Домой / Обереги / Руна семаргла оберег значение. Семаргл – бог огня и огненных жертвоприношений

Руна семаргла оберег значение. Семаргл – бог огня и огненных жертвоприношений

Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке только считают небесным псом, охранителем семян для посева.
Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.


Виктор Корольков

В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет.
Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл.
Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след.
Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.

В то же время у славян нет наших ошибок. Во всех классах, среди джентльменов, крестьянина, буржуа, можно найти сыновнее почитание, братскую любовь, все домашнее благочестие. Патриотизм не менее достоин этих народов. Он проникает всю жизнь, это его великая страсть. Славяне никогда не будут космополитичными. Они не просто патриотичны в общественных делах; они повсюду, в науке, поэзии, самой религии. Славяне также имеют суровое чувство долга; они остались молодыми и надежными, они сохранили свою зеленую энергию.

Официальное российское общество очень коррумпировано, остатки польского дворянства - в основном вольтеры; но это не истинный славянский народ. Его нужно искать в полях России и Польши, в скалах Иллирии, в долинах Богемии. Он встречается там со всеми его национальными достоинствами. Эти люди, столь благородно обеспеченные, сделали очень мало. Вокруг него, в Азии, в Европе, империи, религии и цивилизации преуспевали друг в друге, труд человека был потрясающим. Но сегодня славяне прекратили свою инертность; они внезапно чувствуют себя призванными к чему-то великому.

Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято.
Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями.
С Огнем славяне связывают возникновение людей.

И теперь, не создает ли он от боли новую Европу, которая сама по себе удовлетворит их и кому они нужны? Разве нет провидной гармонии, и разве это не привело к мысли, что славяне были зарезервированы за готовую революцию? Появления вряд ли оправдывают эти прогнозы. Славяне повсюду склоняются к деспотизму, и их единственным политическим представителем является самодержавие; но это не должно быть иллюзией. Эти люди, заключенные в границах абсолютной власти, тем не менее обладают гением свободы; колонисты слободы, древней Чехии, древней России, республики казаков, и до сих пор Польша, гордые племена Черногории и Сербии, доказывают это достаточно.


Нонна Кукель

По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви.
Семаргл не пускает в мир зло.
Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия.
А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купало.

Славяне образуют огромную оппозицию своим правительствам. Уже все эти правительства потрясены; Турция грозит разрушить; У Австрии есть более чем одна опасность для страха. У сильного русского самодержавия больше нет той же силы. Это дерево, которое имеет такую ​​высокую голову, до сих пор имеет свои ветви, не имеет глубоких корней в национальной земле, и шторм собирается против него. Какими бы ни были события и продолжительность борьбы, у славян есть будущее для них. В противном случае они зря получили в своем характере и своих примитивных институтах зародыши свободного и братского общества.

Имя Семаргла упомянуто в русских летописях - пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского "смага" ("За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе") т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич - полупес, полузмей.

Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня - Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров.
Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог - Йогнебоже, по "Веде славян" Верковича, у болгар-помаков:

Им не суждено вооружиться против Запада, чтобы окунуть его в варварство; они должны работать с ним. Раньше они были нашим бульваром против нашествий монголов и турок; они теперь должны проникнуть на Восток, чтобы дать ему христианскую цивилизацию. Такова их истинная миссия, и никто не потерпел неудачу в своем собственном.

С этой точки зрения можно понять, почему славяне до сих пор оставались разлученными. Им пришлось ждать, пока человечество не созреет для прогресса, который должен был быть достигнут. Однако эти долгие столетия не были потеряны. Славяне проявляли много страданий. Таким образом, никакая раса не была высечена. Первое из частых рабства, затем монгольское вторжение, безутешный траур сербов, катастрофа Богемии, мученичество Польши и ярмо жестокого деспотизма над Россией. какой грубый опыт! Они, наконец, получат плоды этого сурового образования.


Константин Сомов Жар-птица 1923

Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешъ на земе та.
Пекренував сичка земе...
Покривашъ е църна магла,
та са нишу и гледа.
Хвала тебе Огнебог!
Хвала тебе Ясное Солнце!
Ты согревяешь землю...
(И если ты покинешь нас)
Покроет все черная мгла,
Придут нищета и голод.

Народ Юга начал историю Европы; немцы появились с христианством; эпоха, которая открывается сама, отмечена появлением славян. По их словам, автор слова «Слово Христолюбка» допустил бы ошибку, также принимая во внимание полемическую полемику, которая оживляет всю проповедь. Но даже в этом случае интерпретации, выдвинутые на протяжении многих лет, были не менее разнообразными и контрастными.

Эта теория в прошлом пользовалась некоторым кредитом. До тех пор, пока это было частично поставлено под сомнение, по-прежнему считают многие ученые сегодня. Конечно, на данный момент проблема заключается в том, чтобы определить, действительно ли такая мифическая фигура свидетельствует этим народам. Эти кинокефалы существ могут также иметь некоторую связь с Аралез Армени, Анч «их изобразили»появление догов собак. Это просто сказки.

Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским средневековым источникам.
Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей) считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.


Сварожич Семаргл.Сонцеслав Крижанівський

Фигурация, однако, очень древняя и довольно укоренена в странах Кавказа, где сверхъестественные собаки присутствуют в погоне за различными божествами. ①②. Но мы ходим по хрупкому пути и все еще очень обсуждаем специалисты. Если гипотеза Рыбакова правильна, Симаринг будет результатом Симорского иранца, священной изменчивости, представляющей возвращение весны, солнца, которое согрело землю после зимы замороженных меха.

Правда, между сказкой о Жар-птице и иранская легенда о Зале и птице Симорье, рассказанная Фердоуси в Шанаме, но об этом мы поговорим по другому поводу. Вероятно, мы находимся в широко распространенной мифологии во всем мире, персидская Симорская, пожалуй, самая близкая модель к русской, но она не является ни единственной, ни самой старой.

Выступал Семаргл и под собственным именем, скажем в Слове некоего христолюбца XIV века:

"i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ - богомъ, же его творятъ - егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ".

Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне.
14 апреля в ритуальном пламени сгорает Марена и вместе с ней Семаргл топит последние снега.
17 сентября - Неопалимая Купина, возможно Подага.
Семаргла - Сварожича чтут с 14 по 21 ноября в Сварожки, образ Сварожича-Огня слился с образом архангела Михаила с огненным мечом.

Во всех мифах мира мы находим существ, охраняющих древо жизни, иногда в номере два, а точнее змею и птицу. Мы находим самый старый пример в шумерской сказке, где дерево Хулуппу, священная для богини Инанны, имеет змею у корней и «птичий шторм Имдугуд», расположенный между ветвями. Даже в легенде ацтеков город Теночтитлан был основан в том месте, где орел упал на кактус, крепко зажав между когтями змею. Наконец, многие исследователи справедливо заметил, что нет никаких доказательств того, что образ грифона или собака Крылатый была широко распространена среди славян.

В начале времен, когда Сварог ударил молотом по 6ел- горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаръгл, а также все небесные Ратичи - воины Сварога.

Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым - стал Его знаменем, а огонь - конем. Там, где Он проезжал на Своем коне, оставался черный выжженный след.

От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер - так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла.

Великий Черный Змей, рожденный Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры - так родились все темные силы, демоны-дасуни.

И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Черный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу.

Черный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскаленными клещами язык Черного Змея, укротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави - Черный Змей.

Сварог и Сварожич - это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл.

Виктор Корольков

Сварога «Книга Велеса» именует Твастырем, то есть Творцом. Он же Тваштар Вед Индии. Следует также знать, что образ Твастыря Сварога в Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы. Шиваиты отождествили творческую силу Сварога с Творящим Шивой, также поступили и поклоняющиеся Индре. Браманисты отождествили творящее Слово Сварога с Брахмой, состоящим из Вед. Потому славянская иконография Сварога подобна индуистской иконографии Брахмы.

Миф восстановлен в основном по народным легендам о битее со Змеем Кузьмы-Демьяна, атакою Бориса-Глеба, Никиты Кожемяки (вытеснивших Сварота и Сварожича) и по иным близким преданиям.
В сих преданиях волшебные кузнецы (даже Кожемяка и тот в легенде кузнец) куют в сказочной кузнице, раскинувшейся на 12 верст, у нее 12 дверей (по числу знаков зодиака, как у ведических храмов).
Упоминаются и 12 молотобойцев-помощников. Они куют меч, плуг, чашу (как в скифских легендах о Небесном Кузнеце, изложенных Геродотом).
Говорится и о том, что они «сковали первый плуг для людей», что при сопоставлении с известием-Ипатьевской летописи за 1114 год о Сварок, первом Небесном кузнеце, позволяет отождествить Кузьму-Демьяна (Бориса-Глеба) и других поздних заместителей со Сваротом и Сварожичем Семарглом.

«Кузьма- Демьян, кажут стари люди, вин був первий был первий чоловик у Бога, як свит очтиюся Цей Кузьма- Демьян первый був коваль и первый плуг дробив у святи... (Кузьма-Демьян сражался со Змеей.). Ця змия 6езпощадно пожирала людей, не минаючи никого: ни старого, ни малого. Там где вот зявлялася, люди гинули, як трава пид рогами скоту, и як просо на сонци... »

Семаргла называет Огнебогом «Книга Велеса» («смага» по-древнерусски - пламя). Сюжет начальной битвы Творца Мира, бога Огня и Змея известен Ведам и Авесте, но сама песня сохранилась лишь в славянской традиции.



Бог Семаргл. Андрей Мазин

Описание Огнебога есть в заговорах: «Батюшка ты, Царь - Огонь, всеми ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Как ты жгешь и палишь в поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дубя подземельные коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей... так спали с раба божия скорби... »

В «Книге Велеса» (Крынь 3:1) есть прославление Семаргла, как бога Огня и Лунного света

«Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава ему Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днем и вечером! И ему мы даем за то, что он творит еду и питье. И его одного мы храним в пепле. И он же восходит и горит над землей нашей, с того времени, как Солнце укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока оно бы к ом и ведомо по лугам Хорса».


