В подземелье Несвижского замка откроется экспозиция, посвященная погребальной культуре рода Радзивиллов. Об этом корреспонденту МЛЫН.BY рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.
По словам собеседника, на протяжении двух лет белорусские и литовские специалисты проводили исследовательские работы в крипте под костелом Тела Господня (Фарным) в Несвиже, в которой захоронена семья Радзивиллов. За это время они раскопали более 90 предметов, принадлежавших знаменитому роду.
Радзивилловская крипта
Несвижская крипта — уникальный для Восточной Европы мавзолей представителей одной семьи. Первое известное захоронение здесь состоялось 9 апреля 1616 года, это был Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549–1616), основатель замка и костела. Последнее произошло 8 июня 2000 года. Тогда в специальной нише замуровали урну с прахом Антония Николая Радзивилла (1935–1999), который умер в Лондоне, но завещал похоронить себя на родине предков.
Сегодня в усыпальнице насчитывается 70 саркофагов (один из них ритуальный), две канопы (сосуды с забальзамированными внутренними органами) и одна урна с прахом, замурованная в стене усыпальницы.
За весь ХХ век трижды предпринимались попытки изучения крипты и инвентаризации. В 1905 году, по инициативе Радзивиллов, группа медиков и духовенства обследовала находящиеся здесь саркофаги, заменив пришедшие в негодность новыми. После чего они были оплетены стальной проволокой и опломбированы свинцовыми пломбами с изображением радзивилловского орла и датой «1905». В 1953 году в усыпальнице работала группа советских специалистов-медиков.
— Их цели и задачи до сих пор во многом неясны. По одной из версий, ученые исследовали технологию бальзамирования тел умерших, которую можно было бы применить при захоронении советских вождей (как раз в марте 1953 года умер Иосиф Сталин). Комиссия работала в большой спешке, в результате чего усыпальнице нанесли значительный вред: с многих саркофагов сорвали пломбы, перепутали таблички с именами умерших, поменяли порядок расстановки саркофагов, — рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.
В 1999 году белорусские и литовские специалисты провели инвентаризацию и идентифицировали 33 захоронения, остальные атрибутируются как «захоронения неизвестных».
Исследования ХХI века
В 2016 году состоялось несколько визитов литовских специалистов в Несвиж. Они установили, что нынешнее расположение саркофагов не совпадает с надписями на мемориальных таблицах. Перепутаны захоронения мужчин и женщин. В частности, в саркофаге №2, который до сих пор атрибутировался как захоронение Эльжбеты Евфимии Радзивилл (жены Радзивилла Сиротки) оказались не идентифицированные мужские останки. Также были проведены реставрационные работы. В частности - восстановлена печать Папы Римского Бенедикта XIV (1750 г.) на памятной плите у входа в крипту и гербовый картуш с саркофага Констанции Радзивилл-Чудовской (1796–1824).
В саркофаге №1 обнаружили уникальные памятники материальной культуры XVII в. - круглую шапочку и дублет (мужская верхняя одежда). Главной целью работ на раскопках, проведенных в июне 2017 года, стала идентификация отдельных захоронений, анализ их состояния (пол, возраст, патологии, сохранность останков), отбор проб для проведения анализа ДНК и изучение возможности сохранения и реставрации предметов, обнаруженных в саркофагах.
— После тщательного антропологического исследования останки, очищенные от скопившегося за много лет мусора, были соответствующим образом уложены в гробы в анатомическом порядке. После чего саркофаги закрыли, обтянули проволокой и поставили на свои места. Таким образом, специалисты, помимо исследовательской работы, еще благоустроили и упорядочили захоронения, — отмечает Сергей Климов.
Экспонаты будущей выставки
Во всех вскрытых гробах были обнаружены весьма ценные с точки зрения изучения истории вещи: одежда, награды, оружие, предметы религиозного культа. Все они были изучены реставраторами. Наиболее значимые решили извлечь из саркофагов и оставить на хранение в фондах музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации и экспонирования.
— Такая практика принята в зарубежных странах (в той же Литве), где в музейные фонды передаются предметы, найденные в захоронениях, семейных мавзолеях. Это позволяет сохранить артефакты и сделать их доступными для изучения специалистами. Для Беларуси, где было уничтожено немало историко-культурных ценностей, этот вопрос приобретает особую актуальность, — считает специалист.
К числу наиболее ценных предметов ученые относят знаки орденов Святого Губерта (захоронение «Скарульского») и Белого Орла (саркофаг Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки), вышитые металлизированной нитью на парадной одежде. Большой интерес также представляет сабля «карабела» (XVII–XVIII вв). Хорошо сохранилась костяная рукоять в форме головы орла с загнутым вниз набалдашником и прямой крестовиной. Сам клинок, к сожалению, распался на несколько фрагментов, сопоставив которые, можно сделать вывод об общей длине и ширине оружия. Обнаружены также фрагменты деревянных ножен, обтянутых черной кожей. Сабля принадлежала великому гетману Михаилу Казимиру Рыбоньке.
В ряде захоронений нашли шкаплеры (скопулярии) - сакраментарии для святых реликвий в виде двух фрагментов ткани, соединенных лентой таким образом, что один оказывался на груди, а второй на спине. В ткань зашивали иконки, медальоны либо святые реликвии.
Наиболее же значимой находкой считают фрагмент Слуцкого пояса из захоронения Пане Коханку. Это центральная часть шелкового пояса, на которой серебряной нитью выткан узор в виде поперечных полос с цветочным орнаментом и «золотыми» полями, края украшены изображениями цветов. Сам по себе фрагмент небольшой (29х45 см), но в Беларуси сохранилось всего полтора десятка поясов подобного типа и их фрагментов. Пояс непосредственно связан с одним из самых колоритных персонажей несвижской истории — Каролем Станиславом Радзивиллом по прозвищу Пане Коханку, об авантюрах которого сохранилось немало легенд и документальных свидетельств.
