Домой / Порча и сглаз / Христианская антропология. О трёх силах души

Христианская антропология. О трёх силах души

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие .

Бог – вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек – хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный , предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» - это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» - часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, “творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: “от одной крови Он произвел весь род человеческий ” (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом , ибо Бог все содержит в своей руке, “Сам дая всю жизнь и дыхание, и все ” (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: “Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум” (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: “Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: “Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя “. Естественная необходимость исполнять эти заповеди” (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi ).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень – целый , тот же корень и в слове “исцеление”. Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего – тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и . Ее выражают слова Екклесиаста: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: “если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: “…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ” (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете . Сын Божий “нисходил прежде в преисподние места земли “, ” плен пленил ” (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: “ныне же будешь со мною в раю ” (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. “Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом ” (Филип. 1:21-23). “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ” (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: “Бог хочет, чтобы она (душа) жила” (св. Иустин Мученик); “душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною” (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть “единый имеющий бессмертие ” по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной - растительно-животное питание тела - проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума – тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: “я сам” (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека – не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души – сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен “по образу, “но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего - к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие - в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать “по подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: “сотворим по образу Нашему и по подобию”, а о самом действии творения: “по образу Божию сотворил его”, рассуждает св. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть “по подобию”.

Тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в совершенном согласии с духом, то есть с силою словества – этим высшим достоинством души человеческой. Борьба между составными частями человека – это обнаружение внутри живущей смерти – борьба, ныне непрерывающаяся и не дающая покоя человеку ни днем, ни ночью, тогда не имела места. Дух пребывал постоянно горе, при Боге; увлекал туда с собою душу; она влекла туда с собою тело. Нетрудно и естественно было телу, неспособному не только к наслаждениям греховным, но и плотским, напротив того, способному единственно к наслаждениям духовным, силою врожденного ему желания и стремления пребывать при Боге, Им питаться и наслаждаться, Им жить. Очень ошибаются, ошибаются в погибель свою те, которые признают плотские пожелания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их естественною необходимостию. Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине грехопадения. Естественны плотские пожелания естеству падшему, как свойства недуга – недугу; они противоестественны естеству человеческому в том состоянии, в котором оно было создано . Иначе: зачем бы и воскресать телам человеческим для блаженной вечности, в которой имеют место одни наслаждения духовные? Плоть человека сотворена способною радоватися о Бозе Живе (Пс. 83, 3). Так возвышенны были непорочность и бесстрастие первозданных, что они не нуждались в одежде; и беста оба нага, – говорит Писание, – Адам и жена его, и не стыдястася (Быт. 2, 25). Они вышли из рук Создателя в состоянии зрелости и вместе неувядающей юности, красоты и силы, неподверженные никаким недостаткам, никаким изменениям ни в возрасте, ни в здравии. Тело Адама не сгорало от огня, не тонуло в воде, не опалялось солнцем, не подвергалось влиянию стихий, которые сами находились в совершенном благоустройстве и мире. “Сначала, – говорит Макарий Великий, – князем века сего и господином всех видимых человек был поставлен от Бога: ниже бо огнь силы своея над ним явити мог, ни вода потопити, ни вредити зверь, ни ядовитое что-либо действовати” . Тело Адама, легкое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, отнюдь не было узами и темницею для души: оно было для нее чудною одеждою. Наконец – это изящное тело было способно, по совершенству своему, для жительства в раю, где в настоящее время обитают отшедшие отсюда праведники только душами своими. Они соделаются способными взойти туда телами по всеобщем воскресении, когда самые тела соделаются духовными. По падении и при изгнании из рая даны человеку кожаныя ризы (Быт. 3, 21); тогда, говорит Святой Иоанн Дамаскин, “он облекся в смертность, или в смертную и грубую плоть, что означают кожаные ризы” .

