Домой / Нумерология / Филарет (Денисенко)"Патриарх Киевский и всея Руси-Украины". Филарет (Михаил Денисенко) Русская православная церковь

Филарет (Денисенко)"Патриарх Киевский и всея Руси-Украины". Филарет (Михаил Денисенко) Русская православная церковь

Бывший митрополит Киевский Филарет в 1992 году основал так называемый Киевский патриархат. Ни одна из канонических православных церквей его легитимность не признала. Спустя пять лет РПЦ отлучила Филарета и его сторонников от церкви.

Хитроумный и изворотливый предстоятель Украинской православной церкви Филарет своим и епископату РПЦ, хочет заявить о себе на международном уровне, считают эксперты. Однако заботит Филарета прежде всего его собственное детище — Киевский патриархат. Он должен занять, безусловно, лидирующее положение на Украине, подмять под себя Киевскую православную церковь, которая совсем недавно, до 2014 года, считалась относящейся к Московскому патриархату.

Сын донецкого шахтера Михаил Денисенко сделал блестящую церковную карьеру в советское время, то есть в , что связывали с дружбой с политическими лидерами и даже службой в КГБ под псевдонимом товарищ Антонов. Однако уже тогда проявились разнообразные качества его личности, амбиции, лживость, коварство. Будучи экзархом Киевским и всея Украины, он грубо нарушил монашеский обет: был женат, имел детей, и все это знали.

После смерти Патриарха Пимена Филарет планировал занять его место. Был настолько в этом уверен, что уже заказал Патриарший куколь. Но в 1990 году на Архиерейском соборе митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий набрал вдвое больше голосов. Филарет легко менял взгляды на крайне противоположные. Если в советское время в соответствии с линией партии он давил украинский национализм, то после фиаско 1990 года вернулся в Киев и сделал на этот самый национализм ставку, что полностью совпало и совпадает с генеральной линией киевских властей. К великим грехам Филарета вскоре прибавился еще один — он стал раскольником. В 1992 году Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил "извергнуть митрополита из сана".

"Ему предложили тихо уйти в отставку. Он поклялся на кресте и Евангелии, но вернулся в Киев, нарушил клятву и сделал раскол. Это самый страшный грех", — рассказывает президент Российской ассоциации центров изучения религии и сект Александр Дворкин.

С тех пор на оказалось две церкви - УПЦ и Киевский патриархат, который стал исключительно политическим проектом. Этого никто не скрывает. Об этом открыто говорил первый президент Украины Леонид Кравчук. При поддержке власти казна канонической церкви оказалась полностью в ведении Киевского патриархата. Он же контролирует Владимирский собор в Киеве. Раскольники хотели силой захватить Киево-Печерскую лавру. В 1992 году в обитель ворвались около сотни боевиков. Монахов избивали и таскали за волосы. Святыню тогда отстояли. Потом такая же история была после Майдана. В мае текущего года раскольники проникли в лавру под видом прихожан. Вот только некоторые из захваченных церквей: в Львовской области — в городе Турка, в Тернопольской — в селе Катериновка, в Житомирской области — в селе Колодянка. Сейчас захваченные храмы стоят пустые. Всего за это время захватили около сотни приходов и церквей

Филарет очень хотел бы получить для Киевского патриархата автокефалию, но его не признают в мире. Возможно, объединение с УПЦ помогло бы, но этого объединения не происходит. Филарет сеет смуту, противопоставляя свое детище УПЦ. Меж тем предстоятелю Украинской православной церкви Киевского патриархата, святейшему Патриарху Киевскому и всея Руси-Украины Филарету (так себя именует Михаил Денисенко) уже 89-й год.

Какова обстановка на Украине сегодня?

В последнее время участились случаи силового захвата храмов Украинской православной церковью с переводом приходов в подчинение так называемому «Киевскому патриархату». На сегодняшний день захвачено более 30 храмов. Больше всего храмов захвачено в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской и Черновицкой областях. Добровольно изменили юрисдикцию только четыре религиозные общины.

18 декабря 2016 года представители УПЦ КП при поддержке запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» совершили нападение на прихожан Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, требуя передать храм под их юрисдикцию.

Сколько православных юрисдикций на Украине?

На Украине в настоящее время действует одна каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского Патриархата. Кроме нее там присутствуют две непризнанные мировым православием церковные структуры - Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь «Киевского патриархата», которая проводит агрессивную политику по отношению к приходам Украинской православной церкви Московского Патриархата.

