Домой / На здоровье / Проблемой познания в системе философского знания занимается. Философские проблемы познания

Проблемой познания в системе философского знания занимается. Философские проблемы познания

Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для: индивидуализма

Процедура мысленного расчленения целого на части: Анализ

Процесс вхождения индивида в общество, усвоение социокультурных ценностей #+: социализация

Процесс вхождения человечества в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и иных связей #+: глобализация

Процесс оперирования идеями, образами, данными чувственного восприятия #+: мышление

Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях: Дедукция

Процесс современного мира, объединяющий человечество в единое пространство жизнедеятельности #+: глобализация

Процесс создания человеком социокультурных ценностей #+: творчество

Процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности #+: творчество

Родоначальник позитивизма: Огюст Конт

Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает: Дуализм

Раздел философии исследующий наиболее общие проблемы функционирования и развития общества #+: социальная философия

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие проблемы познания #+: гносеология

Раздел философии, изучающий историческое бытие как универсальный всечеловеческий опыт #+: философия истории

Раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы деятельности человека #+: праксиология

Раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы человека #+: антропология

Раздел философии, изучающий основные законы развития общества #+: социальная философия

Раздел философии, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека #+: антропология

Раздел философии, посвященный изучению техники #+: философия техники

Раздел философии, посвященный исследованию нравственных ценностей #+: этика

Раздел философии, предметом которого является наука #+: философия науки

Раздел философского знания, связанный с постижением смысла и закономерностей исторического процесса #+: философия истории

Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»: Кант

Разработанный З. Фрейдом метод: Психоанализ

Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю: Абсолютная идея

Религиозное учение о конечных судьбах мира и человека #+: эсхатология

Религия, которая составляет основу западной культуры #+: христианство

Рефлексия – это: размышление личности о самой себе

Решение глобальных проблем напрямую зависит от успехов и развития науки и техники это - # направление+: технократическое

Русский философ, которым было развито понятие ноосферы #+: Вернандский

Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви: гуманизм

Свойство натуры человека, наделяющее его сверхактивностью в концепции Л.Н. Гумилев #+: пассионарность

Священная книга брахманизма и индуизм #+: веды

Священная книга ислама #+: Коран

Система знаков, имеющих значение #+: язык

Система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого существования, в эпоху Возрождения #+: гуманизм

Смерть культуры в концепции О.Шпенглера #+: цивилизация

Сновидения, гипнотические состояния, состояние невменяемости являются проявлениями ### в концепции З.Фрейд+: бессознательное

Совокупность взглядов на мир, общество, человека, на его место в мире и обществе # Мировоззрение

Совокупность естественных условий существования человека и общества: Природа

Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем и поиск их преодоления #+: глобалистика

Совокупность производственных отношений, составляющих экономическую основу общества #+: базис

Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога: теология

Совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства #+: техника

Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её: Качество

Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является: Мировой Дух

Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число? : Я-зеркальное

Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения» ; Парадигма

Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно: опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое: Синтез

Создатель наиболее полной и влиятельной концепции бессознательного #+: З.Фрейд

Созерцательная ориентированность, коллективное отношения к миру характерно для ### культуры+: восточная

Сознательное приведение своей психики в состояние углубленной сосредоточенности, используемое в восточной практике #+: медитация

Сон по З.Фрейду является: символическим

Сообщество философов и ученых, впервые поставившее глобальные проблемы #+: римский клуб

Соответствие между науками человеческой души, в классификации Бэкона1: история 1: память2: философия 2: разум3: поэзия 3: воображение

Соответствие типов рациональности фил направлениям.1:классический1:позитивизм2:неклассический2:экзистенциализм3:постнеклассиче3: синергет

Составляющую вещи, не являющийся объектом нашего познания И. Кант обозначал понятием #+: ноумен

Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, эквивалент угасания желаний в буддизме #+: нирвана

Социальная сущность человека выражается понятием #+: личность

Социологическая теория, согласно которой общество может быть разделено на различные слои по самым разным основаниям #+: стратификация

Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий: Мессия

Способ существования материи: Движение

Способность высокоорганизованной материи отражать объективную реальность #+: сознание

Способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде #+: психическое отражение

Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью: Сознание

Способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений #+: чувственность

Способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с нимдругихматериальных систем #+: Отражение

Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам: Интуиция

Способность человека воспринимать и осмыслять себя и окружающий мир #+: самосознание

Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал: Ньютон

Субстанция у Лейбница #+: монада

Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что: Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы

Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется: Законом

Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает: Плюрализм

Сущность деизма состоит в: Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что: Пространство и время зависят от материальных процессов

Схоластика – это: тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:: схоластике

Теории «общественного договора» придерживался: Т. Гоббс

Теория научного познания именуется: Эпистемологией

Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей: Диалектика

Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется: диалектика

Теория самоорганизации сложных систем: Синергетика

Теория, которая обосновывает неклассическую картину мира #+: теория относительности

Теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека и развитии общества #+: Психоанализ

Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве: Бога

Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает: Существование

Термин в концепции Юнга, определяющий коллективное бессознательное #+: архетип

Термин культура как процесс воспитания и обучения человека впервые употребил #+: Цицерон

Тип культуры по географической принадлежности, к которому относятся произведения Леонардо да Винчи #+: западная

Тип культуры, соединяющий в себе черты востока и запада #+: маргинальная

Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания: антропоцентризм

Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу: индивидуализм

Тип философского мировоззрения, для которого характерно стремление найти единую космическую первооснову #+: космоц*нтризм

Учение о спасении души: Сотериология

Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»: Пантеизм

Уровень научного познания, который включает в себя наблюдение и эксперимент #+: эмпирический

Уровень научного познания, который включает в себя проблему и гипотезу #+: теоретический

Уровень развития производительных сил и средств производства выступают критерием оценки общественного #+: прогресса+: производства

Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов: Эмпирическое обобщение

Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи: Материя вечна, несотворённа и неуничтожима

Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит: И. Канту

Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал: Р. Декарт

Учение о всеобщей связи и развитии #+: диалектика

Учение о сотворении мира Богом из ничего #+: креационизм

Учение об объективной закономерной связи вещей, процессов и явлений реального мира #+: диалектика

Учение, отрицающее объективную закономерность связи вещей, процессов и явлений реального мира #+: индетерминизм

