Домой / Привороты / Причастен троицы. Текст праздничной службы троицы (пятидесятницы)

Причастен троицы. Текст праздничной службы троицы (пятидесятницы)


Тропарь праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), глас
8 :

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе .

Кондак праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), глас 8 :

Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;// и согласно славим Всесвятаго Духа .

Задостойник праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) :

Припев:

Апостоли, сошествие Утéшителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый .

Причастен праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) :

Дух Твой Благий наставит мя на землю праву .

Величание праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) :

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтим Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, // послал еси божественным учеником Твоим .

Братья и сестры, с праздником!

Вот и наступило долгожданное празднество Святой Троицы, на котором почивший Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Алексий думал вознести соборную молитву перед чудотворной иконой «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева в родных для нее стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Благодарим всех наших многочисленных друзей за праздничные поздравления в адрес нашего сайта и взаимно желаем радости о Господе и ниспосланном нам Утешителе. Как отрадно осознавать, что разумных людей, способных трезво оценивать хронику текущих событий, в нашей стране намного больше, нежели слепо верящих всякого рода витиям, которых в порядочном обществе принято считать нерукопожатными. Можно подумать, что этим слепцам в детстве не читали ни «Крысолова», ни «Крошку Цахеса»…

Жаль их, которые на всех углах кричат теперь о своей победе в борьбе за рублевскую «Троицу», и сразу вспоминаются пронзительные строки Игоря Талькова:

Где победу в войне над собой

Отмечает народ.

Покажите мне такую страну,

Где каждый обманут…

Их маленький «гуру» Левон Нерсесян, который, как все трусливые подстрекатели, привык прятаться за спину толпы («мы с вами», «нашаборьба» и т.д. и т.п.), вовсю настраивает этих слепцов против «чиновников в саккосах», как он выражается, скрытно пропагандируя свою секту. По-прежнему Л.В. Нерсесян продолжает пиариться в «ящике» на фоне рублевского шедевра, занудно бубня перед телекамерами, что «Троица» Андрея Рублева «не является чудотворной».

Поразительно, но одурманенным этим третьяковским «фюрером» слепцам и в голову не приходит, что их водят за нос. То им заявляют, что памятники древнерусской живописи такого уровня никуда не вывозятся, а на самом деле тайно составляют списки бесценных икон для выставки в Америке (http ://expertmus .livejournal .com /31332.html ). То категорически настаивают на экспонировании икон в «аутентичной среде», незаконно изымая из основного собрания Музея имени Андрея Рублева «кирилловские доски» (http://community.livejournal.com/rublev_museum/8406.html ), а на просьбу Церкви о временном переносе «Троицы» в Троицкий собор, где испокон века хранилась эта чудотворная святыня, отвечают злонамеренно спровоцированным скандежем.

И хотя в этот юбилейный год 400-летия явления прп. Сергия во время героической обороны Лавры появились многочисленные публикации в Сети с архивными материалами по истории реставрации иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, почему-то никого из фанатов Нерсесяна ни судьба, ни история реставрации, ни реальное состояние святыни не интересует. А зачем? Они на слово верят своему маленькому «гуру», который клевещет на Патриарха, Церковь, а в паре с такими же беспринципными прохиндеями и на известных сотрудников нашего музея. Им совершенно наплевать, что нерсесяновский информатор Светлана Липатова без году неделя в Музее имени Андрея Рублева, в нашем музее практически не появляется, у нее нет никаких научных планов и отчетов, о происходящем в музее С.Н. Липатова знает понаслышке, тем не менее распространяя лживые сплетни.

И эти, с позволения сказать, «борцы за третьяковскую Троицу» нынче злорадствуют и торжествуют. Нет, дорогие братья и сестры, красоту нельзя подменить красивостью, духовность - душевностью, «Живоначальную Троицу» - «ветхозаветной» (так значится на этикетке под рублевской «Троицей» в Третьяковке!), иконопочитание - нерсесяновщиной.

А посему с праздником всех вас и в качестве небольшого подарка к всенародно любимому Троицыну дню разрешите предложить вашему вниманию статью давнишнего друга нашего музея и замечательного коллеги Василия Григорьевича Пуцко.

