миром, был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню “вел” со значением “мертвый”. Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах “власть”, “велеть”, “владеть”, “великий”. Славяне почитали Велеса как бога богатства (в древности расплачивались домашними животными, слово “скот” имело значение “деньги”. В Древней Руси Велес был и покровителем купцов.

Культ Велеса - великого подземного бога, подателя плодородия и богатства, владыки мудрости, колдовства, поэзии, повелителя мертвых - был очень широко распространён на Руси. Об этом, в частности, говорит обилие деревень и сел с названиями Велесово, Волосово, Волотово.

Змей – Волос (Велес) в славянской языческой мифологии - это божественный противник Перуна. В нем воплощались силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной человеку. А с ними и животные инстинкты самого человека. Но Велес, будучи богом мудрости, по преданию, умеет держать свои страсти в повиновении.

Согласно сказаниям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь. Змей - Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя - Цмог (Смог).

Дана

Богиня пресных вод. Богиня-русалка Рось - одно из ее воплощений.

Стрибог

Верховный царь ветров. Бог ветра и времени. “Слово о полку Игореве” называет ветры “Стрибожьими внуками”. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.

Дажьбог

Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Дажьбог (Даждьбог) - бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия вообще (его имя переводится как “бог жары”. Имя его происходит не от слова “дождь”, как иногда ошибочно думают, оно означает - “дающий Бог”, “податель всех благ”.

Славяне называли его “Солнце-царь, сын Сварогов”, символами этого бога были золото и серебро. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила.

Ярило

Ярило был у древних славян богом плодородия, размножения и физической любви. Именно эта сторона любви, которую поэты называют “страстью кипучей”, и находилась в “ведении” славянского бога Ярилы. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. Ярило - также и весеннее солнце. Язычники-славяне считали, что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь - увеличивать плодородие полей. Также у Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых.

Хорс

Был богом солнца. Имя “хорс” означает “солнце”, “круг”, воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее существо, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса был связан ритуальный весенний танец - хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса, также символизирующие светило.

Семаргл

Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симаргл) - крылатый пес, охранитель посевов, бог коней, семян, ростков. О древности его говорит звериный облик; представление о Семаргле - защитнике посевов - как о чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз. Хорс и Семарг - божества скифского происхождения, их культ пришел от восточных кочевников, поэтому оба этих бога почитались только в Южной Руси, граничившей со Степью.

Марена

Во многом схожа с Велесом Морена - богиня мира мертвых и плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались до недавнего времени: Марой или Мареной называли соломенное чучело - олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай.

Макошь

К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь-Земля - олицетворяет собой женское начало природы. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом (огнебогом), с русалками, орошающими поля, с водой вообще - Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой.

Лада

Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ прослеживался (в частности, у поляков) вплоть до XV века; в древности он был распространен у всех славян, а также балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя ее повторялось в припевах песен: “Ой, Ладо!”. Ладу называли “матерью Лелевой”.

Леля

Леля - богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - “Леля” одаривала подруг заранее приготовленными венками. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом “лелеять”. Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.

“Второстепенными” божествами были те, которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличие от главных божеств, которых редко кто видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.

Вот некоторые из этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и Полудица, Леший, Водяной.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из “малых” божеств. А уже непосредственно за порогом избы “свой” мир становиться все более чужим и враждебным.

Дворовый и Банник . Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и “стрелять” ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: “Батюшка, Выручи!”

Полевик . Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, конечно, немедленно входили в соприкосновение с другими “малыми” божествами - Полевиками. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом, наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Полудица . Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом.

Леший . За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым к встрече с его хозяином - Лешим. “Леший” на старославянском языке означает “лесной дух”.

Водяной . Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна.

Во многих сказках и легенд кроме «второстепенных» богов мы часто встречаем таких мифических персонажей как Змей Горыныч, Царь Горох, Царь-девица, Баба Яга, Кощей Бессмертный. Эти символические образы народная фантазия создавала на протяжении многих поколений и в, некоторой степени, им тоже поклонялись. Но мы привыкли считать, что это - всего лишь сказки, не имеющие отношения к действительным событиям.

