Домой / Гадания / Началось строительство собора парижской богоматери. Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери): советы туристам

Началось строительство собора парижской богоматери. Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери): советы туристам

Собор Парижской Богоматери – один из самых известных храмов мира, выдающийся памятник архитектуры, воспетый поэтами, писателями, художниками.

Стройная масса собора на острове Сите видна издалека. Когда римский император Константин в начале IV века признал христианство, здесь на месте бывшего языческого храма появилась церковь святого Стефана. В середине XII века она уже не вмещала верующих. При короле Людовике VII Молодом и епископе Морисе де Сюлли было принято решение о строительстве грандиозного собора.

Первый камень заложили в 1163 году в присутствии Папы Александра III. Это было время явления Европе нового, устремлённого к небесам архитектурного стиля – готики, и собор стал его воплощением.

Стройка продолжалась с 1163 по 1345 год. Сначала возвели хоры и нефы, фасад начали в 1208 году, в 1250 завершили две огромные фасадные башни. С ростом собора выявились опасные напряжения в несущих стенах, в XIV веке вокруг нефа и хора возвели огромные аркбутаны, придающие зданию необычный вид. Переделки продолжались столетиями: в 1699 году по приказу Людовика XIV был перестроен хор, крестная перегородка заменена на кружевную, кованную из железа.

Выросший в центре Парижа собор был огромен: 128 метров в длину, 48 в ширину. Он вмещает 9 тысяч молящихся. Башни вздымаются на высоту 69 метров, шпиль – на 90 метров. Здание украшают огромные окна-розы диаметром 13 метров. Порталы пышно отделаны скульптурными композициями. Центральная, на западном фасаде, изображает Страшный суд: мёртвые поднимаются из могил, архангел Михаил взвешивает души, сатана пытается ему помешать. На западной же стороне – портал, посвящённый Деве Марии, её смерти и Успению. Композиции южной стороны посвящены святому Стефану, северной – детству Иисуса. Рассматривать их можно часами. Собор известен также химерами и горгульями, взирающими с высоты на Париж. У горгулий прозаическое назначение: они служат стоками для дождевой воды.

Интерьер славится витражами со сценами из жизни покровительницы Парижа святой Женевьевы. В часовнях нефа – тринадцать великолепных живописных полотен XVII-XVIII веков, посвящённых деяниям святых апостолов. Статуя Мадонны с Младенцем в юго-восточной части трансепта – середины XIV века.

В XVI столетии это великолепие крушили гугеноты, Французская революция в XVIII веке превратила разграбленный собор в храм Разума, а затем в склад. Заново церковь освятили в 1802 году, здесь короновался Наполеон. Однако здание ветшало, речь зашла о его сносе. В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», привлекший общее внимание к судьбе храма. Сюда потянулись туристы, в 1845 году началось восстановление собора.

Нотр-Дам де Пари – сама история Франции: тут открывался первый французский парламент, короновались и венчались короли, реабилитировали Жанну д’Арк. В день Освобождения тут молился де Голль, здесь же нация провожала великого француза в последний путь. С конца XII века над Парижем несётся перезвон колоколов собора – в счастливые, горестные и самые обычные дни.

На заметку

  • Месторасположение: 6, Place du Parvis Notre Dame, Paris.
  • Ближайшие станции метро: "Cité", "Saint-Michel", "Hôtel de Ville", "Châtelet".
  • Официальный сайт: http://www.notredamedeparis.fr
  • Часы работы: с понедельника по пятницу 08.00-18.45; в субботу и воскресенье 8.00-19.15. Посещение сокровищницы и башен - в будни с 9.30 до 18.00, по субботам – с 9.30 до 23.00, а в последний день недели с 13.30 до 23.00. С октября по март туристов пускают на башни с 10.00 до 17.30.
  • Билеты: посещение собора - бесплатно. Билеты на башню: взрослые - 9 евро, молодежь 18-25 лет - 5 евро, дети до 18 лет - бесплатно. Билеты в сокровищницу: взрослые - 3 евро, молодежь 18-25 лет - 2 евро, дети до 18 лет - 1 евро.

Легендарный Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), воспетый Виктором Гюго в одноименном романе, расположен в IV округе французской столицы, в восточной части острова Сите. Именно он является географическим центром не только Парижа, но и всей Франции: на площади перед собором находится бронзовый круг, который служит нулевым километром для отсчета дорожных расстояний в стране.

Возведение собора началось при Людовике VII Французском, в 1163 году, на месте первой христианской церкви Парижа – базилики Святого Стефана. Продолжалось строительство около 170 лет, а поработать над проектом храма успел не один десяток архитекторов, в том числе знаменитые французы - Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Долгая стройка и смена архитекторов отразились на внешнем облике храма – он сочетает в себе элементы ранней и поздней готики с романским стилем.

Собор Парижской Богоматери интересен не просто, как архитектурный шедевр, но и как место, где состоялось венчание Маргариты Валуа с Генрихом Наваррским и был коронован Наполеон Бонапарт. Кроме того, здесь хранится одна из величайших реликвий христианства – Терновый венец Иисуса Христа, а также гвоздь с креста, на котором он был распят.

В числе других достопримечательностей собора - самый большой во Франции орган, состоящий из 111 регистров и 8000 труб, химеры и горгульи, которые украшают фасад собора, галерея Королей и многое другое.





Время работы: Ежедневно с 7.45 до 18.45, собор закрыт по субботам с 12.30 до 14.00 Стоимость билетов: вход в собор бесплатный. Адрес: 6 Parvis Notre-Dame - Place Jean-Paul II, 75004 Paris Как добраться: Ближайшая станция метро - Cite. Также рядом есть станция RER - Saint-Michel - Notre-Dame www.

Адрес: Cathédrale Notre-Dame de Paris 6 Parvis Notre Dame - Place Jean-Paul II, 75004 Paris, France. Как добраться: станция метро "Cité". Стоимость посещение: посещение собора бесплатное; Стоимость посещение сокровещницы собора: взрослые - 3 € , студенты - 2 €, дети до 12 лет - 1 €. Время работы сбора: понедельник - пятница с 08:00 до 18:45, выходные дни с 08:00 до 19:15. Время работы сокровещницы: понедельник - пятница с 09:30 до 18:00, суббота с 09:30 до 18:30, воскресенье с 13:30 до 18:30.

Собор Парижской Богоматери - духовный центр Парижа

Вселенная держится на гармонии, любви и взаимопонимании. Созданный Творцом мир уникален, прекрасен, непостижим. Человек - венец творения, находится в центре всего сущего на Земле, но далеко не всегда осознает свое предназначение. Часто не благодаря любви к окружающему, а через горечь, страдания, боль идет тернистой дорогой к Богу, моля о защите, прося помощи. Ищет посредника, умеющего возвести мосты понимания между ним и Отцом Небесным. И тогда самой близкой, дорогой становится женщина, мать, сумевшая объять необъятное, вместить невместимое, преподнести неоценимый подарок человечеству - родить сына Господа. Не зря по всей планете выстроены храмы в ее честь. И один из них, овеянный таинственностью и романтикой, располагается в Париже - собор Парижской Богоматери , привлекающий к себе потоки верующих и неверующих, праведников и грешников.

Нелегкая судьба кафедрального собора

Окутанный изысканными каменными кружевами, из-под которых выглядывают жутко-фантастические фигуры химер, насмешливо наблюдающие за толпами паломников и туристов, гордо возвышается на острове Сите легендарный собор Богоматери - сакральное сердце Парижа.
Во времена Римской империи там стоял храм Юпитера. На его месте возвели две базилики, посвященные Пречистой и Св. Стефану, но в XII ст. они обветшали, как и скромная часовенка Архангела Михаила (в ее честь нарекли проспект Сен-Мишель). В ней в 1165 г. епископ Морис окрестил будущего французского монарха Филиппа-Дьедоне-Августа, сделавшего все возможное, чтобы Париж стал столицей.
Выходец из очень бедной семьи Морис де Сюлли, глубоко верующий человек, ведя праведную жизнь, добился назначения в 1160 г. сана епископа. Этот пост он занимал 36 лет. Глядя на удручающий вид церквей в центре города, задумал вместо них воздвигнуть дом Божий, превышающий величием все святыни, построенные до этого. Он понимал, что на осуществление грандиозного плана потребуется не одно столетие, и ему не доведется увидеть результат, но это не пугало, ведь хотелось установить его во славу Пресвятой Девы. Пригласили десятки архитекторов, но история упоминает нескольких, внесших наибольший вклад в великое дело: Жана де Шеля, Жана Рави и Пьера де Монтрея. План строения в форме латинского креста выбран не случайно, он служит напоминанием о том, что распятый на кресте Иисус избавил человечество от власти дьявола. В 1163 г. в столицу приехал папа римский Александр III для заложения с самодержцем Людовиком VII первого камня в фундамент будущего величественного строения.
Деньги собирали всем людом, их жертвовали даже местные куртизанки, попросив разрешения у духовных лиц. Люди, не имевшие возможности помочь финансово, принимали непосредственное участие, трудясь столярами, плотниками, каменотесами. Работали по 12 часов, только в зимнее время рабочий день сокращался до 9.
Могущественные сооружения, как высокие горы - творения веков. На строительство, завершившееся в 1345 г., ушло практически 2 столетия. Пятинефная церковь, вмещающая до 9 тыс. человек, возведенная в стиле готики, где вертикальные линии преобладают над горизонтальными, была наибольшей постройкой того времени.
Если бы камни умели говорить, они бы поведали о великих событиях и множественных потрясениях, переживших собором за свою многовековую историю. Его стены помнят крестоносцев, взывающих молитвой к Богу перед отбытием на священную войну, коленопреклоненных королей и озверевших бунтарей, видели похороны, блестящие свадьбы. В 1422 г. здесь венчался Франциск II с Марией Стюарт, а через полтора века (1572 г.) - Генрих Наваррский с Маргаритой Валуа, восходил на трон Генрих VI.
Нотр-Дам всегда был в гуще всех событий Франции. Никакие природные катаклизмы не действуют настолько разрушительно, как человеческая злоба и ненависть. Здание сильно пострадало в 1789 г. во время французской революции. Обезумевшие от вдохновленных речей революционеров парижане, ворвавшись в храм, громили все на своем пути. Полетели головы статуй библейских царей, которых приняли за французских королей, разноцветными слезами осколков разлетались витражи, опустела сокровищница. Бунтовщики хотели взорвать Божью обитель, но, очевидно, высшие силы не допустили: у мятежников закончился запас пороха. Растерявшись, затем, поостыв немного, оставили затею взрыва, решив обустроить здесь склад для хранения провиантов.

Лишь при Наполеоне в1812 г. церковь возвратили приходу, освятив повторно. 2 декабря 1804 г. здесь короновался Наполеон Бонапарт. Находящийся в Лувре огромный холст Давида знакомит с коронацией Жозефины, проводимой Бонапартом. Но все течет и меняется. Спустя несколько лет произошло торжественное бракосочетание императора с Марией-Луизой, подарившей ему в 1811 г. сына - наследника престола.
Развернувшееся строительство в наполеоновский период не помогло Нотр-Даму, он выглядел запущенным и жалким. Разоренная революцией страна не имела средств на его возрождение. Написанный 28-летним прозаиком Гюго замечательный роман "Собор Парижской Богоматери" задел струны души тысячи людей. Молодой писатель хотел замечательным произведением вызвать у народа любовь к своей архитектуре, о чем писал он в предисловии. И это получилось. В 1832 г. власти создали комиссию по реставрации, поручив ее талантливому архитектору Виолле-ле-Дюку. Возрождение длилось на протяжении 23 лет. За эти годы заменили уничтоженные скульптуры, возвели высокий шпиль, полностью восстановили разбитые витражи. Расчистив территорию от примыкающих строений, выложили небольшую площадь перед центральным входом. На верхней площадке в знаменитой галерее поселили химер.

Впечатление от внешнего облика

Вызывает трепет в душе уникальность архитектуры здания, не зря его ежегодно посещают порядка 14 млн. человек, не иссякает сюда поток паломников. Внушительное, громоздкое сооружение одновременно кажется невероятно воздушным, легким, напоминая, по словам Гюго, "огромную каменную симфонию". И это, действительно, так. Оно, подобно египетским пирамидам или Парфенону в Афинах, своим величием открыло новые изумительные странички в культуре французской нации. Глядя на это чудо, начинаешь невольно верить в причастность к его созданию потусторонних сил. Чего стоят одни только створки ворот, находящихся перед входом, сложно поверить, что этот шедевр - результат творения рук человеческих.

Загадка, ушедшая с мастером

Легенда гласит, что ворота поручили выполнить кузнецу Бискорне. Они должны были по красоте соответствовать величию постройки. Взявшись за столь ответственное задание, он с ужасом понял, что для его реализации недостаточно одного имеющегося мастерства. И тогда в отчаянии он обратился за помощью к сверхъестественным силам.
Каноник, пришедший проверить утром, как продвигается дело, застал его лежащим в кузнице без чувств. Увидев готовую работу, человек не мог поверить глазам: филигранная тонкая работа из витиеватых замысловатых орнаментов представляла собой нереальную, сказочную композицию. Очнувшийся автор отказался от объяснений, только стал мрачнее тучи, ушел в себя.
Неладное заподозрили лишь после установки. Закрепив ворота на замки, оказалось, что никому не под силу их открыть. Не смог справиться с этим даже Бискорне. Служители, испугавшись, окропили их святой водой. Тогда они смогли зайти в храм. А сотворивший их гений, лишившись речи, вскоре умер, навеки унеся с собой тайну.

Величественная архитектура собора

Величавый западный фасад шириной 41 м, смотрящий на площадь, по вертикальной линии разграничен пилястрами. По горизонтали разделен на три части. Вверху - башни в форме прямоугольника, возвышающиеся на 69 м. Средний ярус сделан в виде галереи с 28 изваяниями иудейских царей высотой более 3 м и окон-розеток (XIII в.). Нижний состоит из 3 разных порталов. Скульптурное оформление центрального входа изображает картину Страшного Суда. На престоле восседает Иисус, под ним - град небесный. Справа - праведники и Архангел Михаил. Слева - безбожники, направляемые чертями в пекло к последнему возмездию. Внизу - сцена Воскресения. С обеих сторон окружают Господа ангелы с орудиями Страстей и Пречистая с Иоанном Крестителем, молящиеся за грешников. Выступ, разделяющий створки двери, декорирован статуей Христа, по бокам - по 6 апостолов. Под ними - медальоны с человеческими пороками.
Левая часть портала посвящена Св. Деве. Ее украшают скульптуры XII - XIII вв. В центре - Мадонна с младенцем на руках. Здесь можно познакомиться с завершением ее земного пути. Возле умирающей женщины стоят 12 апостолов. Показана сцена коронации после воскресения. Боковые пилястры отделаны символическими фигурами 12-ти месяцев.
Правая сторона, посвященная матери Богородицы, отображает жизнь Анны и Иоакима. Родительница восседает на троне в окружении Св. Мориса и коленопреклоненного императора Людовика VII. Его склоненная фигура подчеркивает превосходство небесного над земным.
Находясь здесь, вспоминается сюжет из замечательного романа Гюго. Невольно перед глазами всплывают ясла, стоящие у входа, куда нерадивые мамочки подбрасывали нежеланных рожденных детей. Именно в них Клод Фролло, заметив, подобрал подкидыша - горбатого, кривоногого уродца, названного Квазимодо, которого сложно было назвать человеком, хотя человечности в изуродованном теле оказалось больше, чем у многих других.
Ярким цветом привлекают внимание красные врата, позволяющие быстро проходить в собор каноникам и хористам, их восстановили в 2012 г. Над ними видится картина коронования Марии, которую наблюдают монарх Людовик IX и королева Маргарет Прованская. Здесь же воспроизведены детские годы Творца. На дуге, обрамляющей арочный проем, - чудеса, происходившие с Марселем и Феофилом.
В южном направлении, смотрящем на Сену, - портал великомученика Св. Стефана, защитника собора, некогда стоявшего на этом месте. Пройдя мимо заступника, можно было легко попасть в резиденцию епископа. На тимпане - жизненные страдания праведника: его проповеди христианской морали, избиение камнями, суд, похороны.
Основание остроконечного шпиля, устремленного ввысь на 90 м, украшены изваяниями божьих посланников, которые будто бы спускаются с небесной обители на грешную землю, пристально всматриваясь в нее. Только один обернулся в направлении небес.

Чудо-окна

Установленный с юга оконный проем диаметром 13 м напоминает розу, состоящую из 84 лепестков. На них можно разглядеть эпизоды Нового и Ветхого Заветов, 20 ангелочков с венками и свечками, Христа, окруженного святыми, великомучениками. По центру - сюжет второго пришествия. Цветок лежит на поясе, оформленном стрельчатыми окошечками (автор Альфред Жерент 1861 г.).
В северной части фасада, поднятый на высоту 21 м, расположен настоящий готический шедевр - окно-розетка диаметром 13 м, сохранившее после перенесенных бед 85% мозаичных рисунков. По центру - юная Мария с новорожденным, слугами Божьими, судьями, пророками, королями, написанными на многочисленных медальонах. Лиловый и фиолетовый тон, преобладающий в цветовой гамме, говорит о тревоге в ожидании рождения Мессии.
Центральное витражное окно со скульптурой Девы с маленьким сыном в окружении серафимов, самое старинное(1220 г.), находится с запада. Хоть оно и кажется громадным, но его диаметр всего 9, 6 м. Состоит из трех кругов. В ближайшем от центральной части - 12 пророков, далее показаны сезонные виды сельскохозяйственных работ, соответствующие зодиакальным знакам. За ними располагаются воины-добродетели с копьями, выступающие против пороков.

Внутреннее убранство

Зайдя в собор, захватывает дух от грандиозности размеров (130 х 50 х 35 м). Цилиндрические колонны 5-ти метрового диаметра, поддерживающие свод, облегчены резными капителями с лиственным орнаментом, напоминающим Эдемский сад. Они делят церковное пространство на 5 нефов. Помещение освещается бронзовыми люстрами, через витражные окна проникают солнечные лучи, посылая серым стенам радугу оттенков, горят свечи, но и этого не вполне достаточно для такой громадной территории. Присутствующий внутри полумрак придает ощущение таинственности.
В глубине главного нефа обустроен алтарь с целой цепочкой резных фигурок, представляющих некую перегородку, отделяющую хоры от нефа (работа Жана Рави). 9 сцен из Библии (XIV в.), разделенных между собой столбиками, представлены на южной стороне. На них изображено явление воскресшего Иисуса пред Марией Магдалиной, женами-мироносицами, Петром, Иоанном, Фомой, встреча с последователями на Тивериадском озере.
В северной преграде - 14 резных картин (XIII в.), подробно рассказывающих о жизни сына Божьего от рождения, не включая трагические события, происшедшие после окончания Тайной вечери. Это 50-ти летний труд гениальных резчиков: Жана Рави, непревзойденного Пьера де Шеля, талантливого Жана Ле Бутейлера.
Невозможно пропустить уникальное творение, принадлежащее Н. Кусту - "Пьету". Резной цоколь делал Франсуа Жирардон. На руках Богоматери лежит бездыханное тело ее единственного ребенка - сына, снятого с креста. В материнских глазах застыла нечеловеческая боль.
Ее взгляд направлен в небеса, ища там поддержку, надежду на воскрешение, обещанное высшими силами. Рядом стоят два самодержца - Людовик XIII, предлагающий королевские регалии, и его наследник. Их окружают 6 вылитых из бронзы ангелов, удерживающих орудия, которыми убили Христа.
Страстно мечтавший о продолжении рода Людовик XIII взывал молитвой к Деве, послать ему наследника, обещая в благодарность произвести украшение Пьеты. Молитвы были услышаны. В 1635 г. родился его первенец. Однако, через 5 лет монарх скончался, не успев исполнить обещанное. Прошло 60 лет, прежде чем преемник смог исполнить волю отца. .

Основная сокровищница

Толпы паломников прибывают сюда преклонить колени перед святынями, находящимися в капелле рыцарей Гроба Господнего: священного венца из веток терновника, лежащего ныне в хрустальном кольце с золотой оправой, одного из гвоздей, пронзившего тело Спасителя. В период соблюдения Великого поста (по пятницам) их выносят к верующим, чтобы те имели возможность поклониться. Реликварий расположен в сердце прославленного костела, открыт официально в 2009 г. Позади него - изваяние Девы Марии, держащей гвозди, изранившие ее сына.

Музыка, проникающая в душу

Кого оставляют равнодушным звуки органа, наполняющие все естество возвышенными чувствами? Он состоит из нескольких клавиатур, мануалов. Их количество зависит от величины инструмента. Первый орган установили в 1402 г. Не единожды его перестраивали, реконструировали. Нынешний снабжен целым рядом рычагов и 5-тью мануалами. Его полностью компьютеризировали в 1992г. Сегодня служба сопровождается видеоэффектами: на прозрачном экране появляется молитвенный текст на английском и французском, проплывают медленно библейские сюжеты, через которые просматриваются изумительные витражи. Все это сопровождается чарующими звуками наибольшего во Франции органа.

Необыкновенный голос Нотр-Дама

Ежедневно утром и вечером разрывает тишину колокольный перезвон, зовущий к службе. Сначала соборные башни вмещали 4 колокола, в честь 850-летия костела к ним прибавились еще 9. Каждый колокол звучит своим неповторимым голосом, имеет собственное имя. Самый старинный из них - Белль (1631 г.), наибольший наречен Эммануэлем. Вес его составляет 13 т, язык весит 500 кг. Огромнейшее везение услышать его прекрасный звон, раздающийся только в особо торжественных случаях. Раскачать его не так просто, нужна немалая сила. Романтик Гюго описывает, как легко справлялся с этим Квазимодо. Он до безумия любил все колокола, относясь к ним трепетно и нежно, а ведь именно они сделали его глухим. Но звучание главного он все же слышал, обожая его больше всех. Горбун наполнялся неистовым восторгом, когда надо было его разбудить. Минутку он с благоговением на него смотрел, что-то шептал, нежно поглаживая. Когда раздавался удар медного языка о могучие стенки, его тело начинало вибрировать в унисон с гигантским колоколом. Звонарь купался в этом звуке, подобно птице в ласковых лучах солнца.

Молчаливые стражники храма

Никому не удается избежать соблазна побывать на галерее, преодолев при этом 387 ступеней. Мистические существа, прописавшиеся здесь, притягивают посетителей невероятной силой. Автор наделил их туловищем обезьяны, крыльями летучей мыши, змеиной головой. Страшно и интересно, хочется понять, зачем они здесь, от кого охраняют, кого отпугивают. Заселили их сюда в разное время, наделив различным предназначением.
Сначала, еще в Средневековье, появились горгульи - стражи тьмы, похожие на драконов, означающие в переводе с французского желоб. В их обязанность входит извергать из чудовищных пастей потоки воды во время дождя, уберегая таким способом от разрушения фундамент и стены здания.
А вот присутствие химер на христианском храме вызывает удивление. Но все объяснимо, ведь еще в старину люди были уверены, что всякую нечисть может отпугнуть лишь подобное. Вот и поселились здесь эти необычные каменные создания, но гораздо позже горгулий, при реконструкции, проводимой Виоллем-ле-Дюком для воссоздания загадочной атмосферы средних веков.
При входе в галерею, обращает на себя внимание фигура химеры, которая как бы задумалась о чем-то. Опершись головой на лапы, наблюдает за переменчивой столицей, вечно суматошной толпой, удивляясь людской суете.
Особый интерес вызывает ночной крылатый демон Стрикс - полуженщина-полуптица. Согласно преданию, основной ее пищей есть кровь новорожденных, которых она похищает, унося в лапах с длинными когтями. Древнеримским писателем-эрудитом Плинием Старшим в "Естественной истории" описан миф об этих монстрах, отравлявших младенцев во время кормления, ибо молоко их было ядовито. Римлянам, боявшимся этих чудовищ, они напоминали вампиров.
Находясь наверху, поражаешься, как одно и то же место могло соединить в себе несочетаемые вещи: добро со злом, святость с пороком, святую обитель со злыми духами на колокольне. И все это, сливаясь в единой архитектурной симфонии, представляет застывшую в камне музыку.
Оказавшись здесь, теряешься, не понимая, чему отдать предпочтение: каменным чудовищам или расстилающейся внизу ошеломительно красивой панораме Парижа, представшего во всем великолепии. Отсюда прекрасно просматривается Гревская площадь, где, по описанию Гюго, на брошенном под ноги персидском ковре танцевала под бубен юная цыганочка ангельской внешности. Огненный, взрывной, безудержный и в то же время такой грациозный танец завораживал. Разинув рты, смотрела на уличную плясунью восхищенная толпа. Не отрывая взгляд, с разных сторон наблюдали за ней три пары глаз, принадлежащих мужчинам, готовым продать душу дьяволу за ночь, проведенную с ней, но только один из них любил ее больше жизни.
Пронизанный тишиной столетий собор обладает неземной энергетической силой великой женщины, Богоматери, не дрогнувшей перед тяжелейшими испытаниями, посланными ей Небесами. Поклонитесь ей, от всего человечества попросите прошения. И пусть ее божественная искра разгорится в вашем сердце огнем любви ко всему сущему на земле.

Собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам-де-Пари - это один из самых известных готических храмов мира. Он расположен в центре столицы Франции, в восточной части острова Сите. Собор Парижской богоматери наряду с Эйфелевой башней является символом Парижа и всей страны, в год его посещает более 13 миллионов человек.

Еще с XVIII века Нотр-Дам де-Пари считался центром города и от него измерялись все расстояния. В храме проходила коронация императоров и королевские бракосочетания, знатные люди хранили в нем свои ценности, а нищие находили здесь приют.

Как добраться до Собора Парижской богоматери

  • На метро
    • Линия 4, станция «Cite» или «St-Michel»
    • Линия 1 и 11, станция Hôtel de Ville
    • Линия 10, станция Maubert-Mutualité или Cluny – La Sorbonne
    • Линия 7, 11, 14, станция Châtelet
  • На поездах RER скоростного метро - линия В и С, станция Saint-Michel – Notre-Dame

В храме имеется два входа:

  • Главный вход - с центрального фасада, около которого висит расписание, указывающее начало мессы. Если прийти к этому времени, можно услышать звуки уникального органа или живое пение
  • Вход, расположенный с левого бокового фасада ведет на смотровую площадку башен.

Если смотреть на центральный фасад, то справа под землей находится бесплатный общественный туалет, вход в который напоминает вход в метро.

Режим работы Собора Парижской Богоматери в 2019 г.

Собор сгорел 15 апреля 2019 года. Удалось сохранить стены и уникальные витражи в трех окнах-розах. Также уцелели скульптуры на крыше, поскольку их вывезли для реставрации за несколько дней до этого. Из собора успели эвакуировать терновый венец Христа и другие реликвии, а также произведения искусства. На реставрацию храма за два дня собрали более миллиарда евро.

История собора Парижской богоматери

Собор Парижской богоматери был возведен на месте, где в первом веке стоял гало-римский храм Юпитера, а позже в 528 году – первая христианская церковь – базилика Святого Стефана.

В 1163 году епископ Морис де Сюлли решил построить здесь новый храм, первый камень которого заложили король Франции Людовик VII и папа Александр III.

Строительство велось более 180 лет, начиная с 1163 года. Башни Нотр-Дам де-Пари были построены в 1245 году, а полностью строительство и внутренняя отделка были завершены в 1345 году. В храме могли находиться девять тысяч человек и это был самый большой храм ранней готики в Европе.

За свою историю Нотр-Дам де-Пари повидал много важных событий. Здесь короновался король Генрих IV, в 1422 году в нем венчались Мария Стюарт и Франциск II, а в 1804 году прошла коронация Наполеона.

Храм сильно пострадал во время революции, когда якобинцы, приняв библейских царей за королей Франции, поснимали им головы, церковная утварь была переплавлена, лишь большие колокола уцелели. От окончательного разрушения храм спасло решение Робеспьера закрыть его, превратив в храм Разума и разместив в нем зернохранилище.

В марте 1831 года был опубликован роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», в котором автор описал, как Квазимодо наблюдал за казнью Эсмеральды с одной из башен храма. Писатель отметил, что одна из главных целей его романа - вдохновить нацию любовью к архитектуре.

После выхода произведения в свет во Франции и по всей Европе началось движение за сохранение готических памятников. Власти Парижа также приступили к реставрации храма. Под руководством архитектора Эжена Виолле-де-Дюкона были восстановлены скульптуры 28 иудейских царей и создана галерея химер, а также построен готический шпиль, демонтированный революционерами.

Архитектура

В проектировании Собора Парижской богоматери были применены необычные для того времени приемы, многие из которых позже стали классическими. Так, фасад храма выполнен в виде латинской буквы «Н» с двумя башнями, основное здание увенчано высоким ажурным шпилем, а снаружи строение украшено большим количеством скульптур и барельефов, стрельчатыми арками и окнами – розами.

В архитектуре присутствует смешение романского стиля, который характеризуется массивностью и строгостью, с ранней готикой, придающей зданию легкость и устремленность ввысь.

Главный западный фасад разделен на три яруса, нижний из которых состоит из трех порталов:

  • На левом портале представлена композиция «Слава пресвятой Деве», изображающая Мадонну с Младенцем, двух ангелов, епископа с помощником и царя. В нижней части изображена история Анны и Иосифа, а в верхней – истории из жизни спасителя – волхвы, Рождество и Благовещение
  • В центральном портале – трехярусная картина Страшного суда, над которой возвышается скульптура грозного Судьи мира Христа, окруженного апостолами
  • Правый портал изображает святую Анну, матерь Богородицы и сцены из ее жизни.

Эти скульптурные композиции - одни из лучших произведений средневековья, представляющие всю религиозную историю христианства от грехопадения до Страшного суда.

На среднем ярусе изображены 28 статуй библейских царей, а в центре – окно-роза XIII века. Верхний ярус образуют башни высотой 69 метров, которые были в то время самыми высокими в Париже .

Внутри Нотр-Дам-де-Пари нет настенной живописи, но благодаря цветным витражам и солнечным лучам, стены храма играют самыми разными красками – голубыми и фиолетовыми, оранжевыми и красными. В западном, северном и южном фасаде светятся три круглых окна-розы диаметром до 13 метров, витражи которых изображают около восьмидесяти сцен из Ветхого завета, земной жизни Спасителя и Богоматери.

Но не только архитектурой и оформлением славится Нотр-Дам де-Пари, здесь хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Среди подарков храму – чаши, ценные рукописи и облачения епископов, гвоздь и кусок креста, на котором был распят Иисус.

Высота собора Парижской богоматери

  • Высота собора Парижской богоматери – 35 метров, длина – 130 м, ширина – 48 м, высота башен – 69 метров
  • Самый большой колокол Эммануэль установлен в восточной части, его вес 13 тонн, в том числе язык-колотушка – 500 кг, но звонит этот колокол только в особых случаях.

Виртуальные прогулки

Официальный сайт собора Парижской богоматери

www.tours-notre-dame-de-paris.fr (информация о билетах на смотровую площадку)

Собор Парижской богоматери является действующим храмом, где ежедневно проводятся богослужения с использованием достижений современной техники. На экране изображаются библейские сюжеты и текст молитвы на английском и французском языках. Вы услышите приятную музыку самого большого органа Франции.

Каждый более-менее крупный город в странах, где основной религией является христианство (и не только в них), может похвастаться собором и, порой, не одним.

Пожалуй, самым известным, самым завораживающим и необыкновенным, впитавшим в себя множество легенд, является собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам-де-Пари (Notre-Dame de Paris) . Его можно назвать сердцем Франции.

На площади перед собором установлена табличка «нулевой километр», именно из этой точки ведут отсчет все дороги страны.

Построен он на острове Сите, который еще называют «колыбелью Парижа». Когда-то на этом месте находился древний храм Юпитера, а потом первая христианская церковь Парижа — базилика Святого Стефана.

История возникновения Нотр-Дам де Пари

История собора начинается с момента назначения парижским епископом Мориса де Сюлли , который и стал главным инициатором постройки самого примечательного храма всей Франции. На церемонии закладки первого камня в 1163 году присутствовал папа римский Александр III, что дало повод историкам предполагать, что он лично положил этот камень.

Строительство здания продолжалось без малого 170 лет, хотя основная часть собора была фактически закончена в 1196 году, когда был достроен неф здания. Через несколько дней после окончания работ в нефе умер Морис де Сголли, которому было уже далеко за семьдесят. А полностью собор был закончен в 1330 году.

Из-за такого продолжительного строительства в здании собора присутствуют черты и романского, и готического стилей, что придает ему одновременно и монументальность, и изящество. На юге и востоке собора находятся две башни-колокольни, высота которых 69 метров.

Особенности внутреннего дизайна собора

Поскольку отделка завершалась в эпоху господства готического стиля, то внутри отсутствуют какие-либо фрески, и единственным источником цвета служат гигантские витражи в стрельчатых окнах.

К сожалению, из первоначальных витражей до нашего времени сохранилась только часть в южном окне-«розе». Там изображен Христос в окружении Девы Марии, святых и 12 апостолов.

В XVII-XVIII веках собор был частично перестроен, внутри был снесен амвон и гробницы, а часть оригинальных витражей — заменена обычным стеклом.

Но настоящие бедствия обрушились на собор в эпоху Великой французской революции .