Глава “Киевского патриархата” Филарет (Денисенко) с бойцами “Правого сектора” Фото с сайта ruspit.ru

Что такое «Киевский патриархат»?

«Украинская православная церковь Киевского патриархата» – церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко).

УПЦ КП возводит свою историю к Киевской патриархии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году. Однако в настоящее время ее не признала ни одна из канонических православных церквей.

По состоянию на начало 2015 года к Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя 44% украинцев, 21% населения назвали себя верующими УПЦ Московского патриархата, 11% – Украинской греко-католической церкви.

Как захватчики храмов оправдывают свои действия?

Главным аргументом нападающих является то, что населения городов и сел, где находятся захваченные храмы, само приняло решение о смене конфессиональной принадлежности. «Киевский патриархат» осуществляет перевод общин под свою юрисдикцию по одинаковой схеме. Сначала проводится голосование или собрание села, на котором ведется не церковная, а политическая агитация. Как правило, большинство жителей села выступает за переход в УПЦ КП, а реальные прихожане и священник оказываются в меньшинстве. После этого происходит силовой захват храма.


Почему население не может само выбирать себе юрисдикцию?

При захватах храмов на Украине происходит , когда религиозную общину отождествляют с общиной территориальной.В то время, как сам факт проживания в определенном населенном пункте не дает права захвата чужого имущества (храма, богослужебной утвари), самовольной смены руководства, а также внесения изменений в уставные документы религиозной общины этого населенного пункта. Ведь по такой схеме можно изменить подчиненность не только прихода УПЦ, но и любой другой религиозной организации на территории Украины.

Кто помогает «филаретовцам» захватывать храмы?

Как правило, основное участие в нападениях на храмы принимают боевики из радикально-националистических объединений «Правый сектор» и «Свобода». При последнем нападении на приход Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, верующих не пустили к храму, били их палками, арматурой, бросали в них «коктейли Молотова», распыляли перечный газ. По словам очевидцев, руководитель «Правого сектора» в Ровенской области Роман Коваль публично угрожал начать массовый захват церквей УПЦ МП во всем регионе.

Фото с сайта ruspravda.ru

Как относятся к нападениям на церкви местные власти?

Украинские власти придерживаются политики принципиального невмешательства в конфликт между «Киевским патриархатом» и УПЦ МП.

Год назад глава Кабинета министров Украины Арсений Яценюк дал пресекать попытки захвата храмов на Украине, а власти Ровенской области захваты храмов. Однако конкретных мер против экстремистов принято не было.

Что касается правоохранительных органов, то, по словам очевидцев, во время нападений на храм в селе Катериновка и селе Птичье, полиция вставала на сторону захватчиков.

Есть ли угроза захвата Киево-Печерской Лавры?

Да, «Киевский патриархат» действительно претендует на захват Лавры. 7 декабря на сайте Киевской городской рады была размещена петиция о переводе Лавры из УПЦ МП в юрисдикцию «филаретовцев». Петиция набрала необходимые 10 тыс. голосов. Авторы документа обвинили духовенство УПЦ МП в «антиукраинской, меркантильной, порой враждебной Украине позиции» и попросили депутатов содействовать передаче Лавры УПЦ КП. Киевский мэр Виталий Кличко уже поручил рассмотреть эту петицию комиссию по местному самоуправлению.

Представители УПЦ МП говорят о подтасовке интернет-голосов, поданных за петицию. Наместник Почаевской лавры митрополит Владимир в своем открытом письме назвал инициативу с петицией провокацией с целью разжигания межконфессиональной розни. По его словам, «передача духовной колыбели православного монашества на Руси – Киево-Печерской лавры – раскольникам означает закрытие ее для мирового православия».

Раскольники под стенами Лавры

Какие предпринимаются меры воздействия на «Киевский патриархат»?

Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда 20 декабря к властям Украины незамедлительно остановить представителей УПЦ КП, которые вступили в конфликт с общиной храма в селе Птичье. Глава СИНФО потребовал, чтобы «религиозные радикалы и боевики, которые препятствуют реализации данного решения, должны быть жестко остановлены бездействующими в настоящий момент правоохранительными органами».

Двумя месяцами ранее Отдел внешних церковных связей УПЦ МП представил на доклад об основных нарушениях прав своих прихожан, которые были охарактеризованы как дискриминационные.