Изучение захоронений в 2016–2017 гг. проводилось в рамках совместного белорусско-литовского проекта «Исследования и концепция приспособления к посещению усыпальницы княжеского рода Радзивиллов в крипте Несвижского костела». Все обнаруженные предметы передали в фонды музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации. На данный момент отреставрированы сабля и фрагмент Слуцкого пояса. На очереди - элементы обуви.
Со временем артефакты из крипты выставят в отдельной экспозиции. Точную дату открытия Сергей Климович назвать не смог, но уверил, что первых посетителей примут в 2019-м. Выставка создается на средства, выделенные из бюджета Республики Беларусь, и гранты Европейского союза.
Евгений Олейник
Фото: Светлана Курейчик, Павел Шнип, niasvizh.by
7 4
1) Костёл Тела Господня (Фарный) в Несвиже - архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм и первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.
2) Костёл Построен итальянским архитектором Джованни Бернардони в 1584-1593 гг. в комплексе с иезуитской коллегией, просуществовавшей до 1826 года. Прототипом костёла является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 году.
3) Сам Джованни (Ян) Мария Бернардони (Gian Maria Bernardoni; 1541-1605) был монахом-иезуитом, ставшим первым архитектором стиля барокко в Польше и Великом княжестве Литовском. Он родился на севере Италии, работал каменщиком, в 23 года пришёл в Рим вступить в орден иезуитов и стать архитектором. Братья-иезуиты направили его на строительство главного орденского храма в Риме Иль-Джезу, где он трудился 6 лет. Стройкой руководил известный в Италии архитектор, инспектор построек ордена (consiliarius aedificorum) Дж. Тристана.
4) С 1573 года Бернардони работает на строительстве церквей в Неаполе, Абруццо. Главный викарий провинции писал о нём генералу ордена: «Мы радуемся, что Бог осчастливил нас, дав мастера, который был так необходим в помощь отцу Джованни».
Затем Бернардони работает архитектором в Сардинии. Именно им в Кальяри в конце 1578 года была заложена церковь св. Михаила.
В 1583 году Бернардони по приказу ордена отправляется в Великое княжество Литовское. Князь Николай Радзивил Сиротка давно уже просил у ордена архитектора. Однако доехать к месту нового назначения ему не удалось. По дороге Бернардони был перехвачен в Люблине ректором тамошнего иезуитского коллегиума Христофором Варшевицким, весьма влиятельным в Польше. В Люблине Бернардони провёл три года, выполнив проекты люблинского коллегиума и костёлов для Познани, Калиш, проект восстановления после пожара храма бригитток в Гданьске.
5) После настойчивых напоминаний князя Радзивилла ордену об архитекторе, в 1586 году Бернардони приезжает в Несвиж и остается здесь на 13 лет. Задачей архитектора стало строительство костёла иезуитов. Его надо было и проектировать, и строить. Прототипом костёла стал главный орденский храм иезуитов в Риме.
Работы в Несвиже продвигались быстро, хотя перед Бернардони стояла непростая задача: кроме необходимости придерживаться во внешнем виде новой постройки принятого иезуитами образца, нужно было считаться также с пожеланиями князя Радзивилла Сиротки. Кроме того, храм строился ещё и как усыпальница Радзивиллов. Многоплановое назначение костёла требовало точной выверки его проекта. В нём были заложены, например, четыре лестницы, чтобы обеспечить обособленный путь к ложам и хорам для членов княжеской семьи, священников, учеников коллегиума и прихожан. Были заложены также два отдельных входа в крипты-подземелья, где в разных их частях помещались гробы князей, монахов и именитых прихожан.
6) В ноябре 1593 года строительство костёла было закончено и 1 ноября этого года состоялось первое богослужение.
Костёл иезуитов в Несвиже считается 1 постройкой на территории Речи Посполитой в стиле барокко только потому, что он был закончен быстрее, чем другие, заложенные значительно раньше. Это произошло благодаря исключительной заинтересованности Радзивилла, не допускавшего перебоев на стройке, который своевременно давал деньги и добавив, в конце концов, сумму свыше ранее оговорённой.
7) По окончании своих работ в Несвиже Бернардони в 1599 году уезжает в Краков на строительство костёла свв. Петра и Павла. Кроме этого он выполнил еще проекты монастыря св. Бернардина в Кальваре Зебжидовской и костёла св. Казимира в Вильно.
Ансамбль росписей Фарного костела является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII века.
Консекрация (епископское освящение) храма была проведена 7 октября 1601 года папским нунцием Клаудио Ронгони.
8) С внутренним интерьером исключительно повезло, так как смотритель костёла не разрешала снимать и зорко следила за людьми с фотоаппаратом наперевес. Пришлось хитрить.
Во внутреннем украшении храма в большей степени использована живопись и резьба, в меньшей - средства архитектурной пластики.
Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника Геского. Он же выполнил реставрацию подкупольного пространства в 1752-1754 гг. Возле храма находится часовня Булгарина, построенная в 1747 году итальянским архитектором Маурицио Педетти для деда писателя Булгарина.
9) Сам Фарный костёл - трёхнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты, - крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа. Боковые нефы ниже главного и включают пятигранные каплицы (северная - св. Троицы, южная - св. Петра). Высота главного нефа 17,8 метра, под куполом она увеличивается почти вдвое.
