Домой / Хиромантия / Презентация на тему: "Введение в предмет черчения Материалы, принадлежности, чертежные инструменты. Урок подготовила учитель черчения высшей категории Лазина Ирина Павловна.". Скачать бесплатно и без регистрации. Тема: История развития черчения

Презентация на тему: "Введение в предмет черчения Материалы, принадлежности, чертежные инструменты. Урок подготовила учитель черчения высшей категории Лазина Ирина Павловна.". Скачать бесплатно и без регистрации. Тема: История развития черчения

ВВЕДЕНИЕ

8 класс. Урок №1

Тема: История развития черчения. Графические изображения. Цель:
    Содействовать в осознании учащимися значения и места курса черчения в жизни и профессиональной деятельности человека, заинтересовать уч – ся предметом и увлечь его, используя его прагматические, технические и творческие увлечения. Содействовать в воспитании у уч – ся чувства красоты, эстетики формы.
Методы: Рассказ, беседа, демонстрация. Оборудование: Учебник, карточки, работы уч – ся прошлых лет. Структура урока 1 Орг. момент – 1- 2 мин. 2 Новый материал – 20 – 25 мин. 3 Самостоятельная работа уч – ся – 10 мин. 4 Заключительная часть урока – 2 – 3 мин.

Ход урока

Приветствие уч – ся. Постановка цели урока, мотивация предстоящей деятельности. Знакомство уч – ся с требованиями предъявляемыми мною к организации урока, подготовки к урокам черчения, общими положениями по контролю и оцениванию знаний и умений.

Новый материал

Сведения об окружающих нас предметах и предме-тах проектируемых можно передать различными сред-ствами: описанием, фотографией, рисунком и т. п. Од-нако наиболее точно и наглядно передать особенности конструкции, форму и размеры предметов можно толь-ко с помощью чертежа. Посмотрите на рисунок, на нём показан современный реактивный ис-требитель . Такой самолет собирают из нескольких ты-сяч деталей и сборочных единиц, а для этого необхо-димо выполнить более 30 000 чертежей различной сложности. Роль чертежей в жизни и в современном производ-стве невозможно переоценить. Все или почти все, что создано человечеством: здания, в которых мы живем, работаем и проводим досуг; средства транспорта, на ко-торых мы ездим; одежда и обувь, которые мы носим; телевизоры и радио, которые доставляют нам информа-цию, и многое другое - создавалось по заранее разра-ботанным чертежам. Чертежи являются основными конструкторскими документами. В отдельности, или в сочетании с други-ми графическими и текстовыми документами они оп-ределяют устройство изделия и содержат, как правило, все данные, необходимые для разработки и изготовле-ния изделий, а также для их контроля, приемки, эксп-луатации и ремонта. Чертежи являются важнейшим средством, способ-ствующим техническому прогрессу. Поэтому знание ос-новных правил черчения, умение читать чертежи и вы-полнять несложные графические работы необходимы каждому образованному человеку и являются непре-менным условием высокой общей и технической куль-туры. Выполняют чертежи с помощью специальных чер-тежных инструментов по определенным правилам. Для разового использования чертежи можно выполнять от руки и «на глаз». Такие чертежи называют эскизными, или эскизами . Без применения чертежных инструментов выполня-ют и наглядные изображения (аксонометрию), их на-зывают техническими рисунками. В зависимости от содержания, чертежи подразделя-ют на следующие: чертежи деталей, сборочные черте-жи, чертежи общего вида, монтажные и др. По черте-жам деталей изготовляют элементарные части изделий - детали; по сборочным чертежам собирают из них из-делия, а руководствуясь монтажными чертежами, ус-танавливают (монтируют) изделия на рабочих местах. В практике применяют также схемы - графические документы, на которых составные части изделий и свя-зи между ними показывают с помощью условных изоб-ражений, или обозначений. Чтобы чертежи и схемы были понятны всем, приня-ты единые правила их выполнения и оформления. Эти правила установлены государственными стандартами "Единая система конструкторской документации" (ЕСКД). Правила обязательны для всех предприятий, организаций и лиц. Нарушение их может привести к браку и авариям на производстве. История чертежей и других графических изображений уходит в глубокую древность. Первые сведения о черте-жах, напоминающих современные, относятся к XV в. Так, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) - великий ита-льянский ученый и художник - в. технических рисун-ках и эскизах раскрывал свои идеи в области техники и строительства. Однако дошедшие до нас выдающиеся памятники материальной культуры (Показ рисунков) свидетельствуют о более ран-нем применении чертежей как строительных докумен-тов. Такие сооружения, как древнеегипетский храм Луксор (XV-XIII вв. до н.э.), древнегреческий храм Парфенон в Афинах (447-438 гг. до н.э.), амфитеатр Коли-зей в Риме (75-80 гг. н.э.) не могли быть построены без заранее подготовленных проектов. Значительное развитие строительные чертежи полу-чили в XVI в. Известный итальянский архитектор Андреа Палладио в 1570 г. опубликовал разработанный им трактат "Четыре книги об архитектуре". Теоретические основы метода прямоугольного проецирования были разработаны в конце XVIII в. французским ученым Гаспаром Монжем (метод Монжа). Однако практически прямоугольными проекциями пользовались задолго до этого. Применение чертежей в России началось несколь-ко позднее. Чертежи, содержащие фасады, планы и разрезы зданий, выполненные выдающимися русски-ми архитекторами В. И. Баженовым, М. Ф. Казаковым, А. И. Воронихиным и др., относятся к XVIII в. Неред-ко в дополнение к чертежам выполнялись тщательно оформленные перспективы зданий, например, дома Пашкова, построенного по проекту В. И. Баженова В это же время появляются первые русские машино-строительные чертежи: универсального парового дви-гателя И. И. Ползунова (1753 г.); первого в России па-ровоза отца и сына Черепановых (1835-1839 гг.) (рис. В.4); первого в мире самолета, построенного А. Ф. Мо-жайским (1881 г.), и др





Чертеж первого в России паровоза изобретателей отца и сына Черепановых В XX в, продолжают развиваться все виды чертежей и возникают новые - схематические или, короче, схе-мы: электрические, гидравлические, пневматические, кинематические и комбинированные. Большая трудоемкость и незначительная скорость ручного выполнения чертежей вынуждали искать сред-ства механизации их выполнения. Совершенствуются различные чертежные приборы (кульманы) (см. рис.), разрабатываются разнообразные трафареты для вычерчивания окружностей, эллипсов, надписей и условных знаков для схем: создаются приборы для на-несения штриховки, построения аксонометрических проекций, портативные пишущие машинки для нане-сения на чертежи цифр, знаков и букв. Меха-низация чертежных работ несколько повышает произ-водительность труда конструктора, но не обеспечивает ощутимого выигрыша во времени. Значительно ускорить выполнение проектно-конструкторских работ позволяет применение современной техники на основе ЭВМ и персональных компьютеров. Создается автоматизированное рабочее место конструк-тора (АРМ) АРМ оснащается ЭВМ или персо-нальным компьютером, к которому подключены уст-ройства ввода и вывода графической информации: графический дисплей с клавиатурой и электромеханический чертежно-графический автомат (графопострои-тель) или печатающее устройство (принтер). Ввод графической информации в ЭВМ осуществляет-ся с помощью графического дисплея с кла-виатурой 2. При помощи светового пера графическая информация переводится в цифровую- единственно понятную компьютерам. Вывод информации из ЭВМ и преобразование ее в графическую, т. е. в чертежи, понятные человеку, осуществляется быстродействующим графопостроителем или печатным устройством - принтером.
Автоматизированное рабочее место конструктора (АРМ) .Портативная пишущая машинка - средство механизации процесса нанесения размеров, знаков и надписей на чертежах На основе АРМ создаются системы автоматическо-го проектирования (САПР). Составной частью САПР является также машинная графика (МГ), включаю-щая различные технические, языковые, программные, математические, информационные и организационные средства. САПР позволяет решать сложные расчетно-конструкторские и графические задачи и значительно ускорять разработку технической документации в са-мых сложных областях современной науки, техники и производства: космической, электронной, авиацион-ной и др Провести беседу с уч – ся, где в своей жизни они встречались с различными графическими изображениями? Приходилось ли им пользоваться чертежами, схемами. Какие трудности при этом возникали? Вопросы по новому материалу для анализа усвоения материала урока.

(на усмотрение учителя, по наличию времени)

1 . Что такое чертеж?

2. Где применяют чертежи?

3. Как называют чертеж, выполненный от руки, без применения чертежных инстру ментов?

4. Какие изображения называют наглядными?

5. Для чего установлены единые правила выполнения и оформления чертежей? Какими государственными документами они определяются?

6. В каком веке стали применять чертежи в Европе и в России? В каких областях хозяйства?

7. В чем заключается механизация чертежных работ?

8. Что такое автоматизация чертежно-конструкторских работ?

9. Что называют сокращенно АРМ, САПР, МГ?