Боже великий и вечный, святой и человеколюбивый, удостоивший нас и в этот час стать пред неприступною Твоею славою для пения и хвалы чудес Твоих! Умилосердись над нами, недостойными рабами Твоими, и подай благодать с сокрушенным сердцем без колебаний приносить Тебе трисвятое славословие и благодарение за великие Твои дары, которые Ты совершил и всегда совершаешь для нас. Вспомни, Господи, немощь нашу и не погуби нас с беззакониями нашими, но сотвори великую милость Твою со смирением нашим, чтобы, избежав тьмы греха, мы ходили во дне правды и, облекшись в доспехи света, пребывали огражденными от всяких вредоносных козней лукавого и со дерзновением прославили за всё Тебя, единого истинного и человеколюбивого Бога. Ибо как воистину и подлинно велико, Владыка всего и Творец, Твоё таинство: и распадение на время Твоих творений, и после этого соединение и упокоение на веки! Воздаем Тебе благодарность за всё: за вступление наше в этот мир и за исхождение из него, которое, по Твоему неложному обещанию, укрепляет в нас надежды наши на воскресение и нетленную жизнь, которой мы насладимся во второе будущее пришествие Твоё. Ибо Ты – и воскресения нашего Предначинатель, и неподкупный и человеколюбивый Судия живших, и Владыка и Господь воздаяния, и Тот, Кто стал подобно нам причастным плоти и крови по крайнему снисхождению, и наши невинные страсти, благоволив добровольно их испытать, принял по глубокому Своему милосердию, и в том, что претерпел Сам, быв искушён, нам, искушаемым, сделался добровольным помощником, поэтому и привёл нас всех вместе в Своё бесстрастие. Прими же, Владыка, мольбы и моления наши и упокой всех отцов, у каждого из нас, и матерей, и братьев, и сестёр, и детей, и иных родных и единоплеменных, и все души, прежде почившие в надежде на воскресение и жизнь вечную, и помести духи их и имена в книге жизни, на лоне Авраама, Исаака и Иакова, в стране живых, в Царстве Небесном, в раю сладостном, вводя всех их посредством светлых Ангелов Твоих в святые Твои обители, воскрешая вместе и тела наши в день, который Ты назначил, по святым Твоим и неложным обещаниям. Это же не смерть для рабов Твоих, Господи, когда мы удаляемся от тела и к Тебе, Богу возвращаемся, но это только переселение от более тягостного к лучшему и приятнейшему, к упокоению и радости. Если же в чём мы и согрешили пред Тобою, милостив будь и к нам, и к ним, так как никто не чист от скверны пред Тобою, хотя бы один день продолжалась жизнь его, кроме одного Тебя, явившегося на земле безгрешным, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого все мы надеемся получить милость и отпущение грехов. Поэтому и нам и им, как благой и человеколюбивый Бог, ослабь, отпусти, прости грехопадения наши, вольные и невольные, совершенные сознательно и по неведению, явные и сокрытые, в деле, в мысли, в слове, во всём нашем образе жизни и душевных движениях. И скончавшимся свободу и облегчение даруй, нас же, находящихся здесь, благослови, подавая добрую и мирную кончину нам, как и всему народу Твоему, и недра Твоей милости и человеколюбия раскрывая пред нами при страшном и грозном Твоём пришествии, и сделай нас достойными Царства Твоего.

Из года в год за вечерней праздника Троицы (по Уставу она совершается сразу после воскресной Литургии) мы слушаем коленопреклоненные молитвы святителя Василия Великого. Впервые после праздника Воскресения все церковное собрание молитвенно преклоняет колени пред Богом. Епископ или священник у открытых Царских врат читает длинные молитвы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Церковь возвышенными песнями и молитвами призывает молящихся достойно принять бесценные дары благодати Божией. Вечерня начинается молитвой «Царю Небесный», которой начинаются и другие богослужения. Но в настоящий день она имеет особенное значение для верующих, вспоминающих сошествие Святого Духа Утешителя.

На великой ектении диакон молится об «ожидающих благодати Святого Духа» и «преклоняющих сердца свои пред Господом и колена» и просит Бога, чтобы Он, «приняв коленопреклонения наши, как фимиам (ладан)», послал нам богатые милости Свои и небесную помощь. После ектении следуют стихиры на «Господи, воззвах», совершается вход с кадилом, поется «Свете Тихий» и возглашается прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса».

После этого священник и все молящиеся становятся на колени и сосредоточенно, с чувством сердечного сокрушения, просят Бога о своем духовном обновлении.

В это время храм становится той древней горницей, в которой на апостолов впервые сошел Святой Дух.

Праздник Пятидесятницы

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему – девятый час утра.

Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошёл на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошёл же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

Образ Троицы в Свято-Троицком Ионинском монастыре

По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина».

Тогда апостол Пётр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мёртвых, вознёсся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Пётр сказал: «Итак, твёрдо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».

Проповедь Петра так подействовала на слушавших её, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: «Что нам делать, мужи братия?»

Пётр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трёх тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, то есть святая Церковь Христова.

Икона Святой Троицы в Троицком Ионинском монастыре

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мёртвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников, иначе иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подаётся в нашей Святой Православной Церкви невидимо – в её святых таинствах, через преемников апостолов – пастырей Церкви: епископов и священников. Этот день считается днём рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

Текст службы Святой Троицы, или Пятидесятницы (Всенощная, Литургия, Вечерня коленопреклонения), составлен обществом им. М.Н.Скабаллановича и печатается по благословению Почетного председателя общества, наместника Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы.

Подготовлено специально для Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и изъяснением.