Домой / Гадания / Государственная религия церковный налог в венгрии. Культура венгрии

Государственная религия церковный налог в венгрии. Культура венгрии

Крепость города Вышеград . Ее могучие стены сегодня лишь отдаленно напоминают о былом величии. Что же касается обитателей древнего замка, то о них помнят лишь краеведческие музеи да редкие любители истории. Здесь побывал король Анжу Карой Роберт, который укрывался в цитадели, дабы избежать покушения. Другой обитатель замка был менее знатен, но слава о нем гремела по всей Европе - знаменитый граф Дракула.

Описание:

Севернее Будапешта, где Дунай меняет направление течения, над его живописной излучиной в XIII веке была возведена Вышеградская крепость. Вышеградскую фортецию, как и многие другие замки Венгрии, построили после татарского нашествия, из которого венгерские короли извлекли определенные уроки. Но Вышеград вырос не на пустом месте. Еще в древние времена у подножия горного массива находились фортификационные сооружения, построенные еще римлянами.

Вышеград стоял на границе славянских земель и западных территорий. И неудивительно, что город-крепость претерпел множество потрясений. Героические осады, пленение мятежниками короля Соломона в башне, которая с тех пор носит его имя, похищение венгерской короны из сокровищницы - все это история Вышеградской цитадели.

В XIV веке первый король династии Анжу Карой Роберт перенес из Буды в Вышеград столицу страны. Король очень боялся покушения на свою жизнь. И не напрасно. Его кавалерия в лучших традициях угнетателей народа вытоптала виноградники вокруг Буды, чем вызвала недовольство не только простых людей, но и венгерского дворянства. Возможно, у возмущения были и другие причины, но виноградники стали самой очевидной из них. Карой Роберт решил, что вдали от Буды, где набезобразничали его конники, под защитой неприступных стен Вышеграда, он будет в безопасности. Но просчитался. Покушение на него все-таки состоялось именно в Вышеграде. Причем поднял руку на его королевское величество собственный кравчий. А по другой версии - сокольничий. Впрочем, к счастью для короля, все обошлось благополучно. Злоумышленник был как-то неловок, ему не удалось зарубить короля.


Достопримечательности:

У подножия горы, на которой стоит Вышеградская крепость, почти на самом берегу Дуная, лежат руины одного из самых знаменитых памятников эпохи Возрождения. Это мраморный дворец короля Матьяша Корвина. Современники писали, что королевский дворец поражает своей дивной красотой и не имеет себе равных во всей Европе. Сейчас восстановлена только часть дворца Матьяша, но она дает возможность судить о его былом великолепии.

Король Матьяш заключил в Вышеградской крепости весьма знаменитого злодея того времени - Влада Цепеша, которого называли также князь Дракула. Известный кровопийца провел здесь в заточении двенадцать лет. Матьяшу донесли, что Влад Цепеш - заговорщик, метящий на венгерский трон. Неизвестно, сколько в этом доносе было правды, возможно, его авторам просто надоело терпеть зверства этого душегуба, прозванного “колосажателем”. Но Матьяш предпочел доносу поверить и Дракулу арестовать. В сказании о князе Дракуле рассказывается, что и в заточении он не оставил своих милых забав. “Ловил мышей или птиц покупал на базаре и мучал их - одних на кол сажал, другим отрезал голову, а птиц отпускал, выщипав перья. И научился шить, и кормился этим в темнице”. Пребывание Дракулы в Вышеграде обросло множеством легенд. Мрачные подвалы, роман с дочерью Матьяша, подземные ходы… На самом деле все было не совсем так. Дракула был женат на сестре, или, по другой версии - кузине короля Матьяша, а содержался вовсе не в ужасном застенке. Вышеград в те времена заслужил имя “второй Альгамбры”, это был прекрасный замок со всеми возможными удобствами и развлечениями. А Дракула вместе с женой обитал в башне Соломона, в которой обычно жили знатные пленники. За полвека до Цепеша здесь был в заключении будущий император Священной Римской империи Сигизмунд Люксембургский. И эта башня ему так понравилась, что, вознесшись на вершины власти, он велел ее еще больше благоустроить и поселился в ней же. Так что вряд ли Дракуле приходилось шить, чтобы заработать себе на пропитание. А вот насчет птичек и мышек, кто его знает…
Музеи:

* В краеведческом музее хранятся реликвии венгерских королей, средневековые карты государства, гербы древних мадьярских родов.
*

В музее восковых фигур не то чтобы страшно, но как-то не приятно, уж очень все натуралистично.