Патриарх Болгарской Православной Церкви Неофит направил президенту Украины П. Порошенко , в котором выразил тревогу по поводу развития ситуации «в религиозной сфере Украинского государства». Глава Болгарской Церкви призвал украинского президента «предпринять все необходимые шаги по защите прав Украинской Православной Церкви, обезопасив её от захватов храмов, а так же иных форм оказываемого на неё силового, информационного и иного давления».

Захват храмов УПЦ МП вызвал беспокойство и у внешнеполитической службы , а также лично у папы Франциска. По данным МИД РФ, Ватикан не раз поднимал этот вопрос перед иерархами греко-католической церкви, «Киевским патриархатом» и «прямо посылал сигнал о необходимости пресечения такой практики, которая является грубейшим нарушением свободы вероисповедания».

Фото с сайта rusprav.tv

Какова реакция международного сообщества на происходящее?

В ООН факт притеснения православных на западе Украины. Эксперты зафиксировали факты «угроз физического насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию».

Эксперты управления верховного комиссара ООН по правам человека 28 января - 1 февраля посетили Тернопольскую и Ровенскую области, где не раз предпринимались попытки захвата храмов УПЦ «Киевским патриархатом». Представители мониторинговой миссии сообщили о жалобах местных жителей на игнорирование местными властями подобных нарушений: запугивания и дискриминации, выразили обеспокоенность тем, что верующие не могут молиться в «желаемых местах поклонения», поскольку им препятствуют местные жители и внешние силы.

С 1966 по 1990 год - экзарх Украины, в мае-июне 1990 года - местоблюститель патриаршего престола РПЦ, а также один из кандидатов на патриарший престол на Поместном Соборе в июне 1990 года; с 1990 по 1992 годы - Митрополит Киевский и всея Украины.

В 1991 году становится сторонником предоставления Украинской православной церкви автокефалии. В 1992 году с часть клира и мирян покинул Украинскую православную церковь московского патриархата, образовав Украинскую православную церковь Киевского Патриархата, не признанную ни одной из поместных православных Церквей,. С 20 октября 1995 года является её предстоятелем с титулом «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины»

Биография

Родился в 1929 году в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтёра.

В Московском Патриархате

В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии (до достижения требуемых по советскому законодательству полных 18 лет - в первые послевоенные годы эта норма не слишком строго соблюдалась на территориях, освобождённых от оккупации).

В 1948 году, по окончании семинарии, поступил в Московскую духовную академию.

1 января 1950 года, на втором курсе академии, был пострижен в монашество с именем Филарет и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

15 января 1950 года Патриархом Алексием I был рукоположён в иеродиакона. В 1952 году, в день Пятидесятницы, рукоположён во иеромонаха. В том же году, по окончании академии со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии; также исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры.

В марте 1954 года получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора.

В августе 1956 года был возведён в сан игумена и определён инспектором Саратовской духовной семинарии.

С 1957 года - инспектор Киевской духовной семинарии.

12 июля 1958 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии. Пробыл ректором до закрытия семинарии в 1960 году.

С 1960 года был управляющим делами Украинского Экзархата. С мая 1961 по январь 1962 года - настоятель подворья РПЦ при Александрийском Патриархате в Александрии (Египет).

4 февраля 1962 года был хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии, и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков), архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) и епископы: Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб), Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов), Дмитровский Киприан (Зёрнов), Костромской и Галичский Никодим (Руснак).

16 июня 1962 года был освобождён от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского Экзархата с временным управлением Среднеевропейским Экзархатом.

10 октября 1962 года был освобождён от временного управления Среднеевропейским Экзархатом и 16 ноября того же года назначен епископом Венским и Австрийским.

С 22 декабря 1964 года - епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор Московской духовной академии и семинарии.

22 февраля 1965 года был назначен председателем Комиссии по подготовке материалов для Богословской энциклопедии.

С 14 мая 1966 года - архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины и постоянный член Священного Синода.

20 марта 1969 года включён в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, а с 16 декабря того же года - председатель филиала Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата в Киеве.

25 июня 1970 года назначен членом Комиссии Священного Синода для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви.

3 марта 1976 года избран в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

21-28 ноября 1976 года - глава делегации Русской Православной Церкви на первом Предсоборном Всеправославном Совещании в Женеве.

14 ноября 1979 года в Будапештской реформатской богословской академии вручён диплом доктора богословия honoris сausa.

16 ноября 1979 года назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

17-23 мая 1980 года по приглашению Блаженнейшего Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея находился в Чехословакии, где 20 мая Прешовским Богословским факультетом ему присвоено звание доктора богословия «honoris causa»;

3 мая 1990 года умер Предстоятель РПЦ Патриарх Пимен; в тот же день состоялось заседание Священного Синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего Престола был избран митрополит Киевский Филарет.

В мае 1990 года на встрече с духовенством Тернопольской епархии Филарет порицал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей.

6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший трех кандидатов на патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). Имея давние и тесные связи с руководством страны, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую Православную Церковь. По словам митрополита Никодима «он пошёл накануне выборов к Лукьянову А. И. и говорит, что есть договорённость с ЦК, что именно он будет Патриархом. На что Лукьянов ответил: „Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет“». В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира - 107.

В июле 1990 года украинский епископат подаёт прошение об автономии православной церкви на Украине. Архиерейский Собор РПЦ 25-27 октября 1990 упразднил Украинский Экзархат; Киевский митрополит стал Предстоятелем Украинской Православной Церкви с титулом «Митрополит Киевский и всея Украины», в пределах Украинской Православной Церкви ему усваивался титул «Блаженнейший».

Во время августовского путча 1991 года выступил в поддержку ГКЧП. После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР независимости Украины, секретарь ЦК КПУ Леонид Кравчук стал первым её президентом, Митрополит Филарет резко меняет свои убеждения на кардинально противоположные. Филарет Денисенко получает указание создать «в независимом государстве - независимую церковь». Митрополит Филарет возглавил созванный Архиерейским собором УПЦ 1 ноября 1991 года Собор УПЦ, который единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви. Собор обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ с этим решением, но Архиерейский Собор РПЦ 2 апреля 1992 года перенёс его рассмотрение на Поместный собор РПЦ. Будучи обвинён в различных прегрешениях, Филарет дал крестоцеловальное обещание подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

В 1991-1992 годах в СМИ появлялась информация о том, что Филарет (Денисенко) был тесно связан с КГБ, в отчётах которого фигурировал как агент под псевдонимом «Антонов». Сам не отрицает своих прошлых контактов с органами советской тайной полиции и шпионажа: «Что касается КГБ, то нужно сказать, что с Комитетом госбезопасности были связаны все без исключения архиереи. Все без исключения! В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все.»

27 мая 1992 года, под председательством митрополита Харьковского Никодима (Руснака), Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове (в составе 18 архиереев) «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры <…> запретил ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви»

Извержение из сана и анафема

11 июня 1992 Архиерейский Собор РПЦ МП постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)». Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, считая его неканоническим и незаконным.

21 февраля 1997 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве был отлучён от Церкви и предан анафеме. Постановлением Собора в вину Филарету вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей». Филарет отлучения не признаёт, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным.

Деятельность в УПЦ КП

После извержения из сана и создания 25 июня 1992 года непризнанной поместными православными Церквами Украинской Православной Церкви - Киевского Патриархата (УПЦ КП), митрополит Филарет стал заместителем Патриарха Мстислава (Скрыпника).

По смерти Мстислава, в 1993 года стал заместителем нового Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира (Романюка), который умер при загадочных обстоятельствах в 1995 году.

20 октября 1995 года Поместным Собором УПЦ КП избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.

Награды

Государственные награды СССР

  • Орден Дружбы народов (1979, в связи с 50-летием со дня рождения);
  • Орден Трудового Красного Знамени (1988, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси);

Государственные награды Украины

  • Орден князя Ярослава Мудрого V (1999), IV (2002), III (2004, в связи с 75-летием со дня рождения), II (2006) и I (2008, в связи с празднованием 1020-летия Крещения Киевской Руси) степеней. Первый (одновременно с митрополитом Владимиром (Сабоданом)) в истории наградной системы независимой Украины полный кавалер ордена князя Ярослава Мудрого;
  • Орден Свободы (2009, в связи с 80-летием со дня рождения);
  • Крест Ивана Мазепы (20 января 2010 года)

Другие награды

В бытность иерархом РПЦ награждён многочисленными церковными орденами как Московского патриархата, так и иных поместных Православных Церквей.

