Домой / Привороты / Моральные основания религии. Религия и мораль

Моральные основания религии. Религия и мораль

Что такое мораль? Мораль — это набор писанных и неписанных правил, которым должен следовать человек. Это очевидный ответ, однако он не объясняет практически ничего. Например, он не объясняет, для чего эти правила нужны и кто их сочинил.

Если мы углубимся в глубь веков или начнем изучать другие культуры, то обнаружим, что их представления о морали могут сильно отличаться от наших. Многие вещи, которые являются совершенно нормальными для другой культуры, с нашей точки зрения абсолютно аморальны.

Например, для северных кочевых народов, еще совсем недавно было совершенно нормальным оставить немощного человека, своего родственника, одного умирать в лесу.

Можно было бы продолжать приводить примеры, однако уже понятно, что у разных народов, в разные времена представления о морали абсолютно не совпадают. Мораль везде разная, но почему?

Чем обусловлена мораль?

Мораль диктуется условиями жизни, в которых находятся те или иные группы людей. Мораль — это просто нормы поведения. Понятно, что у людей, которые живут в современном мегаполисе и у людей, которые обитают где-то в тундре, абсолютно разные условия жизни, выживания. Это означает, что у них совершенно разные требования к поведению и как следствие, другие требования к нормам и правилам.

Народы, которые для того, чтобы выжить, совершали кровавые набеги на соседние племена, не могли себе позволить те же представления о морали, которые разделяем мы с вами.

Бытует заблуждение, что существуют какие-то “вечные ценности”, единые для всех времен и народов. На деле же, под этими вечными ценностями подразумевают только христианские ценности. Так получилось исторически, ведь на земле победила западная цивилизация, которая сумела навязать свою мораль всему остальному миру. Вернее даже христианская цивилизация. По этой причине в этой статье мы будем рассматривать религию и мораль вместе.

Если раскрыть содержание термина “мораль”, то мы увидим, что мораль регламентирует 3 типа отношений между людьми:

  1. Сексуальные отношения
  2. Правила применения насилия
  3. Имущественные отношения

Конечно, мораль регламентирует и многое другое: что можно есть, как относиться к власти, церкви и так далее… Однако все они являются производными от этих трех типов отношений.

Давайте кратко рассмотрим каждый из них.

Регламент сексуальных отношений

Под этим я подразумеваю те сексуальные отношения, которые являются нормой в том или ином обществе. Моногамия, полигамия, промискуитет и так далее.

Регламент сексуальных отношений может быть очень жестким, когда разрешена только моногамия без возможности развода, а может позволять абсолютно всё. Нас интересует, для чего одни общества ужесточают межполовые правила, а другие, наоборот, смягчают их.

Всё зависит от социально-экономической ситуации, в которой находится общество. Если логика развития общества требует увеличивать количество и качество граждан, то разумно вводить жесткую моногамию. Почему? Потому, что такой тип отношений обеспечивает наилучшее воспроизводство населения.

Преимущества моногамии:

  1. Моногамия препятствует распространению заболеваний
  2. Моногамия позволяет лучше следить за потомством
  3. Моногамия позволяет объединять людей в минимальные социально-экономические ячейки(семьи), что увеличивает управляемость обществом.

Если вы обратите внимание на христианскую религиозную этику, то обратите внимание, что религия также против абортов, контрацепции, разводов и так далее. Словом, против всего, что может мешать воспроизводству населения.

Правила применения насилия

Основное назначение морали и религии — это осуществить монополию государства на применение насилия. Государство не может допустить, чтобы его граждане убивали друг-друга. Граждане — это такая же собственность государства, как и все остальное. По этой причине были изобретены правила применения насилия. Эти правила мы и называем моралью.

Вот почему убийство и самоубийство — грехи. Потому, что нельзя допустить, чтобы собственность портилась.

Те же самые деяния, но которые производятся в интересах государства, преподносятся в сугубо положительном ключе. Называем мы их правда по другому: доблесть и самопожертвование.

Имущественные отношения

Для того, чтобы обеспечить государству экономический рост, необходимо обеспечивать накопление ресурсов. Без гарантий сохранности имущества, очень затруднено накопление. Чрезвычайно сложно обеспечить эту сохранность одним лишь аппаратом насилия, поэтому необходима мораль.