Оказывается, в данном случае сказки говорят правду, поскольку все вышеперечисленные персонажи абсолютно реальны - в нашей давней Истории они имели свое физическое воплощение. С течением времени события давних лет подзабывались, обрастали легендами и превращались в народный эпос - наши родные сказки.

Древнегреческий историк Геродот упоминает, что первым славянским царем-объединителем был некий Таргитай. Также он отмечает, что по легенде родителями Таргитая были: Зевс (Перун); и дочь реки Борисфен (Днепр) - (Дана, богиня вод). “От начала их (славян) существования, или от первого царя их Таргитая, до похода Дария (512 год до н.э.) прошло никак не больше тысячи лет”, - указывает Геродот.

В славянских сказках Таргитай известен нам под именем Тарха Тарховича или Гороха. И когда сегодня мы говорим, что “это было еще при царе Горохе”, означает сие не только символическую временную даль, но и конкретно 2 тысячелетие до н.э., когда славяне обосновались на территории средней Европы. Однако некоторые ученые-слависты утверждают, что история славян еще более древняя.

“Земля дрожит, мост дребезжит, вода ходуном ходит. Едет Змей Горыныч о трех головах. Всех, злодей, полонил, всех разорил, ближние царства шаром покатил”, - так русские сказки описывают нашествие киммерийцев, состоявших из трех крупных племен - “Огненного Змея” о трех головах. Известно, что язычники-киммерийцы помимо множества иных богов, особо почитали бога-змея. (Известный из фильмов по книгам Ф. Говарда “Конан - варвар” - именно киммериец.)

На протяжении 300 лет, с переменным успехом, киммерийский Змей подвергал разорению земли вплоть до Дуная и Вислы. Были покорены тавры в Крыму, кавказские племена, а весь 8-ой век до н.э. “Огненный Змей” грабил Урарту, Ассирию, Лидию и Палестину. Под натиском упоминаемых древними историками “народов моря”, кои и есть киммерийцы, пало Хеттское государство.

Славяне в это время также отражали постоянные нападения кочевников на свои земли. Строились богатырские заставы, защитные сооружения, копали глубокие рвы и насыпали высокие валы, получившие название Змиевых, по названию противника, против кого они возводились. На многие километры тянулись известные нам из истории “змиевы валы” - эти мощные укрепления, оборонявшие древнюю Русь. Но 8 век до н.э. принес на нашу землю секрет изготовления железных мечей, которые были намного эффективнее старых бронзовых. И, наконец, в начале 7 века до н.э. наши предки переломили хребет змеиному чудищу.

Недолго отдыхала славянская земля. На смену старому прилетел молодой Змей - кочевые скифские племена, обладавшие наилучшей по тем временам конницей. В 7-6 веках до н.э. скифы (хоть и родственные славянам) также немало пограбили славянские земли, кавказские царства, Малую Азию, обложили данью Мидию и уничтожили могучую Ассирию, после чего последняя перестала существовать.

Однако древняя Русь копила силы, и вскоре скифские походы закончились. “И соседи присмирели, воевать уже не смели”, - говорят сказки. В конце 6 века до н.э. славяне и скифы заключили союз - мирное существование Леса и Степи способствовало общему расцвету. Усилилось взаимопроникновение обычаев, стали похожи друг на друга города, поселки, оружие, одежда и изделия ремесленников.

В 3 веке до н.э. снова пришла в движение Степь. Скачет Баба-Яга верхом на коне во главе полчищ, застилающих тучами край неба. Из приволжских просторов хлынули через Дон “женоуправляемые” сарматы, кочевые племена, родственные скифам. “Девичье Царство” сарматов обосновалось в северном причерноморье. Сарматская Царь-девица из русских сказок заставляет Ивана-Царевича жениться на ней, угрожая его отцу: “Я все царство побью, попленю, головней покачу”. Почти пятьсот лет “Баба Яга” держала в повиновении все соседние народы, вытрясая дань и опустошая земли.

Но в начале 1 века н.э. Русь снова окрепла и присмирила своих “женоуправляемых” соседей, после чего образовался славяно-сарматский союз.