Священным Синодом УПЦ КП награждён церковными орденами - святого равноапостольного князя Владимира I степени (1999 г., в связи с юбилеем 70-летия со дня рождения) и святого апостола Андрея Первозванного I степени (2004 г., в связи с юбилеем 75-летия со дня рождения).

Канонический статус в мировом православии

Извержение из сана и отлучение от Церкви, совершённые Архиерейскими соборами РПЦ, признаны также другими поместными Православными Церквями.

Глава самопровозглашённой Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет во время воскресной проповеди 22 марта заявил, что убийство не подчиняющихся Киеву жителей Донбасса не является грехом.

«Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России, — заявил Филарет, — Можно ли, защищая свою землю, убивать и лишать жизни? Убийство ли это? Нет, братья и сёстры, это не убийство! И не нарушение заповеди Божьей!»

Филарет. Фото: РИА Новости

Подобные высказывания церковного иерарха, который, казалось бы, должен призывать к миру, могли бы удивить, если не знать, что самозваный патриарх Филарет поддерживает карательную операцию в Донбассе фактически с самого первого дня.

Во время недавнего визита в США киевский патриарх призвал американские власти начать поставки оружия на Украину, попутно наградив церковным орденом Святого князя Владимира I одного из самых известных вашингтонских «ястребов» Джона Маккейна.

В феврале 2015 года Филарет объявил грехом уклонение от мобилизации в украинскую армию, тем самым помогая киевским властям пополнять запасы «пушечного мяса».

Обвиняемую в причастности к убийству российских журналистов украинскую наводчицу карательного батальона Надежду Савченко , находящуюся в российской тюрьме, Филарет 1 марта 2015 года наградил церковным орденом святого великомученика Георгия Победоносца «за борьбу со злом».

Паренёк из Донбасса

Людям, не посвящённым глубоко в новейшую историю и современные реалии православной церкви на постсоветском пространстве, подобные поступки киевского иерарха могут показаться кощунственными и недопустимыми.

Но дело в том, что служители церкви — такие же люди, как и все остальные, и количество негодяев, клятвопреступников и откровенных подонков в среде священников не отличается принципиально от количества подобных лиц в других сферах деятельности.

Самозваный киевский патриарх Филарет является самым ярким тому примером.

Филарет, в миру Михаил Антонович Денисенко , родился там, где сегодня, в том числе и с его благословения, льётся кровь — на земле Донбасса. Сын шахтёра Миша Денисенко появился на свет 23 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области.

Окончив школу, набожный юноша решил связать свою жизнь со служением церкви. Для этого как раз наступило удачное время, благодаря смягчению официальной позиции советской власти по отношению к религии.

В 1946 году Денисенко поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, на что, строго говоря, не имел права — поступать на учёбу в подобные заведения в СССР можно было только с 18 лет. Однако и здесь ему повезло — на недостаток лет власти закрыли глаза.

Спустя два года Михаила Денисенко принимают на учёбу в Московскую духовную академию.

На втором курсе академии педагоги отмечают его и сулят большую карьеру. Началом её стало пострижение в монашество под именем Филарет. После этого новоявленный монах Филарет получает свою первую должность и становится исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

Филарет. Фото: РИА Новости

«Утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой»

В 1952 году, 23 лет от роду, Филарет по окончании академии со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии.

Его дальнейшая карьера сопоставима со взлётом Стива Джобса — в консервативной церковной среде он за 14 лет прошёл путь от выпускника академии до архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины и постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви. Тех высот, каких Филарет достиг к 37 годам, многие священники не достигают за всю долгую жизнь.

Выделяло Филарета то, что он практически не имел проблем со светскими властями. Подобное выглядело невероятным в условиях, когда жизнь церкви находилась под жёстким контролем государства.

Сам Филарет в 2012 году в одном из интервью намекнул на то, почему так происходило, заметив, что «в советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ, поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой, был связан».

Намёк оказался настолько прозрачным, что подчинённым Филарета пришлось срочно оправдываться за шефа. «Нигде и никогда патриарх Филарет не говорил, что он был агентом КГБ. Он говорил и продолжает говорить о том, что в СССР было невозможно заниматься церковной деятельностью без контактов с государственной властью, в том числе с КГБ», — заявил глава информационного управления УПЦ КП архиепископ Евстратий.