Ученый, который обосновал классическую картину мира #+: Ньютон

Ученый, который обосновал неклассическую картину мира #+: Эйнштейн

Ученый, который обосновал постнеклассическую картину мира #+: Пригожин

Философ Древней Греции, с именем которого связывают возникновение философии #+: Фалес

Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»: Г. Лейбниц

Философ, которому принадлежат слова «Все течет, все изменяется» #+: Гераклит

Философ, который ввел термин ноосфера #+: Ле-Руа

Философ, определяющий предмет философии вопросами: Что я могу знать? Что такое человек? #+: кант

Философ, первым поставивший вопрос о бытии #+: Парменид

Философ, положивший начало спору западников и славянофилов #+: Чаадаев

Философ, представитель Милетской школы, полагавший, что первоосновой является вода #+: Фалес

Философ, представитель Милетской школы, полагавший, что первоосновой является воздух #+: Анаксимен

Философ, представитель Милетской школы, считавший, что первоосновой является апейрон #+: Анаксимандр

Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa: Дж. Локк

Философии Г.Гегеля присущ: панлогизм

Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к: богословию

Философская наука, занимающаяся изучением культуры #+: культурология+: философия культуры

Философские школы в Индии, которые не считали себя наследниками традиции Вед #+: настика

Философские школы в Индии, которые считали себя наследниками традиции Вед #-: астика

Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга: Принцип единства и борьбы противоположностей

Философское направление 20 века, представителем Сартр утверждающее, смысл жизни создается самим человеком #+: экзистенциализм

Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию: Иррационализм

Философское направление, представителем которого является Г.В.Ф. Гегель #+: объективный идеализм

Философское направление, представителем которого является И.Кант #+: субъективный идеализм

Философское направление, признающее примат воли над другими проявлениями духовной жизни человека #+: волюнтаризм

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей: Рационализм

Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания: Философия жизни

Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий: Диалектика

Философское учение признающее основой всего сущего множество первоначал #+: плюрализм

Философское учение, которое говорит, что существование предшествует сущности #+: экзистенциализм

Философское учение, отождествляющее бога с природой #+: пантеизм

Философское учение, признающее материальное начало первичным и определяющим #+: материализм

Философское учение, признающее идеальное начало первичным и определяющим #+: идеализм

Философское учение, признающее основой всего сущего одно начало #+: монизм

Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета: Суждение

Форма мышления, отражающая существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях #+: понятие

Форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание #+: умозаключение

Форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей действительности #+: теория+: закон

Форма общественного сознания, содержащая ценности и нормы, закрепленные законодательно #+: право

Форма рационального познания, примером которой является высказывание типа: «Это – человек» #+: суждение

Форма рационального познания: : Понятие

Форма чувственного познания, выражающая образ предмета, не воспринимаемого в данный момент #+: представление

Форма эмпирического познания: Факт

Формация, для которой характерно наличие свободных наемных рабочих, экономически зависимых от буржуазии #+: капиталистическая

Формация, для которой характерны: крупная земельная собственность землевладельцев, труд зависимых крестьян #+: феодальная

Формация, для которой характерны: примитивные формы организации труда, отсутствие частной собственности #+: первобытнообщинная

Формация, для которой характерны: частная собственность на средства производства, рабов #+: рабовладельческая

Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями: Гельвеций

Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии: Р. Декарт

Французский философ, сторонник сенсуализма: Кондильяк

Фрейд З. под термином «ОНО» подразумевал #+: бессознательное

Фундаментальное влечение, направленное на разрушение в теории Фрейда #+: тонатос

Фундаментальное влечение, направленное на сохранение и объединение в теории Фрейда #+: эрос

Фундаментальное качество личности, главное, непременное условие ее функционирования и развития #+: свобода

Функция философии истории, которая позволяет предсказывать дальнейшее развитие общества # +: прогностическая +: футурологическая

Функция философии, связанная с проблемами познания #+: гносеологическая

Функция философии, связанная с разработкой проблемы ценностей в жизни человека # +: аксиологическая +: ценностная

Функция языка, обеспечивающая возможность общения между людьми #+: коммуникативная

Функция языка, позволяющая выразить свое отношение к миру и происходящим событиям #+: оценочная+: ценностная

Характеристика материи, выражающая последовательность и продолжительность событий #+: время

Характерной чертой средневековой философии является: теоцентризм

Характерной чертой философии эпохи Возрождения является: антропоцентризм

Хронологические рамки немецкой классической философии: XVIII – XIX вв.

Целостный образ предмета, данный в созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений #+: восприятие

Центральная проблема в философии французского Просвещения: Человека

Центральная философская проблема Д. Юма: Познание

Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élan vital). Его познание возможно с помощью: интуиции

Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была: Франция

Цивилизация, производная от первичной по А.Тойнби #+: вторичная+: дочерняя

«Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах», - утверждал: Ж.-Ж. Руссо

Человек как единичный представитель, отдельный от других #+: индивид

Человек как неповторимый и уникальный комплекс качеств и действий #+: индивидуальность

Человеческая активность в определении Л.Гумилева+: пассионарность

Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств #+: личность

Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи? : Стабильность

Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания? : Неопровержимость

Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»? : если я мыслю, следовательно, я существую

Чувственное познание отличается от рационального тем, что: Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

«Шестоднев» -- это книга, в которой излагались: Христианская онтология и космогония

Эвристичность относится к: Вероятностным критериям научности

Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что: Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность

Элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в сообществе #+: Традиции

Эпоха восстановления идеалов античности в Европе: Возрождение

Эпоха характеризующаяся восприятием человека как части космоса, микрокосма #+: Античность

Эпоха, когда энциклопедизм как идеал человеческого разума получил распространение #+: просвещение

Эпоха, философия которой рассматривала невежество и заблуждение как главные препятствия социального прогресса #+: Просвещение

Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип космоцентризма #+: Античность

Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип рационализма #+: новое время

Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип теоцентризма #+: средние века

Эпоха, характеризующаяся восприятием человека как существа, объединяющее дух и тело, противоположные друг другу #+: Средневековье

Эпоха, характеризующаяся восприятием человека как существа, оторвавшегося от бога и начавшего верить в себя #+: Возрождение

Эсхатология – это: Учение о конечных судьбах мира и человека

Основные проблемы гносеологии: А Проблема источника познания: что является основным источником познания Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт эмпиризм либо разум рационализм. Сторонники этой концепции утверждают что основным источником познания является чувственный опыт. Всё что в него приходит – приходит извне через чувственное восприятие. 4 Рационализм утверждает что главной целью познания является разум: он первичен.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 10

Философские проблемы познания

План:

  1. Гносеология как раздел философии ;
  2. Проблемы источника познания: эмпиризм и рационализм ;
  3. Проблемы познаваемости мира ;
  4. Субъект познания ;
  5. Философские концепции истины.
  1. Гносеология – это раздел философии, который занимается проблемами познания.
  1. Основные проблемы гносеологии:

А ) Проблема источника познания : « что является основным источником познания

Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт (эмпиризм ) , либо разум (рационализм ) .

