Пыстогова Олеся Павловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ "ДС №42"
Населённый пункт:
город Анжеро - Судженск, Кемеровской области
Наименование материала:
Конспект НОД по ФЭМП
Тема:
"Знакомство с цифрой 4"
Дата публикации:
10.01.2018
Раздел:
дошкольное образование
КОНСПЕКТ НОД по ФЭМП
Средняя группа
Воспитатель: Пыстогова О.П.
«Знакомство с цифрой 4»
Программное содержание:
1. Познакомить с цифрой 4, как знаком числа 4.
Упражнять
определять
обозначать
положение
предмета
относительно себя (право, лево).
3. Закрепить умение соотносить предметы между собой по величине, используя в речи
слова «большой», «поменьше», «самый маленький».
1. «Отгадай и запиши»
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке,
Тут одна к ним прибежала,
Сколько вместе кошек стало?
Предложить детям нарисовать в прямоугольнике столько кружков, сколько кошек на
картинке.
Сколько нарисовали кружков?
Цифра четыре всех удивляет:
В локте согнутую руку
Никогда не опускает.
И. Блюмкин
Рассмотреть с детьми цифру 4, предложить обвести ее по точкам.
А сейчас я предлагаю вам проговорить чистоговорку: «У четырех черепашат по четыре
черепашонка». (Групповое и индивидуальное проговаривание.)
Ребята, я вам предлагаю найти цифру 4 среди множества других и обвести ее, как
показано на рисунке.
3. Физкультминутка «Считалка с башмачком»
Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Дети скачут на двух ногах,
продвигаясь вперед.
Прыжки на месте.
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
Дети приседают.
Разводят руки в стороны.
4. «Большой, поменьше, маленький»
В матрешке - матрешка.
В матрешке - матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая -
И вырастет сразу матрешка большая.
Ребята, какого размера матрешки? (Ответы детей.)
Соедините линией матрешек одинакового размера.
5. Пальчиковая гимнастика «Четыре»
Раз, два, три, четыре,
Мы находимся в квартире,
Сосчитаем мы сейчас
Всё, что в комнате у нас.
Четыре стены, четыре угла
Четыре ножки у стола
У стула тоже четыре ножки,
Четыре угла у окошка,
На окне четыре горшка,
В горшках четыре цветка,
Хлопок ладонями, хлопок
кулачками.
Ритмичное сжимание и
разжимание кулачков.
Поочередное загибание
пальцев обеих рук.
У кота четыре лапы.
В люстре четыре лампы.
А теперь в своей квартире
Посчитайте по четыре.
Ритмичное сжимание и
разжимание кулачков.
6. «Закрась и нарисуй»
Стоит медведь на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг медведь в голове почесал
Той самой рукой, которой писал,
И мячик кидал, и шарик круглый держал.
Ребята, в какой руке мишка держит круглый шарик? (В правой, относительно себя.) А
овальный шарик? (В левой.)
Вам, необходимо раскрасить шарик в правой руке желтым цветом, а в левой
7. Самоконтроль выполненной работы.
Показать детям лист с правильно выполненными заданиями и предложить сравнить
образцом.
соответствует
попросить
нарисовать в правом нижнем углу зеленый кружок, если есть одна ошибка – желтый,
если ошибок много – красный.
Танзиля Усманова
Конспект непосредственно-организованной деятельности по математике «Путешествие в страну Знаний. Знакомство с цифрой 4»
Программное содержание: Познакомить детей с числом и цифрой"4",образованием числа. Закрепить количественный счет в пределах 10. Упражнять в объединении предметов в группы по признакам. Развивать внимание,наблюдательность,память,образование и логическое мышление. Развивать мелкую моторику. Воспитывать выдержку. Развивать речь,умение высказываться,обосновывать суждения.
Демонстрационный материал: цветные таблицы с заданиями,карточки с цифрами.
Раздаточный материал: коробочка с набором материала для занятий,ручки,тетради.
Ход занятия:
Влетает сорока:Везде летаю,все знаю Вам письмо (Передает письмо воспитателю).Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте ребята!Я королева математики!Услышала,что вы знаете цифры,фигуры и любите заниматься математикой. Поэтому я приготовила для вас подарок-сюрприз. Но чтобы получить его,вам необходимо совершить путешествие и выполнить мои задания. Если вы смелые,решительные,уверенные,тогда отправляйтесь в путь. Счастливого пути!
Воспитатель:Ну что,вы согласны отправиться в путешествие?
Воспитатель тогда будьте внимательны и вы многое узнаете в этой стране (Звучит музыка)
Ну вот мы и в стране Знаний и первая наша остановка называется"Отгадай-ка"На этой остановке нас ждут загадки. Слушайте внимательно:
На 4-х ногах стою
Ходить я вовсе не могу. (Стол)
У него 4 лапки
Лапки цап-царапки
Пара чутких ушей
Он гроза всех мышей (Кот)
Спинка, доска 4 ноги
Что я задумала,скорей назови (Стул)
Воспитатель:Хорошо,а какое число вам помогло отгадать загадки?
Верно,число 4. Вот она какая цифра 4 (Вешаю карточку с цифрой)
За тремя идет 4
Острый локоть оттопыря
Как образовалось число 4?
Сколько предметов (цыплят) обозначает цифра 4?Откройте свои волшебные коробочки и выложите столько цыплят,сколько обозначает цифра 4.
Сколько цыплят у Карины?Матвея?Эмилии?
А теперь выложите цифру 4 палочками. Сколько палочек понадобиться(3)
За выполненные задания я вам дарю букву"М"Впереди у нас много остановок и много заданий,и за каждое задание вы будете получать по букве. В конце путешествия посмотрим какое слово может получиться из этих букв. (Звучит музыка)
Следующая остановка"Веселые знаки и цифры"
На этой остановке мы будем ставить знак"="
А когда мы ставим знак "ровно"?
Добавьте недостающие предметы и поставьте между ними знак "ровно".
Молодцы,справились с заданием!
Случай странный
Случай редкий
Цифры в ссоре
Вот те на
Со своей стоять соседкой
Не желает ни одна
Нужно цифры помирить
И их строй восстановить.
Давайте попробуем помочь цифрам с помощью игры"По порядку становись!"
Дети берут по одной цифре,пока играет музыка дети гуляют,а по команде "По порядку становись!" дети строятся по порядку.
Когда дети выстроили числовой ряд,воспитатель задает вопросы:
Назови соседей числа 3 (обращаясь к тому ребенку у кого в руках цифра 3).
Назови соседей числа 2?
Назови соседей числа 4?
Замечательно,вы справились с этими заданиями. За ваше внимание,я дарю вам буквы "О" и "Л".
Наше путешествие продолжается и следующая остановка "Задачкино".
На этой остановке нам предстоит решать следующие задачи,слушайте:
1)В саду было 4 яблони,одну сломало бурей. Сколько яблонь осталось(3)
2)один мальчик пас 3 овцы,а другой на одну больше. Сколько овец пас другой мальчик(4).
3)Рыбак поймал 2 щуки и 2 карася. Сколько всего рыб поймал рыбак(4).Ребята,а какая цифра снова вам помогла решить задачи (4).
Хорошо,я дарю вам буквы "О" и "Д"
Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок
Кто его открыть бы мог
Потянулись,постучали
И открыли,и открыли.
И открылась наша волшебная тетрадка,а в нем задание. Нужно соединить точки. Что у вас получилось (цифра 4)Поработали на славу,какие красивые получились цифры.
Кто знает чего бывает только 4(4 колеса у машины,лапы у собаки,кошки,4 ноги у стола,стула).Вот вам еще две буквы "Ц" и "Ы".
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Знаний.
Давайте выстроим полученные буквы попорядку и прочитаем получившееся слово. Карина прочитай пожалуйста (Молодцы)Поздравляю вас!Взлетает сорока!Вам посылка (Передает коробку воспитателю)
Это сюрприз ребятам от королевы математики. На этом наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в нашу группу.
Конспект занятия "Число и цифра 4"
Тема: «Число и цифра 4»Тип занятия: открытие нового знания
Цель:
1) Актуализировать представление о способе обозначения количества с помощью точек, познакомить со способом печатания цифры 4;
2) Закрепить представление о составе числа 4, из двух меньших, смысле сложения и вычитания, взаимосвязи между частью и целым, актуализировать порядковый счёт, тренировать умение находить место числа в числовом ряду;
3) Закрепить способ сравнения групп предметов с помощью составления пар, использование знаков «<», «>» и «=», умение определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в другой;
4) Сформировать опыт самопроверки по образцу, действие по алгоритму, проговаривая его основные шаги.
