Домой / На отношения / Венец из терна. Символ на обложке

Венец из терна. Символ на обложке

Христианская реликвия, хранящаяся в Соборе Парижской Богоматери по Франции.

Венец из терния, согласно трем Евангелиям - от Матфея, Марка и Иоанна - был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами перед распятием.

От Матфея, 27:29: «и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!».

От Марка, 15:17: «и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него».

От Иоанна, 19:2: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу».

О том, как и когда венец был снят, в Евангелиях не говорится.

Терновый венец входит в группу христианских артефактов, называемых Орудия Страстей. Это - атрибуты мученичества Иисуса Христа, «предметы поругания», которому Спасителя подвергли перед распятием.

История обретения

Считается, что первый документ, кроме Еванигелий, в котором упоминается Терновый венец, относится к 409 году. Тогда венец хранился в Иерусалиме. В рассказах паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, есть упоминания о Терновом Венце.

Терновый венец в хрустальном окладе. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1063 году венец перевезли в Константинополь, в императорский дворец. В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, Византия была разделена на несколько государств,одним из которых стала Латинская империя. В 1228 году реликвия оказалась в руках у ее правителя Балдуина II, который за долги заложил венец в Венецианский банк, и тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за колоссальную сумму - 135 тысяч ливров. Людовик IX встретил процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 километров от Парижа, и сняв королевские регалии, босиком в простой тунике, весь путь до Парижа нес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) - один из шедевров готической архитектуры (стоила эта часовня втрое дешевле, чем Терновый венец).

В ней венец хранился до конца XVIII века, когда началась франзуская революция. Во время уличных столкновений часовне был нанесен сильный ущерб, и в 1809 году Терновый венец перенесли в Собор Парижской Богоматери, где он хранится по сей день.

Реликварий Нотр-Дам де Пари. Фото: Commons.wikimedia.org / PHGCOM

Что представляет собой Терновый венец?

Реликвия представляет собой кольцо из терновника, диаметром чуть более 20 сантиметров, помещена в особый контейнер - оклад из хрусталя и золота, повторяющий контур венца, который, в свою очередь, помещается в золоченый реликварий. В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца. В Нотр-Дам де Пари существует специальная должность - главного хранителя Тернового венца, который и руководит процессией.

Чин выноса совершается так: из ризницы храма выходят рыцари и дамы в черных одеждах, затем - хранители венца и католические священники. Терновый венец, извлеченный из реликвария, а также частицу Креста Господня и Гвоздь распятия проносят по собору, после чего возлагают на престол, и начинаются чтения Евангелия Страстей Господних, во время которых исполняются песнопения под аккомпанемент органа.

Поклонение Терновому венцу в Нотр-Дам де Пари. Фото: Официальный сайт Собора Парижской Богоматери

Когда чтения и песнопения окончены, начинается поклонение Венцу, во время которого верующие могут приложиться к святыне. Сам венец не покидает Нотр-Дам де Пари, однако его частицы вывозят для . Для поклонения частицу обычно закрепляют на иконе Христа.

800 лет назад Святой Терновый венец был захвачен крестоносцами в Константинополе. В скором времени король Франции, Людовик Святой, выкупил его за небывалую цену – половину годового государственного бюджета страны.

В момент прибытия выкупленной святыни во Францию Людовик IX Святой торжественно встретил реликвию в 40 километрах от Парижа. Король снял с себя все королевские регалии и обувь. Он понес на плечах реликвию в Париж, будучи босым, в одной рубашке, взволнованный и со слезами на глазах, в сопровождении большой торжественной процессии.


Реликварий Тернового венца на афише выставки в Кремле

Святой Терновый венец хранится в реликварии, который представлен на выставке в Музее Кремля “Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель”.

