Домой / Снять / Кто занимается алхимией. Алхимия

Кто занимается алхимией. Алхимия

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Алхимия для начинающих

    ✪ Occultus [Алхимия] #1

    ✪ "ДУХОВНА АЛХИМИЯ" част І, 18.05.2018

    ✪ Головин Алхимия

    ✪ Алхимия жизни. Регенерация тела и тайна питания | Встреча с Дмитрием Лапшиновым

    Субтитры

    Это очень интересная тема. Если человек это не сможет принять – он никогда не сможет начать. Часто люди вначале пытаются дотошно записывать, пытаются разобраться, в том, что им надо делать. А я говорю: «Вы всё равно будете делать неправильно, как бы вы ни записывали». Даже если вам записать 10 видео уроков, вы будете смотреть и всё равно будете делать неправильно. Даже если вы будете смотреть в зеркало, вы всё равно будете делать неправильно. Почему? Первый момент – вы используете сознание, которое у вас ещё не подготовлено. То есть, мало того, что вы воспринимаете ещё не так, как надо воспринимать, так вы ещё и накладываете свою правильность в это, типа «я вот считаю, что нужно делать так» или считаете, что вы всё понимаете, как часто человек говорит, что он знает, понимает. Развитие начинается, когда достигнута срединность в мозге, то есть сосредоточенность, опирающаяся на реальные геометрические показатели, физические показатели, биохимические показатели. В противном случае человек использует уже наработанную или имеющуюся модель в мозге. И по сути, всё, что мы делаем, оно лишь наполняет то, что и так есть. Это особенно проблема с пассионариями. Они приходят, у них и так достаточно энергии, понимания, образования и они очень быстро наполняются тем, что есть и им становятся понятно и даже неинтересно. А в реальности что они сделали? они наполнили имеющееся или дополнили и, в принципе, не смогли стать выше этого. Первый показатель того, что человек неправильно занимается - это отсутствие у него нарабатываемого внимания, и здесь ловушка. Потому что каждый может сказать «Я во внимании; я понимаю, что такое внимание». А здесь очень просто понять: цепляете ли вы своим сознанием любое слово, сказанное вам; или вы отключаете своё сознание, чтобы не цеплять своим сознанием все те слова, что говорят люди, не ответствуя при этом за свои слова. Мозг, особенно для женщины, должен работать по принципу «включился-выключился», выключился на матке – включился на мозге. Поэтому для женщины важно наработать фокусировку. Фокусировка хороша тем, что она требует наведения-цель- отпустили; наведение мозга в цель - отпустили. Так нарабатывается внимание. Второе. Люди не могут правильно начать заниматься, потому что у них не простроена циркуляция энергии. Следовательно, они будут опираться на циркуляцию энергии, которая у них есть. И сколько не добивайся от человека правильного положения, движения – а энергия не циркулирует. А это физическое обоснование. Это не просто там какая-то энергия куда-то циркулирует, а она опирается на мозг, выстроенный мозг понимает, следует и самое удивительное – чувствует это движение, которое объединяет его тело или не объединяет. Энергия это не общее, а даже если она что-то общее, то это не имеет значения для практикующего, пока он не начнёт понимать не просто эти потоки внутри себя, а как этими потоками можно управлять. Следовательно, человек будет развивать, может быть, не выстроенную циркуляцию энергии, или нарушенную циркуляцию энергии, и зачастую, делать ещё хуже себе. При этом человек будет считать, что он занимается в лучшей школе, у лучшего мастера, и всё должно быть правильно. Нет. Сегодня это не помогает. Сегодня каким бы ни был крутым мастер, всё зависит от ученика, или можно ли научить занимающегося ученика правильно обучаться. Если это добивается, то потом – да. Потом возможно и нужен тот, кто обучает, но до этого тот, кто обучает не нужен, нужны вы, обучающиеся. Вы должны совершенствовать искусство обучения, а не заниматься коллекционированием знаний, техник и прочего. Третье. Нарушение в теле. У человека может быть нарушена мышечная, сухожильная или костная система, и если он начинает опираться на тело, при этом упускает мозг, упускает поток энергии – и тело ещё больше уводит в сторону. То есть человек становится зависим от ощущений, которые ему даёт тело, но при этом он не понимает: правильное у него тело или неправильное. И практика становится эмоциональной, то есть либо ему нравятся эти движения, либо нет. То есть три условия, которые объясняют очень важное. Для любого начинающего, как бы он не хотел, первое время он всё равно будет делать всё неправильно. Сколько может продлиться это время? Я считаю в современном обществе, наблюдая 30 лет, как занимаются люди – минимум три года. Конечно, всё зависит от возраста и блокировки тела, но минимум три года, чтобы человек перенастроил себя, кому-то надо пять лет, а кому-то и двадцать не хватит, но минимум такой. Для этого требуется терпение и это первое, что нужно познавать. То есть как, занимаясь неправильно – заниматься правильно, это второй момент. Что нужно знать человеку, который знает, что он неправильно занимается? Первое – он должен знать, что он занимается неправильно, он должен это принять. Второе – он должен понимать направление. И первое здесь – это мозг, второе это энергия и третье – это тело, но они не должны быть отсечены друг от друга. Потому что самое важное здесь – заниматься с телом. А как же так, если первичен мозг? А в этом-то и хитрость, что занимаясь телом, нужно заниматься через мозг и через энергию, а не заниматься телом, как просто телом. Потому что если человек будет заниматься только мозгом, он всё равно будет опираться на те отделы мозга, которые у него развиты. То есть КПД и качество должны определятся той сосредоточенностью и заданиями, над которыми вы работаете. Второе, человек должен параллельно убирать отвлечения, которые уже регулируют его жизнь. В первую очередь на уровне регулирования своего времени и на уровне регулирования своего питания. Третье, у человека должен быть ритм, направленный на изменение себя. То есть, у каждого растения есть ритм, по закону которого она растёт. Если вы не выстроите базовый ритм, который исходит из задач: убирать отклонения, мобилизовать себя и формировать усилие – то ничего у вас не получится. И самое важное. Первая часть, если вам всё нравится, что вы делаете – здесь может быть опасность. Так как если человек не привык сосредотачиваться, то это его может утомлять, может ему надоедать, может ему не нравится. Конечно, многое зависит от того, где человек занимается, какое поле, в котором он занимается и организация места или пространства для практикующего –всё это очень важно, и в чём он занимается, и где он занимается, а уж потом – как он занимается, то есть элемент подготовки. Но сегодня человеку принять идею, что куда бы он не пошёл, он будет делать всё неправильно – невозможно. Это не позволит эго, наработанный опыт и всё остальное. Это работа. Но если это не начинать – то никогда и не реализовать это дело.