Церковный хозяин Украины

Как бы то ни было, карьера Филарета была совершенно безоблачной. Он ездил в зарубежные командировки, представляя РПЦ на различных религиозных форумах, а в 1979 году был удостоен советского Ордена Дружбы народов с формулировкой «за патриотическую деятельность в защиту мира».

Верующей Украиной Филарет правил железной рукой, подавляя всех недовольных и несогласных с его политикой при полной поддержке государства.

Украине, в которой советская власть после войны собрала в лоно единой православной церкви все разношерстные течения, включая даже греко-католиков, нужен был церковный диктатор, который сможет удержать ситуацию под контролем — по всей видимости, так рассуждали представители партийных органов, поддерживая Филарета.

Его же самого контролировать было достаточно просто — церковный иерарх любил жизнь несколько больше, чем положено монаху. «Несколько больше», в частности, заключалось в том, что Филарет практически открыто жил с женщиной, о чём было хорошо известно в церковных кругах.

Во второй половине 1980-х спокойная жизнь Филарета на Украине кончилась. Затеянная Михаилом Горбачёвым перестройка сказалась и на церкви. Греко-католики начали требовать возвращения им храмов и полной независимости, оживились и представители других течений православия.

Сам Филарет, однако, в этой каше вариться уже не хотел. Его амбиции достигли высшей отметки — он мечтал занять место Патриарха Московского и Всея Руси.

«Как решит Собор, так и будет»

Здоровье патриарха Пимена к тому времени серьёзно пошатнулось, и вопрос о преемнике вышел на первый план.

Если бы Пимен ушёл в мир иной лет на пять раньше или перестройка задержалась бы на этот же срок, Филарет, скорее всего, добился бы желаемого. Его деятельность на Украине вполне устраивала светские власти, он великолепно умел выполнять указания и вполне подходил для роли патриарха в реалиях эпохи застоя.

На беду Филарета, Пимен умер в 1990 году, когда советский режим окончательно ослабил хватку, и вопрос о новом патриархе был полностью отдан на откуп самим представителям церкви.

Влияния Филарета хватило на то, чтобы получить пост патриаршего местоблюстителя, то есть, говоря светским языком, и. о. патриарха до выборов.

Но дальше начались проблемы. Недовольство его методами управления и дурная репутация в плане моральной устойчивости привели к тому, что имя Филарета его сторонникам только с огромным трудом удалось включить в списки кандидатов.

Как утверждал свидетель тех событий, ныне покойный митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим , накануне Поместного Собора РПЦ, где должно было состояться решающее голосование, Филарет отправился на приём к главе Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову , сказав тому, что ЦК КПСС утвердило его кандидатуру на пост патриарха. В ответ Лукьянов развёл руками: «Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет».

Филарет. Фото: РИА Новости

7 июня 1990 года Поместный Собор «прокатил» Филарета самым жёстким образом — он даже не попал в финальный тур голосования, с 66 голосами уступив митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (107 голосов) и митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, будущему патриарху (139 голосов).

Для Филарета это поражение стало сильнейшим ударом. Но он достаточно быстро оправился, оценил обстановку и понял, что имеет шанс взять реванш.

«Богом данный Украине»

Для начала он подал прошение о предоставлении Украинской Православной Церкви широкой автономии под эгидой Московского Патриархата, объясняя это необходимостью реагировать на вызовы времени.

Филарету пошли навстречу: в октябре 1990 года Архиерейский собор РПЦ преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении. Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему присваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Таким образом Филарет утвердился в качестве церковного первоиерарха Украины и стал ожидать развития политических событий.

После распада Советского Союза Филарет решил, что его звёздный час настал: если ему не удалось стать главой Московского Патриархата, значит, нужно создать новый, Киевский патриархат.

Горячую поддержку Филарет обрёл в лице первого украинского президента Леонида Кравчука, спешившего отделиться от России везде, где только можно. Силовую поддержку Филарету, когда дело дошло до отъёма храмов и другой собственности у тех, кто остался верен Московскому Патриархату, оказывали боевики украинских националистических организаций.

Осенью 1991 года Филарет пытался добиться автокефалии, то есть полной независимости от РПЦ, обращениями к патриарху Алексию II. Без «визы» московского патриарха церковную независимость Киева не признает никто в православном мире.

В Москве после долгих споров пришли к выводу, что автокефалия УПЦ на данном этапе к церковному миру не приведёт. Самого же Филарета обвинили в том, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине.

Филарет признал ошибки, покаялся и дал крестную клятву по возвращении в Киев подать в отставку. Покаяние произвело впечатление на участников собора: предполагалось, что после отставки Филарет сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины.

Клятву перед крестом Филарет принёс по требованию украинских иерархов, хорошо знавших истинную цену словам своего «шефа».

Сомневавшиеся иерархи не ошиблись. Вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

Филарет. Фото: РИА Новости

Анафема

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви».

Но Филарета уже было не остановить. 25 июня 1992 года в Киеве было объявлено о создании Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, в которую вошли иерархи, поддержавшие Филарета, а также Украинской Автокефальной Православной Церкви, после войны действовавшей за границей. Первым Патриархом новой церкви стал не Филарет, а 94-летний Патриарх УАПЦ Мстислав , племянник Симона Петлюры , до церковной карьеры успевший послужить адъютантом у дяди.

Впрочем, в реальности лидером УПЦ КП оставался Филарет, формально ставший патриархом новой структуры только в 1995 году.

На Украине произошёл полноценный церковный раскол, когда в стране оказалось две православных церкви - филаретовская УПЦ КП и УПЦ МП, оставшаяся в лоне Русской Православной Церкви.

Опираясь на поддержку официального Киева, Филарет активно наступал на оппонентов, отбирая у них храмы и имущество, взамен «божьим словом» благословляя все начинания украинских властей.

21 февраля 1997 года Архиерейский Собор РПЦ отлучил Филарета от церкви и предал анафеме. Впрочем, Михаила Денисенко никакой анафемой не смутишь. Он добился того, чего хотел — стал Патриархом, а цена вопроса его никогда не интересовала.

На пороге высшего суда

Единственное, чего ему так и не удалось добиться, — это признания Киевского Патриархата другими поместными православными церквями. Признают Филарета Патриархом исключительно такие же церковные раскольники, как и он сам.

Президент Украины Виктор Ющенко в своё время потратил немало усилий на то, чтобы добиться «легализации» Филарета, который служит украинским властям так же преданно, как ранее служил Политбюро ЦК КПСС. В канун 1020-летия Крещения Руси Ющенко активно обхаживал Константинопольского Патриарха Варфоломея I , добиваясь от него нужного решения. Но, судя по всему, Варфоломей оказался не столь падок на земные блага и радости, как Филарет — в итоге Киевский Патриархат так и не был признан.

В августе 2009 года во время визита на Украину Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Ющенко обратился к нему со следующими словами: «Самое большое желание украинского народа — жить в единой поместной православной церкви».

«Эта церковь, господин президент, существует. — парировал Кирилл, имея ввиду УПЦ МП, - Есть поместная церковь в Украине. Если бы её не было, не было бы сегодня Украины».

Михаилу Антоновичу Денисенко в январе 2015 года исполнилось 86 лет. В погоне за удовлетворением властных амбиций он не останавливался ни перед чем. К сегодняшнему благословлению кровавых убийств жителей Донбасса он шёл, шаг за шагом, всю свою долгую жизнь.

Судить его за всё будет уже другой судья, на которого не подействуют ни авторитет президента Украины, ни автоматы украинских нацистов.

Наверное, только этого суда монах Филарет и страшится. Если, конечно, верит в Бога.

"Патриарх Киевский и всея Руси-Украины" Филарет (Михаил Антонович Денисенко) родился 23 января 1929 г. в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области. Окончив среднюю школу, в 1946 г. поступил в Одесскую Духовную Семинарию и был принят сразу на третий курс. Окончив Семинарию с отличием, Михаил Антонович поступил в Московскую Духовную Академию. Во время обучения на втором курсе Академии, 1 января 1950 г., принял монашеский постриг с наречением имени Филарет. В 1950 г. был рукоположен во иеродиакона, а в 1951 г. во иеромонаха.

В 1952 г. иеромонах Филарет (Денисенко) окончил Академию с ученой степенью кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Семинарии и благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1953 г. назначен преподавателем Московской Духовной Академии. Решением Ученого Совета Московской Духовной Академии, принятом в 1953/1954 учебном году, иеромонаху Филарету было присвоено звание доцента. В том же 1953 г. он был назначен старшим помощником инспектора Московских Духовных Академии и Семинарии.

В 1956 г. иеромонах Филарет (Денисенко) был назначен ректором Саратовской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. В 1957 г. он был переведен на должность инспектора Киевской Духовной Семинарии, а в 1958 г. был назначен ректором этого духовного учебного заведения с возведением в сан архимандрита. В 1960 г. был назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем киевского Свято-Владимирского кафедрального собора. С июня 1961 г. по январь 1962 г. о. Филарет являлся настоятелем подворья Русской Православной Церкви при Александрийском Патриархате в г. Александрии.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 12 января 1962 г., архимандрит Филарет (Денисенко) был избран епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 4 февраля 1962 г.

С июня по октябрь 1962 г. епископ Филарет (Денисенко) исполнял обязанности Экзарха Средней Европы, после чего был назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 г. он был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московских Духовных Академии и Семинарии. 14 мая 1966 г. епископ Филарет был возведен в сан архиепископа и назначен Патриаршим Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 февраля 1968 г. он был возведен в сан митрополита, а в 1971 г. наделен правом ношения двух панагий.

В 1970-1980-х гг. митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) принимал активное участие не только во внутрицерковных делах, но и во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Он регулярно принимал участие в различных международных миротворческих, межхристианских, экуменических и иных форумах.

В 1970 г. митрополит Филарет (Денисенко) был избран почетным членом Московской Духовной Академии, а в 1973 г. почетным членом Ленинградской Духовной Академии. В 1979 г. он был удостоен степени почетного доктора богословия (honoris causa) Будапештской реформаторской духовной академии, а в 1980 г. степени доктора богословия (honoris causa) Пряшевского богословского факультета.

В мае 1990 г., после смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был избран Местоблюстителем Московского Патриаршего Престола и 7-8 июня 1990 г. выступал в роли председателя Поместного Собора Русской Православной Церкви. На этом же Поместном Соборе был избран в качестве одного из трех кандидатов на патриаршество, но не набрал необходимого для избрания количества голосов.

Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 25-27 октября 1990 г. Украинская Православная Церковь (УПЦ) получила права самостоятельного и независимого управления, а митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был наделен титулами "Блаженнейшего" и "Предстоятеля Украинской Православной Церкви". Кроме того, он стал именоваться "митрополитом Киевским и всея Украины".

После того, как в 1991 г. Украина обрела статус суверенного государства, митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) взял курс на провозглашение автокефалии Украинской Православной Церкви. Под его непосредственным руководством состоялся Всеукраинский Поместный Собор УПЦ, проходивший 1-3 ноября 1991 г. и принявший решение о необходимости дарования Украинской Церкви автокефального статуса. Однако на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 1-2 апреля 1992 г. данное пожелание было признано несвоевременным. Многие иерархи, в том числе и украинские, высказались против дарования автокефалии Украинской Православной Церкви. Более того, митрополит Филарет клятвенно обещал Собору оставить пост Предстоятеля УПЦ и возглавить одну из украинских епархий.

Вернувшись в Украину, он развернул активную деятельность по отторжению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, чем породил крупнейшее церковное разделение на постсоветском пространстве. 11 июня 1992 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в отношении митрополита Филарета (Денисенко) постановил:

"за жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е),

внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора Правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е)

клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е),

публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е),

совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е),

учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е):

1. Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

2. Считать все рукоположения в сан диакона; пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с, г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с, г., незаконными и недействительными. (...)

4. Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о извержении митрополита Филарета (Денисенко) (...) из сущего сана и о лишении (...) всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей".

Не признав решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, бывший митрополит Филарет продолжил свою раскольническую деятельность. 25 июня 1992 г. он инициировал проведение т.н. "Всеукраинского Церковного Собора", на котором состоялось объединение последовавших за Филаретом (Денисенко) церковных приходов Украинской Православной Церкви с уже действовавшей в пределах Украины неканоничной "Украинской Автокефальной Православной Церковью" . Итогом этого объединения стало возникновение новой неканонической религиозной организации, получившей наименование "Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат" (УПЦ КП).

22 октября 1995 г. Филарет (Денисенко) был избран Предстоятелем УПЦ КП и наделен титулом "патриарха Киевского и всея Руси-Украины".

"Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти - лишением сана, он продолжал совершать святотатственные "богослужения", в том числе и кощунственные лже-хиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя "патриархом Киевским и всея Руси-Украины", в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине. Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28 Апостольского правила, гласящего: "Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви",- а также правил Сардикийского Собора 14-го, Антиохийского Собора 4-го, святого Василия Великого 88-го, единогласно определяет :

Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом".