Домой / Заговоры / Собор святого вита из чего построен. Готические тайны собора святого вита в праге

Собор святого вита из чего построен. Готические тайны собора святого вита в праге

Богата дворцами, соборами и другими величественными архитектурными сооружениями. Многие из них выполнены в стиле готики или барокко. Ярким представителем сочетания двух этих направлений является Собор Святого Вита, расположенный в Пражском Граде. Полное название звучит как «Собор Святого Вита, Святого Вацлава и Святого Адальберта».

На меня он произвёл сильное впечатление – нигде больше не видела такого самобытного и необычного здания. Что же удивительного и интересного можно рассказать об этом уникальном соборе?

История

Он строился в несколько этапов, начиная с 14 века. Окончательно собора был доделан лишь в начале 20-го столетия. Не будем углубляться в дебри истории и отметим только самые интересные факты. Уже изначально собор Св. Вита задумывался как священное место для коронации, фамильного склепа и сокровищницы. Всё строительство, которое проводилось после XV века внесло в ансамбль элементы барокко. Это сделало здание ещё более уникальным. Собор строился целых 600 лет, пережил наводнения, пожары и военные разрушения. Так он стал одним из величайших исторических и культурных сооружений, сохранившихся до наших дней. Сейчас именно там находится резиденция местного архиепископа.

Особенности Архитектуры

Длина главного нефа собора составляет 124 метра. Неф – это вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих сторон рядом столбов или колон. Такие интерьерные особенности присущи соборам или базиликам.

Высота большой южной башни составляет 96.5 метров.

С западной стороны собора расположились две башни пониже, 80 метров.

Весь собор украшен красивейшими скульптурами и орнаментом. Кроме того, некоторые декоративные балки украшены ажурными элементами.

Я была на многих обзорных площадках города, оттуда прекрасно просматривается это здание. Но самое примечательное, что Собор Святого вита видно почти из любой точки исторического центра Праги, даже находящейся не на возвышении. В основном это связано с тем, что сам Пражский Град, где расположился собор, находится на горе. К тому же, благодаря длинному шпилю на башне-колокольне это здание вот уже много лет остаётся самым высоким сооружением Праги.

Как добраться до Собора Святого Вита

Кафедральный Собор Святого Вита находится по адресу III. nádvoří 48/2, 119 01 Praha 1, где первая часть означает улицу и номер дома, а вторая «11901» - уникальный номер дома в пределах города. Чтобы попасть туда, для начала нужно оказаться в Пражском граде. Сделать это можно несколькими способами. Если вашей целью является посещение всего Пражского Замка, то поезжайте до любой из следующих трамвайных остановок: «Pražský hrad», «Královský letohrádek», «Brusnice», «Pohořelec», «Malostranské náměstí». Также можно добраться до станции метро «Malostranská» или «Hradčanská», откуда дойти до крепости вы сможете не больше чем за 10 минут.

Если же вы целенаправленно хотите посетить только Собор Святого Вита, то нужно доехать до трамвайной остановки «Pražský hrad», откуда пешком придётся пройти около 500 метров.

Но я советую вам не упустить возможность и осмотреть весь Пражский Град – с его интересные местами и достопримечательностями можно ознакомиться в этой статье .

Южная Башня

Основная часть башни выполнена в готическом стиле: каменные стены, острые шпили, узкие высокие окна. На её вершине находится необычный флюгер в виде огромного позолоченного льва. На башнях поменьше флюгеры выполнены в виде петухов – их отлично видно с обзорной площадки.

На первом этаже расположилась часовня, откуда наверх башни ведут 286 ступеней. На уровне второго этажа и примерно ста ступеней повешен самый большой колокол в Чехии, его имя Зикмунд. Это не первый колокол с таким именем – его предшественник расплавился при пожаре на Пражском Граде в середине 16 века. Новый колокол был отлит из материала старого, что делает его прекрасной заменой. Этажом выше расположились остальные, более мелкие колокола, наиболее известными из которых являются Вацлав и Иоанн Креститель. Ещё выше находится часовой механизм. На каждой стороне башни расположено по два циферблата, где на одном показываются часы, на другом четверти.

А на самом верху находится великолепная смотровая площадка. Вид с неё открывается во все стороны. Я думаю, долгий подъём по винтовой лестнице стоит увиденного великолепия.