Кроме того, отсутствие регламента имущественных отношений, порождает в обществе напряжение, требует отвлекать ресурсы на индивидуальную защиту, что очень невыгодно. Гораздо проще перепоручить эту заботу на плечи государства и церкви, которые заставят всех соблюдать правила.

Почему современная мораль именно такая, какая есть?

Для начала, отмечу, что даже если вы атеист, коммунист, мусульманин или буддист, то вы все равно носитель современной морали, которая основывается на христианской этике. Ведь общепринятая мораль в России именно христианская (хотя кое-где это уже не так). От этого никуда не деться, ведь христианство формировало общественную мысль в нашей стране около 1000 лет.

Вы можете ничего не знать о христианстве, но христианский образ мыслей настолько глубоко проник в наше общество, что мы воспринимаем нормы христианства, как само-собой разумеющееся. Мы воспринимаем эти нормы от других людей, не понимая, где первоисточник. Христианской моралью пропитано всё: книги, кино, разговоры…

Почему же христианская мораль получила такое широкое распространение? Христианская мораль обеспечивала наилучшим образом поддержание той социально-экономической модели, которая существовала в период расцвета христианства, а именно феодальный период. Похоже, что для перехода общества в эту формацию, религия и была создана.

А чего требовал феодализм? Рост населения, обеспечение лояльности государю и власти, удовлетворенность своим общественным положением, законопослушность. Идеи, которые содержатся в христианстве отлично все это обеспечивали, что и позволило этим идеям распространиться.

Как возникла современная мораль?

Началось всё очень давно, еще на излете Римской империи. Когда Римское государство разрослось до неимоверных по тем временам размеров, появились достаточно серьезные сложности с ее управлением. У империи не хватало ресурсов, чтобы поддерживать всё одной военной силой.

Управление государством требует, чтобы граждане этого государства мыслили примерно одинаково. Причем не просто одинаково, но и с определенной спецификой, которая должна соответствовать социально-экономической ситуации. Первоначальная римская религия не справлялась с этим, так как она растеряла свой авторитет, в нее просто перестали верить. К тому же она устарела.

Тогда очень многие продвинутые люди, которые понимали опасность сложившейся ситуации, начали искать выход, в том числе и по заданию государства.

В какой-то момент они обнаружили, что существует некая религия, идеи которой подходят для той социально-экономической ситуации. Многие известные люди 3-4 веков начали обращаться в христианство: чиновники, крупные государственные деятели, выдающиеся ораторы и многие другие. Все, кто понимал, что нужно обществу в данный момент.

А что требовала социально-экономическая ситуация в Римской империи?

Требовалось колонизировать новые территории, требовалось обеспечить управляемость этих территорий, а значит лояльность граждан, безопасность рубежей. Но дело в том, что нужные Риму граждане размножались не очень, зато хорошо это делали покоренные племена.

Прослойка людей, которая являлась каркасом для Римской империи становилась все тоньше и малочисленней. Она не могла обеспечить не только колонизацию новых территорий, но и удержание старых. Почему это происходило? Потому, что институт семьи начал разлагаться, а нравы пресыщенных патрициев становились все хуже и хуже. Они стали слабы.

На это накладывались естественные проблемы политического и экономического характера.

Требовалась некая идея, которая смогла бы взбодрить общество, мобилизовать его. Для этих целей идеально подходило христианство, которое к этому времени обладало отлично прописанной доктриной, которая регламентировала практически все аспекты жизни человека.

Зачем выдумывать что-то новое, когда можно использовать уже существующее? Конечно, для этого пришлось христианство изрядно реформировать. Прежде всего, необходимо было создать организационную структуру, которая бы обеспечивала распространение идей. Эту структуру мы знаем, как церковь.

Кроме того, были найдены и уничтожены различные варианты этого учения(неканонические Евангелия), которые в будущем могли бы создать проблемы.

Словом, все было сделано по уму. Произошло это к 3-4 веку нашей эры. Почему не раньше? Потому, что именно в это время государство заинтересовалось данной религией, как инструментом внутренней политики. Иначе христианство так и осталось бы сектой.

Еще 50-100 лет и империю было бы не узнать. К несчастью для империи, они опоздали. Империя рухнула, но структура, которая была создана для ее реформирования, никуда не делась. Церковь осталась и продолжила делать то, для чего была создана. И продолжает делать это сейчас.

