Домой / На здоровье / Как научиться читать коран красивым голосом. Таджвид – наука правильного чтения Корана

Как научиться читать коран красивым голосом. Таджвид – наука правильного чтения Корана

Слово «таджвид» представляет собой масдар (отглагольное существительное), корнем котором является глагол «джаада» - преуспевать, превосходить. В контексте коранических наук этот термин имеет более узкое значение, суть которого сводится к «верному чтению Священного », то есть такой манере рецитации Откровения, когда соблюдаются все известные правила и нормы.

Вопрос соблюдения правильного произношения и находит своё отражение в самом Коране. Так, Творец делает повеление верующим:

«И читай Коран размеренно» (73:4)

На первый взгляд, в аяте речь идёт, прежде всего, о характере, скорости и манере чтения. Но фактически это означает, что должным образом должны произноситься все буквы и звуки, соблюдаться все имеющиеся правила, которых насчитывается не две-три единицы, а значительно больше. Например, правила ассимиляции (идгам ма’а-ль-‘унна, иклаб, ихфа ма’а-ль-‘унна), диссимиляции (калькаля), соблюдение долготы (мадд) и паузы (вакф) и так далее.

Как возник таджвид?

Коран, будучи Откровением Всевышнего, дарованным всему человечеству, требует к себе особого отношения, которое заключается, в том числе, и манере чтения. Известно, что во времена жизни Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) красивой манерой рецитации Книги обладал Ибн Мас’уд. Он не только читал Коран с выражением, но и соблюдал все необходимые грамматические правила и произношение.

Актуальность появления такой науки, как таджвид, налицо. Многие люди не знают особенностей даже родного для себя языка, могут совершать ошибки в произношении, грамматике. Что уж говорить о незнакомом языке, которым написан главный религиозный текст?! Арабский язык не самый простой, и ситуация в определённой мере осложнялась тем, что в ислам с самой зари появления религии стали приходить другие народы. Они имели определённые культурные отличия от арабов, в частности, связанные с лингвистической составляющей. В этой ситуации возник риск того, что люди могли совершать ошибки во время чтения Корана, которые отражались на смысле. Чтобы избежать этого, стала очевидной важность формирования специальной системы правил, которая и получила название «таджвида».

В целом, можно отметить, что таджвид - это кораническая наука, главная цель которой заключается в обеспечении правильного произношения и воспроизводстве звуков, недопущения каких бы то ни было излишеств или упущений.

Почему так важен таджвид?

Чтение Священного Корана согласно всем правилам имеет массу достоинств, которые оказывают влияние как на чтеца (кария), так и аудиторию, слушающую его. Таджвид позволяет учесть все моменты, которые обычно задействуются кариями во время рецитации Текста нараспев. Однако будет ошибкой полагать, что автоматическое соблюдение правил таджвида обеспечивает становления человека в чтеца, отличающегося уникальным стилем рецитации. Для этого необходима длительная практика и анализ других кариев. Суть грамотного и красивого воспроизведения текста Корана сводится к определению того, как лучше всего выставлять паузы, протягивать гласные звуки, смягчать произношение согласных и правильно произносить отдельные звуки (например, хамзу).

Отдельно стоит упомянуть такой аспект чтения Корана, как скорость воспроизведения текста. По единодушному мнению учёных и практиков, лучше всего читать Коран в медленном ритме, максимально корректно соблюдая все правила. Такой темп в арабском языке обозначается словом «тартил». Тем не менее, среди профессионалов в области грамотной рецитации Священного Писания распространён средний темп под названием «тадвир», а также быстрый ритм - «хадр».

Несоблюдение правил таджвида чревато ошибками, которые могут серьёзно изменить смысл коранического текста. Например, одним из самых распространённых дефектов является случай, когда в конце суры «Фатиха» человек воспроизводит слово «заблудшие» - «даллиин», не через букву «д», а через «з». При таком прочтении смысл меняется на слово «продолжающие»:

«Веди нас по прямой дороге. Дороге тех, кому Ты даровал благодать, а не дорогой тех, кто оказался под Твоим гневом и заблудших» (1:7)

Очевидно, что слово «продолжающие» совершенно меняет первоначальное значение аята.

Существуют также неявные ошибки, которые не меняют смысла коранического текста, но противоречат общепринятой манере воспроизведения определённых моментов коранического текста. Например, неявная ошибка может возникнуть, когда человек не протягивает должным образом звук «у» в слове «ляху», которое встречается в суре «Ихлас»:

«Уэ лям йакуль-ляхуу куфуээн ахадэ» (112:4)

Перевод смысла: «И не было Ему кого-либо равного»

С точки зрения арабского языка, его смысла, если чтец не протягивает звук «у» в указанном месте, он не совершает какой бы то ни было ошибки. Однако с точки зрения принятых среди кариев норм, этот момент будет считаться мелким недостатком.

Отметим также, что в современных редакциях Корана, которые были выпущены в разных странах мира, некоторые правила таджвида находят своё отражение в тексте через специальные знаки, которые отмечаются различным цветом. Такая техника печати используется активно только в особых случаях, когда издатели преследуют цель сделать коранический текст удобным для людей, кто начинает изучать арабский язык и таджвид. Однако распространённым явлением становится обозначение имени «Аллах» красным цветом. Также красным выделяются и другие слова, которые обозначают Всевышнего (например, Господин - «Раббу»).

Рамадан называют месяцем Корана, ведь именно в этом месяце была ниспослана Священная Книга Всевышнего Аллаха. В дни поста верующие больше времени уделяют служению своему Создателю, чаще читают Его Слово. Существует также практика прочитывать весь Коран в течение месяца поста в намазах-таравих.

Читая Коран, мы должны осознавать, что это обращение Аллаха к нам. Священная Книга даёт каждому человеку что-то ценное. Читающий Коран находит в нём то, что не способен дать ни один человек, потому что это речь Всевышнего, направленная ко всем. В чтении Корана каждый находит что-то особенное, что, возможно, не ощутил другой.

Умму Саляма сказала: «Чтение Посланника Аллаха (мир ему и благословение) было ясным, буква в букву», он выговаривал каждую букву чётко, явно. При быстром чтении Корана одна буква может сливаться с другой. Он произносил долгие гласные Пророка (мир ему и благословение). Сподвижник сообщает, что читая басмалу «بسم الله الرحمن الرحيم », он удлинял гласные в словах Аллах, ар-Рахман, ар-Рахим, т.е. читал должным образом.

Пророк (мир ему и благословение) читал Коран, как повелел его читать Всевышний (смысл):

وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلا

«И читай Коран тартиль (медленно, с размышлением) » (Коран, 73:4). Когда он читал суры таким образом, они порой казались длиннее.

Абдуллах Ибн Мугаффаль сообщает, что видел, как Посланник Аллаха сидя верхом на своей верблюдице, читал суру «Фатх». Он сказал, что Пророк (мир ему и благословение) читал Коран медленно, удлиняя согласные буквы и произнося их с вибрацией голоса, и называется этот метод тарджи".

Пророк (мир ему и благословение) читал Коран во время путешествия, находясь на животном. Также и нам можно читать Коран, например в машине, при ходьбе, в различных ситуациях. Но всё-таки соблюдать этику при чтении совершить омовение, использовать сивак перед чтением, повернуться в сторону киблы, быть в чистой одежде, использовать благовония, читать в чистом месте, испытывать страх, размышлять, плакать или хотя бы делать вид, что плачете, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Коран ниспослан вместе с печалью, когда его читают - плачьте. Если не можете плакать, то делайте вид, что плачете» (Ибну Маджа). Ощутите смысл смиренности, так как вы слушаете речь Всевышнего Аллаха.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) встал ночью и начал читать суру «аль-Бакара». Читая аяты, где говорится о милости Аллаха, он просил смилостивиться Всевышнего. Читая аяты, где говорится о наказании Аллаха, о Его величии, он просил защиты. Когда же он читал аяты с восхвалением, он восхвалял Аллаха.

Сподвижники слышали, как Пророк (мир ему и благословение) произносил: «Субхана раби’аль а’ля », восхваляя Всевышнего, потому что Он повелел это делать:

سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى

«Славь имя Господа твоего Всевышнего » Коран, 87:1.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто читает Суру 95 «Ат-Тин», дочитав последний аят:

أَلَيْسَ اللهُ بِأَحْكَمِ الحَاكِمِينَ

«Разве Аллах не является Наисправедливым Судьей? »

желательно отвечать:

" بَلَى وَأَنَاعَلَى ذَلِكَ مِنَ الشَّاهِدِينَ "

«Да является, и я свидетельствую об этом ». Так Пророк (мир ему и благословение) обучал и комментировал речь Всевышнего сподвижникам.

Предпочтительней читать Коран вслух или про себя? Временами Пророк (мир ему и благословение) читал Коран громко, и его было слышно в соседних комнатах, временами - тихо. У Абу Бакра спросили, как он читает Коран. Он ответил, что читает тихо, потому что Аллах «близок» к нам. У Умара спросили то же самое, он ответил, что любит читать вслух, чтобы разбудить спящего и прогнать шайтана. Человек может читать Коран вслух и про себя, в зависимости от времени и места.

Коран - свет Всевышнего, раскрывающий грудь, в нём исцеление, избавление от печали; он исправляет дела, изгоняет сатану, в нём рукья (это чтение Корана или мольбы из достоверной сунны с целью излечения). При чтении Корана, необходимо иметь намерение обрести всё благое от Священного Корана.

Пророк (мир ему и благословение) читал какую-то часть Корана каждый день. Он посвящал Корану определённую часть времени, подобно вирду. В течение трёх дней Пророк (мир ему и благословение) перечитывал Коран полностью. Также поступали и сподвижники. Некоторые из них завершали чтение в течение семи дней, как многие учёные и праведные люди нашей уммы. Читая джуз Корана каждый день, можно прочитать Коран в течение месяца.

في حديث أنس أنه سئل أي الأعمال أفضل؟فقال: الحال المرتحل. قيل: وماذاك؟قال: الخاتم المفتتح

У Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Какое деяние предпочтительней? » Он ответил: «Это состояние путника ». Его спросили: «Что это значит? » Пророк (мир ему и благословение): «Завершив читать Коран, начинать читать заново ». То есть закончив читать 114 суру «ан-Нас», желательно приступить к первой суре «аль-Фатиха», и так постоянно, не останавливаясь - завершив, приступать к началу. Так человека постоянно сопровождает речь Аллаха.

Для некоторых людей может быть трудно каждый деньпомногу читать Коран. Начните с малого: читайте по одной странице, постепенно добавляя по листу. Самое главное в чтении Корана постоянство, чтобы ежедневно между Господом и рабом была связь. Как человек провёл жизнь, так и будет воскрешён. Если ты будешь читать Коран, ты будешь воскрешён с Кораном, так как Коран - это свет, ведущий человека.

Величайшим райским наслаждением в Раю будет возможность читать Коран и слушать его из уст Пророка (мир ему и благословение). Как сообщается в хадисе, он прочитает суру «Таха» перед обитателями Рая. Великая радость услышать суру «Таха» от Тахи (одно из имен Пророка, мир ему и благословение).

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада Ас-Сакафа

Коран – Слово (Речь) Аллаха, его превосходство над словами (речью) творений подобно превосходству Аллаха над Его творениями, а чтение Корана - одно из лучших занятий для человека.
В изучении Корана и обучении ему других множество достоинств:
Вознаграждение за чтение Корана: Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто прочитает одну букву из Книги Аллаха, запишется совершение одного доброго дела, а награда за совершение добрых дел увеличивается десятикратно» (Ат-Тирмизи).

В другом хадисе говориться: Однажды посланник Аллаха ﷺ спросил своих сподвижников: - «Кто хочется отправиться в Бутхой или Алик (населенные пункты, расположенные недалеко от Медины. – Прим. авт.) и, не поссорившись ни с кем, не согрешив, вернуться с двумя большими верблюдами?» Сподвижники ответили: «О, Посланник, мы все это хотим!» Тогда Пророк сказал: «Почему же тогда вы не идете в мечеть и не выучите там два аята из Книги Аллаха или не почитаете ее? Это для Него лучше верблюда. Если прочтете три аята, то они лучше трех верблюдов, четыре – четырех, сколько бы вы не читали аяты – все они лучше верблюдов» (Абу Давуд, Муслим).

Вознаграждение за обучение Корану: Пророк ﷺ сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучил Коран и обучил ему других» (Аль-Бухари).
Достоинства изучения Корана, заучивания его наизусть и чтения его по всем правилам: Пророк ﷺ сказал: «Кто читает Коран, зная его наизусть, тот с благородными, покорными посланцами (ангелами), а кто читает Коран с трудом и при этом прикладывает большие усилия (желая прочитать его правильно), того ожидает двойная награда» (Аль-Бухари и Муслим).

Как начать заучивать суры Корана?

1. Искреннее намерение. Убедитесь в том, что вы делаете намерение только ради Аллаха, Его довольства, чтобы быть вознагражденным Его милостью. Не нужно красоваться или выучивать Коран напоказ.

2. Нужно научиться читать Священный Коран с правильным произношением, а также в соответствии с правилами таджвида. Если человек может бегло и при этом правильно прочитать одну страницу (подразумевается, что, если страница сложная, он может прочитать её за 1,5 минуты, а если лёгкая – за 1 минуту), он с уверенностью может начинать хифз (заучивать Коран). Но, если ученик ещё не читает Коран бегло, ему нежелательно сразу приступать к хифзу так как он может столкнуться с большими трудностями. Во многих случаях такие ученики не доучивают до конца, кроме тех, у кого очень большое желание учиться.

3. Постоянство. Чем чаще вы будете учить аяты, тем легче станет процесс запоминания. Очень важно не пропускать ни одного дня. В поклонении нет выходных. По крайней мере, если у вас совсем нет времени, выучивайте по 3-5 строчек в день. Если вы будете последовательны, инша Аллах, вы сможете стать хафизом в 5 - 6 лет.

4. Атмосфера. Уединитесь в тихом месте, чтобы сконцентрироваться только на Коране и, чтобы вас не отвлекали посторонние мысли. Выключите отвлекающие предметы (например, мобильные телефоны, телевизор и т.д.)

5. Запоминайте аяты со смыслом: читайте перевод, прежде чем начать учить аят, поймите смысл написанного.

6. Перед выучиванием полезно прослушать тот аят, который вы хотите выучить. Это поможет вам преодолеть проблемы с произношением и улучшить качество вашего запоминания.

7. Читайте в ежедневном намазе то, что вы выучили. Если вы забыли какой-то кусок, вы сразу же исправите свою ошибку, посмотрев в Коране, и никогда не будет делать эту ошибку снова.

8. Имейте хорошего учителя (друг, член семьи), который обладает знанием сур. Самой серьезной проблемой в этом великом деле является отсутствие желания у ученика. В таком случае конечный результат будет зависеть от опыта учителя. Иметь опытного наставника очень важно, поэтому начните своё обучение с поисков учителя. Пусть он проверяет ваши выученные аяты каждый день. Или проверяйте друг друга с человеком, который тоже учит Коран.

9.Читайте суры вслух. Чтение вслух помогает не просто проговаривать, но и слушать самого себя.

10. Дуа. Просите у Аллаха, чтобы он облегчил вам запоминание Корана.

Конечно, каждый хочет быть сильным хафизом. Чтобы добиться своей цели, необходимо соблюдать некоторые правила.

Учитывая возможности своей памяти, каждый должен подобрать для себя подходящий метод заучивания, например:
Читать страницу от начала до конца подряд и таким образом заучить.
Выучить один аят, затем второй, соединить их вместе, затем третий и так далее.
Учить по словам, то есть выучить одно слово, затем второе, соединяя их, пока не доучишь аят полностью.
Разделить страницу на три или четыре части, выучить их по отдельности, а затем соединить.
Учить страницу с конца, то есть сначала заучивать самый нижний аят, затем следующий и соединять аяты постепенно, пока не дойдешь до верха.
Запоминать, записывая.
Запоминать, слушая, то есть выбрать одного чтеца и, многократно прослушивая его запись, постараться заучить. В основном к данному методу прибегают слабовидящие.

Что касается заучивания методом чтения страницы от начала до конца, то страницу при заучивании таким способом следует читать сто, сто пятьдесят или более раз. В целом, будет лучше, если учитель-хафиз подберёт метод приготовления уроков для ученика сам. И вообще только под жестким контролем учителя ученик быстрее достигает намеченной цели. Секретом крепко выученной страницы является беспрестанное повторение – чем больше ты читаешь страницу при заучивании, тем крепче ты её будешь знать.

Если ты, выучив страницу или хотя бы полстраницы, можешь прочитать её наизусть без запинок или прочитать медленно, произнося каждую букву, то знай, что ты хорошо её заучил, можешь с уверенностью продолжать заучивать дальше и не переживай – такой хифз легко не забудется.

Не следует переживать, если у тебя слабая память, ведь в учебных заведениях по подготовке хафизов у девяти из десяти учеников память ниже средней. А также не переживай по поводу того, что ты не можешь сразу прочитать наизусть только что выученную страницу, ведь многим нужно, чтобы прошла одна ночь или даже два дня, прежде чем выученная сура закрепится, и это нормально. У большинства учеников память раскрывается только поcле заучивания ¼ Корана, а у некоторых она не раскрывается вплоть до того момента, пока не будет выучена половина Корана.

Так что не переживай друг – ты сможешь стать хафизом! Проси об этом Всемогущего Аллаха и прояви искренность. Аминь!!!

Каждый мусульманин осознает значение Корана. Вокруг этого священного писания строится вся жизнь мусульманина. Коран является светом, который осветит нам путь к истине. В Коране мудрость Всевышнего и цель, в направлении которого мы должны двигаться. Коран – это книга счастья и бараката мусульман, ведь последовавший за ней, т.е. за предписаниями Аллаха, не будет разочарован и лишен. Поэтому одной из самых первостепенных задач, предстающих перед мусульманином, является изучение и заучивание Священного Корана.

Необходимые для изучения Корана условия:

  1. Искреннее намерение

Важно, чтобы целью заучивания и чтения Корана становилось стремление к довольству Всевышнего, только тогда Аллах облегчит ваш труд и сделает знания благими.

  1. Бережное отношение к Священному писанию

При обращении с Кораном соблюдать этику, которая заключается в прикасании к Корану очищенным, не следует ставить Коран на землю. Читающий Коран по возможности должен находится в самом лучшем виде, в хорошей чистой, одежде, закрывающей плечи и колени из уважения к Книге Аллаха.

  1. Выбор подходящего места

Существует три случая при заучивании Священного Корана:

  1. Читать и понимать арабский текст Корана.
  2. Уметь читать арабский текст без понимания смысла.
  3. Не уметь читать и понимать арабский текст.

Самое главное в этом деле – начать. Как только вы заучите начало аята, продолжение последует само собой. Взять, например, первую суру Корана, которая состоит из 7 аятов.

Сура в транслитерации выглядит так:

бисмилляяхир-рахмаанир-рахииим (1)

Альхамдулилляяхи раббиль-"аалямииин (2)

Аррахмаанир-рахииим (3)

Мяялики яуумиддииин (4)

Иййаакя на"буду ва иййаакя наста"ииин (5)

Ихдинас-съырааталь-мустакъыыым (6)

Съырааталлязиина ан"амта "алеййхим гаййриль-магдууби алейхим ва ляддаааллииин (7)

Каждый аят начинается со следующих слов:

  1. Бисмилляях.
  2. Альхамдулилляяхи.
  3. Аррахмаан.
  4. Мяялики.
  5. Иййаакя.
  6. Ихдина.
  7. Съыраат.

Зная, как начинается каждый аят, вы будете знать, с чего начать, и это поможет вам в заучивании целой суры.

Правила чтения Корана

  1. Перед началом чтения надо произнести слова "Аузу биЛЛяхи мина-шшайтани-рраджим".
  2. В начале каждой суры надо читать "Бисми-ЛЛяхи-РРахмани-РРахим".
  3. Читающий желательно должен читать Коран красиво, протяжно, как бы нараспев и украшать его своим голосом.
  4. Мусульманин должен учить таджвид и знать, как правильно должны произноситься арабские буквы и звуки, чтобы чтение его было правильным и красивым.
  5. Поощряется если читающий Коран плачет при чтении.

Чтение священного Корана не должно заканчиваться только его неосмысленным заучиванием. Такое заучивание не принесет пользы и награды, так как не будет практиковаться в жизни. Человек должен размышлять над Кораном. Когда мусульманин читает аяты милости, то должен немного останавливаться и просить у Аллаха милости, а когда читает аяты наказания, то должен просить прощения грехов и спасения от адского огня.

Коран – это Слово Аллаха, которое является ключом от Рая. А ключом от Корана является арабский язык. Поэтому верующий, стремящийся к истинному Его пониманию, чтению Его на языке, котором ниспослал Всевышний, должен изучать арабский язык и читать Коран на арабском.

Эти советы помогут вам в заучивании Священного Писания:

  • Составьте для себя план по заучиванию Корана (сколько аятов вы должны запомнить в день) и придерживайтесь его.
  • Будьте постоянны в чтении и заучивании Корана, ведь, как мы знаем с детства, повторение – основа учения. Чем чаще вы будете учить аяты, тем легче станет процесс запоминания. Очень важно не пропускать ни одного дня.
  • Убедитесь в том, чтобы вас не отвлекали посторонние мысли в этом деле. Уединитесь в тихом месте, чтобы сконцентрироваться только на Коране.
  • Запоминайте аяты со смыслом: читайте перевод, прежде, чем начать учить аят, поймите смысл написанного.
  • Перед выучиванием полезно прослушать тот аят, который вы хотите выучить. Это поможет вам преодолеть проблемы с произношением и улучшить качество вашего запоминания.
  • Читайте суры вслух. Чтение вслух помогает не просто проговаривать, но и слушать самого себя.
  • Ну и самое главное – просите Всевышнего облегчить вам запоминание Корана и ниспослать ключи знаний.

Сайда Хайат

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

[«Тартиль» - чтение Корана (по всем правилам), подразумевающее четкое произнесение каждой буквы (Прим. перев.)].

Он (да благословит его Аллах и приветствует) читал Коран нараспев, размеренно, не нарушая правильного ритма, как тому обучил его Всевышний Аллах, не спеша и не торопясь, а скорее наоборот, «чётко произнося каждую букву». [Ибн аль-Мубарак в «Аз-Зухд» (162/1 из «аль-Кавакиб», 575), Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков]. Так что когда «он читал какую-нибудь суру неторопливым и размеренным тоном, могло показаться, будто она длиннее, чем на самом деле». [Муслим и Малик].

Он говорил: «Знавшему Коран будет сказано: “Читай, восходи и отчётливо произноси слова (раттиль ) как делал ты это в земной жизни, и поистине, место твоё будет соответствовать последнему прочтённому тобою аяту» . [Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным. Таким образом, высшую ступень займёт человек, знавший наизусть весь Коран - естественно, при условии, что такой знаток на деле следовал всем установлениям Корана (Прим. перев.)].

[Имеется в виду человек, знавший Коран наизусть полностью или частично и поступавший в соответствии с повелениями, содержащимися в нем (Прим. перев.)].

[Речь идёт о восхождении по ступеням Рая (Прим. перев.)].

[«Раттиль» - повелительная форма от глагола «ратталя» - читать нараспев *[по всем правилам, четко произнося каждую букву] «Тартиль» - чтение Корана (по всем правилам), подразумевающее четкое произнесение каждой буквы (Прим. перев.)].

Он «удлинял собственное прочтение (определённых букв, которые могут быть удлинены), как, например, слова «Бисми-Лляхи» , слово «ар-Рахман» , слово «ар-Рахим» [Аль-Бухари и Абу Дауд], слово «надиид» (сура «Каф», аят 10)* и другие подобные им слова.

*[Аль-Бухари в «Аф‘аль аль-‘Ибад» приводит это сообщение через достоверную цепочку передатчиков].

Он обычно останавливался после прочтения каждого аята, как это уже было ранее разъяснено. [В разделе «Чтение каждого аята с остановкой между ними»].

