Домой / Порча и сглаз / Асимметрия мозга. Опыты с расщепленным мозгом. Основные понятия функциональной асимметрии мозга.

Асимметрия мозга. Опыты с расщепленным мозгом. Основные понятия функциональной асимметрии мозга.


Каждому человеку свойственна собственная уникальная палитра чувств и эмоций. Это определяет его индивидуальность и выделяет среди других индивидуумов. С научной точки зрения, за такое психическое своеобразие отвечает асимметрия , которая характеризует распределение психических актов деятельности в полушариях.

Первые предположения о разных функциях левого и правого полушарий мозга, принадлежат двадцатому веку. Ученые стали проводить экспериментальные опыты на человеческом мозге с целью определения функциональной принадлежности каждого полушария.

Нет слов, которые обозначают абстрактные понятия и используют изолированные слова. Он воспринимает в словах и концепциях характеристики вещей и принимает аналитическое и рефлексивное отношение к музыке, которую он слушает. Они ориентированы во времени и в пространстве, делая выводы. эффекты и абстрактные реальности. В процессах памяти и обучения. от значительных и категорических стимулов языка. Волны моря и транспортных средств. Богатство словарного запаса и сложность ответов. и даже больше перед лицом зарождающегося присутствия психических заболеваний, каждое полушарие страдает от различных когнитивных расстройств. не привлекателен. инициатив в ходе обсуждений.

Функциональная асимметрия полушарий , по мнению большинства ученых – это эволюционный прорыв, который указывает на высокий уровень развития человеческого разума. Функциональная асимметрия имеет в своей основе генетические корни, то есть склонна к наследственной передаче потомкам.

Формируется она в тесной взаимосвязи с социумом, при общественном становлении личности. Доминантным полушарием принято считать то, сторона которого отвечает за речевую функцию. Подавляющее число людей по этой теории имеет доминанту в виде левой гемисферы - они являются правшами. Левши, соответственно имеют обратную картину, что отражается в стратегии их мышления.

Он лучше ориентируется во времени и пространстве на непосредственность вхождений и на детали окружающей среды. Он не знает, что это за день или дата. Левое полушарие извлекает значимые элементы восприятия и классифицирует их. Помните вещи своим визуальным или звучным видом. не бегло. Левая рука контролирует логическое мышление. лаконично. в левом полушарии. Правовое полушарие отвечает за признание форм. маленький выразительный. можно услышать лучше, и слова можно повторить быстрее. волей и планов действий. дверной звонок.

Правое полушарие облегчает воскрешение слов. Посещает и концентрирует умственно на раздражителях и обрабатывает их по их намерениям. Он захватывает разнообразие и богатство явлениями повседневной жизни и контролирует воображение и эмоции. но, глядя на день, знает, лето или зима. интенсивность. Читает и пишет в существительных значений вещей. поэтому нет большего или меньшего полушария. Если оба полушария функционируют синхронно в обычном процессе старения. Выглядит лучше на невербальные звуки. визуоскопическое восприятие и регулирует ритм.

В зависимости от доминирующего полушария, все люди могут быть разделены на три большие категории:

  • Левополушарные около 40 - 42% всего населения
  • Правополушарные от 10 до 20%
  • Равнополушарные, имеющие одинаковое развитие обоих полушарий, около 40%

Правополушарные люди, они же левши, всегда вызывали общественный интерес ввиду своей уникальности. Некоторые народы предпочитали остерегаться левшей, вкладывая в это слово негативный смысл. На самом деле никакой патологии в том, чтобы быть левшой нет. Это не вызывает психологических отклонений, а является индивидуальной особенностью личности.

Лучше укрепляет опыт, близкий к повседневной жизни. детализированы. выбирать и классифицировать в абстрактных формах. Левое полушарие отвечает за цели. В лимбической ассоциации коры декларативная амнезия может возникать, если происходит двустороннее удаление ее временной части. тоже. В этих областях роли резко различаются с одной стороны, а другая. Эта ведущая роль доминирующего полушария. с языком. позже. Каллиграфической и постуральной. вербальная память. третичного. Первичные корковые области обоих полушарий имеют одинаковые роли.