Можно разглядеть Вышеград, Карлов Мост через Влтаву, телевизионную башню, а также мирриаду оранжево-красных крыш, которыми так славится .

Колокол Зикмунд

Во всём мире не так много колоколов, превосходящих этот. Зикмунд начинает звучать, даже если по нему просто постучать пальцем. Только представьте, какие звуки он может издавать, если за дело возьмётся первоклассный звонарь!

Колокол богато украшен рельефными изображениями: темами Пресвятой Троицы, Девы Марии, Распятия. Эскизы были максимально простыми, мне кажется, потому что отлить мельчайшие детали из бронзы почти невозможно.

По легенде потребовалось запрячь шестнадцать пар лошадей, чтобы только довезти колокол до башни. И, как можно догадаться, поднять его наверх оказалось ещё сложнее: цепи и толстые верёвки рвались под тяжестью. Однажды к королю пришла его старшая дочь и попросила разрешения поднять Зикмунд на башню. Принцесса была очень умная, поэтому король удивился, но позволил. После этого его дочь принялась к строительству какого-то хитрого механизма, который сама разработала. А вместо цепей она соткала шёлковый канат. В назначенный день в Градчанах собралось много народу – все хотели поглазеть на чудо. После всех приготовлений принцесса начала двигать рычаги, и колокол стал потихоньку подниматься. Вся восхваляла дочь короля, когда над городом раздался колокольный звон. Учёные просили позволения изучить это умное приспособление, но принцесса им отказала. Вместо этого она самолично разобрала устройство и уничтожила, чтобы о нём больше не вспоминали.

Билеты

Посетить Собор Вита можно по комплексному билету за 350 чешских крон или 175 крон для студентов и школьников при предъявлении соответствующего удостоверения. Также семьи с детьми до 16 лет (не более пяти) и двумя взрослыми могут приобрести это маршрут за 700 крон. В него входит не только Собор Святого Вита, но и Старый королевский дворец, Базилика Святого Георгия, Золотая улочка, Экспозиция «История Пражского Града», Картинная галерея, Пороховая башня, Рожмбергский дворец.

Есть и упрощённая схема для тех, кто готов полюбоваться храмом снаружи, а попасть хочет только на смотровую площадку. Это будет стоить всего 150 крон.

Так как у меня были большие планы, я воспользовалась вторым вариантом. Как оказалось, к нему прилагался приятный бонус: памятная монета с изображением Пражского града и колокола Зикмунда.

У меня уже целая коллекция таких монет из Чехии и Германии, поэтому радости не было предела. Даже если вам это не интересно, всегда можно привезти такой сувенир в подарок.

Где можно поесть

Если вы устали после долгой прогулки или хотите сделать перерыв в получении новых впечатлений, – самое время подкрепиться. Прямо в центре Пражского Града, недалеко от собора, есть несколько кафе-бистро: Rožmberský palác, Gallery, U Kanovníků. В меню присутствуют блюда типичной чешской кухни: суп, гуляш. Но, как вы можете догадаться, цены здесь немалые из-за месторасположения. Конечно, если вы очень голодны, можно позволить себе пообедать в этих заведениях. Но стоит отойти от Пражского Града, как кафе и ресторанов становится больше, а сумма среднего чека снижается.

Судя по карте, вариантов в зоне доступности не так уж и мало. Кроме того, на Малостранской площади находится одна из кофеен сети Starbucks по адресу . Здесь можно не только выпить кофе, но и полакомиться выпечкой, что я и сделала. За чашкой крепкого напитка как раз приятно обсудить увиденное и решить, куда направиться дальше.

Легенды

О столице Чехии ходит множество легенд, а так как Собор Святого Вита – довольно известная достопримечательность, её предания не обошли стороной.

В одной легенде говорится, что когда Карл IV умер, звонили все колокола города. По другому преданию Вацлаву IV предрекли смерть у колокольни, после чего он приказал её разрушить. Действия короля вызвали вспышку общественного движения, и это очень разозлило его. Вскоре он умер от сердечного приступа.

Самой загадочной является легенда о новом звонаре Южной башни. Много времени проводил он в местных трактирах, за что жена не раз его отчитывала. Одним из вечеров звонарь так увлёкся, что забоялся возвращаться домой и решил переночевать в Газенбургской капелле. Добравшись, он лёг на кучу соломы в углу и уснул. Звонаря разбудило сияние, исходившее от неизвестной фигуры. Она начала выговаривать спящего пьяницу за то, что он осквернил святое место и завалился в капеллу в таком состоянии. Наутро звонаря невозможно было узнать – волосы его стали полностью седыми.