Весьма примечательной является такая колоритная фигура народных сказок, как Кощей Бессмертный. Большинство исследователей русского фольклора сходится во мнении, что последний олицетворяет собой хазарина или верховного правителя - кагана. Хазария, расположившаяся на степных просторах между Доном и Волгой, начала соседствовать с Русью начиная с 5 века н.э. Вспомним, что костлявый старик Кощей изображается в черных красках, его окружают многочисленные слуги (сказочная нечисть), живет он в замке на высокой скале, часто на острове. Тайна его жизни (игла) запрятана далеко: “игла - в яйце, яйцо - в утке, утка в зайце, заяц - в золотом ларце, ларец висит на высоком дубе”.

Здесь отражена символическая недосягаемость вражьего стана. И действительно, дворец правителя Хазарского Каганата находился на острове посреди реки Волги; вокруг лежал город из шатров - столица Итиль. Также и хазарская крепость Саркел (после: Белая Вежа), находилась на острове посреди Дона. Именно “там Кощей над златом чахнет”, - говорится в сказке; что также имеет под собой реальную основу.

Кощей в сказках превращает людей в каменные статуи и уносит в свой замок прекрасную царевну - так сказки символически повествуют о 400-летних набегах кочевников, когда хазары уводили вглубь своего царства пленных. Тайна смерти Кощея оказалась в самом логове врага: неудержимый князь Святослав в 969 году победил Кощея, разрушив Саркел и Итиль, после чего Хазария перестала существовать как государство. Тысячи пленных были освобождены.

Безусловно, было бы ошибкой отождествлять абсолютно все персонажи всех народных сказок с реальными историческими событиями в русской истории. Значительная часть сказочных персонажей и приключений сотворена богатой народной фантазией и является лишь пересказом полюбившихся народных мотивов. Но и напротив, не следовало бы и вообще отрицать реальную взаимосвязь сказок с историей нашего отечества…

Использованная литература:

«Сказка - ложь, да в ней намек…» Я.Добролюбов
«Киевская Русь и русские княжества» Б.А.Рыбаков

Славянский пантеон богов можно разделить на две группы: боги солнечные и боги функциональные. В этой статье собран весь пантеон богов восточных славян, западных славян и южных славян.

Общеславянские боги

Перун – главный бог пантеона, громовержец. Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.

Мать Сыра Земля – богиня земли или сама Земля, плодородящая мать, супруга Неба. Летнее Небо обнимает Землю, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод. Женский образ олицетворенной плодородности, родящей земли-матери. Существуют обычаи клясться землей, целования земли, исповеди земли.

Боги восточных славян

Пантеон князя Владимира

Перун - громовержец, главный бог, покровитель князя и дружины. Сменился Ильёй-пророком.

Хорс (Корша, Коре, Корш) - олицетворённое солнце, бог солнечного диска, солнце после осеннего солнцестояния, принимающий эстафету у Даждьбога

Даждьбог - солнечное божество, завершает зиму и открывает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца. Сын Сварога.

Стрибог (Стриба, Погода, Похвист, Посвист, Посвыстач) - бог грозы, являющийся в бурях и вихрях, верховный царь ветров. Изображали его дующим в рога. В народе верят, что теплые, весенние ветры происходят от добрых духов, а вьюги и метели от злых.

Симаргл (Сим-Рьгл, Переплут, Семаргл Огнебожич) - бог огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами; божество, входившее в число семи божеств древнерусского пантеона. Древнейшее божество, восходящее к берегиням, священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы.

Мокошь (Мокошь, Макеша) - одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» - кош (стан), кошелка, корзина, кошара. Мокошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.

Другие боги Древней Руси

Волос ~ Велес (Месяц) - один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, или, выражаясь метафорически, заволакивает его облачным руном, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. Первоначально один из эпитетов тучегонителя Перуна, впоследствии обособился в отдельного бога. Иногда Велеса и Волоса разделяют на двух богов:

Волос - «скотий бог», покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским

Велес - бог-покровитель сказителей и поэзии

Род - наиболее древний неперсонифицированный бог славян. Бог Вселенной, живущий на небе и давший жизнь всему живому

Рожаницы - персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»

Сварог - верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов или, как называли его славяне – великий, возможно, бог-кузнец

Сварожич - олицетворённый огонь, сын Сварога

Ритуальные персонажи-символы плодородия

Представляют собой чучела, олицетворяющие умирающего и воскрешающегося бога. После чествования и оплакивания чучела разрываются, утапливаются или сжигаются. Остатки разбрасываются по полям или в хлеву.