С развалом империи, проблемы, которые перед ней стояли, никуда не делись. Однако, уже существовал инструмент, который позволял формировать общественное сознание. Те общества, в которых прижилась новая религия, получали целый ряд конкурентных преимуществ по сравнению с другими. Ведь идеи, которые содержались в христианстве обеспечивали рост населения, лояльность и множество других хороших вещей. Именно это обеспечило такое активное распространение христианства.

Причем же здесь мораль? Религия — это лишь инструмент, с помощью которого мораль помещается в общественное сознание. Мораль же — это суть любой религии, ее сердцевина. Это то, что делает ее сильной.

Христианство — это такая социальная машина, задача которой обеспечивать рост населения и обеспечивать лояльность власти.

Религия и мораль в современном мире

Почему же в современном мире религия начала отмирать, раз это такая замечательная штука? Дело в том, что достаточно сильно изменились условия. Например, уже не наблюдается такой прямой зависимости между численностью населения и экономической и политической мощью государства.

Недалек тот день, когда механизация и автоматизация сделает рост населения окончательно бессмысленным. Возможно, уже при нашей жизни большая численность населения станет скорее обузой, чем преимуществом. Гораздо большее значение будут играть технологии и ресурсная база.

Предвидя это, государства начинают потихоньку отодвигать религию на второй план. Уже не нужен ни рост населения, ни его лояльность, которая теперь обеспечивается средствами пропаганды: телевидением, интернетом, радио.

Хотя в России сейчас и наблюдается определенный подъем православия, однако это очень ненадолго и вызвано социально-экономической деградацией, которая постигла нашу страну в 90-х годах. Кроме того, государству пока не хватает другой идеологии.

А лучше иметь устаревшую идеологию, чем совсем никакой. Чем лучше будет экономическая ситуация, тем четче будет прослеживаться тенденция к отходу от любой традиционной религии, ведь старые религии создавались для совершенно других условий.

Сейчас мы являемся свидетелями крушения старой морали и как следствие старых религий. Как в свое время многобожие было повсеместно вытеснено христианством, так и современные религии будут вытеснены чем-то иным.

Какой же будет новая мораль?

Новая мораль будет подстраиваться под новые социально-экономические требования. Сейчас мы являемся свидетелями реализации политики по ее внедрению.

К этим требованиям относится:

  1. Снижение численности населения. Для этого была проведена “сексуальная революция”, т.е. либерализация сексуальных отношений. Несмотря на то, что все кричат о падении нравов и численности населения, однако на самом деле это не проблема, а цель. Современные развитые государства заинтересованы в снижении населения.
    Сейчас это достигается посредством внедрения идей о нормальности контрацепции, абортов и промискуитета. Скорее-всего в будущем сексуальное влечение людей нейтрализуют с помощью виртуальной реальности.
  2. Гибкая мораль. Что это такое? Например, чтобы вот в эти 20 лет люди считали моральным одно, а в следующие 20 лет диаметрально противоположное. Мир ускоряется, стремительно меняются условия. Мы не можем менять религию каждые 20 лет.
    Требуется придумать какую-то новую идеологию, которая бы позволяла быстро переформатировать общественное сознание. Как-то объяснить, почему мы сегодня считаем нормальным одно, а завтра другое.
    Инфраструктура для этого уже есть, не хватает только идеи. Но я уверен, что скоро это станет реальностью.
    Напишу пожалуй только требования к этой идее. Это должна быть какая-то красивая сказка, которая бы объясняла, почему власть имеет право менять содержание слов “хорошо” и “плохо”.

Существует множество других черт новой морали, о которых я пока даже и помыслить не могу. Такие новые идеи будут появляться то тут, то там, пока кто-то не соберет их воедино и не сочинит новую религию(или идеологию), которая сметет всё, что было раньше.

К сожалению, этот процесс неумолим и естественен. Сегодня мы являемся свидетелями перехода человечества в новую эпоху. У нас нет выбора остаться в старой эпохе. У нас есть выбор пройти это переход плавно и безболезненно, либо резко и тяжело. Пристегните ремни.

Успехов!

Меня зовут Андрей. Если понравилась статья, то лучший способ сказать спасибо — сделать ссылку на мой сайт где-нибудь) Если статья не понравилось, то очень ценю Ваше мнение, но лучше ничего не писать мне по этому поводу) Если желаете поболтать за деньги, то я всегда за! По всем вопросам пишите на почту [email protected], когда-нибудь отвечу. Может быть.

