Домой / Нумерология / Когда возникло англиканство. Англиканские церкви

Когда возникло англиканство. Англиканские церкви

Название : Англиканство («английская церковь»)
Время возникновения : XVI век

Англиканство как религиозное течение занимает промежуточное положение между протестантизмом и католичеством, соединяя в себе черты того и другого. Причина этого заключается в исторических условиях возникновения англиканства - данная религия, как и другие протестантские течения, стала результатом борьбы с римской католической церковью, но в отличие от лютеранства, кальвинизма и других европейских движений, оно возникло не «снизу», а насаждалась «сверху» по воле монархии. Своим возникновением англиканство обязано одному из самых известных английских королей - Генриху VIII. Создавая в Англии собственную церковь, он ставил цель обрести независимость от римской курии. Формальным поводом стал отказ папы Климента VII признать незаконным брак Генриха с Екатериной Арагонской и соответственно аннулировать его, чтобы тот смог жениться на Анне Болейн. В результате противостояния в 1534 году английский парламент провозгласил независимость английской церкви. В дальнейшем англиканство стало опорой абсолютизма. Возглавляемое королём духовенство фактически стало частью государственного аппарата. В настоящее время главой англиканской церкви в Англии выступает парламент.

При королеве Елизавете I был сформирован англиканский символ веры, получивший название «39 статей». Он включал положения характерные как для протестантства так и для католичества. Например, наряду с другими течениями протестантизма англиканство признало догмат об оправдании верой и догмат о Библии как единственном источнике веры, а также отвергло католические учения об индульгенциях, почитании икон и мощей, о чистилище, институт монашества, обет безбрачия священников и др. Общим у англиканства и католичества стал догмат об единоспасающей силе церкви, а также многие элементы культа, характеризующиеся особой пышностью. Внешнее убранство англиканских храмов не сильно отличается от католических, в них также большое внимание уделяется декору - витражи, изображения святых и т.д.

В отличие от других церквей, англиканство, признавая все традиционные таинства, делает особый акцент на Святой Евхаристии (Святое Причастие).

Интересно, что в 19-м веке русскую церковь и англиканство связывали достаточно тесные отношения. До сих пор англиканство воспринимается более благосклонно, нежели католичество и протестантизм.

Организационная структура англиканства идентична католической - церкви имеют епископальное устройство. Священничество включает ряд степеней - диаконы, священники и епископы. Большое внимание уделяется вопросу апостольской преемственности священничества.

В настоящее время в мире проживают около 70 млн. адептов англиканства. Англиканство с момента своего возникновения было неотделимо от Британской государственности и в дальнейшем получило своё развитие в рамках колониальной экспансии Британской империи. Сейчас англиканство играет большую роль в сохранении единого культурного и религиозного пространства для англо-говорящих стран и бывших колоний британской короны.

Современное англиканское вероисповедание объединяет 70 миллионов человек в 164 странах мира. В настоящее вре­мя англикане объединены в 40 "поместных церквей" 1 . В большинстве случаев они называются: "англиканскими", реже - "епископальными". Первое именование указывает на место возникновения этого реформационного исповеда­ния, второе - на один из важнейших аспектов англиканства - наличие епископата, который, по мнению самих англикан, является "историческим" и восходит к Апостолу Англии святому Августину (основание Церкви в Англии традицион­но датируют 597 годом 2).

Какие принципы являются основополагающими для ан­гликанства? В 1888 г. на Ламбетской конференции был при­нят документ, указывающий четыре основных требования, необходимых для вхождения в англиканское сообщество. От вступающих сюда требуется признание:

    Священного Писания Ветхого и Нового Заветов как Слова Божия;

    Никейского Символа веры как достаточного изложе­ния христианской веры;

    двух таинств - Крещения и Евхаристии, - совер­шаемых с правильными словами и действиями, установлен­ными Иисусом Христом;

    исторического епископата 3 .

Данные четыре пункта должны приниматься всеми церква­ми, являющимися членами англиканского сообщества. Однако даже эти условия принимаются некоторыми "поместными церквами" с существенными оговорками. Некоторые из них, например, признают так называемые "Апостольский" и "Афа­насьевский" Символы веры наравне с Никейским. Другие при­знают три, а не два таинства и т. д.

