Домой / Заговоры / Кулич и пасха что значат. Пасхальный кулич: символ Воскресения

Кулич и пасха что значат. Пасхальный кулич: символ Воскресения

История кулича уходит своими корнями в далекое прошлое. Кулич часто упоминается в языческих обычаях, а с приходом христианства он стал главным и важнейшим атрибутом новой религии. В прошлом у различных народов было принято печь весной хлеб и приносить его в жертву богам плодородия. В христианской церкви этот древнейший праздник был установлен и начал отмечаться уже в апостольское время. История происхождения пасхального кулича связана с апостольскими временами, когда зародилась традиция празднования одного из главных христианских праздников.

Как сформировалась традиция выпекать куличи

В этапе раннего христианства Пасху в разных церквях отмечали в разное время. Первая попытку прийти к согласию в вопросе даты празднования Пасхи была предпринята в средине второго века при святом Поликарпе, епископе Смирнском. В рамках первого Вселенского Собора в 325 году было решено праздновать Светлое Христово Воскресение повсеместно в одно время.

На востоке празднование приходилось на четырнадцатый день нисана (в апреле) вне зависимости от того, на какой день недели выпадала эта дата. На западе было принято отмечать праздник в первое воскресение после весеннего полнолуния. В православной христианской традиции Пасху отмечают по окончании Великого поста. В 2017 году Светлое Христово Воскресение пришлось на 16 апреля.

До прихода на Землю Иисуса Христа у евреев существовала традиция выпекать пресный хлеб, который служил напоминанием об их поспешном уходе из Египта. Отсюда и произошло еще одно название Пасхи - Праздник Опресноков.

Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе. Агнца, который и назывался – Пасха, было необходимо запечь и съесть с горькими травами. Горький привкус служил напоминанием о многочисленных горестях, перенесенных народом в Египте.

Что символизирует кулич

С приходом Иисуха Христа празднование Пасхи приобрело новое значение, трансформировав ветхозаветное. «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Матфея 26: 17 – 18 ст.).

Пасхальный кулич напоминает о том, как Иисус Христос вместе со своими учениками вкушал хлеб с тем, чтобы они уверовали в его воскресение и в полной мере осознали его жизненную миссию. Когда Спаситель был распят, его ученики во время трапезы оставляли место Христа свободным и клали туда хлеб, который был символом его незримого присутствия. Таким образом, объясняется история, почему на Пасху пекут куличи.

Чтобы верно истолковать в истории символ пасхального кулича, важно помнить, что празднование Светлого Христова Воскресения в древней христианской церкви было связано с двумя главными аспектами - страданиями, которые понес Иисус Христос на кресте за грехи всего человечества, и его последующим воскресением. Так возникли понятия Пасхи страдания или Пасхи Крестной, а также Пасхи Воскресения. Слово «пасха» с греческого переводится как «избавление», «преодоление». Таким образом, Светлое Христово Воскресение и история пасхального кулича связаны с двумя последовательными этапами прохождения Христа от смерти к жизни и от земли к небу.

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26: 26 – 29 ст.).

Виды пасхальных куличей

Классический кулич принято выпекать из дрожжевого теста и обязательно цилиндрической формы. В истории возникновения кулича важную роль сыграло то, что он стал аналогом церковного хлеба, артоса (хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим), но готовить его было принято дома. По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест. Возможно, это символы обеспечивают ему возможность долго храниться и сохранять свои вкусовые качества.

Позднее сформировалась традиция , которая обычно имеет вид пирамиды. Такой вид пасхального кулича готовят в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье в Светлое Христово Воскресение освящают.

Рецепт приготовления творожного кулича имеет свои особенности и чем дольше творожная масса находится в форме под прессом в холодном месте, тем лучшие вкусовые качества приобретает. В разных странах популярны свои особенные рецепты куличей. В них добавляют изюм, цукаты, различные специи.

Помимо пасхального кулича неотъемлемым символом Светлого Христова Воскресения выступают окрашенные в различные цвета куриные яйца. Хотя основным, конечно, считается красный цвет, символ крови Христовой. Вместе с пасхальным куличом их несут в храм для освящения. Это - первая пища, которой разговляются верующие по окончании Великого Поста.

