Домой / Снять / Почему ваши молитвы «не действуют. Почему молитва не идет Почему нет горячего желания к молитве

Почему ваши молитвы «не действуют. Почему молитва не идет Почему нет горячего желания к молитве

Молитва по соглашению "Доброуст" многого требует от своих участников. Ежедневно читать молитвенные записки, Псалтырь по усопшим по соглашению, Евангелие по главе за человека. Все это серьезные духовные рычаги, сильно влияющие на реальность. Так и переутомиться можно...

Практика показывает - выдерживают такой серьезный молитвенный график немногие. Просто потому, что мы часто совершаем одну ошибку. Мы любим успех. Мы любим чувствовать себя победителями. Нас этому учат. Нас к этому призывают. Мы не хотим делать нечто, если оно не сулит победы. Если оно не наполняет нас триумфом победителя. Молитва по соглашению скорее очень яркий лакмус, показывающий, как мало мы можем. Собственная слабость - это та правда, с которой сталкивается молящихся... Что же делать в такой ситуации?


Мы поставлены перед противоречием. Много молишься? Устаешь? Тебя хочется обнять за твое доброе сердце, но сам себя ты похвалить не сможешь. Даже внутренне. Сразу будет звонкий щелчок кнутом от собственного же внутреннего надзирателя "а ну стоп... что за гордыня..." Мы не даем себе права радоваться за выполненный духовный труд. И это одна из причин, по которой духовный труд мало кто любит. Он не вознаграждаем привычной нам системой мотивации.
Нас не поддержат и близкие. Они могут знать про нашу молитвенную работу, но... Если ты подмел всю квартиру, перемыл всю посуду, ты услышишь слова моральной поддержки. Ты молодец, ты сделал нечто наглядно, очевидно общеполезное. Но если ты выполнил духовный труд, за него не принято хвалить. Напротив, многие сделают как раз обратное. Чтобы смирить или потому что твоя активность их раздражает. Да и плоды как то не очевидны, а ведь труд серьезен.

Преамбула красноречива. Не хвалят, скорее ругают, плюс уныние от молитвы за других, плюс искушения в ассортименте и прямые бесовские нападки. Хочется бросить.

Но есть те, кто не бросают. Как они это делают, какие приемы используют?

"Доброуст" создавался человеком, знающим нашу психологию. Например, в "Доброусте" очень много времени можно тратить на изучение статистики "сколько помолились за моих близких". Это наглядно, это "то, что можно пощупать". Цифры кол-ва поминовений вроде бы фантомны, но они (в свою очередь) отражают меру чужих молитвенных усилий. И косвенным образом выражают и "прогресс вымаливания", если так можно выразиться. Изучение статистики - это тот позитив, которого не хватает в молитве. Это один из приемов. Причем очень сильный. Видеть, как растет общее число поминовения твоих близких.

Очень хорошо поддерживает зримый эффект помощи. Отлично работают типы молитвы о примирении. Попробуйте кого-нибудь примирить, узрите результат и это вас поддержит. Вы занимаетесь не странной ерундой, а реально меняющей реальность сложной деятельностью. Вообще, большой помянник ощутимо увеличивает желание молиться.

Когда в помяннике три человека - мне всегда больно. Я начинаю задаваться вопросом "неужели у этого человека только три имени пришло в голову, когда речь зашла о молитвенной помощи"? Добавьте больше - бабушек, дедушек, близких, сослуживцев. Больше помянник - интереснее изучать его статистику.

Неплохо помогает изучать факты помощи. Очень хорошим методом является рассчитать свою активность. Не бросать молитву полностью, а составить себе план. Молюсь каждую неделю в понедельник и четверг. Это - план, это порядок. Часто люди бросают молиться, потому что хотят достичь хорошего результата, но потом понимают, что "этот процесс может затянуться". А зримого результата нет. И чтобы избавиться от внутреннего надрыва, бросают молитву полностью.