  1. Эмпиризм . Сторонники этой концепции утверждают, что основным источником познания является чувственный опыт.
    Основателем эмпиризма является Фрэнсис Бэкон.

Рис. 1

Согласно эмпирикам, наш разум представляет собой чистейший резервуар (он совершенно пустой ) , поэтому разум должен быть заполнен какими-то данными извне. А данные из внешнего мира мы можем получить только посредствам наших чувств. Условно каждое чувство представляет собой своеобразный канал. Таких чувств у нас пять:

  • Зрение ;
  • Обоняние ;
  • Слух ;
  • Осязание ;
  • Вкус.

Рис. 2

Все эти органы чувств представляют собой своеобразные каналы, по которым информация из внешнего мира поступает в наш разум.
К примеру, воспринимая какое-либо животное, мы изучаем его с помощью зрения, то есть мы видим определённый образ четвероногого мохнатого животного. Далее мы воспринимаем отдельные звуки, которые издает животное, с помощью нашего слуха. При необходимости, используем органы осязания.
Таким образом, вся окружающая реальность попадает в наше сознание (наш разум ) через данные, которые нам передают органы чувств.
Главным деятелем эмпиризма является Джон Локк.


Рис. 3 « Джон Локк »

Знаменитый тезис Джона Локка: « Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах » .
Разум пустой. Всё, что в него приходит – приходит извне (через чувственное восприятие ) .

  1. Рационализм . Основателем этого учения является Рене Декарт.

Рис. 4

Рационализм утверждает, что главной целью познания является разум: он первичен. Возникает противоречие: « каким образом разум может быть первичен, если вся информация, как известно, поступает с помощью органов чувств ? Как разум может играть первичную роль
На все эти вопросы рационалисты отвечают следующим образом: сами по себе чувства (зрение, осязание, слух, обоняние и вкус ) хаотичны и неопределенны, они не могут дать нам никакой конкретной информации. Все эти чувства не привязаны ни к какому предмету, именно поэтому они не дают нам информации.

Наш разум, согласно рационалистам, непостоянный, то есть он выполняет функцию некой схемы (некой призмы ) , которая организует всё чувственное восприятие и придаёт ему некую форму. Только благодаря тому, что наш разум – это своеобразная призма, он фильтрует огромное количество чувственных восприятий и организует их определённым образом. Благодаря этому, у нас получается представление о предмете.
Чувства, с точки зрения рационализма, - это сырой, необработанный материал. Только разум организует эти чувства и, таким образом, организуется познание.
Одним из основных тезисов рационализма является высказывание Лейбница: « Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах, кроме самого разума » .
То есть сам разум, с точки зрения рационализма, не пустой: в нём присутствует некоторая структурная схема, категория, матрица, которая формирует наше восприятие.


Рис. 5 « Готфрид-Вильгельм Лейбниц »

  1. Б ) Проблема познаваемости мира : « познаваем ли мир ? В какой степени он познаваем, а в какой нет ?»
    Если отвечать на первый вопрос, то возможны три варианта ответа:
    1 ) Мир абсолютно непознаваем. Такого ответа придерживается агностицизм .
    На первый взгляд эта концепция покажется странной, потому что каждый человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Следовательно, не должно быть существенных проблем в познании мира. Тем не менее, аргументы непознаваемости мира у этой концепции очень веские:

Одним из главных аргументов непознаваемости мира является метафизика, а именно, метафизическая теория двух миров.
Метафизика утверждает, что наш мир, который мы видим и ощущаем, это не настоящий мир (это обман наших чувств и восприятия ) . Настоящий мир, согласно метафизике, находится за пределом нашего восприятия – это бесконечный, вечный мир, который нам не доступен. То есть это мир, который мы не можем познать с помощью чувств.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что если мир, который мы воспринимаем, - это ложный мир ; а истинный мир находится за пределами наших чувств, тогда истинный мир для нас непознаваем. Всё, что мы знаем – это заблуждение и иллюзия. Истина для нас закрыта, все наши знания ложны. В целом, истина есть, но мы не знаем, какая она.
К примеру, то, что мы видим, мы видим потому, что так устроены наши органы чувств. Свет мы воспринимаем лишь потому, что у нас так устроены глаза. На самом деле, мир может быть не цветным или иметь совершенно другие цвета: истинный мир от нас закрыт.
Вывод: нужно смириться с тем, что истинный мир мы не узнаем – мы всегда будем жить во лжи.
Одним из главных представителей агностицизма является Эммануил Кант.

2 ) Скептицизм . Скептики утверждают, что мир познаваем, но наше познание всегда будет неполным, ограниченным и относительным.
Аргументы, которые можно выделить в пользу скептицизма:
а ) Субъективные аргументы. В нас самих есть причины, которые делают наше познание не точным и ограниченным:

  • Наши чувства относительны, следовательно, наше познания является относительным.
    Простейшим примером относительности наших чувств является вкусовое восприятие лимона. Если съесть дольку лимона после того, как был выпит фужер вина, то на вкус лимон будет очень сладким ; но если же съесть дольку лимона после того, как была съедена ложка мёда, то на вкус лимон будет казаться кислым.
  • Ограниченность наших чувств: диапазон воспринимаемости человека сильно ограничен. Существует множество явлений, которые наши органы чувств воспринять не могут.
    Примерами таких явлений является ультразвук, инфракрасный свет, ультрафиолет и т.д.

б ) Объективные аргументы. Причины непознаваемости мира лежат в самом объекте. Важной характеристикой, которая не даёт познать мир целиком и полностью, является то, что наш мир слишком большой и обширный. Именно поэтому человек не может претендовать на то, чтобы познать его целиком. Человек – это лишь маленькая часть мира, поэтому мы можем познать только отдельную часть всего мира. Во-вторых, мир постоянно меняется, познать его до конца не удаётся, поэтому то, что является истиной сегодня, завтра может быть уже не истиной.

