Домой / На защиту / Почему евреям нельзя работать в субботу. Шабат как важнейший аспект еврейской жизни

Почему евреям нельзя работать в субботу. Шабат как важнейший аспект еврейской жизни

К абалат Шабат (буквально «прием субботы») означает встречу Субботы в пятницу вечером. Это делает вечер пятницы особенным для евреев – в особенности для еврейских семей. Совместная семейная трапеза в пятницу — это обязанность каждого, не терпящая никаких оправданий. Даже для многих светских евреев, которые долгое время не соблюдали никаких Божьих постановлений – собираться дома в Шаббат является событием величайшей важности. Это стало неотъемлемой частью еврейской культуры. Данная статья является обзором традиций и причин важности Шаббата, а также того влияния, которое он оказывает на все еврейское сообщество.

Во-первых – почему Шаббат начинается в пятницу вечером? Сама идея Шаббата впервые появляется в истории сотворения, при описании движения времени суток: «и был вечер, и было утро: день шестой». И дальше все дни описаны таким же образом, начиная с вечера. Так что, с появлением первых трех звезд на небосводе начинается Шаббат.

Традиции Шаббата

Не все семьи следуют всем этим традициям, но зажигание двух свечей и вкушение хлеба и вина является наиболее распространенной частью семейной трапезы.

1) Хозяйка дома зажигает две свечи и произносит благословение на Шаббат – таким образом представляя два упоминания десяти заповедей в Торе, которые включают в себя два постановления о Шаббате – помнить его и соблюдать.

2) Отец возлагает руки на головы каждого из своих детей и благословляет их – самая трогательная часть традиционного еврейского Шаббата, которая помогает родителям выразить и подтвердить любовь к своим детям в это особенное семейное время.

3) Семья сидит вместе за столом и глава семьи произносит «кидуш» над чашей вина. Это благословение и освящение Шаббата: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы» . Чаша «кидуш» является напоминанием о двух различных причинах хранить Шаббат, одна – чтоб следовать Божественной модели сотворения мира за семь дней, и другая — помнить, что они были избавлены от рабства. «Кидуш» отмечает сотворение, а также чудесный исход из Египта.

4) Две булки хлеба — «халы» — традиционно преломляются с благословением: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, произрастивший хлеб от земли» . Хлеб разламывается, обмакивается в соль и передается каждому члену семьи. Две булки подаются в память о двойной порции манны, которая давалась израильтянам каждую пятницу, чтоб они не собирали манну в Шаббат. Соль всегда на столе в память об отсутствии Храма, — и стол подобен алтарю в Храме, ведь на алтаре всегда была соль на жертвах.

5) Иногда поются песни или благословения, в зависимости от того, насколько традиционна семья — либо о самом Шаббате, либо по псалмам или 31 главе книги Притчей (о благочестивой жене), как похвала жене.

6) В конце трапезы часто произносится благодарение за пищу, вместе со специальным благословением для каждого вида пищи, в центре которых всегда два компонента – хлеб и вино.

Ничего не напоминает?

Как вы уже могли заметить, многие аспекты еврейского Шаббата полны мессианского значения! В частности, когда мы читаем в Послании Евреям, что Иешуа Сам является нашим покоем, и «вхождение в покой» — это путь переживания новой свободы спасения, которую мы имеем в Нем. Когда мы размышляем о том, что история Исхода повествует о выходе евреев из рабства, через избавление благодаря крови и пресному хлебу, в завет с Богом, и потом в обетованную землю, — как удивительно отмечать в традициях Шаббата параллели с грядущим спасением Мессии! Чаша «кидуш», символизирующая кровь избавления, и преломленный хлеб спасения и обеспечения, принимаемые нами до «вхождения в покой» Шаббата. Разве это не прекрасно?

«Более чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев»

Я люблю традиции, которые помогают почтить каждого члена семьи, а особенно тех, которые иногда не получают столько же уважения, как другие. Традиции Шаббата помогли еврейским семьям выстоять в самые тяжелые времена, во времена испытаний и преследований, на протяжении двух тысяч лет изгнания.