Есть и другая легенда про колокол Зикмунд: если его сердцевина сломается, страну ждёт ужасная беда. Я думаю, что местные жители особенно верят этому. Подобное произошло в 2002 году, и вскоре после этого на несколько недель подверглась серьёзным наводнениям.

Сердце чешского государства и святое место для всех чехов лежит посредине III двора Пражского града, где когда-то стояла ротонда св. Вита, основанная св. Вацлавом (925 г.), а позже и романская базилика (после 1059 г.), там сегодня находится Кафедральный собор св. Вита с часовней св. Вацлава.

В южной части храма находятся «Золотые ворота» – парадный вход для священников верховного сана. Со стороны южного фасада расположена и .

Высота колокольни составляет 96,5 м. Она украшена удивительными часами, созданными в 1597 году. У этих часов два циферблата, отдельно показывающие часы и минуты. К смотровой площадке, расположенной на южной башне, ведет винтовая лестница, насчитывающая 298 ступеней. За позолоченными решетками скрыты соборные колокола. Первую звонницу храма уничтожил пожар 1541 года, после этого были установлены новые колокола. Самый большой из них – Зигмунд, созданный мастером Т. Ярошем.

Золотые ворота

Как добраться

На трамвае № 22 доехать до остановки Pražský hrad. Повернуть налево (перейти дорогу) и идти по улице U Prašného mostu, перейти через Пороховой мост и вы окажетесь во II дворе Пражского града. Дальше надо зайти в III двор.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Кафедральный римско-католический собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha).
Чехия, Прага (Praha) 1 – район Градчаны (Hradčany). Пражский Град – III внутренний двор (Pražský hrad — III. nádvoří).

История собора началась в далеком прошлом. Первый храм-ротонду на этом месте, как считают историки, построил князь Вацлав (Václav) в 925 году. Церковь была посвящена святому Виту , чью десницу (кость руки святого Вита) Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих Первый (Генрих I Птицелов, на немецком языке Heinrich der Vogeler). После убийства Вацлава ротонда стала местом его захоронения.

В 11 веке на месте романской ротонды, потому что она была недостаточной для потребностей жителей Града, была возведена трехнефная базилика, которая должна была служить чешским королям Пржемысловичам (Přemyslovci) в качестве коронационного костела и места погребения. Начало ее строительства относится к правлению князя Спытигнева Второго (Spytihněv II). Собор строился в 1060-1096 годы.


Интерьер собора святого Вита
1. капелла святой Агнессы Чешской
2. Шварценбергская капелла
3. новая архиепископская капелла
4. новая сакристия (ризница)
5. Органная галерея
6. капелла святого Сигизмунда
7. старая сакристия (ризница)
8. капелла святой Анны
9. старая архиепископская капелла
10. капелла Иоанна Крестителя
11. капелла Святой Троицы
12. надгробие святого Вита
13. капелла святых Мощей
14. капелла Яна Непомуцкого
15. капелла святой Марии Магдалены
16. Королевская молельня
17. капелла святого Креста
18. капелла святого Андрея
19. часовня святого Вацлава
20. библиотека
21. Туновская капелла
22. капелла Гроба Господня
23. капелла святой Людмилы

В 14 веке король Чехии Карл Четвертый (Karel IV) с отцом Яном Люксембургским (Иоганн Люксембургский, известный также как Иоанн (Ян) Слепой, Jan Lucemburský) решили построить более могущественный собор. Строительство нового собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Эрнест из Пардубице (Arnošt z Pardubic) и сам король. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.
Собор Святого Вита (на чешском языке Katedrála svatého Víta, полное название: собор святых Вита, Вацлава и Войтеха, Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha).

Святой Вит (на латыни Sanctus Vitus) - христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году.
По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом.

Святой Вацлав (святой благоверный князь Вячеслав Чешский; на чешском языке Václav, на латыни Venceslaus) (ок. 907 – 28 сентября 935 или 936) - чешский князь из рода Пржемысловичей, святой, почитаемый как католиками, так и православными, патрон Чехии.
Вацлав был убит своим братом Болеславом и его союзниками во время пира (по иной версии - у входа в церковь) .