Сначала он был разграблен и частично разрушен, затем превращен в «храм Разума», после чего и вовсе стал винным складом.

При Наполеоне Бонапарте собор был вновь освящен, но после возвращения Бурбонов — заброшен и находился под угрозой сноса.

В 1841 году началась реставрация, продолжавшаяся 23 года. Ремонтными работами руководил Виолле-ле-Дюк, которому и принадлежит идея создания знаменитых статуй химер у подножия башен.

Богоматерь с двумя ангелами расположена в центре основного витража-розы, диаметр которого составляет 9, 6 метров, а слева и справа, в качестве напоминания о первородном прегрешении, находятся Адам и Ева.

Кованое железо причудливым узором придаёт красоту створкам входных дверей в Собор.

Северный и Южный порталы имеют свои имена, северный — в честь Девы Марии , а южный — в честь Святой Анны .

Сцены Страшного Суда располагаются на центральном портале. Выступы же славятся изображенными на них фигурами: на левом — Святой Дионисий, первый епископ, на правом — Святой Этьен, дьякон.

Освещение в Нотр-Даме естественное, но очень скудное, так как свет проникает только в высокие, стрельчатые окна, застеклённые витражами.

Как свойственно всем католическим храмам, в отличие от православных, на стенах Собора совершенно нет живописи. И только вокруг главного алтаря стены покрыты рельефами, рассказывающими о жизни Иисуса Христа.

Основной, самый большой колокол, чей тон фа-диез, звучит довольно редко. Все остальные колокола, имеющие свои имена, звонят в восемь часов утра и семь часов вечера.

Имена колоколов:

  1. Angelique Francoise, вес составляет 1765 кг, тон до-диез.
  2. Antoinette Charlotte, вес составляет 1158 кг, тон ре-диез.
  3. Hyacinthe Jeanne, вес составляет 813 кг, тон фа.
  4. Denise David, вес составляет 670 кг, тон фа-диез.

Верующим дают возможность поклониться святыням в первую пятницу каждого месяца, а также в Страстную Пятницу католического поста. Именно в эти дни для поклонения становятся доступны Терновый венец, частица Креста Господня и Гроздь от Креста.

Но очередь огромная, приходить и занимать место нужно пораньше, задолго до начала церемоний.

Слушая поразительное звучание шеститонного колокола, нельзя не вспомнить бессмертное произведение Виктора Гюго и его главных героев — горбуна Квазимодо, красавицу Эсмеральду, красавца Феба… Ведь именно этому колоколу несчастный Квазимодо поверял все свои беды и страдания.

А каждое воскресенье в Соборе проходит месса, на которую допускаются все желающие. На мессе можно насладиться звуками самого большого органа в стране. Вход в эти дни свободный.

Нотр-Дам де Пари по популярности уступает разве что Эйфелевой башне и Лувру, туристы миллионами приходят сюда.

За века существования Собора там собралась огромная коллекция церемониальных вещей и религиозных святынь, таких как кусок креста и гвоздь от распятия Иисуса Христа, разные рукописи, священные чаши, одеяния.

Во время экскурсии вы подниметесь по 422 ступеням винтовой лестницы, выйдете на смотровую площадку и будете наслаждаться прекрасным видом на остров Сите.

Именно здесь вы увидите тринадцатитонный колокол по имени Эммануэль , который звучит только в особых случаях — во время больших церковных праздников и после страшных катастроф, когда все народы соединяются в общем горе и сострадании, например, так случилось после трагедии башен-близнецов в Америке.

Дальнейший путь пролегает также через Галерею Химер , созданную только в девятнадцатом веке.

Чтобы приобрести билеты и попасть на экскурсию, вам нужно найти подножие Северной башни со стороны улицы Монастыря (адрес: Rue du cloitre Notr-Dame) , купить билеты и наслаждаться погружением в историю.

Детям тоже, бесспорно, стоит посетить эту одну из главных достопримечательностей Парижа.

Но, чтобы им было интересней, предварительно покажите им диснеевский мультфильм «Горбун из Нотр-Дама». Тогда детвора не будет зевать и мечтать поскорее уйти, а станет разглядывать всё вокруг и пытаться сопоставить увиденное в мультфильме с реальностью.

Адрес Собора Нотр-Дам

  • 6 pl. du Parvis Notre-Dame
  • Метро: Cite или St-Michel RER: St-Michel

Время работы Собора

  • 8.00 — 18.45 (суббота и воскресенье: до 19.15)

Время работы башен и Галлереи химер (может отличаться от времени работы самого Собора)

  • 1 октября — 31 марта: 10.00 — 17.30
  • 1 апреля — 30 сентября: 10.00 — 18.30 (по субботам и воскресеньям в июне, июле и августе до 23.00)
  • Вход прекращается за четверть часа до закрытия
  • Собор закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря

Вход в собор бесплатный. В башни — платный для взрослых, до 18 лет бесплатно.