В то время как многие другие народы, будучи угнетаемы, жестоко мучимы и рассеяны, распались и были уничтожены этими страданиями, еврейский народ, каким-то образом, придерживаясь их Богом установленной культуры, сохранился. На самом деле, хорошо было сказано: «Больше чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев.”

Возлюбив Дарителя больше, чем дар

Но, к большому сожалению, со временем, восхваление Шаббата достигло богоподобного статуса. В средние века, когда христианское преследование еврейского народа было особенно жестоким, песня с названием «Леха Доди» (приди, мой возлюбленный) была написана о Шаббате будто в ожидании прихода «Царицы Субботы», и слова из Песни Песней Соломона произносились в отношении самого Шаббата. Песнь Песней рассматривается как аналогия любви Бога и Его народа, а не народа Божьего и Шаббата. Шаббат – это святой и драгоценный дар, но он не может заменить Самого Бога, и все почтение следует воздавать Творцу, а не Его дарам.

Конечно, всем людям свойственна тенденция любить (более видимые) дары вместо Того, кто дал их, но это идолопоклонство. Задумайтесь на минутку о своей жизни, и вспомните те моменты, когда вы поступаете так же. Каждый из нас участвует в этой битве по сохранению Бога в центре нашей любви и хвалы, но когда Бог не на первом месте, все идет не так. Мы упускаем самое лучшее.

Бог, по милости Своей, сохранил еврейский народ сильным, единым и культурно слитным на протяжении столетий не иначе как чудесным способом. Следование Его мудро данным законам и заповедям, таким, как соблюдение Шаббата, во многих отношениях сделало возможным их сохранение. Но давайте молиться, чтобы народ Израиля вновь был наполнен жаждой по Тому, Кто дал заповеди, и не удовлетворялся самими заповедями. Давайте молиться за пробуждение Его народа – за жизнь из мертвых! Молитесь вместе с нами в этот Шаббат за еврейский народ по всему миру, за откровение и спасение, и чтобы они по-настоящему «вошли в Его покой». Аминь.

Исход 20 и Второзаконие 5
http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/261818/jewish/A-Brief-History-of-Shabbat.htm

Христианство является общей религией для многих народов. Но так же имеет много различий исходя из религиозных требований и обычаев каждого из них. Иудаизм, католицизм, протестантство и православие — это разные направления одной и той же религии. И у каждой существуют свои дни подчиняющиеся особым требованиям и правилам. Примером может послужить день запрета на труд. Так, например, у русских это воскресенье, а у евреев — суббота.

Суббота у иудеев называется Шаббат. Он является седьмым днем недели у еврейского народа и как гласит, священное писание этого народа, Тора: «шесть дней Господь работал, а на седьмой — отдыхал». Верующие созданы по образу и подобию своего создателя, а поэтому поступать им надлежит так же как поступал Он. Книга, перечисляющая 39 запретных занятий, называется Талмуд. Помимо этого Институт технологий и еврейского законодательства, расположенный в Иерусалиме, каждый год в связи с возникающими новыми технологиями, пополняет данный список.

Вот несколько новых запретов принятых этим институтом:

  • Иудеям запрещается в субботу пользоваться любыми электронными приборами, такими как телевизор, телефон, компьютер и фотоаппаратом, видеокамерой и другими подобными достижениями науки и техники.
  • Запрещено использование любых инструментов и денег, а также нельзя использовать свечи, карандаши и спички.
  • Евреям не разрешается в субботу покидать окрестности города в котором он проживает, максимально допустимое расстояние, на которое он может удалиться, не должно превышать километра.

Правительство данной страны считает, что культура прививается с детства. И забота о воспитании будущего поколения лежит на родительских плечах.