Адальберт Пражский (на латыни Adalbertus Pragensis, он же Войтех или Войцех, на чешском языке Vojtěch, 955, Либице-над-Цидлиноу, Чехия – 23 апреля 997, Пруссия, ныне Калининградская область, Россия) католический святой.
Во время мисси, 23 апреля 997 года, он встретил свою смерть от рук прусских язычников неподалеку от нынешнего Калининграда.

Здание собора святого Вита, Вацлава и Войтеха строилось в несколько этапов: 1344 – 1419, 1490 –1510, 1556 – 1593 и 1873 – 1929 (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале 20столетия.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса (Matyáš z Arrasu) , приглашенный в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле французской готики. Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлер (на немецком языке Peter Parler) , молодой архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса, но когда он закончил все, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Он умер в 1397 году, когда были закончены лишь хор и часть трансепта.
Работу Парлера закончили его сыновья - Вензел и Йоханс, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.
На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине 15 века король Владислав Ягеллон (Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство архитектору Бенедикту Рейту (1454-1534 или 1534, иногда упоминаемый как Бенедикт Рид, Benedikt Rejt, Benedikt Rieth, Benedikt Reyd, Benedikt Ried, Benedict Reijt, также Бенеш или Бенедикт из Лоун), но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.
Последовавшие попытки достроить собор принесли в общий ансамбль элементы барокко.

В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер (Josef Ondřej Kranner) , представили программу окончания строительства собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с 1861 по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йозеф Мокер (Josef Mocker) закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гилберт (Kamil Hilbert) .
В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Алфонс Муха (Alfons Maria Mucha) , декорировали новые окна в северной части нефа.
В 1929 году при участии президента Т. Г. Масарика и архиепископа Франтишка Кордача строительство главного кафедрального собора было официально окончено, но работы продолжались еще некоторое время.
Витражные окна храма относятся к периоду с 1925 по 1939 год, они разработаны по проекту Макса Швабинского (Max Švabinský, Maxmilian Theodor Jan Švabinský), Карла Сволинского (Karel Svolinský), Франтишка Киселы, Алфонса Мухи (Alfons Maria Mucha) и Цирилла Боуды (Cyril Boudа).
В 1934-1935 годах была проведена реконструкция усыпальницы чешских королей.

Размеры храма: длина составляет 124 метров, максимальная ширина поперечного нефа 60 метров, ширина храма на западной стороне фасада 37,5 метра, высота центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами 33,5 метра. Высота главной башни составляет 96,5 метра, высота фронтальных западных башен составляет 82 метра, диаметр круглого окна в виде розетты на западной стороне — 10,4 метра. Собор в плане имеет форму креста, вход в собор находится в западной части.

Наиболее значимой частью храма является Часовня святого Вацлава, в которой хранятся чешские коронационные регалии неисчислимой стоимости. В соборе также находятся усыпальницы пяти святых и королей, князей и архиепископов, среди которых особое место занимают гробницы святого Яна Непомуцкого и Карла IV.

вид на собор святого Вита верхняя часть главного фасада собора
Южная башня собора святого Вита часы на Южной башне собора святого Вита фрагмент главного фасада собора
фрагмент стены алтарной части верхняя часть главного фасада вход в Южную башню собора


водосток собора святого Вита в Праге


кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха вход в собор святого Вита в Праге
Центральный неф потолок собора святого Вита в Праге интерьер собора святого Вита
витраж собора святого Вита витраж собора святого Вита витраж собора святого Вита
лестница на смотровую площадку колокол собора святого Вита вид с Южной башни вниз

Первым архитектором был Матиас из Арраса, которому к началу строительства было уже 55 лет. В 1352 году Матиас умер, строить собор продолжил Петр Парлерж – талантливый скульптор и архитектор, которому на тот момент было всего 23 года.

В отличии от Матиаса, который был классическим архитектором-геометром, Петр Парлерж был художником-скульптором. Неповторяющиеся узоры на окнах, необычные колонны, купола часовен и другие красивейшие элементы Собора Святого Вита – это его идеи и работа.

Парлерж (на фото ниже, кликните на фото для увеличения) был “на расхват”, новый король Карл IV поручил ему множество проектов: строительство , в Кутна Горе и других храмов. Работа над Храмом Святого Вита шла медленно.