Подобные требования, на первый взгляд, свидетельству­ют о том, что в англиканстве существует определенная дог­матическая система. Однако на самом деле упомянутые принципы полностью перечеркиваются признанием "свободы веры", что в реальности свидетельствует скорее об от­сутствии у англикан четкой вероучительной системы. Это ка­сается даже основных моментов христианского учения. Отсут­ствие в англиканстве цельной догматической системы приво­дит к появлению таких работ, как книга епископа Робинсона "Быть честным с Богом" ("Honest to God", 1964. John A . C. Robinson , Bishop Woolwich ), в которой автор утверждает, что Ии­сус Христос не является Богом, и отрицает бытие личностного Бога вообще. Причем характерно, что такие явно антихристи­анские взгляды одного из епископов ни разу не подверглись осуждению со стороны официальных руководящих структур англиканской церкви. Отсутствие единого вероучения в англи­канстве является следствием отсутствия единого авторитетного органа, способного постановлять в делах веры. Даже поста­новления Вселенских Соборов в англиканстве не признаются (хотя некоторые англикане первые четыре Собора считают весьма авторитетными).

Вследствие отсутствия единого и обязательного для всех вероучения внутри англиканского сообщества существует самый широкий плюрализм. В связи с этим в англиканстве можно выделить такие наиболее крупные направления:

1. "Англо-католики", или "Оксфордское движение". Прокатолическое движение, возникшее в 19 веке. Его

приверженцы в вопросах вероучения тяготеют к католициз­му и готовы признавать все католические догматы, вплоть до учения о непогрешимости папы. Однако сдерживающим фактором в отношениях с католической церковью является нежелание католиков признавать законность англиканского епископата. В то же время существует небольшая группа англо-католиков, которые тяготеют к Православию.

2. "Высокая церковь".

Консервативная фракция в англиканстве. Приверженцы "Высокой церкви" придерживаются традиционных форм англиканства в области вероучения и обрядов. Дальнейшее развитие логики консерватизма привело к выделению из "Высокой церкви" англо-католического движения.

3. "Низкая церковь", или "Евангелики".

Приверженцами этого направления являются в основном англикане радикального протестантского направления, признающие учение об оправдании верой и о Библии как единственном источнике вероучения.

4. Модернисты.

Представители этого направления отрицают самые ос­новы христианства как богооткровенной религии. В наше время это направление доминирует в англиканском сооб­ществе.

5. Епископальная Церковь США.

Эту поместную церковь можно выделить как отдельное направление в англиканстве, поскольку она всегда отлича­лась рядом существенных особенностей. В целом близка к "Низкой церкви" и модернистам.

Выделение в англиканстве данных направлений является достаточно условным. Сами англикане зачастую, даже осо­знавая различия между собой, более дорожат внешним единством, основанным на веротерпимости. Ее основой, по мнению англикан, является представление о том, что глав­ное в христианстве - это нравственное учение, тогда как догматическая сторона - второстепенна, если вообще нуж­на. Англикане видят в такой нечеткости своего вероучения одну из наиболее привлекательных черт своего исповедания. Порочность подобного подхода очевидна: с православной точки зрения, нравственное учение, лишенное своего ис­точника, обречено на деградацию. Это наглядно подтверж­дают данные статистических исследований, проведенных в Великобритании. Согласно опросам, Библию хотя бы раз в год читали только 13% британцев, а 60% - вообще никогда не читали Священное Писание 4 . Не менее поражает офици­альная точка зрения англикан по вопросу о гомосексуальных отношениях: Ламбетская конференция 1998 г. признала подобные отношения допустимыми 5 .

Для достижения формального единства среди англикан су­ществует определенная система взаимообщения поместных церквей. Ее можно представить следующим образом:

Во главе системы стоит архиепископ Кентерберийский (внастоящее время 103-м архиепископом Кентерберийским является доктор Джордж Кэри (dr. George Carey), возведен­ный на кафедру в 1991 году). Он считается главой всего ан­гликанского сообщества. Однако это главенство является скорее номинальным. Фактически власть архиепископа Кентерберийского распространяется только на территорию Англии, но и здесь ограничена (если не сказать - полнос­тью контролируется) парламентом Англии. Только три обязанности, возложенные на архиепископа Кентерберийского, свидетельствуют о его лидирующей роли в англиканском мире:

    право созывать раз в десять лет Ламбетскую Конфе­ренцию англиканских епископов всего мира и председатель­ствовать на ней;

    право председательствовать на съездах примасов поместных церквей;

    право занимать должность президента т.н. "Консультативного совета англикан".