в ) Причина кроется в нашем языке (в средстве передачи информации ) : многие явления мы можем воспринять, но у нас нет слов для обозначения этого.
Пример: у эскимосов существует более 60 различных слов, которые обозначают оттенки белого цвета. Это очевидно, так как у эскимосов, в основном, лежит снег и различные оттенки белого цвета имеют своё название. В отличие, от эскимосов, у жителей южных стран есть только одно понятие белого цвета и некоторые синтетические образования белого цвета, такие как бело-голубой, бело-розовый и т.д.
г ) Избирательность нашего восприятия. В окружающем мире мы, как правило, обращаем внимание только на то, что нам интересно. Всё остальное мы склонны не замечать.
Был проведён эксперимент: несколько человек посадили перед телевизором дали им задание. Нужно было посчитать, сколько раз баскетболисты перебрасывают друг другу мяч. Все люди сидели и внимательно считали, позднее оказалось, что ни один человек не заметил, что в процессе игра перед камерой появился человек в костюме гориллы, который прыгал и махал руками. Люди были настолько увлечены подсчетом мячей, что появление обезьяны они просто не заметили. Это произошло от того, что их внимание было сфокусировано совершенно на другом.
Аналогичное явление происходит с нашим сознанием: мы обращаем внимание только на то, что нам интересно, остальное же мы просто пропускаем.

) Гносеологический оптимизм . Согласно этой концепции, мир познаваем абсолютно и полностью: мы можем познать мир без каких-то ограничений, то есть мы можем познать абсолютную истину.
Главным аргументом, который выступает в пользу гносеологического оптимизма, является вера в научно-технический прогресс. Эта вера вселяет надежду на то, что мир можно познать полностью и бесконечно .
Если скептики утверждают, что наше знание относительно, то оптимисты утверждают обратное: относительным является наше незнание. Наше незнание временно: то, что мы не знаем сейчас, мы узнаем завтра или послезавтра (через десятки лет и т.д. ) .
К примеру, когда-то не было микроскопа и люди ничего не знали о мире бактерий ; когда-то не было телескопа и люди ничего не знали о галактике и Вселенной.

  1. В ) Проблема субъекта познания.
    Субъектом познания является тот, кто является носителем познавательной деятельности, источником познавательной активности. В данном контексте под субъектом познания будем понимать человека.
    Объектом познания является то, на что направлено познание.
    Каждый человек является субъектом, поскольку он является носителем познавательной деятельности, но он также может являться и объектом. Для себя, человек является субъектом познания, а для других – объектом.
    Гносеология выделяет несколько типов субъектов:
  • Психологический субъект: человек как носитель каких-либо психологических характеристик. У каждого человека есть какие-то особенности психики, особенности характера, которые влияют на наше познание, на восприятие мира.
    Простейшим примером является разделение людей на типы, согласно их темпераменту. Если холерику наступить на ногу, то он агрессивно отреагирует на это. Если же на месте холерика будет сангвиник, то он улыбнётся и не придаст этому особого значения. В свою очередь, если наступить на ногу меланхолику, то он очень сильно расстроится. Если же на месте меланхолика окажется флегматик, то он не придаст этому никакого значения и будет вести себя так, как будто ничего не заметил.
    Ситуация одна, однако, в зависимости от темперамента, реакция у людей совершенно разная.
  • Социально-исторический субъект : человек как носитель социальных, культурных и исторических характеристик. В зависимости от нашей принадлежности к определённой сфере (социальной, культурной, исторической ) , будет меняться наше восприятие действительности мира.
  • Трансцендентальный субъект – это наиболее общая универсальная познавательная характеристика, которая присутствует в каждом человеке, независимо от его социальных, культурных и прочих характеристик.
    Условно, человека можно сравнить с компьютером. В компьютере содержатся различные программы, документы и многое другое, необходимое для полноценного функционирования. Если в компьютер попадёт какой-либо вирус, то он уничтожит всё. Останется лишь операционная система, а это и есть трансцендентальный субъект. Аналогично, если из нашего сознания убрать то, что мы помним и знаем, то останется сплошная пустота, то есть трансцендентальный субъект.
    Структура трансцендентального субъекта по Канту включает в себя три уровня:
    -Уровень чувственности, который представлен пространством и временем.

Уровень рассудка представлен категориями причина-следствие, возможность-действительность, случайность-необходимость и т.д.
-Уровень чистого разума, который наполнен идеями: идея Бога, идея единства мира и т.д.
В ХХ веке появились концепции, которые стали отрицать существование трансцендентального субъекта. Согласно этим концепциям, есть только социально-исторический и психологический субъект, но никакого трансцендентального универсального субъекта не существует.

  1. Г ) Философские концепции истины: « что является истиной
    Таких концепций история философии выделяет три:
    1 ) Самая древняя и самая простая концепция истины была разработана Аристотелем ещё в античной философии. Она получила название классической концепции истины. По-другому эта концепция называется «Теория корреспонденции » .
    Согласно Аристотелю, истина есть не что иное, как соответствие нашего знания или высказывания внешнему предмету. Если наше знание соответствует предмету, о котором оно высказывается, то наше знание является истиной.
    К примеру, если преподаватель на лекции сделал вывод о том, что в аудитории сидят студенты, то это знание является истинным, поскольку оно соответствует предмету – в аудитории действительно сидят студенты. Если же преподаватель скажет, что в аудитории сидят космонавты, то это будет являться неистинной, поскольку в аудитории не присутствует ни один космонавт.

2 ) Поскольку мы не можем точно определить, является ли наше знание истинным, в конце XIX -начале XX вв. появляется неклассические концепции истины . Все эти концепции можно назвать релятивистскими , поскольку они рассматривают истину как относительную.

  1. Прагматизм. Согласно этому учению, истиной является то, что приносит выгоду или пользу в конкретной ситуации. Нет никакой абсолютной универсальной истины на все времена. Истиной является только то, что приносит пользу конкретному человеку. Соответственно, истина условна: то, что для одного человека является пользой, для другого – нет. Следовательно, то, что для одного человека является истиной, для другого – нет. Получается, что истин существует большое количество: много различных ситуаций и в каждой из таких ситуаций истиной может быть что-то одно, а может быть что-то другое. Под истиной прагматики подразумевают то, что является полезным для определённого человека.
    К примеру, рассмотрим человека, страдающего бессонницей. Он приходит к врачу, рассказывает о своём недомогании и врач ему выписывает таблетки, говоря о том, что они самые эффективные. Человек покупает эти таблетки, употребляет их и сон нормализуется. На самом деле, эти таблетки не являются сильным снотворным ; произошёл эффект самовнушения.
    С точки зрения классической концепции истины, врач дал ложную информацию больному, поскольку эти таблетки не являются снотворным. Однако, с точки зрения прагматизма, врач сказал истину, поскольку в данной ситуации эти таблетки действительно помогли человеку уснуть.
  2. Конвенционализм. Согласно этому учению, истиной является договор (соглашение ) между людьми. Следовательно, никакой истины нет: есть только договор между людьми считать что-то за истину.
    Простейшим примером является договор язычников о том, что Солнце – это Бог. Всех, кто отказывался поклоняться Солнцу, выгоняли из общины и всячески наказывали. В свою очередь, современный человек считает, что Солнце – это звезда.
    У каждого человека своё видение значения слова Солнце, следовательно, абсолютной истины не существует.
  3. Диалектическое понимание истины. Согласно этому подходу, абсолютной истины нет: истина носит подвижный, текучий и изменчивый характер. Истина постоянно переходит в свою противоположность – не истину – и становится ложью.
    Например, в данный момент мы являемся студентами, но, по прошествии времени, мы перестанем быть таковыми. Истина превратится в ложь. Или, если данный момент времени запечатлеть на листе бумаги (к примеру, 10:00 ) , то это будет являться истиной. Но, спустя час, эта информация станет ложью, так как стрелки часов будут показывать 11:00.
    Истина – это движение, переход из одного момента в другой. Всё, что течёт и движется – это истина. Таким образом, истина неконкретна или конкретна, но из одной конкретности переходит в другую конкретность.
    К примеру, сейчас мы являемся студентами – это истина. В будущем мы будем являться кем-то другим, и это тоже будет истина.

3 ) Метафизическая концепция истины . По-другому, эта концепция называется абсолютистской , поскольку она даёт представление об абсолютной истине. Согласно этой концепции, абсолютная истина есть и такой абсолютной истиной является первоначало.
К примеру, если взять Платона, то абсолютной истиной будут являться идеи. Если взять Средние века, то такой истиной будет Бог. Если рассматривать метафизику познания, то абсолютной истиной будет являться разум. Если брать во внимание новую метафизику, то абсолютной истиной будет являться хаос.

7

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5739. Философия. Философские проблемы 70.95 KB
Проблема в философии есть логическая форма познания. Проблема философии как и в частных науках организует познавательную деятельность направляет исследование. Псевдопроблемами являются например проблема вечного двигателя в естествознании и проблема первопричины в философии.
8897. Познание как процесс. Структура познания 11.09 KB
Структура познания. Структура познания: объект и субъект познания. Роль практики в процессе познания. У Аристотеля теория познания в работах Категории Логика Трактат о душе.
12907. МАТЕМАТИКА - ЯЗЫК ПОЗНАНИЯ МИРА 20.25 KB
ЗАЧЕМ НУЖНЫ МОДЕЛИ Прежде чем ответить этот вопрос следовало бы определить что такое модель. Сначала приведем несколько примеров которые помогут сформировать интуитивное представление о понятии “модель†а уж потом дадим определение. Это модель.
5213. Искусство как форма познания мира 21.08 KB
Понятие и сущность искусства. Специфика искусства. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство. Роль искусства в познании мира. Основные общественные функции искусства как способа познания мира. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства...
8898. Диалектика как теория развития и методология познания 14.73 KB
Диалектика как теория развития и методология познания. Диалектика в первую очередь – это учение о развитии но в силу того что она изучает общие закономерности развития она выступает как универсальный метод познания. Маркс показал что законы диалектики носят объективный характер сама диалектика – это учение об общих закономерностях развития природы общества и познания.д Преимущества диалектики перед метафизикой: Диалектика Метафизика Рассматривает источник развития внутри системы как разрешение внутренних противоречий Рассматривает...
15827. Социально-философские взгляды И.А. Ильина 36.03 KB
Но во всем этом удивительном многообразии можно уловить нечто общее то что буквально пронизывает всю его деятельность. Несмотря на то что диссертация была представлена на звание магистра Ивану Александровичу были присуждены сразу две степени магистерская и докторская. Во всяком случае Ильина не трогали полагая что своей пропагандой антикоммунизма он льет воду на мельницу фашизма. Некоторое время ему даже казалось что фашистское движение в чем-то оправдано: люди говорил он ищут волевого и государственного выхода из тупика безволия.
3371. Политико-философские идеи стоиков 6.5 KB
Стоики явились продолжателями платоновскоаристотелевской линии в философии. Вслед за Аристотелем стоики утверждали что общественные установления и государство коренятся в природе что человек от природы склонен к общению. Отражая изменения в государственной жизни современного им общества стоики истолковали эти положения Аристотеля расширительно. Доводя до предела эту мысль навеянную идеями Платона и Аристотеля стоики заявляли что добродетельный человек не остановится перед тем чтобы принести себя в жертву государству.
4710. НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 16.45 KB
Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.
8122. Философские учения Древней Индии и Китая 10.58 KB
Школы древнекитайской флософии: Конфуцианство – этикополитическая проблематика. Основные школы: 1Ортодоксальные – признают веды священными книгами и базируются только на ведах – миманса и веданта; а также признают иные источники знания – ньяя вайшешика санкхья йога. Основные принципы школы обрядность ортопраксия антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы разъяснение природыдхармы понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов выполняемых определенным образом.
13968. Философские идеи французского Просвещения (Вольтер и Руссо) 26.47 KB
Французская философия XVIII века была более живой, более остроумной, более критической, чем английская. И этот ее радикализм объяснялся теми острейшими противоречиями, которые назрели во французском обществе, и тем вопиющим безобразием, в состоянии которого находилась официальная верхушка этого общества. «Нам легко делать упреки французам, - писал Гегель, - за их нападки на религию и государство; нужно представить себе картину ужасного состояния общества
Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты Жаворонкова Александра Сергеевна

44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания - специальное исследование познания, которое делится:

На критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

На теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

Природа познания;

Возможности и границы познания;

Отношение знания и реальности;

Соотношение субъекта и объекта познания;

Предпосылки познавательного процесса;

Условия достоверности знания;

Критерии истинности знания;

Формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

Одни ученые изучают объективную реальность, а другие - саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

Одни находят знания, а другие - знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

Gnosis - познавание, узнавание (познание, знание);

Episteme - знание, умение, наука.