Этимология

Слово «алхимия» попало в европейские языки из араб. الكيمياء ‎ (’al-khīmiyā’ ), которое, в свою очередь, было заимствовано из среднегреческого (χυμεία - «флюид» , χυμος - «сок», χυμενσιζ - «литьё» ) либо восходит к самоназванию Древнего Египта - Кеме или Хем; изначально слово, по-видимому, должно было означать нечто вроде «египетского искусства».

История алхимии

Александрийская алхимия

Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II-VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля .

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялось соответствующее небесное светило:

  • серебро - Луна ,
  • ртуть - Меркурий ,
  • медь - Венера ,
  • золото - Солнце ,
  • железо - Марс ,
  • олово - Юпитер ,
  • свинец - Сатурн .

Небесным покровителем алхимии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес .

Центром алхимии того периода считался храм Сераписа , при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки . Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имена которых дошли до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса , Зосима Панополита , Олимпиодора . Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру . Болос впервые высказал идею трансмутации металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату » - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Алхимия на Арабском Востоке

Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне , как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие , развил учение о нумерологии , связав арабские буквы с названиями веществ.

Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове

Проникновение алхимии в Европу

Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в г.).

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235-1313), Раймунда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.).

Алхимия в эпоху Возрождения

В XIV-XVI вв. алхимия всё теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс . Он впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.

В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI , Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды , ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии , первоначальных элементов : четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского () начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало - «соль » (движение).

Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов : земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет и её сульфид - киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна » (один из смыслов - «колесница ртути», «учение ртути») - индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») - название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее , совпадает с именем покровителя алхимии - Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  • очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования , дистилляции ;
  • священного брака , соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.

Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны , Гермафродита и Салмакиды , самца и самки разных животных и т. д. , в индийской - союза Шивы и Шакти , в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).

Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскрешения мёртвых .

Роль алхимии в истории науки

Представление об алхимии как «примитивной химии », сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается , что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии . В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию », а практики получения различных веществ - как «внешнюю алхимию ».

Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ . Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма .

Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций , существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм , позднеантичный гностицизм , христианство , неоплатонизм , зороастризм , манихейство , суфизм , эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом

В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития , которая достигается, в частности, в результате Великого Делания . Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов . Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности .

Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок (англ.) русск. ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом ». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.

Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма , которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении . Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером , Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

См. также

Примечания

  1. Lipiński E. Semitic languages:Outline of a Comparative Grammar. - Leuven: Peeters, 1997. - P. 563. - ISBN 90-6831-939-6 .
  2. Сабадвари Ф., Робинсон А. История аналитической химии. - М.: Мир, 1984. С. 16.
  3. Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. - М.: Наука, 1980. 399 с.
  4. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. - М.: Наука, 1969. 455 с.
  5. Edwardes, Michael The Dark Side of History, - New York: Stein and Day, p. 29
  6. Strathern, Paul Mendeleyev’s Dream - the Quest for the Elements, - New York: Berkley Books, 1977
  7. Ragai, Jehane The Philosopher’s Stone: Alchemy and Chemistry //Journal of Comparative Poetics, vol. 12, 1992, pp. 58-77
  8. Holmyard E. J. Maslama al-Majriti and the Rutbatu’l-Hakim//Isis journal, vol.6, iss. 3, 1924, pp. 293-305
  9. Мировая история. Средние века

Понятия «алхимия», «философский камень» всегда привлекали людей, как нечто загадочное и запретное. Окруженные тайной, овеянные преданиями и домыслами, они до сих пор будоражат пытливые умы. Так что такое алхимия, и чем занимаются алхимики?

Значение понятия

Точное происхождение понятия «алхимия» (лат. аlchymia от араб. al-kimia) не известно. Принято считать, что в арабский язык оно пришло из греческого. Там существовали схожие слова, означавшие «эссенция», «сплав», «литье», «смешивание». В Грецию понятие попало из Египта, где «keme» означало «черный», «черная земля» и имело отношение к знаниям, связанным с землей и металлами.

То есть, основным объектом изучения алхимии с древних времен были металлы и их преобразование.

История возникновения и развития

История алхимии начинается в глубокой древности. В науку эта область знаний превратилась в период поздней античности. Большой вклад внесли александрийские ученые (Египет III-IV вв.), разработав систему металлопланетной символики. Каждому металлу соответствовало небесное тело (золото – Солнце, серебро – Луна, ртуть – Меркурий и т. д.).

Последователями античных ученых стали арабские алхимики, принесшие эти знания в Европу после завоевания Пиренеев в VIII в.

Что изучала алхимия

Наибольшее распространение алхимия получила в Европе в средние века. Многие считают, что алхимия – прообраз современной химии. Однако она включала в себя и философские знания о природе и человеческой душе.

Основной целью ученых был поиск путей для совершения качественных изменений внутри объектов, их перехода на иной уровень. Это относилось и к одушевленным, и к неодушевленным предметам. Помочь в таких преобразованиях должен был философский камень, или жизненный эликсир. Ученые упорно искали это вещество как средство превращать металлы в золото и серебро, исцелять болезни и омолаживать организм.

Роль алхимии

Открытия алхимиков оказали огромное влияние на развитие естественных наук. Это получение сплавов, солей, кислот и щелочей, красок. Были разработаны многие методы лабораторных работ. Велик и вклад алхимиков в развитие фармакологии, медицины (Авиценна, Парацельс). То есть, алхимия оказалась очень полезной наукой.

Алхимия - средневековая наука, предшествующая химии. Изучая свойства различных веществ, ставила цель найти средство продления молодости и возможность превращения неблагородных металлов в золото и серебро.
Термин «алхимия» происходит либо от арабского слова Al-kimia - производится, либо от слова kemi, коптского названия Египта, либо от греческого слова, означающего жидкость, сок.

Краткая история алхимии

    Родиной алхимии считается Древний Египет. Началом науки считаются труды мифического Гермеса Трисмегиста. Жил такой человек или нет - утверждать сложно, но книги, хотя далеко не все, приписываемые ему известны
  1. Пэмандр
  2. Вселенское слово Гермеса Асклепию
  3. Священное слово Г. Трисмегиста
  4. Кратир, или Монада
  5. Невидимый Бог весьма явен
  6. Благо в одном Боге и нигде больше
  7. Величайшее зло для людей неведение Бога
  8. Ничто не исчезает
  9. О мысли и ощущении
  10. Ключ,
  11. Ум к Гермесу
  12. О всеобщем Уме
  13. О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе
  14. Мудрость
  15. Посвятительная речь, или Асклепий

Существуют также три больших отрывка из книги «Дева мира» (или «Зрачок мира»); десять отрывков из разговора Гермеса с сыном его, Татом; восемь отрывков из книг Гермеса к Аммону; девять кратких отрывков без названия и, наконец, три «определения» Асклепия царю Аммону: о солнце и демонах, о телесных страстях и похвала царю. Средневековые алхимики приписывали Трисмегисту так называемую Изумрудную таблицу - отрывок загадочного содержания и неизвестного происхождения, где находили аллегорическое описание философского камня, они признавали этот отрывок основным текстом своего учения, которое и называли поэтому Герметической философией или Алхимией.