Рестораны:

В венгерской кухне с одинаковым успехом используют овощи, мясо и рыбу. На закуску вы можете попробовать ветчину под хреном, колбаски или жаренную в сале гусиную печенку. Вероятно, самое известное блюдо за пределами Венгрии - гуляш, который готовят с добавлением муки и паприки (сладкого красного перца). Не менее популярен перкельт - рагу, в котором рубленый лук играет большую роль, чем в гуляше. Характерная особенность венгерской кухни - обильное использование свиного жира, сметаны и красного перца паприки. Кстати, настоящая хорошая паприка и не слишком остра, скорее чуть сладковата. Самую активную роль такая паприка играет в блюде под названием паприкаш. Паприкашем называют все блюда со сметанным соусом, заправленные паприкой. Есть мясной, куриный и рыбный паприкаши.
Клубы:

Под Вышеградом есть крепость, где всем желающим надевают толстую кожаную перчатку на руку, дают кусок мяса и разрешают (за символическую плату) сфотографироваться с настоящим живым соколом-охотником. Кроме того, там, в этой же в крепости, есть помещения, где куклами в рост человека изображены сценки из Средних Веков. Есть комната, где пируют, где играют и где пытают.

Советы:

* Общественный транспорт развит прекрасно. Нет такого населенного пункта, куда турист не смог бы добраться общественным транспортом. Помимо междугородных поездов, в Венгрии действует сеть пригородных электричек. В каждом городе страны есть троллейбусные и автобусные маршруты. В Будапеште, Дебрецене, Мишкольце и Смегеде ходят трамваи. В Будапеште есть также метро и пригородные электрички, а билеты можно приобрести в киосках на остановках. На автобусе из Венгрии можно добраться не только до стран Восточной Европы (Словакии, Польши, Румынии), но и до стран Западной Европы. В основном, это обходится дешевле, чем билеты на поезда.

* Автобусы и трамваи работают с 5.00 до 23.00.

* Стоянки такси расположены, чаще всего, на авто- и железнодорожных вокзалах, а также у крупных отелей. После окончания работы общественного транспорта некоторые водители могут потребовать с вас оплату в валюте.
Будьте внимательны при поездках в такси. При кажущейся сравнительной дешевизне проезда на такси, очень часто будапештские таксисты заламывают цену, пользуясь вашим незнанием города. Поэтому выбор один - если у вас нет выхода, кроме как воспользоваться такси, то договаривайтесь о цене заранее.
* Вы можете арендовать машину, но только в том случае, если вам исполнился 21 год и вы официально проживаете на территории страны (например, в гостинице). Если у вас при оформлении аренды автомобиля не окажется кредитной карточки, придется открыть бумажник и оставить залог в $300 США. Скорость для машин ограничена: 60 км/ч в городских районах, 80 км/ч на шоссе, 100 км/ч на скоростных дорогах и 120 км/ч на автострадах. Для мотоциклов ограничения скорости такие же, за исключением городских районов - 50 км/ч. Мигающий зеленый цвет приравнивается к желтому цвету. В Будапеште воспользуйтесь общественным транспортом, так как движение в центре Будапешта запрещено и штрафы за парковку очень высокие.

* В венгерских ресторанах в цены меню не включается обслуживание, поэтому, как правило, на чай дают 10-20% от конечной суммы. То же относится к парикмахерским, косметическим салонам, такси и другим видам услуг.

