Домой / На парня / Картина усекновение главы иоанна предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи: история

Картина усекновение главы иоанна предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи: история

Предтечу и Крестителя Господня - Иоанна.

О торжестве рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история

Креститель Иоанн родился чуть раньше Христа Спасителя. Божия Матерь получила благовестие: Архангел Гавриил открыл Ей, что Ее тетя Елисавета на шестом месяце беременности. Хотя по человеческим размышлениям и считалось, что та не могла уже иметь детей в силу своего преклонного возраста. Но «побеждаются естества уставы», Господь творит то, что необходимо для нас с вами и Его святого прославления. Родился пророк Иоанн. И он был удален в пустыню со своей матерью Елисаветой, которая вскоре умерла, а отца его, Захарию, убили.

«Мы даже не можем понять своими скудными мыслями, кто его воспитывал. Но знаем - только Бог. Знаем, что пустыня была и его покровом, и отцом, и матерью. Он вкушал акриды (саранчу) и мед от диких пчел. Покрывалом ему было небо, ложем была земля. Он никогда не роптал. Он был преисполнен благодати Святого Духа», - рассказал митрополит Павел.

И вот пришло время проповеди Христовой. Как сказано о нем, что он пришел приготовить пути Спасителю, а наипаче путь спасения нам. Потому что приблизилось Царство Небесное, которое является внутри нас. Но перед тем, как Христос должен был пострадать, должен был пострадать Святой Предтеча. И возвестить сущим во аде, что пришло время пришествия Мессии. Того, кого ждал еврейский народ, он уже дождался. Кто не знал Христа, Он уже пришел и откроется даже в глубинах ада и будут извлечены оттуда через некоторое время, все желающие спасения в Тихой Пристани Царства Небесного.

Святой Иоанн Креститель мученически пострадал в 32 году по Рождестве Христовом. В то время правителем Галилеи был Ирод и, хотя у него была законная жена, дочь аравийского царя, но он оставил ее и жил с женой своего брата Филиппа - Иродиадой.

Иоанн Креститель за обличение нечестивцев был закрыт в темнице. У Ирода был праздник - день рождения - и собралось множество гостей. И дочь Иродиады, Саломия, угодила всей пьяной публике, исполнив танец.

«Как хорошо пьяным угождать. Есть такая пословица «Если ты хочешь, чтобы тебя любили - напои всех и увидишь любовь к тебе. Если хочешь всех любить - хорошо напейся сам и будешь любить каждого». Так и здесь: публика рукоплескала Саломии, восторгалась той, которая совершит страшное злодеяние. И тогда Ирод пообещал дать Саломии за прекрасно исполненный танец все, что она пожелает, даже полцарства. Она зашла в комнату к своей матери Иродиаде и спросила ее совета. Вместо того, чтобы взять какие-то временные блага, они избрали вечные муки и страдания. Вот что такое злоба, зависть и ненависть к человеку, своему брату, другу и просто образу Божьему! Она излила весь свой гнев за праведно высказанную мысль, слова Иоанна, что она грешница и не должна быть женой Ироду, поскольку была женой его брата Филиппа. Она попросила на блюде голову Иоанна Крестителя», - напомнил Владыка Павел.

Ирод, который много слышал и беседовал с Иоанном, получал наставления, благословения - опечалился, он боялся гнева Божьего, поскольку почитал Иоанна за пророка. Но решил не изменять своей присяге и клятве. Он посылает палачей и те отсекают голову Иоанну Предтече и приносят на блюде.

По преданию, тогда Предтеча не умолк, все пришли в ужас, когда он произнес Иродиаде, что она не должна иметь мужем Ирода, потому что это незаконно. Иродиада, взяв иглу, исколола язык, лицо и закопала главу Иоанна в огороде в отходном месте.

Обретение главы Иоанна Предтечи

Ученики взяли тело и погребли его, а главу тайно взяла жена царского домоправителя Хузы и, положив в сосуд, погребла на Елеонской горе. «А Господь впоследствии явил первое, второе, третье обретение главы Иоанна Крестителя для нашего с вами успокоения, наставления и вразумления - как мы не должны совершать», - добавил настоятель лавры.