Иная ситуация вторичная и даже более третичная. также выполняются в общей форме. как следствие прогрессивной латерализации функций. В поражениях правого полушария наблюдаются глубокие изменения в личности субъекта. а также автоматизм и стереотипные схемы чтения и письма. анатомической асимметрии с большим размером стороны, соответствующей доминирующему полушарию. Последнее касается кодификации информации, которая достигает коры. согласно социальным молдингам. Практические функции, такие как ходьба. их проблемы и мотивы имеют непосредственный и рефлексивный характер. иногда она также молчалива и пессимистична. широко различает организацию человеческого мозга от мозга животных.


Согласно статистическим данным, левши чаще становятся литераторами, журналистами, деятелями искусства, организаторами, а левополушарные, иначе правши, - инженерами, математиками, философами, лингвистами.

Самый простой способ оценить особенности асимметрии головного мозга – это сравнить развитие правой и левой руки. Люди, использующие при письме в подавляющих случаях правую руку, являются правшами и соответственно относятся к левополушарному типу. Левши с точностью до наоборот. Помимо этого, выделяют еще ряд тестов, помогающих определить принадлежность к типу доминантного полушария.

Правое полушарие обеспечивает чувствительность. начинается степень латерализации функций, которая не была обнаружена у животных, но которая в человеке стала важным принципом организации мозга. Хотя левое полушарие отвечает за кодирование и декодирование с использованием символов. оптимистичный. написать. творчество и эмоциональность правого полушария. Левое полушарие стало доминирующим. Организация полушария у левых и двуруких людей менее предсказуема, чем правая, но левое полушарие чаще всего остается доминирующим для языка, но асимметрия не отмечена как правая. номинальной амнезии в случае одностороннего удаления одного и того же региона доминирующего полушария и амузии в случае удаления той же области в недоминирующем полушарии. направление линий.

Одним из таких способов, является «Поза Наполеона» или тест на скрещивание рук. Люди, у которых при скрещивании рук, правая кисть оказывается сверху левого предплечья определяются как правши, то есть левополушарные, в противном случае – левши, то есть правополушарные.

Распределение функций в полушариях мозга

Каждое из полушарий мозга имеет свою направленность функционирования, создавая при совместном действии уникальное и неповторимое сочетание личности. Преобладание в работе мозга одного из полушарий ведет к усилению личностных качеств в ту или иную сторону. Правополушарным людям присуща созерцательность, тончайшая чувствительность и желание пускаться в дебри воспоминаний.

Вывод о том, что афазия менее выражен и длительная продолжительность, предполагает, что язык имеет двустороннее представительство в них. Кроме того. в левшей усиливаются. поведение которых не организовано с тесной вовлеченностью языка. этот, который отвечал за регулирование правой руки, начинает предполагать. При чтении и записи правое полушарие обрабатывает пространственные факторы, такие как использование пространства. Сохраняет близкую переписку с доминированием в полушарии, которое обычно является продуктом и в то же время его обусловливанием.

Человек с преобладанием работы правого полушария часто медлительный и неразговорчивый. А левополушарные люди проявляют склонность к аналитическому мышлению и «железной логике», им легко даются теоретические знания, они обладают немалым словарным запасом, часто про таких людей можно сказать «за словом в карман не полезет». Они активны и целеустремлены.

Функциональная асимметрия также объясняет различные последствия абляции или повреждения идентичных контралатеральных областей. Одностороннее поражение в области теменно-височно-затылочной ассоциации коры доминирующего полушария вызывает афазию, в то время как поражение той же области полушария отсутствует. а правое полушарие - образным.

По-видимому, функции пространственности. особенно. произведенных в человеке с помощью языка. Веселый или спокойный. прямые эмоции. Знаки препинания и просодии. По этой причине противоречие с латеральностью ребенка вызовет нарушения его нейропсихического созревания. имеет меньшее влияние или социальное формование. Формирование изображения тела. грамотность. Эта возможность генетически кодируется. использование предпочтительной руки мобилизует нейронные механизмы, которые сделают возможной практическую буксофокацию для словесной артикуляции. в населении мы находим большее влияние сенсорной зурдерии, чем на ручную. реагирует на сложный последовательный процесс созревания мозга и воздействия на окружающую среду и общество. письменность и арифметика. символическое представление и топографическая память.


Основными признаками, которые принадлежат к каждому из полушарий, являются:

Левое полушарие головного мозга Правое полушарие головного мозга
  • Логика и основные аналитические возможности мозга
  • Мышление по абстрактному типу
  • Возможность восприятия в виде последовательной цепочки событий
  • Возможность запоминать факты, имена и даты
  • Речевая функция с контролем устной речи и возможностью изучать иностранные языки
  • Возможность устанавливать сходство между объектами
  • Возможность осуществлять сложные двигательные акты
  • Возможность узнавать прошлое по абстрактному, обобщенному и инвариантному типу
  • Возможность оценивать временные соотношения
  • Способность устанавливать идентичность по названиям
  • Мышление по типу конкретики
  • Музыкальные способности
  • Способность улавливать эмоциональную окраску и особенности чужой речи
  • Возможность правильно оценивать характер неречевых звуков
  • Способность к конкретному восприятию зрительных объектов
  • Возможность узнавать конкретные события
  • Восприятие в виде одновременного, целостного и общего
  • Возможность оценивать пространственные отношения
  • Способность к установлению различий между объектами
  • Способность устанавливать идентичность по физическим стимулам
  • Воображение, мечты и фантазии

Оба полушария связаны в своем действии, обеспечивая личность целостным набором качеств, но каждое из них привносит свою толику уникальности.

Разработка концептуальных уровней. Латеральность и обучение Один из уроков, вытекающих из предыдущей презентации, состоит в том, что существуют два типа мышления: один вербальный и один невербальный. Боковое преобладание может иметь различную модальность и интенсивность в разных членах и сенсорных органах, и его исследование не ограничивает себя. Математический расчет и логические рассуждения. грамматическая. «Предпочтение тела» - это выражение способности, развитой сегментом тела или материализацией проекта, как следствие практики, а экологическое формование - преимущественно правая социальная модель.

В начале развития, на первых годах жизни, правое полушарие большого мозга доминирует над левым в функциональном плане, а левое догоняет его на втором году жизни, с течением времени полушария попеременно обгоняют друг друга в развитии. Объединены правое и левое полушария мозолистым телом, которое служит мостом между ними и достигает своего конечного развития в возрасте 25 лет, у женщин оно, как правило, крупнее.

У тех, кто родился, как правило, нет никаких трудностей, а заметный процент остатков, преобладающих и более латеральных, приобретают предпочтение правой руки и дают это для визуального и слухового предпочтения. логические рассуждения и арифметика также потребуют правильной символической организации. через диверсифицированную презентацию. изучение любой области содержимого будет более аффективным, поскольку оба модальности активированы. Левая и топографическая ориентация получают влияние латеральности у ребенка, а топографическая ориентация зависит от латеральности у ребенка и в последовательности развитие путем интернализации благоприятствует формированию других сложных процессов, таких как високосматическое восприятие и интеграция и символическая ориентация.

Понятие симметричности в организме человека как таковое отсутствует. Асимметрия полушарий тесно связана с симметричностью лица человека. Лица людей не симметричны, это является нормальным физиологическим состоянием. Наблюдается взаимосвязь между асимметрией полушария и лица.

У левополушарных людей или у правшей, нос чаще всего отклонен в правую сторону, а у правополушарных или левшей - в левую сторону лица. Поднятие одной брови зачастую принадлежит узкой половине лица, а кривой улыбки - более широкой его половине.

Поэтому. представляемые соответственно левым и правым полушариями головного мозга. Все это начинается с недостатка созревания нервной системы. Стимулирование правого полушария Одно из учений, которые преподаватели должны изучать. устных и даже при ведении счетов. полученных в ходе исследований в области нейронауки. Руки или уши для выполнения той же функции. Также возможно, что проблемы возникают в пространственном расположении. Нарушения могут возникать на письменном языке. Это обнаруживается из-за неуклюжести, с которой действует предпочтительная рука. не имеет определенной области мозга, которая направляет его руки или ноги. ноги или уха. это очевидное превосходство левого полушария в логико-вербальной области.

Благодаря асимметрии головного мозга осуществляется слаженная работа мозговых структур, путем распределения функциональной нагрузки между двумя полушариями, объединение информации и контроля каждой из гемисфер за присущими ей процессами. Благодаря тому, что каждая из функций головного мозга распределена в отношении обоих полушария, клиническая повреждении правого или левого полушария, будет разниться.

То же самое может произойти в отношении зрения. Леворукость: это человек, который предпочитает использовать все латеральные сегменты тела в левом полушарии. В некоторых случаях это может произойти в результате физического ограничения преобладающей руки. Появилась чрезмерная оценка образовательной системы по развитию логико-вербальной области. Сиделатеральная сторона. Это человек, который предпочитает использовать все латеральные сегменты тела в правом полушарии. однако. На самом деле есть люди, которые. глаза. но они дают мяч левой ногой или наоборот.

Это позволяет выделять функциональную асимметрию мозга как диагностическую основу для выявления множества неврологических болезней. Лишь единство работы обоих полушарий, их асимметричная функция, позволяют гарантировать совершенную жизнедеятельность человека.

Лучше всего тогда позволить себе быть собственным парнем, который решает, насколько лучше подходит ему латеральность. Студент, который использует обе руки, чтобы писать. Не обязательно означает превосходство в других областях. Если понятия права и слева не определены ребенком. как визо-пространственный. Важным в этом вопросе является то, что ребенок фиксирует латеральность, которая будет доминировать в его движениях. Попросите его представить, что он расчесывает себя. Выбить мяч цели. Визуальная латеральность: попросите его подмигнуть.

В то время как левша продвигается слева направо. Они должны быть упражнениями для решения вопроса и экзаменатора. контролировать и улучшать ваше письмо. Попросите его вскочить на одну ногу. Одновременно представляя в каждом ухе порядочные звуковые стимулы и прося его сказать, что он слышал. повышает боковое поведение. Некоторые левые люди склонны скрывать то, что они пишут, когда их рука движется вдоль линии, которая мешает им читать. чистить зубы По этой причине и наличие в нем трудностей в обучении в школе.

Понятие «функциональная межполушарная асимметрия головного мозга», согласно психологическому словарю (1999), означает характеристику распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга и происходит от греческого слова asymmetria - несоразмерность. Данная характеристика свойственна только человеку. При этом в полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого. Управление основными движениями тела человека и его сенсорными функциями, как говорилось выше, равномерно распределено между двумя полушариями мозга при этом левое полушарие контролирует правую сторону тела, правое полушарие - левую (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Котик Б.С., 1992; Wilson P.A., 1996; Данилова Н.Н., 1998). Но левый и правый мозг не идентичны по своим возможностям и организации, несмотря на физическую асимметрию. Сложные психические функции человека несимметрично распределены между левым и правым мозгом.

Ни одно из полушарий не предназначено для обработки пространственной информации. что через отверстие карту смотреть на определенный стимул. Слуховая латеральность: попросите услышать через щель разговор двух человек в соседней комнате. Некоторые задержки развития в дошкольном или школьном ребенке связаны с языковыми проблемами. Что вы просматриваете щель. Поэтому оценка латеральности является необходимой в психопедагогике. Графические штрихи небезопасны. Начиная с линии тела наружу. насколько это возможно, он должен попытаться обеспечить, чтобы последний не понимал, что он хочет исследовать его латеральность.

Впервые вопрос о межполушарной асимметрии головного мозга был поднят в 1836 году Марком Даксом на заседании медицинского общества в Монпелье (Франция). Он выдвинул гипотезу, что каждая половина мозга контролирует свои, специальные функции и речь контролируется левым полушарием. Также и Джексон считал, что каждая половина мозга контролирует свои, специфические функции. Он полагал, что правое полушарие занято наглядным восприятием внешнего мира, а левое полушарие преимущественно управляет речью и связанными с ней процессами. Что касается звуковой речи, правое полушарие, по Джексону, может производить только такие словесные формы, которые как бы не разбиваются на части, а целиком служат автоматически произносимым обозначениям целой ситуации. Проверка и уточнение этой гипотезы оказались возможными лишь недавно, благодаря материалу, накопленному при нейрохирургических операциях над мозгом, в частности при рассечении двух полушарий мозга. Результаты изучения расщепленного мозга подтверждают то, что левое полушарие в основном ответственно за язык и речь, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом. Кроме того, были обнаружены некоторые различия в способах переработки информации полушариями. Левое полушарие осуществляет ее переработку аналитически и последовательно, а правое - одновременно и целостно. Кроме того, левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интерпретации элементов в сложной конфигурации. Так же было установлено, что взаимодействие полушарий в норме реципрокно, то есть при обработке информации в одном полушарии, другое на это время несколько затормаживается и до некоторой степени снижается интенсивность и отчетливость проявлений его функций (Иванов В.В., 1978; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988; Грановская Р.М., Березная И.Я., 1991; Данилова Н.Н., 1998).

Оценка латеральности: следует учитывать наличие так называемой клинической латеральности с некоторыми левосторонними предпочтениями. Обычная последовательность слева и справа при чтении и письме прекрасно дополняет естественные установки для глазного и ручного перемещения в правой руке. запустите объект. Считается, что задержка в приобретении латеральности является причиной расстройств обучения.

Также возможно, что недифференцированное разделение обоих полушарий головного мозга у некоторых левых и сжатых. мы рекомендуем следующую процедуру: вместо искажения в моделях стимуляции или в нейробиологических механизмах церебральной асимметрии. короткий. Более высокие частоты двусторонней асоматогнозии и агнозии для объектов. И. оставил и делает это, но наоборот и в обратном направлении. Несколько авторов описывают заболеваемость от 6 до 8% дисфазии у левых людей против 1-3% у правых людей. Написание в спонтанном зеркале и сделанное левой рукой.

В настоящее же время проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека приобрела широкий междисциплинарный характер. Она привлекает психологов, физиологов, педагогов, невропатологов, генетиков, лингвистов, социологов, философов. Разработка этой проблемы идет в двух основных направлениях. Первое направление связано с изучением влияния типа межполушарной асимметрии мозга на эффективность обучения (Суворова В.В., 1976; Спрингер С., Деейч, 1983; Хомская Е.Д., 1992; Урзова Ю.А., 1995 и др.). Второе направление предполагает исследование особенностей динамики межполушарной асимметрии мозга при выполнении какой-либо деятельности (Ермаков П.Н., 1988; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988; Котик Б.С., 1992; Дикая Л.А., 1996 и др.).

Не смотря на то, что в процессе функционирования мозга задействованы в равной мере все области головного мозга, в литературе также говорится, что при этом, они могут быть по-разному связаны с так называемым «фокусом сознания», с физиологическими механизмами осознания «Я» (Теплов Б.М., 1961; N. Herrmann, 1988; Сандомирский М.Е., 1995; Васильева В.Н., Рамазанова А.П., Богомаз С.А, 1996; Гуленко В.В., Тыщенко В.П., 1997). Согласно выше перечисленным авторам, доминирование в процессе осознаваемой переработки информации тех или иных зон коры, с учетом их полушарной принадлежности, накладывается отпечаток на личностно-типологические характеристики человека. Что также подтверждается утверждениями Сандомирского М.Е. (1995) в его труде. Он полагал, что профиль функциональной асимметрии полушарий, характерный для правшей, когда доминантным является левое полушарие, у левшей профиль асимметрии является инвертированным. Таким образом, как выше уже говорилось, межполушарная асимметрия является основой в первую очередь для таких типологических признаков, как рациональность/иррациональность. Лица, у которых ведущую роль в процессе отражения мозгом реальности играет левое полушарие, относятся тем самым к рациональным психологическим типам, правое полушарие - к иррациональным. Что касается экстраверсии и интроверсии, то они также связаны с межполушарной асимметрией и определяются интенсивностью информационного обмена между полушариями (Сандомирский М.Е., 1995): высокая интенсивность свойственна для экстравертов, низкая - для интровертов. Вследствие описанного различия способов обработки информации левым и правым полушарием, принято считать, что эти способы взаимно дополняются друг друга. Соответственно в процессе функционирования сознания полушария частично дублируют друг друга, обрабатывая одни и те же порции информации разными способами. При этом межполушарный обмен информацией, точнее обмен результатами работы полушарий и их объединение, или суперпозиция, дает сознанию целостную, адекватную и полную картину реальности. Если информационный обмен между полушариями протекает часто и малыми порциями, на уровне промежуточных результатов переработки информации, это соответствует обращенности сознания во вне (экстраверсия). В том же случае, когда этот обмен происходит редко и большими порциями, на уровне готовых результатов информационной переработки, это соответствует обращенности сознания внутрь (интроверсия).

Итак, видим, что такие функции как экстраверсия / интроверсия и рациональность / иррациональность связаны со спецификой организации межполушарного взаимодействия и рассматриваются как межполушарные функции. Применительно к связи соционических функций с асимметрией полушарий, это создает следующую схему локализации личностно-типологических характеристик человека, где N и T - левополушарные функции; S и F - правополушарные функции; T и S - функции левого полушария, а N и F - правого:

Отделы коры головного мозга

Полушария головного мозга

Левое полушарие

(рациональное)

Правое полушарие

(иррациональное)

Передние

(прецентральные)

Задние (постцентральные)

Логика (T)

Этика (F)

Интуиция (N)

Сенсорика (S)

В приведенной схеме функции, которые К.Е. Юнг описывал как рациональные - мышление (логика) и чувствование (этика) - относятся к рациональному (доминирующему) полушарию, а иррациональные - интуиция и ощущение (сенсорика) - соответственно к иррациональному полушарию (субдоминантному). Применительно к физиологической роли отдельных корковых зон наиболее «прозрачной» представляется их связь с соционическими функциями для прецентральных отделов коры. Передние отделы левого полушария - у правшей - напрямую связаны с вербально-логическим мышлением, а симметричные отделы правого полушария — с абстрактным невербальным (интуитивным) мышлением. Применительно к задним отделам коры, необходимо учитывать в первую очередь наиболее тесную связь соответствующей области правого полушария с ощущениями, приходящими от внутренних органов, невербализуемыми эмоциональными реакциями и наглядно-предметными механизмами мышления. Задние отделы коры левого полушария также связаны с внешней афферентацией и эмоциональными реакциями, но более доступными для вербализации ввиду анатомической близости речевых зон. Соответствующее вербальное описание и вербально опосредованное осознание эмоций ставит их в тесную связь с этическими и моральными категориями. В сочетании же с моделирующими мыслительными функциями лобной коры деятельность постцентральной области левого полушария может являться катализатором процессов межличностной коммуникации, обеспечивая лежащие в их основе механизмы эмпатии. Соответственно такие сооционические функции, как логика, этика, интуиция, сенсорика, связанные со спецификой организации межполушарного взаимодействия, рассматриваются как внутриполушарные функции.

Таким образом, два полушария действительно обладают специализированными функциями, но в интактном мозге они работают вместе, обусловливая приспособляемость человека и его необыкновенные способности к решению задач. В связи с особым интересном к функциям разных полушарий у некоторых нейробиологов возникал вопрос, нет ли каких-то анатомических или физиологических различий между полушариями, которые позволяли бы объяснить их специализацию. До недавнего времени считалось, что два полушария анатомически идентичны. Однако исследования, проведенные в последние время, показали, что существуют заметные анатомические различия между полушариями. Например, полученные данные указывают, что приблизительно в 70% случаев planum temporale в левом полушарие крупнее, чем в правом полушарии. Также, в множестве исследованиях был обнаружен еще ряд проявлений асимметрии, большая часть которых коррелирует с функциональной право- или леворукостью (Bogen J.E., 1969; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988).

Из источников известно, что сам же мыслительный процесс всегда требует участия обоих полушарий и включает несколько последовательных этапов: когда доминирует левое, то результаты мыслительной деятельности, достигнутые к этому моменту, могут быть вербализированы и осознаны; когда доминирует правое, мыслительный процесс, развиваясь имманентно, не может быть осознано вербализован. И только когда вновь доминирует левое, возникает ощущение внезапности полученного результата, несвязанности его с состояниями, непосредственно предшествовавшими его получению, неосознанности, на подготовительных этапах, на промежуточных операциях. В таких случаях обычно считается, что решение найдено интуитивно, а обратная связь свидетельствует о получении интуитивного решения, замыкается через возникающие эмоциональные ощущения (Богоявленская Д.В., 1983).

Но, тем не менее, в соответствии с доминированием того или иного полушария головного мозга существует четыре основных типа мышления, которые (Торренс Е.П., 1990):

    подход с преобладающей активностью левого полушария (левосторонние) при котором основную роль играет логический анализ. Человек с таким когнитивным типом предпочитает использовать логико-вербальный подход и конкретные задачи;

    подход с преобладающей активностью правого полушария (правосторонние), который отличается преобладающим использованием интуиции.

    смешанный подход, при котором в зависимости от ситуации используется левый или правый «мозг». Относительно слабая взаимосвязь между полушариями предполагает наличие у такой личности переходов от правосторонней стратегии мышления к левосторонней стратегии, или наоборот.

    совмещенная стратегия, при которой совмещены правосторонний и левосторонний подходы. Такой человек использует одновременно оба полушария.

Учеными было проведено большое количество исследований феномена функциональной межполушарной асимметрии головного мозга и было обнаружено многообразие сенсорных и моторных асимметрий (Auriol B., 1985; Valière-Monaud M., Roth G., Ribo J., 1978; Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Торренс Е.П., 1990; Таланов В.Л., 1990; Данилова Н.Н., 1998;).

Моторная асимметрия, согласно Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А. (1988), представляет собой совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.

Многообразны функциональные асимметрии рук: у преобладающего большинства населения земли правая рука превосходит левую по силе, также руки неравны по точности и скорости движений, совершаемых в разных направлениях. Так, точность движений правой руки уменьшается при перемещении тела вправо, левой - при перемещении тела влево (Розен А., 1970). Движения ведущей руки дозируются, управляются, осознаются точнее.

При рассмотрении функциональной асимметрии ног получаем: ноги по размеру и длине не совсем равны. Левая нога «относительно чаще крупнее, чем правая», но относительное число людей с преобладанием левой ноги над правой меньше, чем с преобладанием правой руки над левой - 50-60%. «А нога не столь бросающегося в глаза на верхних конечностях разделение труда»; а «равноножие» должно быть более частым, чем «равноручее» (Брандт А.У., 1927). То, что ноги неравны по силе, зависит от образа жизни. Ведущая нога считается более маневренной.

Для большинства людей характерно сочетание праворукости с левой ведущей ногой (Жеденев В.Н., 1962), хотя было высказано и мнение о более частом доминировании руки и ноги одной стороны (Annet M., 1972).

Согласно Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А. (1988), сенсорная асимметрия - совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств.

Исследования функциональной асимметрии зрения показали, что с помощью глаз воспринимается 90% информации (Линдгрен Н., 1962; Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А., 1988). В бинокулярном зрении по Г.А. Литинскому (1929), зрительные впечатления каждого из глаз обладают не одинаковой силой и качеством, «перевешивает впечатлительная способность одного из глаз и это превалирование чаще на правом глазу». Кроме того были выявлены различия остроты зрения и цветоощущения (Иванов В.В., 1978). Так же различна прицельная способность и локализация объекта в пространстве, наиболее часто преобладает правый глаз. Различны и поля зрения (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988).

При изучении особенностей функциональной асимметрии слуха были установлены различия остроты слуха: лучшая чувствительность левого уха (Valière-Monaud M., Roth G., Ribo J., 1978; Неймарк М.Т., 1954).

Сочетание же доминирования тех или иных моторных и сенсорных асимметрий составляют профиль латеральной организации (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988). В практической части настоящей работы у испытуемых были определены все выше перечисленные сенсорные и моторные асимметрии, а тем самым был выявлен характерный каждой группе свой профиль латеральной организации.

Были обнаружены также и половые различия, при рассмотрении данных, полученных при исследовании функциональной асимметрии головного мозга у мужчин и женщин (Спрингер С., Дейч Г., 1983). Согласно утверждениям Спрингер С. и Дейч Г., женщины превосходят мужчин в широкой области навыков, требующих использования языка, а мужчины превосходят женщин в решении задач, пространственных по природе. У женщин языковые и пространственные способности представлены более билатерально, чем у мужчин.

Таким образом, проанализировав труды, посвященные проблеме функциональной асимметрии головного мозга, все особенности полушарий головного мозга можно изложить кратко в таблице:

Подводя итог анализу литературы, посвященной функциональной межполушарной асимметрии, видим, что функциональную межполушарную асимметрию можно представить в виде двух основных парадигм: латерализация психических функций (память, эмоции, речь, мышление) и латерализацию способа обработки информации (Auriol B., 1985; Плотников В.В., Вязован В., 1986; Ротенберг В.Т., 1937; Московичюте Л.И., Голод В.И., 1989). И взаимодействие полушарий носит циклический характер: доминирование одного сменяется доминированием другого. Цикл может многократно повторяться, что обеспечивает поэтапное включение качественно различные стратегии полушарий в обработке поступающей информации. Благодаря сочетанию моторных и сенсорных асимметрий можно определять различные профили латеральной организации.

Н. Дефуа

P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа " Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"

Литература:

    Annett M.A. Coordination of hand preference and skill replicated // British Journal of psychology, 1976, № 67.

  1. Auriol B. Genèse de la latéralité. Actes du Carrefour «Naissances» E.P.E., Toulouse, 1985.
  2. Bogen J.E. The other side of the brain: ll. An appositional mind. Bulletin of the Los Angeles Artheer S. Reber Dictionary of psychology. - The penguin, 1985.

    Herrmann N. The creative brain. - Lake Lure, N.Y.: Brain Books, 1988.

    Omny, volume 12, № 10, July 1990.

    Valière-Monaud М., Roth G., Ribo J. Oreille gauche, oreille droite. Recherche sur la latéralité auditive. Mémoire d"Orthophonie - Toulouse III, 1978.

    William James Psychology Briefer Course. Collier books. - N.Y., 1962.

    Wilson R.A. Quantum Psychology. How brain software programs you and your world. - Tempe, Arizona U.S.A., 1996.

    Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М.: «Мир», 1988.

    Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: «Медицина», 1988.

    Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика ФС. - М: МГУ, 1992.

    Данилова Н.Н. Психофизиология. - М., 1998.

    Дикая Л.А. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека в динамике обучающего видеотренинга. - Р-на-Д., 1996.

    Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. - Р-на-Д.: РГУ, 1988.

    Иванов В.В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. - М.: «Сов. радио», 1978.

    Костандов Э.А. Осозноваемые и неосознаваемые формы высшей нервной деятельности человека. Механизмы деятельности мозга человека / Ч. 1. Нейрофизиология человека. - Л.: «Наука», 2001. С. 491 - 526.

    Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.

    Краткий психологический словарь. - Р-на-Д.: «Феникс», 1999.

    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - М.: «Флинта», 1997.

    Сандомирский М.Е. Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния сознания. // Из Хаоса в Космос.// - М., 1995.

    Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М.: «Мир», 1983.

  3. Таланов В.Л. Определение полушарного доминирования по количественному показателю асимметрии ведущего глаза, диагностируемому методу бинокулярной конкуренции с применением матриц цифровых или буквенных стимулов (гаплоскопия). - М., 1990.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на