Здание церкви не очень внушительно, но красиво. Тогдашний правитель Несвижа, князь Миколай «Сиротка» Радзивилл, путешествуя по Европе, был впечатлен церквями Святой земли и Рима и пожелал увидеть в своей вотчине нечто подобное. По типу выстроенный костёл представлял собой базилику с тремя нефами, и его белоснежный фасад несомненно ассоциируется с итальянскими образцами религиозной архитектуры. Фасад весьма украшают искривленный силуэт верхнего яруса и две ниши со скульптурами.
Заслуживает особенного внимания интерьер костела, который украшают многочисленные фрески. Благодаря им слава костела распространилась далеко по Европе.
Эти росписи создавались в середине 18 века, когда костел реставрировали, и считается, что их авторы многое переняли у Рубенса в своей работе. Особенно любопытны изображения колонн под куполом: перспектива в росписях выверена очень тщательно и создает полное впечатление того, что колонны настоящие.
При последней реставрации 1902 г. росписи подновили, и сегодня ими можно любоваться во всей красе. Наиболее интересна «Тайная вечеря» кисти К. Гесского; также интересны иконы боковых алтарей, изображающие святого Игнатия и святого Франциска Ксаверия.
Я уже упоминал, что сейчас нахожусь в Минске в рамках замечательного блогерского слета — #нефорум2015. Про сам город, про Мирский замок и Несвижский замок расскажу чуть позже, а сейчас хочу показать вам третью по крупности усыпальницу в мире (после Бурбонов и Габсбургов). Понимаю, что это как то подход с конца ко всей истории жизни и смерти рода Радзивилов, но все же.
Вот то сообщают нам исторические источники: сколько будет существовать Несвиж, столько он будет благодарить Радзивиллов. Эта фамилия будет громко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века. Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше - настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») - девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе.
Про Радзивиллов мы еще поговорим подробнее, а теперь ближе к усыпальнице …
Фото 2.
Костел Божьего Тела (Фарный костел) является большой святыней для семьи Радзивиллов.
19 августа 1584 года Сиротка (прозвище одного из князей Радзивиллов) подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приходская святыня, строительство которой началось еще в 1583 году на месте деревянного храма, была передана иезуитам. Было решено перестроить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали. Возведенный на этом месте позднее костел Божьего Тела стал выполнять роль не только иезуитского храма, но впоследствие и приходского.
С точки зрения архитектуры это первая всецело барочная постройка на территории Восточной Европы и вторая - в мире. Кроме того, храм примечателен еще и тем, что за 420 лет своего существования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семейная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвижского костела стала третьей семейной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Франции (аббатство Сен-Дени) и Габсбургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» получил лично у Папы Римского, поскольку в то время считалось неприемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не закопанными в землю, а на поверхности.
Фото 3.
Говоря об архитектурном аспекте, нельзя обойти феноменальную личность архитектора Джованни Мария Бернардони. Как мы уже знаем, в 1582-84 годах Сиротка отправился в паломничество в Египет, Святую Землю и Италию. Увидев там лучшие образцы передовой европейской архитектуры, Радзивилл задумал сделать Несвиж не хуже. Для этого в Риме Сиротка приглашает приехать в Несвиж молодого архитектора-иезуита Бернардони. Тот соглашается и обещает прибыть в Несвиж вслед за Сироткой. Однако дорога от Рима до Несвижа занимает несколько лет. Длительное время оставалось загадкой, почему архитектор ехал так долго, однако белорусская исследовательница архитектуры Тамара Габрусь раскрыла эту загадку… посмотрев на карту Европы! Выяснилось, что Бернардони, бывший иезуитом, по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. И почти везде с ним случалась, тривиально говоря, одна и та же история. Отцы-иезуиты в один голос говорили талантливому архитектору: «Построишь нам костел, а потом поедешь дальше!». Воти вышло, что на пути из Рима в Несвиж Бернардони оставил в память о себе несколько прекрасных костелов. Последнюю - перед Несвижем - остановку Джованни сделал уже в Гродно, на территории Беларуси. Король Стефан Баторий также уговорил архитектора «построить костел» - который известен нам как каменная Фара Витовта (разрушена коммун истами в 1961 году).
Впрочем, когда Джованни Мария Бернардони наконец доехал до Несвижа, Сиротка не отпускал его целых 13 лет!
Фото 4.
Первым делом был разобран прежний, недостроенный храм, который показался Радзивиллам «мелким». 14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Точная дата известна благодаря памятной доске на стене костела. Бернардони возводит величественный и возвышенный каменный храм, прототипом для которого в некотором смысле стала базилика Иль Джезу в Риме: возведенная в 1568-1584 годах, она задала мотив для последующих храмов иезуитов. Джованни дали свободу творчества, и он построил прекраснейший барочный храм (1589-1593 гг.), ставший чудом и прорывом в архитектуре для наших земель в то время. Перед костелом возникла массивная башня - ныне колокольня, являющаяся сама по себе прекрасным памятником архитектуры.
Помимо костела в Несвиже, выдающийся архитектор, вероятно, построил храмы в Вильне, Новом Свержене, Чернавчицах, что под Брестом, деревне Деревное под Столбцами… Выехав, наконец, из Несвижа, Бернардони отправился в Краков, где построил… точную копию костела в Несвиже! И сегодня костел Петра и Павла, в крипте которого похоронен великий теолог Петр Скарга, отличается от Несвижского разве что декором… Тамже, в Кракове, Бернардони умер, успев возвести храм под купол - верх достраивали уже его ученики… Интересный и малоизвестный факт: купол Несвижского храма также возводил не Бернардони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио…
Фото 5.