В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

Знание как данность, добытый факт;

Процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

Теория познания должна:

Обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

Объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

Исследует природу человеческого познания;

Исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

Рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

Исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

2.1 Общество как философская проблема Что такое “общество”? Думается, каждому приходилось слышать выражения такого типа: “Какое приятное общество собралось”, “сливки общества”, “общество защиты прав потребителей”, “общество любителей пива”, – да мало ли еще

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

Глава XII Отчуждение как социально философская проблема От чего отчуждается человек? – Существует ли изначальная норма человеческого бытия. – Универсальность отчуждения и внеисторический гуманизм. – Проблема конкретизации универсалии, ее социально-философский

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

58. Общение как философская проблема, Информационное общество и экранная

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

2. Экзистенциальный субъект и объективация. Познание и бытие. Раскрытие существования в субъекте. Объективация и проблема иррационального Гносеологическое противопоставление субъекта и объекта приводит к тому, что и субъект не оказывается бытием, и объект не

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое Невозможно допустить совершенной пассивности субъекта в познании. Субъект не может быть зеркалом, отражающим объект. Объект не

Из книги Философ в мире автора Маритен Жак

3. Одиночество и познание. Трансцендирование. Познание как общение. Одиночество и пол. Одиночество и религия Есть ли познание преодоление одиночества? Бесспорно, познание есть выход из себя, выход из данного пространства и данного времени в другое время и другое

Из книги Понятие "революция" в философии и общественных науках: Проблемы, идеи, концепции автора Завалько Григорий Алексеевич

35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Сознание - символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.Сознание - это уяснение субъектом природы некоторых

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА Человек - это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем - биологической и социальной.В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека.Философы видели отличие человека

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

II ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА АТЕИЗМА Невыносимый атеизмРассмотрим теперь проблему атеизма с философско-теоретической точки зрения. Это - важнейшая проблема.Чему нас учит подлинно философская концепция человеческой воли? Тому, что атеизм невыносим в его метафизической

Из книги Человеческое познание его сферы и границы автора Рассел Бертран

Революция как философская проблема Полагаю, что теорией, способной объяснить развитие человеческого общества во всем многообразии его форм, является диалектико-исторический материализм. Аргументирую это положение.Материализм необходим при решении вопроса о движущих

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

Будущее как философская проблема Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой, а социальный прогноз всегда выступал как мысленная модель предстоящего развития, то есть как философское осмысление будущего. Если верно,

Из книги Исследования по феноменологии сознания автора Молчанов Виктор Игоревич

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека - это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Из книги автора

95. Сознание как философская проблема Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и

Из книги автора

§ 2. Хайдеггер и Кант. Проблема сознания и проблема человека. Анализ хайдеггеровской интерпретации «Критики чистого разума» Как следует из введения в «Бытие и время», интерпретация кантовской философии должна была составить один из разделов II части этой работы, которая

Из книги автора

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства Так мы приходим к кругу проблем, связанных уже не столько с самим строительным искусством, сколько с наукой, которая призвана анализировать и как раз интерпретировать, в том числе, и архитектурные памятники

, языкознание , семиотика , история культуры и другие. Однако они не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Особая роль в исследовании познания принадлежит философии.

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией (от греч. слов gnosis - знание и logos - учение). Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности, к процессу постижения истины. При этом философская теория познания опирается на специ-ально-научное знание о познавательном процессе (психологическое, физиологическое, филоло-гическое, историко-культурное и иное).

Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт, гипотеза и теория, проблема, заблуждение, ложь и другие. В системе категорий гносеологии центральной является истина.

Одним из первых вопросов, с которым сталкивается гносеология, является вопрос о самой возможности познания субъектом бытия. Вопрос о том, познава-ем ли мир, в философии познания имеет следующие формули-ровки: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление позна-вать материальный и идеальный мир? Можем ли мы в наших представле-ниях и понятиях о материальном мире составлять верное его отражение? и др.

По-разному отвечая на эти вопросы, в истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.

Представители познавательно-реалистической позиции по-ложительно решают вопрос познания мира, утверждая, что человек располагает способностями и достаточными средствами, по-зволяющими познавать окружающий мир. Сторонники агностицизма отрицают не саму познаваемость вещей, а возможность достоверного познания сущности материальных систем.

Основу познавательно-реалистического понимания сущ-ности процесса познания составляет идея о всеобщности свойства отражения. Смысл данной идеи состоит в том, что нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания. Таким объективным всеобщим свойством материи является свойство отражения.


Отражение, в широком смысле слова, есть процесс и результат взаимодействия, способность материальных объек-тов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий.

Свойство отражения имеет разнообразные формы проявле-ния и качественно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии материи к более высоким. На социальном уровне развития материи оно становится специфически чело-веческой, идеальной формой. Отражение человеком внешнего материального мира и своих собственных состояний осуществляется на основе физических, химических и биологических форм. Но ведущей формой является сознание.

Таким образом, в свойстве отражения и надо искать ис-токи удивительной способности человека к познанию. Исходя из этого, процесс познания предстает именно как отражение, а его результаты - как образы действительности. Но это не обычное отражение, которое мы наблюдаем в не-живой природе, и не те, более сложные формы отражения, ко-торые присущи живым организмам. Это высшая, человеческая, социальная форма отражения, которая является не пассивным созерцанием действительности, а активным процессом, не простым получением готовых знаний, а творческим их форми-рованием на основе осознания целей, установок и содержания практического воздействия на объект.

Познание - это высшая форма отражения человеком объектив-ной действительности на основе сознания и мышления, представляющая собой бесконечный процесс приближения образов сознания к познаваемому объекту, движение мысли от незнания к знанию, от знания неполного, несовершенного к знанию более полному, совершенному.