Ярило (Яр, Яровит, Руевит) - бог весенних гроз, или само солнце от весеннего до летнего солнцестояния; олицетворяет собою весеннюю оплодотворяющую силу.

Кострома

Кострубонька

Персонажи-олицетворённые праздники в фольклоре

Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников

Масленица

Купала - плодотворящее божество лета, летнее Солнце

«Боги» и персонажи книжного происхождения

Троян - персонаж-символ древности в «Слове о полку Игореве». В других источниках перечисляется вместе с остальными богами. На Русь был заимствован видимо из южнославянской фольклорной традиции.

Дый - вариант имени античного Зевса в древнерусских поучениях против язычества

Алконост, Сирин, Гамаюн - мифические птицы из древнерусских книжных произведений

Боги западных славян

Боги балтийских славян

Святовит (Световид)- главный бог Арконы, связан с войной и победой, тождествен Сварогу

Триглав - главное языческое божество многих племен древних славян, владыка трех царств, трех миров: Прави, Яви, Нави

Сварожич (Радегаст) - молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны, главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями.

Чернобог - ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Чернобог изображался облаченным в броню

Прове (Проно, Пров, Прово) - бог просвещающий, пророчествующий. Под этим божеством славяне понимали предопределение, управляющее миром и распоряжающееся будущим. Главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще

Припегала - бог любострастия. Облик его изменчив. Покровительствует мужчинам, судя по источнику - «дионисийского» типа

Подага - женское божество природы и земли. Богиня вагров с неясными функциями, имевшая храм и идол в Плуне

Жива (Живана, Сива) - богиня мировой жизни (весны), плодородия и любви; воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Жива своим приходом животворит, воскрешает умирающую на зиму природу, дает земле плодородие

Три бога Кореницы

Яровит (Геровит)- громовник, поражающий демонов, бог войны и плодородия

Руевит (Ругевит)- главный бог Кореницы, бог войны, верховный бог одного из славянских племен (руги – луги, лужичи, вита - жизнь)

Поревит или Поренут - один из племенных верховных богов. «Пора» (спора) - не что иное как семя, а «вита» - жизнь.

Сезонные персонажи западных славян

Марена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара, Моржана) - богиня смерти, зимы и ночи, весенний мифо-ритуальный персонаж, чучело, воплощение смерти и зимы, которое топили, разрывали или сжигали

Низшие персонажи

Рарог - мифологическая огненная птица

Велес - чёрт, демон в чешских поговорках

Паром (Перун) - упоминается в проклятиях (типа Parom do tebe! или Ej, do Pioruna!)

Мифологические персонажи южных славян

Бадняк - мифо-ритуальный персонаж, символизирующий старый год. Воплощается поленом, которое сжигают под Рождество.

Божич - мифо-ритуальный персонаж, символизирующий новый год. «Молодой бог» в противоположность Бадняку - «старому богу».

Вилы - женские водные духи, сходные с русалками

Герман - сезонный персонаж, связанный с плодородием

Дабог - мифологизированный образ «царя на земле», в противоположность Богу на небе

Додола или Папаруда - женский персонаж, участвующий в ритуалах вызова дождя. Связана с Перуном.

Здухач - человек или животное, обладающие способностью бороться с непогодой

Персонажи низшей мифологии

Заложные покойники - люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.)

Русалка - душа «заложного» покойника

Мавка - злой дух, русалка

Упырь - «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь

Святочная нечисть - различные жители потустороннего мира, проникающие в этот мир во время Святок, когда открыты ворота между мирами

Бес - злой, враждебный людям дух

Волколак - колдун-оборотень, способный принимать облик волка

Берегиня - персонаж с неясными функциями (возможно, связана с растительными культами)

Лихорадка - женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни

Огненный змей - демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям

Кикимора - отрицательный женский персонаж, тип домового

Полудницы - женские полевые духи полудня, как рубежного и критического времени

Домовой - дух-покровитель дома

Банник - дух-хозяин бани

Дворовой - дух-хозяин двора

Овинник - дух-хозяин овина

Водяной - дух-хозяин рек и водоёмов

Леший - дух-хозяин леса