P.S. Чтобы в полной мере осознать символическое значение пасхального кулича, помните слова Спасителя, которые он говорил своим ученикам: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).

Пасха является самым главным и важным праздником Православной Церкви. Для верующих очень важны традиции и ритуалы, пришедшие к нам из далекой истории. Кулич является одним из главных яств пасхального стола.

Этот десерт является символом, напоминающим воскрешение Христа. По преданию Иисус после воскрешения отведал преподнесенную пищу с апостолами. Также в Библии сказано, что ни один из апостолов не садился на центральное место в середине стола. Перед этим местом они ставили свежеиспеченный хлеб.

Этот обряд заложил дальнейшую традицию оставлять свежеприготовленный ароматный хлеб в церкви. На нем обязательно должен быть изображен крест с терновым венцом, который был на мученике Христе. Однако сам Иисус изображен не был, что символизировали его воскрешение. Тем самым верующие указывали на преодоление смерти, победу на ней.

Этот хлеб традиционно носили священники вокруг церкви, а затем выкладывали на большом столе монастыря. В субботу, когда пришедший в храм получал благословение, он получал кусок такого хлеба.

Этой версии придерживаются многие верующие, однако историки утверждают, что куличи выпекали еще до появления Христианства на Руси, во времена язычества. Куличи тогда символизировали совершенно далекие от вероисповедания вещи.

Происхождение Кулича
Слово «Кулич» происходит от слова «КоЛаЧа», что означает «Ча»- дитя, «Кола»- солнце. В Древней Руси солнце называлось «Коло» или «Кола». Пасхальный кулич является символом обряда Пасхи или Паски. Известно, что традиция освещать кулич и преподносить его в качестве угощения в честь празднования Пасхи имеет как христианское, так и языческое происхождение.

Еще в Древней Руси было принято заканчивать мессу всеобщим угощением хлебом, сладостями и вином, которые были освещены во время проведения службы. Эта традиция укоренила обычай освещения даров во время причастия, а также ввела другой обычай - проведение пасхальной трапезы, в которой главное место занимал кулич.

История гласит о том, что кулич символизирует незримое присутствие Христа, которому в середине стола всегда оставляют свободное место, напротив которого ставят освещенный кулич. Традиция выпекать специальный хлеб также основана на символизации в преддверии весны грядущих посевных работ. Поэтому было принято замешивать дрожжевое кислое тесто, из которого пекли хлеб. Его приносили в жертву плодоносной земле, которая должна была дать хороший урожай. Этот хлеб также приносили в жертву, чтобы справиться со стихиями и вымолить хорошую погоду и большой урожай.

В итоге активного взаимодействия, христианская и языческая культуры сплелись, объединив свои традиции и обычаи. Таким образом, кулич издревле считался обрядовым хлебов, символизирующим плодородие. У русских народов известно два названия этого хлеба - это «пасха» и «кулич». Существует также мнение, что название «Кулич» пришло из греческого языка и обозначало «Крендель». Это название было распространено среди городских жителей, а для крестьян хлеб носил название «Паска» или «Пасха». Этот пирог имел разную форму, к примеру, в Вологодской области Кулич выпекали в виде раскрытого пирога, но традиционно его делали высоким, с характерной верхней частью, украшенной белой глазунью, с изображением креста.

В тесто традиционно добавляли яйца, масло, муку грубого помола и зачастую дрожжевую основу. Тесто для кулича принято было делать постным, без излишеств. В преддверии Пасхи очень важным обычаем для каждой хозяйки являлось вымешивание теста и выпекание кулича, именно от этого обряда зависела судьба всей семьи. Существовало поверье, что если кулич получился высоким, пышным и красивым, то впереди плодородный год, хорошие события и здравие всей семьи. А если кулич получился клеклым, «расплылся» по печи и корка растеклась, то жди несчастий, болезни и смерти кого-то из родных.