Славянская мифология

Ни функции этого бога, ни значение самого слова Симаргл до сих пор до конца не выяснены. Не известно даже, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: "Симарьгл", "Семарьгл", а иногда разделяется на два имени "Сима" и "Регла". Это свидетельствует о том, что переписчики рукописей не понимали, что это за имя и, соответственно, божество.

Этимология имени

В 1933 году К. В. Тревер высказала предположение, что божество было заимствовано из иранской мифологии. Персидское слово Sīmurg (Симург) означает похожую на грифа сказочную птицу, которая почиталась как божество, а Сэнмурв - гибридный образ полусобаки-полуптицы, встречавшийся в иранском словесном творчестве и изобразительном искусстве. Считается, что птица Симург произошло именно от Сэнмурва. Во время правления династии Сефевидов - в XVI-XVIII веках - Симург был эмблемой Ирана. Таким образом, К. В. Тревер считает, что Симаргл представлялся в виде крылатой собаки. С этой точкой зрения был согласен и знаменитый археолог СССР Борис Александрович Рыбаков .

Птица Симург

Однако в конце 90-ых годов XX века эту концепцию подверг критике А. М. Васильев . Он находит в ней целый ряд слабых моментов. Во-первых, он считает не доказанным проникновение иранского образа крылатой собаки не только на Русь, но и на окраину иранского мира, где он - теоретически - мог быть русичами заимствован. Во-вторых, даже если этот образ и был каким-то образом воспринят, не имеется свидетельств существования у славян такого мифологического персонажа как крылатая собака (произведения М. Семёновой из цикла «Волкодав» историческим источником не являются). В тех изображениях, где Б. А. Рыбаков находил крылатых собак, Васильев видит либо изображения драконов романского типа, либо изображения миксаморфных существ.

Функции божества

Исходя из имеющихся сведений, можно сказать, что Семаргл выполнял две основные функции: защищал людей (предположительно, охранял посевы) и служил посредником между людьми и богами, а также был богом огня, в частности, домашнего очага. Подобные функции сближают славянского бога с индийским богом Агни . Тем не менее, другие источники говорят, что Семаргл был богом огня и луны, а посевы охраняло низшее божество - Переплут.

Охранитель посевов

Крылатый пёс Сэнмурв

В дальнейшем имя Симаргла, по мнению ряда исследователей, заменилось именем Переплута. Об этом пишет, например, Б. А. Рыбаков:

Интерес представляет браслет из состава Тверского клада 1906 г., где, кроме "многовертимого плясания" в честь Переплута, изображена сцена жертвоприношения Симарглу-Переплуту. Девушка в длинной узорчатой рубахе и с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пёс Симаргл как бы вырезан из дерева, растущего в земле (показаны его корни) и сильно изогнутого. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, идола Симаргла-Переплута". Г.А.Ильинский расшифровывает Переплута как бога изобилия и богатства, что, по его мнению, вполне соотносится с функциями самого Симаргла.

"Переплут (рус. церковнослав. Переплуть, от русского плут, плутать или переплыть, если Переплут имел отношение к мореходству) - восточнославянское божество, упоминаемое вместе с берегинями в словах против язычества. По гипотезе В. Пизани - восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Данные о Переплуте недостаточны для точного определения его функций. Не исключена связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит и с табуированными именами, производными от "Peru" (Перун). На наш взгляд, нет вообще оснований причислять Переплута к божествам."

Миф о собаке-охранительнице посевов

Огненный бог

Мифы о рождении Семаргла

Один из мифов повествует о том, как Семаргл появился на свет. Бог Сварог ударил своим молотом по камню Алатырь , высек божественные искры, которые затем разгорелись и из пламени появился огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти; его знамением стал густой дым, а там, где Семаргл проезжал, оставался выжженный след. Но таков он был в гневе, а чаще представал мирным и спокойным.

С Огнём также связывают возникновение людей. В одном мифе говорится, что Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - первое пламя любви. Таким образом, Семаргл неразрывно связан с людьми.

Появление Симаргла в пантеоне русских богов

Появление предположительно иранского божества Симаргла (а также Хорса) в созданном князем Владимиром пантеоне русских богов незадолго до принятия христианства на Руси связывается исследователями с исторической ситуацией, которая сложилась в Киеве в X веке. Значительное число жителей Киева тогда составляло население хазарского , еврейского и сармато-аланского (то есть иранского) происхождения. Сам город имел трёхчленную структуру, которая была похожа на схему старых среднеазиатских городов с их делением на цитадель, внутренний город и торгово-ремесленный пригород.

В течение второй половины X века при князе Владимире хазары ещё рассматривали Киев как крайний западный форпост Хазарского каганата . Пока каганат был в силе, Владимир не мог не считаться с киевским населением восточного происхождения. В этих условиях включение в круг "владимировых" богов Симаргла и