Кстати, для меня очень большой вопрос - "почему те, кто оставляют молитву в Доброусте, хотя бы не оставляют для себя милостыню за имена"? Ведь для этого не надо молиться, а 100 рублей в месяц найти реально. И вот ты уже реально продолжаешь быть деятельным участником "Доброуста". У тебя сохраняется ниточка связи со святым деланием. Ты приносишь пользу десяткам тысяч имен.

Ну и что, что 100 рублей. Почитайте про клиническую смерть Клавдии Устюжаниной . Ей Божья Матерь сказала, что за стакан воды, поданной как милостыня, на том свете напивается бессчетное число душ (кстати, именно этот эпизод подтолкнул создать соборную милостыню).

Но людям не хочется, чтобы их деятельность была похожа на собачий вальс. Весело и легкомысленно. Им надо, чтобы торжественно гремел Вагнер, чтобы летели Валькирии, чтобы небеса тряслись от серьезности момента. Либо литавры, либо бросить молитву. Это две крайности. Я сам этим грешу, надрывая себя. Духоносные старцы, имеющие опыт молитвы, не даром говорят про золотую середину. Она даст лучшие результаты.

Представьте, если бы каждый участник "Доброуста" не бросил бы молитву, а читал по 25 записок в день. Это - 5 минут в день. Но общее число поминовений было бы устрашающе большим. Выработка средней меры - путь к долгой молитве. Типа "да, я кладу кирпич в эту кладку, но это важный кирпич, потому что задача не в размере кирпича, а в том, что я его вообще кладу, что рядом со мной это делают еще тысячи людей".

Сила соборной молитвы не в грандиозном подвиге одного, а в усидчивости десятков тысяч. Кстати, именно этим эффектом соборности объясняется Китайский экономический феномен. Те, кто когда-либо видел, как работают китайские рабочие, со мной согласятся. Как муравьи.

Ну а если совсем прижало? Тогда только небольшая милостыня за имена и... раскручивайте "Доброуст" реферальной ссылкой, ищите друзей. Пока не читайте записки, отдохните. Это другой вид деятельности. Но он тоже приносит огромную пользу проекту, вам приносит очки активности (а значит, молитва за ваши имена не останавливается). В конце концов, у нас не стоит задача выжать наших участников до капли. Вы молодцы, что пробуете, что стараетесь, что вкладываете кирпичик в это здание. Поверьте, самый активный участник все равно не в состоянии внести такой вклад, чтобы его молитвенный кирпич было видно с расстояния 100 метров.

Ну и хочется все-же сказать. Вы молодец. Что читаете эту статью, что тратите время на изучение молитвы по соглашению. Пусть и не принято в нашей среде хвалить за духовную активность. Я верю в ваш разум и что вы будете бороться с тщеславными помыслами. Главное - вы стараетесь, вы действуете... А значит, идете по тернистому духовному пути.

Как молитвы превращаются в бессмысленное занятие.

Жаль, но я не могу сказать, что моя молитвенная жизнь - это образец искренности и ревностной веры.

Но, если уж быть честным до конца...

Молитва - это самая проблематичная область в моей жизни с Богом. Для меня настоящая проблема выделить время для молитвы. Мне трудно найти подходящее место для молитвы. У меня не получается молиться вдохновенно о серьёзных вещах с огромной верой. Я не могу проявлять постоянство в молитве и молюсь недостаточно усердно. Я даже иногда не молюсь, когда даю обещание помолиться о ком-то.

В моём случае дело не в том, что я не вполне доверяю силе Божьей, просто я всё время впадаю в искушение превратить мою христианскую жизнь в список дел с пустыми квадратиками рядом, где я ставлю галочки «сделано».

Недавно я понял, что моя самая большая проблема заключается в том, что я делаю всё по привычке, на «автомате».

Мне нравится время совместной молитвы в нашей церкви, потому что там я вспоминаю, что молиться нужно с верой и предвкушением ответа. Мы собираемся каждую неделю на час, и это воистину прекрасное время. Сразу видно, что все собравшиеся находятся в ожидании чудес. Потому что нет никакой другой видимой причины, чтобы люди сотнями приходили в одно место посреди рабочей недели, чтобы помолиться вместе. Мы все приходим туда для того, чтобы увидеть своими глазами, как будет действовать Бог.