Известно, что кулич наделяли большим значением и силой, именно поэтому крестьяне традиционно использовали каждый кусочек кулича. Верхняя часть кулича наделялась особой силой, поэтому ее старались сохранить. Обычно хозяйки пекли несколько куличей, каждый из которых был предназначен для определенных целей. Один из куличей пекли, чтобы отнести в церковь, другой - для «засевальных» обрядов, ну а третий - для семейного стола.
В Сибири было принято выпекать кулич не вместе со всеми, а в другой день. Готовили куличи в сибирских семьях из ржаной муки, при этом тесту давали подкиснуть и выпекали его в виде коврижки, украшенным крестом. Этот кулич готовился для моления священника, который приходил в дом, выкладывал свои освещенные иконы и проводил моления. Кулич традиционно клали под иконы и дожидались окончания молений. Кулич отдавали священнику в качестве благодарности за проведенные мольбы.

Хранить кулич до дня засева, прикрыв салфеткой, принято было в Вологодской области. В день засева принято отрезать несколько кусков от кулича и положить в семена, чтобы они максимально взошли. В то время верхушку традиционно съедалхозяин, что тоже должно было увеличить урожай.

Остатки кулича никогда не выбрасывали, их использовали во время гаданий. В те времена большое значение для людей играл урожай и хозяйство. К примеру, если не удавалось размножать лошадей, оставшиеся кусочки кулича заворачивали в тряпочку и подвешивали в конюшнях, в качестве символа плодородия. По истечению шести недель, ткань разворачивали и смотрели какого цвета появились черви. По преданию рожденный жеребенок будет такого цвета.

Приготовление пасхального кулича
Издавна выпекание куличей считается настоящим традиционным обрядом. У каждой хозяйки были свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передавались из поколения в поколение, от матери - к дочери. Кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Качественный кулич обычно сохраняет свою мягкость и воздушность в течение длительного времени.

Выпекали куличи традиционно в специальных металлических ведерках - формах для русской печи. Форму обычно смазывали жиром и заполняли на треть, так как тесто обычно увеличивается в объеме в два раза. Готовые ароматные куличи украшали глазурью, крестами, различными сладостями - это могли быть сушеные фрукты, орехи, сахарный мак или наиболее распространенным является крашеное пшено. Именно последний вариант считался классическим вариантом украшения.

В русской народной кухне можно найти множество рецептов куличей, которые выпекают современные хозяйки в духовке, стараясь сохранять традиционные обряды. Выпекают обычно в алюминиевых формах, которые вмещают 1 −1,5 литра. Прежде всего, следует найти подходящий рецепт и приступить к замешиванию теста.
Для этого понадобится семь яиц, 15 грамм сухих дождей или 45 грамм свежих дрожжей, килограмм муки, 250 грамм маргарина, 300 грамм сахарного песка, столько же изюма, одна чайная ложка ванилина. Для глазури понадобится два белка и 150 грамм сахара.
Прежде всего, следует замесить опару, добавив в теплое молоко растворяемые дрожжи. Далее добавить в опару 500 грамм муки, все тщательно размещать. Поставить опару следует в теплое место примерно на 15-20 минут. Опара считается готовой, если она увеличилась в два-три раза. Далее отделить белки от желтков, при этом желтки взбить с сахаром «до бела». Белки же следует взбить с добавлением небольшого количества соли.

Когда опара дойдет вмешать взбитые желтки, перемешать. Затем добавить маргарин или масло, с учетом рецепта и добавить взбитые с солью белки. Все аккуратно перемешать и постепенно добавить оставшуюся муку. Тесто должно получиться не очень крутым, но и не жидким. Тесто не должно прилипать к рукам. Вымешанное тесто следует поставить в теплое место примерно на час.

Пока тесто поднимается, замочить сухофрукты, изюм на 10-15 минут и высушить. Далее добавить в поднявшееся тесто начинку и опять вернуть в теплое место. Пока тесто подходит, форму следует смазать маслом или жиром. Поднявшееся тесто выложить в форму лишь на треть, чтобы она могло спокойно подняться. Форму накрыть салфеткой и снова дать тесту подняться.

Как только вы увидите, что тесто снова поднялось, форму следует поставить в духовку и выпекать при температуре 100оС. Через 10 минут следует увеличить температуру до 180оС и продолжать выпекать кулич до готовности.