Самой важной часовней в соборе стала часовня Святого Вацлава, построенная над его могилой. Часовню построили и освятили уже к 1367 году. За дверью с семью замками находится сокровищница, где с 1791 года хранятся королевские регалии, до этого момента они находились в замке . Корона, меч, скипетр, держава и крест всё еще там, а на выставке в часовне Святого Креста показаны копии.

Петр Парлерж умер в 1399 году богатым человеком, его тело поместили в им же еще недостроенный Собор Святого Вита. Возведение собора продолжили его сыновья Венцель, Йоханнес и некий “мастер Петрилк”.

Но и они не успели закончить работу. В 1419 году начались Гуситские войны, весь Пражский град попал под контроль гуситов. Убранство собора сильно пострадало в результате их иконоборческой деятельности, а строительство приостановилось более чем на 100 лет.

Король Владислав II Ягеллон пытался продолжить строительство и даже привлек к работе известного архитектора Бенедикта Рейда, но работы прекратились из-за нехватки денег, так и не успев толком начаться. Вдобавок, в 1541 году в Пражском граде случился большой пожар, еще больше повредивший собор.

Правители Чехии эпизодически продолжали строительные работы. В изначально готический собор вносились элементы стилей ренессанса и барокко.

В 1844 году на собрании архитекторов в Праге “лед тронулся”. Архитекторы Йозеф Краннер и Вацлав Пешина выдвинули план завершения Собора Святого Вита. Была сформирована общественная организация “Союз завершения Собора Святого Вита”, целью которой была организация строительных работ и избавление здания от стилистических излишков.

С 1862 года работами руководил Йозеф Краннер. Строители под его руководством ремонтировали части здания и удаляли декор в стиле барокко как ненужный. В 1870 году уже началась достройка здания – рабочие возвели основание нового нефа. В 1873 году Краннер умер, работы возглавил архитектор Йозеф Мокер. Он возвел западный фасад и башни в традиционном готическом стиле. В том же стиле работал и третий архитектор реконструкции – Камиль Хиберт.

В создании интерьера Собора Святого Вита приняли участие знаменитые чешские деятели искусства. Роспись окон кисти Альфонса Мухи (на фото рядом, кликните на фото для увеличения), над декором фасада работал Войтек Сушарда, большое круглое окно расписывал библейскими сюжетами Франтишек Кисела.

Торжественное открытие Собора Святого Вита состоялось в 1929 году, в 1000-летнюю годовщину убийства Святого Вацлава. Строительство длилось 585 лет!

С 23 апреля 1997 года, в честь 1000-летней годовщины со дня смерти Святого Войтеха, собор переименовали в “Собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха” указом кардинала Влка.

В декабре 2011 года в стенах собора состоялись похороны Вацлава Гавела.

16 декабря 2011 года для посетителей открылась экспозиция “Сокровищница Собора Святого Вита”, где выставлены королевские регалии Чехии. Всего здесь представлено 139 предметов.

Что смотреть, чем восхищаться, а чем нет

Вход для посетителей находится с западной стороны, напротив ворот между вторым и третьим дворами Пражского града. Но вначале советуем посмотреть внешнюю красоту здания.

Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (именно так звучит его полное название) - одно из популярных мест, которое стараются посетить все туристы во время своей первой поездки в Прагу. Наверное, непростительно побывать в чешской столице, не познакомившись поближе с историей и архитектурой одного из красивейшего храмов мира. Значимости ему придает и тот факт, что помимо того, что в соборе проходили коронации чешских королей и королев, в нем хранятся мощи святых, монархов, дворян и архиепископов.

От ротонды до собора

На месте нынешней архитектурной доминанты в X веке была построена романская ротонда св. Вита, которую спустя столетие переделали в трехнефную базилику - остатки этих сооружений можно увидеть в подземелье готического собора. Строительство современного здания было начато в 1344 году по инициативе Карла IV. Первым его архитектором был Матиаш из Арраса, который в течение 1344-1352 годов по примеру классических французских соборов создал восемь капелл в восточной части сооружения. После его смерти Карл IV выбрал молодого талантливого зодчего Петра Парлержа, который завершив работу своего предшественника, внес собственные коррективы в план собора. К его идеям относятся ребристые своды, опорные столбы и южный портал. До своей смерти в 1399 году архитектор успел построить запланированные Матиашом капеллы, хор и часть трансепта. При нем также было начато строительство башни, но ее завершением занимались сыновья зодчего, Ян, Петр и Вацлав, которым удалось закончить южную часть собора и возвести башню-колокольню с Золотыми воротами.