Усиленно и целеустремленно занимались алхимией греки, передавшие эстафету арабам в пору расцвета исламской цивилизации. От арабов восприняли идеи алхимии европейцы.

Знаменитые алхимики

  • Абу-Муза Джафара-аль-Софи. Жил в Севилье в конце VIII начале IX века. Предполагал, что металлы являются телами меняющейся природы, и состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно добавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.
  • Альберт фон Больштедт (Альберт Великий) (1200, - 15 ноября 1280) - немецкий философ, и богослов. Жил в Париже, Регенсбурге, Кельне. Занимаясь в том числе алхимией впервые выделил мышьяк в чистом виде.
  • Роджер Бэкон (около 1214 - после 1292) - английский философ, ученый. Жил в Париже, Оксфорде. Занимаясь алхимией, делил её «теоретическую, которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине» (Википедия)
  • Арнольдо Вилланова (ок. 1235-1240 - 1311) - испанский врач, издал более 20 алхимических трудов, в том числе о ядах, противоядиях, лечебных свойствах различных растений и способах их употребления. Создатель так называемой медицинской алхимии
  • Раймунд Луллиус (1235 – 1315) - философ, богослов, писатель, путешественник. Жил в Испании, Франции, Италии, странствовала по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку. Написал несколько алхимических сочинений, наиболее известные из которых «Завещание», «Сборник правил, или путеводитель по алхимии», «Опыты».
  • Джованни Фиданца (Бонавентура) (1121-1274) - философ, теолог, католический священник. Жил в Париже, Лионе. В своей «Книге, составленной на основе многих опытов», писал о фармации и медицине; установил свойство азотной кислоты растворять серебро, отделяя его от золота.
  • Василий Валентин (1565-1624). Жил в Германии. В своих сочинениях по алхимии «Триумфальная колесница антимония», «О великом камне древних мудрецов», «Последнее завещание», «Раскрытие тайных приемов», «Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов», «О микрокосме», «О тайной философии» приводит новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения, в том числе впервые упоминает о соляной кислоте, даёт подробное описание сурьмы и её соединений.
  • Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037)
  • Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази или Разес (864-925)
  • Абу-ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни (973 – 1048)
  • Абд ар-Рахман Ал Хазини (первая половина XII века)
  • Никола Фламель (1350 — 1413)
  • Альфонсо Десятый (1221 - 1284)
  • Пьер Добрый (1340 - 1404)

    Все они искали т. н. Философский камень или красный лев, или великий эликсир, или красная тинктура, панацея жизни, жизненный эликсир, с помощью которого серебро, а, возможно, и неблагородные металлы, превращались бы в золото, а раствор его, так называемый золотой напиток (aurum potabile), принятый внутрь в малых дозах, помогал исцелять болезни, возвращать молодость, продлевать жизнь до бесконечности

«Комната имела восемь футов в длину, шесть в ширину и столько же в высоту; три стены (были) увешанны шкафчиками, полными книг, над шкафчиками были устроены полки, вмещавшие множество колб, склянок и коробочек. Напротив входа, кроме колб и реторт, помещалась печь - с козырьком, мехами и колосниковой решеткой. На ней стоял раскаленный добела тигель с кипящей жидкостью, пар от которой выходил через трубу на крыше; среди склянок, коробок и книг, в живописном беспорядке разбросанных по полу, виднелись также медные щипцы, куски угля, мокнущие в каких-то растворах, чаша, наполовину налитая водой: с потолка на нитках свисали пучки трав - одни из них на взгляд казались свежими, другие, видимо, были собраны уже давно» (А. Дюма «Жозеф Бальзамо» )

Алхимия относится к разделу оккультных наук и учит тому, как достичь центра всех вещей . Мы привыкли воспринимать её, как псевдонаучную, как науку, направленную на добывание золота из неблагородных металлов с целью наживы. И действительно, ряд алхимиков действовали из корыстных побуждений, однако сама алхимия, появившееся в первые века нашей эры, носила глубокий философский смысл, давший понимание об устройстве мира и человека .

Алхимик создаёт в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов. Ставит своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса, соучастие в космотворческом процессе. Исходит из представления о субстанциальном единстве мира и универсальности перемен.

Алхимия встала на одну ступень с астрологией и медициной. Именно она послужила толчком для развития современной химии и медицины. Иногда её называют безумной матерью разумной дочери химии. Однако это не так. Хотя и алхимия, и химия работают с природными элементами, их принципы и цели, а также методы различны. Химии необходимы химические вещества, лаборатории и физический посредник — человек. Алхимия же кроме этого нуждается в философских и моральных основах, и её опыты осуществляются не всегда при помощи физического тела, но всегда при помощи души.

Это можно рассмотреть на примере с молекулой воды. Все знают, что молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Если мы соответствующим способом отделим водород от кислорода, то добьёмся разделения молекулы воды и получим два разных элемента, которые будут существовать по отдельности. Это химическое явление. Теперь, чтобы увидеть, что такое алхимическое явление, предположим, что мы взяли атом водорода и с помощью приёмов, свойственных алхимии, осуществили его внутреннее изменение, преобразование, в результате которого атом водорода превратился в атом другого элемента. В наше время этот процесс известен как ядерная или атомная реакция, мы называем его расщеплением атома. Но на самом деле это алхимический феномен.

В этих трансмутациях есть глубокий смысл: всё существующее в природе, во Вселенной движется, развивается, стремится к чему то, имеет цель и предназначение .

Истоки алхимии находятся в древнем Риме, Греции, Египте. С падением Римской империи она перебралась на Восток. Сложно сказать точно, что означает данное слово, так как есть множество предположений о том, откуда оно берёт свои корни. По одной из этимологических дешифровок "алхимия" происходит от Chymeia — наливание, настаивание, — указывая на древнюю практику восточных врачевателей-фармацевтов. По другому мнению, корень Khem или Khame подразумевает чернозём и Чёрную страну, т. е. Древний Египет ("Та Кемет"). Изучение земных недр: в латинском языке humus — земля — третья версия этимологии слова. Древнегреческий словарный арсенал вызывает следующие фонетические ассоциации: хюмос — сок, хюма — литье, поток, река, химевсис — смешение. Древнекитайское ким — золото — указывает на дальневосточное происхождение, а приставка "ал" — на арабское. Александрийский философ Зосима считал, что "алхимия" происходит от библейского Хама.

"Как все вещи вышли из Одного, вследствие размышления Одного, так все было рождено из этой единственной вещи" . Гермес Трисмегист.

На основании этого алхимики предположили, что неблагородные металлы изначально были благородными, но в следствие собственного загрязнения (зачернения), стали неблагородными.

Процесс превращения неблагородных металлов в благородные носил на самом деле глубокий философский смысл и символически делился на несколько этапов:

  1. Calcinatio. Символизирует "смерть мирского", то есть отрешение от всех жизненных интересов и внешнего мира.
  2. Putrefactio. Заключается в отделении бренного праха.
  3. Solutio. Обозначает очищение материи.
  4. Distillatio. "Дождь" очищенной материи, то есть элементов спасения, разделённых в предыдущих действиях.
  5. Coincidentia oppositorum. Объединение противоположностей. Тесный союз мужского сознательного и женского бессознательного, описанного К. Юнгом.
  6. Сублимация. Символизировала страдание, являющееся результатом мифического отъединения от мира и посвящения духовным устремлениям.
  7. Философское затвердение. Неразрывное соединение принципов сгущённости и летучести: мужское начало (в отличие от женского) "сохраняет" принцип изменяемости.

Алхимическую эволюцию можно выразить кратко формулой Solve el Coagula, что означает: анализируй все элементы в самом себе, раствори всё низменное в тебе, даже если при этом ты можешь погибнуть, а затем концентрируйся с помощью энергии, полученной от предыдущей процедуры.

Алхимию рассматривают как образец всех других дел. Она показывает, что добродетели можно культивировать при любых, даже простейших видах деятельности и что душа укрепляется, а индивид развивается.

Эвола отмечал: "Наша работа представляет собой трансформацию и превращение одного существа в другое, одной вещи в другую, слабости в силу, телесной природы в духовную…"

Данная наука преследовала 3 цели:

  1. Поиск способа получить золото из менее благородных металлов, чтобы обогатиться и в конечном итоге обрести власть.
  2. Достижение бессмертия. Даосцы в настоящее время успешно используют это в своих практиках бессмертия.
  3. Достижение счастья.

Основой всех алхимических теорий является теория четырёх элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворённой Первичной материи. Из неё он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырём элементам пятый — квинтесенцию. Триада алхимиков — сера, соль и ртуть, причём сера означает принципы мужского, ртуть — женского, а соль — движение. В результате взаимодействия качественных принципов и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Трансмутация металлов должна быть завершена получением философского камня — в виде металлического порошка, камня или эликсира жизни. Получение эликсира бывает само по себе целью. Однако, камень, добываемый искателем, прежде всего обозначает глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип.

Таким образом, философия алхимии позволила ей занимать одно из ведущих мест в модусе символического мышления и до наших дней.

лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия, универсального растворителя и т.д. Алхимики внесли вклад в развитие получения ценных продуктов, а именно минеральных и растительных красок, стекла, эмали, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов, а также в разработку некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Алхимия

(нем. Alchimie, от араб. ´al-kimiya) - позднеантичное и средневековое учение о строении и превращении веществ. А. сложилась в III в. н.э. в Александрии на основе технических знаний о веществах (получение металлов, красок, лекарств и т.п.), космологической мистики Ближнего Востока и философии неоплатонизма. Термин возник в VII в. у арабов, а нынешнее понимание А. (получение золота и серебра из иных металлов) появилось лишь в XVII в., с рождением химии.

В течение столетий единственным основополагающим соч. А. была Tabula Smaragdina (Изумрудная скрижаль), приписанная мифическому древнему автору Гермесу Трисмегисту; в этом соч. золото отождествлено с солнцем, а серебро - с луной; мир объявлен единым целым, которому солнце - отец, а луна - мать. Смутное предписание Изумрудной скрижали («Отдели землю от огня...» и т.д.) и пророчество («Так свершится единение всех вещей... И вот уже вселенская слава в дланях твоих») были поняты как призыв подчинить природу путем златодельческих манипуляций. От той же эпохи (III в. н.э.) дошли два папируса, описывающие приемы получения сплавов, похожих на серебро и золото, а также подделки жемчуга, пурпурного крашения тканей и т.п. С самого начала алхимическое учение было неразрывно связано с герметической философией (герметизм). Неоплатонизм дал всему этому теоретическую базу, в т.ч. антиатомизм (утверждение непрерывности материи) и параллель макро- и микрокосма. Античная идея четырех стихий преобразилась в учение о порождении всех металлов за счет соединения серы и ртути при содействии соли (причем направлять превращение металлов в золото должен был катализатор, «философский камень» - таинственное вещество, получение которого А. ставила главной целью). Отсюда идея Tria Prima - трех первоэлементов, из которых якобы создано все сущее, в т.ч. и все живое. Все прочие элементы мыслились получаемыми из основных путем перехода, который называли трансмутацией. Тем самым А. выражала претензию быть общей натурфилософией: экспериментируя с Tria Prima, можно сделать все, вплоть до искусственного человека (гомункулуса).

В XIV–XVI вв. успехи А. в подделке золота привели к наводнению рынка фальшивой монетой, которую чеканили многие монархи Европы. В 1317 Папа Иоанн XXII издал буллу против алхимиков-фальшивомонетчиков, отметив связь А. с магией. Однако А. продолжала развиваться при королевских и княжеских дворах. В XVI в. А. способствовала развитию медицины, в частности, фармакологии (Парацельс и др.). Языческий характер учения А. и его близость к колдовству вызывали запреты и преследования А., иногда вплоть до сожжения алхимиков. На Тридентском соборе была определена позиция Церкви в отношении А.: занятия А. допустимы, если они способствуют познанию свойств веществ и не противоречат нормам христ. веры и нравственности.

Идея единой вещественной природы живого и неживого родила мысль, что тело человека можно совершенствовать теми же приемами, что и металлы, причем универсальным лекарством должен служить философский камень (который поэтому называли и панацеей, и эликсиром жизни). Отсюда - поиск универсальных приемов лечения (т.е. возврат к идее Гиппократа) и получение химическим путем лекарств, что преобразило медицину. В ходе попыток найти филос. камень были открыты многие важные химические факты. С утверждением основной идеи химии (элементы друг в друга не переходят) А. в XVIII в. перестала считаться наукой и сохранилась лишь как эзотерическая область знаний.

Неполное определение ↓