В основание изложения нашего о душе человека мы полагаем то определение, которое делает ей вышеприведенный Учитель Церкви. “Душа, – говорит он, – есть существо живое, простое , бестелесное, телесными очами по своей природе невидимое, бессмертное, разумом и умом одаренное, безвидное, действующее посредством органического тела и сообщающее ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Душа есть существо свободное, одаренное способностию хотеть и действовать, изменяемое, и именно изменяемое в воле, как существо сотворенное” . Для полноты этого определения или описания должно сказать, следуя указанию другого Святого Отца, что душа есть существо доброе по естеству . Хотя в ней после падения добро смешалось со злом, следовательно, сделалось поврежденным; но то же можно и должно сказать о ее разуме и о ее свободе: повреждение чего-либо не есть уже его уничтожение. Очевидно, что святой Иоанн Дамаскин дал такое определение душе относительно: относительно нашему состоянию и степени способностей к познанию. Далее он объясняет это. “Бестелесное, – говорит он, – одно таково в самом естестве, а другое в сравнении с грубым веществом. По естеству бестелесен только Бог; Ангелы же, демоны и души – бестелесны по благодати, и в сравнении с грубым веществом . Еще далее святой Иоанн называет “телом то, что имеет три протяжения, т. е. в длину, ширину и глубину” . Из такого определения тела, определения, и доселе признаваемого вполне правильным и удерживаемого наукою, вытекает, как необходимейшее и точнейшее последствие, что всякое ограниченное существо неизбежно есть тело. Всякое ограниченное существо заключается в большем или меньшем пространстве; вне всяких изменений, вне всякого пространства, как превысший всякого пространства и всякой меры – Бог. Бог вполне бестелесен, то есть Существо Божие совершенно другое, нежели существа тварей, как бы эти твари ни были тонки, и различается от существа тварей неизмеримым различием. Поставлять в один разряд духовных существ Бога и сотворенных духов есть дерзостнейшее богохульство. Как Священное Писание, так и все Святые Отцы Восточной Церкви, хотя и называют Ангелов, демонов и человеческие души духами, но именно в том смысле, как объясняет святой Иоанн Дамаскин.