Примерно через 30-40 минут кулич нужно проверить с помощью зубочистки. Если кулич готов, его следует достать и накрыть салфеткой, оставить остывать. Далее следует приготовить глазурь. Для этого следует взбить белки с одной щепоткой соли, далее постепенно в пену ввести сахар или сахарную пудру. На готовый кулич нужно выложить глазурь и посыпать украшением на ваш выбор. Это может быть традиционная цветная пшенка, орехи, кокосовая стружка и т.д.

Советы по приготовлению кулича
Чтобы кулич получился удачным, следует соблюдать некоторые советы. При замешивании теста следует добиться правильной консистенции. При этом тесто не должно быть жидким, в этом случае куличи расплывутся и не поднимутся. Но при этом тесто не должно быть густым, так как кулич из такого теста получится тяжелым и быстро высохнет, зачерствеет.

Готовый кулич при разрезании не должен приставать к полотну ножа, если это происходит, значит, кулич не допекли. Вымешивать тесто следует долго, до тех пор, пока оно не перестанет прилипать. Следует избегать сквозняков и прохладных мест, при выборе места для подхода дрожжевого теста. Температура должна быть не ниже 35оС.

Готовый кулич следует смазать смесью из одного яйца и столовой ложки воды. Затем смазать сливочным маслом и посыпать сухарями, сахаром или ореховой крошкой. Кулич советуют выпекать в духовке с наличием емкости с водой. Время выпекания зависит от веса теста: 1 килограмм теста выпекают 45 минут, 1, 5 килограмма следует выпекать в течение одного часа, а кулич, массой 2 килограмма - 1, 5 часа.

Если при выпекании кулич сверху начал немного пригорать, его следует накрыть специальной бумагой для выпекания или фольгой.Когда кулич приготовится, его следует аккуратно вынуть из духовки и перевернуть на бок. Именно в таком положении его рекомендуют остужать.

Было принято ставить много теста, так как считали, что в большом количестве оно лучше поднимается. В тесто для куличей также клали много яиц, масла и сахара. Хозяйки знают, что в этом случае куличи получаются вкусными, мягкими и сладкими в течение долгого времени.

Традиционно куличи на Руси выпекали круглой формы, украшенным крестом. Тесто по обычаю ставили вечером с четверга на пятницу. Выпекали куличи обычно в течение пятницы, а на следующий день вся семья несла куличи в церковь, чтобы осветить их. Либо приглашали в дом священника провести молитвы. Пасхальные куличи кушают на протяжении всей пасхальной недели.

Кулич – это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич?

История происхождения кулича

Многие считают, что печь куличи изначально – языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич – прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья – это малая Церковь.

В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич – домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.

На Руси кулич раньше выпекали в печах, это была так называемая подовая выпечка. При таком способе приготовления кулича вода сильнее выпаривается. Подовый хлеб – это сдобный хлеб. Традиционный кулич – это именно кулич из плотного теста, потому что мягкое тесто не будет держать свою форму на поду.

Свою современную форму кулич приобрел благодаря польскому королю Станиславу Лещинскому, который правил Польшей в начале XVII века, точнее, благодаря его повару. Считается, что он же изобрел “мини-кулич”. То, что сейчас называют пирожным “ромовая баба”. “Ромовая баба” изначально – кулич, который готовят из мягкого песочного теста. Правда, такое кондитерское изделие пропитывают ромом.

Одно время на Руси готовили и подовые куличи, и куличи, которые приехали в Россию из Польши. Сейчас выпекают польскую “версию” куличей. В Католической Церкви подовых куличей не было никогда, в странах, где преобладали католики, изначально готовили куличи из песочного, а не из дрожжевого теста.

Пасхальный кулич и его роль в православии

После окончания Пасхального богослужения верующие “разговляются” и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху – это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы – это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами “Христос Воскресе!” – “Воистину Воскресе”.

Рецепт правильного кулича

Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:

  • 100 мл молока
  • 3 яйца
  • 180 г сливочного масла
  • 6 столовых ложек сахара
  • 1 чайная ложка соли
  • 450 г муки пшеничной
  • 4 чайные ложки дрожжей
  • 100 г изюма
  • 50 г цукатов

Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.