Причиной того, что архиепископ Кентерберийский играет относительно слабую роль внутри англиканского со­общества, является англиканское учение о священстве. Хотя вернее было бы говорить о его отсутствии в официальных англиканских документах, несмотря на то, что англикане со­хранили трехстепенное деление клира. Как уже отмечалось, англикане подчеркивают существование в их церкви епи­скопата, восходящего к иерархии, которая берет свое начало от святого Августина, и считают, что этот факт засвидетельствован церковной историей. Однако при этом англикане считают, что епископат (и священство вообще) следует со­хранять не как богоустановленное и существенно необходи­мое условие бытия Церкви, а как нечто полезное и содей­ствующее церковному единству и порядку. В англиканском богословии даже существует афоризм, хорошо описываю­щий положение епископата в англиканстве: "Епископат ну­жен не для бытия, но для благобытия церкви". Все это сви­детельствует только об одном: в англиканском сообществе епископат (священство) занимает специфическое положе­ние, которое легче всего сравнить с государственной долж­ностью. Для характеристики англиканского "священства" существенным является также и такой исторический факт: в XVII в. в ряды англиканских священников были приняты многие лица, не имевшие рукоположения от епископов, - в силу простого постановления парламента.

Ламбетские конференции (Lambeth Conference) также иг­рают весьма важную роль в структуре англиканского сообщест­ва. Ламбетские конференции представляют собой съезды епи­скопов, которые, начиная с 1867 г., каждые десять лет соби­раются под председательством архиепископа Кентерберийско­го. Свое название эти конференции ведут от Ламбетского дворца (Lambeth Palace) резиденции архиепископа Кентербе­рийского в Лондоне. Первая конференция под председатель­ством архиепископа Лонгли (Longley) собрала 76 епископов. С 1978 г. место проведения конференций было перенесено в Кентербери: причиной переноса явилось слишком большое количество епископов, участвовавших в конференции 1978 г. В 1998 г. состоялась 13-я по счету конференция, на которой при­сутствовало 750 епископов, представлявших большинство ан­гликанских "поместных церквей". Ламбетские конференции, занимающиеся рассмотрением богословских, социальных и по­литических вопросов, нельзя считать даже аналогом соборов, так как их постановления носят не обязательный, но рекомен­дательный характер.

Примасы (Primates) - предстоятели англиканских "поместных церквей". Начиная с 1979 года примасы соби­раются каждые два-три года для консультаций по наиболее актуальным вопросам и отчасти - для подготовки материа­лов предстоящих Ламбетских конференций.

Консультативный совет англикан (The Anglican Consulta­tive Council) - международная ассамблея англикан, соби­рающая вместе епископов, пресвитеров, диаконов и мирян для обсуждения проблем, возникающих в англиканском со­обществе и мире. Совет был образован во исполнение резо­люции Ламбетской конференции 1968 г., которая предписы­вала сделать более частыми и более представительными контакты между англиканскими церквами в промежутках между Ламбетскими конференциями, дополняя и расширяя деятельность последних. В октябре 1969 был созван первый Консультативный совет англикан. С тех пор он собирается каждые два-три года. Местом его проведения являются раз­личные государства, в которых существуют "поместные церкви" англикан.

Для примера можно привести следующий перечень во­просов, которые в разное время становились объектом рас­смотрения на Ламбетских конференциях, встречах примасов и ассамблеях Консультативного совета: партнерство миссий; сотрудничество диоцезов; экуменический диалог (с лютера­нами, дохалкидонитами, православными, кальвинистами, католиками); литургические консультации; богословские консультации и т.п.

Чтобы лучше представить, что являет собой современное англиканство, следует несколько углубиться в историю этого вероисповедания.