Праздник первого и второго чудесных обретений отмечается Русской православной церковью 24 февраля (9 марта) — в невисокосные годы, а в високосные — 24 февраля (8 марта). Кроме того, 25 мая (7 июня) празднуется третье обретение главы. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке.

Первое обретение главы состоялось, когда один благочестивый вельможа строил на этом месте церковь и нашел сосуд. То, что это святыня, он понял по многим чудесам и исцелениям, которые происходили. Но, боясь поругания иноверцами, он снова спрятал сосуд в то же место, где и нашел.

Второе обретение главы произошло спустя много лет, когда церковь, построенная благочестивым вельможей, пришла в запустение, а пришедшим на поклонение в Иерусалим двум инокам явился в видении Иоанн Предтеча и указал место нахождения своей главы. Взяв святыню и положив ее в мешок, они дали нести эту ношу горшечнику, которому также явился Иоанн Предтеча и велел сохранить святыню у себя. Долгое время святыня, находясь в семье горшечника, передавалась с поколения в поколение. Затем святыней завладел священник, который исповедовал ересь арианства и, используя чудодейственную силу святыни, много людей обратил в ересь. Когда обман открылся, он бежал, а святыню закопал в пещере. Вскоре в этой пещере поселились иноки и возник монастырь, а в 452 году архимандриту монастыря Иоанн Предтеча в видении указал место, где была скрыта его глава. Святыня была перенесена в Константинополь.

Третье обретение главы святого Пророка было в 850 году. Во время волнений в Константинополе глава была перенесена в Емессу, затем в Команы, где и была спрятана во время иконоборческих гонений. И во время молитвы ночью Патриарху Игнатию было указано место, где хранилась честная глава. Позднее святыню перенесли в Константинополь, а часть святой главы находится на Афоне.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: чем закончилась история

«Но возвратимся к нашему повествованию. Закончились пиршества, праведник пострадал за неправедных и совершается праведный гнев Божий. Аравийский царь в отмщение за бесчестие своей дочери - законной жены Ирода - выдвигает против Ирода войска и наносит ему сокрушительное поражение. Римский император в гневе выносит вердикт и посылает Ирода в заточение в Галию, который забирает с собой супругу Иродиаду и дочь Саломию. И поселяются они в городке возле реки, где продолжается веселая жизнь. И Господь показывает чудо. Саломия переходила замерзшую, покрытую льдом реку и провалилась под лед, а вторая льдина отрезала ей голову, а ноги в предсмертных судорогах «плясали» в холодной воде, как когда-то на пиршестве во время ее танца. На тарелке и принесли ее главу родителям. О, дивное чудо, Господь поруган не бывает, разверзается земля - и Ирод с Иродиадой поглощены в преисподнюю земли. Так закончилась краткая, но в то же время и страшная история об Ироде и Иродиаде», - поведал митрополит.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: проповедь

«Я хочу напомнить вам, братья и сестры: часто бывает, что мы, будучи в нерасположении духа, даем клятвы о исполнении греховных дел. И когда мы приходим в чувство, становится нам стыдно, что то, что сказал - должен совершить. Лучше откажитесь от лукавых обещаний, данных даже в нетрезвом состоянии или в каком-то другом состоянии. Вы тогда более будете оправданы Богом потому, что вы дали греховную клятву, посягая на жизнь другого человека, не имея на то никакого права.

И запомните, что какой мерой вы меряете, такой и вам отмеряют.

Желаешь зла ближнему - получишь вдвое больше. Поднял руку с мечом - от меча и погибнешь», - подчеркнул Владыка Павел.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: что нельзя делать в этот день

Часто задают одни и те же вопросы, а можно ли резать арбуз, лук и другое? «Можно резать все, можно брать круглое в руки, но не берите только меч против другого человека, не берите коварство и лукавство на язык для осуждения других. Все можно делать, кроме греха. Творите дела милосердия, проявляйте любовь и получите любовь», - призвал настоятель лавры.

Иоанн Предтеча: в чем помогает

К этому пророку часто к обращаются, чтобы унять физическую боль, особенно головную, так как его глава потерпела мучения и стала святыней, которая способна исцелить тело и успокоить душу. Даже изображение Иоанна, которое подается на святых ликах в виде главы страдающего, символизирует обращение с просьбой унять головную боль; обрести собственное покаяние, понять свои мысли и разобраться в них; в старину его почитали за неоценимую помощь в сохранении рода людского и хозяйственных делах (посевы, плодородие, пасека).

Иоанн Предтеча: молитва

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва Иоанну Крестителю об избавлении от головной боли

Как твое честное усекновение почтим, Иоанн святый, какими слезами восплачем, какие песни воспоем, не постигает ум и изнемогает язык! Ирод беззаконный отсек всесвятую главу твою, Предтеча Господень Иоанн, на земле; Бог же Вседержитель на небесах венчал тебя бессмертием и даровал тебе Царство Свое. Велик ты пред Богом и многое можешь испросить у Него. Поэтому, припадая, молим тебя, Креститель Христов: услышь страждущих головною болью, облегчи и утиши недуг их и утоли скорбь их, освобождая от боли и исцеляя их, да прославят они о тебе Бога во веки веков. Аминь.

11 сен-тяб-ря Цер-ковь празд-ну-ет Усек-но-ве-ние гла-вы Про-ро-ка, Пред-те-чи и Кре-сти-те-ля Гос-под-ня Иоан-на. День му-че-ни-че-ской смер-ти «ве-ли-чай-ше-го из рож-ден-ных же-на-ми» опи-сан еван-ге-ли-ста-ми Мат-фе-ем () и Мар-ком (). Что про-изо-шло с Иро-дом по-том? Где на-хо-дит-ся се-го-дня гла-ва свя-то-го? По-че-му по-стить-ся в этот день - это зна-чит стать сво-бод-нее от раб-ства удо-воль-стви-ям?

По-сле смер-ти Иро-да Ве-ли-ко-го рим-ляне по-де-ли-ли тер-ри-то-рию Па-ле-сти-ны на че-ты-ре ча-сти, на-зна-чив в каж-дую из них пра-ви-те-ля из сво-их став-лен-ни-ков. Ирод Ан-ти-па по-лу-чил от им-пе-ра-то-ра Ав-гу-ста Га-ли-лею в свое управ-ле-ние. Иоанн Кре-сти-тель об-ли-чал Чет-ве-ро-власт-ни-ка в том, что он, оста-вив свою за-кон-ную же-ну (дочь ара-вий-ско-го ца-ря Аре-фы), неза-кон-но со-жи-тель-ство-вал с Иро-ди-а-дой, же-ной сво-е-го род-но-го бра-та Филип-па. За это Ирод за-клю-чил свя-то-го в тем-ни-цу. Неко-то-рые ис-то-ри-ки утвер-жда-ют, что Ирод сде-лал это не столь-ко из-за зло-бы на Иоан-на Кре-сти-те-ля, сколь-ко по-то-му, что же-лал за-щи-тить его от сво-ей воз-люб-лен-ной, зная ее мсти-тель-ный нрав. Иро-ди-а-да бы-ла чрез-вы-чай-но зла на про-ро-ка.

Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи про-изо-шло во вре-мя пи-ра в честь дня рож-де-ния Иро-да, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ли вель-мо-жи, ста-рей-ши-ны и ты-ся-че-на-чаль-ни-ки. Дочь Иро-ди-а-ды Са-ло-мия (Са-ло-мея) тан-це-ва-ла пе-ред го-стя-ми, рас-по-ло-жив тем са-мым к се-бе Иро-да, ко-то-рый по-клял-ся дать ей все, что она ни по-про-сит - хо-тя бы да-же и по-ло-ви-ну сво-е-го цар-ства. По на-го-во-ру сво-ей ма-те-ри Иро-ди-а-ды, у ко-то-рой по-яви-лась воз-мож-ность ото-мстить свя-то-му Иоан-ну и на-все-гда из-ба-вить-ся от упре-ков и об-ли-че-ний, Са-ло-мея по-про-сил дать ей го-ло-ву Иоан-на Кре-сти-те-ля и при-не-сти ее на блю-де. Ирод сму-тил-ся, так как бо-ял-ся гне-ва Бо-жия за убий-ство про-ро-ка, а так-же на-род-но-го гне-ва, по-сколь-ку Пред-те-ча был лю-бим жи-те-ля-ми Га-ли-леи. При этом из Еван-ге-лий из-вест-но, что Ирод во мно-гом слу-шал свя-то-го Иоан-на и по-сту-пал по его сло-вам - но, как пи-шет свт. Иоанн Зла-то-уст, пра-ви-тель «цар-ство-вал над удо-воль-стви-я-ми, вер-нее, был ра-бом удо-воль-ствий». Зла-то-уст по-ла-га-ет, что, ско-рее все-го, клят-вой Ирод при-крыл-ся, как бла-го-вид-ным пред-ло-гом - на са-мом же де-ле, ис-тин-ной при-чи-ной его по-ступ-ка бы-ла бо-язнь по-те-рять Иро-ди-а-ду.

И он сдер-жи-ва-ет свою клят-ву, дан-ную в при-сут-ствии вы-со-ких го-стей: он от-да-ет со-от-вет-ству-ю-щий при-каз - и про-ис-хо-дит Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи. Су-ще-ству-ет пре-да-ние, со-глас-но ко-то-ро-му уста мерт-вой гла-вы про-ро-ка по-преж-не-му про-дол-жа-ли об-ли-чать пра-ви-те-ля: «Ирод, не долж-но те-бе иметь же-ну Филип-па, бра-та тво-е-го». По-сле это-го Са-ло-мия в яро-сти ис-ко-ло-ла язык про-ро-ка иг-лой и за-ко-па-ла гла-ву Кре-сти-те-ля в нечи-стом ме-сте.

Ирод про-дол-жал пра-вить неко-то-рое вре-мя по-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи - еван-гель-ская ис-то-рия сви-де-тель-ству-ет о том, что Пон-тий Пи-лат по-сы-лал к нему свя-зан-но-го Иису-са Хри-ста ().

Даль-ней-шая судь-ба Иро-да и Иро-ди-а-ды сло-жи-лась пе-чаль-но. Лю-бов-ни-ки бо-я-лись, что свя-той Иоанн вос-креснет из мерт-вых, а Ирод, ко-гда на-чал про-по-ве-до-вать Иисус Хри-стос, ужас-нул-ся это-му, ска-зав: «это Иоанн Кре-сти-тель; он вос-крес из мерт-вых, и по-то-му чу-де-са де-ла-ют-ся им».

По про-ше-ствии вре-ме-ни по-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, Са-ло-мия, пе-ре-хо-дя зи-мой по льду ре-ку Си-ко-рис, про-ва-ли-лась под во-ду и лед сда-вил ее та-ким об-ра-зом, что го-ло-ва на-хо-ди-лась на по-верх-но-сти, а те-ло - в ле-дя-ной во-де. Она тщет-но пы-та-лась вы-брать-ся, но это ей не уда-ва-лось - так про-дол-жа-лось до тех пор, по-ка ост-рые глы-бы не пе-ре-ре-за-ли ее шею. Те-ло Са-ло-мии не на-шли, а го-ло-ву при-нес-ли Иро-ду с Иро-ди-а-дой, по-доб-но то-му, как неко-гда при-нес-ли гла-ву Иоан-на Пред-те-чи. Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи от-ра-зи-лось и на судь-бе са-мо-го Иро-да - в от-мест-ку за бес-че-стие сво-ей до-че-ри, ара-вий-ский царь Аре-фа на-пра-вил свои вой-ска про-тив него. Ирод по-тер-пел по-ра-же-ние и по этой при-чине раз-гне-вал рим-ско-го им-пе-ра-то-ра Ка-ли-гу-лу. Он был со-слан вме-сте с Иро-ди-а-дой в за-то-че-ние в Гал-лию, а за-тем - в Ис-па-нию.