  • Святой Терновый венец – венец из ветвей растения с шипами (терниями), согласно Евангелиям был водружен на голову Иисуса Христа римскими воинами, чтобы усугубить его страдания. Венец всегда был символом силы, правления и почета. Изготовление его из терновника вместо традиционного лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков великим героям, было позорным актом издевательства над Сыном Божьим.
  • Реликварий – вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение

Реликварий тернового венца на выставке в Московском кремле “”Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель”

Произведение: Реликварий Святого Тернового венца

Дата и место создания: Париж, 1806

Материалы: Золото, серебро, хрусталь

Диаметр произведения: 28,2 см

Место постоянного хранения: Сокровищница собора Парижской Богоматери

Во времена правления Наполеона Бонапарта был создан данный реликварий в виде кольцеобразной колбы из горного хрусталя для размещения в нем венца. Перемещение святыни в колбу было произведено 6 августа 1806 года в присутствии кардинала Беллуа, архиепископа Парижского.

“Обруч” из тростника, внутри которого закреплены терновые ветви, был помещен в первый реликварий из хрусталя, разделенный по окружности на две половины, оправленные в обод из золоченного серебра. Эти две части соединены тремя креплениями в виде растительного орнамента также из золоченного серебра.


Первый реликварий Тернового венца

Вся описанная выше конструкция помещается во второй реликварий формы земного шара из золоченной меди, который сейчас также хранится в сокровищнице парижского собора Нотр-Дама. Второй реликварий поддерживают три ангела и венчает крест, фигура коленнопреклоненной Веры и лев, символ “колена Иудина”. Второй реликварий выполнен в форме средневековой королевской короны, покоящейся на массивной подставке с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Терновым венцом: императрицы Елены, императора Латинской империи Балдуина II и Людовика IX Святого , держащего в руках доставленную в Париж святыню.


Оба реликвария были сделаны одним ювелиром – Жаном-Шарлем Кайе (1772-1849).

По задумке и воплощению автора, поскольку терновый венец находился внутри глобуса, внешне он не был доступен для обозрения публики. Возможно именно по этой причине в 1862 году был сделан новый внешний реликварий Эженом-Эммануэлем Виолле-ле-Дюком при содействии скульптора Жоффруа-Дешома. Замысел был осуществлен ювелиром П. Пуссиельг-Рюсаном. С этого времени посетители могли внешне видеть реликвию.

Реликварий тернового венца (не экспонируется на выставке в Кремле)

Стиль

Все реликварии созданы в стиле ампир , появившийся в послереволюционный период наполеоновской Франции.

  • Ампир происходит от французского empire «имперский стиль». Основные источники творческого переосмысления и вдохновения – искусство архаики Древней Греции, искусство императорского Рима и Древнего Египта. В античности Ампир черпал, с одной стороны, монументальность и лаконизм, а с другой – идею утверждения императорского величия посредством соответствующих атрибутов и символов .

Реликварий тернового венца в Соборе Парижской Богоматери (не экспонируется на выставке в Кремле)

История приобретения Тернового венца Людовиком Святым

С IV до середины XI века Терновый венец был доступен для поклонения в Сионской церкви. Потом венец перенесли в Константинополь. После того, как в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, в их руки попал и императорский дворец Константинополя Буколеон с часовней, в котором хранились реликвии, количество которых их потрясло . Но самый важный комплекс – реликвии Страстей.

Есть описание, сделанное рыцарем Робером де Клари, который перечисляет все, что они увидели в императорской часовне во дворце: терновый венец, большой фрагмент истинного креста, копье Лонгина, губка, пропитанная уксусом и желчью, которую подавали Христу, гвоздь от Распятия. .. Там было немало и других святынь, связанных и с почитанием Богородицы, и с другими святыми.

Крестоносцы отдавали себе отчет в ценности этих реликвий, которые были немедленно поставлены под охрану и перешли в собственность новых императоров Латинской империи (просуществовавшей с 1204 по 1261 год). Но они постепенно начинают реликвии закладывать и продавать, поскольку их положение крайне непрочное в силу того, что у них мало и военных, и финансовых сил.

Латинский император Балдуин II сильно задолжал Венеции и предложил ей венец в качестве компенсации, но в итоге терновый венец был продан Людовику Святому, который обошелся вдвое дороже, чем последующее возведение Сент-Шапель. Причем когда Балдуин II приехал на переговоры во Францию для ведения переговоров, его бароны уже заложили терновый венец венецианцам. Его выкупают у них. На нашей выставке в Кремле представлена грамота о залоге венца итальянскому банкиру Никколо Квирино – удивительный документ той эпохи.

Терновый венец, полученный от латинского императора Балдуина II, Людовик IX Святой торжественно встретил 10 августа 1239 года в городке Вильнёв-Аршевек, что в 40 километрах от Парижа. При этом Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь, а потом, босой, в одной рубашке, взволнованный и со слезами на глазах , вместе со своим братом Робером д’Артуа и в сопровождении большой торжественной процессии, понес реликвию на плечах.


Сент-Шапель на острове Сите в Париже

Сент-Шапель

После в рекордные сроки, за неполных три года, для святых реликвий в центре Парижа, на острове Сите, была воздвигнута часовня Сент-Шапель (Sainte-Chapelle, или Святая часовня) - один из шедевров готической архитектуры, на строительство которого было затрачено еще больше денег, чем та сумма, в которую был оценен Терновый венец Иисуса Христа.

Сент-Шапель представляет собой часовню-реликварий, выполненную в готическом стиле. Она имеет сравнительно небольшие размеры: 35 метров в длину и 11 метров в ширину. При этом эта часовня, шпиль которой уходит в небо на 75 метров, сейчас занимает третье место по посещаемости в Париже и считается одной из самых красивых небольших готических церквей в мире.

За свою легкость и красоту Сент-Шапель по праву считается шедевром французской готики.


Во время Великой французской революции часовня Сент-Шапелль была закрыта. Некоторое время она использовалась как хлебный склад, а затем была приспособлена под судебный архив. Начиная с 1790 года не раз поднимался вопрос о ее сносе, но, к счастью, это варварское мероприятие не было осуществлено.

Судьба реликвий из Сент-Шапель плачевна. Большая часть погибла в ходе Великой Французской революции: реликварии были переплавлены, а реликвии выброшены. Терновый венец уцелел благодаря тому, что его передали в Национальную библиотеку Франции, но вынули из реликвария (тот представлял собой большую готическую корону с драгоценностями), а сам венец разломили на три части.

Вернулась реликвия в начале XIX века уже в Нотр-Дам, в ведение архиепископа парижского. Сент-Шапель перестала быть действующей часовней даже после реставрации монархии.

История реликвария Святого Тернового венца

За несколько недель до коронации в соборе Парижской Богоматери Наполеон Бонапарт решил продемонстрировать Французской церкви свою благосклонность.

В 1801 году Наполеон передал его парижскому архиепископу с другими реликвиями. Эти бесценные предметы из коллекции короля Людовика IX Святого, все они были связаны с распятием и погребением Иисуса Христа. К перечню святынь прилагалась большая картонная коробка. В ней-то ошеломленный каноник и обнаружил сваленным в кучу то, что до сих пор считается едва ли не самым главным из реликвий христианского мира.

Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения хрупкой святыни.

Терновый венец был заключен в запаянный хрустальный круглый корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения.

Так в сокровищнице собора Парижской Богоматери оказался Терновый венец.

С тех пор в первую пятницу каждого месяца (в три часа дня), а также в Страстную пятницу католического Великого поста (с десяти утра до пяти вечера) эти реликвии выносят для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Людовик Святой с Терновым венцом

Значение приобретения Тернового венца для Франции

Приобретение Тернового венца было новым политическим капиталом для Франции и династии Людовика Святого, династии Капетингов. Людовик прекрасно осознавал, что необыкновенно поднял свой престиж и во Франции, и в европейском масштабе . Хотя паломническая карта Европы очень богата, но реликвии Страстей в этой иерархии стоят выше всего.

Венец Спасителя хранится во Франции с XIII века.

Терновый венец (французы называют его Sainte Couronne - Святая корона).