Материалы к занятию
Демонстрационный: карточки для сравнения; домик с составом числа 4, карточки с числами от 1 до 10, игрушка Айболита, карточки с животными (корова лошадь, собака, лиса)
Оборудование: магнитофон, мольберт, мультимед. средства
Ход занятия:
1. Введение в ситуациюНачинается урок,
Он пойдёт, ребята, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Про числа с цифрами узнать.
- Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? (все)
У кого из вас есть домашние животные?
- Случается ли, что они заболевают?
- К кому вы обращаетесь в этом случае?
(Если дети называют профессию доктора, врача, то воспитатель задаёт вопрос:
-Знаете ли вы, как называется человек, который лечит животных? ветеринар)
-Как зовут ветеринара, известного всем детям? (Айболит)
2. Игровая деятельность
К доктору Айболиту на приём пришли корова, лошадь, собака и лиса.
-Как одним словом назвать тех, кто изображён на этих картинках? (звери)
-Сколько всего зверей пришло на приём? (4)
Но доктор Айболит принять всех зверей за один раз не сможет.
- Как быть в этом случае? (выслушиваю ответы детей)
-Итак, приём Айболит будет вести так: до обеда примет одну часть зверей, а после обеда – другую часть. Для того, чтобы Айболиту было удобно записывать зверей в журнал, им нужно разделиться так, чтобы каждую часть можно было назвать одним словом.
Задание на интерактивной доске
- На какие части можно разделить пришедших на приём животных? (домашние и дикие)
-Сможет ли Айболит, посмотрев в журнал через несколько дней, узнать, сколько всего зверей он принял в это день?
- Как это можно сделать? (надо сложить части)
Дети записывают на мольберте равенство 1+3 = 4
- Изменится ли общее количество зверей, если Айболит примет сначала домашних, а потом диких? (нет)
- Какое равенство можно записать?
3+1=4
-Можно ли по-другому разделить зверей? (по способу питания: травоядные: корова, лошадь и хищники: собака, лиса)
Задание на интерактивной доске
-Сколько травоядных? (2)
-Сколько хищников? (2)
-Давайте запишем равенство на мольберте.
Дети записывают на мольберте равенство 2+2=4
- Что можно сказать о целом во всех написанных равенствах? (целое везде одинаковое)
3. Открытие нового знания (деятельность за столом)
Физкультминутка на пальчики.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Состав числа 4
(3+1=4 2+2=4 1+1+1+1=4)
А сейчас давайте разложим кубики так, чтобы при их сложении получилось число 4. Каждая часть должна быть разного цвета.
На столах у детей геометрические фигуры, каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.
- Положите 3 кубка. Добавьте 1 кубик другого цвета. Сколько всего стало фигур?
- Как получили 4? (3+1)
- А что получится, если к одному квадрату добавить 3 кружка? (Тоже 4: 1+3)
- Когда переставляются части, результат не изменяется.
- Как по-другому можно получить число 4? (2+2, 1+1+1+1)
Дети соединяют кубики.
4. Компьютеры
5. Осмысление (итог) занятия
-Где вы сегодня побывали?
-Кому помогали?
-С какой цифрой познакомились?
-Как можно получить число 4?
6. Вручение молодчинок
"Число 4. Цифра 4"
Цель: закрепление числа и цифры 4.
Задачи.
1. Закрепить образование и состав числа 4, цифру 4.
2. Закрепить умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 цифрой.
3. Развивать логическое мышление..
4. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно.
5. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.
Материалы к занятию.
Демонстрационный – изображения: груша, клубника, карточки с цифрами 1, 2, 3,4 Раздаточный - геометрические фигуры, цветные фишки, дни недели, тетради «Учимся считать», простые и цветные карандаши.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Тип занятия: закреплениеизученного материала.
Ход занятия
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой (Слайд 1)
Прозвенел для всех звонок, начинаем мы урок:
Поудобнее садитесь.
Не шумите, не вертитесь.
Все внимательно считайте.
А спрошу вас - отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Кто активно будет работать на уроке, тот получит весёлую звёздочку.
2. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
1) Устный счет
Давайте хоромпосчитаем все вместе от 0 до 4, от 4 до 0.
2) Игра “Покажи число”. (слайд 2, 3, 4, 5)
(дети работают с цифрами)
Какое число находится между числом 1 и 3? 2
Какое число следует за числом 3? 4
Какое число находится перед числом 2? 1
Молодцы!
3) Поставь цифры к домикам .
Ребята, а какое сейчас идет время года? Осень
- Вот подул осенний ветер и сдул номера домиков.
Нужно их восстановить по порядку (Слайд 6, 7 )
Посчитаем полученный ряд чисел (1, 2, 3, 4).
Назовём домики по порядку (какой? 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый)
4.) Упражнение на внимание : показ карточек: «Какой фигуры не хватает?» (Слайд 13)
Сейчас, ребята, вы должны быть особенно внимательны.
Какой фигуры не хватает? (Слайды 9,10,11)
Учащиеся показывают пропущенные геометрические фигуры.
3. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы повторяем знакомое нам число и цифру.
Догадайтесь сами.(Проблемная ситуация)
Лапок у кошки сколько?
Ножек у стула сколько?
О какой цифре я говорю? (Четыре)
Правильно, это число и цифра 4.
4. Работа по теме урока. Закрепление числа 4.
Работа со счетным материалом.
Образование числа 4 - математические задачки ( слайд 12-18)
Работа со счетным материалом
а) Сколько груш собрал Павлуша? (4) Сколько ягод собрала Маша? (3)
Сравните, чего больше: количество груш или количество ягод?
Как сделать поровну? (Надо добавить ещё одну ягоду.)
Практическая работа
б) На столах у детей цветные фишки, каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.
Положите 3 кружка желтого цвета. Добавьте 1 кружок красного цвета. Сколько всего стало фигур?
Как получили 4? (3+1)
А что получится, если к одному кружку красного цвета добавить 3 кружка желтого цвета? (Тоже 4: 1+3)
Когда переставляются части, результат не изменяется.
Как по-другому можно получить число 4? (2+2)
5. Физминутка (Слайд 19-22)
Сколько точек будет в круге столько раз поднимем руки... (Слайд 20)
И присядем столько раз, сколько бабочек у нас... (Слайд 21)
И нагнемся столько раз. Сколько ёлочек у нас... (Слайд 22)
А сейчас тихо-тихо сядут девочки... А мальчики ещё тише.
6. Закрепляем цифру 4. (Слайд 24, 25)
Число четыре записывают каким знаком? - цифрой 4.
На что похожа эта цифра? Демонстрация работ детей
Прописываем цифру в воздухе.
Физминутка для пальчиков «Семья»
Работа в тетради «Учимся считать» - письмо цифры 4.
7. Состав числа 4 . Игра «Назови соседа» (Слайд 26)
8. Закрепление представлений о числе и цифре 4.
Древние люди считали четверку символом устойчивости и прочности. Ведь они связывали ее с квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света:
юг, запад, север, восток.
Теперь назовите четыре времени года.
( Весна, лето, осень, зима.)
- А ещё четыре стихии в древности считались основными: огонь, земля, вода, воздух.
9. “Мыслительная минутка” (Слайд 27)
Подвижная игра «Займи своё место»
– Назовите части суток. Сколько их? 4.
Детям выдаются таблички с названием частей суток, и предлагается «занять своё место».
Проверка (Слайд 36). Сначала утро, день, вечер, ночь
10. Итог занятия. Рефлексия (C лайд 28)
С какое число повторили? Какую цифру закрепили писать? Как можно получить четыре?
Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, вы были молодцы!
Давайте оценим свою работу. На партах у вас лежат смайлики, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать смайлику рот: если урок вам сегодня понравился, то смайлик нарисуйте радостный с улыбкой, а если на уроке вам было не интересно, то нарисуйте -грустный.
А теперь покажите свои смайлики! Этот смайлик остаётся вам на память.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с числом и цифрой 4.
2. Познакомить детей с образованием числа 4.
3. Закрепить обобщающее понятие по лексической теме «Посуда».
4. Развитие мышления через отгадывание загадки.
5. Продолжать учить соотносить количество предметов и цифру.
6. Развивать тактильное восприятие через узнавание на ощупь количества предметов.
7. Развивать двигательную координацию через упражнения с четками, пальчиковую гимнастику.
8. Продолжать укреплять мышцы пальцев руки через массаж с массажными кольцами.
9. Продолжать развивать графомоторные умения через штриховку, обводку по пунктирным линиям и рисованием кругов.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Кукольный театр: «Три медведя и маша», кукольная посудка, чашки-заготовки, цифры, счетные палочки, карандаши, четки, мягкие мешочки (на плотный картон нашить пуговицы, разное количество, сверху надеть мешочки из ткани), массажные кольца (су-джок).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Давайте поздороваемся:
(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, перекрестные движения – пожимают друг другу руки).
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую.
(Сиротюк)
2. Устный счет.
2.1. -Проходите за столы.
Возьмите четки в кулачки, посчитаем до пяти.
Все вместе: 1,2,3…
2.2. «Мешочки».
У вас на столах лежат мягкие конверты. Возьмите их, и нашупывая пальчиками определите количество пуговиц.
Сколько пуговиц у Виолетты? И т.д.
Молодцы все справились.
3. Счет до 4-х, число и цифра 4.
3.1. – У нас сегодня гости. А кто, узнаете, если отгадаете загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна.
Правильно Медведь.
Как вы догадались, что медведь?
Давайте пройдем, сядем на подушки и посмотрим, сколько к нам пришло медведей в гости?
Один, два, три. Три медведя.
Как гостеприимные хозяева, что мы должны сделать для гостей?
(напоить чаем)
Возьмем чашки и расставим вместе с детьми.
Сколько поставим чашек для медведей?
Что можно сказать о количестве чашек и гостей?
Их поровну. Гостей столько же, сколько и чашек.
— посмотрите, к нам пришла еще одна гостья – Машенька.
Пригласим Машу к столу.
Сколько теперь слало гостей? Посчитаем – 4.
Чего теперь больше: чашек или гостей? (гостей)
Как сделать поровну?
Правильно, нужно поставить еще одну чашку, и тогда их будет тоже …4.
3.2. Цифра 4.
Когда есть четыре предмета пишут цифру «4». (показ большой цифры).
А Маша решила убрать чашки и перевернула стульчик:
Уронила Маша стул в квартире,
Стал похож он на …четыре!
4. Закрепление образа цифры 4.
Михайло Потапыч и Марья Ивановна задали Мишутке и Маше задания, а они не могут с ними справиться. Давайте им поможем.
Они принесли их с собой в конверте.
Посмотрим, что там.
Вывешивается образец «Стул».
Что это?
Возьмите цветные листы бумаги и выложите из счетных палочек стул.
(справа – две палочки, слева — уголок).
А если вы аккуратно перевернете листок с палочками, у вас получится цифра …4
Молодцы, все справились с заданием.
5. Нахождение цифры 4 среди других цифр.
(Работа на карточках).
Найдите все цифры 4 и обведите в кружок, красным карандашом.
Молодцы и с этим заданием справились.
6. «Укрась чашечки».
Чтобы чашки были красивыми надо их украсить.
Задания разные для детей: дорисовать кружочки по пунктирным линиям, дорисовать половинки, заштриховать зеленым карандашом.
Сколько кружочков получилось у Димы?
У Данила?…
Покажите друг другу, какие чашечки у вас получились.
7. Массаж.
Чтобы пальчики отдохнули, давайте сделаем массаж. Встанем в кружок, возьмем массажные кольца.
(на каждый пальчик одеваем кольцо в соответствии со строчками стихотворения).
Толстый пальчик и большой, вдоль по улице пошел.
Указательный с порога, указал ему дорогу.
Средний рядышком бежал.
Безымянный топал рядом и корзиночку держал.
А мизинчик младший братец, на печи весь день лежал, никуда не побежал.
(на обеих руках).
8. «Магазин».
Михайло Потапович и Марья Ивановна попросили Машу и Мишутку сходить за покупками. Им нужно помочь.
Возьмите деньги.
Вот возьми Виолетта и купи столько вилок. (показ монеты-карточки с цифрой).
Сколько купишь вилок?
Сколько купила вилок?…..
Как назвать все эти покупки одним словом?
Посуда.
Чего больше: ложек или вилок?
Чего меньше: чайников или кружек?
Чего больше: кружек или тарелок?
Сколько тарелок? (3)
Сколько чашек? (4)
Как сделать поровну? (Добавить тарелку)
Что можно сказать про тарелки и чашки? Их поровну.
9. Итог
Молодцы. Со всеми заданиями справились. Помогли Маше и Мишутке.
Вспомним, как вы помогали им.
С какой цифрой познакомились?
Давайте пригласим Машу и Мишутку к нам на занятия, чтобы они вместе с нами учились и сами справлялись с заданиями, которые им задает Михайло Потапович и Марья Ивановна -Попрощаемся с гостями.