Возможно, вы подумаете, что, если уж человек вкладывает столько усилий ради молитвы, то наверняка ожидает какого-то результата. Но уверяю, вполне возможно и ничего не ожидать.

В моём случае, дело не в том, что я не вполне доверяю силе Божьей; просто я всё время впадаю в искушение превратить мою христианскую жизнь в список дел с пустыми квадратиками рядом, где я ставлю галочки «сделано».

Молитва без ожидания ответа - это бессильная молитва.

Я превратил молитвы в религиозный обряд, вместо естественного следствия моих отношений с Богом. Вместо того, чтобы молиться с ожиданием ответа в сердце, я чаще всего произношу заученные избитые фразы. Я, как дисциплинированный ученик - делаю правильные движения, а радости не испытываю - просто считаю это своей обязанностью.

Молитва без предвкушения (ожидания ответа) - это бессильная молитва. И вот что я понял, глядя на полный зал молящихся - если я молюсь без предвкушения, то я молюсь без веры. А молитва без веры - это и не молитва вовсе, а пустая религия.

Молитва никогда не входила в список дел, и никогда не была пустозвоном. На самом деле, Иисус предупреждал насчёт такой бездушной пустой молитвы без веры в Матфея 6:7: «молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны».

«Бог либо даст нам то, о чём мы просим, либо то, о чём бы мы попросили, будь мы в курсе всех подробностей, как Он Сам»
- Тим Келлер.

Молитва - это просто разговор с Богом, в котором присутствует вера. Это действие с нашей стороны, когда мы в смирении приходим к могущему всё Богу со своими земными просьбами.

Я не думаю, что молитва должна состоять из каких-то специальных фраз или звучать как-то по-особенному, чтобы нас услышал Бог. Я не думаю, что надо непременно запираться где-нибудь в укромном месте или вставать на колени у изголовья. Я также не думаю, что Бога может впечатлить длинная молитва или разочарует короткая. Я думаю, что Он ждёт от нас честности и молитвы с верой, на какую мы только способны.

Мы можем всегда молиться с предвкушением ответа потому, что Бог всегда слышит и отвечает. Он не всегда отвечает «да», но Он всегда даёт нам лучшее, что нам нужно, не важно, понимаем мы это или нет. Тим Келлер говорит: «Бог либо даст нам то, о чём мы просим, либо то, о чём бы мы попросили, будь мы в курсе всех подробностей, как Он Сам».

Как ленивую лошадь люди плетью гонят и побуждают идти и бежать, так нам должно убеждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя таковой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Дело жизни нашей идет так: привносит кто в дело от себя труд произволения, и получает, что потребно для него от благодати... Молитва с самопринуждением и терпением рождает молитву легкую, чистую и сладостную. И та, с самопринуждением бывающая, есть дело произволения, а эта, совершаемая с услаждением, есть дело благодати.

Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560).

Я дышу и это не доставляет мне труда. Это свойство человеческого существа. Так и молитва была его свойством до падения. Теперь же молитва стала трудом, понуждением, как у больного человека затруднено дыхание.

Иеромонах Василий Оптинский (Росляков) (1960-1993).


Вы говорите: «В Бога я верю, но вера моя какая-то неровная. Иногда я молюсь с наслаждением: иногда только по привычке отчитываю молитвы».
И прекрасно делаете, что по привычке их читаете. Этот труд, это понуждение, это изволение первичное, этот навык более в нашей воле, чем то наслаждение, которым Вы довольны. Это один из главных пунктов современных ошибок и недоумения. Мы все нынче ищем сразу сильного чувства, трогательного ощущения, искренности и т. д... Это большая ошибка. Не только ровную молитву приобрести невозможно; но и ровная вера едва ли кому-нибудь доступна, разве великим подвижникам. (И за то, что у них вера всегда ровна, я не ручаюсь; свидетельств святоотеческих на это не помню).

Философ Константин Леонтьев (1831-1891).

Пренебрегающего заповедью о молитве постигают самые тяжкие нарушения прочих заповедей, передавая его одно другому, как узника.

Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)

Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться - увидишь, что плоть сделалась покорною твоею рабою. Молитва и ее оживит.Помни всегда, что плоть лжива.

Говорят: нет охоты — не молись, — лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие небесное нудится (Мф. 11, 12); без самопринуждения к добру не спасешься.

Необходимо возбуждать сердце к молитве: иначе оно совсем иссохнет.

Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будем принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя.

Иногда мы стоим в церкви или дома на молитве в расслаблении духа и тела: и бессильна, хладна, бесплодна бывает душа наша, как оная языческая неплодящая церковь; но лишь напряжем сердце свое к искренней молитве к Богу, обратим мысли и сердце к Нему с верой живой тотчас оживет, согреется и оплодотворится душа наша; какое вдруг спокойствие, какая легкость, какое умиление, какой внутренний святой огонь, какие теплые слезы о грехах... Ах! зачем мы чаще не обращаем сердец своих ко Господу! Сколько у Него всегда сокрыто для нас покоя, утешения!

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы.

Преподобный Агафон Египетский (V век.)

Как в древние времена, так и теперь упражнение в молитве возможно и даже необходимо для всех; молитвою все получается, даже самая молитва, и потому не нужно никогда оставлять ее.

Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле; а молиться с умилением зависит от Бога.

Если и не достигнешь вполне плодов и совершенства молитвы, то хорошо и то, если скончаешься на пути к ней.

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

Принуждение себя и понуждение на молитву очень нужно в молитвенном подвиге.

Враг внушает различные помыслы для смущения неразумных, говоря, что молитва требует сосредоточенности, умиления и т. д., а если этого нет, то она только прогневляет Бога; некоторые слушают эти доводы и бросают молитву на радость врагу... Не следует внимать искусительным помыслам, надо гнать их далеко от себя и, не смущаясь, продолжать молитвенный труд. Пусть незаметный плод этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления и т. д., - все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она бесшумно совершает свое дело...

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

Неправильно говорят, что молитва легка, что молитва - радость. Нет, молитва есть подвиг. Святые отцы говорят, что когда человек молится легко, с радостью, это не он молится сам, а ангел Божий молится с ним, вот ему и хорошо так. Когда же молитва не ладится, когда ты устал, хочешь спать, когда не хочется тебе молиться, а ты все молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва, потому что ты тогда молишься сам, трудишься для Бога, Он видит этот твой труд и радуется твоему усилию, этой работе для Него.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883- ок. 1937).

Мы, грешные, не можем постоянно находиться в горении, в пламенном желании быть с Богом. Не смущайтесь этим. Вспомните вдовицу, которая дала две лепты. Это так мало, что мы, по-мирскому, швырнули бы эти две лепты: «к чему они?» Другие давали много, а Христос сказал, что малый дар вдовы был больше всех, ибо она дала всё, что имела. Поэтому не смущайтесь тем, что вам не хочется молиться, что у вас нет покаяния.

Делайте, делайте внешнее, ибо внешнее зависит от вас, внутреннее же от вас не зависит. Но за внешнее Господь даст вам внутреннее.

Здравствуйте, Батюшка! Я вчера отправила Вам вопрос, довольно сумбурно изложенный, относительно нехватки времени и боязни наступления дня, когда я скажу себе: сегодня не буду молиться. На самом же деле мне хотелось бы уточнить, что вопрос мой в следующем: когда наступает такое состояние, что не хочется молиться, и приходиться себя заставлять, то во время молитвы, конечно же, присутствуют разные посторонние мысли. И бывает, что чувствуешь себя настолько беспомощным в том, что не можешь их отогнать, не можешь молиться СЕРДЦЕМ, а не только устами. Батюшка, ведь такая молитва - это грех, я знаю. Но если все же так случается, что лучше: вовсе не молиться (если приходится себя заставлять), или молиться вот так... плавая в этих своих мелких посторонних мыслях, и лишь в некоторые моменты ловя себя на том, что ты как бы очнулся, что вник в те слова, которые произносят уста?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мысль о том, что иногда молитва может быть человеку в грех, встречается уже в священных ветхозаветных книгах: «молитва его да будет в грех» (Пс.108:7) «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Прит.28:9). Молитва бывает в грех тогда, когда человек совершает ее лицемерно или в состоянии озлобления. Она также может быть в осуждение, когда человек произносит ее с явным небрежением, ибо во время моления человек общается с Богом. Неумелая, рассеянная молитва, если она творится искренне, в вину нам не ставится. Когда ребенок еще не научился хорошо говорить, но очень хочет общаться с отцом, разве родитель будет им недоволен. Совершенная молитва – дело совершенных. Св. Иоанн Лествичник говорит: «непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе; ибо от новоначальных послушников Бог не ищет молитвы без парения. Потому не скорби, будучи расхищаем мыслями. Благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу» (Слово 4-е. 92).

Св. праведный Иоанн Кронштадтский, прежде чем обрел дар совершенной молитвы, горячо просил об этом Бога. И нам надо молиться об этом. Призывая помощь Бога, необходимо и свои прилагать старания. Слова Спасителя «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12) относятся и к молитвенной жизни. Чем больше человек упражняется в молитве, тем быстрей к нему придет навык в этом деле. Нужно удаляться от всего суетного, что возбуждает чувства и пленяет ум. Если человек посидел у телевизора и стал на молитву, то вряд ли будет совершать ее с вниманием. Сознание его наполнено только что полученной информацией. На молитву надо настроиться. Хорошо в течении нескольких минут собрать себя и приготовиться к общению с Богом. По мере духовного роста будет совершенствоваться и молитва.

Г оворят: нет охоты — не молись. Лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, таки совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие Небесное силою берется (Мф.11,12); без самопринуждения к добру — не спасешься.

Н е верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться — увидишь, что плоть сделалась покорною твоею рабою. Молитва и ее оживит.

Святой праведный Иоанн Кронштадский (1829-1908).

Д ело жизни нашей идет так: привносит кто в дело от себя труд произволения и получает что потребно для него от благодати... Молитва с самопринуждением и терпением рождает молитву легкую, чистую и сладостную. И та, с самопринуждением бывающая, есть дело произволения, а эта, совершаемая с услаждением, есть дело благодати.

Преподобный Зосима Палестинский (+ ок.560) .

М олиться с самопонуждением состоит в нашей воле; а молиться с умилением зависит от Бога.

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

М олитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы.

Преподобный Агафон Египетский (Vв.).

Е сли это домашняя молитва, то можно немножко, на несколько минут, отложить ее... Если и после этого нейдет... нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголемое, и чувствовать... Подобно тому, когда дитя не хочет наклониться, его берут за чуб и нагибают... Иначе вот что может случиться: ныне неохота — завтра неохота, а там и совсем молитве конец.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

В раг внушает различные помыслы для смущения неразумных, говоря, что молитва требует сосредоточенности, умиления и т.д., а если этого нет, то она только прогневляет Бога; некоторые слушают эти доводы и бросают молитву на радость врагу... Не следует внимать искусительным помыслам, надо гнать их далеко от себя и, не смущаясь, продолжать молитвенный труд. Пусть незаметный плод этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления и т.д. — все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она бесшумно совершает свое дело.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

М ы, грешные, не можем постоянно находиться в горении, в пламенном желании быть с Богом. Не смущайтесь этим. Вспомните вдовицу, которая дала две лепты. Это так мало, что мы, по-мирскому, швырнули бы эти две лепты: к чему они? Другие давали много, а Христос сказал, что малый дар вдовы был больше всех, ибо она дала все, что имела (см.Мк.12,42-44). Поэтому не смущайтесь тем, что вам не хочется молиться, что у вас нет покаяния.

Д елайте, делайте внешнее, ибо внешнее зависит от вас, внутреннее же от вас не зависит. Но за внешнее Господь даст вам внутреннее.

Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).

Н е бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя к молитве при сухости души — тот выше молящегося со слезами.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

В состоянии полного охлаждения и омрачения души надо обязательно выполнять правило, несмотря на холодность, рассеяние и прочее. «Дай кровь и приими Дух».

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).