Выпекают кулич в духовке или в мультиварке. Форму кулича можно выбрать по своему вкусу. Полтора часа тесто “доходит”, потом кулич можно выпекать в духовке до готовности. В мультиварке кулич готовится около часа. В духовке все зависит от веса кулича. Если кулич весит менее 1 кг, выпекать его следует около 30 минут. Готовность кулича можно проверить длинной деревянной палочкой так, как обычно проверяют готовность сдобных изделий спичкой. Надо воткнуть палочку в середину кулича. Если на ней остаются крошки и тесто остается липким и жидким, следует подождать до готовности.

Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:

  • 1 яйцо
  • 150 г сахарной пудры

Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.

На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.

Кулич как нетленный символ возрождения Христа

Воскресение Господне – главный церковный праздник. Без Воскресения Христова наша вера напрасна. В этом заключается наше будущее. Воскреснув, Господь, даровал нам возможность воскреснуть. После Крестной смерти Господь сошел во ад, чтобы освободить праведников из ада. Царство Божие было закрыто от человека прежде. После сошествия Христа во ад у всех, не только у праведников, появилась возможность достигнуть Царства Отца. Своей Крестной жертвой Господь искупил наши прошлые и будущие грехи.

Мы ищем Царствие Божие прежде, чем благоденствия в нашей жизни. Иногда для этого нам приходится отказываться от земных благ. Мы сосредоточены на жизни будущей. О грядущем воскресении мертвых в Ветхом Завете говорил еще пророк Иезекииль. И если после грехопадения смерть человеческого тела неизбежна, то Христос даровал нам возможность спасти душу для вечной жизни с Господом. В дни Пасхальной седмицы человек своей душой соприкасается с Царствием Небесным, с радостью возможности обрести жизнь вечную.

Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.

Главное – не забывать о том, что суть Пасхи не в приготовлении кулича, а в радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи и даровавшего нам жизнь вечную в Царствии Небесном.

Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion - круглый хлеб) - высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.

Творожная пасха (в Требнике - «млеко огустевшее», то есть творог) имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием «Христос Воскресе!». При этом с апостольских времен принято целование. По традиции, верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа.

Приветствую Всех на страничках блога !
Вот и закончился Великий Пост и началась Страстная Неделя – воспоминание последних дней земной жизни Иисуса Христа. Во весь период поста, христиане задумывались о своей жизни, о своих согрешениях, кто-то пытался себя ограничить от определенной пищи, кто-то старался исправить свою духовную жизнь – очиститься от грехов. Пост – это время покаяния, воспоминание о земной жизни Христа, Его проповеди, Его страданий и распятия. На каждая семья тщательно готовится к великому торжеству – празднику Пасхе. Весь пост мы очищали свои души от грязи греховной, чтобы встретить праздник Пасху — Воскресение Христа с чистой душой, также за неделю до праздника мы очищаем свои жилища. Также есть такой древний обычай выпекать в великий четверг куличи.

Откуда пошла традиция, выпекать к Пасхе куличи? Что символизирует кулич, какова его история возникновения?
Ну, чтобы узнать саму историю возникновения кулича и его символ, нужно вспомнить ветхозаветную историю.

Почему именно пресный хлеб? Потому как это было им в воспоминание о том, что исход из Египта был очень поспешным, и они просто не успели заквасить хлеб, и взяли с собой только пресный. Вот отсюда и второе название Пасхи – Праздник Опресноков. Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе.
Агнца, который назывался – Пасха, семья должна была запечь и съесть с горькими травами, это было воспоминание о горькой жизни еврейского народа в Египте. За праздничным ужином отец семейства рассказывал историю исхода евреев из египетского рабства.

После того как пришел Иисус Христос, празднование Пасхи Нового Завета приобрело нового значения, а старозаветное празднование Пасхи потеряло смысл. Далее движемся в Новый Завет, что мы видим из строк Нового Завета.
«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Матфея 26: 17 – 18 ст.).

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26: 26 – 29 ст.).

Как видите, хлеб был символом, и по традиции ветхозаветной выпекался в воспоминание, освобождения из рабства, а во время тайной вечери Иисус Христос дал Новое значение «сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос – хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Когда Христос обращался к ученикам, говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).
Этот хлеб – артос всегда приготавливается из дрожжевого теста, в отличии от иудейского опреснока, у квасного теста есть жизнь, закваска дышит, в ней жизнь, которая может длиться вечно.