Религия всегда была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. В то же время религия утешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире, дает примеры жизни подвижников церкви (Сергей Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская), поднявшихся над житейской суетой и посвятивших себя служению высшему идеалу, Богу, бескорыстной помощи людям. Таким образом, религия неразрывно связана с моралью. Однако при этом совершенно не следует делать вывод, что верующие всегда были нравственными людьми, а атеисты - наоборот. Среди тех и других были и есть и безнравственные, и высоконравственные люди. Дело в том, что человек по своей природе и добр, и зол, и прекрасен, и ужасен. Все зависит от того, каким путем в жизни он пойдет, ему предоставлен свободный выбор.

В Библии говорится, что для каждого человека всегда открыты два пути: «путь вечной жизни» - узкий путь и «путь гибели» - широкий. Многие идут последним путем - путем соблазнов и удовлетворения плоти, потребительства и мирской суеты. Это убивает суть человека, его душу, поскольку на первый план ставятся материальные потребности, любовь обращена только на самого себя. Человек становится эгоцентристом, руководствуясь только своими прихотями и желаниями, он делает зло не только окружающим, но прежде всего самому себе. В результате разрушается личность. Желание утвердить себя, самомнение и гордыня могут привести к преступлениям, что блестяще проанализировал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» на примере судьбы Родиона Раскольникова. Если же смысл жизни человек видит в служении людям, в любви к ним и ко всему окружающему живому и неживому, то обретает истинный смысл жизни. Узкий путь, «путь жизни» - это путь духовного совершенствования, путь духовной чистоты, внутреннего покоя, путь мира, праведности и покаяния. Это - сложный путь, и немногие его находят.

Нравственные идеалы, достойные человека, были подробно изложены Христом в Нагорной проповеди. То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне справедливым действовать по принципу «око за око, зуб за зуб» или «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о справедливости, сколько любви.

Первая и главная заповедь - о любви к Богу, который своей мученической смертью искупил грехи людей, победил все низкое и злое в них. Вторая заповедь - о любви к человеку. Эти две заповеди связаны между собой, потому что Бог создал человека по образу и подобию своему. Значит, вера в Бога невозможна без веры в человека, без высоких требований к нему: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Нравственное совершенство требует решения еще более сложной моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих. Любить любящих вас и приветствовать братьев ваших - что тут особенного? Но любить врагов, молиться за обижающих и гонящих вас, прощать ненавидящих вас - выполнение этой заповеди предусматривает большую работу над собой на пути морального совершенствования. Это очень сложно, но стремиться к этому как к высшему идеалу необходимо. В любви к другому человек становится нравственнее, чище. Либо на земле установится царство любви, душевная красота и любовь спасут мир, либо человечество погибнет. Третьего пути нет.

Весьма удивительным для слушателей Нагорной проповеди было следующее. Раньше считалось, что праведность вознаградится земными благами - здоровьем, долголетием, богатством, но Христос ничего такого не обещал. Наоборот, он говорил, что праведные в земной жизни будут гонимы и нищи, потому что их богатство - не в материальных вещах, а в духовности. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе».

Для чего нужны нравственное совершенствование, высокая духовность? Ведь жизнь конечна, все тленно, все сотрет смерть. Может быть, в таком случае надо спешить и брать от жизни все, что можно? Однако богатство, слава, власть - все это относительно в жизни: сегодня - нищий, завтра - король, сегодня - враг, завтра - герой. К тому же потребительство неизбежно приводит личность к деградации, наступают разочарование в поставленных целях и душевная пустота. Человек всегда ищет высший смысл жизни, стремится к чему-то вечному, гармоничному, прекрасному. Поэтому главное в проповеди Христа то, что он пришел, чтобы в корне изменить природный порядок существования, возвестил Царствие Небесное, новый тип бессмертного бытия. Его необходимо активно приближать. Таким образом, читая Нагорную проповедь Христа, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, необходимо постоянное нравственное самосовершенствование, отказ от соблазнов и мелочей земной жизни. Это - сверхчеловеческие требования, они противоречат природе человека и в то же время призывают его стремиться к идеалу.

