Домой / На здоровье / Имена богинь центральной и южной америки. Ацтекские боги для чайников

Имена богинь центральной и южной америки. Ацтекские боги для чайников

Бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.

Кавиль - один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы и войны. Постоянный его атрибут — топор-кельт.

Камаштли - бог звёзд, полярной звезды, охоты, сражений, туч и судьбы. Творец огня, один из четырех богов, создавших мир.

Кецалькоатль - бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков — Толлана. Кецалькоатль — “змея, покpытая зелёными пеpьями”.

Кукулькан - бог четырех Святых Даров — огня, земли, воздуха и воды; и каждый элемент был связан с божественным животным или растением: Воздух — Орел, Земля — Кукуруза, Огонь — Ящерица, Вода — Рыба.

Мецтли - в мифологии ацтеков — бог Луны. Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик.

Миктлантекутли - владыка царства мёртвых. В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы; его постоянные спутники — летучая мышь, паук и сова.

Мишкоатль - «облачный змей». Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культом Уитцилопочтли и рассматривается как прародитель племён науа.

Синтеотль - бог кукурузы. Он считался покровителем земледельцев.

Тескатлипока - один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира.

Тлалок - бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя — Чак, у тотонаков — Тахин, у миштеков — Цави, у сапотеков — Косихо-Питао.

Тонатиу - в мифологии ацтеков бог неба и солнца, бог воинов. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Тонатиу управляет 5-й, нынешней мировой эпохой. Изображался юношей с красным лицом и пламенными волосами.

Уицилопочтли - бог голубого ясного неба, молодого солнца, охоты, специальный покровитель молодежи ацтекской знати. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков — бог войны, которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы.

Чак (Чаак) - бог дождя, грома и молний. Предполагается что, первоначально Чак, был богом очищения леса, позднее стал богом дождя и воды, и божеством агрокультуры.

Шипе Тотек - в мифологии ацтеков божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года.

Юм Кааш - «владыка лесов». В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила. Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми волосами, подобными листьям маиса.

Богини ацтеков и майя

Иштаб - в мифологии майя, богиня самоубийства и жена Ками. В традициях майя, самоубийство, особенно повешение, считали благородным способом смерти, сопоставимым человеческим жертвам жертвенного обряда и убитым воинам.

Ишчель - в мифологии майя богиня Луны, лунного света и радуги, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. В жертву ей приносили красивых девушек.

Коатликуэ - богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Одновременно Коатликуэ — богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее.

Койольшауки - в мифологии ацтеков, богиня Луны. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.


Мифология древних ацтеков загадочна и трудна. Особенно трудны в ней имена богов. Порой, что бы произнести без запинки имя того или иного небожителя, нужно очень долго тренироваться…ну или сломать язык в попытках это имя произнести. Перед вами 10 богов с самыми сложными и заковыристыми именами.

Акуэкукиотисиуати (Acuecucyoticihuati) — богиня океана, проточной воды и рек. Связана с культом Чальчиутликуэ — является её ипостасью. Покровительствует работающим женщинам.



Айаутеотль (Ayauhteotl) — богиня инея и тумана, наблюдаемых только ночью или рано утром. Ассоциируется с тщеславием и знаменитостью.
Ицпапалотль — «Обсидиановая бабочка», богиня судьбы, связанная с культом растений. Первоначально была одним из божеств охоты у чичимеков. Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах. Была убита Мишкоатлем.



Кецалькоатль (Quetzalcoatl) — «Пернатый змей». В мифологии ацтеков и тольтеков бог-демиург, создатель человека и культуры, владыка стихий. Один из основных богов тольтеков, ацтеков и других народов центральной Мезоамерики. Он принимал участие в создании и разрушении различных мировых эпох, и правил одной из мировых эпох, создав для этой эпохи человека из костей людей предыдущих эпох, собранных в Миктлане. Также он является и богом ветров Эхекатлем (одна из его форм), и богом вод, и изобилия. В качестве бога вод, он повелевал молниями, которые по своим формам напоминали ацтекам силуэты небесных змей. Считается, что он сын Коатликуэ и брат-близнец Шолотля. Как носитель культуры, он подарил миру кукурузу (маис) и календарь, и является покровителем искусств и ремёсел. По одному из мифов, после смерти он превратился в утреннюю звезду (Венеру) и стал ассоциироваться с Тлауицкальпантекутли. У тольтеков его оппонентом выступал Тецкатлипока («дымящееся зеркало»). Позже ацтеки сделали из него символ смерти и возрождения, и покровителя жрецов. Жрецов высших санов называли его именем — Кецалькоатль. Бога Кецалькоатля часто ассоциируют с правителем-жрецом тольтеков Топильцином Се Акатлем, правивший Тулой в Х в. Жрец был сыном Мишкоатля (Камаштли) и Чимальман, и был рождён в Мичатлауко (Michatlauhco) «Глубокие воды, где водится рыба». Культ Кецалькоатля был широко распространён в Теотиуакане, Туле, Шочилько, Чолуле, Теночтитлане и в Чичен-Ице.

Малинальшочи (Malinalxochi) — сестра Уицилопочтли. Волшебница имеющая власть над скорпионами, змеями и другими жалящими и кусающими насекомыми пустынь.


Миктлантекутли (Mictlantecuhtli) — «Владыка царства мёртвых». В мифологии ацтеков владыка загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами; его постоянные спутники — летучая мышь, паук и сова. Его жена — Миктлансиуатль. Согласно мифам, Кетцалькоатль спустился в 9-ю преисподнюю к Миктлантекули за костями умерших, чтобы создать новых людей. Зная, что Миктлантекутли недоверчив и склонен к обману, Кетцалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Торопясь, Кетцалькоатль споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кетцалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту.
Попокатепетль (Popocatepetl) — молодой воин, влюбившийся в Истаксиуатль, дочь правителя. Боги, сжалившись над ними, превратили их в одноимённые горы. Его имя произнести не так уж и сложно, но как забавно оно звучит…

Тласольтеотль (Tlazolteotl) — «Богиня — пожирательница грязи (экскрементов)». Богиня земли, плодородия, секса, сексуальных грехов и покаяния (отсюда её имя: пожирая грязь, она очищает человечество от прегрешений); владычица ночи. Получила она своё имя согласно легенде так — однажды она пришла к умирающему человеку, который сознался в своих грехах, и она очистила его душу, съев всю «грязь». Тласольтеотль — одно из древнейших божеств Мезоамерики, восходит к «богине с косами»; ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у хуастеков. Она также известна и под другими именами: Тоси («наша бабушка»), Тлалли-ипало («сердце земли»), Ишкуина, Тетеоиннан («мать богов»), Чикунави-акатль («девять тростник») и др. Тласольтеотль изображалась то нагой, то в одежде; отличительные признаки — носовая вставка в виде полулуния, головной убор из перьев перепёлки с куском ваты и двумя веретенами, окраска лица жёлтая; её символ — метла или человек, поглощающий экскременты. На празднике в её честь приносили в жертву девушку, из её кожи изготовляли куртку, которую надевал жрец, олицетворявший богиню. Затем следовало символическое её воссоединение с богом войны и солнца Уитцилопочтли и рождение бога молодого маиса. В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики (капающая кровь символизировала дождь). Тласольтеотль считалась покровительницей грешников


Уэуэкойотль (Ueuecoyotl) — “Старый, старый койот”. Бог секса и безудержного веселья, песен и танцев, одна из ипостасей Макуильшочитля (Шочипили); по происхождению, очевидно, божество племени отоми. Изображался в виде сидящего койота или в антропоморфном облике с музыкальными инструментами в руках. Был покровителем смутьянов и тех кто разносит слухи.
Чикомекоатль (Chicomecoatl) — “7 змей”, богиня маиса в классическом периоде жизни ацтеков. Иногда её называют “богиней пищи”, богиней изобилия, она являлась женским аспектом кукурузы. Каждый сентябрь молодая девушка, изображавшая Чикомекоатль, приносилась в жертву. Жрецы обезглавливали её, собирали кровь и поливали ею статую богини. Далее с трупа снимали кожу, которую надевал на себя жрец. Изображали (описывали) её по разному: девушкой с водяными цветами; женщиной, чьи объятия означали смерть; и матерью, носящей с собой солнце в качестве щита. Она является двойником бога маиса Синтеотль, их символом является ухо из кукурузы. Иногда её называют Шилонен.

Ацтекский пантеон примечателен еще и тем, что он полнился огромнейшим количеством, так называемых, второстепенных богов. Второстепенный бог ацтеков в большинстве случаев выполнял функции покровителя конкретного племени или рабочей касты, например ремесленников или торговцев. Были в числе локальных божеств и примечательные существа, такие как бог Солнца у ацтеков, бог судьбы и бог покровитель жертвоприношений.

Говоря о пантеоне второстепенных, локальных божеств в первую очередь стоит упоминать бога ацтеков, выполнявшего функции защитника воинов и известного сразу в нескольких обличиях: Вицлипуцли или Уицилопочтли - “южный колибри”, бог войны. Ацтеки не просто почитали этого бога, они боялись его как смерти, поскольку Уицилопочтли это еще и солнечный бог плодородия ацтеков, покровитель столицы империи, города Теночтитлан. Насколько можно судить, практически все божества ацтеков, связанные с Солнцем, в той или иной степени были связаны и с плодородием, с основой жизни крестьянина, простого жителя империи.

Уицилопочтли - бог ацтеков, внушавший ужас.

Матерью Уицилопочтли, как и многих других ацтекских божеств, была богиня Коатликуэ, а отцом - великий Мишкоатль. Окружение Вицлипуцли, бога ацтеков, его семья, напрямую указывает на роль и статус этого божества. К слову сестрой воинственного бога ацтеков была прекрасная Малинальшочи, богиня-волшебница.

Легенды, касающиеся ацтекского покровителя войны, были записаны в мифологических хрониках Мешикайотль. Согласно мифам, его сестра пыталась обить мать, узнав, что та забеременела от перьев. Однако ужасающий древний бог ацтеков прознал о планах сестры и в нужный момент, в военном облачении выпрыгнув из чрева матери, убил сестру и четырехсот ее приспешников. В качестве урока другим богам, Уицилопочтли, бог ацтеков, забросил отрубленную голову сестры и других заговорщиков высоко на небо, где они стали луною и звездами.

Уицилопочтли - бог солнца у ацтеков, защитник Теночтитлана.

Легендарный Вицлипуцли был не только племенным божеством, но и прославленным волшебников. Изначально важность его для индейского народа была невелика, однако, после формирования ацтекской империи в местный пантеон богов были внесены существенные нововведения, в результате которых Уицилопочтли, бог солнца у ацтеков, стал тем, кем он стал. Согласно мифам, появившимся в качестве подспорья религиозным реформам, будущим божеством войны, во время борьбы за власть, был свергнуть предыдущий бог солнца у ацтеков - Нанауацин, который занимал это почетное положение на протяжении многих сотен лет.

Бог ацтеков - племенной покровитель.

Ацтекский пантеон многогранен и многолюден. Общее количество богов, включая бесконечные обличия верховных богов и локальных божеств, переваливает за отметку в несколько сотен.




Голова божества из Копана, IX век

Мифология майя . У народа майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы.

На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света – востоку соответствовало красное дерево, югу – желтое, западу – черное и северу – белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.

Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине.

Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов такого рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народа науа.

В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти – Кими (Cimi); владыка неба – Ицамна(Itzamna); бог торговли – Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств – Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света – Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов – Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы – Уракан (Huracan); демон подземного мира – Зипакна (Zipacna) и другие. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.


Иероглифы майя, барельеф, X век

Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились три платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак – Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.

Письменность майя . Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур. Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в четырех рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично).

Иероглифы дают или изображения фигур, или соединены в группы по четыре или шесть иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886 года) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887 года). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого – иероглифически означающего соответствующего бога, и еще двух, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы – не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.

Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х годов. Он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в XII-XV веках и названных по тем городам, в которых ныне хранятся – Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 году в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.


Рисунок на коже календаря ацтеков

Календарь майя. Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по двадцать дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней.

Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

Мифология ацтеков . У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.

Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости – личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству. Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах. У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч.

Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне – четверо держали за конечности, один – за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать до трёх тысяч человек.

Письменность ацтеков. Для записи исторических событий, календарных, астрономических явлений и ритуалов, а также для учета земли и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев, это – кодексы Коспи (Cospi), Маглиабечиано (Magliabechiano), Борджиа (Borgia), Бурбонов (Borbonicus), Иштлильшочитли (Ixtlilxochitl). История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472 годы), правитель Тескоко.


Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел восемьнадцать двадцатидневных месяцев и ещё пять несчастливых дней. Названия месяцев в календаре соответствовали названиям сельскохозяйственных растений. Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл.

Мифология ацтеков очень разнообразна и увлекательна, в пантеоне индейцев насчитывается около сотни богов. Не желая перегружать эту статью избыточной информацией и превращать ее в мини-энциклопедию, мы ограничились наиболее яркими божествами, занимавшими видное место в культуре ацтеков. Это пернатый змей Кецалькоатль, покровитель жрецов Тескатлипока, «поедающая нечистоты» Тласольтеотль и, конечно же, кровавый бог войны Уицилопочтли.

Многие божества Центральной Мексики являли собой воплощения небесных тел, таких как Венера, Солнце и даже звезды Млечного Пути. В этом плане ацтеки удивительно схожи с древними римлянами, которые также обожествляли планеты (достаточно вспомнить культ Марса - покровителя Рима и бога войны). Кстати, планета Венера, которую также называют утренней звездой, вызывала у ацтеков священный трепет. Согласно верованиям индейцев, ее свет способен причинить человеку колоссальный вред и навлечь на него всяческие бедствия.

Индейцы приписывали богам не только сотворение мира и человека, но даже изобретение такой тривиальной вещи, как пульке - крепкий спиртной напиток, получаемый из сока агавы. Согласно представлениям ацтеков, боги решили изобрести средство, побуждающее людей петь и плясать. Дурманящий напиток был передан людям. Жрецы использовали пульке при проведении и прочих религиозных церемоний.

Пернатый змей Кецалькоатль

Этот бог представляет собой некий гибрид змеи и райской птицы. Соответственно, он является воплощением змеиной мудрости и красоты пернатого. Согласно легенде, Кецалькоатль подарил людям пищу - превратившись в муравья, он выкрал зерна маиса из подземных кладовых. Кроме того, пернатый змей считается изобретателем календаря. Благодарные люди строили в честь бога многочисленные храмы и пирамиды.

Кецалькоатль повелевает стихиями, это один из богов-демиургов (создателей мира и человека). Одной из его форм является Эхекатель, почитаемый, как бог ветра. Поначалу поклонение Кецалькоатлю не предполагало принесение человеческих жертв. В качестве подношения богу использовались только колибри и бабочки. Но, видимо, со временем пернатый змей стал более кровожадным, и тогда в ход пошли люди.

Самые ранние изображения Кецалькоатля относятся приблизительно к 8..5 векам до н.э. Иногда божество высекали на камне в виде грозного человека в маске и с бородой, но чаще его можно было встретить в облике змеи, частично покрытой перьями. Ацтеки верили, что пернатый змей способен воплотиться в облике человека. В частности, они считали испанского завоевателя Фернандо Кортеса одной из инкарнаций Кецалькоатля.

Покровитель жрецов Тескатлипока

В мифологии майя и ацтеков Тескатлипока почитается как владыка стихий, способный вызывать разрушительные землетрясения. Это уникальный персонаж, который одновременно является и создателем, и разрушителем мира (этакий индейский аналог бога Шива). Тескатлипока наказывает преступников и благоволит жрецам, он повелевает холодом и звездами. Иногда его воспринимали как колдуна, способного изменить свой физический облик.

Одним из атрибутов бога Тескатлипока является Итлачиаякуе - дословно это можно перевести, как «место, из которого он глядит». Из этого таинственного зеркала исходит дым, который способен убивать врагов бога. В правой руке у Тескатлипока находится четыре стрелы, как символ неотвратимой кары, которую он сулит грешникам.

Надо отметить, что в мифологии индейцев Тескатлипока тяготеет к прекрасным девушкам. Однажды ему даже довелось соблазнить восхитительную Шочикецаль (богиню цветов), которая уже состояла в браке с Шочипилли. Так что добродетельный бог, любитель наказывать людей за их пороки, и сам не без греха.

Уицилопочтли - кровавый бог войны

Это одно из самых темных и жестокий божеств ацтекского пантеона. Уицилопочтли (которого также называют Вицлипуцли) известен как бог войны и покровитель города Теночтитлан. Именно ему древние индейские жрецы приносили наиболее жестокие и кровавые жертвы. По легенде Уицилопочтли постоянно сражался с силами Тьмы, а силу для этого бог получал именно через жертвоприношения.

В качестве изображения божества была выбрана человекоподобная фигура, на голове которой красовался шлем, имитирующий клюв колибри. В левой руке Уицилопочтли располагался лук с четырьмя стрелами, дротики и копьеметалка. В правой руке у божества находилась дубинка в форме извивающейся змеи.

Надо сказать, что нрав Вицлипуцли вполне соответствует его грозному облику. Согласно одной из ацтекских легенд, однажды он отрубил голову своей собственной сестре по имени Койольшауки. Вы спросите, зачем он это сделал? А чтобы доставить людям удовольствие лицезреть Луну - отрубленная голова долетела до неба и каким-то образом превратилась в ночное светило. Оно и правильно. А то как бы мы читали ?

Поедающая грязь Тласольтеотль

Несмотря на довольно неблагозвучное имя (пожирательница грязи или экскрементов), эта ацтекская богиня занимала видное место в пантеоне индейцев. Она помогала людям очиститься от похоти, запретных страстей и тому подобных греховных напастей. Впрочем, богиня Тласольтеотль могла не только гасить страсти, но и возбуждать их, а также насылать на неугодных ей людей венерические болезни и безумие.

Изображали богиню в виде женщины с обнаженной грудью, облаченной в одеяния из хлопка. Непременным атрибутом Тласольтеотль было продетое в нос кольцо в виде полумесяца. На голове богини красовался головной убор, изготовленный из перьев перепелки. На шее Тласольтеотль находилась вымоченная в крови веревка или коралловая змея, символизирующая грехи.

Как и многие прочие боги ацтеков, Тласольтеотль была весьма требовательна по части жертвоприношений. По осени народ устраивал грандиозный праздник в ее честь. Кульминацией события было принесение в жертву молодой женщины. Из ее кожи изготавливали накидку, которую потом носил жрец, олицетворяющий Тласольтеотль. В засушливые годы в жертву богине полагалось приносить мужчину. Пленника привязывали к столбу, а затем бросали в него дротики. Ацтеки полагали, что капающая на землю кровь способна вызвать дождь.