Самостоятельная работа уч – ся с альбомами чертежей выполненными уч – ся школы предыдущих лет

Раздать уч – ся работы (АЛЬБОМЫ прилагаются). Акцентировать внимание уч – ся на то, что эти работы выполнены их предшественниками, друзьям, возможно братьями или сёстрами, и им предстоит подобное. Чтобы небыло стыдно за свои работы в будущем, нужно хорошо учить черчение с первых уроков, тем более что уроков черчения очень мало, всего один час в неделю. (МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ЧЕРЧЕНИЯ)

При просмотре работ обратите внимание на то, какие графические изображения в этих работах встречаются.

Заключительная часть урока.

Подведение итога.

Понравился ли вам урок? Что именно понравилось или не понравилось?

Что нового для себя взяли с урока? Какие выводы сделали по дальнейшей учёбе?

Отметить что понравилось мне в их отношении к уроку, активность, прилежание, и что мне не понравилось

(Если позволит время, то провести беседу по работе уч – ся с альбомами. Что понравилось, что нет, обратить внимание на аккуратность работ, какие графические изображения они встретили в этих альбомах. И т. д.)


Утверждено

Министерства образования Республики Беларусь

29.05.2009 № 675

КОНЦЕПЦИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ»


  1. Общие положения
Графические информационные средства, используемые в практике, чрезвычайно разнообразны, а область их применения необычайно широка. В настоящее время графическая информация приобретает особое значение в связи с созданием систем управления, включающих различные графические способы отображения геометрических и технических свойств объектов предметного мира. Эти способы являются той совокупностью изобразительных и знаковых систем, которые составляют основу информации, образно называемой графическим языком.

Большое значение графический язык приобретает в связи с реализацией в стране государственных экономических программ, развитием науки, высоких технологий, культуры и пр. Вследствие этого возникает необходимость подготовки школьников к овладению элементами графического языка, приобщению их к графической культуре общества как совокупности достижений человечества в области создания и использования графических информационных средств.

Черчение в IX классе необходимо рассматривать как обобщающую дисциплину. Она должна систематизировать знания учащихся о графических изображениях, полученные ими на уроках трудового обучения, математики, изобразительного искусства и других предметов.

В то же время необходимо показать практическую направленность изучаемого материала в школьной, бытовой и производственной сферах. Для установления межпредметных связей на уроках при изложении материала, во внеклассной работе следует максимально использовать примеры из других учебных дисциплин, иллюстрирующие графическое отображение информации о предметах и явлениях, рассматриваемых в них.

На факультативных занятиях возможно углублённое изучение «Черчения» на второй ступени общего среднего образования, а также продолжения изучения данного предмета на третьей ступени.


  1. ^ Цель и задачи учебного предмета «Черчение»

Графический компонент образования должен обеспечить у учащихся формирование такой совокупности рациональных приёмов выполнения и чтения различных изображений, которая позволила бы им в той или иной мере ориентироваться в большом объёме современных графических информационных средств. Эта совокупность должна быть нормой, «стандартом» графического образования школьника.

Основной целью учебного предмета «Черчение» является формирование приёмов чтения и выполнения различных изображений, позволяющих ориентироваться в современном мире графических информационных средств, приобщаться к графической культуре, овладевать графическим языком как средством общения людей различных профессий.

Реализация этой цели предполагает решение задач:

Формирование у учащихся системы знаний о графических изображениях, видах графической информации, стандартах Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

Овладение учащимися приёмами анализа графической информации об изделиях, чтения в установленном порядке такой информации;

Развитие у учащихся пространственных представлений, эстетического вкуса, воспитание положительных качеств личности;

Ознакомление с компьютерными технологиями, использованием ЭВМ для получения графических документов;

Подготовка учащихся к применению полученных знаний, умений и навыков в школьной и повседневной практике, к конструкторско-технологической деятельности, дизайну.


  1. ^ Содержание образования по учебному предмету «Черчение»

Типы графических изображений. Чертёж в прямоугольных проекциях, эскиз, технический рисунок, вид, сечение, разрез, аксонометрическая проекция, схема, формы представления информации в прикладной графике.

^ Графические системы и средства получения изображений. Графические способы отображения информации о предметах, в том числе путём проецирования. Системы визуальной информации, средства графического языка (изобразительные, знаковые). Порядок формирования изображений (ручной, компьютерный). Правила выполнения конструкторской документации по ЕСКД (графической и текстовой). Чертежи различного назначения, приёмы их чтения.

Формообразование. Объекты графических изображений, их пространственная характеристика. Поверхности и тела, геометрические элементы формы, её анализ, преобразование.


  1. ^ Проверка уровня графической подготовки

Проверка графической подготовленности учащихся осуществляется с помощью текущего и тематического контроля. Общие требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в программе учебного предмета.