И др. Число последователей религий, не относящихся к католичеству и протестантству не превышает в сумме 0,5 %. Число атеистов и агностиков , согласно данным переписи, 1 483 369 человек (14,5 %). Около 10 % граждан Венгрии отказалось отвечать на вопрос о религиозной принадлежности.

История

Граждане Венгрии по религиозной принадлежности :
Деноминация Население %
Христианство 7 584 115 74,4
Католицизм 5 558 901 54,5
Латинский обряд 5 289 521 51,9
Греко-католики 268 935 2,6
Протестантизм 1 985 576 19,5
Кальвинизм 1 622 796 15,9
Лютеранство 304 705 3,0
Баптизм 17 705 0,2
Другие 40 370 0,4
Православие 15 298 0,1
Прочие христиане 24 340 0,2
Иудаизм 12 871 0,1
Прочие религии 13 567 0,1
Всего религиозных 7 610 553 74,6
Атеисты и агностики 1 483 369 14,5
Отказались отвечать 1 034 767 10,1

Венгры в период своего переселения в Европу оставались язычниками . После их поселения в Придунайской низменности ряд христианских миссионеров с Запада предпринимал попытки обратить их в христианство, однако до начала XI века они были безуспешными. Первым христианским королём страны стал Иштван I , впоследствии канонизированный, как и его сын Имре . В первой половине XI века большая часть венгров приняла христианство латинского обряда, значительную роль в обращении венгров сыграл Герард Венгерский . Языческая реакция после смерти Иштвана I была вскоре подавлена. Большую роль в укреплении позиций католичества в стране сыграл король Ласло I , также впоследствии канонизированный.

Католицизм

Духовными центрами страны считаются Эстергом , где находится крупнейшая церковь страны - базилика Святого Адальберта , и аббатство Паннонхальма .

Протестантизм

Кальвинисты

Согласно переписи населения в Венгрии проживает 1 млн. 622 тыс. кальвинистов (2001) . Большинство из них являются прихожанами Венгерской реформатской церкви (венг. Magyarországi Református Egyház ). Церковь насчитывает более 1200 приходов, объединённых в 27 епархий (hu:Egyházmegye).

Епархии объединены в 4 церковных округа (hu:Egyházkerület) :

Православие

Источники

Напишите отзыв о статье "Религия в Венгрии"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Религия в Венгрии

– А почему вы знаете?
– Я знаю. Это не хорошо, мой дружок.
– А если я хочу… – сказала Наташа.
– Перестань говорить глупости, – сказала графиня.
– А если я хочу…
– Наташа, я серьезно…
Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять повернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шопотом приговаривая: «январь, февраль, март, апрель, май».
– Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, – сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать.
– Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит.
– Сходит? – повторила Наташа.
– Я тебе про себя скажу. У меня был один cousin…
– Знаю – Кирилла Матвеич, да ведь он старик?
– Не всегда был старик. Но вот что, Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить…
– Отчего же не надо, коли ему хочется?
– Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится.
– Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность.
– Ну не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа улыбаясь поглядела на мать.
– Не замуж, а так, – повторила она.
– Как же это, мой друг?
– Да так. Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так.
– Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.
– Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…
– Что ты врешь! – сказала графиня.
Наташа продолжала:
– Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный.
– Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня.
– Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать…
– Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
«Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.

Как и в большинстве стран Европы, наиболее влиятельной и распространенной религией в Венгрии является христианство. Согласно данным за 2011 год порядка 3,9 миллионов человек причисляют себя к католикам, а это более чем треть всего населения страны. Однако Венгрия - богатое в плане религиозных направлений государство, и одним лишь католицизмом религиозное разнообразие не заканчивается.

Краткая сводка о стране

Венгрия как государство ведет свою историю с 895 года - с года образования Венгерского княжества. Поскольку страна расположена в Центральной Европе, у нее нет выхода к морю. Граничит с Австрией, Словакией, Румынией, Хорватией. На карте Венгрия занимает территорию в 93 тыс. км 2 , на которой проживает 9,8 млн человек (92% из них - венгры). Порядка 1,7 млн живут в столице государства - Будапеште.

Венгрия с 1999 года является членом НАТО, в 2004 году вошла в состав Европейского союза. Экономика страны стабильно развивается, о чем говорит не только относительно высокий ВВП - 152 млрд долларов (15500 на душу населения), но и темп его роста - 4% за 2017 год. Также высок и индекс человеческого развития - 0,83 (37-е место в мире).

Краткая сводка о религии

Более 2/3 жителей Венгрии верят в Бога - это более 5 млн человек. Согласно данным исследований за 2011 год 2,7 млн человек отказались отвечать на вопрос о своей принадлежности к какой-либо религии. Порядка 1,8 млн жителей не относят себя ни к одной из существующих религий. Большая часть верующих, более трети всех жителей страны, являются католиками и греко-католиками.

Помимо католицизма, одной из ведущих религий в Венгрии является протестантизм в виде двух его главных направлений: кальвинизма и лютеранства. Число кальвинистов значительно превышает число лютеран - 1,2 млн прихожан против 215 тыс. Незначительно число православных и иудеев, их общее количество не превышает 25 тыс. человек.

В Венгрии довольно снисходительные законы в отношении религиозных организаций. В стране их насчитывается более 300, однако государственную финансовую поддержку получили только 5 религий. Это мировая религия - христианство (католичество и православие). Помимо нее, нашло поддержку протестантство, иудаизм и Церковь веры. С 1998 года прихожане любой церкви могут по своему желанию отдавать в распоряжение религиозной организации 1% от подоходного налога.

В последнее время в Венгрии наблюдается тенденция сокращения числа верующих: за 10 лет число католиков уменьшилось с 5,5 млн до 3,8 млн, а протестантов - с 2 млн до 1,3 млн человек. Также в два раза увеличилось количество людей, не пожелавших отвечать на вопрос корреспондентов о религиозной принадлежности - до 2,7 млн человек.

Католицизм в Венгрии

Христианство в виде католичества начало распространяться среди венгров еще в 950-х годах, что связано с деятельностью миссионеров из Германии. Вопросом религии впервые вплотную занялся князь Стефан I, в крещении Иштван I Святой (1001-1038). После принятия титула короля Венгрии он начал насаждение новой веры. При нем в государстве были образованы 2 архиепископства и 8 епископств, построены первые монастыри, велось активное проповедование христианства миссионерами. После его смерти оставшиеся язычники объявили восстание, которое было быстро подавлено.

До самой реформации большая часть венгров оставалась католиками. Однако уже к концу XVI века в Венгрии сильно закрепились протестантские настроения. На данный момент протестантов в стране в 3 раза меньше, чем католиков - главенствующей религией в Венгрии остается католицизм. По состоянию на 2011 год церковь, состоящая из 5 архиепархий и 10 епархий, насчитывает 3,9 млн прихожан. Примасом Венгрии - главой католической церкви в стране - сейчас является кардинал Петер Эрде.

Католические храмы Венгрии

Помимо 16 «малых базилик» - храмов, которым папой римским был дан особый статус в силу их древности и исторической важности - в Венгрии находятся две главные базилики: святого Адальберта и святого Иштвана. Первая находится в городе Эстергоме - духовном центре страны.

Базилика святого Адальберта (Эстергомская базилика) является не только самой крупной церковью Венгрии, но и высочайшим зданием страны. Соотношение длины и ширины строения составляет 118 на 49 метров, соответственно, высота - 100 метров. Архитектурный стиль, в котором построена базилика - неоклассицизм. Эстергомская базилика ведет свою историю с начала XI века, со времен правления Иштвана I. Сейчас же она является кафедрой венгерского примаса.

В Будапеште, столице Венгрии, находится второй по значимости храм - базилика святого Иштвана. Строительство собора началось в 1851 году и длилось 54 года. В 1905 году храм был освящен и 33 года спустя ему был дан статус малой базилики. По масштабам Будапештская базилика меньше, чем Эстергомская. Однако высота в 96 метров позволяет причислить ее к одним из наиболее высоких зданий Венгрии. Архитектурным стилем базилики святого Иштвана является неоклассицизм.

Протестантизм в Венгрии

Идеи и настроения начала XVI века, рожденные деятельностью Мартина Лютера и давшие начало периоду Реформации, не обошли стороной и Венгрию. В 1520-х годах протестантизм в лице лютеранства начал распространяться сначала среди немецкоязычного населения, а потом и среди высшего сословия, духовенства. Уже по прошествии полувека порядка 80% населения Венгрии исповедовало протестантизм, но кальвинистского толка.

Ситуация не изменилась и во время турецких завоеваний XVI-XVII веков. Османы снисходительно относились к вероисповеданию венгерского народа. Однако в начале 1720-х католицизм сильно теснит позиции протестантизма: переход в него считается преступлением, деятельность протестантов сильно ограничивается. На данный момент их число меньше числа католиков - порядка 1,4 млн человек. Причем большая часть протестантов на карте Венгрии сосредоточена в Затисской области. Большинство из них являются прихожанами Венгерской реформаторской церкви.

Православие и православные храмы

Исторически сложилось так, что в Венгрии число православных не превышает 1% от общего числа всех верующих. По состоянию на 2011 год к православию относят себя всего 13,7 тыс. человек. Более половины из них - сербы, предки которых переселились в Венгрию еще в 1690 году. Остальную часть составляют украинцы, румыны, русские. Православные верующие в Венгрии являются прихожанами Сербской православной церкви.

Главным православным храмом в стране служит Успенский кафедральный собор в Будапеште. Его строительство началось в 1791 году и было закончено за 10 лет. Оформлен в стиле барокко. С 1950 года собор находится под юрисдикцией Русской Православной Церкви. На данный момент Успенский кафедральный собор является действующим: ежедневно в нем проводятся богослужения. Они все проводятся на венгерском языке. В 2016 году власти Венгрии выделили средства в размере 100 млн венгерских форинтов для восстановления разрушенной во время Второй мировой войны второй башни собора.

Иудаизм и иудейские храмы

Большая часть евреев проживает в столице страны - Будапеште, в квартале Пешта - равнинной части города. Всего в Венгрии насчитывается порядка 48 тыс. этнических евреев, их них 10 тыс. исповедуют иудаизм. Число еврейского населения в стране не так велико в силу разрушительных последствий Первой и Второй мировых войн, Холокоста и венгерских событий 1956 года.

Главным иудейским храмом в Венгрии служит Большая синагога в Будапеште, которая по совместительству является самой большой синагогой в Европе. Этот крупный храм вмещает в себя 3 тыс. молящихся, что возможно благодаря огромной площади помещений в 1200 м 2 . Он строился в течение 5 лет, в период с 1854 по 1859 года. Оформлен в неомавританском стиле архитектором Людвигом Ферстером.

Общий вывод

Наиболее распространенной религией в Венгрии является католицизм, на втором месте - протестантизм. Католическая церковь в стране по состоянию на 2011 год насчитывает 3,9 млн прихожан, что однако на 1,7 млн меньше, чем в 2001 году. Что касаемо протестантизма, в Венгрии более распространен кальвинизм (1,2 млн человек), чем лютеранство (215 тыс. человек). Государство материально поддерживает христианство, протестантство, иудаизм и Церковь веры.

В Венгрии много храмов и соборов различных конфессий. Особенно среди них выделяются католические храмы - базилики. В Эстергоме и Будапеште находятся два главных собора: базилики святого Адальберта и святого Иштвана. Помимо базилик, в Венгрии есть и другие храмы: православные, протестантские, иудейские. Из православных соборов наибольшую известность имеет Успенский кафедральный собор, из иудейских - Большая синагога, расположенная в Будапеште.

Откуда они появились? Ответ на этот вопрос был получен случайно, когда обнаружилось родство языков венгров и ряда народов Крайнего Севера России. В это трудно поверить, но кочевники-оленеводы пришли в Европу, став одним из самых самобытных народов Старого Света.

Начало I тысячелетия нашей эры в Евразии было отмечено вторжением гуннов и значительным похолоданием, что послужило началом Великому переселению народов. Волна передвижения подхватила и угорский этнос, населявший территории на границе южной тайги и лесостепи Западой Сибири, от Среднего Урала до Прииртышья - протоугров. От тех, что пошли на север, произошли ханты и манси, а те, что двинулись на запад, к Дунаю, были предками венгров, или мадьяр, как они называют себя сами - единственных представителей финно-угорской языковой семьи в Центральной Европе.

Родственники Мадьяр

Сами названия народов манси и мадьяр происходят от общего корня «мансэ». Некоторые ученые считают, что слова «вогулы» (устаревшее название манси) и «венгры» - созвучные варианты одного и того же имени. Собирательство, охота и рыболовство - вот чем занимались предки мадьяр, манси и хантов. Лексика, связанная с последними двумя занятиями, сохранилась в венгерском языке с тех самых пор. Базовые глаголы, слова, описывающие природу, семейные связи, родоплеменные и общинные отношения также имеют угорское происхождение. Любопытно, что венгерский язык больше похож на мансийский, чем на хантыйский. Первые два языка оказались более стойкими к заимствованиям из других и сохранили в себе больше от языка-предка.

В мифологии венгров, хантов и манси тоже прослеживаются общие черты. У всех них есть представление об делении мира на три части: в ханты-мансийских мифах это воздушная, водная и земная сферы, а в венгерских - верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный) миры. Согласно поверьям мадьяр, у человека две души - душа-дыхание и свободная душа-тень, которая может покидать человека и путешествовать, о существование такой же упоминается и в мансийских мифах, с тем отличием, что всего у мужчин душ может быть 5 или 7, а у женщин - 4 или 6.

Соседи венгров, их влияние на культуру

Передвигаясь по Поволжью, предки венгров встречали на своем пути скифов и сарматов - народы иранского происхождения, научившие их скотоводству, земледелию и обработке металлов - меди, бронзы и впоследствии железа. Весьма вероятно, что протовенгры во второй половине VI века состояли в Западном Тюркском каганата и вместе с тюркютами активно участвовали в среднеазиатской и иранской политике. Иранские мотивы и сюжеты прослеживаются в венгерской мифологии и изобразительном искусстве, а в венгерских хрониках Персия часто упоминается как страна, где живут «родичи мадьяр». Их поисками занимался Арминий Вамбери, известный венгерский путешественник и учёный-востоковед, путешествуя во второй половине 19 века по Средней Азии и Ирану.

Осваивая скотоводство в степях к востоку от Южного Урала, предки мадьяр ведут кочевой образ жизни, а охота и земледелие начинают играть в хозяйстве вспомогательную роль. Вероятно, после восстания части угорских племен против Тюркского каганата, уже к концу VI века, протовенгры появляются на территории современного Башкортостана, в бассейне Нижней Камы, Южного Предуралья, частично у восточных склонов Урала. Предположительно в этой местности находилась Великая Венгрия (Hungaria Magna) - прародина венгров, которая упоминается в отчёте средневекового монаха-дипломата Джованни Плано Карпини и в венгерской хронике «Gesta Hungarorum». Некоторые исследователи располагают Великую Венгрию на Северном Кавказе, другие считают, что ее в действительности не существовало, потому что в Средние века ученые были склонны искать прародину у всех народов. В пользу первой, самой распространенной версии, говорит открытие Баяновского могильника в низовьях Камы.

Российские и венгерские археологи исследовали его, нашли в нём сходство с погребениями венгров IX-X веков, а также предметы явно венгерского происхождения и считают, что находки говорят о общих предках населения Предуралья и европейских венгров. Схожие племенные названия башкир и венгров и одинаковые географические названия в Башкирии и Венгрии подтверждают былое соседство этих народов.

Экспансия м миграция мадьяр

В VI-VII веках мадьяры постепенно мигрировали на запад, к донским степям и северному берегу Азовского моря, где жили рядом с тюрками булгарами, хазарами, оногурами. Частичное смешение с последними дало мадьярам еще одно название этноса - венгры, особенно это заметно по латинским Ungari, Ungri, английским Hungarian(s) и другим европейским языкам, а русский язык заимствовал польское węgier. На новой земле - Леведии (по имени выдающегося вождя одного из венгерских племен) венгры признали власть Хазарского каганата, участвовали в его войнах. Под влиянием новых соседей постепенно усложнялись структура общества, нормы права и религия. Тюркоязычное происхождение имеют венгерские слова «грех», «достоинство», «разум» и «закон».

Под давлением хазар территория проживания мадьяр сдвигалась на запад, и уже в 820-е годы они селятся на правом берегу Днепра, где раньше. Примерно через 10 лет венгры вышли из-под власти Хазарского каганата, и к концу IX века постепенно расселились в степях между Днепром и Днестром.

Свою новую родину они назвали Ателькузой - по-венгерски Etelköz значит «междуречье». Мадьярский союз племен участвовал в византийских войнах. В 894 году венгры и византийцы предприняли сокрушительную атаку на Болгарское царство на Нижнем Дунае. Через год, когда мадьяры ушли в долгий поход, болгары под предводительством царя Симеона I вместе с печенегами нанесли ответный удар - разорили Ателькузу и пленили или перебили почти всех молодых женщин. Венгерские воины вернулись и нашли свои земли опустошенными, пастбища - занятыми врагами, от всего народа осталась лишь малая часть. Тогда они решили покинуть эти земли и двинуться к Дунаю, туда, где раньше располагалась римская провинция Паннония, а позже - центр Гуннской империи.

Направление было выбрано не случайно, ведь, по венгерскому преданию, в мадьярах течет кровь гуннов. Возможно, в нем есть доля правды, ведь после разгрома войск, оставшихся после смерти Аттилы, оставшиеся гунны во главе с его сыном поселились в Северном Причерноморье и жили там как отдельная народность около двухсот лет, пока полностью не ассимилировались с местными жителями. Вероятно, что они могли породниться и с предками современных венгров.

Как говорится в венгерских летописях Средних веков, мадьяры отправились в Подунавье забрать наследие их вождя Алмоша, ведущего род от Аттилы. Согласно преданию, Емеше, матери Алмоша, приснилось, что её оплодотворила мифическая птица Турул (от тюркского «ястреб») и предсказала женщине, что её потомки будут великими правителями. Таким образом было дано имя Алмошу, от венгерского слова «àlom» — сон. Исход венгров произошел во времена правления князя Олега и отмечен в 898 году в древнерусских летописях как мирный уход через киевские земли на запад.

В 895-896 годах под началом Арпада, сына Алмоша, перешли Карпаты семь племен мадьяр, и их вожди заключили договор о вечном союзе племен и скрепили его кровью. В те времена на Среднем Дунае не было крупных политических игроков, которые могли бы помешать венграм овладеть этими плодородными землями. Венгерские историки называют X век временем обретения родины - Нonfoglalas. Мадьяры стали оседлым народом, подчинили себе живших там славян и тюрок и смешивались с ними, ведь женщин у них практически не осталось.

Переняв многое из языка и культуры местных жителей, венгры всё же не утеряли свой язык, а, напротив, распространили его. В том же X веке они создали письменность на основе латиницы. Арпад начал править на новой родине и основал династию Арпадовичей. Семь племён, которые пришли на дунайские земли, насчитывали 400-500 тысяч, а в X-XI веках венграми стали называться в 4-5 раз больше человек. Так появился венгерский народ, основавший в 1000 году королевство Венгрия. В XI веке к ним присоединились печенеги, изгнанные половцами, а в XIII веке - сами половцы, бежавшие от монголо-татарского нашествия. Этническая группа палоцей венгерского народа - их потомки.