По-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, его уче-ни-ки по-греб-ли те-ло свя-то-го в Са-ма-рян-ском го-ро-де Се-ва-стии. Свя-тая гла-ва Иоан-на Кре-сти-те-ля бы-ла най-де-на и по-гре-бе-на в со-су-де на Еле-он-ской го-ре. По-сле-ду-ю-щие со-бы-тия раз-ви-ва-лись сле-ду-ю-щим об-ра-зом: один по-движ-ник ко-пал ров для ос-но-ва-ния хра-ма, на-шел свя-ты-ню и хра-нил ее у се-бя. А пе-ред сво-ей смер-тью, опа-са-ясь, что свя-ты-ня мо-жет быть по-ру-га-на, скрыл ее в зем-ле в том же са-мом ме-сте, где и об-на-ру-жил.

В 452-м го-ду про-рок ука-зал в ви-де-нии ме-сто со-кры-тия сво-ей гла-вы - и она бы-ла вновь об-ре-те-на, по-сле че-го ее пе-ре-нес-ли в Емес-су, за-тем - в Кон-стан-ти-но-поль. В па-мять это-го уста-нов-лен еще один празд-ник, нераз-рыв-но со-пря-жен-ный с Усек-но-ве-ни-ем гла-вы Иоан-на Пред-те-чи - об-ре-те-ние его чест-ной гла-вы. Празд-ник пер-во-го и вто-ро-го чу-дес-но-го об-ре-те-ния от-ме-ча-ет-ся Цер-ко-вью 8 мар-та (24 фев-ра-ля ста-ро-го сти-ля).

Во вре-ме-на ико-но-бор-че-ских го-не-ний гла-ва бы-ла вы-ве-зе-на в Ко-ма-ны (Аб-ха-зия), из-вест-ном как ме-сто ссыл-ки и кон-чи-ны свт. Иоан-на Зла-то-уста, и спря-та-на в зем-ле. По-сле вос-ста-нов-ле-ния ико-но-по-чи-та-ния св. пат-ри-ар-ху Иг-на-тию но-чью во вре-мя мо-лит-вы бы-ло ука-за-но ме-сто, где хра-нит-ся чест-ная гла-ва. Та-ким об-ра-зом свя-ты-ня бы-ла об-ре-те-на вновь. Это со-бы-тие празд-ну-ет-ся 7 июня (25 мая) как Тре-тье об-ре-те-ние гла-вы св. Иоан-на Пред-те-чи

День стро-го-го по-ста

Усек-но-ве-ние гла-вы св. Иоан-на Пред-те-чи от-ме-ча-ет-ся 11 сен-тяб-ря (29 ав-гу-ста). Мит-ро-по-лит Су-рож-ский Ан-то-ний в од-ной из про-по-ве-дей так трак-ту-ет тот факт, что Усек-но-ве-ние гла-вы свя-то-го (то есть на-силь-ствен-ное убий-ство) - яв-ля-ет-ся имен-но празд-ни-ком:

«Се-го-дня мы празд-ну-ем день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи… Сло-во "празд-но-вать" мы при-вык-ли по-ни-мать как ра-дость, но оно же зна-чит "оста-вать-ся без де-ла", а без де-ла мож-но оста-вать-ся, по-то-му что за-хлестнет ду-шу ра-дость и уже де-ла нет до обыч-ных дел, а мо-жет это слу-чить-ся по-то-му, что ру-ки опу-сти-лись от го-ря или от ужа-са. И вот та-ков се-го-дняш-ний празд-ник: за что возь-мешь-ся пе-ред ли-цом то-го, о чем мы слы-ша-ли се-го-дня в Еван-ге-лии?»