В познании существуют разные уровни : чувственное поз-нание и логическое; эмпирическое и теоретическое. Наря-ду с этим выделяют различные формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индиви-дуального субъекта (ощущение, восприятие, представление), и позна-ние, направленное на получение объективированного знания, существующего вне индивида (например, в виде научных те-кстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Различают также виды познания: экологическое, экономическое, политическое, правовое, нравственное, информационное и др. Имеются и другие подходы к классификации познания.

Познание, таким образом, представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний.

Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, суждениях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Знание определенным образом соот-носится с верой. Вера - это знание, принятое без достаточной критической проверки, под влиянием чужого мнения, собственного интереса, традиций, внушения и т.д. Так, например, формируются религиозные верования, где тоже говорят об «истине», но здесь она не доказывается, а просто «открывается» тому, кто уверо-вал в религиозные догматы.

Характеризуя основные элементы, составляющие процесс познания, выделим:

1) субъект познания;

2) объект познания;

3) процесс гносеологического взаимодействия между субъ-ектом и объектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности.

Субъект познания - это носитель познавательной дея-тельности, источник активности, направленной на объект. Субъектом познания является прежде всего человек, а также социальная группа, слой, класс, этническая общность, общество в целом и др.

Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объектом позна-ния выступают предметы, процессы и явления ма-териального мира (первичный объект познания). Признающиеся объективными идеальные явления, а также сознание человека, духовные процессы в обществе выступают вторичными объектами познания. Наконец, объектом познания мо-гут быть теоретические модели, которые специально соз-дает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности (третичные объекты познания).

Условия познания опосредуют отношения субъекта и объек-та. Такое опосредование может ориентировать либо на большую степень адек-ватности познания, либо, наоборот, на искажение сущнос-ти изучаемого объекта. В процессе взаимодействия субъекта и объекта возникают гносеологические отношения: отражения (от объекта к субъекту), выражения (внутри субъекта, в сознании) и обозначения (от субъекта к объекту).

Познание, таким образом, это взаимодействие субъек-та и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе объективное - то, что определяется самим объектом, а также субъективное, что зависит от субъекта. В процессе отражения объект познания распредмечивается в сознании субъекта, получает дру-гое свое «бытие» - в форме мысленного образа.

Он как бы переносится в человеческую голову, преобразовывается в ней и становится идеальным объектом в сознании субъекта. Мысленный образ объекта, благодаря способности человека к абстракциям, может заменять в определенных случаях дейст-вительный объект в мыслительной и практической деятельно-сти субъекта. Он оформляется в сознании, ему дается «имя». Выраженный именем (понятием) в мышлении, образ объекта познания «возвращается» человеком к объекту познания. Происходит обозначение объекта познания с целью его обособления или типизации, проверки полученных знаний.

Процесс познания всегда противоречив по гносеологическим отношениям субъекта и объекта, по мере адекватности объекта познания и знаний о нем, по характеру самих знаний и возможностей их использования на практике. Сложность, противоречивость процесса познания обусловливают его диалектичес-кий характер.

Познание является процессом идеального освоения мира. Любое наше познание начинается с опыта

Все люди по своей природе стремятся получать знания

Аристотель

Знание и могущество человека совпадают, ведь незнание причины затрудняет действие

Фрэнсис. Бэкон

Вопрос о природе и сущности человеческого познания, его возможности, уровни, формы, признаки достоверности знания на протяжении почти всей истории философии были ее органической составной частью. Без определенных в решений познавательной проблематики вряд ли возможны оправданы, обоснованы философские учения и исследования. Кроме того, философские проблемы познания служат ориентирами для научных изысканий, а так ож для жизненного человеческого самоутвержденияня.

КЛЮЧЕВЫЕ. ТЕРМИНЫ. И. ПОНЯТИЯ

агностицизм - позиция в подходе к познанию, которая отрицает принципиальную возможность или иметь истинные знания, или иметь возможность надежно оценивать знания по их отношение к истине

эпистемологии - раздел философского знания, философско-методологическая наука о знании, в некоторых странах - прежде всего и преимущественно - о научном знании

ГНОСЕОЛОГИЯ - одна из фундаментальных научных дисциплин, изучающая познания, его роль в человеческой жизнедеятельности, движущие силы, противоречия познания, критерии и признаки истинных знаний

догматизм - чрезмерное подчеркивание ценности и неизменности оправданных знаний, идей и принципов

ИСТИНА - качественная характеристика знания и цель познания - такая характеристика знаний, согласно которой знание полностью совпадают с реальным положением дел; однако прямое дублирование реальности лишает народ. ДСК познанию смысла, а потому истина предстает как эталон и идеал познания, который направляет познания, качественно его приводит; в своей же полноте познания предстает многосторонним процессом продуцирования средств приближения к истинам.

скептицизма - выражение сомнения как в положительных возможностях познания, так и в полном несостоятельности

151 Понятие познания и его виды

Проблемы познания исследует раздел философии (или философская наука) под названием"гносеология"" (греч"гносис »- познание,"логос"- учение, наука). Иногда этот раздел философии именуют"епистемол логия"(греч"эпистема"- знание, наука,"логос"- учение), но в основном эпистемологию рассматривают либо как теорию знания, или как исследования лишь научное знаниеяк теорію знання, або як дослідження лише наукового знання.

Гносеология была более характерной для времен классической философии, поскольку рассматривала познания с позиции отстраненного наблюдения, а эпистемология - это больше явление неклассической философии

Для нашей философской традиции эпистемологические студии были не характерными, однако сегодня именно эпистемология выходит на первый план в исследовании проблем знания и познания. Поэтому в данном разделе вр раховуються как традиционные гносеологические подходы, так и новые веяния, связанные с эпистемологиейю.

Первым вопросом гносеологии является определение природы познания: что есть познание, что толкает человека к познанию, обречена человек познавать? сознания и действительности, вследствие которой в сознании выстраиваются образы, интеллектуальные модели и конструкции, позволяющие человеку улучшать свои отношения с действительностью, делать свои действия оптимального нишимы или эффективными, увеличивать свои возможности и степень свобод.

При осмыслении следующих понимание познания важно обратить внимание на то, что реально осуществляет познание не сознание само по себе, не мозг, а человек со всеми его жизненными проблемами, возможностями, ба ажаннямы и страстями. Этот момент входит в понятие объекта и субъекта как исходных понятий гносеологї.