Во-вторых, нравственного самосовершенствования самого по себе, без активного преобразования материального мира недостаточно. Необходимы активные поиски новой духовной природы. Это направление человеческой, деятельности было глубоко осознано и развито русским религиозным мыслителем- утопистом Н. Ф. Федоровым (1828--1903) в его «Философии общего дела». Разработанный им проект «регуляции природы», сознательного управления эволюцией предусматривал овладение силами природы, переустройство человеческого организма, а в итоге - достижение бессмертия и воскрешения предков. Свое учение Федоров назвал активным христианством, обнаружив в учении Христа «космический смысл» - призыв к активному преобразованию природного смертного мира в бессмертный, божественный тип бытия. Он пытался спроектировать реальный мост от земли к небу, от естественного, к сверхъестественному, т.е. восхождение к высшей природе. А пока нам, людям XX в., принявшим за Абсолют самого человека и пришедшим к нравственной, деградации, стоило бы подумать о необходимости стремления человека к высшему идеалу. Этому учит Нагорная проповедь - важный свод законов духовной жизни общества. Заповеди, изложенные в ней, оказали огромное влияние на всю последующую историю человечества, без них невозможна и наша цивилизация.

В IV в. христианство становится государственной религией и тем самым приобретает статус «охранительной» идеологии Римской империи. В этом качестве религия подчиняла себе и философию, и искусство, и мораль, и науку. Религиозная вера, обеспечившая определенную, цельность средневековой культуры, представляла собой высшую истину, с которой соотносились культурные, ценности. По мере развития культуры мораль постепенно начинала оспаривать монополию религии на решение «вечных» проблем человеческого бытия. Ведь Бог мыслился одновременно не только как создатель всего «сущего», наличного мира, но и как творец «должного», источник моральных ценностей и норм. А это поставило перед теологами проблему теодицеи, «оправдания Бога». Иначе как было объяснить наличие зла, раз Бог вершит только добро?

Но если отношения религии и политики, морали, искусства были обусловлены решением задач идеологического регулятивного порядка, то отношения религии и науки необходимо рассматривать в иной плоскости. 1

И мораль, и религия имеют сложный состав, выполняют разнообразные социокультурные функции. Сопоставляя мораль и религию, некорректно говорить о них вообще в их влиянии друг на друга. Их нужно рассматривать во внутренней неоднородности, принимая во внимание, что на разных уровнях отношения между моралью и религией различны. Одно дело - обоснование моральных ценностей и норм или их теоретическое объяснение, и другое - их содержание, способы реализации этого содержания, формы практического самоопределения личности.

На уровне общих философских понятий мораль и религия представляют собой отчасти пересекающиеся, а отчасти различные социальнокультурные, духовные практики. Мораль и религия пересекаются в той части, где совпадают их социокультурные функции по ценностной ориентации и нормативной регуляции поведения людей.

Религия - это особая форма мировосприятия, основанная на вере в сверхъестественные существа, и совокупность ритуалов, обеспечивающих связь с ними. Религия включает в себя моральные установления (в форме заповедей или наставлений пророков и учителей). Любая монотеистическая религия содержит идеал совершенства. Во многих религиях он ассоциирован с образом божественной личности. Иными словами, всякая религия наряду с представлениями о сверхъестественном и предполагаемых способах связи с ним, предъявляет человеку систематизированные представления о должном, добром, правильном и совершенном и тем самым несет в себе мораль.

Мораль как способ социального дисциплинирования, направленного на гармонизацию отношений людей - носителей партикулярных интересов, близка праву, обычаю. Но социально-культурное предназначение морали не сводится к социальному дисциплинированию. Посредством морали задается идеал личности, добрых и милосердных человеческих отношений, справедливого и гуманного общества. Этот идеал возвышен в буквальном значении этого слова - он превосходит существующие нравы и реальную общественную практику и противостоит им. Возвышенный идеал трансцендентен*.

Трансцендентная составляющая морали и трансцендентная составляющая религии различны. Существенным признаком религиозного мышления является представление о трансцендентном существе (существах), определяющем (определяющих) имманентный порядок. В морали качеством трансцендентности обладают высшие ценности и соответствующие им требования, поскольку они не обусловлены наличным социальным и коммуникативным опытом; они трансцендентны в том смысле, что «внешни» этому опыту и при этом способны оказывать на него регулятивно-определяющее воздействие. В той части, в какой мораль предлагает перфекционистскую* программу, утверждает идеал, ориентирует человека на высшие ценности, она близка религии и смыкается с ней.