По-это-му в день Усек-но-ве-ния преду-смот-рен стро-гий пост, во вре-мя ко-то-ро-го не упо-треб-ля-ет-ся в пи-щу мя-со, мо-лоч-ные про-дук-ты, ры-ба. «Не бу-дем мы со-общ-ни-ка-ми чре-во-уго-дия Иро-да», - го-во-рит Ти-пи-кон. Устав по-яс-ня-ет, как пра-виль-но от-но-сить-ся к это-му празд-ни-ку:

«Бу-дем есть мя-со или дру-гую изыс-кан-ную пи-щу? А Кре-сти-тель жил в без-вод-ной и бес-трав-ной пу-стыне — ни хле-ба не ел, ни дру-гой еды не имел. Ви-но пьем? А он не пил ни ви-на, ни дру-го-го пи-тья мир-ско-го. Сто-лом и одром его бы-ла зем-ля, вку-шал он толь-ко ак-ри-ды (струч-ки рож-ко-во-го де-ре-ва, по дру-гим ис-точ-ни-кам — род съе-доб-ной са-ран-чи) и ди-кий мед. Вме-сто ча-ши - при-горш-ни во-ды, те-ку-щей из кам-ня. По-это-му про-ве-дем этот день в по-сте и мо-лит-ве».

Пост в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи уста-нов-лен, ве-ро-ят-нее все-го, вме-сте с празд-ни-ком, на-ча-ло ко-то-ро-го от-но-сит-ся к пер-вым вре-ме-нам хри-сти-ан-ской Церк-ви. Древ-ность по-ста в этот день под-твер-жда-ет-ся уста-вом иеру-са-лим-ско-го мо-на-сты-ря прп. Сав-вы Освя-щен-но-го. В нем го-во-рит-ся, что пост в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи «за-ве-щан древни-ми свя-ты-ми от-ца-ми».

Не есть круг-лое - суе-ве-рие

От-но-си-тель-но празд-ни-ка Усек-но-ве-ния гла-вы Про-ро-ка, Пред-те-чи и Кре-сти-те-ля Гос-под-ня Иоан-на су-ще-ству-ет мас-са суе-ве-рий, не име-ю-щих от-но-ше-ния к су-ти по-чи-та-е-мо-го со-бы-тия. На-при-мер, что в этот день нель-зя ста-вить на стол ни-че-го круг-ло-го (ни блюд, ни та-ре-лок), нель-зя есть пи-щу круг-лой фор-мы (то есть - кар-то-фель, лук, яб-ло-ки, ар-бу-зы), ис-поль-зо-вать ру-бя-щие и ре-жу-щие пред-ме-ты. На-при-мер, по бе-ло-рус-ско-му по-ве-рью, свя-зан-но-му с днем Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, в те-че-ние го-да го-ло-ва свя-то-го по-чти при-рас-та-ет об-рат-но, но как толь-ко лю-ди в этот день нач-нут ре-зать хлеб - сно-ва от-па-дет. У юж-ных сла-вян в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи стро-го со-блю-дал-ся за-прет на крас-ные пло-ды и на-пит-ки, так как счи-та-лось, что «это кровь свя-то-го Иоан-на». По-это-му в этот день не ели чер-но-го ви-но-гра-да, по-ми-до-ров и крас-но-го пер-ца.

Ра-зу-ме-ет-ся, эти суе-ве-рия рас-про-стра-ня-лись (и рас-про-стра-ня-ют-ся ино-гда до сих пор) сре-ди лю-дей ма-ло-цер-ков-ных и не име-ют ни-ка-ко-го ос-но-ва-ния в тра-ди-ци-ях Церк-ви от-но-си-тель-но дня празд-но-ва-ния Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи.

Где на-хо-дит-ся гла-ва св. Иоан-на Пред-те-чи

В ми-ре су-ще-ству-ет несколь-ко свя-тынь, непо-сред-ствен-но свя-зан-ных с со-бы-ти-я-ми Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи. Это ча-сти-цы гла-вы свя-то-го Иоан-на Кре-сти-те-ля: пе-ред-няя часть гла-вы на-хо-дит-ся в ка-то-ли-че-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в го-ро-де Амье-на (Ита-лия), часть гла-вы хра-нит-ся в Лав-ре свя-ти-те-ля Афа-на-сия Ве-ли-ко-го на Афоне, а гроб-ни-ца про-ро-ка с ча-стью его гла-вы на-хо-дит-ся в ме-че-ти Омай-я-дов в Да-мас-ке. На ме-сте об-ре-те-ния гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля - Еле-он, го-ры Воз-не-се-ния в Иеру-са-ли-ме - на тер-ри-то-рии рус-ско-го Спа-со-Воз-не-сен-ско-го мо-на-сты-ря по-стро-е-на ча-сов-ня в па-мять это-го со-бы-тия, а ме-сто об-ре-те-ния от-ме-че-но углуб-ле-ни-ем в мо-за-ич-ном по-лу.