Внутреннее убранство храма вызывает не меньшее восхищение, чем внешний его вид: барочные черты находят здесь продолжение и даже усиление. После возведения храма началась работа над его внутренней отделкой. С левой стороны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и черного мрамора. Над ним работали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов. Интереснейший факт: изначально этот алтарь должен был быть главным в том меньшем храме, который разобрали. А затем был размещен сбоку в новом костеле.
В середине XVII века, во время польско-шведской войны, интерьеры храма сильно пострадали, чудом сохранились только каменные алтари и надгробья. Всю вторую половину XVII века храм простоял просто побеленный, причем как снаружи, так и внутри. Масштабные работы начались в первой половине XVIII века: были сняты перекрытия из боковых нефов, за счет чего визуальный объем костела значительно увеличился; тогда же, в середине XVIII века, были созданы фрески и главный алтарный образ «Последняя вечеря». На гравюре Гирша Лейбовича 1747 года всего этого еще нет.
Фото 6.
Надо сказать, что библейские сюжеты выполнены настолько возвышенно и утонченно, что создают импрессию трепета и торжества. Здесь хочется молчать или же молиться. Внутреннее убранство храма уже само по себе великолепное явление. Стоит заметить, что если внешний вид храма остается неизменным вот уже 420 лет, то внутри каждый из князей мог осторожно привнести что-то свое, либо это делали непосредственно сами благодарные прихожане.
Восхищение вызывают колонны и арки под самым куполом храма. Особенно когда понимаешь или, по крайней мере, догадываешься, что они всего лишь нарисованы на плоскости! Настолько объемно и правдоподобно это выполнено!.. В главном алтаре помещена икона «Последняя вечеря», напоминающая нам о последней вечере Христа, а именно во имя Божьего Тела и назван храм. Как мы помним, хлеб был переменен в Божье Тело, а вино - в Кровь. Этот вечный сюжет создает великолепный акцент храма, концентрируя вокруг себя все иные сюжеты-приложения. Кстати, создан этот образ, как и церковные фрески, в 1752 году Ксаверием Домиником Геским и его сыном Юзефом Ксаверием - придворными художниками Радзивиллов.
Фото 7.
В боковых алтарях заняли свои места иконы «Святой Игнатий» и «Святой Франциск Ксаверий». Краски всех фресок обновлялись в самом начале XX века, над этим работали краковские мастера Бруздович, Матейко и Страйновский. К тому времени, когда работы по отделке храма были закончены, его уже называли «чудом света» - за неверояное великолепие. Ректор Новогрудского иезуитского коллегиума в 1752 году писал: «Весь мир объедешь, а такой красоты не найдешь».
Фото 8.
Поскольку Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» был человеком не только гуманистических взглядов, но и человеком современным, логичным было появление после его смерти барельефа фундатору непосредственно в самом храме. Хотя такие «светские» вещи не приветствовались и потому не были широко распространены. Надгробье Сиротки из песчаника изображает его во время молитвы, в плаще пилигрима, который был на нем во время всей пилигримки в Рим и Святую Землю. За спиной Сиротки - изображение рыцарских лат. И эпитафия, которую якобы составил перед смертью сам князь: «Перед лицом смерти никто не рыцарь…» (Кстати, гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой). Неподалеку - памятники умершим детям Сиротки: Миколаю (умер ребенком) и Криштофу Миколаю, который умер в 1607 году от чумы в Болонье. На эпитафии указано: «умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов».
Фото 9.
В XX веке в костеле появилось несколько мемориальных таблиц: в 1902 году поклонники творчества писателя Владислава Сырокомли (Людвига Кондратовича) в сороковую годовщину со дня его смерти посвятили ему памятную доску; Сырокомля, жизнь и творчество которого тесно связано с Несвижем, венчался в этом храме в 1844 году. В 1930-х годах возникла памятная доска Эдварду Войниловичу, большому другу Радзивиллов, основателю Красного костела в Минске. В 2006 году прихожане создали слева от входа в храм (на внешней стене) памятную таблицу ксендзу Гжегожу Колосовскому (1909-1991), который служил в этом костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель. Ксендз Колосовский спас костел от пожара во время войны и от разрушения в советское время.
Вообще говоря, внутреннее убранство костела Божьего Тела можно смело назвать одним из выдающихся музеев художественной европейской традиции своего времени.
Фото 10.
Фото 11.
Обратите внимание на роспись купола. Видите там ниши, в которых стоят скульптуры? А ведь их там нет. Это такая роспись. И кстати, вон тот заборчик наверху не огораживает какую либо дорожку там. Он стоит вплотную к стене купола. А ведь кажется, что там можно прогуляться.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Это бюст сына Сиротки, который умер в молодости от какой то болезни. Бюст заказывали в Италии.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Как мы уже узнали, семейная усыпальница Радзивиллов в крипте костела Божьего Тела стала третьей по величине семейной усыпальницей в Европе. Первым, кто почил здесь, был сам Сиротка. Год его смерти запомнить легко - великий Радзивилл умер в один год с Шекспиром - в 1616-м. Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключительно Радзивиллы; во-вторых, хоронить надлежало в простом одеянии и без богатств - чтобы через века ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы. Сиротка и вправду почил в своем плаще пилигрима - символе знакового путешествия по Святой Земле. Гроб князя несли от замка к костелу нищие со всей округи. А вот второе правило нарушил… сам же Сиротка! Дело в том, что следующим человеком, почившим в крипте, стал… верный слуга Сиротки, сопровождавший его во всех путешествиях…
Фото 20.