Иногда «он читал нараспев (аяты Корана) красивым вибрирующим тоном*, как например в День Завоевания Мекки, когда, сидя на своей верблюдице, он [очень мягко и нежно] читал суру «Победа» (48:29) [Аль-Бухари и Муслим], а Абдуллах ибн Мугаффаль передал, что этот красивый тон имел звучание: «а-а-а». [Аль-Бухари и Муслим. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», поясняя это звучание «а-а-а», пишет: «Это хамза с фатхой, за которыми следует беззвучный алиф, за которым следует другая хамза» . Шейх Али аль-Кари то же пояснение привёл от других (знатоков Корана), а затем сказал: «Очевидно, что это - три протяжных алифа» . Прим. перев.: хамза - буква, которая произносится как краткое придыхание между двумя гласными звуками. Может писаться отдельно, но чаще используется в качестве подставки букв алиф, уау и йа. Фатха - надстрочный знак, означающий краткий звук «а». Алиф - первая буква арабского алфавита, которая произносится как «а» долгий].

*[Тарджи’ - это слово Ибн Хаджар разъяснил как «вибрирующий тон»; Аль-Манави сказал: «Он (этот тон. - Прим. перев.) приподнят из-за чувства огромной радости и счастья, испытанного им (да благословит его Аллах и приветствует) в День Завоевания Мекки»].

Он велел украшать голос при чтений Корана, сказав: «Украшайте Коран своими голосами [ибо красивый голос украшает красоту Корана]!» . [Аль-Бухари в форме «та‘лик», Абу Дауд, ад-Дарими, аль-Хаким, Таммам ар-Рази приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. Важное примечание: в одной из версий этого хадиса один из его передатчиков перепутал слова, сообщив: «Украшайте свои голоса Кораном». Эта ошибка заключается в передаче хадиса и его смысла, и любой, кто называет приведенный в такой форме хадис достоверным, глубоко ошибается, ибо тогда это сообщение противоречит другим достоверным поясняющим хадисам, рассматриваемым в данном разделе. На самом деле подобного рода сообщения являются типичным примером хадисов в форме «маклюб» (когда в иснаде или информативной части хадиса одно слово переставляется либо заменяется другим. - Прим. перев.). Более подробно затронутый вопрос рассматривается в книге «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» № 5328].

И «Поистине, лучшим голосом среди читающих Коран обладает тот человек, который, как вы думаете, страшится Аллаха, когда вы слышите, как он читает Коран» . [Это достоверный хадис, который передали Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» (162/1 из «аль-Кавахиб» 575), ад-Дарими, Ибн Наср, ат-Табарани, Абу Ну‘айм в «Ахбар Исбахан» и ад-Дийа’ в «аль-Мухтара»].

Он также велел читать Коран нараспев, сказав: «Изучайте Книгу Аллаха, читайте её постоянно, овладевайте ею (т.е. заучивайте Коран наизусть) и читайте её нараспев, ибо, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине избавляется [забывается] он быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут» . [Ад-Дарими и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков].

Он также говорил: «Не относится к нам тот, кто не читал Коран нараспев» . [Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби]. И «Аллах ничему не внимает так, как внимает Он обладающему красивым голосом Пророку, который [вслух] читает Коран нараспев *» . [Аль-Бухари, Муслим, ат-Тахави и Ибн Мандах в «Ат-Таухид» 81/1].

*[Аль-Мунзири сказал, что «слово «таганна» означает «читать красивым голосом»; Суфйан бин ‘Уйайна и другие придерживались того мнения, что это имеет отношение к слову «истагна» (не нуждаться (благодаря Корану) в благах этого мира), однако подобное мнение отвергается»].

Он сказал (одному из своих выдающихся сподвижников) Абу Мусе аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах): «Видел бы ты меня, когда вчера я слушал твое чтение (Корана)! *(Поистине) тебе была дарована свирель ** из числа свирелей семейства Дауда [А Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Если бы я знал, что ты находишься там, то я читал бы намного красивее»]. [Абду-Раззак в «аль-Амали» (2/44/1), аль-Бухари, Муслим, Ибн Наср и аль-Хаким].

*[То есть: если бы ты увидел меня в это время, это доставило бы тебе радость (Прим. перев.)].

**[Ученые-богословы указали, что под свирелью здесь имеется в виду красивый голос, а под семейством Дауда - сам (пророк) Дауд (мир ему). Семейство кого-либо может быть конкретно отнесено лишь к нему самому, а Дауд (мир ему) обладал очень красивым голосом, как на то указывает имам ан-Навави в своем комментарии к «Сахих» Муслима].