В Москве ча-сти-цы мо-щей св. Иоан-на Пред-те-чи на-хо-дят-ся в несколь-ких хра-мах. На-при-мер, в Иоан-но-Пред-те-чен-ском жен-ском мо-на-сты-ре и хра-ме Вла-ди-мир-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри в Ви-но-гра-до-во.

Под-го-то-вил: Дмит-рий Бо-ри-сов

Усекновение главы – убийство Иоанна Крестителя. Ужасное злодеяние, безвинная смерть. Почему же христиане празднуют этот день?

Ведь праздник – это торжество, а какое ж тут, казалось бы, торжество? Человеку, да еще какому человеку: величайшему, по словам Спасителя, из всех пророков (Мф. 11; 11; Лк. 7; 28) – отрубили голову…

О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29).

Наверняка эпизод мученической смерти Иоанна Крестителя, описанный в Евангелии, известен многим.

У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева.

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир. Собралось множество гостей. Столы ломились от изысканных блюд и дорогих вин, пришедших услаждали актеры и танцовщики. На празднике перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом.

— Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя, — сказала девушка, когда вернулась к гостям.

Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Св. Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии.


Обезглавливание (усекновение главы) Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)

Злобная Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело св. Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Считается, что и после своей смерти Иоанн был Предтечей Господу, т. к. перед Его сошествием душа пророка явилась в ад и сообщила пребывавшим там душам праотцев о том, что вскоре должен прийти Спаситель.

Он выдержал свое испытание до конца, не поколебался и остался верен Богу.

Жизнь Ирода и Иродиады не была счастливой и спокойной. Оба они боялись, что Иоанн может воскреснуть из мертвых. Иродиада даже велела похоронить голову пророка отдельно от тела — на всякий случай. О том, насколько опасался этого Ирод, говорит тот факт, что когда начал проповедовать Иисус Христос, царь пришел в ужас и, должно быть, вспомнив о совершенном по его приказу убийстве, сказал: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Внешне смерть Иоанна Предтечи – торжество порока над праведностью: вот, он мертв, а его враги живы и торжествуют… Но торжество это призрачное, из-за нечувствия «победителями» своей погибели заживо. На самом же деле смерть последнего ветхозаветного пророка была торжеством правды Божией, не пренебрегающей ни убогими, ни знатными, «не прогибающейся под изменчивый мир», не знающей «двойных стандартов» и не раболепствующей «здравому смыслу», настойчиво нас побуждающему считаться с могуществом и богатством.

Православные христиане проводят День Усекновения Главы Предтечи Христова Иоанна в строгом посте , даже рыба и молочные продукты исключаются из рациона. Строгий пост установлен как выражение скорби о насильственной смерти великого пророка. Время сосредоточенности для всех верующих.

В этот день не принято веселиться, устраивать празднества и застолья, потому что люди с печалью и грустью вспоминают всех, кто пострадал за правду.

Иоанн Предтеча — Ангел Господень

Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка – Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. » (Мф. 11:10). Святой Предтеча – это поистине первый Ангел во плоти. Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.

Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.

Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.

Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром. Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту – он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.

Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира. И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным.

Вот почему его называют Ангелом.

Иоанн Креститель — Предтеча и в аду

Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками.

Но почему всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Крестителя? Потому, что Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир, чтобы возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.

О празднике

День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. В этот день установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания.

Относительно праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий, не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, что в этот день нельзя ставить на стол ничего круглого (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу круглой формы (то есть – картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Тропарь, глас 2
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейших, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Там же за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего вам велию милость.

Кондак, глас 5
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да и рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Молитва ко Святому Иоанну Предтече

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ей шею. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

11 сентября Православная церковь вспоминает трагическое событие – Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи. На Руси этот праздник известен под названием Ивана Постного или Головосека. Стоит отметить, что ни одного святого наши предки не почитали так строго постом, как Иоанна Крестителя, а день его мученической кончины проводили в строгом воздержании и молитвах.

В Старинных сказаниях Иоанн Предтеча почитается как целитель головной боли. С этой целью есть даже особая молитва святому. Известно, что молитвенное обращение к Пророку Иоанну помогает не только от головной боли, но и исцеляет даже от тяжелых болезней головы. Кроме того, молитвы к святому помогают покаяться, изменить образ мыслей и осмыслить свою жизнь.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи: история праздника

Злодеяние, совершенное над пророком Иоанном, потрясло сердца христиан. За то, что пророк обличал царя Ирода Антипа в беззаконии – сожительстве с Иродиадой, бывшей женой родного брата царя, Ирод заключил его в тюрьму. Простой народ любил Иоанна Крестителя и считал его великим пророком, поэтому Ирод, несмотря на просьбы Иродиады, не стал его убивать.

В честь дня рождения Ирода был устроен пир, на котором Саломея, дочь Иродиады, настолько очаровала именинника своим танцем, что он пообещал выполнить любое её желание. По наущению матери Саломея попросила принести ей на блюде голову пророка. Ирод был сильно опечален такой просьбой, но не сдержать своего обещания он не мог. В темницу был послан страж, который отсек голову Иоанн, а Саломея на блюде принесла её матери. Иродиада надругалась над отсеченной головой и бросила её в грязное место. Тело Иоанна Крестителя погребли его ученики в самарянском городе Севастия.

Считается, что пророк пострадал за истину как добрый воин Небесного Отечество, по этой причине в православных храмах в день его памяти совершается поминовение воинов, погибших, защищая Родину. Установили такое поминовение в 1769 году во время войны России с Польшей.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи: традиции и обычаи празднования

На Руси последняя страница жизни Иоанна Крестителя была хорошо известна, горячо переживалась народом и породила множество апокрифических пересказов. Имена Саломеи и Иродиады стали нарицательными обозначениями женской хитрости и коварства. Не случайно 12 лихорадок называли Иродиадами или дочерями Ирода.

День, когда церковь вспоминает смерть пророка через усекновение главы, отмечался строгим постом. Пост этот имел свои особенности: в пищу нельзя было употреблять яблоки, картофель, лук, капусту ягоды, арбузы, орехи и другие продукты, имеющие круглую форму или хотя бы отдаленно напоминающие голову.

В этот день ничего не варили. Грехом считалось в руки брать нож и что бы то ни было резать. Строгий запрет существовал на веселье, особенно на песни и пляски, потому что именно пением и плясками дочь Иродиады выпросила голову пророка.

Верили, что если в этот день разрезать кочан капусты, то из него непременно потечет кровь, а если человек 11 сентября съесть что-либо круглое, то весь год у него будет болеть голова.

Народные названия дня – «Иван постны», «полетний», «полетовщик» ‒ отражают не только необходимость соблюдать пост, но и окончания лета и наступления осени. Последнее вылилось в распространенных приметах и присловьях:

Иван постный пришел, лето красное увел.

С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана.

Иван Предтечи гонит птиц за море далече.

Иван постный – осени отец крестный.

Примечали, что:

  • если к этому времени журавли полетели на юг, то зима будет ранней;
  • скворцы не улетают в теплые края – к сухой осени;
  • темными вечерами тянутся стаи грачей – к хорошей погоде.

С этого дня начинали убирать репу. Крестьяне справляли своеобразный «репной праздник». Помня о том, что день постный, они ничего не пили, не пели песен и не танцевали, но накрывали столы и угощали нищих.

К этому времени старались убрать коноплю: Если до Ивана постного не выберешь коноплю, то весь пост просидишь без масла . Стоит напомнить, что до середины XIX века на Руси не знали подсолнечника и растительное масло получали из семян конопли и льна. Его использовали в обычные и праздничные дни, а особенно много в период Великого поста.