Эта двойная функция морали - гармонизация отношения между людьми, с одной стороны, и ориентация на идеал совершенства, с другой - наилучшим образом выражена в евангельской заповеди любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27), представляющей собой основополагающий нравственный принцип христианства . В одной своей части заповедь любви ориентирует человека на высший идеал, а в другой - на мир с ближним. Содержание этой двуединой формулы не исключительно для христианства. Так, обе заповеди - любви к Богу и любви к человеку - даны в Торе, хотя и не в непосредственно соотнесенном виде. Именно такую схему человеческих устремлений представляет Платон в «Пире» и других произведениях; она развернута и в «Этике» Аристотеля. В исламе любовь к Аллаху во всей своей полноте невозможна без любви к ближнему, что выражено пророком Мухаммадом в следующих словах: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату того же, чего желает самому себе» .

Таким образом, мораль и религия в их конкретных формах могут быть тесно переплетены. Насколько эта переплетенность значима для морали и для религии, зависит от их конкретных форм.

Как отмечалось в гл. 1, философское понятие «мораль» формируется в раннее Новое время. Этот процесс опосредован секуляризацией* сознания, секуляризацией философии, а также спецификацией понятия морали, т.е. аналитического выделения ее особенных характеристик и функций. Уже с XVIII в. в философии развивается по преимуществу понятие морали, «в пределах только разума» (И. Кант), отражающее и одновременно утверждающее способ мышления и действия, которым свойственны рациональность, универсализуемость, автономия*, равенство (так или иначе истолковываемые). С позиций такого философского понятия морали анализируются и квалифицируются конкретно-религиозные модели морали.

Нововременная философская новация в сложившемся понятийном синтезе заключалась в представлении о том, как «работают» суждения, мотивы, поступки «внутри» морали, как устроена мораль. Новое представление о морали было соединено с нормативным содержанием, которое в общем не было оригинальным: в части идей невреждения, примиренности, единения, любви и т.д. оно было воспринято в значительной степени из христианства, а в части идей справедливости, обязанности, права, равенства, мужества, достоинства и т.д. - из античной философии. Многие идеи, например свободы, совести, умеренности и др., имели как античные корни, так и христианские. Новационным оказался контекст этих идей: они стали выводиться из «природы человека», из природы человеческих отношений, из общественных отношений.

Одним из интеллектуальных и духовных достижений Нового времени, в частности века Просвещения, стал образ морали как пространства автономии, т.е. независимости мотивов, решений, действий от внешних обстоятельств. Идея автономии постепенно доводится до своего буквального значения - самозаконодательства, а теономная «подпорка» независимости индивида как морального субъекта отбрасывается. Автономия представляется как независимость добродетели от каких- либо внешних (по отношению к добродетели) факторов - обычая, образования, авторитета, а также каприза и влечения. Но в конечном счете это независимость от церковных институтов и религиозных догматов.

Такой образ морали сначала развивается в философии и затем широко распространяется в культуре, причем настолько широко, что многие начинают воспринимать как единственно возможный светский, т.е. безрелигиозный, образ морали, базирующийся на приведенных выше принципах. При этом не все принимают во внимание то, что нормативное содержание разделяемой ими морали унаследовано преимущественно из конфессионально укорененных моральных систем, что фундаментальные моральные принципы первоначально получают санкцию в рамках религиозного сознания, благодаря религиозным институтам, что мораль исторически развивалась не просто рядом или параллельно с религией, но и опосредованно к ней.

К этому следует добавить, что в Новое время под влиянием развития секуляризованной культуры происходят перемены и в христианстве. Достижения науки и социальные трансформации способствуют освобождению христианства от давления догматизма и мифологии, «либерализации» христианства, в первую очередь его протестантских версий.

Эти тенденции в культуре и общественном сознании были обусловлены очевидным прогрессом наук и технологий, рождавшим уверенность в том, что общественное, культурное и нравственное развитие происходит по такой же «прогрессистской» модели и каждое новое поколение, более просвещенное, образованное и технически оснащенное, делает шаг вперед в направлении к разумно устроенному миру всеобщего благоденствия и счастья.

XX век с его неисчислимыми человеческими жертвами, вызванными мировыми войнами и тоталитарными режимами, идеология которых явно или неявно покоилась на отрицании традиционной религии, трагически обесценил упования на торжество разума и построение на его основе счастливого будущего человечества.