Постоянно называет их духами Макарий Великий во всех своих сочинениях; но в этих его сочинениях мы имеем его суждение о сотворенных духах, еще более определительное, нежели суждение Дамаскина. Заимствовал его Угодник Божий из своего превосходнейшего совершенства. “Высокое некое, – говорит он, – и глубокое слово, по силе ума моего предложити хощу. Неизследимый и безплотный Господь за безмерную Свою благость плоть на Себе приемлет, и умален быти является велий Сый и преестественный, да возможет с разумными Его тварьми сочислитися, душами, глаголю, святыми и Ангелами, яко да и те безсмертныя Божества Его жизни причастники будут. Зане каждое из сих по естеству своему тело есть, аще Ангел, аще душа, аще демон. Хотя бо тончайшие суть, однако в ипостасе , характире (начертании) и образе по тонкости естества своего тело суть, якоже в ипостасе своей сие наше тело дебело есть. Сим образом и душа тело сущи тончайшее, окружается и одевается членами тела сего. Надевает око, имже и смотрит; надевает ухо, имже и слышит; руки, ноздри, и просто рещи все члены тела приемлет и срастворяется со всеми душа, посредством которых и вся, елика к житию человеческому потребна суть, исправляет” . На вопрос: имеет ли душа какой- либо вид? – преподобный Макарий отвечал: “Имеет образ и вид, подобный Ангелу. Якоже бо Ангелы имеют образ и вид, и якоже внешний человек имеет вид: так и внутренний человек образ имеет, подобный Ангелу, и вид внешнему человеку” . Преподобный Кассиан Римлянин, беседовавший с величайшими Угодниками Божиими древнего Христианского Египта, учениками великих Антония, Макария, Пахомия, передает учение их о сем предмете таким образом: “Хотя мы называем некоторые существа духовными, каковы ангелы, архангелы и прочие силы, также самая душа наша, или, конечно, этот тонкий воздух; однако никак не должно признавать их бестелесными. Ибо они имеют свойственное себе тело, в котором содержатся (пребывают), хотя много тончайшее, нежели мы. Они суть тела, по изречению Апостола, который говорит так: И телеса небесная, и телеса земная (1 Кор. 15, 40); и опять: Сеется тело душевное, возстает тело духовное (1 Кор. 15, 44). Из сих (слов Апостола) вытекает ясное заключение, что ничего нет бестелесного, кроме единого Бога, и что, следовательно, только Он может проникать во все духовные и разумные существа, потому что един Он весь всюду и во всех находится, так что Он видит и провидит помышления и внутренние движения человеков, все тайны духа (ума). О Нем едином провозгласил Апостол: Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным. И несть тварь неявлена пред Ним, но вся нага и объявлена пред очима Его (Евр. 4, 12, 13) . Руководствуясь этими свидетельствами Святых Отцов и многочисленными другими, которые оставляем для избежания обременительного многословия , мы утверждаем о душе нижеследующее. Она дух – подобно ангелам, имеет ум, духовное чувство, свободную волю, но, как тварь, ограничена и по существу своему и по свойствам своим; по причине этой ограниченности имеет и свою степень тонкости; имея известную степень тонкости, может содержаться, и содержится, в нашем грубом теле, может быть заключена в адской темнице, может быть подвержена адским мукам, огню неугасающему, червю неусыпающему, страшной и вечной тьме, может скрежетать зубами от невыносимого адского страдания, может, если будет допущена, переменять места, может быть помещена в раю, может вкушать сладость и покой рая, как места сладости и покоя; она способна к высшему наслаждению, наслаждению внутреннему, являющемуся в сердце и распространяющемуся по всему человеку, сообщающемуся даже его телу, состоящему в общении с Богом, когда Бог соделает достойную душу по ее назначению, Своею обителию; она, наконец, имеет свой вид, который подобен виду человека в его теле, т. е. душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены как и тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены ее облечены в соответствующие члены тела . По исшествии из тела души праведных облекаются в светлые одежды, как о том повествует святой Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе (гл. 6, 11; 7, 9), как свидетельствует преподобный Макарий Великий: “(Души праведных), – говорит он, – при отшествии из сего мира, имея с собою Господа, идут с великою радостию к небесным жителям; обитающие же с Господом приемлют и отводят их в приготовленные им заблаговременно обители и вертограды и возлагают на них драгоценные и знаменитые одеяния” . Подтверждают это многие места Священного Писания; это очевидно из писаний Святых Отцов и житий их . При противоположном мнении, то есть, что душа есть дух, столько же тонкий, как и дух Божий, непременно потребуются следующие заключения: потребуется признать, что душа не может быть содержима и удержана никаким местом, никаким веществом, ни нашим телом, ни раем, ни адом, не может ощущать адских мук, должна быть превыше наслаждений рая. Мы уклоняемся от такового мнения, как бы явной нелепости, от пагубного для спасения нашего богохульства, и последуем с покорностию и убеждением вышеизложенному учению Святой Православной Церкви. Называя и признавая душу, вместе с Святыми Отцами, духом по отношению к грубому веществу видимого мира, мы, вместе с Отцами, признаем ее, по отношению к Богу и точной истине, телом, которое плоти и кости не имать (Лк. 24, 39), но имеет свое вещество, по отношению к нам тонкое, невидимое, подобно воздуху, как выражается преподобный Кассиан, и прочим газам .

5 (2797) 3 4 6 лет

Сила души в ее качествах. Душа - это часть человека, которая чувствует, любит, заботиться. К людям с развитыми душевными качествами подсознательно тянуться, обычно к таким людям приятно в гости сходить, да и поговорить именно с ними хочется, когда что-то "наболело". Душевный человек выслушает, даст совет, да и просто находясь рядом с ним, становиться легче, стремиться поддержать другого для таких просто естественно.

Сила душ в том, что без их проявлений, было бы совсем тяжко жить. Сами понимаете, человек с развитым рациональными качествами совет дать может, но тепла не будет от него идти.