Англиканство появляется в XVI в. Король Англии Ген­рих VIII Тюдор (1509-1547) первоначально был католиком. Ему не удалось добиться у папы Климента VII согласия на уменьшение размеров сбора, взимавшегося для строительства собора святого Петра в Риме, и разрешения на растор­жение своего брака с Екатериной Арагонской (теткой гер­манского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Иза­беллы Испанских). Для заключения этого брака в свое вре­мя понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина ранее была замужем за братом Генриха VIII. Прожив с Ека­териной 17 лет, Генрих VIII увлекся фрейлиной своей су­пруги Анной Болейн, что побудило его искать расторжения брака с Екатериной. Папа Климент VII отказался аннулиро­вать брак, а архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, примас римско-католической церкви Англии, расторгнул брак Генриха VIII с Екатериной в 1533 году. Затем Кранмер благословил брак Генриха с Анной Болейн. Одновременно с этим Английская церковь вышла из подчинения папе. Вско­ре после этого в 1534 году парламент Англии объявил коро­ля единственным верховным главой церкви на территории Англии. Епископы должны были просить у короля под­тверждения своих церковных прав. Два родоначальника ан­гликанства - Генрих VIII и архиепископ Кранмер - стояли на разных позициях относительно дальнейшего пути разви­тия Английской церкви. Кранмер был склонен вести цер­ковь по лютеранскому пути, а Генрих хотел сохранить като­лические вероучение и обрядность. Эти лежавшие у истоков англиканства две прямо противоположные концепции коро­ля и архиепископа во многом объясняют современное со­стояние Англиканской церкви: разночтения по вопросам ве­ры, обряда и проч. зародились на самых ранних этапах формирования этой протестантской конфессии.

Когда Генрих VIII умер (1547) и на престол взошел его де­сятилетний сын Эдуард VI (1547-1553), влияние архиепископа Кранмера усилилось, следствием чего стало продолжение ре­форм в английской церкви. Вслед за изданным в 1539 г. под редакцией Кранмера английским переводом Библии в 1549 го­ду впервые вышла "Книга общей молитвы" (The Book of Common Prayer). В 1552 году Кранмер при содействии Меланхтона издал Символ веры Англиканской церкви. Систематическим изложением англиканского богословия явились на­писанные Кранмером в 1552 году 42 члена вероучения, в осно­ву которых были положены лютеранское "Аугсбургское испо­ведание" и некоторые положения кальвинизма.

В 1553 году Эдуард VI скончался, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор (1553-1558). Ма­рия исповедовала католицизм и известна под именем Марии Католички. Мария Тюдор объявила о возврате Английской церкви под власть папы и об искоренении всех последствий Реформации. В 1554 году Кранмер был осужден на сожже­ние и 21 марта 1556 года - после долгих истязаний - каз­нен. Во время правления Марии Тюдор около 200 проте­стантов были казнены, что дало повод называть ее Кровавой Марией.

После смерти Марии Тюдор на престол взошла вторая дочь Генриха VIII (от Анны Болейн) Елизавета I Тюдор (1558-1603). Во время правления Елизаветы I Реформация в Англии была восстановлена. Английская церковь вновь бы­ла изъята из юрисдикции Рима и поставлена в зависимость от королевской власти. В 1559 году Елизавета назначила на Кентерберийскую кафедру последователя Кранмера Матфея Паркера. При Елизавете I 42 члена англиканского вероуче­ния были переработаны и сокращены до 39. В 1571 году эти 39 членов были утверждены парламентом Англии и подпи­саны епископатом Английской церкви.

Дальнейшая история англиканства тесно связана с рас­ширением Британской империи, что привело к распростра­нению государственной церкви Англии и на всех террито­риях, входивших в состав империи. В XVII в. вследствие британской колонизации англиканство распространилось в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Южной Африке и США. В XVHI-XX вв. англиканство распространилось практически по всему миру (в странах Азии, Африки, Ла­тинской Америки и т. д.). Большую роль при этом играла миссионерская деятельность церквей Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса.

Из истории англиканства видно, что со времени возник­новения и до наших дней оно не имело общеобязательных догматических текстов (подобных по авторитетности поста­новлениям Вселенских Соборов). Тем не менее в англикан­ской церкви наличествуют определенные тексты, которые выражают основные положения англиканского вероучения. Прежде всего это "Книга Общей Молитвы" и прилагаемые к ней 39 так называемых "Членов религии" (Articles of Religion).