  • Подробнее см.: § 13.1.
  • Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари. II. Книга веры, 13 ; пер. В. А. Нирша. М.: Умма, 2003. С. 31.

РЕЛИГИОЗНАЯ МОРАЛЬ (лат. religio - религия) - обосновываемая религиозными средствами система нравственных представлений, норм и заповедей, тесно связанная с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею бога. По своему действительному социальному содержанию всякая , в т. ч. и религиозная, выражает интересы того или иного об-ва, класса, ее действительной основой являются определенные социально-исторические условия (Мораль и религия). Но общественные условия и классовые интересы получают в Р. м. мифологическое толкование и объяснение: требования нравственности объявляются повелениями бога, к-рый якобы создал человека и предопределил его моральное назначение. Так, согласно иудейско-христианской легенде, моральные заповеди были получены пророком Моисеем непосредственно от самого бога на горе Синай. Отсюда вытекает представление о том, что нравственные требования якобы вечны, установлены раз и навсегда, т. е. имеют вне-исторический характер и по своему содержанию совершенно не зависят от общественных условий жизни людей (Абсолютизм, Фетишизм). Они представляются в виде «идеальных» принципов, Противостоящих «земной» практике н материальным интересам людей. Это противопоставление распространяется и на самого человека; духовное («божественное») начало в нем якобы противоположно его «телесной», чувственной природе. В этом религиозном раздвоении человека нашло отражение реальное положение его в системе частнособственнических и эксплуататорских отношений. Предписываемые ему моральные требования постоянно вступают в противоречие с его собственными интересами. Социальная несправедливость, господствующая в классово антагонистическом об-ве, ставит перед религией специфическую проблему-оправдания зла на земле и конечного воздаяния добродетели, над к-рой постоянно одерживает верх в земной жизни. В христианстве эта задача решается с помощью теодицеи и учения о конечном «спасении» человечества в «царстве божьем», где будет вознаграждена, а порок наказан (Эсхатология). С этой т. зр. рассматривается вся жизнь человека, ее смысл и назначение. Земное существование людей бренно, представляет собой искупительное страдание, ниспосланное ему богом, и есть лишь подготовка к будущей загробной жизни. Р. м. выдает за подлинную аскетизм, и добровольное подавление в себе всего собственно человеческого. Особое толкование в Р. м. получают и моральные мотивы. Человек должен служить, прежде всего, богу, а не людям и об-ву; в зависимости от того, что понимается под «волей бога», за к-рой в действительности скрываются интересы определенных классов, оправдываются или осуждаются те или иные поступки людей. Р. м. исходит из того, что свободно служить богу могут лишь немногие - «праведники»; остальные же смертные могут выполнять требования морали из страха перед будущим «страшным судом», небесной карой или надеясь на загробное . Т. обр., Р. м. не в состоянии дать человеку подлинно нравственные мотивы, подменяет их стремлением к благополучию (хотя бы только в потусторонней жизни) и страхом перед «вечными муками». Поскольку высшим судьей поступков человека Р. м. провозглашает бога, она дает возможность снять с человека личную за определение своей нравственной позиции и выбор линии поведения. Практическая борьба за претворение в жизнь моральных идеалов подменяется в ней упованием на милость бога. Гл. считается не реальное достижение поставленных нравственных целей, а формальное (внешнее -в поведении или внутреннее-в умонастроениях) следование установленным раз и навсегда нормам и принципам. Поэтому для Р. м- особенно характерны моральный , ригоризм, фарисейство.

Словарь по этике. - М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Смотреть что такое "РЕЛИГИОЗНАЯ МОРАЛЬ" в других словарях:

    Мораль - (лат. moralis касающийся нравов) один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства … Википедия

    Проблема соотношения М. и р., этих двух форм общественного сознания, имеет важное значение в этике, поскольку она непосредственно связана с вопросом о критерии нравственности. Религиозное воззрение на М. исходит из того, что вера в бога дает… … Словарь по этике

    МОРАЛЬ - (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия

    МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - мораль, выдвигаемая и освящаемая к. л. религией. Если учесть историч. многообразие религий и тот факт, что в эксплуатат. об ве мораль обычно облекалась в религ. оболочку, то М. р. включает в себя самые разные, несовместимые нравств. воззрения.… … Атеистический словарь

    МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - – мораль, нормы и принципы которой выводятся из велений Бога и обосновываются религиозными текстами, догматикой. Имеет по преимуществу вероисповедный характер, отражая специфику каждой религии: иудейская мораль, буддийская, христианская,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Религиозная эстетика России - Одно из направлений развития эстетического сознания и эстетической мысли в России XVIII XX вв., связанное в православным миропониманием. Сохраняла, продолжала и развивала традиции православной эстетики в России в период секуляризации культуры. В… … Энциклопедия культурологии

    МОРАЛЬ - (нравственность) (лат. Moralis нравственный, mores нравы) специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом… … Новейший философский словарь

    Религиозная вера

    Религиозная модель мира - Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия

    РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА - (Religious attitude; religios Einstellung) психологически установка, сообщаемая тщательным наблюдением за невидимыми силами, почитанием их и личным переживанием по этому поводу. «Ясно, что под понятием «религия» я не имею в виду вероучение. Верно … Словарь по аналитической психологии

Книги

  • Христианская мораль. Путеводитель по Библии , П. К. Лобазов, А. М. Невшупа. В условиях современной цивилизации основные моральные принципы подвергаются значительному отрицательному воздействию. Поэтому их сохранение и укрепление - веление времени. Религиозная мораль,…

Мораль и религия -- наиболее древние регуляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом. Достаточно вспомнить духовную жизнь личности и общества в средневековой Европе, когда все определялось и регламентировалось религиозной идеологией. Соответственно и моральные представления, идеалы, предписания и требования в этом обществе не выходили за рамки религиозной морали.

Во все времена мораль и религия считались важнейшими факторами единения общества. За многотысячную историю эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, активно влияющих на поведение современного человека, на его духовное самочувствие. В то же время их положение и функционирование в обществе существенно различаются. Рассмотрим каждое из этих общественных явлений отдельно.

Люди в обществе связаны многообразными отношениями. Каждый взрослый человек имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Летчик стремится благополучно доставить до пункта назначения пассажиров, врач -- помочь и при этом не навредить пациенту, учитель -- привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от своего предмета безжизненной сухостью изложения учебного материала.

Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами.

Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности. Иначе говоря, существуют такие регуляторы профессиональной деятельности, которые не могут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими условиями ее содержательности, последовательности, успешности и согласованности с другими видами труда. Эти регуляторы являются системой правил и норм профессиональной этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.

Однако жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой (распределение обязанностей по ведению хозяйства), отношения детей к родителям и другим более отдаленным по крови родственникам. Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседневных контактах.

Напрашиваются вопросы: есть ли что-либо общее между этими регуляторами? Можно ли говорить о едином стержне, объединяющем разные способы духовной регуляции поведения людей в единое целое?

Таким стержнем духовной жизни во всех обществах, известных науке, является мораль.

Мораль -- особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

Наши представления об обществе окажутся неполны ми, если упустить из виду его дифференциацию по религиозному признаку, т.е. деление на верующих и неверующих.

На уроках истории вы уже получили сведения о роли религии и церкви в жизни человеческого общества в различные культурно-исторические эпохи.

Однако эти знания чаще всего ограничиваются общими представлениями о влиянии церкви на сферы политики и культуры в различных странах.

Религия как социокультурное явление не исчерпывается деятельностью официальных институтов -- церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изучении этого явления чрезвычайно важно понять, что мы имеем дело с миром сложных нравственных, смысложизненных, эстетических и других исканий людей, психологически насыщенных, эмоционально острых и содержательных для верующего человека.

«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» (восстановление связи). Верующие считают связь повседневной жизни, решающих поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превосходящей по своим возможностям и проявлениям возможности обычных людей. Это -- особый вид реальности. В науке такая реальность называется сверхъестественной, потусторонней. Однако для людей верующих, как подчеркивал известный русский религиозный мыслитель и ученый П. А. Флоренский (1882--1937), эта реальность более естественна, чем обычные способы и формы человеческой жизнедеятельности.

Итак, религия -- это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,-- высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фа­вор; Нагорная проповедь Христа -- это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры.

В истории религия всегда сосуществовала со светски­ми элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им.

В настоящее время складывается достаточно устойчивый исторический баланс между основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры -- с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.