А душа есть у всех, просто может быть, что она закрыта и поэтому человек не проявляется душевно. В идеальном состоянии мы все душевные:)

    2 0

3 (928) 7 25 6 лет

многие вообще не понимают что такое душа... это не тучка что вылетает из тела... это то какой человек... ещё говорят "душевный человек" добрый, не самолюбивый и т.д. которому не наплевать на других... который редко раздражается и злится на окружающих когда даже есть за что... одним словом добрый... и не просто потому что покормил котёнка во дворе а добрый во всём и по отношению ко всем...

    2 1

6 (5578) 2 5 19 6 лет

попробую быть корректным:

Мозг человека интересный орган. все остальные органы, это способ существовать, контактировать, и тп...

Учёные констатируют что самые развитые люди в мире используют до 10% ресурса от мозга.

Что же такое оставшиеся 90% ? туда же и относиться душа.

У некоторых она в этих 10%, у других в тех 90 что больше не используются.

Теперь ответ на сам вопрос:

Сила души в её скрытых возможностях. Душа это другое понимание материи.

Людям с светлыми помыслами открываются невероятные возможности.

Ярким примером был серб, гражданин мира , Никола Тесла. Который проводил опыты в сознании, и в реальности воплощал идеи, без ошибок, без побочных эффектов.

Возможности души, зависят от силы души конкретного человека.

Душа своего рода наука, которую можно постигать и изучать.

    0 0

7 (35777) 5 21 159 6 лет

Сила в её наличии =)
Ведь душа - непросто что-то обобщённое.
Это наш внутренний голос, советующийся с нашей совестью и различными внешними (приобретёнными) человеческими навыками (например, терпение, трудолюбие, толерантность, чувство справедливости и ответственности).

Высшая степень, соответственно, - гармония. Гармония души и тела.

    0 0

3 (650) 2 3 6 лет

Душа и сознание - одно и тоже. Наш ограниченный мозг и авторитарное воспитание ограничевает проявление нашей души. Люди с правильным воспитанием получают все, что они хотят. В этом и есть сила души - создавать свою реальность.

    0 2

7 (25794) 3 9 38 6 лет

Не претендую на истину, но, по-моему, половина тут ерунду написали. Не надо путать душу с чувствами, эмоциями и тем более просто человеческими качествами. Имхо, у души не может быть какой-то силы. Сила - это способность что-то делать, творить дела. Душа не может что-то делать. Она составляет часть человека, но не является какой-то сокращающейся мышцой, которая сгибает конечности. Бывает вопреки разуму мы делаем нелогичные вещи - "по зову сердца". Сердце, чувства, эмоции могут быть сильными и могут быть мотивами к чему-либо. Душа "не командует" человеком, она слишком тонка для этого. Она просто есть. Или нет.

    В способности не изменить самому себе что бы ни случилось в жизни.

    лёжа человек длиннее на10-15%, но ели его ещё растянуть, то через 10-15 % от длины тела начнут рваться связки, но это ещё не смертельно. соответственно 20-30%

    Укус акулы в 20 раз мощнее человеческого

    Даздрапе́рма - имя, придуманное в СССР в послевоенные годы. Даздраперма - сокращение - расшифровывается как «Да здравствует первое Мая!».

    что копировать поведения собеседника,чтоб создовалось видимость.. что человек вдет в тебе себя.


    Это психологические приёмы не связанные с гипнозом.

    Типо как вначале копировать собеседника, а потом когда находишь с ним "контакт" начать меняться и человек меняется подстраиваясь под тебя.

    Если тебе кажется, что человек способен воспринять твою точку зрения, то почему бы и не поспорить... По крайней мере - лишняя разминка для ума лишней не будет, простите за каламбур... В споре рождается истина, как известно.
    А вот с людьми недалёкими спор будет пустым занятием.

    количество тупости ограничивается фантазией применения тупости тупостью

    за диплом...Темка,друг..Я ему диплом печатала...это было действительно искренне...А еще самое последнее пока спасибо было не так давно от моей лучшей подруги...она позвонила мне около двух ночи и попросила прийти не называя причину,но сказала,что ей плохо...я написала предкам записку,чтобы не волновались(не будить же их)и ушла из дома...чтобы было если бы спалили это все предки хз,но на тот момент мне было не до этого.воть..по-тихому ушла,вернулась домой часа в 4 вечера,когда все были на работе...никто не спалил..я рада.)

Внутри нас находятся гораздо большие богатства, чем те, которые мы можем обрести на Земле. Там находится источник знаний, откуда берут начало все знания. Любовь, гораздо более сильная, дающая большее удовлетворение, чем та, которая существует во внешнем мире, ждет нас внутри с распростертыми объятиями. Наш стержень — это сила, дающая возможность преодолеть любой страх. При разобщенности отдельных личностей существует тесная связь и единство всей жизни. Внутри нас ждут блаженство и радость, дающие такое удовлетворение, что нам уже не нужны никакие интоксиканты, которые употребляют люди, чтобы быть счастливыми. Все эти дары находятся у нас внутри — в душе, сила которой проявлена.

Душа — это источник величайшей мудрости, любви и силы, но мы ничего не знаем о ее сокровищах, если позволяем ей попасть под власть ума, чувств и физического тела. Когда ум и тело обретают силу над душой, она забывает себя. Но душа, сила которой проявлена — это наша истинная природа, и сейчас наступило время возвысить ее с тем, чтобы мы могли воспользоваться дарами, которые обогатят всю нашу жизнь.

Есть два способа рассматривать себя с учетом существования души. Первый заключается в том, что мы рассматриваем себя, в основном, как тело и ум. Если мы видим себя именно таким образом, то говорим, что мы ум и тело, у которых есть душа. Во втором случае мы видим себя как душу. Если изменить угол зрения и идентифицировать себя с душой, мы говорим, что мы — душа, обладающая умом и телом. Определить, кем мы себя считаем — одна из целей при проявлении силы своей души через медитацию. Если мы считаем, что мы — ум и тело, то нас ждет путешествие в поисках души. Если мы понимаем, что мы — душа, которой приданы ум и тело для того, чтобы маневрировать в физическом мире, тогда цель в том, чтобы и далее проявлять силу души. Проявив силу души, мы восстановим ее естественный контроль над умом и чувствами.

Цель проявления этой силы в том, чтобы помочь себе вновь познакомиться с качествами души и определить направление движения. Сила души забыта. Ум, чувства, тело и притяжение физического мира заставили ее забыть о своей силе, и ее необходимо пробудить. Когда мы проявим силу души, ее мудрость, бессмертие, любовь, бесстрашие, ее соединенность со всем и вся, а также блаженство придадут нашей жизни новые измерения.

Многие люди живут и умирают, так и не узнав об истинной силе и потенциале души, о Боге, и о цели своего существования.
Поиск смысла и цели, духовный поиск — это то, что люди осуществляют индивидуально. Некоторые ищут ответа в рукописях, другие — в местах поклонении. Кое-кто оставляет свои религии и ищет ответа в других. Независимо от того, каким образом действует человек, то направление, по которому он идет, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, известно как духовный путь. Именно духовный путь ведет к реализации внутреннего «я», к душе.

Многие люди проходят по жизни, так и не поняв, кто они такие, и ничего не зная о цели своего существования. В тяжелые времена и перед лицом смерти, они, возможно, размышляют над этими вопросами, но не доводят дело до конца, или вообще перестают этим интересоваться, как только тяжелые времена проходят. Однако те, у кого существует острое желание раскрыть тайны жизни, могут найти ответы на эти вопросы.