"Книга общей молитвы" впервые была издана в 1549 го­ду, после чего она была неоднократно пересмотрена. Одна из последних редакций была предпринята в 1928 г. Однако она не была принята всеми "поместными церквами". Так, например, в Англии до сих пор в употреблении остается текст "Книги общей молитвы" редакции 1662 г. По своей структуре "Книга..." является служебником, в состав кото­рого введен ряд текстов догматического содержания, изло­женных, впрочем, недостаточно ясно и определенно. С 1960-х гг. в англиканстве начался процесс модернизации обрядов, изложенных в "Книге общей молитвы", и богослу­жебного языка. Следствием этого стала публикация в 1980 г. нового издания - "Альтернативной богослужебной книги" (The Alternative Service Book). В настоящее время она поль­зуется в англиканском сообществе не меньшим авторитетом (хотя и не повсеместно), чем "Книга общей молитвы". Окончательная редакция "Альтернативной богослужебной книги" планируется к 2000 г., однако она уже используется в некоторых англиканских "поместных церквах".

Говоря о наиболее характерных особенностях англикан­ского вероучения, отраженных в тексте "Книги общей мо­литвы" и прилагаемых к нему 39 "Членах религии", следует отметить, что между этими двумя источниками нет полного согласия. Это связано с тем, что "Члены религии" имеют более выраженный протестантский характер, чем текст "Книги...". При этом особый авторитет и даже, можно сказать, обязательность "Членов религии" утверждает так на­зываемая "Декларация Его Величества", помещаемая в текс­те "Книги...". Этой Декларацией король Англии объявляет о том, что "Члены религии" "содержат истинное учение Церкви Англии, согласное со Словом Божиим...". В тексте Декларации говорится: "Мы требуем от наших возлюблен­ных подданных продолжать единообразно их исповедывать и запрещаем малейшие отклонение от упомянутых Чле­нов" 6 . Однако следует заметить, что такое значение "Членам религии" усваивается только в пределах Англии. В других "поместных церквах" они не имеют силы обязательного за­кона, да и в самой Англии в реальности подписывать их должны только члены клира. Тем не менее до сих пор ни одна англиканская "поместная церковь" не отвергла "Члены религии", и их можно рассматривать в качестве документа, отражающего вероучение всего англиканского сообщества.

Среди наиболее ярких отличий англиканского вероуче­ния, изложенного в "Членах религии", следует отметить следующие:

    учение о исхождении Святого Духа от Сына так же, как и от Отца (V член);

    отсутствие учения о Церкви как Теле Христовом (XIX член);

3. отрицание вероучительной непогрешимости Вселен­ских Соборов (XXI член);

4. признание в англиканской церкви только двух таинств - крещения и евхаристии (XXV член);

5. отсутствие призывания святых, что запрещается как католическое учение (XXII член);

    отрицание почитания мощей (XXII член);

    отрицание почитания святых икон (XXII член) и т. п.

В англиканстве имеют место и иные отступления от уче­ния Церкви, возникшие как вторичные следствия из лож­ных оснований, содержащихся в "Книге общей молитвы" и "Членах религии". В частности, примером подобного рода искажений может служить существующая в современном англиканстве практика рукоположения в священный сан женщин (с 1974 г. - во пресвитеры, а с 1988 г. - и во епископы).

Для того чтобы получить более полное представление об англиканстве, можно подробнее ознакомиться с родона­чальницей всего англиканского сообщества - церковью Англии. Свое начало она ведет с 1533 года. В настоящее время церковь Англии насчитывает около 26 миллионов приверженцев, что составляет приблизительно половину на­селения Англии. Главой церкви официально признается правящая королева (или король) Англии, которая назначает по согласованию с премьер-министром двух архиепископов, 108 епископов и 42 настоятелей соборов. Территориально в юрисдикцию церкви Англии входят: Англия, остров Мэн, острова, расположенные в пределах пролива Ла-Манш, ост­рова Силли, часть Уэльса, а также диоцез континентальной Европы (Марокко, Турция и т. д.).

Церковь Англии делится на две провинции: Северную провинцию возглавляет архиепископ Йоркский (в настоя­щее время - доктор Дэвид Хоуп (dr. David Hope)), Южную - архиепископ Кентерберийский (в настоящее время - док­тор Джордж Кэри (dr. George Carey)). В состав Северной провинции входят 14 диоцезов. Южная насчитывает 39 дио­цезов. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а так­же ряд епископов (числом 24) являются членами парламента Великобритании. Роль парламента в жизни церкви Англии очень велика, так как ни один из важнейших вопросов цер­ковной жизни не может быть разрешен без ратификации парламентом соответствующего решения церковных струк­тур. Например, в редакции "Книги общей молитвы" от 1928 г. было предложено включить эпиклезу в чин евхаристии (англикане называют богослужение этого таинства "мессой", "Вечерей Господней", "Последней Вечерей", "Трапезой Господней"), однако парламент отверг это предло­жение, несмотря на то что почти весь епископат церкви Ан­глии поддерживал это нововведение.

Для предварительного решения важнейших вопросов, тре­бующих ратификации парламентом (вероучительные, финан­совые, а также вопросы устроения церкви и т. п.), и для веде­ния менее значимых дел в церкви Англии существует так на­зываемый "Генеральный Синод" (General Synod), состоящий из избираемых раз в пять лет 574 членов - клириков и мирян. "Генеральный Синод" собирается дважды в год в Йорке или Лондоне. Как уже отмечалось, церковь Англии включает в себя две провинции, состоящие из 43 диоцезов; диоцезы же, в свою очередь, делятся на приходы. По широко распространенному в среде англикан выражению, приходы составляют "сердце церкви Англии". Каждый приход управляется священником, обычно именуемым "викарием" или "ректором". Церкви Ан­глии в настоящее время принадлежат 42 собора и 16 тыс. церквей (из них 13 тыс. являются архитектурными памятниками).

Статистические данные последних лет показывают 7 , что число людей, желающих вступить в церковь Англии, уменьшается на 5 тысяч человек ежегодно, а соотношение числа принявших крещение и конфирмацию показывает, что после принятия крещения к совершаемой позднее кон­фирмации приступает только каждый пятый. Число лиц, принявших в церкви Англии священный сан в 1998 году, на 15 % (460 человек) выше аналогичной цифры за преды­дущий год. Соотношение этих данных свидетельствует не в пользу той ситуации, которая в последние годы сложилась внутри церкви Англии: при увеличении числа служителей церкви количество воцерковленных и крещеных людей с каждым годом уменьшается. Частично это происходит вследствие оттока людей в другие конфессии, но главной причиной этого все же является равнодушное отношение большинства современных англичан к церковной жизни.

Даже поверхностное рассмотрение современного англи­канства приводит к мысли о том, что современная англи­канская церковь находится на значительно большем удале­нии от Православия, чем это было, например, 70 лет назад, когда между Православной Церковью и англиканами велись межконфессиональные переговоры: в 1922 г. - с Констан­тинопольским Патриархатом, в 1923 г. - с Иерусалимской и Кипрской, в 1930 г. - с Александрийской Православными Церквами и т.д.).

Содержание статьи

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения ), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.

Англиканская Реформация.

К 1529 относится начало знаменитого конфликта короля Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I , организационное устройство Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англикане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

И все же был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Основы англиканского вероучения.

Англиканская вера покоится на Священном Писании, которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко излагающих христианское вероучение; вероисповедных положениях четырех вселенских соборов ранней церкви (Никейского, Эфесского, Константинопольского и Халкидонского), утвердивших основы церковного вероучения; 39 статьях Церкви Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но указывают на занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.: между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом – с другой; едином служебнике – Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer ). Англикане не отделяют теологию от богослужения. Этот служебник – в основном плод трудов архиепископа Томаса Кранмера, умершего мученической смертью в 1556, – столь же превосходен в литургическом плане, сколь глубок в богословском. Изучение его – лучший способ для понимания жизни англиканских церквей.

Характер англиканства.

Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Например, Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отвергает, с одной стороны, доктрину пресуществления Римско-католической церкви, где допускается отождествление внешних знаков (хлеба и вина) и с благодатным даром (Тела и Крови Христа), а с другой – цвинглианство, которое стремится в полной мере отделить знаки от дара; англиканство не определяет с точностью характер присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается участвующим в богослужении верующим. Можно критиковать нечеткость англиканского вероучения в данном вопросе, но она свидетельствует о благоговении перед тайнами, слишком глубокими для человеческого понимания. Вместе с тем отсутствие крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан новым идеям, ибо они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее понимания. Англиканская богословская традиция насчитывает ряд великих теологов, начиная с Дж.Джевела и Р.Хукера в царствование королевы Елизавета I и кончая У.Темплом (1881–1944) в 20 в.

Распространение англиканства.

Англиканство поначалу было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется, придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в. наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока.

Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии, например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

Сообщество англиканских церквей.

Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня все епископы в Японии – японцы, а в Китае – китайцы. Четыре епископа-африканца возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников епископов из африканцев. Епископ Ямайки – негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов.

Единство столь обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце – лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности) является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция – не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя вероисповеданиями.

Значение англиканства.

С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.

Протестантизм

Англиканство

Основные особенности англиканства

Окончательное торжество англиканства наступило при королеве Елизавете, которая в 1563 г. парламентским актом провозгласила «39 статей» англиканской церкви в качестве англиканского символа веры. Эти статьи проникнуты пртестантским духом, но они умышленно обходят вопросы, которые разделяли протестантов XVI в. и продолжали разделять в XVII в., - вопросы о причастии и предопределении.

Статьи были составлены под влиянием и при участии протестантских континентальных богословов, главным пособием послужило «Аугсбургское вероисповедание». В этих статьях следует различать:

1) догматы, которые имеют общехристианский характер, как-то: учение о триедином боге, творце и промыслителе мира, о сыне божьем, его воплощении, соединении в нём двух естеств - божественного и человеческого, его воскресении, вознесении и втором пришествии и т.д.;

2) протестантское отрицание чистилища и индульгенций, предписание проповеди и богослужения на народном языке, отмена обязательного безбрачия духовенства, отрицание папской власти, учение о том, что священное писание содержит всё необходимое для спасения, учение об оправдании одною верой, отрицание почитания икон и мощей, отрицание пресуществления;

3) утверждение церковного главенства короны, т.е. верховным правителем англиканской церкви является король, осуществляющий свою власть при посредстве послушного клира.

Королевская власть в Англии имеет право назначать епископов на вакантные кафедры, созывать конвокации, т.е. соборы всех епископов провинции и выборных представителей низшего духовенства, является высшей апелляционной инстанцией по церковным делам. Со временем королевское церковное главенство превратилось в главенство над церковью парламента. Назначение на епископские кафедры зависит от премьер-министра, роль высшей апелляционной инстранции выполняет особый протестантский совет, члены которого могут и не быть англиканами и, как правило, ими не бывают.

Наиболее характерной особенностью англиканской церкви является то, что в ней сохранилась церковная иерархия. Согласно учению англиканской церкви, только духовенство обладает всеми благодатными дарами истинной иерархии, духовенство отличается от мирян, которые устранены от всякого руководства церковной жизнью. Англиканство эклектически соединило католический догмат о спасающей силе церкви с догматом об оправдании верой.

По своему устройству англиканская церковь епископальная. Священнослужители деляться на три группы: епископов, пресвитеров и диаконов, которые все возводятся в свой сан через епископское рукоположение. Группирующиеся вокруг своего храма верующие составляет церковную общину. Верующие на своих приходских собраниях определяют налог в пользу церкви и избирают из своей среды попечителя, или старосту, для заведования делами прихода. Священники прихода назначаются местными патронами. Сохраняются церковные суды, епископ творит суд в своём епископском суде. Епископы по своему сану занимают положение лордов, и многие из них состоят членами верхней палаты парламента.

Богослужение англиканской церкви изложено в «Книге общих молитв», которая представляет собой слегка изменённый перевод на английский язык римско-католической богослужебной книги, употреблявшейся в Англии до Реформации. В англиканстве сохранён пышный культ, употребляются священные облачения.

Англиканская церковь - государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в XVI в. По культу и организационным принципам ближе к католической, чем другие протестантские церкви. Сохраняется иерархия, напоминающая католическую. Главой А. Ц. является король, который назначает епископов. Примас (почетный титул главнейшего епископа) А. Ц. - архиепископ Кентерберийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов. Существуют 3 церкви: высокая, наиболее близкая к католицизму, низкая - близкая к пуританизму, и широкая - которая является в А. Ц. господствующим направлением, стремящимся объединить всех христиан. Существуют также формально отделенные А. Ц. в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии - всего в 16 странах. Активно участвует в экуменическом движении, объединяющем сторонников объединения христианских конфессий. Одно из направлений в А. Ц. - англокатолицизм.

Использованы материалы сайта http://mirslovarei.com/

Англикане (Сюами, 2016)

Именно со времени правления Елизаветы началась история Англиканской церкви в том виде, в каком она существует до сих пор. Слово anglican существовало и раньше, однако оно не имело того смысла, который получило впоследствии. Точно так же как во Франции выделяли галликан и ультрамонтанов в соответствии с некоторыми аспектами доктрины и организации, например в том, что касалось назначения на высшие церковные должности, до Елизаветы и даже до Генриха VIII в Церкви Англии существовало англиканское течение.

Англиканская церковь (РИЭ, 2015)

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (англ. Church of England, Anglican Church) - протестантская государственная Церковь Англии. Возникла в результате Реформации, начало которой в Англии положил разрыв Генриха VIII с Римско-католической церковью. В 1534 году парламент принял Акт о верховенстве и объявил короля главой национальной Церкви. Вслед за этим были распущены все монастыри и церковные братства, а их земли и имущество конфискованы. Доктринальное оформление англиканства началось при Эдуарде VI и продолжилось при Елизавете I. Оно отражено в «39 статьях» (1571) и «Книге общих молитв».

Англиканство (НФЭ, 2010)

АНГЛИКАНСТВО – 1) англиканское вероучение; 2) Англиканское содружество (Anglican Communion). 1) Англиканская традиция восходит к английской Реформации 16 в. Англиканство формировалось в оппозиции не только к средневековой церкви, но и к лютеранству и кальвинизму. Если анабаптисты полагали, что М. Лютер и Ж. Кальвин не продвинулись в достаточной мере в деле восстановления новозаветных церковных форм, то англикане считали, что Лютер и Кальвин слишком отошли от исторических церковных традиций.

Ламбетские конференции

ЛАМБЕТСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ - конференции епископов англиканских церквей, созываемые под руководством архиепископа Кентерберийского в его Ламбетском дворце в Лондоне. Конференции созываются с 1867 года примерно через каждые 10 лет для обсуждения вопросов культа, догматики и социальной доктрины. Имеют консультативный характер, их решения не обязательны для автономных англикан. церквей. Принятые на конференциях документы и обращения выражают общие настроения в мировом англиканстве по обсуждаемым вопросам.

Книга общих молитв

КНИГА ОБЩИХ МОЛИТВ - официальный сборник молитв и других литургических предписаний англиканства. В нем содержатся утренние и вечерние молитвы, формы отправления обрядов, псалмы, регламентируется порядок возведения в сан епископов, священников и диаконов. Книга общих молитв была создана во время Реформации в Англии на основе имеющейся культовой практики средневекового католицизма. Законом о Единообразии 1549 года молитвенник предписывался в качестве официального литургического документа, используемого в Церкви Англии.

Генеральный Синод Церкви Англии

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СИНОД ЦЕРКВИ АНГЛИИ - высший орган Церкви Англии, созданный парламентским актом 1969 года. К нему перешли функции, выполнявшиеся до этого Национальной ассамблеей Церкви Англии, а также конвокациями (ассамблеями духовенства) Йоркской и Кентерберийской. Как в прошлом Национальная ассамблея, основанная парламентом в 1919 году, Генеральный Синод Церкви Англии состоит из трех палат: палаты епископов, палаты духовенства и палаты мирян, но в его работу в большей степени вовлечены рядовые священники и миряне.

Англиканская церковь (Новиков, 1987)

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из протестантских церквей, в культе и организации которой многое сохранилось от католицизма. Англиканская церковь является государственной церковью в Англии. Возникла в период Реформации 16 века. В 1534 году парламент «Актом о верховенстве» объявил короля Генриха VIII главой англиканской церкви; церковные отношения с Ватиканом были разорваны, монастыри закрыты, а их земли конфискованы, мощи и иконы сожжены. В 1549 году введен новый молитвенник, отменено безбрачие духовенства; в 1571 году утвержден символ веры англиканства из 39 статей (членов).

Англиканские церкви

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.