5. Состав и структура учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс по предмету «Черчение» для общеобразовательных учреждений состоит:

Из учебной программы;

Учебника, учебного пособия;

Учебно-методических пособий;

Таблиц;

Рабочих тетрадей;

Дидактических материалов;

Аудиовизуальных и электронных средств обучения.

Помните, как обучался чертить линии Алеша Пешков. «Работы у меня было много: я исполнял обязанности горничной, чистил самовар и медную посуду, по субботам мыл полы всей квартиры и обе лестницы. Колол и носил дрова для печей, мыл посуду, чистил овощи, ходил с хозяйкой по базару, таская за ней корзину с покупками, бегал в лавку, в аптеку.

Однажды хозяин пришел в кухню с трубкой толстой бумаги в руке, с карандашом, угольником и линейкой.

Закончишь чистить ножи, нарисуй вот это!

На листе бумаги был изображен фасад двухэтажного дома со множеством окон и лепных украшений.

Вот тебе циркуль! Измеряй все линии, нанеси концы их на бумагу точками, потом проведи по линейке карандашом от точки до точки. Сначала вдоль - это будут горизонтальные, потом поперек - это вертикальные.

Я очень обрадовался чистой работе и началу учения, но смотрел на бумагу и инструменты с благоговейным страхом, ничего не понимая.

Однако, тотчас же, вымыв руки, сел учиться. Провел на листе все горизонтальные, сверил - хорошо! Хотя три оказались лишними. Провел все вертикальные и с изумлением увидел, что лицо дома нелепо исказилось: окна перебрались на места простенков, а одно, выехав за стену, висело в воздухе, по соседству с домом. Парадное крыльцо тоже поднялось на воздух до высоты второго этажа, карниз очутился посредине крыши, слуховое окно - на трубе.

Я долго, чуть не со слезами, смотрел на эти непоправимые чудеса, пытаясь понять, как они совершились.

Отметив красным карандашом разрушения фасада, хозяин дал мне еще бумаги.

Будешь чертить линии, пока не добьешься толку...

Вторая копия у меня вышла лучше, только окно оказалось на двери крыльца. Когда мне, наконец, удалось сделать копию фасада похожей на оригинал, это ему понравилось.

Вот видишь, сумел же! Этак, пожалуй, мы с тобой дойдем до дела скоро...».

Изображение фасада дома, как видим из рассказа, сводилось в основном к черчению ряда взаимно перпендикулярных линий. Их легко нанести без перекосов посредством чертежного прибора, имеющего две линейки, поворотную головку, рычаги (рис. 1) или координатную систему (рис. 2).

Рис. 1. Чертежный прибор с рычагами Рис. 2. Прибор для черчения с координатной системой

Таких же результатов можно достигнуть с помощью рейсшины и угольника. Передвигая рейсшину вверх и вниз по доске, получают любое количество горизонтальных линий; передвигая угольник по рейсшине,- вертикальных. Если нет рейсшины, пользуются линейкой и угольником или двумя угольниками. Вычерчивание параллельных линий только по линейке «от точки до точки» часто ведет к перекосу линий и потере времени примерно вдвое.

Попробуйте сами начертить несколько параллельных линий, пользуясь одной линейкой и линейкой с угольником, а затем сравните результаты.

Основы черчения . Линии (урок 1) - YouTube






Изображение мельницы на реке Семь (17 в.) Чертеж моста и сторожевой башни (17 в.) Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана ІV. Другие изображения – чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета»


История возникновения графических способов изображений и чертежа В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях.


Развитие черчения в России Талантливый русский механик, конструктор и изобретатель И. П. Кулибин () только для выполнения одного из своих шедевров – часов в форме куриного яйца – изготовил несколько десятков чертежей. Чертежи паровоза отца и сына Черепановых (XІX в.) иллюстрируют не только высокий уровень развития инженерной графики в России того времени, но и не менее высокий уровень технической мысли.


Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве. Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка. С которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение»





Материалы, принадлежности, чертежные инструменты. В начале XX была начата работа по механизации рабочего места конструктора. В результате ее появились чертежные машины, чертежные и пишущие приборы различных систем, что позволило ускорить процесс выполнения чертежей.





Загадка о чертежном инструменте Он кружит на одной ноге, Другая пишет по дуге, Вертясь то в профиль, то анфас, Все закругляет он для вас. Проделав полный оборот, Закончит там же, где начнет: К исходной точке подойдет И линию свою замкнет. Железный циркуль был найден на территории Франции в галльском кургане 1 века нашей эры. В пепле, засыпавшем Помпею девятнадцать веков назад, археологи также обнаружили множество бронзовых циркулей. В Древней Руси был распространен циркульный орнамент из мелких правильных кружков. Стальной циркульный резец был найден при раскопках в Новгороде Великом.


Загадка о чертежном инструменте «Для меня резинка, братцы, Лютый враг! Не могу я столковаться С ней никак. Сделал я кота и кошку – Красота! А она прошлась немножко – Нет кота! С ней хорошую картинку Не создашь!» - Так вовсю ругал резинку….(карандаш) Карандаш получил свое название от слияния двух тюркских слов: кара – черный и таш – камень. В 16 веке англичане нашли у себя залежи графита. Хрупкие стерженьки помещали в изящную оправу из тростника или красного дерева и только в конце 18 века, чех Й. Гармут предложил делать пишущие стержни из смеси измельченного графита и глины. Стержни для письма назвали «кохинор» - «не имеющие равных».


Треугольники и линейки Все отрезки мне друзья – Маленький и длинный… Кто узнал? Линейка я. Инструмент старинный. Всех их и не вспомню я, Столько предков было. В Древнем Риме – линия, На Руси – правило… Познакомить вас с родней Я здесь не премину: Треугольник – братец мой, А сестра – рейсшина. Многим, кто меня узнал, Пригожусь я всюду, Нанесите много шкал – Я масштабной буду.


Транспортир – инструмент для градусного измерения и вычерчивания углов, изготавливаемый из жести или пластмассы. Лекала Лекало – тонкая пластинка с криволинейными кромками, служащая для вычерчивания кривых (лекальных) линий, которые нельзя провести с помощью циркуля. Транспортир и лекала

Тема: Предмет «Черчение»

Цель урока: Ознакомить учащихся с историей развития чертежа и на конкретных примерах показать значение черчения в практической деятельности людей. Обобщить знания учащихся о графических изображениях,принятых в черчении. Расширить имеющиеся у учащихся сведения о чертежных инструментах, принадлежностях и материалах.

Учебные пособия, принадлежности и материалы.

Для учителя: учебная таблица, образцы обязательных графических и практических работ, выполненных учащимися выполненных учащимися в предыдущие годы, демонстрационные модели, образцы производственных чертежей,экранные материалы и соответствующая аппаратура. Следует также иметь комплект чертежных инструментов и принадлежностей,необходимых учащимся.

Для учащихся: учебник, тетрадь.

План урока:

1.Организационная часть -8мин.

2.Беседа с учащимися-20 мин.

3.Просмотр кинофильма « мин.

Ход урока.

Поскольку данный урок является первым,надо особенно тщательно подготовиться к нему, принять все меры к тому,чтобы максимально сосредоточить внимание учащихся.Нужно проверить наличие учащихся в классе, их подготовку к первому уроку (как обеспечен каждый школьник необходимыми принадлежностями и материалами).

На первом же уроке необходимо в каждом классе выделить из учащихся трех лаборантов для каждого ряда парт,обязанности которых - следить за готовностью рабочих мест учащихся, а также собирать и выдавать работы. После этого нужно перейти к изложению учебного материала. Прежде всего надо рассказать школьникам,что на уроке черчения они научаться выполнять и оформлять чертежи, а также понимать,или как говорят,читать. В школьном курсе черчения,что они будут изучать теоретические основы построения различных изображений, овладеют приемами работы чертежными и измерительными инструментами,научаться выполнять изображения от руки.

В ходе непринужденной беседы выясняется,что учащиеся ознакомились со многими графическими изображениями в школе. Например,на уроках изобразительного искусства когда выполняли с натуры рисунки предметов. На уроках математики, географии. На уроках физики, а также на занятиях по техническому и обслуживающему труду широко применяются схемы. Полезно подчеркнуть,что знания полученные на уроках черчения,пригодятся школьникам при изучении других школьных дисциплин. Они могут понадобиться в будущем,когда они будут работать на заводах, стройках.

Затем показать образцы обязательных графических и практических работ,

выполненных учащимися в предыдущие годы. Необходимо пояснить учащимся,

что на протяжении всего времени обучения часть графических работ они будут выполнять на чертежной бумаге А 4 , а некоторые из них в рабочей тетради.

Объяснить как и при помощи каких инструментов и принадлежностей выполняются те или иные графические изображения, как нужно готовить все необходимое к уроку. Подготовку инструментов к работе показать в натуре,

а приемы работы - по учебной таблице или учебнику. Можно продемонстрировать

некоторые приемы работы чертежными инструментами на классной доске.