Субъект познания - это человек, который встает исходным пунктом жизненной и познавательной активности, приобретает знания, выстраивает теории и концепции, сохраняет и исторически передает их новым поколениям объ кт познания - фрагмент (часть) всякой реальности (природной, социальной, субъективной, умственной, душевной и др.), не совпадающий в этот момент с интеллектом, познает, и на который направлена??п изнавальна активностьть.

Такое понимание субъекта и объекта свидетельствует

во-первых, что объектом познания может быть что угодно, что познание может приобретать характер самопознания, во-вторых, что субъект и объект соотносятся; объект приобретает характеристик именно объекта только в отнош нарушениями к определенному субъекту, тогда как последний проявляет себя только через воздействие на определенный объект. Мало того, современная гносеология (и особенно - эпистемология) рассматривает их как вообще неотделимы. Например, объект объектом может становиться лишь то, что проявляется как отдельная особая реальность в поле активной деятельности субъекта; в таком понимание объект предстает как производное от субъекта и даже как его элемент. Кроме стороны, можно рассматривать самого субъекта как элемент объекта: природа - единственный объект, а человек как часть природы является элементом объекта. Названы якобы противоположные выявления субъекта и объекта мы должны попытаться понять как единый процесс, где вместе с ростом границ и горизонтов человеческой активности растет, становится сложнее и предметно насыщенной объектный объем ее жизнедеятельности. В этом смысле пи знания предстает как процесс исчерпания с помощью предметных определений содержания объектов познания и деятельности. Современные гносеология и эпистемология считают, что понятие познания имеет по крайней мере три основ ни содержанию ударенияолоси:

Чаще познания отождествляется именно с процессом выработки знания, но нетрудно увидеть в человеческой любознательности, в познавательном вдохновенные, в стремлении что-то узнать и понять желание проникнуть ты в сокровенные глубины вещей, над ними, влиять на них. Этот момента познании делает его живым, энергично напряженным, эмоциональным, слитым с волей и желанием. Но если мы поставим"окончательное"запроса ния: какой может быть конечная цель познания, - то, в конце концов, через познание мы надеемся найти для себя (и для человечества) что-то важное, заветное. С помощью познания мы стремимся решения основных проблем нашей жизни, поскольку связываем познания с духовной сущностью человека и с возможностью для нее именно в духовном поиске достичь для себя найважливишогайважливішого.

Отсюда становится понятным, что само познание заменяет для человека то, что у животных выполняют инстинкты, т.е. обеспечивает особый тип связи человека с действительностью. Без познания нет человека как человека

Такое многогранное понимание познания помогает нам осветить и вопрос о возможности человеческого познания. Как обычно в этом вопросе определяется ряд гносеологических позиций

Если понимать познания исключительно в духе продуцирования знаний и информации, то не избежать скепсиса, ведь действительность предстает перед нами бесконечной как по объему, так и по глубине и изменчивостью. Но при поэтому мы не можем не признать, что знания и познания действительно увеличивают возможности человека в его взаимодействии с миром, значительно обогащают сферы и направления человеческой жизнедеятельности, увеличивают степени людс ькои свободи.

Итак, можно констатировать: познание нельзя рассматривать односторонне; в реальном выявлении познания - это органический элемент человеческой жизнедеятельности, развивается от незнания к знанию, от неполного и неопределенного знания-до полного и надежного, от видения туманного, омраченного-до проясненог.

Когда человек включается в социально-культурные связи и отношения, приобщается к чисто человеческих способов жизнедеятельности, ее познавательные способности реализуются почти автоматически, и иногда возникает в впечатление, что знание вырастают в человеке так же естественно, как, например, ногти или волосы. Но такого рода навыки, т.е. навыки стихийного продуцирования знаний и представлений, имеют тенденцию срастаться с непосредственными условиями жизни и не выходить за определенные, достаточно узкие границыі.

Знание существенного, знания, необходимые для расширения горизонтов осуществления человеческой свободы, стихийно не возникают. Поэтому на определенном уровне социальной жизнедеятельности, на определенном уровне личного развития человек должен осознать роль и функции познания и начать делать сознательные усилия для их приобретения. Если же этого не произойдет, то, скорее всего, осуществится консервация элементарного опытного знания, которое будет функционировать в определенном общественной среде почти так, как функционируют условные рефлексси.

Отсюда вытекает необходимость выделения в общественном и индивидуальном развитии познания двух основных стадий:

а) стихийной, которая является достаточно консервативной, должным образом не осознанной;

б) активно - действующего, которая является осознанной, сознательно организованной и направленной на специальное продуцирования знаний

Обозначенная многоаспектность познания находит свое проявление в различных видах познания:

жизненно опытное познание возникает непосредственным, прямо вписанным в процессы повседневной человеческой жизнедеятельности, оно очень разнообразным по проявлениями, но нерасчлененное ни по содержанию, ни по формам существования: здесь эмоции переплетены со знанием, желанию и т.п.

художественное познание определяет реальность не отстраненно, а через переживания. Оно больше передает не предметные очертания действительности, а человеческое отношение к ней. По содержанию оно условное, т.е. предоставляет простые ир проявлений воображения, фантазии, субъективным склонностям человека. Благодаря этому художественное познание иногда опережает ход событий, определяет их более многогранно, многоцветные и жизненно, чем наукака;

научное познание культивируется специально через осознание роли знания, оно является специализированным и специально организованным, контролирует свой ход, пытаясь достичь максимальной степени достоверности те знания

религиозно-мистическое познание часто определяет источники своих сведений как божественное откровение, особое просветление, и хотя эти источники остаются для нас во многом таинственными и недоступными ни д для контроля, ни для сознательного использования, нет смысла отрицать особую значимость для человека того, что изложено в священных текстах и??религиозных установках, история человечества убедительно это доводит дить

екстрасенсивне познания, интерес к которому особенно возрос в конце XX века, также остается для нас во многом непонятным, и мы можем констатировать, что так называемые экстрасенсы, контактеры имеют возмож ивисть получать информацию из каких-то необычных источников. Этот вид познания используют в обществе, но природа его для науки пока непонятнола.

Каждый из указанных видов познания не заменяет других, и поэтому их следует рассматривать во взаимном дополнении друг к другу

Итак, можно сделать вывод, что познание в своей действительности выступает как многогранный и сложный процесс, в котором находят свое проявление как духовные способности человека, так и ее важнейшие жизненные зации икавленн.