Домой / Нумерология / Иконы Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы

Иконы Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы

Впервые икона прославилась в 1688 г. Евфимия. Рродная сестра Патриарха Иоакима, страдавшая долго неизлечимы недугом, во время молитвы услышала призыв помолиться перед иконой Богородицы «Всех скорбящих Радость», и заказать молебен с водосвятием. Исполнив сказанное, она получила перед иконой исцеление. С той поры многие недугующие и скорбящие, обращаясь в молитве Богородице через Ее чудотворную икону, исцеляются от болезней и избавляются от бед. Перед нами один из двух иконографических видов иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость»: Можия Матерь изображена без Предвечного Младенца на руках, в окружении страждущих, призывающих имя Ее, и святых ангелов. Пред этим образом Богоматери молят все, кого обидели и угнетают, кто страждет в отчаянии и в скорбях, в поисках защиты и утешения, а также при неизлечимых хворях, кто просит о покровительстве сирот и убогих, страждет припадками, у кого расслабление рук, болезни горла и туберкулез.

Молитвы Пресвятой Богородице
пред ея иконою "Всех скорбящих радость"
Молитва 1-я
Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва 2-я
Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых, и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь. Молитва 3-я О, Пресвятая Владычице Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим, разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты Едина еси радости нашея ходатаица, и яко Мати Божия и Мати Милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит.
Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся, отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временной жизни, не лишены же сотвори ны Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости во Царствии Сына Твоего и Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва 4-я
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие, Симеоном предреченное, сердце Твое пройде; темже убо, о Мати чадолюбивая вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица, предстоящи Престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити; сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе, яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши, се зриши беду нашу и скорбь, яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подажь нам слезы покаяния к очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем к Твоему ходатайству и заступлению. Приими, Всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше, Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем целы и сохранены Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Издревле на Руси очень почитали Пресвятую Богородицу . К Божьей Матери мы возносим каждодневные молитвы, прося Ее о помощи и спасении. Церковь ставит Царицу Небесную превыше всех святых и всех ангелов, ведь ближе всех к Богу - Его Мать.

С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской.


Ю. П. Понтюхин. "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский"

На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860 . Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.

История первых икон Божьей Матери

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука . У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано. Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.


В.Л.Боровиковский. "Евангелист Лука"

Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм. Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери , почитается до сих пор.


Лиддская икона Божьей Матери

В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб. Это сцены Благовещения (катакомбы Присцилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.).


Катакомбы Присциллы в Риме

Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в прямом смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года , где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.


Третий Вселенский собор в Эфессе

Элементы иконографии Богородицы

Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).

Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).


Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах (символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а также символ Святой Троицы). Надписание на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).

Богоматерь на русских иконах всегда несколько печальна, печаль эта бывает то скорбной, то светлой. Однако всегда образ Богородицы исполнен мудрости и духовной силы. Пресвятая Дева может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

Типы православной иконографии Богоматери

Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.

В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)

3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)

4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)

5.«Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).

«Оранта» («Молящаяся»), «Знамение»

Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.

Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).

Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).


В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена» . В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.


Икона "Нерушимая Стена"

Поясное изображение Богородицы-Оранты получило на Русской земле именование «Знамение» , и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года , во время штурма Великого Новгорода суздальцами, жители осажденного города вынесли на стену икону Божией Матери. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Воодушевленные этим ЗНАМЕНИЕМ новгородцы отразили суздальские полки...


Из икон этого типа самыми известными являются , .

«Одигитрия» («Путеводительница»)

На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный - это путь ко Христу. На этих иконах Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Здесь центром композиции является Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток - символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, - она наша ходатаица. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы.


Из икон этого типа наиболее известны: , .

«Елеуса» («Умиление»)

На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.


Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и .

«Агиосоритисса» (как в Агиа-сорос), «Заступница»

«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») - это название часовни в Константинополе, где находится икона обращенной ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу.

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.


Подобные иконы входят в состав деисусного ряда иконостаса (то есть ряда икон, где в центре изображается Спаситель, а по правую и левую руку - иконы молящихся Богоматери и Иоанна Крестителя).


У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница» .

Почему так много икон Божьей Матери?

Как же могло возникнуть такое множество похожих, и все же очень разных икон? Ведь каждая, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью.

С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки. Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.

Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.

Божия Матерь – наиболее почитаемый святой образ после самого Господа Иисуса. Православные христиане посвятили ей множество икон. Их разнообразие поражает, специалисты говорят о 700 вариациях святого лика. Однако точное количество неизвестно до сих пор. В жизненном предании о Богородице сказано, что ее икон, как звездных тел на небе – число знает только Царица Небесная. О том, какие существуют самые известные чудотворные иконы пресвятой богородицы, об их силе и помощи для верующих читайте дальше.

Особое покровительство

Первое изображение Девы Марии на иконе датируется VIII столетием. Его автором считается евангелист Лука – сподвижник апостола Павла. Святому приписывают авторство более 10 ликов Матери Господней. Первые списки, которые пришли на Русь, были написаны в Византии. Исконно русским древнейшим образом считается мозаика «Богоматерь Оранта». Она находится на аспиде алтаря киевского Софийского собора. За время христианской культуры в иконописи появилось несколько сотен ликов Богоматери. Все из них доказали свою чудодейственную силу, излечив прихожан, наставив на путь праведный заблудшие души и воскресив веру в Господа.

Все многообразие икон Девы Марии и ее Младенца условно можно разделить на четыре группы. Каждая из них раскрывает определенную сторону Царицы Небесной, которой ее наделили верующие христиане.

  1. «Знамение» (в переводе «молящийся»). На этой группе икон Пресвятая открывает тайну рождения Спасителя, она представлена как земная женщина в ожидании младенца. Мария изображена в позе Оранты – молится с поднятыми к небу руками; в районе ее груди, как в лоне, находится сфера со Спасом Эммануила. Важный момент: на лике соединяются фигуры Девы и Христа. Таким образом, передается глубокая тайна святейшего чуда – рождения Господа, а Дева Мария становится Богоматерью. Верующему открывается суть – внутренняя Богородица с Богочеловеком. Наиболее известные иконы: «Богоматерь – Нерушимая стена», ярославская «Оранта».
  2. «Путеводительница». На изображениях этой группы Матерь Божья является проводником, который, как мост, приводит православного к Богу. Это дорога настоящего верующего – от тьмы и греха к истине и спасению. Пресвятая Богородица – главный помощник христианина. На ликах Путеводительница изображена так: ее фигура расположена фронтально, чуть склонена голова, Младенец Христос восседает на руке, как на престоле, второй рукой она указывает на Ребенка, обращая внимание просящего на него. Младенец рукою благословляет Мать, а значит – каждого молящегося. Значимые иконы: «Тихвинская», «Иверская», «Смоленская», «Казанская».
  3. «Умиление», или «Милостивая». Эти характеристики получили древние образы Девы Марии в Византии, на Руси их начали называть «Сладкое лобзание». Это – лирические и интимные изображения, которые демонстрируют любовь Матери Божьей к своему Сыну. На лике Богородица склоняет голову к Христу, а он, в свою очередь, обнимает ее за шею рукой. «Умиление» заключает высший смысл – Дева Мария не только Мать, которая проявляет любовь к Ребенку, а душа, обращенная к Всевышнему. У данного типа ликов есть две разновидности – «Взыграние»» и «Млекопитательница». В первом варианте Младенец изображен в свободной позе, будто играется, его рука касается лица Матери. В этом скрыто благочестивое и доверительное отношение Бога к православным. Во втором варианте на изображении присутствует интимный момент – Мать кормит Богомладенца грудью. Этот процесс – свидетельство того, как Пресвятая напитывает души христиан верой. К типу «Умиление» относятся иконы: «Владимирская», «Гребневская», «Волоколамская».
  4. «Акафистный» – это собирательный образ, который не несет высокой смысловой нагрузки, как предыдущие три. В него вошли те грани Богородицы, какие невозможно выделить отдельно. Изображение Матери Божьей создается под определенный эпитет, а не под богословский текст. Также в образах могут использовать центральный лик Матери и Богомладенца, дополнив его разнообразными элементами – символическими фигурами небесных тел, водоемом или купелью, троном, ангелами. Главная цель икон данной группы – иллюстрировать прославление Царицы Небесной. «Акафистный» тип представляют иконы: «Спас в силах», «Неопалимая Купина», «Богоматерь – Живоносный Источник».

Описание ликов подробно представлено в книге о чудотворных иконах с изображением Пресвятой Богородицы.

Самые известные иконы Богоматери

  • Казанская икона Божией Матери

Лик Пресвятой обнаружили в Казани после масштабного пожара. Она явилась во сне маленькой девочке по имени Матрона. Семья ребенка отправилась на пожарище искать святыню и нашла ее среди руин. Казанская икона была будто только написана – краски поражали свежестью и яркостью. Образ сразу же излечил двух слепцов, Иосифа и Никиту, которые только к нему прикоснулись. После этого люди поверили в его целительную силу. Находку отвезли в Успенский собор, а на ее месте возвели женский монастырь. К несчастью, в 1904 году икону украли вандалы, а потом предположительно сожгли. До нашего времени дошли только ее копии, но их чудотворная сила такая же, как у первоисточника.

Казанская икона имеет особенное изображение Девы Марии и ее Сына: Богомладенец находится слева от руки матери, его рука поднята вверх, что означает одобрение и всепрощение. Так Господь обращается к каждому православному. 21 июля и 4 ноября верующие отмечают праздник в честь лика.

Казанская икона дарует помощь всем, кто приходит к ней. К лику обращаются, когда нужно исцелиться от болезней – физических и духовных. Особенно хорошо она врачует при проблемах со зрением и слухом. Оказывает поддержку в тяжелых жизненных ситуациях; дает заступничество, благословение, утешение во время любой печали; помогает принять решение в серьезном выборе; сохранить в семье мир.

  • Икона успения Пресвятой Богородицы

Образ рассказывает об успении – смерти Богоматери. По канонам православной религии, кончина Девы Марии – не уход обычного человека: ее душа и тело отправились на Небо к Господу, а не вернулись в землю. Композиция лика по горизонтали условно разделена на две разные по смыслу части. В нижней изображена Божия Матерь, лежащая на смертном одре, ее окружают скорбящие апостолы; в верхней стоит Христос с отлетевшей душой Девы Марии, его окружают ликующие ангелы. Это суть мироздания: внизу скорбь земная, обреченность и тяжесть; а вверху – радость вечной беззаботной жизни, которую дарит Господь своим праведникам. Икону Успения «читают» снизу вверх, чтобы трактовать то, что ждет христианина.

Чудотворная икона успения призвана помочь преодолеть страх смерти верующим людям. Она яркий пример того, какой будет жизнь после смерти, если тщательно соблюдать все законы праведного и церковного бытия. Пресвятая молится за каждого человека, помогая излечиться даже от самых тяжелых заболеваний. Богородица наставляет на истинный путь потерянные души, чтобы каждый смог оказаться после смерти в Царстве Божьем.

  • Тихвинская икона пресвятой богородицы

Один из уважаемых и почитаемых ликов Девы Марии. Считается, что он ровесник самой Пресвятой. По старинному преданию, его написал Лука после того, как образ проявился над озером вблизи Тихвина. Говорили, что божественная сила переносила его по воздуху.

На изображении Мать и Сын обращены друг к другу. Иисус сидит на руке Девы Марии, в одной руке он держит свиток, а другой благословляет обращающихся.

Считается, что икона отводит беды (якобы после того как ее привезли в Москву на самолете, были разбиты германские войска во время Великой отечественной войны), помогает в лечении бесплодия, а также при заболеваниях суставов, ей молятся матери, желающие вразумить, наставить на святой путь своих чад (многие называют лик покровителем малышей).

  • Иверская икона Божией Матери

Это легендарный образ Девы Марии, самый значимый и почитаемый. Считается, что икона была написана Лукой еще во время земной жизни Пресвятой. Впервые о ней упоминают в византийских источниках, приблизительно датированных IX веком. С ликом связана одна невероятная история. По приданию, Иверская икона стояла в доме набожной и праведной вдовы. Неожиданно в городе Никеи подняли бунт еретики, им приказали уничтожить все напоминания о Христе с Богородицей. Богоотступники явились в дом к женщине, приказав отдать лик. Вдова вымолила его, пообещав еретикам денежное вознаграждение. Они согласились. Уходя из дома, один из отступников ударил образ копьем в правую ланиту, проткнув ее. Тут случилось неожиданное – из иконы начала течь кровь. Чтобы остановить кровотечение, женщина окунула икону в морскую воду, но она не упала, а стала плыть по морю.

На изображении Богородица держит на левой руке Сына, свободной рукой она тянется к нему, обращая внимание на Господа. Отличительная черта святыни – сочащаяся кровь из правой ланиты. Иверская икона исцеляет больных, восполняет запасы нуждающимся, помогает во время войн, отводит напасти.

  • Владимирская икона Божией Матери

Весьма известный образ, главный и читаемый, который написал Лука, по поверьям, на обычной доске, за которой принимали пищу Спаситель с Пречистой и праведным Иосифом. Он долгое время хранился в Киеве, но потом князь Андрей Боголюбский перевез его во Владимир. Из-за этого святыня получила такое название. На иконе Богоматерь и Христос льнут друг к другу, что говорит об их тесной связи.

Владимирская икона помогает всем православным, приходящим к ней. Известны случаи, когда лик избавлял от хронических болезней, бесплодия, наставлял матерей с детьми, способствовал легким родам.

  • Икона Божией Матери «Милостивая»

Ее написал Лука и передал в Египет, где она хранилась до X века. Затем святыню по морю доставили византийскому императору Алексию Комнину, чтобы тот хранил ее от еретиков. Вскоре к нему на прием явился кипрский наместник Мануил Вутомит, который по высшему наставлению хотел забрать лик, чтобы обустроить с ним храм. Однако Алексий медлил с передачей образа. Тогда у него заболела дочь, а позже сам он тоже слег. Во сне Комнину пришла Богородица, сказав, что он должен отдать ее изображение на Кипр, оставив у себя точный список. Когда император собрал корабли, болезни отступили. Верующие просят икону «Милостивая» об исцелении, даровании благ, помощи при несении креста судьбы.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

К характерным особенностям Смоленской Одигитрии относятся фронтальное положение Младенца, очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына. Лишь рука Богородицы, четко читающаяся на фоне ее темных одежд, несет на себе основную смысловую нагрузку как своего рода указатель Пути ко спасению .


Отличительной особенностью извода Богоматери Тихвинской является легкий разворот матери, младенец также изображается вполоборота с необычно согнутой ногой и пяткой, развернутой наружу.


Отличительная особенность Феодоровской иконы - обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери.


Отличительной особенностью иконы "Утоли моя печали" является изображение Божией Матери с младенцем на руках, с рукой, подпирающей щеку.


«Скоропослушница» представляет из себя традиционный образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках, однако для этой иконы характерна особенность: правая пяточка младенца обращена к молящимся.
"Почаевская икона" Отличительная черта этой иконы — платок в левой руке Богородицы. А так же "стопочка" на камне (но не всегда) .

Отличительными особенностями Казанской иконографии являются фронтальное положение благословляющего Младенца и изображение Божией Матери так, что Её указывающей на Младенца руки не видно.

Отличительной особенностью Донской иконы являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.


Отличительная особенность иконы "Достойно есть" - крупные затененные глаза, прямой нос, полуулыбка на лике.


Киккская икона. Ее главная отличительная особенность - сложная поза сидящего на руках Богоматери Младенца Христа, ноги которого повернуты в одну сторону, а корпус и голова - в другую, Младенец болтает обнаженными до колен ножками, сидя на руках Богоматери. Христос облачен в короткий хитон, перехваченный пояском, иногда из-под хитона видны рукава белой или полупрозрачной рубашечки.Кроме того, на Киккской иконе Христос изображён уже не младенцем, а повзрослевшим отроком.

Нет возможности написать все отличия икон, их очень много. Все иконы Богородицы деляться на пять групп. Умиление (Елеус) (Богородицу обнимающий младенец), Одигидрия (Богомладенец рукой указывает путь, направление. Потому эти иконы ещё называют Путеводительницами) , Оранта (что значит молящаяся) . Панахранта (Богородица восседающая на троне) , и Агиосорити́сса .

Из икон типа «Умиление» (или Елеус) наиболее распространены :

Владимирская икона Божией Матери,

Донская икона Божией Матери,

икона «Взыграние младенца»,

икона «Взыскание погибших»,

икона «Достойно есть»,

Игоревская икона Божиеи Матери,

Касперовская икона Божиеи Матери,

Корсунская икона Божиеи Матери,

Почаевская икона Божиеи Матери,

Толгская икона Божиеи Матери,

Феодоровская икона Божиеи Матери,

Ярославская икона Божиеи Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Путь истинный - путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа.

Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

Влахернская икона Божиеи Матери,

Грузинская икона Божиеи Матери,

Иверская икона Божиеи Матери,

икона «Троеручица»,

икона «Скоропослушница»,

Казанская икона Божиеи Матери,

Козелыцанская икона Божиеи Матери,

Смоленская икона Божиеи Матери,

Тихвинская икона Божиеи Матери,

Ченстоховская икона Божиеи Матери.

"Оранта" - это особый вид икон, на которых Богомладенец изображён не на руках Богородицы, а в центре у груди. Богородица и младенец Христос открыты для нас и протягивают свои руки в млитве за нас. Оранта перводится "Молящаяся".

Самые известные образы, это:

"Знамение"
"Неупиваемая чаша"


Иконы "Панахранта" . Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.


  • Кипрская ;

  • Киево-Печерская;

  • Ярославская (Печерская) ;

  • Псково-Покровская ;

  • «Державная»;

  • «Всецарица».

Ну и наконец Агиосорити́сса . один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

Икона Божией Матери «Иверская»

Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

Икона Божьей Матери «Владимирская»

По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Державная»

Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.