Домой / Порча и сглаз / Соединить правое полушарие и левое. Как мы видим то, что видим

Соединить правое полушарие и левое. Как мы видим то, что видим

- это особенность во взаимодействии полушарий .
Головной мозг влияет на то, какая рука (глаз, ухо, нога) у человека проявлен а, как ведущая. Правой половиной тела управляет левое полушарие мозга. Левой, наоборот, правое. Каждое полушарие имеет свои особенности и несет определенные функции. Хотя в работу мозга одновременно включены зоны правого и левого полушария и постоянно происходит обмен информации между ними. Это называется межполушарные взаимодействия. Однако можно сказать, что левое полушарие больше отвечает за чтение, письмо, логику, счет, речь, движение. Оно обращено и ориентировано на внешний мир. Восприятие информации из окружающего мира пошаговое, последовательное. А правое – за восприятие и узнавание лиц, цвета, форм, образное мышление, музыкальность, оно заведует эмоциональной оценкой окружающего мира. Одновременная обобщенная информация, эмоционально окрашенная, но с позиции «моей» точки зрения.

Необходимо различать понятия "леворукость" и "левшество". Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).

По другому можно сказать, что "скрытый левша" - это праворукий левша, т.е. левша, который пишет правой рукой.

В соответствии с этим понятием мы не наблюдали пространственного пренебрежения, вызванного левым полушарием среди 33 пациентов с признанным инсультом настоящего исследования. Однако, поскольку пациенты могут проявлять афазию после штриха правого полушария, мы ожидаем найти предметы с пространственным пренебрежением после поражения левого полушария в других образцах или образцах большего размера.

Исходя из данных данных, мы прогнозируем, что такие пациенты с пренебрежением демонстрируют спонтанное горизонтальное отклонение глаз в голове и отклонение от головы на стволе по направлению к левой стороне, сравнимое с отмеченным правым отклонением, наблюдаемым у каждого из пренебрежительных пациентов настоящего исследования. Превост указал, что отклонение глаз и головы «может быть бесценным индикатором диагноза». В то время как Превост предположил, что отклонение глаз и головы произошло симметрично после поражения левого и правого полушария, настоящее исследование ясно показало, что отмеченное горизонтальное отклонение глаз и головы, наблюдаемое через 5 дней после инсульта, тесно связано с пространственным пренебрежением.

Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п. Какое полушарие ведущее можно определить с помощью не сложных тестов (полный перечень смотрите в файле внизу):

То же самое можно сказать и на более поздних этапах инсульта. Таким образом, знак Превоста и пространственное пренебрежение, по-видимому, отражают одно и то же явление, а именно постоянное предвзятое отношение к правой стороне. Настоящие данные показывают, что такое смещение происходит преимущественно после правостороннего удара, что указывает на то, что основная функция, ведущая к такому смещение представлено асимметрично в полушариях человека.

Пренебрежение пациентами проявляется визуальными и тактильными движениями вокруг отклоненного центра глаза и положения головы, что приводит к пренебрежению информацией о контраляционной левой стороне. Настоящие результаты могут иметь последствия для диагностики острого инсульта. По мере того, как острые языковые расстройства сильно влияют на инсульт в левом полушарии, наши данные свидетельствуют о том, что отмеченный горизонтальный глаз и отклонение головы, наблюдаемые через 5 дней после инсульта, являются явным признаком пространственного пренебрежения.

  1. Переплетение пальцев рук. Быстро, не задумываясь, переплетаем пальцы обеих рук. Сверху оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей.
  2. Проведение вертикальных линий. Проводим в течение одной минуты линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведённых ведущей рукой, в среднем на 29% больше количества линий, проведённых другой рукой. Ведущая рука чертит линии быстрее и чаще.
  3. Послушайте, как тикают часы. К какому уху вы поднесли часы в первый раз, то и ведущее. Но понаблюдайте, одинаково ли вы слышите тиканье разными ушами.
  4. Обратите внимание, к какому уху вы подносите трубку, когда разговариваете по телефону.
  5. Моргните одним глазом. Открытым остаётся ведущий глаз.
  6. Подзорная труба. Рассматривание в "подзорную трубу" (сложенный трубочкой лист бумаги) обычно осуществляется ведущим глазом.

Если по итогам тестирования родители определили у ребенка левшество, принимая во внимание тот факт, что движения рук координируются преимущественно противоположным полушарием, получаем правополушарный тип.

В дополнение к традиционным бумажно-карандашным испытаниям оценка горизонтального глаза и положения головы пациента пациента может быть краткой и простой способ помочь диагностировать расстройство. Отмеченное отклонение глаз и головы от ипсиляционной стороны в пренебрежении пациентами может указывать на тесную связь пространственного пренебрежения асимметричной функцией мультисенсорной системы. Такой смещение глаз и головы направо аналогично наблюдается у пациентов с инсультом с пространственным пренебрежением.

Наши данные позволяют сделать вывод о том, что отмеченное спонтанное горизонтальное отклонение глаз и головы, наблюдаемое через 5 дней после инсульта, не является симптомом, связанным с острыми церебральными поражениями как таковым, и не является общим симптомом поражения правого полушария, специфический признак пространственного пренебрежения. Наши результаты требуют изменения первоначального предположения Превоста о том, что отклонение глаз и головы происходит симметрично как с левым, так и с правосторонним ударом.

Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также конкретно-образный характер познавательных процессов. Это полушарие отвечает за умение ориентироваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения какой-либо проблемы. Левши - натуры целостные, впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Они все воспринимают всерьез, имея дело с актуальным временем, т.е. «здесь и сейчас». Речь этих детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Чтобы запомнить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визуальные и тактильные ощущения.

Автор заявляет, что у них нет конкурирующих интересов. К. задумал эксперимент и составил рукопись. П. осуществил сбор и анализ данных. Все авторы прочитали и утвердили окончательную рукопись. Твид за полезную дискуссию, а также Мартину Кёрбер и Сюзанну Вольф за их расследование в библиотеке. Спонтанное положение глаз и головы у пациентов с пространственным пренебрежением. Полушарическая асимметрия отклонения взора и отношение к пренебрежению при остром инсульте.

  • Результаты в общей популяции пациентов.
  • Парез паразитных глаз у пациентов с инсульта с односторонним повреждением.
  • Детский паралич и визуальный геминеглект при острых полушариях.
Говорят, что левое полушарие мозга контролирует правую половину тела и наоборот.

Главная проблема скрытого левшества в том, что такие дети зачастую получают проблемы с освоением русского языка, поскольку левшество физиологически связано с развитием речи. До 70% мальчиков и девочек, имеющих сложности с письмом и грамотностью - это "скрытые левши". Поэтому настоятельно рекомендуется таким детям проводить в первую половину дня кинезиологическую гимнастику (см. приложение).

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62% ! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшейнесколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения. Большинство людей являются «частичными» левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый). У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами.Считается, что ведущее полушарие формируется к 6-7 годам .

Таким детям необходимо больше наглядности, подкрепленной яркими примерами. Они охотнее выполняют творческие задания, вместе с тем им необходимо больше времени на осознание, "переваривании" материала. Им сложно выполнять четкие инструкции, указания, соблюдать дисциплину. Как уже написано выше - каждый ребенок индивидуален и каждый случай нужно рассматривать отдельно. Сейчас, когда воспитатели, учителя (в случае скрытого левшества необходимо об этом информировать педагога) научились работать с левшами,когда нет жестких ограничений в письме, поведении - многие левши не отстают, а в чем-то и опережают правшей.

Есть люди, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т. е. парными органами – амбидекстр ы. Таких людей немного, но по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Долгое время левшество считалось чуть ли не проявлением ущербности. Главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши. Но какие преимущества есть у левшей по сравнению с правшами? За последние годы накоплено много научных знаний, которые позволяют развить в левше то, что дано ему природой.

Это относится также к обработке звуковых и визуальных стимулов ушей и глаз? Ли левая половина мозга обрабатывает то, что видит правый глаз, и наоборот? Когда дело доходит до инициирования двигательных действий, каждое полушарие мозга контролирует противоположную сторону тела? Когда дело доходит до тактильных ощущений, каждое полушарие мозга получает сигналы с противоположной стороны тела? Получает ли вход из правого глаза левое полушарие?

  • Позволяет ли слуховой вход в левое ухо обрабатываться правым полушарием?
  • Вводит ли вход в правое ухо левое полушарие?
  • Визуальный ввод левого глаза обрабатывается правым полушарием?
Давайте рассмотрим каждый из них отдельно.

В чем причина?

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга с давних пор занимает ученые умы. Первым исследование мозга право- и леворуких людей провел в 1871 г. английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши зеркально симметричен мозгу праворукого человека. Но накопленный в дальнейшем материал не позволил выявить значительных анатомических различий, способных объяснить различия в функциях правого и левого полушария вообще и выбор ведущей руки в частности. Точного объяснения природы леворукости до сих пор нет. Большинство придерживается версии, что выбор в качестве рабочей правой или левой руки зависит от двух генов (один ген определяет полушарие, контролирующее речь, другой - какой рукой будет управлять “речевое” полушарие). За роль наследственности говорит и тот факт, что вероятность рождения левши у праворуких родителей не превышает 2%, если же один родитель левша, то она увеличивается до 17%, а у обоих родителей-левшей - до 46%. Агентство новостей ВВС сообщило об исследовании, проведенном шведскими учеными, в результате которого выявлено, что у беременных женщин, которым делали УЗИ на поздних сроках беременности, на 32% увеличивается вероятность родить левшу.

Если вы когда-либо смотрели на картину мозга раньше, вы, вероятно, знаете, что, поскольку в черепе много мозгов, все сворачивается в себя. Складываясь таким образом, площадь поверхности мозга может увеличиваться без существенного увеличения общего объема мозга. Выпуклые части складок называются гирами. Гири разделены узкими канавками, называемыми сульчи.

Предцентральная извилина также известна как моторная кора или первичная моторная область, поскольку ее функция - выполнение произвольных движений. Моторная кора контролирует более шестисот мышц, участвующих в добровольных движениях, и может быть найдена в задней части лобной доли, прямо перед центральной борозды. Эти шестьсот мышц контролируются 31 спинномозговым нервом.

Полные или частичные

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

Абсолютные правши - 42%. У них доминирует левое полушарие (ведущие правая рука, нога, глаз, ухо, у таких людей в 95% случаев центр речи находится в левом полушарии), для них характерен словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

Постцентральная извилина также известна как соматосенсорная кора или первичная сенсорная область, потому что она получает сенсорный вклад от тела. Соматосенсорную кору можно обнаружить в передней части теменной доли, прямо за центральной борозды. Сенсорная и моторная коры на самом деле очень организованы - каждая ее часть соответствует определенной части тела, а размер области, посвященной каждой части тела, зависит от сложности выполняемых движений или ощущения, обрабатываемые этой частью тела. Это означает, что часть моторной коры, которая контролирует пальцы, намного больше, чем часть моторной коры, предназначенная для торса, даже ваш туловище намного больше, чем ваши пальцы.

Абсолютные левши - 8-10%. При доминировании правого полушария (напротив, ведущие левые рука, нога, глаз, ухо, центр речи в правом полушарии). Для них характерно конкретно-образное мышление, развитое воображение;

Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди) - 48-50%. Это либо правши с признаками леворукости, либо левши с признаками праворукости (по ведущему глазу человек левша, а по руке - правша и др.).

Точно так же область сенсорной коры, которая обрабатывает ощущение из ваших губ, больше, чем часть, которая обрабатывает ощущение от ваших ног, даже если ваши ноги больше, чем ваши губы. Рисунок 4: И если вы создали тело, которое, согласно пропорции моторной или сенсорной коры, посвященной каждой части тела, выглядело бы примерно так.

Поэтому, если вы решите, что хотите переместить правую руку или правую ногу, сигнал оставит моторную кору левого полушария, пойдет вниз к вашему стволу мозга, а затем на уровне мозгового вещества он будет дезактивироваться или пересекаться к правой стороне ствола мозга, а затем продолжайте в спинной мозг. Точно так же, если вы хотите переместить левую руку, сигнал оставит моторную кору правого полушария, остановится на уровне мозгового вещества, а затем продолжит левую сторону спинного мозга. Поэтому, если вы разорвали узел нерва ниже уровня мозгового мозга, который, как вы знали, участвовал в выполнении моторных команд, тогда сторона вашего тела, которая будет парализована, будет ипсилатеральной - той же стороной тела, в которой поражение произошло.

В чем разница?

Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам обработки информации.

Речь правополушарных людей (левшей) эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным (правшам) же легче писать, чем диктовать. Как правило, левши - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Однако, если у вас было поражение выше в вашем стволе мозга, выше уровня медулы, или если у вас был инсульт, поражающий часть вашей моторной коры, тогда пораженная часть тела была бы противоположной - противоположная сторона тела как поражение. Такая же картина справедлива и для соматосенсорной коры.

Настолько широко, Тайлер был прав, правый мотор и сенсорные полосы контролируют левую часть тела, и наоборот. Но есть некоторые исключения, когда речь идет о двенадцати черепных нервах. Рисунок 5: Особенно превосходная диаграмма 12 черепных нервов и их функции.

Среди левшей чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты.

Правши нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны, что основывается на формально-логическом подходе. Они много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
Картины художников - левшей отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы этих правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Художникам-правшам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это - Пикассо, Кент, Леже.

Почти все черепные нервы получают двустороннюю иннервацию. Это означает, что как левый, так и правый члены пары черепных нервов иннервируются моторной корой как левого, так и правого полушарий. Избыточность - это механизм безопасности. Если бы было поражение только на левой стороне мозга, обе стороны областей тела, связанные с черепными нервами, продолжали получать двигательные сообщения из правого полушария. Сигнал был бы не таким сильным, как раньше, но это предотвращает полный паралич.

Есть также два исключения из этого исключения: черепной нерв 12, который контролирует мышцы, которые позволяют вам высунуть язык, а часть черепного нерва 7, которая управляет мышцами вашего нижнего лица, посылает и принимает сигналы в противоположное полушарие, например остальная часть тела.

К композиторам-левшам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К правшам - Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое - как Моцарт. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.

В общем, как и в случае с остальной частью тела, верно, что первичная слуховая кора в каждом полушарии поступает из противоположного уха. Таким образом, звуки, поступающие в левое ухо, обрабатываются правым полушарием и наоборот. Первичную слуховую кору можно найти на поверхности височных долей.

Однако это только упрощенная диаграмма. Если вы вернетесь и рассмотрите фигуру 5 выше, вы заметите, что сигналы от ушей переносятся черепно-мозговым нервом восемь, вестибулокохлеарным нервом, который контролирует внутреннее ухо и краниальный нерв десять, блуждающий нерв, который контролирует, среди прочего, внешнее ухо. Так как черепные нервы общаются как с левым, так и с правым полушарием, то первичные слуховые коры получают входные данные из обоих ушей, хотя большая часть входных данных поступает из контралатерального уха.

Но только художественностью способности левшей не ограничиваются. Им свойственен оригинальный способ мышления, так как их не очень много: просто большинство думает не так. Именно поэтому среди левшей много творческих людей, которые генерируют множество идей (например, Билл Гейтс).

Возрастная динамика

Как правило, сразу после рождения ребенка никто не задумывается, правша он или левша. Но вот время идет, и малыш начинает брать предметы преимущественно левой рукой, потом - и печенье, и ложка упрямо вкладываются в левую руку, и карандаш… И сколько мама не перекладывает обратно - ребенок делает так, как ему удобно.

Опять же, это разработано как механизм безопасности. Если было поражение, поражающее только левую слуховую кору, правое ухо не стало бы полностью глухим. Если вы обратили внимание, вы помните, что каждая из черепных нервов общается как с правым, так и с левым полушарием, в отличие от спинномозговых нервов, которые общаются с противоположными полушариями.

Поэтому быстрый ответ заключается в том, что визуальная информация от каждого из зрительных нервов обрабатывается обоими полушариями. Но давайте посмотрим немного ближе к зрительным нервам. Рисунок 6: Визуальный путь, от глаза к зрительной коре, в затылочной доле, в задней части мозга.

Так уж устроен мозг ребенка: правое полушарие развивается равномерно, а левое - скачками, первый скачок развития - в два года. Именно в этом возрасте можно впервые сказать: “Мой ребенок левша”. Но преобладание ведущей руки может быть условным. Часто ребенок “выбирает” руку нечетко. “Настоящий” левша получается, если правое полушарие определяет ведущие левые руку и глаз. А вот если ведущим является правый глаз, или при левом ведущем глазе - правая рука, получаются “скрытые” левши. Но об этом можно говорить после 4-5 лет, когда ребенок начинает орудовать карандашом. Именно в этом возрасте родители даже праворукого ребенка часто видят зеркальность рисования и письма (левый глаз дает “обратную” информацию для правой руки). И дело здесь совсем не в том, что в какой-то момент ребенка “переучили” (а переучивать левшу - это значит наступить на его здоровье, личность, способности - об этом пишут сейчас все!). В этом возрасте происходит второй скачок развития левого полушария. Причем происходит это у всех детей по-разному. И если выбор руки и глаза происходит в момент доминирования левого полушария - получается “леворукость” - скрытая или явная. Психологи говорят о таких детях “правополушарные”. То есть такие, у которых преобладает образность мышления, эмоциональность, двигательная активность над логикой, размеренностью, “раскладыванием по полочкам” левого полушария мозга. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Здесь опять впереди мальчики: уже к шести годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет. У лиц мужского пола функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно судить уже к 6-7 годам.

Правда, иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга идет по тому же пути, что и у девочек. У таких мальчиков дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Они не всегда хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова. Камень преткновения для них - таблица умножения. Все это постепенно выравнивается к 3-5-у классу. Если считаться с возрастными особенностями развития мышления, то до 9 лет у ребенка еще не до конца сформированны межполушарные взаимодействия. Другими словами, ребенок еще находится на “распутьи”: какой стиль мышления выбрать. Однако детское мышление в любом случае ближе к правополушарному. Таким образом, во время обучения детей в возрасте 4-6 лет необходимо учитывать особенности “правополушарного мышления”.

Особенности обучения

Сейчас известно, что полушария мозга “специализируются”. Так, во время обучения чтению правое полушарие может воспринимать слово полностью, как образ-мелодию, или как образ-картинку. А левое полушарие анализирует звуки, составляет их в слоги, а из слогов - слова. Оно также отвечает за использование грамматических правил. Однако значения слов “сохраняются” именно в правом полушарии.

При обучении именно левое полушарие руководит поведением ребенка, влияет на способность выполнять задание, быть дисциплинированным на занятии, контролирует способность что-то сделать, если нужно, а не хочется. К сожалению, правополушарным детям тяжелее учиться, у них большая двигательная активность, хуже поведение, чем у одногодков, которые явно определились с ведущей рукой или глазом. Часто они более подвижны, чем их праворукие сверстники. Кажется, что у них спрятан где-то моторчик, им обязательно нужно многое успеть. Они - страстные выдумщики. Причем часто сами верят в свои фантазии. Поэтому с левшами родителям труднее: они более упрямые или “взрывные”, эмоционально неустойчивые.

Из-за особенностей левшей нужно очень тщательно выбирать технологию обучения, учитывая, что подготовка к школе такого ребенка не должна включать только чтение, письмо, математику. Раннее погружение в мир знаков и символов (чтение, письмо, цифры) использует работу левого полушария мозга, и, таким образом, детям с преобладанием правого полушария, это трудно. В момент перегрузки ребенок становится еще более подвижным, нервным. Нередко попытка опережающего использования абстрактно-логического, речевого отображения мира приводит не к опережению развития левши, а к замедлению. А трудности в дошкольном возрасте иногда приводят к неуверенности ребенка в себе, или к протестам - нежеланию учиться, даже к неврозам.
Еще одна трудность левшей - это отношения с пространством. Зеркальность при письме, запоминание последовательностей (дни недели, месяцы), ребенку тяжело ориентироваться в тетради (да он просто не замечает этих клеточек!), не говоря уже о вычислениях в столбик в младших классах. Чтение часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок не может что-то изучать, не понимая или потеряв нить рассуждений. Он лучше учится, если имеет определенный алгоритм действий.

Как определить левшу?

Многие психологические тесты по определению ведущего полушария предлагают прежде всего определить ведущую руку, ухо, глаз, ногу. И это вполне оправдано, ведь исследования показывают, что преобладания самого по себе полушария у левшей и правшей незначительны, а в случаях стрессовой ситуации эта разница вовсе исчезает. Но мозг не может изучать все сам. Ему нужна информация. Другие части тела снабжают мозг необработанной информацией, которую он использует для получения знаний о мире. Глаза, уши, руки и ноги являются также обучающими органами, так как эти тонко адаптированные сенсоры несут ощущения внешнего мира в мозг. Все эти части тела чрезвычайно важны для процесса обучения.