Гуситские войны, начавшиеся в 1419 году, почти на полтора столетия отсрочили следующий этап строительных работ. К тому же, пожар 1541 года серьезно повредил собор и его убранство. Восстановление здания было сопряжено с добавлением новых элементов в ренессансном стиле, однако реконструкция длилась недолго и была приостановлена из-за нехватки финансирования.



В середине XIX века, в эпоху романтизма по всей Европе распространилась идея завершения строительства важнейших сооружений. Так, в 1861 году в Праге под руководством архитектора Йозефа Краннера начались работы по реконструкции собора св. Вита с одновременным удалением барочных элементов, не совсем вписывающихся в первоначальный план здания. В 1873 году архитектором Йозефом Моцкером было начато строительство западной части храма с башнями близнецами. После его смерти завершением стройки длиною в шесть столетий занимался Камил Гиьберт, которому, несмотря на множественную критику, удалось добиться архитектурной целостности в облике собора.

Южный фасад

При проведении празднично-торжественных мероприятий, в том числе коронаций и монарших свадеб, использовался южный вход в собор, именуемы . Тройную арку в готическом стиле украшает оригинальная мозаика со сценами на тему Страшного суда. Возведение башни, в которой размещены колокола, проходило уже после смерти Парлержа, но полностью соответствовало его задумке. Во время одной из реконструкций XVI века она обрела ренессансный облик.

Главный колокол Святовитского собора носит название Зигмунд и известен благодаря своему рекордному весу, составляющему 13,5 тонн. Как и несколько других сохранившихся колоколов, он был отлит в середине XVI века. Украшением южного фасада также служит часовой механизм, состоящий из двух циферблатов, один из которых показывает минуты, другой - часы. В верхней части южной башни, высота которой составляет 96,5 метров, находится смотровая площадка, одна из лучших в Праге.



Западный фасад

Новый фасад с двумя 82-метровыми готическими башнями украшен статуями святых и бюстами архитекторов собора. В главный неф ведут бронзовые двери, на которых проиллюстрирована чешская история и история строительства самого собора. Большое круглое окно-роза с тематическими витражами, созданными по эскизам Франтишека Киселы, является одним из главных декоративных элементов западного фасада.

Под самой крышей внимание приковывают готические горугльи, которые во время дождя служат водостоками и источают воду. Согласно средневековым приданиям они защищают собор от темных сил, которые испугавшись собственного изображения, не смеют проникать вовнутрь. Есть и другая версия об этих демонических существах: горгульи напоминают верующим, что все плохое, что у них в душе, должно быть оставлено снаружи, входить в церковь нужно лишь освободившись от нечистых помыслов.

Интерьер

Воздушное внутренне пространство храма не уступает по красоте его внешнему виду: нервюрный свод поддерживают 28 колон, повсеместно размещены статуи и резные элементы, а из витражных окон льется мягкий разноцветный свет. Главный алтарь находится в восточной части здания, справа от него под балдахином стоит саркофаг Яна Непомуцкого, изготовленный из двух тонн серебра с добавление золота и платины. Перед алтарем расположен мавзолей Габсбургов, в котором с XVI века покоятся император Фердинанд I с супругой и сыном. Квадратный саркофаг из белого мрамора немного позже был огражден кованой решеткой в ренессансном стиле. Под мавзолеем расположена крипта, где захоронены почти два десятка монархов и членов их семей. Здесь же можно увидеть остатки ротонды и базилики, которые являлись предшественниками собора св. Вита.



Как упоминалось, окна храма украшены великолепными витражами, над которыми работали выдающиеся зодчие прошлого столетия, среди них, кстати, был и Альфонс Муха. По периметру здания расположены капеллы, каждая из которых представляет собой произведение искусства. Из них следует выделить часовню св. Вацлава, расположенную прямо над ротондой, в которой был погребен канонизированный князь. Ее декор в виде золотых элементов и россыпи полудрагоценных камней завораживает своим блеском и роскошью. В одной из стен часовни находится дверь, ведущая в помещение, где хранятся коронационные регалии.



Величественный и грандиозный, восхитительный и таинственный собор святого Вита давно стал не только символом Праги, но и одним из главных центров духовной жизни столицы. Стоит отметить, что отдельные билеты в собор не продаются, попасть внутрь можно только в рамках экскурсии по (круг А и В).