Имеются всего два пункта, освобождающие от субботнего запрета:

  1. Когда человеческой жизни или здоровью что то угрожает, иудей должен сделать все, от него зависящее, что бы помочь ему. Поэтому службы оказания экстренной помощи в Израиле в субботу работают.
  2. Врач вызванный к больному обязан сделать все что требует его профессиональный дол

Немного информации о запретах у иудеев

В религии евреев существует 365 запретов, включая общие для всех христиан заповеди. Евреям запрещено употреблять в пищу свинину, а так же нельзя смешивать мясные и молочные продукты. Срок прошедший с момента употребления одного продукта до поедания другого должен составить не менее 2 часов.Птицу можно есть лишь при условии что упокоил ее специально обученный резчик-шойхет .Для евреев мужчин обязательно ношение пейсов, а для женщин религия предписывает прятать волосы под головным убором.

Евреи издавна жили по всему миру. Это народ любящий путешествия и неплохо уживающийся с другими народностями. Нация торговцев. В древние времена именно эта нация основала банковское дело. Ростовщики и менялы — они ссужали людям деньги под проценты и обменивали валюту. Иудеи единственная нация которая спокойна уживалась с мусульманами. Это был своеобразный симбиоз хищника и жертвы.

Постоянно воюющие во славу Аллаха, нуждались в постоянных денежных вливаниях. И евреи, своевременно делавшие свежие вливания в казну правителя, обеспечивали это. Если же у вас возникнет вопрос, почему мусульмане не отбирали имущество евреев. Ответ очевиден, если выразиться аллегорией: надежней каждый день питаться надоенным с коровы молоком, чем зарезать ее и наестся до отвала мяса, но всего лишь один раз.

Тема «тунеядства» харедим вызывает глубокую и постоянную озабоченность в Израиле, поэтому попробуем разобрать ваши опасения по порядку.

Если все будут учиться, кто тогда будет работать?

Еврейский «перекос» описал ещё давным-давно царь Давид в своих Псалмах (27:4): «… пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…». Еврейский идеал — посвятить свою жизнь изучению Торы, личному совершенствованию и духовной жизни.

По-видимому, услышав подобное, вы и ощутили сильное опасение: а что произойдёт, если еврейский народ, все как один, бросится выполнять эту мечту, то кто же тогда будет работать?!

Во-первых, не стоит уже сейчас начать нервничать, так как, к сожалению, такой тенденции на данный момент в народе пока не заметно.

Во-вторых, если даже предположить, что это случится, тоже не стоит пугаться, ведь это и будут дни прихода Машиаха, и тогда всё в мире изменится, включая потребность в работе.

А почему «харедим » поголовно не работают?

Вы, по-видимому, имеете в виду, что все остальные жители Израиля «поголовно» работают, и только «эти» — «увиливают»? Поинтересуйтесь в статистическом бюро Израиля, там знают, как все «поголовно» работают. А вот как харедим «увиливают», можно увидеть своими глазами в любом религиозном районе. Там во всех сферах работают люди религиозные. Поэтому «никто не работает» лучше исправить на «частично…».

В первую очередь, это ученики йешив . Правда, к ним претензий должно быть меньше. Ведь так же как от студентов не ждут, что они выйдут работать, пока учатся, так и от учеников йешив не стоит ожидать, что они вольются в ряды трудящихся.

А основные «тунеядцы» — это учащиеся коллелей , то есть, женатые евреи, которые вместо работы продолжили учёбу. И хотя их не так много и их жёны работают (при этом нигде нет правила, что оба супруга должны работать), этого достаточно, чтобы вызвать у людей самые разные чувства. У тех, кто постарше — досаду, «к станку бы всех», у тех, кто помоложе — сожаление, «сколько программистов пропадает»… Вот в основном про них, учащихся коллелей , у нас и пойдёт речь.

Почему работа — грех?

Если вы уж напомнили о грехах, то замечу, что необходимость работы, как средства достижения пропитания, действительно появилась в мире именно из-за греха. Первый Человек был сотворён не для физической работы, но когда он согрешил, был наказан: «В поте лица своего будешь есть хлеб…» Берешит (3:19). То есть, до греха Адам ел хлеб без пота, без усилия и работы, а вот после греха образовалась реальность, вынуждающая человека постоянно работать, чтобы выжить. Это не благословение, а проклятие. Поэтому слова «раб» и «работа» имеют тот же корень. И хотя многие полагают, что Человек был сотворён быть рабом работы, изначально не в этом была цель его Творения, а в достижении духовного совершенства.

Важно отметить, что там, в конце истории, исправив первородный грех, человечество вновь придёт в состояние, когда не будет более надобности работать.

Спор мудрецов о необходимости работать…

Итак, изначально человек не был сотворён для работы, у него другая цель появления в мире. Поэтому еврейская мысль не только не видит работу как самоцель, но даже как средство для существования подвергает сомнению. И спор на эту тему существует ещё с древних времён. В трактате Брахот (35,б) есть знаменитая полемика между рабби Ишмаэлем и рабби Шимоном бар Йохаем, его сокращённо называют РАШБИ. Рабби Ишмаэль утверждал, что еврей должен учить Тору, но ему так же необходимо работать, чтобы обеспечить пропитание себе и семье. РАШБИ же утверждал обратное: нет необходимости работать. Ведь если еврей растратит время на работу, то не достигнет цели своего творения и не постигнет всей глубины Торы. Как же он будет жить? Б-г позаботится о нём и пошлёт через кого-то пропитание. Этот спор подытоживает мудрец Абае: «…многие пошли по пути рабби Ишмаэля и получилось у них, а кто выбрал путь РАШБИ — не получилось».

Комментаторы Талмуда объясняют этот спор так. В мнении Абае нет перевеса в сторону рабби Ишмаэля, оба мнения истинны и справедливы. Оба полагают, что необходимо учиться, но Рабби Ишмаэль считал, что дополнительно необходимо и работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Это мнение рассматривается как общее правило, как путь для масс, для всего народа. А РАШБИ указал на исключение из правил, на индивидуальный подход, путь для единиц. Избранные не только могут, но и должны жить полной духовной жизнью, не работая, как и сам Рабби Шимон бар Йохай, автор книги Зохар.

Итак, путь приемлемый для большинства, это путь сочетания работы и учёбы.

Почему же поголовно все должны учиться?

«Ну, я как раз это имел в виду, — обрадуетесь вы, — пошлите несколько отличников на учёбу в йешиву, а остальных гоните в шею на работу»!

К сожалению, должен вас разочаровать, есть несколько причин, почему в наше время еврейский мир такую социальную модель отверг.

Изменение реальности

Действительно, с былых времён, евреи в общей массе работали и учились, а единицы посвящали всю свою жизнь изучению Торы и служению Б-гу. Но с тех пор прошло много времени, и мир изменился. Раньше еврейские дети с раннего возраста шли получать какую-то профессию, и это никак не мешало им оставаться глубоко верующими и исполняющими заповеди Творца, так как всё окружение было этим пропитано. В нашем же поколении это совсем не так…

В наше время еврейская улица всё меньше и меньше еврейская. И до такой степени стала нееврейской, что если парень не будет учиться в йешиве — не то, что у него будет пробел в еврейском образовании, вряд ли он вообще останется евреем, преданным Торе и даже непонятно, останутся ли его внуки вообще евреями.

По мнению одного из величайших мудрецов нашего времени рава Якова Исроиля Каневского (Стайплера) наше время подобно «гзератшмад » — то есть, попытке уничтожить еврейский народ, поэтому пребывание еврейских детей и юношей в йешивах — это вопрос духовной жизни и смерти. Это и есть причина, почему у нас посылают всех детей «поголовно» получить еврейское образование и воспитание.

Но когда оно получено, когда юноши сформируются как личности, создадут семьи, вот только тогда каждый из них сможет сам решить, какой путь выбрать. То ли путь рабби Ишмаэля — и тогда пойдут учиться какой-либо профессии и искать работу (при этом строго соблюдая все еврейские законы и учась в свободное время), то ли выберут путь избранных, идущих по пути РАШБИ, и посвятят всю свою жизнь Торе и духовности.

И до тех пор, пока нет в них этой зрелости, они должны учиться всем основам иудаизма, которые можно получить только в йешиве или в коллеле . И несомненно, что если они не будут так воспитаны, то не только не пойдут по пути РАШБИ, но и до пути рабби Ишмаэля не дойдут. Их еврейство будет без глубоких крепких корней, и первое же дуновение ветра снесёт кипу с их головы.

Продолжение еврейской эстафеты

Другая причина, почему все «поголовно» учатся в йешивах, связана с необходимостью, чтобы в каждом поколении вырастали те несколько мудрецов, которые будут способны подняться на вершину духовной жизни и через которых пройдёт вся Тора следующему поколению.

И уже давным-давно было замечено, что если тысяча начнёт учёбу, то… только один из них станет Раввином. То есть, для того, чтобы появились малочисленные, необходимо обучить многочисленных. И нет никакой возможности предугадать, кто в конечном счете окажется среди этих единиц. Никакой экзамен по психометрии не поможет. Тора не подобна остальным знаниям в мире. Она даётся не талантливым, а тем, кто готов всего себя отдать учёбе и работе над собой. Зачастую великими раввинами становились те, кто в детстве, а порой и в юношеском возрасте, особыми талантами не блистал, но зато они были чисты и полны желания знать. Поэтому необходимо, чтобы все еврейские мальчики, без исключения, учили Тору, чтобы у всех был шанс стать великими в поколении и из них появятся те несколько, которые продолжат эстафету еврейства на все поколения.

Духовная планка

И есть ещё одна причина. Мы ставим перед нашими детьми изначально высокую цель быть среди избранных, быть еврейскими мудрецами. И причины этого просты и очевидны. Ведь тот, кто будет учиться, но, увы, не преуспеет в учёбе, сможет жить как еврей работающий, богобоязненный и устанавливающий постоянство в учёбе Торы. Но, если изначально понизим планку, будем наставлять его на путь трудоустройства, то уж точно из него мудреца никогда не выйдет. Поэтому мы желаем, благословляем и требуем от наших детей максимума. Ведь без страстного желания достичь максимума, не будет достигнут и минимум.

А заодно, когда «многочисленные» пойдут по пути Торы, то, по крайней мере, почувствуют желание быть как те «малочисленные», и если даже не удостоятся быть среди отборного войска, смогут помогать тем, кто держит на себе всё еврейское, ценить тех, кто хранит еврейский народ и передаёт всё наследие дальше. То есть, их путь не идеал, а временное и вынужденное занятие.

А идеалом у еврея всегда останутся слова царя Давида: «…пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…»

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Когда евреям нельзя работать

Нерабочие дни у евреев

Евреям полностью запрещено работать:

— в шаббат (субботу);

— в Йом-Киппур;

Евреям запрещена любая работа, кроме приготовления еды:

— в праздники Песах, Рош-а-Шана, Шавуот, Суккот, Симхат Тора и Шмини Ацерет, которые упомянуты в Торе;

Евреям крайне не желательно работать, но можно:

— в праздники Пурим и Ханукка, которые имеют статус заповеди, установленные пророками и мудрецами Израиля;

Евреям не желательно работать, но можно:

— в промежуточные дни (Хол ха-моэд Песах) праздника Песах;

Евреям не запрещается работать:

— в праздники Ту би-Шват (Новый год деревьев) и Лаг ба-омер, которые не имеют статуса заповеди

Нерабочие дни в Израиле называются йом тов

Праздник Песах длится в Израиле 7, вне Израиля в диаспоре - 8 дней. Из них нерабочие для евреев в Израиле (йом тов) - первый и последний дни(15 и 21 Нисана), вне Израиля в диаспоре - первые 2 и последние 2 дня (15,16 и 20, 21 Нисана)

В Хол ха-моэд Песахв Израиле) — 16-20числа месяца Нисана работать нежелательно, но можно. Эти дни следует использовать для соответствующей определенному празднику духовной работы

В Шавуот в Израиле не работают один день (6 Сивана), вне Израиля в диаспоре - два дня (6 и 7 Сивана)

В Рош а-Шана и в Израиле и вне Израиля в диаспоре не работают два дня (1 и 2 Тишрея)

В Йом Киппур и в Израиле и вне Израиля в диаспоре не работают один день (10 Тишрея)

Праздник Суккот продолжается в Израиле и вне Израиля в диаспоре - 7 дней. Из них нерабочие в Израиле - первый день (15 Тишрея), вне Израиля в диаспоре - первые два дня (15 и 16 Тишрея)

Шмини Ацерет/ Симхат Тора в Израиле отмечают в один день (22 Тишрея). Вне Израиля в диаспоре это - два дня (в первый отмечают Шмини Ацерет, во второй - Симхат Тора) — (22 и 23 Тишрея)

В Пурим (14 Адара) лучше не работать. Но если обстоятельства не позволяют - то можно. В принципе это разрешается, поскольку Пурим не входит в йом тов

В йом тов не входят также и все восемь дней праздника Ханукка (25 Кислева — 2 Тевета). Поэтому во все эти дни евреи могут работать без каких бы то ни было ограничений. Исключение — суббота, которая выпадает на один из дней Ханукки

В Ту би-Шват, Новый год для деревьев — 15 числа месяца Швата евреям не запрещается работать

В Лаг ба-омер — 18 числа месяца Ияра евреям не запрещается работать

2018-02-09T16:13:47+00:00 konsulmir Израиль Праздники и выходные дни Праздники и выходные дни в Израиле Евреям запрещена любая работа,Евреям крайне не желательно работать,Евреям не желательно работать,Евреям не запрещается работать,Евреям не рекомендуется работать,Евреям полностью запрещено работать,Евреям разрешается работать,Израиль,Йом – Киппур,Когда евреям нельзя работать,кроме приготовления еды,Лаг ба-омер,Нерабочие дни у евреев,но можно,Новый год для деревьев,Песах,Пост 9-го Ава,Праздники и выходные дни,Праздники и выходные дни в Израиле,Праздники и выходные дни в Израиле в 2018 году,Пурим,Рош-а-Шана,Симхат Тора и Шмини Ацерет,Суккот,Ту би-шват,Ханукка,Хол ха-моэд Песах,Шаббат (суббота),Шавуот Когда евреям нельзя работать Нерабочие дни у евреев Евреям полностью запрещено работать: - в шаббат (субботу); - в Йом-Киппур; Евреям запрещена любая работа, кроме приготовления еды: - в праздники Песах, Рош-а-Шана, Шавуот, Суккот, Симхат Тора и Шмини Ацерет, которые упомянуты в Торе; Евреям крайне не желательно работать, но можно: - в пост 9-го Ава; Евреям не рекомендуется работать,... konsulmir Все темы

Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!


Подписаться

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Одноклассники

Шабат , или Шаббат (иврит: ‏שַׁבָּת) - седьмой день творения, он же - седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат - святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир , а в седьмой - отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбоах» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» - «семь» (отсюда, например, «швиит» - заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат - это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей , устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш - «хорошей субботы!» ). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г - Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.

СУББОТА - Шаббат, седьмой день недели

Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы - первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня - Субботы.

Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день - суббота Всевышнему: не делай никакого дела, - ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу - даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).

Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».

Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун .

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

ответ р. Бенциона Зильбера

воспоминания рава Ицхака Зильбера о том, как он соблюдал субботу в лагере

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Видеоуроки о законах субботы, проведённые р. Элияу Левиным

Пост в субботу. Молитва о бедах в субботу. Штей микра эхад таргум. Необходимость посвятить в Субботу время для духовного роста