С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище большинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гроба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла - князя Антония, жившего в Лондоне, - была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответствии с его завещанием. Однако сведения о количестве гробов в разное время фиксировались абсолютно разные: в 1905 году комиссия насчитала 78 саркофагов: в польской монографии 1937 года говорится о 102 гробах; в советское время саркофагов было якобы 90; еще раньше называлось 120. Что произошло с остальными, и были ли они вообще - точных сведений нет. Согласно одной из версий, часть саркофагов исчезла во время войны.
Согласно другой, романтической, во время очередной угрозы усыпальнице под ней был сооружен еще один этаж, где и была замурована часть гробов. И сегодня туристы, исследователи и историки, оказавшись в усыпальнице, все с одинаковым азартом топают ногами в надежде обнаружить гулкую пустоту под полом, которую порой якобы даже ощущают…
Фото 21.
Следует сказать, что история нескольких гробов окутана легендами. Один из них называется «горбатым», поскольку его крышка не плоская, а треугольная. Согласно легенде, здесь почила юная Людвика Радзивилл. Ее отец, Богуслав Радзивилл, уже организовал бал, чтобы выдать дочь замуж за австрийского принца, однако она любила другого - конюшего, с которым договорилась бежать прямо с бала. Отец поймал конюшего и посадил в темницу, а Людвика, не зная этого, прибежала в условленное место прямо в бальном платье и легких туфельках. Не дождавшись любимого, она замерзла, скрючившись на пенечке - в таком виде княжну и похоронили. Впрочем, когда саркофаг вскрыли, выяснилось, что там похоронена… 74-летняя княгиня Аделия Карницкая-Радзивилл.
А «горбатость» саркофага получила абсолютно реальное объяснение: внутри деревянного саркофага находился цинковый гроб, к крышке которого мастер прикрутил… вазу с железным сияющим пламенем. По одной из версий, именно из-за этого тело умершей не сохранилось - прикручивая вазу к цинковому гробу, мастер нарушил герметичность захоронения, и мумия рассыпалась буквально на глазах. В одно из обновлений крипты для саркофага был изготовлен еще один гроб, деревянный. А чтобы покрыть вазу, и была сконструирована крышка такой оригинальной формы. (Всё это стало известно из статьи московских ученых в белорусском журнале «Неман» № 7/1971).
Фото 22.
Другая легенда касается загадочного бочонка, находящегося подле одного из саркофагов. Легенда повествует, что там были захоронены останки Радзивилла, которого задрал на охоте медведь. В действительности же история оказалась гораздо романтичней. На крышке гроба, возле которого стоит бочонок, можно прочесть: «Я не могу позволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили. Всем, кроме жизни, я обязан только тебе», а в бочонке в специальном растворе сохраняются внутренние органы княгини Радзивилл - таково было распоряжение мужа после ее смерти…
Возвращаясь к созданию Радзивилловской усыпальницы, стоит сказать о способе мумификации, применявшемся здесь в разные времена. Это, как и многое другое, связанное с Радзивиллами, также окутано мифами и легендами. Согласно самой вероятной версии, рецепты мумификации Сиротка привез из Египта, из своего знакового двухлетнего путешествия. В знаменитой книге «Перегринация» князь Радзивилл довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что «различные зелья и масти так спекли тела, что те аж светятся, как смола затвердев… кости тех тел целые и очень белые, ведь те масти ароматные и от счернения их защищают… намазанные три тысячи лет целые лежат». Покидая Каир, Радзивилл решает взять несколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных тела - мужчины и женщины. Но везти их целиком на корабле было нельзя - считалось, что мумия может принести судну гибель. Поэтому каждое тело разделили на трети и запаковали в отдельные ящики.
Фото 23.
Уже когда мумии были на корабле, и судно ждало попутного ветра, поднялся шторм. Матросы стали паниковать: все погибнем! Не выдержав психологической атаки, Сиротка приказал выбросить все ящики в море. В результате князь не довез до Несвижа сами мумии, но привез идею бальзамирования.
За четыре века исследования в крипте проводились лишь дважды. Первый раз — в 1905 году, по инициативе самих Радзивиллов. Тогда все гробы, многие из которых к этому времени истлели, были помещены в новые, березовые. Каждый гроб был перевязан железной проволокой и опломбирован свинцовой пломбой с оттиском радзивилловского герба.
Второй раз этой идеей заинтересовались в 1953 году когда умер Сталин. Возник вопрос, как сохранить тело вождя для потомков,- аналогично с трупом Ленина. Для этого в Несвиж направилась специальная комиссия из Москвы, возглавил которую профессор В. Ф. Черваков. Официальная версия приезда комиссии была гениально законспирирована: якобы поступили жалобы и просьбы от местных жителей исследовать мумии и выяснить, безопасны ли они для здоровья местного населения…
В 1971 году, когда уже давно был развенчан культ Сталина, и о подобных вещах можно было осторожно говорить вслух, материалы экспедиции в Несвиж были опубликованы в прессе. Однако даже дата ее приезда была сознательно искажена: чтобы исследование не связывали со смертью тирана, дата была обозначена как 1951 год.
Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана — 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?
Фото 24.
Впрочем, об этой секретной экспедиции стоит рассказать подробнее. Прежде всего комиссия открыла самый старинный гроб - Миколая Криштофа Радзивилла «Сиротки». Ученые ожидали увидеть мумию в одежде пилигрима - как значилось в завещании. Однако картина открылась совершенно другая: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шелковая рубаха, на ногах - белые чулки машинного вязания. Под головой лежала холщовая подушечка, набитая несопрелым сеном, и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой была обозначена парижская фабричная марка. Все эти предметы относились явно ко времени работы первой комиссии в 1905 году. Таким образом выяснилось, что Сиротку переодели именно тогда!.. Советские ученые задумались: зачем?.. Разгадка ждала на дне гроба: много сухой моли и мелкие черные частички шерсти - знаменитый плащ пилигрима съела моль! Не пощадила она и мумию: как засвидетельствовали ученые, от нее остался скелет с остатками заскорузлой ткани…
Фото 25.