Но между полушариями мозга есть еще особенность: они контролируют части тела перекрестно: правое полушарие - левый глаз, левое ухо, левые ногу и руку, и, наоборот, левое полушарие - правый глаз, правое ухо, правые ногу и руку. Казалось бы, из этого должно следовать, что если правое полушарие ведущее, то должны быть ведущими все эти четыре части тела. На самом деле у здорового человека могут быть односторонними только три части тела, например: глаз, ухо, рука - левые, а нога - правая.

Как определить ведущее полушарие? Наиболее простые тесты, разработанные для взрослых, предлагают выяснить, какая из частей ведущая, и по преобладанию сторон - определяют “полушарность”.

Для определения ведущего глаза предлагается “прицелиться”, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Дети с доминирующим левым глазом пытаются следить “справа налево”, потому часто у таких начинающих “читателей и писателей” возникают перестановки букв и даже слогов при чтении и письме.

Для определения ведущего уха взрослым предлагают слушать множество слов через наушники (причем в каждый из наушников передаются другие слова). По тому, сколько слов запомнил взрослый через правое и левое ухо определяется “доминантность” уха.

Доминантность рук определяется через 3 разных теста:

  1. Нужно переплести пальцы рук. При этом сверху всегда оказывается один и тот же палец - ведущей руки.
  2. Переплести руки на груди. Наверху (на предплечье другой руки) лежит ведущая рука.
  3. Расположите руки горизонтально полу. Похлопайте. Сверху хлопает ведущая рука.

Если после исследования выяснится, что у вас преобладает то правая, то левая рука - возможно, вы скрытый “левша”.

Доминирование ноги измеряют как среднюю длину шага. “В быту” понаблюдайте: на каком боку вы засыпаете, какую ногу прижимаете к себе. Ведущая нога обычно оказывается “под телом”, поскольку организм таким образом “гасит” лишние импульсы от слишком активной части тела. Если засыпаете на правом боку - то у вас ведущая правая нога, на левом - левая. Если же вы засыпаете на спине или животе, то попросите кого-то понаблюдать, на какую сторону вы переворачиваетесь прежде всего - на правую или на левую.

Конечно, если вы уже определили свою полушарность, то хотелось бы и детишек “протестировать”. Даже для совсем маленьких детей можно это сделать при помощи увлекательной игры.

Ведущий глаз Приготовьте несколько ярких небольших игрушек, положите в коробочку, в которой есть отверстие только для одного глаза. Пускай малыш заглядывает в отверстие и угадывает, какая игрушка там спрятана, а вы фиксируйте, каким глазом он смотрит при этом. Меняйте игрушки. Ведущий глаз будет подглядывать чаще.

Ведущее ухо Приготовьте несколько игрушек с разным звучанием: колокольчик, пищалку, погремушку, коробочку с горохом, часы и т.д. Завяжите ребенку глаза. Не давая малышу предмет в руки (чтобы не было узнавания наощупь), дайте ему “прозвучать”, располагая его перед лицом малыша. Следите, каким ухом ребенок пытается слушать (в какую сторону поворачивает головку).

Ведущая рука Также определяется несколькими выборами предметов: предлагайте ребенку игрушки, предметы (в т.ч. ложку, карандаш), следите, какой рукой он их берет. Правда, готовьтесь к тому, что предметы малыш берет правой рукой, а при письме ему удобнее будет писать левой. Если малыш не может никак выбрать ведущую руку (к сожалению, это может продолжаться и до 9-10 лет), пораньше давайте писать обеими руками (по очереди).. Если малыш амбидекстр (обоерукий), то лучше учить писать правой. Если левша - посоветуйтесь со специалистами, как вкладывать карандаш, как приучать руку к письму.

Если большинство тестов определили ведущую левую сторону тела - малыш правополушарный. Если ведущая правая сторона тела - левополушарный.

Как помочь левше?

Если у ребенка ведущий глаз левый, а ведущая рука правая, можно помочь ему научиться читать следующим образом. Помечайте цветным карандашом букву, с которой нужно начинать чтение, а чертой, проведенной сверху вниз, фиксируйте направление глаз при чтении. При зеркальном написании букв - предложите ребенку сконструировать по образцу буквы из палочек разной длины и полукругов или обводить буквы, написанные пунктирными линиями со стрелками, показывающими откуда начинать и куда вести линию. Хорошо вместе с ребенком проговаривать план написания (например, сначала рисуем немного наклонную прямую линию, затем конец ее закругляем и дорисовываем круг - получается цифра “6”).

,