В 90-х годах XX века для поиска предков венгров были проведены генетические исследования, которые показали, что венгры - типичная европейская нация, учитывая некоторые отличительные особенности жителей севера Венгрии, а частота группы генов, характерных для народов, говорящих на финно-угорских языках, у венгров составляет всего 0.9%, что совсем не удивительно, учитывая, как далеко от угорских предков их увела судьба.

Зарождалась культура Венгрии во времена обращения венгерского народа в христианскую веру в конце X в. При властвовании короля Иштвана I держава и общество были перестроены по западноевропейским канонам, искоренив ветхие традиции прошлого и всяческое воздействие восточной культуры, Венгрия становилась на путь развития в рамках европейского сообщества.

Малоизвестная культура Венгрии

Государственная культура Венгрии имеет богатые многовековые традиции, но вследствие периферийного положения державы в Европе и языковой обособленности, относительно мало известна за ее пределами. Специфическим для венгерской культуры является искусство рукоделия пастухов, изделия из рога, дерева, кости и кожи.

С давних времен культура здесь развивалась самобытно – мужчины украшали орудия труда узорами с элементами национального орнаментом, это были палки и кнуты со свитым кожаным плетением. Мастерили пастухи топорища, ковши, свирели и древесные фляжки, декоративно обтягивали их кожей. Солонки, рога для вина, перечницы, шкатулки – все это тут не редкость. Для нанесения узоров использовали разную технику: процарапывание, а после этого втирание красок, рельефную или же барельефную резьбу, инкрустацию.

Религия Венгрии

Страна многих конфессий с давними традициями секуляризма и веротерпимости – все это Венгрия . Основная религия Венгрии – католицизм, на второй позиции – протестантизм, в меньшинстве находятся православие, иудаизм и мусульмане. Но это страна , где довольно крепки именно религиозные традиции, что очень сильно повлияло на искусство и культуру и отразилось на архитектуре края. Достопримечательности Венгрии – это удивительный пласт общемировой культуры.

Экономика Венгрии

Сегодня экономика Венгрии находится примерно на одном уровне с Польшей, Словакией и Хорватией. Национальная валюта – форинт. Такие деньги родом из Флоренции, где в XIII веке чеканили золотую монету, называемую золотой флорин.

Наука Венгрии

Располагая солидным потенциалом, страна активно участвует в программах европейского сотрудничества. Наука Венгрии достигла высокого уровня в области исследований оптики, физической химии, ядерной физики, генетики, биохимии, прикладной математики и других учений.

Искусство Венгрии

Широко представлено изобразительное искусство Венгрии в бесчисленных музеях Будапешта. Картины всемирно известных художников Рембрандта, Рафаэля и Эль Греко являются культурным достоянием державы.

Кухня Венгрии

Озера и реки страны богаты рыбой, поэтому национальная кухня Венгрии в основном состоит из рыбных блюд. Популярностью пользуются: тиссайская стерлядь, балатонский судак и дунайский сом. Также принято подавать на стол много овощей: баклажанов, кабачков, помидоров, различной капусты лука.

Обычаи и традиции Венгрии

В религиозные обычаи и традиции Венгрии вошел День святого Иштвана. Отмечается он венграми с особым торжеством. Главные действия происходят в соборе Св. Иштвана там, где хранятся мощи правой руки венгерского короля. Эстергомский кардинал проводит праздничную мессу, после чего празднующие люди проносят реликвию по городским улицам. Завершает праздник салют.

Спорт Венгрии

Одна из важных составляющих частей культуры страны – спорт Венгрии . Эта европейская держава является одной из самых известных спортивных стран во всем мире, благодаря поколению легендарных футболистов 1950-1960-х годов.