Вскрытые несколько других гробов позволили достаточно точно определить способ, каким радзивилловские врачи бальзамировали умерших. Следует заметить, что в то время по христианским канонам вскрытие покойников строго запрещалось, поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальзамом» и смолистыми пахучими веществами - не производя вскрытия и не извлекая внутренности. При этом мази наносились только на переднюю поверхность тела: ткани высыхали, и верх тела сохранялся, создавая своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть ссыхалась и рассыпалась.
Позже, в XIX веке, метод бальзамирования изменился и стал более похож на консервацию: тело покойного без особой обработки просто запаивали в цинковом гробу, и оно продолжало разлагаться до определенного момента, пока газы не создавали предельного давления, при котором процесс распада останавливался. Поэтому даже много лет*спустя через вмонтированное в крышку толстенное корабельное стекло можно было увидеть лицо покойника. Тогда же, в 1953 году, ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов - у них уже был печальный опыт, когда при вскрытии гроба с композитором Николаем Рубинштейном, привезенным из Парижа, тело рассыпалось буквально на глазах…
В результате комиссия пришла к выводу, что никакого сверхъестественного секрета не существует - врачи опирались на опыт и знания, вполне доступные в то время.
Фото 26.
Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника — без особенной обработки — просто запаивали в герметические цинковые гробы.
Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.
В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.
Фото 27.
Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.
В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода женился на племяннице Джона Кеннеди, 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать — пишите.
Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».
Фото 28.
Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах — дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики — это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.
Фото 29.
Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.
По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой — в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.
Фото 30.
Мумии Радзивилов — не единственные в Беларуси
Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.
Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…
Фото 31.
Фото 32.
источники
http://www.ekskursii.by/?place=1229_Nesvizhskij_Farnyj_kostel
http://www.gazetaby.com/cont/art.php?sn_nid=11462
http://niasvizh-kasciol.by/ru/component/tags/tag/34
Даже те из белорусов, кто отродясь не бывал в Несвиже, знаком с символом этого города - хотя бы в теории. Знаменитый Несвижский замок изображен на близкой нашему сердцу купюре сто рублей ноль-ноль копеек.
Давайте договоримся сразу. У нас не исторический портал. Поэтому восторги по поводу замечательных легенд Несвижа мы с большего вынесем за скобки. А вам попробуем показать, как в этом городе уживались средневековье, социализм и коммунизм, капитализм с империализмом и т.д.
Радзивилловский драйв
История Несвижа - привычный для белорусской республики набор: из взлетов и падений, оживления и упадка.
Резкий расцвет города начался пять веков назад. Тогда Несвиж сделали своей официальной резиденцией Радзивиллы – богатейшие люди Европы. Сейчас бы они, конечно, назывались олигархами, и их фотографии не сходили с первых газетных полос всяких глянцевых журналов и порталов.
Герб Радзвиллов
Но и тогда, без всякой желтой прессы, о Радзивиллах сплетничали по всей Европе и сочиняли невероятные истории. То Радзивиллы запрягали в свои сани медведей вместо коней и пугали соседей дикими выездками.
То устраивали посредине лета зиму: с катаниями на санках и масленицей. Для этой «святой» цели несвижские холмы и дороги засыпались солью. Тогда это был высший шик. Ибо соль несколько веков назад была товаром жутко дорогим и дефицитным. А сейчас…
Ну кому придет в голову устраивать зиму вместо лета? Чего-чего, но зим нам хватало и хватает. А о тех княжеских развлечениях лишь отдаленно напоминает искусственное покрытие современных лыжных трасс и трамплинов. Спортсменам ведь нужно форму держать круглый год. Но сейчас не об этом, разумеется.
Пане Коханку - весь из противоречий
Почетное место среди своих несвижских предков и потомков занимал Кароль Радзивилл, по прозвищу Пане Коханку (он же Милый Друг). Так его величали за любвеобильный характер.
А еще современники называли этого человека вторым бароном Мюнхгаузеном: за неистощимую фантазию, развеселый нрав и страсть к охоте.
Пане Коханку
Он не переставал удивлять всю жизнь. Совсем уж в зрелые годы взял да и влюбился. Этот дамский любимец поставил в своем парке мраморную статую. И все свободное время проводил возле нее. Самые знатные и красивые женщины Европы, которых когда-то торжественно встречали на несвижских дорогах тысячи лакеев, носильщиков и факельщиков, были в недоумении.
Но в итоге барышням пришлось признать победу камня над плотью и с сожалением забыть этот край и пылкого любовника. Подобный сюжет задействован в отличном фильме «Формула любви».
Сейчас его (пане Коханку, а не «Формулу любви») пытаются представить едва ли чудовищем - любители всевозможных исторических разоблачений. Не будем обращать на это внимания.
При чем тут Паустовский?
Истории и легенды про Радзивиллов обожал слушать молодой военный фельдшер Константин Паустовский. В годы первой мировой войны он лечился в несвижском госпитале после ранения. Паустовский записал тут массу местных преданий и легенд. К сожалению, Константин Георгиевич быстро состоялся как писатель-реалист, гениальный описатель природы.
А для классика социалистического реализма было неудобно становиться певцом любвеобильных и страшно далеких от народа Радзивиллов. Вот он им и не стал. И очень жалко, между прочим…
Жили же люди
Про Радзивиллов можно было писать целые тома приключенческой, романтической, историко-криминальной литературы. Пять веков назад (во второй половине XVI века) Радзивиллы сделали свой родовой замок настоящей крепостью, окружили мощными стенами, рвами с водой. Это была своеобразная военная ставка с золотовалютным запасом, снабженная всем необходимым для мирной жизни.
Резиденция князей по части красоты и роскоши могла оставить позади себя почти все королевские дворы Европы.
А стремление Радзивиллов сделать свою вотчину центром европейской культуры? Оно же было просто неуемным.
Поэтому в замке собрали богатейшую коллекцию живописных полотен, старинного оружия из Европы, Азии и Африки, уникальную библиотеку в 20 тысяч томов. В замке был создан придворный театр Радзивиллов, открыта балетная школа.
Кстати, именно актеры из Несвижа стали основой труппы первого в Российской империи театра.
«Смиренное кладбище»
Как любой уважающий себя замок мирового уровня, Несвижский пропитан мистическим тайнами.
Вот уникальная родовая усыпальница Радзивиллов – фарный костел. В Беларуси таких фарных - то бишь знаковых приходских костелов – всего три.
Про гродненский мы рассказали в оригинальном материале .
Новогрудский известен и благословен благодаря тому, что в нем был крещен поэтический гений мирового уровня Адам Мицкевич. И мы про Новогрудчину еще поговорим непременно.
Что касается Несвижского костела, то он у нас едва ли не самый-самый, несмотря на такую конкуренцию. За его образец ученик и коллега Микеланджело, архитектор Бернардони, взял недавно (в конце XVI века) законченный в Риме Храм Христа.
В подвале костела лежат мумии почти всех несвижских Радзивиллов.
В двойных гробах – забальзамированные останки тех, кто при жизни оказывал влияние на судьбы миллионов; тех, кто вершил судьбы народов и государств.
Многодетный Сиротка
Начиналась эта история с легендарного Николая Христофора Радзивилла по прозвищу Сиротка. Если не знаете, можете легко уточнить, как «прилип» к нему данный псевдоним.
Николай Христофор Радзивилл
А мне интересно обратить внимание на такой факт. Считается, что именно он привез рецепт бальзамирования на родину, выкупив его за несусветные деньги в Египте. Разрешение на создание этого семейного мавзолея Николай Христофор лично «выбил» у Папы Римского.
Благодаря бальзамированию, все тела Радзивиллов, что были погребены до XIX века, сохранились в костельной крипте (гробнице, проще говоря).
Потом секрет, передававшийся по наследству, был вроде бы утерян, и бальзамирование уже не проводили.
А в доказательство того, что Радзивилл Сиротка был невероятно умным, в чем-то гениальным человеком, можно привести всего один факт.
Незадолго до собственной смерти он распорядился: все Радзивиллы в гробнице костела погребаются в простой одежде, без украшений. Скажете, мелочь? Благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней. Она не была разграблена НИ РАЗУ за всю многовековую историю...
Самого Николая Христофора похоронили в одежде странствующего монаха-пилигрима. Сиротка сам придумал креативную эпитафию себе на памятник: «Перед лицом смерти каждый не рыцарь, а только путешественник».
Гробовые легендарные доски
Как и на обычном сельском погосте, в этом мавзолее Радзивиллов сегодня – тишина и спокойствие. Лишь живые не успокаиваются и нагромождают вокруг саркофагов свои легенды.
Про знаменитый горбатый гроб несколько веков рассказывали, что в нем похоронена совсем юная княжна. Она, мол, прямо с бала, в мороз и стужу сбежала с пылким поклонником. И так замерзла, что заледенела. Бедную девушку не смогли разогнуть, чтобы уложить в гроб, так и похоронили сидя. Пятьдесят лет назад гроб вскрыла любопытная правительственная комиссия. И нашла в нем пожилую княгиню. А мистический горб создавала ваза с цветами. Была тайна – и нет ее. Так часто случается.
Тот самый горбатый гроб
Про один из бочонков с ручками в усыпальнице с придыханием шептали: в нем - то, что осталось от старого князя, который неудачно поохотился на медведя. И опять не в меру любознательные ученые испортили всю малину. Оказывается, в бочонке - сердце любимой жены одного из Радзивиллов, снабженное эпитафией безутешного вдовца.
Каждый из этих саркофагов достоин отдельного рассказа.
Нет тут гроба Барбары Радзивилл, бывшей королевы Речи Посполитой. И на этом персонаже есть смысл остановиться чуть подробней.
«Чорная панна Нясв i жа»
Спектакль по этой пьесе Алексея Дударева долгие годы собирал аншлаги в Купаловском театре. (Равно как и спектакль «Пане Коханку» стал топовым для нынешнего Русского театра в Минске)
Момент из спектакля «Чорная панна Нясвiжа»
До сих пор неясно, как Барбара умерла. Говорят, все началось с бытовой драмы. Мать короля из мрачного рода Медичи, вечно баловавшегося с ядами, ненавидела свою невестку за ее достаточно порочное прошлое. И в итоге позволила ей пробыть на троне и в королевской опочивальне полгода, а потом - запросто так отравила.
Стремительно овдовевший король не мог примириться с таким житейским поворотом. Он безумно любил свою молодую жену и потому взялся вызвать ее дух на родине - в Несвижском замке. Дальше уже начинаются легенды.
Смерть Барбары Радзивилл
Когда призрак явился, нервный король не удержался и полез обниматься. Он совершенно забыл, что колдуны, занимавшиеся этим спиритическим сеансом, строжайше запретили ему трогать что-нибудь руками. Раздался взрыв - видение пропало.
С тех пор душа Барбары якобы не может вернуться в могилу и обречена скитаться по замку. Так она стала легендарной черной панной Несвижа.
Но даже не эта романтическая байка влечет сюда сердца и умы тысяч и тысяч людей. Самые популярные мифы крутятся вокруг легендарных сокровищ Радзивиллов.
Мистические сокровища Агры, так вдохновенно воспетые Артуром Конан-Дойлем - ничто по сравнению с реальными сокровищами Радзивиллов. Объединяет эти богатства одно - они напрочь пропали.
И это еще одна история, которая заслуживает отдельного рассказа.
По одной версии, Наполеон спрятал все награбленные сокровища (в том числе и Радзивиллвские) где-то в районе Сморгони - покидая столь нелюбезные к нему земли «белых русичей».
По другой - несметные родовые богатства припрятаны где-то вблизи от замка в 1812 году.
Вторая версия была весьма близка немецким солдатам и офицерам, которые в переоборудованном под госпиталь замке залечивали свои раны… А попутно педантично искали клад во всех обнаруженных подземельях. Правда, они знали, что сокровища охраняются потусторонними силами, и при появлении любой тени неслись «до ветру» с воплями: «Ахтунг. Щварцен фрау! Шварцен фрау!!».
А еще об истории, связанной с легендарными двенадцатью апостолами из чистого золота и серебра, подаренных когда-то Радзивиллам Папой Римским, был снят сериал в 2013 году. Под оригинальным названием «Следы апостолов».
Советская лечебная современность
В годы советской власти замок как символ ненавистного прошлого передали трудящимся.
Его превратили в престижный санаторий.
Наиболее громкая история связана с тем, пожалуй, что в Несвижском санатории сорок лет назад отбыл в мир иной (в ночь на 4 февраля 1978 года) Народный поэт БССР Аркадий Кулешов… Если кто не знает, он является автором замечательного стихотворения «Алеся», ставшего абсолютным хитом в советские времена… Благодаря проникновенному, гениальнейшему исполнению «Песняров».
Меня поразил тот факт, что такое, очень зрелое, мужское по сути произведение Кулешов написал в свои 14 лет. Это - к слову.
А вообще, лечилась в Несвиже в основном партийная номенклатура и приближенные к ней кадры. Больно места были замечательные.
Потом элита нашла себе более престижные места. И замок решили превратить в музей.
Ну а уже в новейшей истории Беларуси Несвижский замок вернул себе прежний статус. Кампания по приданию ему прежнего вида стартовала в 1997 году. А наиболее масштабные строительные работы начались уже в 2004 году.
Строительный момент
И уже в 2005 году Несвижский замок был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Так сказать, авансом.
Красивая фраза, которая мало к чему обязывает. Все слышали, кивают головой. А что это наследие дает кроме сотрясания воздуха - непонятно. Вон в Питере весь центр отнесен к этому самому Списку. А вплоть до прихода к власти товарища Путина за красивыми питерскими фасадами было то еще зрелище - мое почтение. Да и сейчас хватает…
Но Несвиж мы этим словесным пассажем обижать не хотим.
Реставрация замка шла более 10 лет. Денег было освоено изрядно. Госконтроль опять же нашел массу нарушений и оштрафовал многих здешних субподрядчиков.
Об этом плохо скрытом воровстве при реставрации замка когда-то много писали и кричали. Хотя никого и не посадили, что само по себе и гуманно.
Но вот время… Оно здесь как песок сквозь пальцы протекает.
Так называемый второй пусковой комплекс замка хотели открыть почему-то к 9 мая 2011 года. Потом все перенеслось на конец 2011 года.
Но все в итоге получилось достойно.
Строителям и проектировщикам нужно отдать должное.
Адски тяжело превращать госпиталь для немецких солдат, поправлявших здесь здоровье с 1941 по 1944 год, и советский санаторий, существовавший с 1945 года, опять – в архитектурную жемчужину XVI века.
А еще замок этот - естественный памятник подлинному славянскому головотяпству. Аккурат в ночь под католическое рождество 2002 года двое рабочих чуть не сожгли под ноль этот, взятый под охрану государства «памятник средневекового зодчества». Пронесло. Правда, сгорела крыша, пострадали чердачные помещения в центральной части.
Плюс еще пожарные в морозную декабрьскую ночь так лихо все это дело заливали водой, что по центру замка до самого основанья потрескались стены. Но удалось пережить и такой «кунштюк».
После этого работы по спасению наследия возобновились еще с большей активностью.
На мой непросвещенный вкус, снаружи замок теперь напоминает стиль Троицкого предместья. Но специалистам, как говорится, виднее. Если ЮНЕСКО признает, то нам остается очень сильно радоваться.
И на закуску
И все же Несвиж - уникальное место, где создаются и ломаются многие традиции.
Судя по всему, когда реставрировали средневековую ратушу на Советской (бывшей рыночной) площади в центре города, возникли вопросы с типовым памятником товарищу Ленину. Он, как и положено, стоял напротив райисполкома.
Просто сносить монумент вождю мирового пролетариата без специальных указаний постеснялись. И потому просто перенесли его в сторонку, под сень уютного жилого дома. И оттуда он скромно указывает… В направлении специализированного магазина агрокомбината «Снов». Кстати, это тот случай, когда с Ильичом можно согласиться.
Но Снов, еще одна жемчужина Несвижского района, потребует отдельной истории. Возможно, в ближайшее время мы к ней вернемся.
А на сегодня - достаточно лирики и историй.
Александр Новиков