К счастью, в этом мире есть люди, завершившие свой духовный поиск, и они могут нас направить. Оглянувшись на историю, мы обнаружим, что в каждом поколении жили люди, познавшие себя как душу, люди, познавшие Бога. Часть их мудрости и опыта записана и существует, как часть истории; в некоторых случаях на основе их учений возникли религии. Другие реализовавшие себя души пришли и ушли, но о них ничего не известно, так как они не стали основателями религии и не оставили после себя никаких записей. Некоторых из них мы знаем благодаря другим людям, написавшим о них. Одно ясно: эти реализовавшие себя души могут научить нас, как это сделать и нам. Если мы найдем такого человека, мы сможем узнать, как познать свою душу и ее свойства. Истинные знания приходят, когда мы все видим сами, когда получаем собственный опыт. Можно читать то, что пишут другие, или слушать, что они говорят, но мы не можем быть полностью удовлетворены, пока не получим свой собственный опыт. Эта книга затрагивает два аспекта духовных знаний, которые могут помочь познать собственную душу: теоретические знания и личные, или практические знания. Теоретическая часть состоит из того, что другие, познавшие себя люди, говорили о душе (например, о ее качествах — мудрости, бессмертии, бесстрашии, любви, соединенности со всем и вся, и блаженства). Личная, или практическая сторона — это техника, которой я научился у полностью реализовавшей себя личности. Я хотел бы рассказать об этой технике с тем, чтобы помочь и другим реализовать свои души самостоятельно.

Что касается теоретической стороны, то сравнительное изучение религий показывает, что все они говорят об одном: мы не просто физическое тело, но также душа, или дух, внутри этого тела. Именно душа дает нам жизнь. Когда душа в теле — мы физически живы. Когда душа покидает тело в момент смерти, тело перестает существовать. Тело распадается, но душа, пребывающая в нем — бессмертна. Душа продолжает существовать и после физической смерти.

Мы знаем о своем физическом теле, так как мы видим и ощущаем его, слышим звуки, которые оно издает. Но где находится душа, и что это такое? Как о ней узнать? Каковы ее характеристики и качества? Эта книга дает возможность выполнить две задачи: теоретически понять, что такое истинное «я» как душа, и проявить ее силу, чтобы верно направить свою жизнь.

С самого начала нам следует определить терминологию, с тем, чтобы не было путаницы при использовании слов. Термин «душа» употребляется для обозначения нашей истинной сущности, или духовной стороны — той нашей части, которая продолжает жизнь и при наступлении смерти физического тела. Душа существует независимо от того, есть ли у нее тело и ум или нет. Когда она приходит в этот мир, ей придается тело и ум. Как люди, мы, таким образом, «души, которым придано тело», или души с телом и умом. Термины «мы» и «нас» относятся к нам, как к людям, или имеющим тела душам. Процесс поиска души — это «проникновение внутрь», когда мы пытаемся обнаружить внутри себя душу. Когда, наконец, мы ее находим и идентифицируем себя с ней, как со своей истинной сущностью, тогда о душе говорят, что «сила ее проявлена», что она познала себя и знает, что она наша истинная сущность и сила, направляющая тело и ум.

Некоторые из нас, возможно, проводят свою жизнь в поисках знаний во внешнем мире. Вряд ли мы знаем, что ответы на все вопросы, вся вселенская мудрость находятся у нас внутри. Вселенская мудрость — это синоним состояния всесознания. Некоторые замечают, что временами в нашу жизнь входят страх и беспокойство, безнадежность и депрессия; однако, у нас внутри существует источник бесстрашия, который может помочь преодолеть все внутренние проблемы. Мы боимся смерти и ухода тех, кого мы любим; но мы не понимаем, что у нас есть вечность. Мы стремимся к любви и ищем ее во многих местах, а внутри нас живет любовь, которая не зависит ни от каких условий, и она ждет нас с распростертыми объятиями. Мы ощущаем одиночество и разобщенность в этом мире, однако внутри существует место, где есть единство и соединенность, и если мы достигнем этого места, то наши отношения с другими, с природой и со всей жизнью значительно улучшатся.

Истинная радость не столь недостижима, как нам кажется. Мы можем найти продолжительное счастье, если будем искать в нужном месте. Внутри нас пребывает безграничная сила и энергия проявленной души. Ее богатейшие качества включают мудрость, бесстрашие, бессмертие, любовь вне всяких условий, соединенность и блаженство. Если мы проникнем внутрь и соединимся с душой, обретя ее силу, то это обогатит и изменит всю нашу жизнь.

Мы ничего не знаем об этих внутренних дарах, поскольку мы блокированы и не можем к ним подключиться. Как же избавиться от того, что нам мешает? Что нам нужно для того, чтобы найти искомое?

Существуют простые техники, помогающие достичь богатств души. Не стоит искать по всему свету. Не надо путешествовать во внешнем космосе. Мы можем практиковать их у себя дома, со всеми удобствами.

Как только мы научимся подключаться к своим внутренним ресурсам, с нами произойдет значительная трансформация, которая обогатит все сферы жизни, личные взаимоотношения; улучшит физическое, умственное и эмоциональное здоровье, профессиональную деятельность; повлияет на духовный рост, поможет достижению цели жизни. Эта трансформация не только принесет мир и радость в нашу жизнь, но и весь мир сделает более гармоничным, наполнив его любовью.

Задача этой книги в том, чтобы дать нам средства, с помощью которых можно идентифицировать себя с душой (то есть познать, что ум и тело — это лишь внешние оболочки души, с их помощью она живет и работает в этом физическом мире) и проявить ее силу, чтобы дать верное направление своей жизни.

Силы души человека заключаются в том, что она является бессмертной, вечной, свободной и самостоятельной. Самостоятельной она является потому, что свободно развивается, будучи источником определенных явлений, которые от нее исходят.

Бессмертна она потому, что умеет существовать вне тела и жить отдельно, отлучившись от него. Хотя, как нам известно, такое отделение произошло после грехопадения первых людей - Адама и Евы. Личностью душа человека называется по той причине, что она не похожа на иные души, и по своей природе уникальна.

Она свободна, так как Господь разрешил ей поступать по своему усмотрению — наделил полной свободой.

Силы души также объясняются тем, что в них заложена способность постоянного стремления к Богу. Это качество - отличное от животных, которые имеют в своей сущности лишь психологическое развитие, но не имеют духовного.

Святые отцы Церкви разделили душу на несколько составляющих: разумная, раздражительная и вожделевательная. К разумной части относится умение мыслить, познавать, нести слово, умение отличать добро от зла. Раздражительная сила включает такие понятия как эмоции, чувства. Душа человека, нетронутого первородным грехом, имела лишь желание любить и творить добро. Сейчас же она остается падкой до гнева, зла, ненависти.

Вожделевательные - это те силы души, которые отвечают за волевые процессы. То есть дают умение стремиться к хорошему и отталкиваться от злого. Все эти силы взаимодействуют друг с другом в течение всей жизни человека. Но они при этом подчиняются духу. Если все составляющие умеют соединиться и созерцать славу Божью, то они становятся едины.

Господь, сотворив человека, наградил его великой силой, так как создал он его по образу и подобию Своему. То есть человек уже был подобен Творцу внешне, осталось лишь преобразить душу так, чтобы она стала идентична божественному существу. Но последнему шагу воспрепятствовал грех - вкушение запретного плода.

Силы души необходимо вымаливать, если они ослабевают. Жития святых показывают нам, что люди, посвятившие себя Богу, сталкивались со многими искушениями, несмотря на то, что жили доброй, богоугодной жизнью. Диавол постоянно искушал их. Но усердная молитва спасала праведников и укрепляла их дух, давая силы на дальнейшие подвиги во имя Спасителя.

Мы, живущие в мире, где каждую секунду нас подстерегает лукавый демон, пытаясь сбить с правильного пути, постоянно нуждаемся в молитве. Для того, чтобы укрепить душу, надо чаще просить об этом Господа, творить добро ближним, смиряться, причащаться и исповедоваться. В таком случае Бог пошлет нам необходимые силы.