Когда король строил Сент-Шапель, то сделал ее дворцовой капеллой, подчеркивая, что лично он обладает святынями.

В глазах его современников эти реликвии освящали и защищали всю Францию. Их присутствие – важный фактор формирования национального самосознания французов.

Достаточно быстро Людовик Святой стал отделять от тернового венца шипы и рассылать их и в пределах Франции (например, в аббатства, которые он основывал), и за ее пределы . Скажем, в Ассизи, город, связанный с именем Франциска Ассизского, которого он очень почитал и отправил туда и часть ризы, и один из шипов венца (он до сих пор там хранится). Он хочет связать христианский мир почитанием общих реликвий. Сейчас розданные им шипы находятся и во Франции, и в Швейцарии, и в Италии, и в Англии.

, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе

Все лекции цикла можно посмотреть .

Терновый венец – одна из самых удивительных святынь, которая сейчас в настоящий момент находится в очень известном соборе в Париже – Нотр-Дам де Пари и выносится каждую первую пятницу один раз в месяц ровно в три часа, в то время, когда Господь наш Иисус Христос умер на кресте, является конечно безусловно одной из самых важных святынь, не только для западных, но и для восточных христиан. Тем более, что эта святыня была привезена в Париж из Константинополя. Что же это за святыня?

Надо сказать, что о терновом венце упоминают все четыре евангелиста. Она очень важна, то есть, раз они упоминают – это очень важная часть описания страстей Господа. В чем же его важность? Дело в том, что, когда римские воины водрузили на главу Спасителя терновый венец, тут два толкования богословское и историческое. Богословское в том, что понятно – терновый венец – это была такая шуточная коронация, страшная шутка, которую сыграли с Христом римские воины. Мы помним, согласно Евангелию, они падали на колени и кричали: «Радуйся, царь иудейский» и совершали такую шутовскую пародийную коронацию, которую в то время проходили римские цезари, им на главу одевали лавровый венец, венец из лавра – символ величия, власти, победы и в принципе это символ царства был, как и жезл. Помните, Христу еще давали в руку палку – это то, что вручали при коронации цезарю, когда вручали ему жезл. И вот в эту страшную игру… традиция этой страшной игры к сожалению, существовала, она описана у разных античных авторов в то время, это такое развлечение римской казармы. И тут есть и богословское толкование того, что не только иудеи, но и весь остальной мир, в лице римских воинов конкретно, отверг Христа. То есть, Христос был отвержен всем миром. Но после Его воскресения терновый венец становится, как и крест, как и гвозди, как и копие, становится как раз символом победы жизни над смертью и уже об этой святыне, как о находящейся в Сионской горнице, упоминают паломники VI века.

Совершенно точно уже документально после иконоборческого кризиса святой терновый венец оказывается в Константинополе, и он находится в очень известной церкви до 1204 года, где настоятелем был очень известный человек, епископ, интеллигент – Николай Месарит. Именно он, описавший погребальные пелены Господа, описывает и терновый венец. Причем тут описано так по-византийски, что он его называет благоухающим и процветающим. И тут мы не понимаем, то ли это действительно византийское плетение словес, такая литературная гипербола, то ли действительно терновый венец являл чудо и во время таких выносов, особенно в Страстную пятницу для всеобщего поклонения в Константинополе, являл чудо и процветал – есть и такое мнение. С 1204 года после того, как Константинополь был варварски захвачен крестоносцами, терновый венец оказывается сначала во владениях латинского императора, дело в том, что с 1204 по 1261 год в Константинополе была Латинская империя. Николай Месарит кстати осуществлял контакты между латинянами и греческой партией, они пытались одно время договориться. И терновый венец, как очень важная святыня, находился в руках Латинского императора. Однако содержать империю было вещью достаточно малодоходной, мягко говоря, единственный, кто нажился очень хорошо на этом крестовом походе – это были все те же венецианцы, венецианские банкиры и он постоянно вынужден был брать в долг для того, чтобы империю свою содержать, в том числе и защищать от разных, к примеру, от монголов. И в итоге он брал в долг у венецианцев и как залог, что долг будет возвращен, он заложил терновый венец.

Но одновременно написал своему кузену замечательному королю Франции Людовику IX, который прославлен в Католической Церкви, как святой такое письмо, что святыня сейчас находится в руках венецианцев, хорошо бы, чтобы франки хоть что-то получили от этого крестового похода, хоть святыни остались в их руках. И действительно король – это человек очень горячего искреннего сердца, живой веры. Он вступает в переговоры с венецианцами, причем переговоры были очень интересные, очень интенсивные. Венецианцы сразу поняли, насколько важна именно эта святыня именно для этого короля и заломили такую цену, что просто-напросто Людовик IX при всем желании, Франция была тогда государством очень благополучным, не мог ее выплатить. Некоторые говорили, что это почти годовой доход Франции. Когда переговоры зашли в тупик и когда венецианцы осознали, что тут может не получиться ничего, они скинули цену, но добавили такое условие, что большинство шипов останутся в их руках и будут в качестве дара, либо еще как-то распространены по всем храмам прежде всего Европы. И действительно шипы от тернового венца, их насчитывают от 63 до 70, сейчас находятся в разных местах, и в Венеции, и в Лиссабоне, и разумеется в том же Париже. Итак, король бы не простачок, он прекрасно знал, с кем имеет дело, поэтому два доминиканских монаха, которые видели терновый венец еще до того, как был захвачен Константинополь крестоносцами, отправляются с очень надежным отрядом непосредственно к венецианцам, забирают у них терновый венец и каждый из них по 12 часов, один спит, другой следит.

И с такими предосторожностями святыню привозят к Парижу, сам король, об этом сохранились замечательные, очень теплые воспоминания очевидцев, сняв с себя все регалии королевского отличия вместе со своим братом, даже снял верхнюю одежду, в простой рубашке, босой взял эту святыню и вместе со своим братом герцогом Орлеанским нес на руках с молитвой, плакал, люди вокруг плакали. В общем, это было очень трогательное описание. И более того, в Париже в дворцовой капелле Людовик отстраивает замечательную церковь, которую и сейчас можно видеть – это один из шедевров готического искусства, жемчужина Сент-Шапель специально для хранения тернового венца.

Уже при жизни Людовика зафиксировано более 300 явных чудес, исцелений, которые происходят от этой святыни. Да и сам Людовик этому тоже очень большое количество свидетельств имеется, в том числе и описательных, получил исцеление от тяжелой смертельной болезни именно от тернового венца. И с тех самых пор терновый венец становится одним из символов Парижа прежде всего. Он так, или иначе… к примеру, строит Жюль Ардуэн-Мансар Людовику XIV храм Людовика святого, когда уже Людовик святой был прославлен, он устанавливает ему скульптуру и в руках Людовик держит терновый венец. Впоследствии в XIX веке, когда прославляется опять же Жанна д’Арк на холме Монмартр изображение опять же Людовика с терновым венцом. То есть он в Париже почитается и почитается вплоть до французской революции – это очень известная святыня и даже один из выдающихся ученых — Блез Паскаль, которому вера не мешала быть великим ученым, ни коим образом. Как раз приходит к вере благодаря чуду, которое произошло от тернового венца, случилось оно с его племянницей, когда девочка очень сильно заболела, у нее гноился глаз и хотели глаз удалять – это была очень болезненная и опасная операция и привезли терновый венец в монастырь Пор-Рояль, где была сестра Блеза Паскаля, там она была монахиней и девочка приложившись исцелилась. Это самого Паскаля, которую всю ситуацию знал и видел, как все-таки человек образованный, ученый, его это настолько поразило, что благодаря этому он уверовал, причем уверовал горячо, глубоко и даже такая у него была своя печать – крест в обрамлении тернового венца и слова апостола Павла: «Знаю во что уверовал».

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится Терновый венец Иисуса Христа – терновник с острыми шипами был возложен на голову Спасителя, усугубляя Его мучения.

Образ Иисуса Христа с терновым венцом – образ страдания, ведь венец был «шутовским» коронованием и являлся орудием пытки. Но это и предмет почитания и надежды. Почему – вы узнаете в этой статье.

Терновый венец Иисуса Христа: значение и история

Терновый венец – одно их оружий, которым издевались над Христом римские воины. Об этом написано у трех из четырех Евангелистов:

«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)

То есть, римляне сплели Ему венец именно затем, чтобы унизить, а не только ради боли. Все атрибуты этого момента свидетельствуют о том, что над Господом смеялись, это было такое развлечение. Плевали ему в лицо, били по голове, надели багрового цвета верхнюю одежду, дали в руки трость, короновали венцом – изображая жалкое подобие атрибутов земных царей, — и смеялись над Царем, который сотворил и небо, и землю, и их самих. «Радуйся, Царь иудейский». Что может быть обиднее и подлее. Словно сам сатана развлекался вместе с ними, и солдаты, сами того не понимая, упивались дьявольским весельем, сделав из обыденных для них пыток, которые были положены для всех, кого вели на распятие, — наслаждение. Это была крайняя степень поругания, словно опасаясь упустить хоть что-то, возложили терновый венец – как заключительный штрих к невыносимой тяжести мучений.

12 страстных Евангелий – те отрывки из Четвероевангелия, которые посвящены непосредственно страданиям – читаются накануне Пасхи. Пожалуй, это самая торжественная служба, превзойти которую может лишь Воскресение Христово. Безумство для мира – как страдания могут быть поводом для торжества, как это может быть блистательным и славным, когда случилась самая позорная смерть из мыслимых, самая унизительная. Когда оплевывали, неистово терзали свои же соплеменники. «Кровь Его на нас и на детях наших» — сказал иудейский народ. Только спустя тысячелетия мы начинаем понимать, как сбывается это отречение. Только зная эту фразу, понимаешь, как могло выйти из ада такое немыслимое зло как Освенцим…

Но христиане верят и твердо знают, что Бог перетерпел такие страдания ради нас, чтобы спасти и научить всякой добродетели. Очень полезно помнить об этом чаще: как можно обижаться, зная это? Как оставаться черствым и надменным, когда ты видишь Его Таким, заставленным терпеть невыразимые муки – тут и камень станет как теплый воск.

Где хранится терновый венец Иисуса Христа

Одна из величайших святынь христианского мира находится в красивейшем месте. Славный город Париж хранит святыню в великолепном готическом Соборе парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари). Не многие знают, что кроме знаменитых витражей и химер, скрытая от посторонних глаз, здесь находится святыня такой величины, что перед ней меркнут все достижения поистине шедеврального готического искусства. Что и говорить, даже не все парижане знают об этом.

До X века Терновый венец Христа, как и большинство христианских святынь, хранился в Константинополе. После захвата латинянами он оказался в венецианском банке. В 1238 году король Людовик IX выкупил святыню из банка, куда ее поместил под залог латинский завоеватель Византии Балдуин II, за половину годового дохода всей Франции – 135 тысяч ливров. Он встретил Венец за 40 км от Парижа и, сняв королевские регалии и обувь, нес ее на плечах. За его любовь к Богу Людовика IX прозвали Святым.

Во время революции святыню, пытаясь спасти от обезумевшего Парижа, разрезали на три части. Все они уцелели. Венец помещен в футляр из хрусталя с золотым орнаментом, по уровню разрезов находятся непрозрачные скобы.

Спаситель в терновом венце: икона

Икона Спасителя в терновом венце пришла в православную культуру из католической церкви, где это изображение было очень популярным и начало распространяться еще в 13 веке, сразу после покупки Людовиком IX. В русской иконографии образ появляется после реформ Петра I и усиливается в 19 веке. У христиан пользуется популярностью эмоциональный портрет Христа в венце «Се человек», написанный Гвидо Рени в 17 веке. На нем Христос изображен с поднятой чуть наклоненной головой, с закатившимся взором. Изображение передает момент физической боли, телесных страданий Спасителя.

Терновый венец Иисуса Христа напоминает нам каждый раз о том, как мы можем помочь себе быть снисходительней по отношению к другим людям. Ведь стоит только задуматься над глубиной пережитого Спасителем и смыслом всех этих страданий, как становится очевидным – христианство не может быть выдумано. Это просто нельзя придумать. Невинный взял на себя все раны мира, чтобы искупить виновных. Безгрешный пришел на землю, чтобы искупить от греха и смерти. Вся современная культура, известные нам ценности, понятие свободы, человеческого достоинства – все, что дорого для современного прогрессивного человека – все это родилось из христианства. Как часто мы вспоминаем об этом?

Терновый венец — мученичество, страдание, пытка, терзание, боль. Происхождением словосочетание обязано Библии, точнее Новому завету. Считается. что лавровый венец, венок из терна, возложили на голову Христа римские солдаты перед казнью, чтобы добавить ему мучений. Об этом рассказано в трех Евангелие: от Матфея, от Марка, от Иоанна

Евангелие от Матфея, 27

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие

Евангелие от Марка, 15

16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его

Евангелие от Иоанна, 19

1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам

    Тёрн, или Терновник, или Слива колючая - кустарник высотой 3,5-4,5 метра. Ветви покрыты колючками. Разрастаясь образует густые колючие и труднопроходимые заросли. На Ближнем Востоке терновник высаживают в качестве ограды. Ветхозаветные предания гласят, что Моисею, бежавшему из Египта, явился из горящего тернового куста сам Бог

    Матфей, Марк, Иоанн, а так же Лука — ближайшие ученики Иисуса Христа, апостолы. Их ещё называют евангелистами, потому что они - авторы четырёх канонических Евангелий (благих вестей)

Кто есть апостолы?

В деле своего общественного служения Иисус избрал учеников. Они называются святыми апостолами. Христос объяснял апостолам учение о Боге, расскрывал истины христианства. Апостолы были с Христом во время его чудес, а также в главные и важнейшие моменты его жизни. Иногда Христос брал с собой трех учеников в качестве свидетелей его великих чудес. Так, например, Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями преображения Иисуса Христа, воскресения дочери Иаира.
Среди апостолов выделяют 12 и 70 человек. Первыми на апостольство были призваны Андрей Первозванный, Петр, Иоанн, Иаков Зеведеев, Матфей, Филипп, Варфоломей, Симон Зилот, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Матфий. Они именуются апостолами от 12-ти. Позднее Христом было избрано еще 70 апостолов. Апостолы, то есть «посланники, послы»; их задачей было разрешать человека от грехов, крестить народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Что такое канонические Евангелие?

Это те евангелие, которые признает христианская церковь. Они признаны таковыми и внесены в Новый Завет в 325 году первым Никейским собором, созванным при поддержке римского императора Константина Великого. Кроме канонических Евангелие существуют ещё Апокрифические Евангелия

Что такое апокрифические евангелие?

Это раннехристианские тексты (различные евангелия, послания, откровения), не признанные «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшие в библейский канон, например Евангелие от египтян, Евангелие от ессеев, Евангелие от евреев, Евангелие от Петра, Евангелие от Марии, Евангелие от Никодима, Евангелие от Филиппа, Евангелие Иуды, Евангелие от Фомы

Что такое библейский канон?

Это совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными. Книги, входящие в библейский канон, составляют в христианстве Священное Писание и служат первоисточниками и нормами веры. В библейский канон входят книги Ветхого завета и Нового завета. Книг Ветхого завета 41, книг Нового завета 27

Что значит для христианской церкви Первый Никейский собор?

Никея (сегодня город Изник в Турции). Первый Вселенский собор в истории христианства. Провозглашено окончательное отделение от иудаизма, приняты символы веры, выходным днём назначено воскресенье вместо иудейской субботы, определено время празднования Пасхи, осуждены ереси, в том числе арианская

    Символ веры — формула вероисповедания: Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого….